RATA-news Hotel & Resort-03
Сколько гостиниц не хватает Москве?
Статистика относительно количества гостиниц в Москве очень противоречива. В 2004 году, по данным статистики, в городе насчитывалось 167 объектов размещения, в том числе 150 гостиниц общей вместимостью 63,4 тыс. мест (34,3 тыс. номеров). Мотелей и кемпингов – 3 объекта, общежитий (гостиничного типа) - 12 объектов. В это число не включены гостиницы при рынках и посольствах.
В мониторинге гостиничного комплекса столицы, подготовленного по заказу Комитета по внешнеэкономическим связям Москвы, в III квартале 2005 года в столице было 175 гостиниц на 38,2 тыс. номеров и 68,1 тыс. мест. Но в это количество включались гостиницы «временно выведенные из эксплуатации в целях реконструкции».
На октябрь 2005 года в г. Москве, по уточненным данным компании Colliers International, имелось 200 гостиничных предприятий, включая ведомственные объекты и мини-гостиницы, на 69470 мест по максимальной, паспортной, вместимости, которая указывается самими гостиницами или в «надежной» справочной литературе. В реальной действительности в эксплуатации находится меньше номеров и мест – примерно на 10% по номерам, и на 15% по местам.
Собственно гостиниц, активно работающих на рынке, насчитывается 127 на 33,94 тыс. номеров и 60,5 тыс. мест. Из них, по оценкам ведущих консалтинговых компаний, современным стандартам, полноценно отвечает около 30 объектов, позиционирующихся в верхнем сегменте рынка, который формируется отелями 4-5*. На их долю приходится 20,6% общей вместимости. Это предприятия с высоким уровнем обслуживания, входящие в международные гостиничные цепи или имеющие независимый статус - например, Golden Apple, построенный в конце 2004 года.
Доля вместимости среднего сегмента рынка до недавнего времени составляла 41,7%, он представлен советскими гостиницами высших разрядов, и довольно не однозначен по уровню обслуживания и оснащенности. При условии проведения полной реконструкции такие гостиницы, как «Ленинградская», «Пекин», «Будапешт» могут иметь и более высокую категорию. Другие гостиницы, построенные в 70-80-е годы, практически исчерпали свой ресурс и будут перестроены или перейдут в более низкий разряд. После закрытия «России» доля этого сегмента сократилась до 35% по вместимости. И в дальнейшем старые, советские, отели, если не будут полностью перестроены, перейдут в нижний сегмент, на их место «заступят» объекты из верхнего сегмента: уже сейчас новые гостиницы класса «Холидей Инн» позиционируются в среднем сегменте. Во всяком случае, в информации об открытии «Лесной» сообщалось, что это гостиница класса 3*, хотя цены явно претендуют на более высокий разряд. Так или иначе, наметившийся процесс роста цены на отели среднего уровня будет развиваться.
Нижний сегмент рынка представлен гостиницами категории 2* (17,8% мест) и 1* (0,5% мест). В основном, это гостиницы советской постройки первого разряда, многокорпусные и высокоэтажные, расположенные на окраинах Москвы, а также общежития, переведенные в состав гостиниц. Поскольку за последние 10-15 лет в столице была построена только одна гостиница бюджетного класса («Дружба» при торговом центре «Москва» в Люблино), и этот процесс был впоследствии приостановлен, доля гостиниц класса 1-2* будет постепенно сокращаться за счет естественного выбывания части номерного фонда.
Некатегорийные гостиницы (19,3% мест) также относятся к нижнему сегменту рынка. Эта группа представлена объектами, имеющими, как правило, ведомственную принадлежность, где за последние годы не проводились мероприятия по улучшению условий проживания. Гостиницы, включенные в эту группу, являются объектом внимания частных инвесторов, приобретающих здания для последующей реконструкции. Например, в 2003-04 годах поменяли собственника такие некатегорийные объекты, как «Мария», гостиница КБ им. Яковлева и т.д. Так что доля этого сегмента в последующем также будет сокращаться.
Сколько гостиниц не хватает Москве? Это сложный вопрос, поскольку дефицит возникает не только из-за сокращения номерного фонда, но и благодаря росту турпотока, включая деловых туристов. При этом спрос распределяется неравномерно: в центральных гостиницах города загрузка выше, чем на окраинах. Не менее 3 дней в неделю загрузка ведущих отелей Москвы составляет 100%. При этом овербукинг может составлять до 20%, а отказы – не принятые бронирования – еще 10-15%. Поэтому можно говорить, что строительство в Центральном административном округе 1000 номеров в верхнем сегменте, то есть по ценам от $300 до $500 и выше от стойки (rack-rate), позволит удовлетворить только тот спрос, который сегодня откладывает поездки в столицу.
С учетом выводимых с рынка отелей можно осторожно оценивать, что столице не хватает не менее 23-25 гостиниц по 300 номеров. Эти отели должны позиционироваться в среднем сегменте, с ценой до $150 rack-rate (скидки для групп до $80-100) - только чтобы заполнить дефицит. Учитывая рост потока и формируемый новым предложением спрос, можно построить еще 10-12 гостиниц (до 2015 года). При правильном распределении уровня цены и качества, сохранении политической стабильности и существующих экономических тенденций это не должно вызвать потрясений на рынке.
На конец 2005 года разница между количеством номеров в закрытых и вновь построенных гостиницах, включая строящиеся объекты, составляла около 600 номеров. Однако, если принять во внимание закрытие гостиницы «Россия», планы по реконструкции «Украины» (2006 год) и другие подобные проекты, отрицательный баланс по отрасли составит от 5000 до 7000 номеров. (Марина Смирнова, Colliers International, специально для RATA-news H&R)
Сравним Москву с другими городами Европы
В публикуемой здесь таблице сделана попытка сравнить гостиничную базу Москвы и крупных европейских городов.
СРАВНЕНИЕ ГОСТИНИЧНОЙ БАЗЫ МОСКВЫ И НЕКОТОРЫХ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ
ПО СОСТОЯНИЮ НА 2005 г. | ||||||
Город |
Кол-во жителей (млн.) |
Кол-во туристов (млн.) |
Из них иностранных |
Количество гостиниц/
номеров/мест |
Средняя загрузка (%) |
Кол-во новых гостиничных проектов в верхнем сегменте рынка |
Москва |
12,0 |
3,7 |
1,3 |
167/34000/63400 |
72 |
5 |
Берлин |
3,4 |
5,1 |
4,1 |
440/-/65000 |
68,2 |
7 |
Милан |
1,4 |
3,3 |
2,3 |
417/22931/45000 |
71,8 |
3 |
Лондон |
6,8 |
28,3 |
13,2 |
1000/-/100000 |
82,5 |
36 |
Париж |
10 |
25 |
н/д |
1494/77000/140000 |
80 |
5 |
Источник:Colliers Int., |
Из таблицы хорошо видно, что на сегодняшний день Москва имеет минимальное количество отелей, хотя по количеству мест гостиничная база столицы сопоставима с другими европейскими городами. Это свидетельствует о неразвитости в Москве сектора малых гостиниц, тогда как за рубежом подобные объекты размещения формируют значительную часть рынка.
Московские гостиницы в значительной мере ориентированы на бизнес-поток, поскольку именно эта клиентская группа предпочитает размещаться в отелях средней и высокой вместимости, преобладающих в составе столичной базы размещения.
На сегодняшний момент загрузка московских гостиниц удерживается на достаточно высоком уровне, хотя это, скорее, «заслуга» дефицита, чем объемов спроса. А дефицит неизбежно стимулирует рост цен на услуги размещения.
Планы гостиничного развития Москвы не могут ориентироваться на ситуацию, складывающуюся на лидирующих туристических рынках Европы, поскольку невозможно сравнивать объемы требуемого предложения с несопоставимыми параметрами спроса. Также Москва реально не может в короткие сроки существенно увеличить количество принимаемых иностранных туристов. Этому препятствует «визовая реальность» и недостатки существующей базы размещения, включая несоответствие цены качеству предлагаемых услуг.
Следующая таблица показывает доли отелей 3-5* по вместимости в различных городах Европы.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛИ ОТЕЛЕЙ 3-5 ЗВЕЗД
НА ГОСТИНИЧНЫХ РЫНКАХ РАЗЛИЧНЫХ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ (ПО ВМЕСТИМОСТИ ОБЪЕКТОВ) | |||
Город |
3 звезды |
4 звезды |
5 звезд |
Будапешт |
40,3% |
17,3% |
5,5% |
Милан |
22,9% |
46,2% |
4,7% |
Москва до закрытия гостиницы «Россия» |
41,7% |
17,5% |
7,8% |
Москва после закрытия гостиницы «Россия» |
39,8% |
21,1% |
9,0% |
Мюнхен |
41% |
18% |
15% |
Париж |
31,3% |
4,7% |
11,7%(4*lux) |
Источник:Colliers Int. |
Пока в Москве сохраняются разумные пропорции между верхним и средним сегментами, что подтверждается при сравнении этого показателя с данными гостиничных рынков других европейских городов. Закрытие гостиницы Россия вроде бы существенно не изменило относительные пропорции, но в абсолютных цифрах сокращение объемов среднего сегмента, безусловно, скажется на ситуации с размещением. И в перспективе, к сожалению, сокращение среднего сегмента гостиничного рынка Москвы наверняка приведет к уменьшению количества поездок с туристическими целями
Реализация проектов по увеличению гостиничного рынка Москвы еще более расширит верхний сегмент рынка, нарушив сложившиеся пропорции. Для компенсации потерь от сокращения группового туризма Москва должна будет переориентироваться на сегмент выставок и конференций (как Милан), что позволит обеспечить спрос на более дорогие гостиницы класса 4*, которые, очевидно, превратятся в лидирующую по объемам предложения рыночную группу.
Стамбул обгоняет Москву
Московские отели заняли второе место в Европе по заполняемости согласно исследованию британской консалтинговой компании Deloitte. Их загрузка в 2005 году достигла 72%. Уступает Москва только Стамбулу (75%), где этот показатель вырос в минувшем году сразу на 10% - из-за появления в этом городе большого количества офисов международных организаций. Третье место с 68% занимает Тель Авив.
Кроме того, Москва заняла первое место по увеличению дохода с каждого номера. Этот показатель в российской столице вырос на 136 евро. На втором месте Стамбул – 86 евро с номера. Всего увеличение доходности одного номера по Европе составило 4,5%, сообщает Focus on Travel News. (Travel.ru)
«Строим отель» вместе
В 2005 году стартовал информационный проект «Строим отель», призванный создать эффективную систему коммуникаций между операторами гостиничного бизнеса России и поставщиками товаров и услуг для индустрии гостеприимства. Он включает мультимедийный ежегодник «Строим отель», первый номер которого вышел в декабре 2005 года; интернет-портал «Строим отель», он начинает работу в марте 2006 года; международную специализированную выставку «Строим отель. Hotel Business & Building», которая пройдет в Москве 12–14 сентября 2006 года.
Главная особенностьмультимедийного издания «Строим отель-2005»состоит в том, что за счет разных информационных носителей – полиграфической версии,CDиDVD– появляется возможность в достаточнокомпактном виде создатьмаксимально наполненное информационное поле вокруг освещаемой темы. В полиграфической версии читателю предлагаются информационно-аналитические материалы в привычном формате. На CD-диске в рабочем режиме пользователь может познакомиться с обширным каталогом участников рынка и их предложениями, воспользоваться их координатами или ссылками на сайты. Кроме того, на диске представлен большой объем самой различной статистической информации, а также подборка документов и нормативных актов по заданной теме.
DVD-фильмдает возможность дополнительно раскрыть уже прочитанную информацию и эмоционально усилить впечатление о компании или объекте. Такой подход позволит читателю сформировать свой собственный видеоархив.
В последующих номерах издания будут присутствовать такие разделы, как «Инвестиции и инвестиционные проекты», «Кто есть кто в индустрии гостеприимства» и т.п. Более полно будет представлена рубрика «Опыт и рекомендации». Планируется также уделить большее внимание налоговым, финансовым и правовым темам. Кроме того, начиная со следующего номера, который выйдет в декабре 2006 года, издатели планируют создать серию региональных блоков.
Второй этап проекта – разработка отраслевого интернет-портала «Строим отель»,работу над которым ведет медиа-группаPeople&Life. Основная его задача – сформировать единое непрерывно функционирующее информационное поле, которое поможет участникам индустрии гостеприимства найти надежных партнеров и решить насущные проблемы. На портале можно будет предложить свою продукцию и услуги хотельерам не только Москвы, но и регионов России. Здесь будут представлены каталог производителей товаров и услуг для индустрии гостеприимства, «биржа» запросов российских отелей, материалы по управлению, законодательству, налогообложению, аудиту и бухучету, инвестиционные проекты, выставки, новости компаний и многое другое.
В конце февраля по адресу www.stroimotel.ru можно будет ознакомиться с интернет-версиейCD-каталога «Строим отель-2005».
Приобрести первый номер ежегодника, подписаться на издание 2006 года, а также задать все вопросы по участию в проекте «Строим отель» можно по телефону (095) 959-05- 37, директор по рекламе Ирина Смирнова.
На фото: обложка справочника «Строим отель»
«Южная» презентовалась в своем регионе
В Департаменте экономического развития Белгородской области прошло совещание с турфирмами. В его работе приняли участие представители территориального управления Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы Белгородской области и Белгородской торгово-промышленной палаты.
Участникам совещания, в частности, была предложена презентация гостиницы "Южная", которая входит в одну из крупнейших национальных гостиничных сетей AMAKS Grand Hotels. Управляющий директор гостиницы А.Васильев рассказал о ходе реконструкции гостинично-ресторанного комплекса и создания на его базе крупнейшего развлекательного центра.
Гостиница Южная» расположена на высоком холме, в районе Харьковской горы, в непосредственной близости от центра Белгорода. В ней 200 номеров различной категории - от стандартных одноместных до люксов. В каждом есть телефон, телевизор, холодильник. На цокольном этаже отеля для вас работает ресторан «Алькор» на 300 мест. В холле круглосуточно работает бар, в котором могут разместиться 40 человек.
Для проведения деловых мероприятий в «Южной» есть бизнес-центр, конференц-зал, банкетный зал. В зимнем саду, рассчитанном на 100 человек, можно организовать банкет, свадьбу, бизнес-ланч, фуршет, семинар, переговоры или встречу с партерами.
Свободное время гости проводят в тренажерном зале, косметическом кабинете, парикмахерской. В гостинице работает туристско-экскурсионное бюро.
«Руссландия Полярные Зори Отель» вкладывается в развитие
Мурманская гостиница «Руссландия Полярные Зори Отель» продолжает вкладывать средства в улучшение инфраструктуры и расширение номерного фонда. В прошлом году был отремонтирован холл, открыт тренажерный зал, в фойе установлен лифт для людей с ограниченными физическими возможностями, заменена мебель в номерах эконом-класса и установлены дополнительные столики в клубе "Ледокол". На эти цели в 2005 году отель потратил 9,5 млн. рублей.
В 2006 году объем инвестиций возрастет почти в четыре раза и составит 35 млн. рублей. Основная часть средств - 25,5 млн. рублей - будет направлена на реконструкцию ранее пустовавшего 9-го этажа, где появятся 37 новых номеров бизнес-класса. На этаже будет смонтирована новая современная система кондиционирования воздуха. Благодаря реконструкции номерной фонд гостиницы увеличится до 266 номеров.
Также в этом году отель планирует потратить более 9 млн. рублей на установку системы интерактивного телевидения и замену телевизоров во всех номерах. (ТИЦ Мурманской области)
В реконструкцию санатория «Филипповский» вложат $7 млн.
Около $7 млн. планируется инвестировать в реконструкцию санатория "Филипповский" в Борском районе Нижегородской области. Об этом сообщил министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Денис Лабуза.
Завершение реконструкции намечено на 2007 год. Планируется, что здание санатория будет рассчитано на 30 двухместных номеров, а еще на его территории разместятся 4 коттеджа, аквапарк, а также спортивные площадки.
Кроме того, по словам г-на Лабузы, правительство Нижегородской области планирует разработать программу по строительству в регионе гостиниц класса 1-2*, которых явно не хватает. Несколько нижегородских компаний подали заявки на строительство таких гостиниц, и в ближайшее время проекты будут рассмотрены на инвестиционном совете.
Также правительство намерено поддерживать проекты по созданию крупных ресторанов в Нижнем Новгороде.
Малые и семейные гостиницы «растут» особенно быстро
В последние годы в Хорватии особенно быстро растет число малых и семейных гостиниц. Примерно 150 таких объектов, большинство из которых входит в Национальное сообщество малых и семейных гостиниц по инфраструктуре и качеству услуг отражают характеристики своих регионов, прибавляя к ним традиции и семейную атмосферу. Учитывая динамику роста, можно ожидать, что число таких отелей будет увеличиваться на 50-100 в год.
С помощью Национального сообщества малых и семейных гостиниц, чья резиденция находится в Сплите, объединяются общие интересы гостиничных работников и предоставляется возможность систематически осуществлять обучение и рекламу в Хорватии и за границей. Каждая маленькая гостиница развивает свою собственную «изюминку» – это или оригинальные блюда с местными особенностями и винами, или дополнительная инфраструктура - велнес, фитнес и др. Но все они имеют общую черту – индивидуальный подход к гостям. Составной частью предложения являются и особенности каждого региона, которые вместе с услугами гостиниц составляют целостный турпродукт.
Rocco Forte открывает новый отель во Франкфурте
1 марта 2006 года во Франкфурте состоится открытие нового отеля группы Rocco Forte Hotels.
Гостиница, получившая название Villa Kennedy, расположен южном берегу реки Майн. Отель был построен вокруг исторической виллы Speyer, возведенной еще в 1904 году. Его отличительной чертой станет просторный внутренний сад. Интерьеры отеля и его 163 номеров, включая 26 люксов, были разработаны лондонским дизайнером Мартином Бруднизки и его командой. При оформлении номеров был использован натуральный паркет и большие зеркала.
В итальянском ресторане Gusto, украшенном колоннадой, в теплое время года будет открыта терраса, выходящая во внутренний сад отеля. Рядом расположен бар на 80 человек. SPA-центр отеля занимает три уровня и включает 15-метровый бассейн, зону отдыха, сауну, турецкую баню, студию йоги, тренажерный зал и восемь процедурных комнат.
К услугам деловых людей - семь конференц-залов для групп от 6 до 40 человек. Большой банкетный зал, общей площадью 330 кв. м, с отдельным входом и лобби. В отеле также предусмотрена подземная парковка на 50 машин.
В течение ближайших двух лет компания Rocco Forte намерена открыть в Германии еще два отеля: в сентябре 2006 года - в Берлине, а весной 2007 года – в Мюнхене. (Hotels.su)
Marriott расширяется в Индии
Компания Marriott International, Inc. открыла гостиницу Courtyard в индийском курортном городе Ченнай. Это первый отель компании Marriott, построенный в Индии под брэндом Courtyard.
«Мы удовлетворены тем, что нам удается развивать брэнд Courtyard в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. Рады, что открытие отеля вызвало большой интерес на местном рынке», – сказал Geoff Garside, вице-президент Азиатско-Тихоокеанского отделения компании Marriott.
В ближайшее время планируется открытие гостиниц под брэндом Courtyard в Париже и новозеландском городе Манакау-Сити, а в 2007г. - в Бангкоке, сообщает TravelDailyNews.com.
Сеть гостиниц Courtyard была представлена в 1983 году, на сегодняшний день это 13-я по величине гостиничная сеть в мире. Она насчитывает около 700 отелей в 42 штатах США и 22 странах мира. На данный момент гостиничный фонд Courtyard за пределами США насчитывает более 10 000 номеров. Компания Marriott International владеет в Индии пятью гостиницами, к 2007 г. откроются еще два отеля. (Turist.ru)
Компания Rezidor SAS открыла 15 новых отелей
За два месяца - с декабря 2005 по январь 2006 - компания Rezidor SAS открыла 15 новых отелей в Европе и на Ближнем Востоке. Из них девять - под брендом Park Inn и шесть - Radisson SAS.
В настоящий момент в Rezidor SAS насчитывается 267 отелей, расположенных в 49 странах мира. При этом общий номерной фонд отелей Radisson SAS составил 39 тыс. комнат, а Park Inn - 8,6 тыс.
Новые отели Park Inn были открыты в 9 городах Великобритании: Nottingham, West Bromwich, Telford, Lakeside, Northampton, Bedford, Cardiff, Harlow and Watford, благодаря чему Park Inn был признан самым быстро развивающимся брендом Rezidor SAS. (Hotels.su)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»