Hotel & Resort 1 февраля 2011 г.
MICE: кто-то теряет, кто-то находит
Египет и Тунис, в период кризиса набравшие популярность на рынке MICE-услуг, по понятным причинам сдали свои позиции. Какие направления придут на смену? На этот вопрос можно было получить ответы на прошедшем в Москве в отеле Ritz-Carlton традиционном MICE АНТОР воркшопе.
«Туристы, напуганные предновогодним коллапсом в московских аэропортах, политическими выступлениями в очень популярных среди россиян странах отдыха, вряд ли поедут далеко», - говорит Элеонора Берина, менеджер по работе с корпоративными клиентами комплекса отдыха «Завидово». По ее мнению популярность набирает Подмосковье, а также загородные отели высокого уровня, расположенные в прилегающих к столице областях. По наблюдениям эксперта, очень часто корпоративные клиенты выбирают для поездок Хорватию и Финляндию: ехать не слишком далеко, цены в отелях, сопоставимые с Подмосковьем. Г-жа Берина говорит о возросшем, по сравнению с кризисом, потоке MICE-клиентов: «Каждый месяц мы проводим 5-6 корпоративных мероприятий, по сравнению с ситуацией 2009 года – это хороший показатель».
Рост спроса со стороны корпоративных клиентов подтверждает и Надежда Литвиненко, руководитель отдела продаж «четырехзвездочника» «Волжская ривьера» (Углич), единственное сожаление: «Крупные мероприятия у нас проводят главным образом компании из Москвы, пока мало корпоративов из Ярославля, других крупных городов».
Между тем, на воркшопе было заметно стремление участников продвигать для MICE отели на экзотических направлениях. Пока особых подвижек в сторону экзотики нет, признает Наржес Хамеша, представитель Jebel Ali International Hotels. В ОАЭ, рассказывает она, россияне едут главным образом в отпуск, рынок корпоративных поездок восстанавливается с трудом - и касается это не только России, но и других европейских стран, активно в Эмираты посещают разве что немецкие и британские групповые бизнес-туристы.
И все же отельеры надеются, что российские компании, изрядно соскучившиеся по корпоративным поездкам в далекие страны за время кризиса, в наступившем году все же изменят предпочтения. В швейцарской сети Movenpick Hotels&Resorts во время презентации сделали особый акцент на экзотике, рекомендовав посетителям воркшопа отели в Сайгоне, Ханое, Бейруте, Дубае, Пхукете, хотя представитель сети признал, что наибольшим спросом MICE-клиентов пока пользуются европейские гостиницы.
Помимо возвращения групповых бизнес-туристов в отели за пределами Европы, воркшоп обозначил еще одну проблему: отельеры Черноморского побережья России очень хотят заполучить корпоративного клиента в межсезонье, но пока не знают, как.
Мария Старикова, менеджер отдела продаж «пятизвездочника» Gelendzhik Resort&Spa, сообщила, что даже у этого отеля, отлично зарекомендовавшего себя в первый сезон работы и имеющего инфраструктуру как для работы, так и для отдыха в любое время года, сейчас есть проблемы. Отдел продаж отеля приготовил к воркшопу специальные предложения, и с помощью значительных скидок намерен изменить ситуацию.
Скидки подготовили и представители французской сети Concorde Hotels&Resorts, но, по словам главы российского представительства сети Натальи Павловой, это сделано для увеличения глубины продаж. Недостатка в клиентах вообще и в российских в частности отели Concorde не испытывают. Г-жа Павлова сообщила, что в 2010 году спрос на MICE-поездки в отели сети был даже выше, чем в 2008-м. «Конечно, это был год России во Франции, особый год, но мы провели множество мероприятий и вне программы этого форума». Корпоративные клиенты стали заказчиками 156 мероприятий в гостиницах Concorde. Что же, есть направления, которые популярны во все времена, к ним относится и юг Франции, и, разумеется, Париж, где работают отели сети.
Помимо географических изменений, замечены и изменения форматов корпоративных выездов. «Теперь это не просто пикники и активные игры, а интереснейшие интеллектуальные состязания»,- рассказала Элеонора Берина. По ее словам, компании, которые придумывают программы для MICE-клиентов «Завидово», проявляют «изобретательность, фантазию, достойные восхищения». Отельерам нужно быть готовыми к возросшим и изменившимся требованиям форматов корпоративных встреч. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)
Главными игроками на инвестиционном рынке EMEA в 2011 году станут банки
По данным последнего исследования Hotel Investment Outlook, подготовленного Jones Lang LaSalle Hotels, объем инвестиций в гостиничную недвижимость в регионе EMEA в 2011г. составит €8.3 млрд., что на 18% больше объема инвестиционных сделок 2010 года (€7 млрд.). Эксперты Jones Lang LaSalle Hotels предполагают, что инвестиционная активность будет наиболее динамичной на рынках с высокой долей заемного капитала, таких, как рынки Великобритании и Ирландии.
В 2011 году наибольшая активность будет наблюдаться на рынках, предлагающих инвесторам хороший баланс между рисками и реальными возможностями. Ожидается, что подавляющее количество сделок будет инициироваться финансовыми институтами, желающими избавиться от проблемных активов с целью получения свободного капитала, чтобы привести его в соответствие с внутренними нормами регулирования. На некоторых рынках банки столкнутся со сложностью выхода из активов, и будут вынуждены продолжать оказывать поддержку новым покупателям в условиях отсутствия альтернативных источников заемных средств, особенно в отношении крупных портфелей недвижимости. Таким образом, банки будут стремиться снизить долю своих финансовых рисков, а также улучшить условия действующих кредитных соглашений для минимизации рисков в краткосрочной перспективе.
Марк Уинн-Смит, главный исполнительный директор Jones Lang LaSalle Hotels в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, отметил: «Ожидается, что в 2011 году на продажу будет выставлено больше гостиниц, которые невозможно рефинансировать при существующих коэффициентах соотношения заемных средств к рыночной стоимости актива. Самыми активными продавцами окажутся банки, кредиторы и конкурсные управляющие, занимающиеся расчисткой балансов. С точки зрения качества продаваемых активов, можно предположить, что далеко не все гостиницы будут «знаковыми». Скорее всего, количество менее привлекательных или требующих капитальных затрат объектов, предлагаемых с дисконтом, будет расти, осложняя восстановление уровня стоимости активов. Несмотря на это, интерес инвесторов к «трофейным» активам, расположенным в наиболее привлекательных рынках, скорее всего, не ослабнет, что будет способствовать ужесточению конкурентной борьбы за объекты и росту цен на них».
В то время как основными продавцами в 2011 году будут выступать банки, закрытые инвестиционные фонды также начнут проявлять активность в продаже - по мере приближения дат закрытия различных фондов. Собственники и операторы будут по-прежнему концентрироваться на отдельных продажах действующих объектов, способных достичь привлекательной цены.
Прогнозируется, что объем сделок продолжит стабильно расти на протяжении 2011 года и к концу года достигнет €8.3 млрд. Незначительная доля общего объема сделок (7%) будет образована за счет транзакций по реструктуризации долгов, что предоставляет отличные возможности игрокам на рынке при ограниченном финансировании. Инвестиционная активность в ближайшие 12 месяцев также будет поддерживаться улучшением гостиничных операционных показателей в регионе, и при расчете цен на объекты инвесторы вернутся к учету прогнозируемого роста прибыли. По мере дальнейшего восстановления корпоративного спроса и событийного туризма, рынок будет укрепляться и способствовать росту доходности в пересчете на номер к концу 2011 года.
Марк Уинн-Смит прогнозирует, что инвестиционная активность в 2011 году будет наиболее значимой там, где инвесторам будут понятны рынки и стоимости активов. «В этом году капитал вернется к формированию новых инвестиционных фондов в различных секторах коммерческой недвижимости, включая гостиничный. Основной интерес инвесторов будет по-прежнему прикован к ключевым городам, таким как Лондон и Париж. Рост инвестиционной активности будет способствовать увеличению количества знаковых активов на рынке Лондона, таким образом, увеличивая их стоимость. С точки зрения долгосрочной перспективы, это может предоставлять инвесторам отличные возможности, поскольку такие объекты обеспечивают надежную отдачу. Однако, при увеличивающемся спросе на знаковые активы инвесторы, возможно, будут вынуждены расширить круг рассматриваемых объектов».
На тех рынках, где отсутствуют проблемные активы или рискованные коэффициенты кредитного плеча, инвестиционная активность будет обеспечиваться собственниками, операторами или закрытыми инвестиционными фондами, которые будут продавать свои объекты на добровольных началах либо ввиду необходимости закрытия фондов. Ожидается, что пул покупателей в 2011 году останется практически неизменным и будет ограничен открытыми и закрытыми инвестиционными фондами, а также специализированными инвесторами в сфере недвижимости в поиске привлекательных активов, предлагаемых с дисконтом. Более традиционные институциональные инвесторы будут искать объекты, предлагающие стабильный доход.
Марк Уинн-Смит считает, что ценовой разрыв между знаковыми и менее привлекательными активами в течение 2011 года будет только расти, по мере увеличения числа менее привлекательных активов на второстепенных рынках. «Это может негативно сказаться на ставках капитализации и увеличит показатели ожидаемой доходности для отелей в плохом физическом состоянии и с непривлекательным расположением до уровня двузначных цифр. Ограниченное количество и высокое качество выставленных на рынок в 2010 году активов обеспечивало выгодное ценообразование и начальные ставки доходности. Банкам, передавшим активы конкурсным управляющим или разместившим их на рынке в 2010 году, часто удавалось достигнуть цен продажи, близких к размеру кредита или даже превосходящих его. Это может служить дополнительным стимулом для увеличения на рынке количества реализуемых активов в течение 2011 года».
Марина Усенко, исполнительный вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels, глава российского офиса, отметила: «Российский инвестиционный рынок в 2010 году показал первые признаки оживления, в результате чего за год было официально объявлено о 4 гостиничных сделках, из них 2 объекта находились в Москве, а остальные – в регионах. Инвесторы (в основном, имеющие российскую «прописку») выказали четкое предпочтение к действующим активам средней ценовой категории с возможностью «апсайда» (в виде капитальных вложений и/или привлечения профессиональной команды для управления), что определяло более высокую начальную ставку доходности. Дефицит доступного заемного финансирования не позволял рассчитывать на банковские кредиты, ограничив размеры сделок (в пределах $20-40 миллионов), что, впрочем, близко к среднему размеру гостиничных сделок в регионе EMEA. В 2011 году Jones Lang LaSalle Hotels ожидает не только увеличения количества сделок (за счет большего количества предлагаемых собственниками на продажу объектов), но и оживления зарубежных инвесторов (в основном, частных групп/лиц, а также закрытых инвестиционных фондов), готовых рассматривать российские активы (в первую очередь, в Москве, а затем и в крупных городах-миллионниках), в том числе «знаковые». Факторы риска, имеющиеся у российского рынка, все еще не позволяют ожидаемой ставке доходности на вложенные инвестиции приблизиться к показателям, привычным для развитых рынков Западной Европы, хотя потенциал московского рынка, демонстрировавшего в 2010 г. хорошие результаты стабильного восстановления операционных показателей, дает надежду на повышение рыночной стоимости объектов. Однако и в Москве, как и на рынках Лондона или Парижа, основной выигрыш в приросте рыночной стоимости будет отмечаться у наиболее привлекательных или даже «знаковых» объектов, обладающих оптимальными характеристиками и способными обеспечить долговременные стабильные доходы собственнику, сохраняя при этом потенциал к увеличению капитализации в будущем. Это увеличит водораздел в ценообразовании «знаковых» и остальных гостиниц».
«Азимут Отель» откроется в Киеве
Azimut Hotels Company подписала договор на управление четырехзвёздочным отелем в центре Киева. Договор заключен с OOO «Арикс» сроком на 20 лет. Отель входит в перечень объектов размещения УЕФА Евро-2012.
Бизнес-отель на 235 номеров располагается на правом берегу Днепра на пересечении бульвара Тараса Шевченко и ул. Олеся Гончара, недалеко от железнодорожного вокзала. Отель будет предлагать гостям 3 конференц-зала, фитнес-центр, ресторан, бар, панорамное кафе.
Строительство объекта началось в 2009 году по проекту архитектурного бюро «Жежерин». Ориентировочные инвестиции в проект составят $ 20 млн. Открытие отеля под брендом «Азимут Сеть Отелей» планируется на май 2012.
Azimut Hotels Company была привлечена в качестве консультанта на раннем этапе проекта, до начала строительных работ. Компания разработала концепцию отеля и занимается координацией работ на всех стадиях девелопмента.
В настоящее время гостиничный рынок Киева является одним из наименее развитых среди столичных рынков стран Восточной Европы и испытывает дефицит качественных объектов размещения. Проведение чемпионата Европы по футболу на территории Украины накладывает определенные требования со стороны УЕФА к количеству и уровню необходимых отелей. Так, по требованию УЕФА, номерной фонд гостиниц Киева должен насчитывать не менее 2000 номеров в отелях 5*, порядка 5000 номеров в отелях 4* и 400 – в отелях 3* современного стандарта.
На сегодняшний день номерной фонд города составляет порядка 7 тыс. номеров (по данным официальной статистики) в 80 средствах размещения. Из них лишь 40% - номера современного стандарта (порядка 3000). По прогнозам Azimut Hotels Company, в 2011-2012 гг. номерной фонд современного стандарта вырастет на 20%.
Генеральный директор компании Azimut Александр Гендельсман считает, что можно говорить о привлекательности Киева для реализации различных гостиничных проектов. «Рост деловой активности в стране, упрощение визового режима, проведение Евровидения и другие события оказали благоприятное влияние на рост въездного турпотока».
На сайте сети Amaks Hotels&Resorts появилась «вкусная» страничка
На сайте Amaks Hotels&Resorts теперь представлены лучшие шеф-повара отелей сети, а также их кулинарные произведения – «Меню ТОР-10». Стейк «Пушкин», «Крылышки Буффало», «Норвежская fishka» - теперь посетители сайта смогут узнать, где все это можно съесть. Ресторанно-развлекательные центры есть во всех отелях сети, в некоторых из них они по праву считаются лучшими в своем городе. www.amaks-hotels.ru
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»