Hotel & Resort 10 июля 2012 г.
Гостиничные рынки России, СНГ и Грузии: операционные показатели
В 2011 г. гостиничные рынки России, СНГ и Грузии продолжили восстановление показателей загрузки. Рост свыше 10% наблюдался на рынках Екатеринбурга (28%), Тбилиси (23%), Баку (16%), Казани (13%), Самары (12%) и Алма-Аты (11%). От ряда крупных городов, в частности Баку, ожидали большего. В Алма-Ате, несмотря на увеличение загрузки на 10,5% в 2011 г., зафиксировано второе по величине абсолютное снижение за последние пять лет – минус 10,4%. Москва демонстрирует наименьший прогресс среди всех городов (2%). Однако она имела самую высокую базу в 2010 г., а это означает, что даже такой рост – значительное увеличение в количестве проданных номеров. Кроме того, столица как один самых стабильных городов по показателям загрузки рынков за последние пять лет демонстрирует совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) в 1,1%, уступая лишь Ростову, который достиг результата CAGR в 0,3%. Помимо Москвы и Ростова, только у Казани (5%) и Еревана (2%) наблюдается положительная динамика за пятилетний период.
Операционные показатели по городам
Операционные показатели по городам – средняя цена за номер (евро)
Операционные показатели по городам – RevPAR (евро)
Операционные показатели по городам – средняя цена за номер
(национальная валюта)
Операционные показатели по городам – RevPAR (национальная валюта)
Что касается средней цены за номер (в местной валюте), в большинстве городов с 2010 г. наблюдается ее увеличение, причем Санкт-Петербург (11%), Екатеринбург (11%) и Астана (10%) лидируют. Зато «подешевели» гостиницы Еревана (-16%), Баку (-10%) и Тбилиси (-8%). При рассмотрении показателей в евро, Баку (-14%) и Киев (-1,3%) были единственными рынками, где средняя цена за номер в 2011 г. упала. В Грузии и Армении в этот же период зафиксировано значительное укрепление национальных валют по отношению к евро, с колебаниями валют в 25% и 20% соответственно. В итоге снижение величин в местной валюте превратилось в положительный рост в евро. Рынок Тбилиси, средняя цена на номера в котором снизилась на 8,4% в местной валюте, при пересчете в евро показал лидирующие по региону темпы роста (22%) в 2011 г. Киев и Баку, которые были единственными двумя странами, где снизилась средняя цена за номер в евро, пострадали от ослабления национальной валюты.
Таким образом, среднегодовой рост в местной валюте за последние пять лет был положительным для шести из двенадцати рынков, учитывавшихся в обзоре; однако, в пересчете на евро, лишь три из них продемонстрировали положительные цифры.
Рост RevPAR в местной валюте в 2011 г. был сенсационным. Все рынки, кроме Баку, продемонстрировали не только положительный рост, но и показатели свыше 10%. Екатеринбург лидирует (+42%), а в Москве зафиксирован наименьший прогресс – порядка 11%. Ереван – единственный, кто демонстрирует снижение RevPAR (-12%). В плане подсчетов в евро, на всех рынках цена за номер выросла: например, в Екатеринбурге, лидере по RevPAR, почти на 39%. Баку и Киев, показавшие рост соответственно в 5,3% и 14,2% в местной валюте, продемонстрировали наиболее низкий рост в евро (0,6% и 7,4%) за счет снижения курса местной валюты.
Чтобы еще больше подчеркнуть важность курса валют, мы рассматриваем среднегодовые темпы роста RevPAR за последние пять лет. В то время как в местной валюте только на восьми рынках наблюдается снижение, в пересчете на евро «упали» все, кроме одного (Екатеринбург). Колебания в состоянии местных экономик влияют на результаты гостиниц двояко: непосредственно на результаты операционной деятельности гостиниц (загрузка и средняя цена за номер) и на курсы валют. К показателям роста RevPAR следует относиться внимательно, поскольку падение результатов операционной деятельности с 2009 г. ослабило базу для роста. Поэтому даже незначительное увеличение в абсолютном значении приводит к значительным изменениям в процентах.
Информация предоставлена консалтинговой компанией HVS.
Реконструкция гостиниц: новый имидж существующей инфраструктуры
Большинство построенных в советские годы объектов давно не подвергались капитальному или хотя бы косметическому ремонту. Примеров по-настоящему качественной реконструкции и ребрендинга мало. Отчасти потому, что владельцы таких гостиниц неохотно признают необходимость обновлений. Но ведь серьезный износ старого гостиничного фонда в России плохо влияет на туристическую привлекательность страны в целом.
Так что ребрендинг проводить можно и нужно. Тем более что успешный опыт есть. Вспомнить тот же фантастически красивый «Рэдиссон Ройал Отель» (бывшая «Украина») или «Кемпински Мойка 22» с полностью воссозданным фасадом, спроектированным еще голландским архитектором Базилом фон Витте в 1852-1853 годах.
Практическими советами по воплощению в жизнь интересного проекта, с учетом сложностей работы с госзаказчиком, делится генеральный директор Severin Project Александр Балабин (фото). В качестве примера г-н Балабин привел реновацию гостиницы «Сочи» по заказу Управления делами Президента РФ.
В спортивных соревнованиях выигрывают отели. Сегодня в нашей стране на тысячу жителей приходится около 4,5 мест в гостинице, тогда как в Европе аналогичный показатель составляет 13-35 мест.
При этом поток посещающих Россию иностранцев так или иначе увеличивается. Где их размещать? Построить новые гостиницы в необходимом количестве? Малореально. И чем ближе дата какого-нибудь крупного спортивного события, тем дороже становится земля под строительство, и тем отчаяннее ситуация.
Понятно, что в условиях дефицита туристы выкупят любые номера в любых гостиницах, не глядя на их качество. Недавний пример: жители Лондона предлагали болельщикам Олимпийских игр ночевать в палатках в их палисадниках. За плату, разумеется. И места на газонах раскупали! К тому же, высокий спрос при недостатке предложения гарантирует, что любая введенная в эксплуатацию гостиница будет на 100% востребована на весь период пиковой загрузки. Но если планировать бизнес на долгосрочную перспективу, то имеет смысл обратить внимание на реконструкцию и ребрендинг того, что уже построено.
Хочу обратиться к отельерам: Универсиада-2013 в Казани, Олимпиада-2014 в Сочи, Чемпионат мира-2018 по футболу в 13 городах России – это не просто потенциальные доходы, но и мощная реклама для вашей гостиницы. Сделайте знаковый архитектурный объект – и упоминание в прессе практически гарантировано. После Олимпиады жизнь продолжится, но ажиотажного спроса наверняка не будет. Поэтому имеет смысл заявить о себе уже сегодня. Так реализуйте эту уникальную возможность, благо в России найдутся квалифицированные специалисты, способные эффективно реанимировать старый бренд. Реконструкция уже существующих гостиничных объектов и создание на их базе новых отелей экономически оправдана во всех отношениях.
Как не попасть в капкан? У проектов редевелопмента есть своя специфика. Обновленный фасад здания может и должен стать «лицом бренда», визитной карточкой гостиницы. Характерный пример из нашей практики – реконструкция «Объединенного санатория Сочи» Администрации Президента РФ, а точнее – центрального административно-бытового корпуса, который по задумке должен был превратиться в имиджеобразующий объект санаторно-гостиничного комплекса.
Большинство крупных гостиниц «советского образца» в России принадлежит государству. В свете спортивных событий, которые привлекут в нашу страну туристов со всего света, проекты редевелопмента государственных средств размещения становятся актуальны и очень востребованы. По действующему закону № 94 о гос.закупках, все подряды на выполнение работ для государства размещаются через открытые конкурсы. Информация о них появляется на соответствующих интернет-ресурсах, а далее работы ведутся согласно конкурсным условиям. Сразу скажу, что это не самый объективный способ подбора подрядчиков и определения истинной рыночной стоимости работ. Почему?
Нередко компания, выигравшая тендер и вроде бы соответствующая понятию «надежный подрядчик» по всем формальным признакам, не имеет достаточных ресурсов для успешной реализации проектов, поскольку ставит «на поток» сам процесс участия в конкурсах. В итоге берется за слишком большие объемы, не рассчитав силы. Тогда заказчик (госструктура) вынужден решать и ее, и свои проблемы, привлекая субподрядные организации для выполнения заявленных в конкурсе работ. Ну а когда главным критерием выбора подрядчика становится цена (как правило, минимальная), ситуация превращается в капкан, в который непременно угодят оба участника.
Расскажем о специфике работы генпроектировщика в прямом контакте с госзаказчиком, и о личном опыте работы в роли субподрядной организации у компании-победителя открытого конкурса.
Первый вариант – работа напрямую. Первое, что необходимо сделать: четко прописать цели и критерии оценки результатов. В работе с госструктурой в условиях «вертикальной интеграции» сделать это не всегда просто. Бюрократические механизмы в нашей стране таковы, что заказчик с его требованиями и представлениями о прекрасном часто недоступен. Информация от него передается в зашифрованном виде через цепочку уполномоченных лиц. Так что банальное формирование задания на проектирование становится первым тестом на выносливость, и тестом непростым. А вот сбор исходных данных обычно проходит легче, чем в работе с коммерческими структурами, так как заказчик и владелец обычно одно и то же лицо.
Следующий этап – многократные утверждения проектных материалов, эскизов и прочих решений, особенно касающихся внешнего и внутреннего вида проектируемых объектов. К сожалению, на практике результаты и сроки всех этих согласований практически невозможно определить заранее.
Еще одна сложность: проектировщику не всегда удается лично представить основные этапы работы должностному лицу, принимающему решения, сколько усилий для этого ни предпринимай.
Другой формой взаимодействия с государственным заказчиком становится субподряд. В этом случае на конечный результат влияют еще несколько факторов. Первый – сроки, которые «уже давно прошли». Ведь субподрядчиков зачастую привлекают, когда сложности с выполнением заявленного объема работ в указанные сроки уже возникли. При этом факт «опоздания» первоначально взявшиеся за работу исполнители признают не сразу.
Второй фактор – специфика коммуникаций. Вопрос приема и передачи информации, причем своевременно и без искажений, – сверхважная составляющая успеха. Нередки случаи наличия в одной госструктуре-заказчике несколько подразделений со своей зоной ответственности каждое. От характера и оперативности их взаимодействия друг с другом напрямую зависит своевременное получение ответов на заданные вопросы, скорость согласования техзаданий и т.д. Пресловутый человеческий фактор тоже никто не отменял. В итоге при работе с таким заказчиком проектировщику часто приходится брать на себя функции координатора, а то и дипломата, чтобы не допустить задержек рабочего процесса вплоть до его остановки.
Но вернемся к реконструкции сочинского санатория. Нам поручили проектирование порядка 12 объектов разного времени постройки и различного функционального назначения общей площадью около 19,5 кв. м. Сфера ответственности подразумевала предпроектную работу, архитектурные и объемно-планировочные решения, инженерное и инженерно-технологическое проектирование, а также подготовку рабочей документации.
При этом гостиничный фонд был представлен разноразмерными корпусами, от крупных до так называемых «дач для проживания отдыхающих». И если бы отличался только размер! Среди объектов были и полуглиняные-полукамышовые домики, и монструозные сооружения из металлических модулей, и здания в стиле неоклассики. Более того, на момент начала работ большинство их находилось в крайне запущенном состоянии и не соответствовали ни нормам СНиП, ни каким-либо стандартам гостиничного бизнеса. Санаторный комплекс, хотя и не является «олимпийским», все равно находится под пристальным вниманием Администрации Президента РФ, в силу местоположения. И от нас потребовалось переделать (фактически создать заново) чуть не 80-90% того, что имелось в наличии.
Административно-бытовой корпус общей площадью около 14000 кв. м был построен в 70-80-е годы и, как вся архитектура того времени, выполнен в условно-модернистских пропорциях. Перед нами поставили абстрактную задачу «сделать архитектуру». В частности, мы разработали дизайн-проект главного административного здания комплекса, которому предстоит стать имиджеобразующим объектом санатория. Центральная его часть представляет собой сплошной фасад со стопроцентным остеклением. Стоит добавить, что это первое здание, которое видят отдыхающие при въезде на территорию санатория. В итоге мы решили сделать акцент на фасад, которому предстояло стать «лицом» объекта.
Фасад – лицо гостиницы. Три примера дизайна можно видеть на фотографиях. На один вариант нас вдохновили полотна художника Хуана Миро. Изначально фасад реконструируемого объекта имел слегка вогнутую форму; ее оставили без изменений, дополнив цветными эркерами, которые в данном случае стали основными элементами при формировании художественного образа здания и хорошо вписываются в окружающий ландшафт.
В качестве второго варианта было предложено устройство функционального остекления. Перед фасадом будет выстроена ажурная конструкция, своего рода «пергола» из анодированного алюминия в стиле ар-деко, со вставками из стеклянных и керамических декоративных элементов, цветовых фильтров в форме шаров, эллипсов, лепестков и т.п. На этот образ дизайнеров вдохновили иллюстрации Ивана Билибина к сказке Пушкина «Золотой петушок» и одноименная опера Римского-Корсакова. Нам хотелось создать у гостей ощущение легкости и предвкушения праздника.
Ну и третий, самый простой вариант, – беспроигрышное сочетание белого и черного, то есть остекление темным «сапфировым» стеклом, которое к тому же защищает от яркого солнца. Получается черный, гладкий, блестящий фасад а-ля лимузин, в которых нередко приезжают уважаемые отдыхающие.
Есть поговорка: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. В вопросах реконструкции объектов гостиничного бизнеса этот принцип как нельзя более актуален, ведь вряд ли вам вскоре представится другая возможность кардинально изменить внешний вид гостиницы. Поэтому при масштабной реконструкции особое внимание нужно уделить именно «визитной карточке» средства размещения. В частности, трем основным моментам: сделать фасад одним из ключевых элементов проекта; учесть специфику производимого эффекта сразу с нескольких ракурсов – от так называемых дальних подступов вплоть до «тактильного» контакта; крайне желательно выделить фасад отдельной строкой в бюджете проекта.
И, поверьте, объект отблагодарит вас.
Справка. В 1993 году член «Союза архитекторов России» Александр Балабин организовал собственное архитектурное бюро «Северин». В настоящее время руководит компанией Severin Project, предоставляющей услуги архитектурного и комплексного проектирования объектов гражданского, промышленного и коммерческого назначения. В портфолио архитектора, помимо прочих, проекты четырех гостиниц, 12 ресторанов, 16 культурно-развлекательных комплексов и 7 спортивно-оздоровительных объектов.
«Отель. Оборудование и технологии» – специальный проект для отельеров
Организаторы международной выставки «ПИР. Индустрия гостеприимства» активно готовятся к запуску принципиально нового проекта – выставки «Отель. Оборудование и технологии».
На текущем этапе при участии вице-президента Федерации рестораторов и отельеров (ФриО) Сергея Колесникова разрабатывается программа и утверждаются темы форумов. На экспертов и спикеров возложена ответственная миссия: всего за четыре дня осветить наиболее актуальные вопросы развития индустрии гостеприимства.
В этом году посетителей ждут три основных форума: «Чистота. Комфорт. Уют», «Проектирование и дизайн», «Персонал. Обучение. Карьера». Конференции и круглые столы будут посвящены тонкостям ведения инвестиционных проектов и анализу эффективности гостиничной недвижимости. Перед организаторами стоит непростая задача: разработать эффективную программу обсуждения вопросов аутсорсинга, маркетинга и управления в гостиничной сфере, особенностей работы малых отелей, подходов к ценообразованию, эффективной концепции СПА и многого другого.
На выставке посетители, как обычно, увидят и стенды компаний-поставщиков оборудования и услуг в сфере гостиничной индустрии. Однако ожидается и нечто новое: специально для тех, кто интересуется свежими идеями по оформлению интерьеров, создается «Галерея гостиничных номеров». Это несколько боксов по 16 кв. м каждый, которые будут оформлены компаниями-поставщиками, занимающимися комплексным оснащением гостиниц, а также дизайнерскими и проектными бюро.
Вступать или не вступать в сеть? Вот в чем вопрос
Поток выезжающих на российские курорты туристов каждый год растет, что способствует появлению новых гостиниц. К сожалению, не все владельцы отелей располагают достаточным опытом и возможностями для выстраивания прибыльного и конкурентоспособного бизнеса. В подобных случаях удачным решением будет привлечение профессиональной управляющей компании, поскольку грамотный контроль за средством размещения ощутимо влияет и на его перспективы развития. Так что для многих независимых гостиниц самым быстрым путем к повышению доходности становится именно вступление в гостиничную сеть.
Чем привлекательно членство в отельной цепочке?
Гостиница получает следующие бонусы:
– Узнаваемость. Присоединяясь к успешному бренду, отель получает возможность использования единого фирменного стиля компании, при изготовлении информационных и имиджевых материалов в частности. Гостиница участвует во всех рекламных кампаниях сети, что формирует благоприятный имидж и усиливает эффективность контактов с потребителями. Число новых клиентов стремительно растет.
– Организация продаж. Вступивший в сеть отель сразу же получает в свое распоряжение команду профессионалов, разрабатывающих единую ценовую политику и промоутирующих гостиницу. Объект тут же подключается ко всем каналам продаж управляющей компании: информация о нем размещается на страничке гостиничной сети в интернете, в системах он-лайн бронирования и на сайтах ведущих туроператоров. О нем сразу же узнают и постоянные гости отельной цепочки. Все это позволяет практически сразу выйти на достойные объемы продаж.
– Сетевые стандарты, внедряемые управляющей компанией в своей сети. Оперативно налаживается работа ряда служб: питания, приема и размещения, горничных, департаментов по организации развлечений и корпоративному обслуживанию. Вводятся стандарты финансового планирования и отчетности.
– Помощь в обучении и подборе персонала. Не говоря уже о том, что работа в стабильной сетевой компании многим соискателям кажется намного более привлекательной, чем в малоизвестном средстве размещения.
Удачный пример такой цепочки – сеть «Ателика», начавшая свою деятельность на рынке индустрии гостеприимства в 2008 году. Компания активно развивает гостиницы уровня 3* и 3*+ в России и странах СНГ. На сегодняшний день сеть представлена четырьмя объектами: загородный отель «Улиткино» (Подмосковье); курортный мини-отель «Ателика Арго» (Геленджик); курортный отель «Ателика Оазис» (Анапа); курортный отель «Ателика Таврида» (Крым). Для каждого объекта была разработана своя концепция развития, проведены ребрендинг, реновация номерного фонда, а также комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания и расширение спектра услуг. В любой гостинице действуют сетевые стандарты компании «Ателика». Тщательно продумана работа команды анимации: опытные специалисты ежедневно проводят различные мероприятия с взрослыми и детьми, вечерние шоу-программы, спортивные конкурсы и детские игры.
В итоге на сегодняшний день отели сети имеют высокие показатели по загрузке номерного фонда и использованию инфраструктуры на территории, что позволило значительно повысить доходность предприятий.
«Ателика» приглашает к сотрудничеству владельцев гостиниц, заинтересованных в открытии новых или продвижении уже существующих объектов. Наши специалисты оценят ваши возможности, подберут наиболее подходящую форму сотрудничества и организуют эффективную работу отеля с учетом всех пожеланий.
«Ателика»: (495) 228-03-14, info@atelica.ru, www.atelica.ru
Новый Park Inn в Подмосковье
The Rezidor Hotel Group представляет отель «Park Inn by Radisson Одинцово» в Московской области, который планирует принять первых гостей уже в третьем квартале 2012 года.
Гостиница расположена в центре города Одинцово, примерно в 7 км западнее МКАД. Помимо 122 комфортабельных номеров в инфраструктуру отеля войдут ресторан, лобби-бар, фитнес-зал, парковка и конференц-зона c тремя залами и двумя переговорными комнатами. В каждом номере и на территории общественных зон гостям доступен бесплатный Wi-Fi.
Подмосковье – активно развивающийся регион. Именно в Одинцовском районе располагается инновационный центр «Сколково», российский аналог «Силиконовой долины». Это проект ультрасовременного коммерческого и образовательного комплекса, оказывающего поддержку научно-технологическим компаниям. В его рамках созданы пять кластеров: информационные, биомедицинские, энергоэффективные, ядерные и космические технологии.
«Park Inn by Radisson Одинцово» расположен в нескольких минутах езды на машине от инновационного центра. Всего 8 км отделяет его и от аэропорта «Внуково». Также недалеко от отеля находится и корпоративный университет Сбербанка. Предполагается, что основными гостями отеля станут слушатели вуза, бизнес-путешественники, работающие над развитием «Сколково» специалисты, а также клиенты аэропорта.
День карьеры в Marriott Moscow Royal Aurora
Оказывается, на работу в лучшие гостиницы Москвы сегодня несложно устроиться через социальную сеть. Marriott Moscow Royal Aurora, первый пятизвездочный отель столицы, пригласил интересующуюся сферой гостеприимства молодежь в гости, чтобы рассказать о работе двух ключевых отделов – frontdesk и ресторанной службы.
Анонсы мероприятия были размещены в социальных сетях Facеbook и ВКонтакте. Первоначально откликнулись около сорока студентов профессиональных колледжей и выпускников школ. Для них была организована экскурсия по Marriott Moscow Royal Aurora, после чего директор службы приема и размещения Кира Забродская подробно рассказала о службе, в которой работает с момента открытия отеля.
Кадровый эксперимент руководство сочло успешным, так что вскоре было решено провести «День карьеры» повторно, но познакомить всех желающих уже с работой ресторанной службы и кухни. На этот раз в гости пригласили студентов профильных колледжей, которые готовят поваров. На вторую встречу пришло около 60 человек. Им тоже организовали экскурсию по отелю, но основной акцент ставился именно на работу ресторанов и кухни, в штате которой более 40 специалистов. С ребятами общались исполнительный шеф-повар и директор ресторанной службы Томас Кесслер, а также су-шеф Игорь Шепелев, проработавший в гостинице уже 10 лет. Опыт Игоря особенно интересен, ведь его продвижение по карьерной лестнице началось с самой нижней ступеньки именно на кухне.
Молодежи показали и рассказали, как следует сервировать блюда в ресторанах. Мероприятие завершилось мастер-классом по приготовлению роллов и суши, а также фуршетом, на котором у гостей был шанс оценить уровень профессионализма своих потенциальных коллег на кухне.
По итогам двух «Дней карьеры» на работу в Marriott Moscow Royal Aurora пришло шесть молодых специалистов.
Более 340 новых отелей откроются в столице к 2025 году
До 2025 года в Москве планируется построить 343 новые гостиницы на 92,7 тысячи номеров (173,5 тысячи мест). В рамках первой части программы, то есть до конца 2016 года, предполагается возвести 146 гостиниц на 30,1 тысячи номеров (56 тысяч мест). В настоящее время в активной стадии строительства находятся 32 из них, на 53 объекта выданы градостроительные планы земельных участков, по 61 гостинице документы разрабатываются, 18 участков под возведение отелей власти выставят на торги.
Согласно проекту, 17 процентов от общего количества новых объектов появится в Центральном административном округе. В «новой» Москве власти намерены построить средства размещения на 14 тысяч мест. Чиновники рассчитывают, что реализация программы приведет к увеличению турпотока с 4,3 до 14,8 миллиона человек в год.
По данным Москомстройинвеста на 1 марта текущего года, в столице насчитывается 328 гостиниц на 97852 места. При этом максимальное количество отелей (133) сосредоточено в ЦАО.
В сентябре прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин призывал всячески стремиться к европейскому уровню обеспеченности гостиницами, для чего количество номеров необходимо увеличить вчетверо. Заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявлял, что к 2016 году в столице планируется открыть 180 отелей на 51 тысячу мест.
Компания GVA Sawyer ранее прогнозировала, что в 2012 году на гостиничном рынке столицы будет введено в эксплуатацию более 1500 номеров, и общий объем качественного номерного фонда достигнет 22 тысячи. Эксперты отмечали, что за 2011 год в городе ввели в строй 1143 номера, что меньше показателя 2010 года почти в два раза. (hotelnews.ru)
Придет ли Hilton в Белоруссию?
Компания Amtel Properties ведет переговоры с гостиничной сетью Hilton о привлечении ее к управлению своим будущим объектом в Минске. Трехзвездочная гостиница на 120 номеров может оказаться первым отелем под брендом Hampton by Hilton в Белоруссии.
Hampton by Hilton станет частью возводимого Amtel Properties многофункционального комплекса в центре Минска. Помимо гостиницы, в его состав войдут офисный корпус, торговые зоны, рестораны и парковка. Запланированная общая площадь комплекса около 13 тысяч квадратных метров.
Объем инвестиций в проект составит порядка 15 миллионов долларов, а завершить строительство предполагается в течение 2-3 лет.
Участок под строительство расположен на пересечении улиц Рабкоровской и Льва Толстого. Его выбрали благодаря транспортной доступности точки, близ проспекта Независимости, центрального железнодорожного вокзала, центральной городской автостанции и метро «Площадь Ленина». (Арендатор.ру)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»