Hotel & Resort 11-17 февраля 2008 г.
Сколько гостиниц не хватает Москве?
Два года назад RATA-news H&R уже пыталась ответить на этот вопрос. Тогдагостиниц,активно работающих на московском рынке, насчитывалось 127 на 33,94 тыс. номеров и 60,5 тыс. мест. Из них, по оценкам ведущих консалтинговых компаний, современным стандартам, полноценно отвечали около 30 объектов, позиционирующихся в верхнем сегменте рынка, который формируется отелями 4-5*. Тогда эксперты осторожно оценивали, чтоосторожно оценивали, что столичный рынок сможет безболезненно «усвоить» 23-25 гостиниц в среднем сегменте по 300 номеров – только чтобы заполнитьдефицит.
По «Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве на период до 2010 года» количество отелей запланировано довести до 556 на 186473 места. То есть, в ближайшие три года в Москве должно появиться еще 337 гостиниц на 113573 места. Этого будет достаточно? Или многовато?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо определиться с таким непростым показателем, как количество действующих объектов в столице. В сентябре 2007 года, согласно данным официальной статистики (Мосгорстат), в городе насчитывалось 197 коллективных средств размещения (КСР) на 65,9 тыс. мест. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года количество КСР увеличилось на 4 объекта, количество мест – на 1495 единицы. Приведенные выше данные учитывают информацию только по тем объектам, которые предоставили сведения в органы статистического наблюдения и учета. Соответственно, есть вероятность того, что эти данные, по крайней мере, не совсем полны. Следует также обратить внимание на тот факт, что официальная статистика приводит информацию по коллективным средствам размещения в целом, а не только по гостиницам.
С учетом поправок, можно, таким образом, предположить, что гостиничный рынок столицы за прошедший год расширился. Хотя как относительно объемов рынка в целом, так и относительно объемов его расширения полного понимания пока нет. Так, согласно данным Комитета по туризму Москвы, объем гостиничного рынка на конец 2007 года составил 219 объектов на 72900 мест, что на 6 с лишним тысяч мест больше, чем по информации Мосгорстата.
Конечно, такие серьезные расхождения данных по объемам гостиничного рынка, представленные официальными органами Правительства Москвы, не могут не заставить задуматься экспертов относительно настоящего и будущего отрасли. Ведь отсутствие четкой базы данных, характеризующих актуальное состояние гостиничного фонда города, не позволяет с известной долей точности прогнозировать и необходимые изменения. Учитывая многомиллионные инвестиции, нужные для реализации гостиничных проектов, можно представить себе, в какие суммы может вылиться ошибка в прогнозах в масштабах всего московского рынка. В этом отношении, дабы избежать для гостиниц нежелательных потрясений, схожих по последствиям с кризисом 1998-1999 года, следует сопоставлять планы строительства новых отелей с динамикой изменения объемов спроса на эти объекты. Конечно, следует учитывать, что наличие достаточного количества гостиниц, «дешевых и разных», стимулирует развитие туризма, включая его деловой сегмент, тогда как дефицит гостиничных номеров производит противоположный эффект. Таким образом, другим вопросом, который требует решения в контексте рассматриваемой проблемы, является анализ динамики спроса на гостиничные услуги в Москве и сопоставление этого показателя с объемом потенциального предложения.
Источник: Мосгорстат, Colliers International, 2008
Как показывает диаграмма 1, в последние годы количество размещенных гостиницами Москвы лиц практически «топталось на месте»: при небольшом, но стабильном росте количества иностранных посетителей, итоговая цифра, отражающая общий объем ночующих в столичных отелях, увеличилась не более, чем на 1% (усредненный процент роста по этому показателю, согласно статистическим данным составил 7% за 5 лет).
Для целей нашего мини-исследования важно отметить не только общую динамику количества гостей, размещаемых в гостиницах города, но и сопоставить это количество с объемом въездного потока в город. К сожалению, в данном случае область сравнения ограничится иностранными (включая жителей СНГ) гражданами, так как приезжающие в Москву россияне «фиксируются», в основном, гостиницами.
Как показывает диаграмма 2, в течение всех последних лет наблюдений количество иностранных гостей, которые не пользуются услугами гостиниц Москвы, постоянно растет. Если 5 лет назад два из трех иностранцев нуждались в гостиничных услугах, то теперь это соотношение изменилось на противоположное, и не в пользу КСР.
Источник: Мосгорстат, Colliers International, 2008
Можно сказать, что впечатляющие, по данным московского Комитета по туризму, темпы роста въездного потока в столицу на гостиничный сектор влияют довольно слабо. Действительно, большинство экспертов понимает, что ситуация, сложившаяся на рынке Москвы в последние годы, где демонстрируются впечатляющие темпы роста показателей доходности действующих отелей, возникла не столько благодаря росту спроса на услугу размещения, сколько из-за отсутствия достаточного количества предложения.
В этих условиях, конечно, следует принимать меры к тому, чтобы эти диспропорции выровнять, для чего необходимо строить новые отели. Однако и в этом деле следует избегать крайностей, и, сравнивая Москву с Парижем или Лондоном по показателю гостиничных номеров на тысячу жителей, не следует забывать о разнице в количестве принимаемых этими городами туристов. В противном случае, экономика новых проектов может оказаться на грани краха, как это видно на приводимой ниже диаграмме 3.
Источник: Мосгорстат, Colliers International, 2008
Пока реализация конкретных проектов существенно отстает от запланированных темпов: по данным Colliers International, в 2007 году в Москве было введено в эксплуатацию около 1000 новых номеров, не считая реконструированной гостиницы «Международная». При этом закрытие на реконструкцию «Украины» вывело с рынка примерно столько же номерных единиц, сколько их было построено. В такой ситуации новые объекты быстро адаптировались к рынку: загрузка большинства «новичков» в течение деловой недели приближалась к максимальной отметке. При этом рынок поглотил не только относительно «дешевое» предложение гостиниц средней (для Москвы) ценовой группы («Милан» и «Бородино»), но и «люксовых» Ritz-Carlton и Pokrovka Suite hotel. «Старые» игроки почти не почувствовали появления новых конкурентов – динамика показателей загрузки и средних цен продажи оставалась поступательной по всем подсекторам верхнего сегмента рынка Москвы.
Итак, сколько же гостиниц нужно городу, чтобы удовлетворить реальный и потенциально существующий спрос, за счет чего, как предполагается, ценовая политика столичных средств размещения будет более соответствовать качеству предлагаемых услуг? Исходя из таких понятий, как неудовлетворенный спрос и стимулированный спрос, мы полагаем, что городу не хватает не более 8-9 тыс. дополнительных номеров. При этом на люкс-сегмент приходится не более 10-15% от этого количества. И, конечно, выход такого количества новых номеров должен быть осуществлен постепенно, в течение 3-5 ближайших лет. Это позволит новым отелям адаптироваться к рынку и не повлечет за собой кризисных явлений, при том, что средние цены продаж номеров будут больше соответствовать среднеевропейским аналогам, чем это имеет место быть сегодня.
Наш прогноз не претендует на полноту охвата проблемы и отражает наше представление относительно возможного развития рынка при условии сохранения наметившихся сегодня тенденций. Существенное изменение рыночной конъюнктуры приведет к изменению сложившегося баланса, и потребует корректировки представленных здесь расчетов. (Марина Смирнова, консалтинга компании Colliers International, специально для RATA-news)
Amaks Grand hotels стала управлять отелем в Липецке
Российская управляющая компания Amaks Grand hotels взяла в управление многофункциональный комплекс в Липецке.
Компания подписала долгосрочный договор на управление комплексом с ведущей местной строительной компанией, которую в сети считают «стратегически важным и успешно зарекомендовавшим себя партнером, с огромным опытом и знанием местной экономики».
Объект планируется ввести в эксплуатацию в сентябре 2008 года.
В комплекс войдут: гостиница 3*+ на 120 номеров с авторскими апартаментами, бизнес-центр, конференц-центр с залом-трансформером на 150 человек, круглосуточный ресторанный комплекс, spa – центр, фирменный бутик Gift Goods, автостоянка.
Предпроектные работы были начаты в конце 2007 года. Район, в котором строится новый комплекс, расположен в центре Липецка на берегу реки Воронеж. Живописная природа города, зелёная зона, большой водоем и непосредственная близость к центральной деловой части города придают неповторимую привлекательность этому комплексу.
Сейчас работы близки к завершению, вложения в проект оцениваются в $40 млн. Срок окупаемости инвестиций, по мнению менеджеров управляющей компании, составит шесть-семь лет.
Основная ставка при развитии объекта будет делаться на дальнейшее развитие гостиничной инфраструктуры и расширение спектра дополнительных услуг. По мнению руководителя департамента управления проектами Светланы Саблиной, недостаточно развитая гостиничная сеть в регионе дает основания ожидать высокой среднегодовой загрузки отеля – до 80%.
По договору управления компания Amaks Grand hotels обеспечивает полный комплекс работ по управлению, включая эксплуатацию отеля и организацию системы продаж. Компания несет полную финансовую ответственность за деятельность объекта. В качестве факторов, привлекающих внимание к отелю, будут использоваться его удачное расположение, высокий уровень комфорта и развитая инфраструктура объекта.
По мнению собственников отеля, включение его в известную гостиничную сеть сможет повысить рентабельность объекта, станет гарантом эффективного развития комплекса, существенно сократит финансовые риски.
Сейчас в портфолио управляющей компании Amaks Grand hotels 16 работающих и строящихся собственных объектов (более 3,5 тысячи номеров). Отели сети представлены в Перми, Уфе, Боровичах, на Валдае, в Великом Новгороде, Владимире, Воронеже, Белгороде, Кургане, Ростов-на-Дону, Азове, Тамбове, Казани, Ессентуках, в Подмосковье.
Компания заявила о cвоей готовности брать в управление гостиничные объекты других собственников. В настоящее время Amaks Grand hotels имеет договоренности по управлению отелями в ряде российских городов.
Появилось два новых отеля Pullman – в Париже и на острове Санья
Компания Accor Hospitality последовательно придерживается своих планов по развитию бренда Pullman. Только что открылись еще два отеля под этим именем.
Парижский Pullman Paris Bercy – это бывшая гостиница Sofitel Paris Bercy, которая прошла ребрендинг. В отеле 400 номеров, в том числе 20 сюитов с восхитительным видом (9 сюитов Junior, 10 сюитов Duplex и 1 президентский сюит). Изысканный современный стиль помогает гостям окунуться в атмосферу спокойного отдыха и уединения. Каждый этаж отеля отличается от остальных по дизайну. Гостям отеля предоставлена возможность не только хорошо отдохнуть, но и поработать. Все номера оснащены бесплатным беспроводным доступом в интернет, поэтому гости отеля смогут поддерживать связь со всем миром не выходя из номера. Отель также располагает идеальными помещениями для организации встреч, семинаров и конференций. В распоряжении участников подобных мероприятий центр проведения конференций площадью 1800 кв.м, 20 конференц-залов, театр и рестораны.
Гостиница Pullman Sanya Yalong Bay располагается на берегу Южно-Китайского моря. Отель был открыт 3 февраля 2008 года и предлагает гостям 77 номеров и 115 вилл (все с отдельным бассейном), а также 9 конфигурируемых конференц-залов общей площадью в 1200 кв. м.
Одновременно отель способен принять до 800 человек. В случае проведения конгресса или семинара, участники смогут воспользоваться банкетным залом Pacific Grand Ballroom, вместительностью до 350 человек. В одном из трех ресторанов – Le Chinois – есть четыре зала, которые могут быть забронированы для частных деловых обедов.
Гостиницы Pullman Paris Bercy и Pullman Sanya Yalong Bay присоединяются к еще 12 отелям Pullman, которые были открыты в декабре 2007 года во Франции (Париж, Марсель и Тулуза), Германии (Кельн, Дортмунд), Бельгии (Брюссель), Таиланде (Бангкок) и Китае (Донжан).
В 2009 году в Петербурге будет три отеля Park Inn
The Rezidor Hotel Group в 2009 году откроет в Петербурге еще один отель Park Inn, сообщила региональный директор компании по коммуникациям и PR Сандра Димитрович . Новый отель откроется на главной магистрали города – Невском проспекте, рядом с Московским вокзалом. В гостинице предусмотрено 246 номеров, подземная парковка, ресторан, лобби-бар, конференц-залы, мини-пивоварня.
В Cеверной столице под брендом Park Inn уже работают два отеля: Park Inn Пулковская (840 номеров) и Park Inn Прибалтийская (1200 номеров). Портфолио компании дополняет Radisson SAS Royal hotel (164 номера).
«Сейчас мы контролируем 2450 гостиничных номеров в Петербурге, - заявил Курт Риттер, президент и исполнительный директор The Rezidor Hotel Group.- Это демонстрирует наше лидерство и подчеркивает важность российского рынка для нашей компании».
У всех трех петербургских отелей Park Inn – общий владелец, норвежский холдинг Wenaas.
«Царьград» на берегу Оки
В рамках рекламно-ознакомительного тура по Серпуховскому району, организованному Комитетом по туризму Московской области, представители туркомпаний и журналисты познакомились с новыми объектами подмосковной туриндустрии. Один из них – курортный комплекс «Царьград Спас-Тешилово» в 80 км от Москвы. Это первая «ласточка» большого проекта инвестиционного фонда Marshall Capital Partners, основанного бывшим топ-менеджером МДМ-банка Константином Малофеевым. Предполагается, что в Подмосковье в скором времени появится целая сеть пятизвездочных отелей под общим брендом «Царьград».
Место для первого подмосковного «Царьграда» выбрано очень удачно. Его постройки вольготно раскинулись на высоком речном берегу как раз напротив биосферного Приокско-террасного заповедника, в котором с 1948 года живут и, к счастью, здравствуют зубры и бизоны.
Строительство всех составляющих комплекса в Спас-Тешилово, уже работающего с конца прошлого года, завершено еще не полностью. На сегодняшний день он включает три спальных корпуса на 286 человек (фото).
В будущем по соседству с ними выстроят 24 двухэтажных коттеджа, в которых будет возможно вполне комфортное и даже, при желании, конечно, автономное проживание. Пока же среди 108 гостиничных номеров есть стандартные однокомнатные, большие семейные и двухкомнатные люксы. Все они оснащены системой кондиционирования, мини-баром и спутниковым телевидением, в каждом – доступ в интернет. Украшает гармоничный интерьер стильная деревянная мебель.
В «Царьграде» задумано открыть несколько ресторанов и баров, что называется – на любой вкус. Сейчас же в главном корпусе к приему гостей готов основной курортный ресторан «Трапезная». Он оформлен в стиле, напоминающем о знаменитом гжельском фарфоре, и имеет летнюю террасу. Кроме него по вечерам гостей ждут пивной бар «Дружина», ночной клуб «Космос» и круглосуточно открытый лобби-бар, где всегда можно выпить чашечку ароматного кофе со свежеиспеченной булочкой. Под крышей находится обширный зал со столами для игры в русский и американский бильярд. Утомленные катанием шаров мужчины могут удалиться в сигарную комнату, а для дам вот-вот откроется чайный салон «Пленэр». Название его не случайно – за огромными во всю стену окнами открывается изумительный вид на заповедные дали.
Достроены банный комплекс (бани здесь русские с парилкой и веничком, имеются и индивидуальные выходы к озеру) и открытые площадки для барбекю. Начато сооружение спортивно-оздоровительного центра (фото), где будут и бассейн с аквапарком, и spa-салон, и боулинг, и еще несколько бань. Строители пообещали, что к маю успеют.
Представить себе сегодня курортный комплекс без спортивных услуг невозможно. «Царьград» предоставляет любителям активного образа жизни огромный выбор – теннисные корты, пешие, конные и велосипедные прогулки, площадки для игры в пейнтбол и стрельбы из арбалета. Соседство с Окой позволило оборудовать на ее берегу пляж и создать условия для рыбалки.
Незначительная удаленность от столицы и отличные подъездные пути делают Спас-Тешилово удобным местом для проведения разного рода деловых и корпоративных мероприятий. То, что они будут эффективны сомневаться не приходится. Ибо оборудованный в соответствии с самыми строгими профессиональными требованиями Конгресс-центр просто не предполагает ничего другого. Его три зала – «Гербовый» на 250 мест, «Боярский» на 60 мест и «Дворянский» на 20 мест – расположены в цокольном этаже главного корпуса в удалении от ресторанных соблазнов и прочих мест развлечений и отдыха. Есть здесь и небольшая бизнес-комната(фото).
Помимо обремененных делами дядей и тетей, в «Царьграде» позаботились и о детях. В Спас-Тешилово говорят, что именно они их самые дорогие гости. Сюда можно приезжать даже с грудными малышами (в скобках заметим, да не покажется никому подобное соседство циничным, что домашних животных здесь тоже жалуют). А для тех, кто постарше, задумано открыть Детский центр творчества с целым набором обучающих и развлекательных программ, которые будут проводиться опытными педагогами и аниматорами. (Любовь Булгакова, RATA-news)
Amaks назовет свою первую красавицу
Гостиничная сеть Amaks Grand hotels объявила о проведении интернет-конкурса «Мисс Амакс-2008», участие в котором сможет принять любая сотрудница сети. Как сообщается на официальном сайте компании, цель конкурса – «дать шанс каждой сотруднице Amaks Grand hotels заявить о себе не только на всю компанию, но и на весь мир, олицетворяя неповторимую красоту россиянок».
Победительницу будут выявлять 8 марта в развлекательном комплексе владимирского отеля сети «Амакс Золотое кольцо». А финалисток определят по итогам голосования посетители сайта компании – www.amaks-hotels.ru, где будут размещены фотографии претенденток.
Отели бронируют инвесторов
В отличие от жилой, офисной и торговой недвижимости строительство отелей попало в сферу интересов инвесторов лишь три-четыре года назад. Причина — долгая окупаемость гостиниц (около десяти лет). По экспертным оценкам, в России сейчас насчитывается 445 тыс. гостиничных номеров, а нужно в два раза больше.
Холодность инвесторов объясняется тем, что минимальный срок окупаемости проекта по строительству отеля составляет десять лет, поясняет замдиректора департамента гостиничного направления CB Richard Ellis Станислав Ивашкевич. Для сравнения: офисный проект в Москве в среднем окупается за восемь лет, а торговый — за шесть лет, добавляет коммерческий директор Galaxy Group Артем Цогоев. Он объясняет такую разницу тем, что из-за специфики гостиничного бизнеса себестоимость строительства, например, отеля уровня пять звезд в полтора раза выше, чем офисного здания такой же площади: $2,25–2,5 тыс. за 1 кв. м против $1,5–1,7 тыс.
Результат — дефицит номерного фонда во всех городах России, включая привлекательные для туристической индустрии. По данным Госкомстата РФ, на конец 2006 года в России работало 5375 гостиничных предприятий с номерным фондом около 208 тыс. номеров, в том числе 4014 непосредственно гостиниц на 177,6 тыс. номеров, или 353,8 тыс. мест. По данным Knight Frank, гостиниц больше — 4,5 тыс., еще столько же консалтинговая компания насчитала «незарегистрированных средств размещения» (сдаваемые в аренду частниками дома и квартиры). Общий номерной фонд, по подсчетам Knight Frank, составляет 445 тыс. номеров. Но и этого крайне мало: на один гостиничный номер в России приходится 100 иностранных посетителей страны, а, например, во Франции — 50.
Одними из первых в сегменте гостиничного девелопмента активизировались московские компании. Но и они пытаются совмещать в одном проекте офисную и торговую составляющую с пятизвездочным или четырехзвездочным отелем. Так, на месте снесенной в 2004 году гостиницы «Москва» (улица Охотный Ряд, 2) ОАО «Декмос» строит многофункциональный комплекс, где помимо отеля, которым будет управлять сеть Four Seasons, разместятся апартаменты и торговая галерея. Проект реконструкции гостиницы «Минск» на Тверской улице, реализуемой холдингом «Уникор» Бориса Иванишвили, также предполагает строительство не только нового отеля, но офисных и торговых помещений.
Почувствовав интерес к гостиничному бизнесу со стороны инвесторов, столичные власти начали выставлять на аукционы городские пакеты в московских отелях. В ноябре 2005 года с молотка ушла гостиница «Украина»: за 100% акций, принадлежащих городу, победитель — ООО «Бисквит» заплатило около $273 млн. В 2007 году сеть Kempinski Hotels выкупила у правительства Москвы 69% акций гостиницы «Балчуг».
Но дефицит сохраняется даже в Москве, особенно не хватает отелей класса 3*, отмечают эксперты. Это связано, в частности, со сносом старых советских гостиниц, тех же «Минска» и «Москвы», на месте которых запланированы отели более высокого класса. Особенной потерей стал снос гостиницы «Россия» (более 2,9 тыс. номеров), работавшей в сегменте эконом-класса.
Согласно исследованию Knight Frank, вместе с Москвой сегодня наиболее активно развиваются гостиничные рынки Санкт-Петербурга и городов Черноморского побережья. В Москве и Санкт-Петербурге свыше 60% объема продаж гостиничных номеров приходится на бизнес-туризм.
Особенностью питерского гостиничного рынка является наличие сегмента мини-отелей. По данным Ассоциации малых отелей Санкт-Петербурга, на конец 2006 года насчитывалось более 500 мини-отелей и других средств размещения общим номерным фондом 5 тыс. номеров. До 2010 года, согласно городской программе развития гостиничной инфраструктуры, номерной фонд Питера должен увеличиться до 34 тыс. В Питере уже работают Accor Group, Rezidor SAS, Marriott, Kempinski, Best Western.
Из региональных рынков первым заинтересовал гостиничных инвесторов Екатеринбург. В 2006 году в городе начала работать Rezidor SAS, о планах по открытию двух гостиниц под брендами Novotel и Ibis объявила Accor Group.
Помимо Екатеринбурга большие надежды эксперты связывают с развитием индустрии гостеприимства в Тюмени, одном из крупнейших нефтегазовых центров России, и Иркутске. Кроме местных девелоперов этими рынками готовы заниматься федеральные отельные сети.
В 2007 году о намерениях создать собственные сети гостиниц заявили «Ренова-Стройгруп», ВАО «Интурист» и ИФД «Капиталъ». Компания Виктора Вексельберга пообещала в ближайшие десять лет построить 50 гостиниц, в том числе семь в Москве класса 3* на 200 номеров каждая . «Интурист» до 2011 года построит и реконструирует до 14 трехзвездочных гостиниц в крупных городах Центрального федерального округа, инвестиции составят около $200 млн. В марте прошлого года инвестировать $200 млн в строительство двух гостиниц в Крыму и нескольких гостиничных комплексов в Москве принял решение финансовый холдинг «Капиталъ» . Инвестируют в гостиницы сразу две компании Олега Дерипаски — «Русские отели» (в управлении — сочинская пятизвездочная «Гранд Отель & SPA Родина», саяногорский четырехзвездочный спорт-отель «Гладенькая» и украинский гостиничный комплекс «Металлург») и «БЭЛ Девелопмент» (строит отель «Пушкин» на Тверской улице в Москве).
Сегодня на рынке представлены четыре крупные федеральные сети, созданные и управляемые российскими операторами,— «Азимут Менеджмент групп» (принадлежит ИК «Нерль»; 3 тыс. номеров), Amaks Grand Hotels (около 2,6 тыс. номеров), Intourist Hotels Group (контролируется АФК «Система»; более 2 тыс.) и Heliopark Group (1407 номеров). Если международные операторы работают в основном в сегменте 4 и 5*, то российские решили занять нишу востребованных трехзвездочных отелей. По оценкам экспертов, уровень проникновения национальных сетей составляет сегодня около 15% от всего номерного фонда России, тогда как западных — около 6%.
И все же многие девелоперы излишне пессимистично оценивают потенциал отельного бизнеса в России и не спешат выходить в новый для себя сегмент, признаются эксперты. «Учитывая нехватку номеров, потенциальная прибыль гостиничных проектов в России может быть гораздо выше, чем на развитых рынках Европы и США»,— отмечает директор московского офиса компании Horwath HTL Дэвид Дженкинс. В качестве подтверждения он приводит результаты исследования международного агентства TRI Hospitality Consulting, согласно которым по итогам 2007 года в Европе самый высокий чистый доход, получаемый с каждого гостиничного номера, оказался в Москве — €140 в сутки. На второй и третьей строчках рейтинга — Лондон (€117) и Париж (€96). «После возврата вложенных в строительство гостиницы средств,— говорит Станислав Ивашкевич,— ежегодный денежный поток, получаемый собственниками объектов, может достигать 20% от общей суммы инвестиций». А это уже больше, чем в офисной и торговой недвижимости, где этот показатель в среднем составляет 10-11% в год.
(Коммерсантъ)
Сколько стоит гостиничный оператор?
Гостиничных операторов с мировым именем, таких как Rezidor SAS, Marriott, Intercontinental Hotels, Hyatt International Hotel & Resorts, Accor Group, Hilton, начинают приглашать в российские регионы. Услуги отельеров, конечно, недешевы (за региональную гостиницу на 150 номеров — более $600 тыс. в год), но иногда необходимы, признают владельцы отелей.
Обычно владелец гостиницы заключает с сетью договор на управление (management agreement), в котором обозначено вознаграждение оператора, состоящее из базовой ставки и премиальной части. «Базовая часть исчисляется как процент от выручки - как правило, это 2,5-5%. Премия выплачивается в случае определенного превышения оператором запланированного оборота и составляет от 6% до 12% от валовой операционной прибыли», - объясняет заместитель директора московского представительства TriGranit Development Марианна Романовская. В среднем для владельца отеля услуги западного оператора обходятся в 8-9% от выручки, генерируемой гостиницей. «Выручка от продажи 150 номеров региональной гостиницы при средней стоимости номера с учетом скидок $150 в день и средней 65-процентной загрузке составляет около $5,3 млн. в год. Прибавляем еще 30% от этой суммы в счет продаж дополнительных сервисов, питания и др., получается около $7 млн. В итоге гонорар международного оператора в год за управление будет составлять около $621 тыс.», - подсчитала заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Марина Смирнова.
Приглашая западного оператора, девелопер должен быть готов серьезно увеличить бюджет проекта еще на стадии строительства отеля. Именитый оператор будет диктовать стандарты качества - размер номера, интерьер и т. п. «Наш проект в Калуге сопровождают технические консультанты со стороны Accor Group. Их задача - сделать так, чтобы на выходе отель соответствовал всем международным стандартам. При этом расчеты показывают, что для нас цена проекта существенно возросла: изначально мы ориентировались на стоимость 1 кв. м с учетом отделки и мебели в районе €1,2-1,3 тыс., теперь, учитывая требования Accor Group, разговор уже идет о €2 тыс. и выше», - отмечает вице-президент ГК «Ташир» и руководитель проекта «Сити-парк» Сергей Бадмаев. Договор на управление гостиницей (150 номеров) в составе комплекса «Сити-парк» в Калуге «Ташир» заключила с Accor Group в январе 2008 года.
Если бюджет позволяет, окончательное решение приглашать западного оператора или нет зависит от площади планируемой гостиницы, добавляют эксперты. «Всегда есть место для небольшого несетевого отеля семейного типа, но если речь идет о знаковом объекте с хорошим местоположением и существенным объемом застройки, серьезный девелопер заведомо постарается снизить свои риски путем привлечения международного оператора»,— уверена госпожа Романовская. Для международной сети также важна численность номерного фонда, который будет взят в управление. По словам Марины Смирновой, обычно иностранные сети работают с отелями с номерным фондом не менее 150 номеров, в luxurious-сегменте эта планка может быть снижена до 100 номеров. Меньшими отелями владельцам приходится управлять самостоятельно.
Следующий вопрос, на который должен ответить девелопер: насколько будет сильна конкуренция на рынке, когда будет открыта гостиница? Еще более важен прогноз ситуации на ближайшие восемь-десять лет (средний срок окупаемости гостиничного проекта в России). Сергей Бадмаев признается, что для ГК «Ташир» приглашение западного управляющего стало необходимостью. «Мы оценили все заявленные в Калуге проекты — это примерно 2 тыс. номеров. Даже если будет реализовано всего 60% из анонсированных планов, этого уже хватит, чтобы существующая сегодня загрузка гостиниц в городе упала с 80% до менее чем 55%»,— объясняет господин Бадмаев. По его словам, рынок стандартизованных услуг будет перенасыщен, и владельцам гостиниц придется столкнуться с высокой конкуренцией, а значит, на первое место выйдет качество управления. Владельцы гостиниц в Калуге ожидают роста числа постояльцев после запуска новых автомобильных заводов Volskwagen, Volvo и PSA Peugeot Citroen в области.
Если девелопер собирается развивать целую гостиничную сеть, эксперты советуют задуматься о создании собственного бренда и разработке своих стандартов качества. Подобный вариант подходит также для владельцев старых отелей, которые не могут быть взяты в управление международной сетью из-за высоких требований оператора. По пути создания собственного бренда пошла компания «Азимут Менеджмент групп» (номерной фонд оценивается в 3 тыс.). «За основу мы взяли operation manual — операционные стандарты управления европейской сети,— рассказывает директор по развитию гостиничной сети «Азимут» Михаил Фельдман.— Полтора года нам пришлось потратить на адаптацию этих стандартов к условиям работы в российской реальности: число страниц изначальной документации увеличилось с 1,7 тыс. до 2,9 тыс.». Еще больше года понадобилось, чтобы этот стандарт протестировать. Желательно вовлечь в этот процесс иностранных специалистов — трех топ-менеджеров для каждого отеля, добавляет господин Фельдман. Заработная плата подобного специалиста может варьироваться в пределах $10–30 тыс. в месяц, а значит, топ-менеджмент только одного отеля может стоить собственнику минимум $360 тыс. в год.(Коммерсантъ)
Заморожено строительство отеля «Коринтия Невский палас»
Строительство гостиницы «Коринтия Невский Палас» на Невском проспекте временно приостановлено. а может быть вообще запрещено. Причина запрета - появления трещин на соседнем доме. Как сообщает «Эхо-Петербурга», такое решение вынесла комиссия службы строительного надзора и экспертизы Петербурга после выездного совещания.
По словам обеспокоенных людей, трещины на здании, которое находится рядом со стройплощадкой, появились еще в начале декабря прошлого года, а на этой неделе они увеличились, обвалился недавно установленный маячок. В результате было организовано выездное совещание на объект.
«При осмотре дома №53 по Невскому проспекту, комиссия службы строительного надзора и экспертизы обнаружила трещины на кафельной плитке и в оконных проемах», - рассказала пресс-секретарь службы Анна Проскурнина.
Согласно заключению комиссии, угрозы обвала дома нет. В данный момент все земляные работы на участке приостановлены. Возобновить их застройщик сможет только после обследования технического состояния несущих конструкций дома №53. Строителей обязали устранить дефекты, в том числе и трещин в наружной стене дома, и также продолжить мониторинг конструкций. «Если появятся дополнительные осадки, работы могут быть остановлены окончательно», - сообщила Проскурнина.
Как сообщил в эфире «Эхо-Петербурга» председатель городской экспертно-консультационной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, профессор Владимир Улицкий, трещины в доме на Невском 53 рядом со строящимся зданием появились из-за ошибок в проектировании.
Напомним, что на реализацию проекта реконструкции гостиницы финансовая группа «Коринтия» планировала выделить $35 миллионов. Проект реконструкции возни тогда, когда было дано разрешение на снос двух домов примыкающих к старому зданию гостиницы. Необходимость в сносе возникла из-за угрозы обрушения фасадов домов, выходящих на Невский проспект. По мнению экспертов дома стали разрушаться после того как увеличилась нагрузка на ленточный фундамент домов во время последней реконструкции гостиницы, в ходе которой над ней были надстроены еще несколько этажей. (Санкт-Петербург.ру)
В Москве построят вьетнамскую гостиницу
На северо-востоке Москвы в течение ближайших двух лет будет построен вьетнамский деловой центр «Ханой – Москва» с гостиницей. Комплекс разместится на 94-м километре МКАД, на пересечении с Ярославским шоссе. Его площадь составит около 4,9 га. Предложение о строительстве комплекса поддержали Москомархитектура, департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы, Народный комитет города Ханой и префектура Северо-Восточного округа. Московские власти подчеркивают, что создание вьетнамского комплекса в российской столице позволит реализовать подписанный в 2001 году меморандум о развитии дружественных связей и сотрудничества между Москвой и Ханоем, сообщает РИА «Новости».
В настоящее время в Москве работает 219 гостиниц на 72 900 мест. С 2000 по 2007 год включительно было введено в эксплуатацию 50 гостиниц на 11 530 мест. Из них - две двухзвездочные, 29 трехзвездочных, 10 четырехзвездочных, 9 пятизвездочных. В 2008 году в Москве предполагается завершить строительство и ввести в эксплуатацию 28 гостиниц на 5263 места, пишет «Вечерняя Москва». (Travel.ru)
15 отелей Ramada Encore откроются в Украине
Корпорация «Астрон-Украина» получила права на открытие в Украине отелей Ramada Encore: в столице и в больших городах в течение 10 лет будет построено 15 трехзвездочных бизнес-отелей на 80-200 номеров каждый.
Развитие гостиниц по договорам франчайзинга – обычная практика для проектов Wyndham за пределами США. В прошлом году стало известно о выходе Ramada в Россию, где в партнерстве с компанией Mawy планируется открыть 10 гостиниц в спальных районах Москвы.
В Украине Wyndham не планирует быть соинвестором проекта. Президент банка «НРБ-Украина» (управляет рядом гостиничных объектов в Украине) Вячеслав Юткин оценивает затраты на обустройство одного номера Ramada в $2,5 тыс./кв. м. Таким образом, 15 отелей могут обойтись в $130-240 млн без учета стоимости земли.
Для «Астрон-Украина», работающей в промышленном и энергетическом секторах, это первый проект в гостиничном бизнесе.
Сеть Ramada объединяет 858 трехзвездных гостиниц (из них 576 – в США). Входит в группу Wyndham Hotel Group (свыше 6,5 тыс. отелей), управляющую также сетями Super 8, Days Inn, Wyndham Hotels and Resorts, Baymont Inn & Suites, Wingate by Wyndham, Travelodge, Howard Johnson, AmeriHost Inn и Knights Inn. (Дело.ua)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»