Hotel & Resort 1 апреля 2010 г.
Гребневские пески будут застроены
Проект освоения острова Гребневские пески на Оке, который в течение последних двух лет продвигает Межрегиональная инвестиционная компания, получил очередное одобрение градостроительного совета при нижегородском губернаторе. Инвестор планирует вложить в строительство рекреационно-развлекательной зоны на острове порядка $200–250 млн, в том числе в рамках государственно-частного партнерства привлечь федеральные бюджетные средства для строительства дамбы и гидротехнических сооружений, защищающих остров от паводкового подтопления. Несмотря на то, что идея застройки острова в целом была одобрена, концепцию раскритиковали представители городской администрации, с которой компании придется в дальнейшем согласовывать разрешительную документацию.
Градостроительный совет при губернаторе одобрил концепцию застройки острова Гребневские пески. Инвестор — ООО «Межрегиональная инвестиционная компания» (МИК)— намерен в три очереди с 2010 по 2016 годы преобразить остров Гребневские пески, создав на 18 га посередине реки Оки рекреационно-развлекательную зону с общим выходом недвижимости около 60 тыс. кв. м. Первая очередь в 2010–2013 годах предполагает строительство понтонного моста к Гребневским пескам, туристической гостиницы на 100 номеров, яхт-клуба, музея кораблей, 1,5 тыс. кв. м стационарных кафе и ресторанов и столько же летних, обустройство пляжей. Затем до 2016 года инвестор планирует постепенно отстраивать весь культурно-рекреационный комплекс острова с гостиницами, спортивными площадками, пешеходной зоной, постоянным мостом и глобальной реконструкцией Ярмарочной набережной напротив острова, на которой проект предусматривает строительство 80 тыс. кв. м недвижимости. «Сейчас Гребневские пески — это заросший необитаемый остров, а мы хотим сделать его центром отдыха на воде», — пояснил на заседании совета директор ООО «Центр инновационного дизайна» (разработчик проекта) Максим Полещук. Инвестиции в проект составят ориентировочно $200-250 млн. По словам господина Полещука, заказчик намерен создать государственно-частное партнерство для привлечения бюджетных средств под строительство гидротехнических сооружений, защищающих остров от подтопления.
Проект освоения Гребневских песков региональные власти обсуждают в течение последних двух лет. В июле 2008 года концепция уже выносилась на заседание градостроительного совета, который тогда ограничил высотность будущей застройки острова до уровня двух-трех этажей, чтобы не загораживать обзорные виды на ярмарку и собор Александра Невского. Как рассказал вчера Максим Полещук, в ходе подготовки проекта инвестор столкнулся с рядом трудностей. В частности, выяснилось, что арендная плата за земельный участок острова без инфраструктуры определена на одном уровне с арендой земли в районе площади Ленина. По словам источников «Ъ» в кремле, из-за политических противоречий между мэром и губернатором проект «вообще чуть было не похоронили», несмотря на то, что он получил одобрение на нескольких заседаниях инвестиционного совета при губернаторе и прошел ряд предварительных согласований и проработок.
На градостроительном совете разногласия городской и областной властей также дали о себе знать. Так, несмотря на высокую оценку проекта губернатором, присутствовавший на слушаниях вице-мэр Нижнего Владимир Колчин заметил, что по новому генплану города территория острова отнесена к зоне парков и зеленых насаждений, то есть не подлежит масштабной застройке. «Сейчас мы разрабатываем правила землепользования и застройки, и в них будет прописан такой же правовой статус, позволяющий строить на острове небольшие плоскостные сооружения спортивного характера. Так может, мы пока не будем обнадеживать инвестора перспективой на вторую и третью очереди?» — предложил вице-мэр, добавив, что заказчику стоит учитывать проект строительства метро, одна из веток которого в перспективе должна соединить нагорную часть города с районом ярмарки. Губернатор Валерий Шанцев на это заметил, что о конкретных согласованиях «по метро, водоохранным зонам и прочему» имеет смысл говорить лишь тогда, когда появится рабочий проект, и в итоге градостроительный совет одобрил идею развития острова в целом. Тем не менее, решать все рабочие вопросы инвестору придется именно с администрацией города, которая поставила территорию острова на кадастровый учет, зарегистрировав муниципальное право собственности на земельный участок Гребневских песков.
По мнению главы группы «Триумф» Бориса Горелика, инвестору вряд ли стоит рассчитывать на то, что федерация, в собственность которой в итоге должны перейти гидротехнические сооружения, будет в сегодняшних условиях софинансировать строительство в рамках государственно-частного партнерства. «Я бы очень хотел ошибиться, но вполне вероятно, что пока речь идет, скорее, о фиксации привлекательного земельного участка, а инвестор не сильно заинтересован в том, чтобы в ближайшее время начать строить. Следующие три-четыре года наглядно все покажут», — сказал эксперт. Директор управляющей компании «Региональный центр международной торговли» Павел Солодкий отмечает, что реализация даже первой очереди проекта уже выгодна Нижнему Новгороду: «Превратить заросший кустарником остров в благоустроенное место отдыха с пляжами, как это было в 70-е годы, — отличная идея. На дальнейших этапах, особенно в части строительства новой набережной, необходимые согласования затянутся и осложнятся условиями застройки, ведь там присутствует и охраняемая законом историческая зона Старого Канавина, и сложные мостовые подходы, и водоохранная зона». (kommersant.ru)
Деловой туризм пришел в Сочи
С тех пор как бывший президент России Владимир Путин ввел моду на проведение деловых встреч самого высокого уровня в летней столице России, Сочи уверенно развивается как центр российского делового туризма. Даже кризис не смог переломить эту тенденцию: по словам представителей турфирм, показатели по деловому туризму в 2009 году не сильно отличались от показателей предыдущих лет , чего не скажешь о других турпродуктах, объем продаж которых значительно снизился. Предстоящая Олимпиада, по мнению игроков рынка, значительно подстегнет развитие делового туризма в городе.
Предсказуемый и стабильный. Опрошенные «Ъ» представители турфирм сходятся во мнении, что деловой туризм в Сочи сейчас — одно из самых интересных и перспективных направлений для туристических компаний. Практически каждая турфирма в Сочи заявляет о том, что в числе ее услуг есть организация MICE. Объем деловых путешествий среди общего объема туристических поездок в фирмах колеблется от 10 до 35% в зависимости от величины турагентства, времени работы на рынке, количества лояльных корпоративных клиентов.
По мнению Бэллы Тарасовой, руководителя туристической компании «Ривьера-Сочи», деловой туризм интересен для турфирм по нескольким причинам. «Во-первых, деловой туризм меньше других видов туризма подвержен колебанию субъективных факторов — моды на тот или иной курорт, меняющейся политической обстановки, — считает Бэлла Тарасова,— Во-вторых, этот вид туризма меньше всего зависит от сезонности. Конечно, фирмы стараются приурочить свои мероприятия к моменту, когда можно искупаться в море или провести пикник на природе, но бывают случаи, когда фирмы целенаправленно заказывают корпоративные туры в межсезонье. Это дает выигрыш в цене и в комфорте, ведь в межсезонье отсутствуют пробки на дорогах, толчея на пляжах, легче заказать подходящий отель или ресторан. В-третьих, деловые поездки обычно планируются заблаговременно, минимум за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной».
К тому же, немаловажный фактор — это доходность деловых туров. «Нижняя планка стандартного корпоративного мероприятия — это 150 тысяч рублей. Верхняя — доходит до миллиона»,— говорит Надежда Сердюкова, заместитель директора «Ривьера-Сочи». «Корпоративное мероприятие для компании в Сочи — это дорогое удовольствие. В среднем оно обойдется от 6000 рублей на человека в сутки»,— приводит данные Ольга Беседина, директор туристической компании «Империя Сочи». Даже с учетом высокой себестоимости такого туристического продукта (расходы на транспорт, проживание, питание участников, аренду залов и оборудования, организацию развлекательных мероприятий) агентское вознаграждение все равно остается приличным. Конкретная стоимость корпоративного мероприятия для клиента зависит от многих условий. «Цена колеблется в зависимости от сезона (ценовой пик приходится на летние месяцы и сентябрь–октябрь), количества заезжающих на конференцию, уровня мероприятия и многих других сугубо индивидуальных факторов, «подогнать» которые под общие стандарты невозможно,— говорит пресс-секретарь туристической компании «Лазурный берег-Сочи» Анна Паю.— То же самое касается цены на банкетное и корпоративное обслуживание в конференц-залах, вместимость и оборудование которых отличаются в разных объектах. А вот при заказе экскурсионного обслуживания, например, можно получить существенную скидку за групповой заказ».
При этом, как отмечают эксперты, в Сочи нет компаний, которые бы специализировались целиком и полностью на деловом туризме. «Позволить себе провести выездную конференцию или корпоративный тур для сотрудников могут далеко не все компании,— говорит Надежда Сердюкова. — В основном это крупные или средние российские предприятия, очень часто такие мероприятия устраивают российские представительства зарубежных компаний, где инсентив-туризм (поощрительные туристические поездки для сотрудников компании. — «Ъ») вообще очень сильно развит. Например, в числе заказчиков нашей фирмы были такие компании, как РЖД, банк ВТБ, российское представительство DHL, страховая компания «Авикос», шведский производитель спецтехники «Рамирент». При всех преимуществах работы с такими крупными клиентами их не так много на рынке. Поэтому львиная доля продаж в любой туристической компании — до 75%-90% — пока все же приходится на долю индивидуальных заказчиков». «К тому же, организацией семинаров, конференций и форумов занимаются не только туристические компании Сочи, но и сотрудники гостиниц и санаториев, имеющих конференц-залы. Встречи на высшем уровне организует аппарат правительства, соответственно, заниматься исключительно деловым туризмом пока нерентабельно»,— добавляет Анна Паю.
Кризис во благо для клиентов. Экономический спад, вопреки ожиданиям, не так сильно повлиял на развитие делового туризма в Сочи. «Возможно, это покажется странным, но на деловом туризме в Сочи кризис практически не отразился, чего не скажешь вообще о туризме, где потери прибыли очень высоки»,— отмечает председатель совета директоров ОАО КОТЭК «Весна» Рубен Татулян. С этим мнение согласна и Бэлла Тарасова: «Мы не ощутили спада интереса к деловому туризму, объем заказов деловых поездок в нашей компании по итогам 2009 года оставался достаточно высоким». По ряду направлений объем продаж даже увеличился. Так, по словам представителей «Ривьера-Сочи» наблюдается значительный рост заказов билетов и гостиничных номеров среди тех, кто приезжает в Сочи в командировку. Впрочем, среди представителей турбизнеса встречаются и противоположные мнения: «Деловой рынок туризма в Сочи не просто не развивается, а впал в долгую спячку,— считает Ольга Беседина.— Если в 2008 году мы были ориентированы на приезжающие группы в наш город, и работающие менеджеры просто не справлялись с объемом заявок, мне самой приходилось отвечать на заявки и обрабатывала их, то в 2009 году спад произошел в среднем на 60-70%». «Одна из особенностей делового туризма состоит в том, что из общего числа запросов по поводу организации деловых поездок в Сочи до реальных заказов доходят только 10-15%,— комментирует Надежда Сердюкова.— В 2009 году число запросов действительно снизилось, но те, что остались, оказывались более «серьезными» — обращавшиеся к нам компании уже точно знали, что они хотели провести мероприятие именно в Сочи, оставалось только предложить им подходящие варианты. А в начале 2010 года количество заявок на организацию деловых поездок в наш город уже сравнялось с докризисным уровнем».
Многие эксперты отметили, что с кризисом изменились и требования клиентов. «Если свести пожелания заказчиков к одной емкой фразе, то она будет звучать так: «Услуги — качественнее, цены — ниже»,— считает Надежда Сердюкова.
Многие фирмы и компании также сократили количество семинаров и конференций, предпочитая проводить их на своей территории либо вообще не проводить. Но, как отметила Анна Паю, при желании провести корпоративное мероприятие на выезде потребители данной услуги серьезнее и ответственнее подходят к выбору организаторов, месту проведения, качеству оказываемых услуг и их стоимости. «Иными словами, сейчас наступил очень удачный для клиентов момент, когда организовать корпоративное мероприятие в Сочи стало проще, дешевле, а услуги получить можно более качественные,— считает эксперт.— Соответственно, между поставщиками туруслуг повысилась конкуренция в данной сфере, гостиницы, отели, выставочные компании и турфирмы стараются достичь разумного соотношения минимальной цены для заказчиков и максимального спектра услуг».
Слабые места. Одна из главных проблем, которая тормозит развитие делового туризма в Сочи, по мнению многих игроков рынка,— нехватка вместительных площадей для проведения масштабных мероприятий с большим количеством участников. «Существующее количество конференц-залов в Сочи, на наш взгляд, уже через год-два будет неспособно принять всех желающих провести конгрессное мероприятие в Сочи,— считают представители компании «Лазурный берег-Сочи». С одной стороны, в городе вроде бы достаточное количество конференц-залов, ведь почти каждый отель и даже небольшие гостиницы стремятся оборудовать отдельные помещения для этих целей. Но с другой стороны, зачастую такие залы малы по площади (рассчитаны на 50-100 человек) и не имеют полного технического оснащения. Поэтому для проведения масштабных конференций в Сочи удобно использовать лишь некоторые залы, такие как конференц-залы санаториев «Беларусь», «Заполярье», отеля «Radisson SAS Лазурная», конгресс-отеля «Гранд Отель Поляна» в Красной Поляне».
С этим мнение согласна и Бэлла Тарасова: «Для правительственных встреч высшего уровня иногда используется зал Зимнего театра, но его аренда очень дорога для частной компании».
Еще хуже ситуация в Сочи с выставочными площадями. Несмотря на то, что город является местом проведения Всероссийского инвестиционного форума «Сочи», собирающего тысячи гостей из всех концов страны, в нем пока нет полноценного выставочного зала. «Для выставок у нас используют передвижные мобильные стенды, которые иногда расставляются прямо на открытом воздухе,— говорит Надежда Сердюкова.— Это очень неудобно и, естественно, снижает интерес участников к выставкам. А ведь выставки — это один из сильнейших катализаторов делового туризма, который пока не используется в нашем городе на полную мощность». Это подтверждает и Рубен Татулян: «Многих бизнесменов интересует участие в ежегодном инвестиционном форуме «Сочи» — это очень серьезная и одновременно удобная площадка для бизнес-переговоров мирового масштаба. Чего не скажешь об остальных выставках и конференциях, которые пока не отвечают потребностям участников в объеме желательных продаж и контактов от них».
Еще одна проблема, существовавшая в Сочи несколько лет назад, кажется, понемногу находит свое решение. Речь идет о нехватке качественных гостиниц уровня 4 и 5 звезд. «Пару-тройку лет назад разместить группу от 200 человек было большой проблемой,— рассказывает Надежда Сердюкова.— Сейчас некоторые отели встали на реконструкцию, построены новые отели, поэтому эта проблема понемногу уходит в тень». При этом, по словам представителей конгресс-отеля «Гранд Отель Поляна», все больше корпоративных заказчиков отдают предпочтение тем отелям и гостиницам, которые способны предложить полный комплекс услуг по организации корпоративного тура. « В «Гранд Отель Поляна» есть возможности организации мероприятия для больших по численности групп. Однако зачастую группы приезжают не только для проведения собственно деловых мероприятий — конференций и семинаров. Как правило, такие встречи сочетаются со своеобразным поощрением коллектива (сотрудников компании, сотрудников определенного отдела компании, начальников отделов крупной компании, директоров региональных представительств и пр.). Поэтому очень важно, чтобы отель смог предложить и развлекательные мероприятия, например, тренинги с элементами тимбилдинга на территории отеля или за его пределами, организовать экскурсии, оздоровительные или познавательные и, конечно же, на высшем уровне провести традиционный корпоративный банкет».
Так же важным фактором, который достаточно сильно сдерживает не только деловой, но и обычный туризм, является слишком дорогая стоимость отдыха на курорте. «Снижение себестоимости турпродукта — первоочередная задача для города, — комментирует ситуацию Владимир Широких, начальник управления по курортному делу и туризму администрации г. Сочи.— Основная затратная часть для санаторно-курортных и гостиничных организаций — коммунальные платежи, налоговая нагрузка и цены на продукты питания. В структуре себестоимости путевки доля только этих позиций составляет суммарно 40-42%. При этом налоговая нагрузка на 1 койко-место в Сочи в 3 раза превышает показатель по Анапе, почти в 4 раза по Геленджику и в 1,5 раза — средний показатель в крае. К тому же, ежегодные исследования показали, что 46,8% отдыхающих города Сочи считают очень высокими цены на транспортные перевозки до места отдыха. Поэтому для сохранения турпотока в Сочи как минимум в параметрах 2008 года необходимо выработать программу с конкретными авиаперевозчиками и железной дорогой по оптимизации цен на билеты, что повысит не только привлекательность курорта, но и увеличит валовую выручку авиаперевозчиков за счет роста оборотов».
Надежды и разочарования Олимпиады. Подготовка к Олимпиаде принесла определенные проблемы поставщикам туруслуг. В частности, некоторых клиентов отпугивает перспектива оказаться вместо уютного курорта на стройплощадке. «Мы провели опрос среди своих бывших и настоящих клиентов, а также среди крупных компаний. Большинство опрошенных сказали, что не поедут отдыхать в Сочи, потому что у нас дорого, потому что сервис отвратительный, потому что весь город погряз в пробках и олимпийской стройке,— приводит пример Ольга Беседина.— На мой взгляд, если администрацией города и местными жителями совместно не будут приняты кардинальные меры, если не будут грамотно выполняться нужные программы, нам будет очень тяжело. Спад в деловом туризме будет продолжаться до 2014 года.»
Однако, по мнению Надежды Сердюковой, олимпийская стройка иногда становится дополнительным экскурсионным объектом для клиентов. «У нас заказывали корпоративные туры представители компаний Швеции и Японии, они специально попросили включить строящиеся объекты в программу экскурсий. Что касается пробок, то эта проблема действительно существует сейчас в городе. Поэтому мы стараемся строить маршруты экскурсий таким образом, чтобы избежать наиболее проблемных мест. Иногда разрабатываем пешеходные экскурсионные программы, причем наши клиенты, которые до этого провели несколько часов, сидя в конференц-зале, с восторгом принимают такие предложения».
Вместе с тем предстоящая Олимпиада, по мнению участников, поможет решить многие проблемы делового туризма, в частности — закрыть вопрос с недостающими конгрессными и выставочными залами. «Насколько нам известно, олимпийские объекты после завершения Олимпиады как раз и планируется использовать для проведения деловых встреч, выставок, конференций,— считает Бэлла Тарасова,— что поможет решить существующие проблемы». Об увеличении интереса к этому региону говорят и представители «Гранд Отель Поляна»: «Интерес к Красной Поляне значительно возрос с тех пор, как она вошла в число застройки олимпийских объектов. Так, «Гранд Отель Поляна» с каждым годом привлекает все больше внимания компаний, желающих организовать деловые мероприятия вдали от офисов, ведь лучшие идеи для бизнеса приходят на свежем воздухе». Олимпиада, по мнению Рубена Татуляна, также будет способствовать увеличению деловых поездок в Сочи: «Особенно перспективно развивать деловой туризм до проведения Олимпийских игр и минимум 4-5 лет после их завершения. Сейчас эта сфера только будет набирать обороты, объемы продаж в деловом туризме будут только расти», — считает эксперт. (kommersant.ru)
«Питер» будет строить в Петрозаводске
Крупнейший собственник недвижимости в Апраксином дворе, концерн «Питер» Николая Пономарева, управляющий торговой недвижимостью в Петербурге, приступил к строительству своего первого отеля. Он появится в центре Петрозаводска.
Как сообщили «Деловому Петербургу» в ООО «Концерн «Питер», компания вкладывает $20-25 млн в строительство в Петрозаводске шестиэтажного гостиничного комплекса общей площадью 18,55 тыс. м2 с двухуровневым подземным паркингом на 194 машиноместа.
До сих пор «Питер» развивал только торговую недвижимость. В частности, он является крупнейшим собственником помещений Апраксина двора (около 10 тыс. м2), а также владеет торговыми комплексами «Сенная» и «Питер».
«Мы решили попробовать свои силы в новом направлении, — говорит генеральный директор концерна «Питер» Николай Пономарев. - Тем более Карелия становится все более привлекательной для туристов». Он говорит, что сначала планировал купить франшизу одной из гостиничных сетей мирового уровня, но потом решил развивать собственный проект.
Отель расположится на площади Гагарина, 1 (центральная площадь города). Под его строительство был приобретен участок 4,5 тыс. м2 на расстоянии 50м от городского железнодорожного вокзала.
Предполагаемый номерной фонд — 223 номера уровня 3 или 4*. Также в отеле «Питер» планирует разместить ресторан, бар, торговую галерею, офисы, развлекательную зону, спа–центр и конференц–зал. Срок окончания строительства — декабрь 2010 — май 2011 года.
Примечательно, что ранее Николай Пономарев объявлял о строительстве еще одной гостиницы — на Московском проспекте в Петербурге. Но этот проект из–за затяжных согласований пока остается в планах.
По мнению экспертов, «Питер» фактически станет первым крупным отельером Петрозаводска. «Насколько мне известно, в этом городе очень плохо с гостиницами нормального класса, — говорит директор петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. — Есть классическая советская гостиница «Северная», есть несколько небольших отелей — и все». Поэтому, считает эксперт, равных конкурентов у «Питера» там не будет.
При этом, по мнению Мусакина, в первое время у отеля может возникнуть проблема со спросом. Впрочем, по словам вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, Карелия в последнее время демонстрирует самый высокий рост въездного туризма после Калининградской области и Петербурга. (dp.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»