Hotel & Resort 16 сентября 2010 г.
Инвестиционный рейтинг Сочи растет
Согласно рейтингу 2010 года журнала Forbes, из 103 городов с населением от 150 тыс. человек Сочи вошел в первую десятку лучших городов для бизнеса. Развитие Сочи как летнего курорта напрямую не связано с подготовкой к Олимпиаде. Тем не менее олимпийское строительство и реконструкция инфраструктуры напрямую влияют на курортную составляющую местного бизнеса.
Прогноз благоприятный. «Темпы осуществления инвестиций в развитие общей инфраструктуры города дают все основания надеяться на то, что уже к концу 2013 года город в еще большей степени усилит свой статус основного курортного центра страны,— считает Михаил Ильин, управляющий директор консалтинговой группы «НЭО Центр».— Вкупе с приближающейся Олимпиадой подобное развитие Сочи дает основания для прогнозирования в 2012-2013 годах увеличения объема спроса на объекты жилой недвижимости, в том числе бизнес- и элит-класса».
Чем ближе Олимпиада, тем выше интерес к курортной недвижимости Сочи. Как сообщает Олег Вишневецкий, начальник отдела экономического развития департамента экономики и прогнозирования администрации города, санаторно-курортный комплекс является основой экономики Сочи и насчитывает 258 организаций, из которых 52 сегодня используются под размещение строителей олимпийских объектов или выставлены на продажу. Фактически функционируют 175 организаций, из которых 84 круглогодичных и 60 сезонных. На реконструкции — 22 объекта. За шесть месяцев 2010 года в Сочи отдохнуло более 722 тыс. человек, темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 104,6%. Объем услуг организаций курортно-туристского комплекса за первое полугодие составил 3,6 млрд рублей, темп роста — 106,5% к уровню прошлого года.
Санатории и пансионаты советских времен реконструируются и очень скоро обещают стать высококлассными объектами курортной недвижимости. Например, санаторий «Зеленая роща» проводит полную реконструкцию в категорию 4-5* (ввод в эксплуатацию планируется в 2011 году); пансионат «Солнечный луч» полностью реконструируют в категорию 4* (срок ввода в эксплуатацию 2010-2013 годы); санаторий «Сочи» закрыт на реконструкцию главного и административного корпусов (ввод в эксплуатацию в 2012 году); санаторий «Ставрополье» ведет реконструкцию высотного корпуса в три этапа — первый в 2011 году, второй в 2012 году, третий в 2013 году. В санатории «Салют» проводится реконструкция первого спального корпуса в категорию 3* (срок ввода в эксплуатацию 2012 год), в 2011 году планируется сдача в эксплуатацию второго спального корпуса. В оздоровительном комплексе «Дагомыс» проводится полная реконструкция в категорию 4* (срок ввода в эксплуатацию 2013 год).
Все по генплану. Строительные работы идут по всему городу, что, как отмечают инвесторы, работающие в других курортных городах Черноморского побережья, негативно сказывается на турпотоке в Сочи и на стоимости жилья. Однако по наблюдениям мэра Сочи Анатолия Пахомова, олимпийское строительство не только не ослабило позиции города как курорта, но, напротив, подогрело интерес туристов к Сочи. «Если проанализировать загрузку гостиниц в Адлерском районе города Сочи, то она выросла на 5,3% и составила 99,7%. В целом загруженность курорта на 15 августа 2010 года составила 98%. Прирост по сравнению с 2009 годом — 6,2%. Это хороший результат,— говорит он.— Мало того, турфирмам предложено включить в программу экскурсионных маршрутов посещение олимпийских объектов. Это новое, но очень востребованное направление экскурсионного обслуживания гостей города. Очень многие курортники к нам сегодня едут именно за этими впечатлениями».
Конечно, для того, чтобы стать курортом мирового уровня, городу нужны не только сами гостиницы, санатории и пансионаты. Без современных деловых и административных зданий, торговых центров и других «столичных» атрибутов Сочи не обойтись. Генеральный план города Сочи предусматривает развитие объектов коммерческо-деловой сферы на базе строительства новых бизнес-центров, модернизацию существующих офисных зданий в соответствии с принятыми международными стандартами и развитие необходимой для их обслуживания инфраструктуры. На международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» город представляет инвестпроекты строительства и таких объектов.
Как сообщает Александр Иванов, начальник управления программ городского развития администрации города Сочи, к форуму подготовлены проекты пяти соглашений на общую сумму инвестиций более €200 млн. Это, в частности, строительство общественного торгово-делового комплекса с паркингом в Центральном районе Сочи (€30 млн), завода по сжиганию осадка на территории очистных сооружений в Адлерском районе (€45 млн), автовокзала в Центральном районе Сочи (€38 млн), многофункционального торгового комплекса «МЕТРО Кэш энд Керри» с автостоянкой и инфраструктурой (€34,5 млн). В работе проекты еще трех соглашений о намерениях. Это строительство многофункционального комплекса международного уровня, пятизвездного апарт-отеля «Факел» в Хостинском районе и установка и эксплуатация автоматических парковочных комплексов.
Медленная разморозка. Ряд экспертов считает, что поток инвестиций в Сочи сдерживает недостаточная проработка проектов местными структурами, заинтересованными в привлечении инвестиций. «Инвестор, прежде чем вкладывать деньги в проект, должен до конца понимать, как этот проект будет работать. Особенно если речь идет о серьезных инвесторах и крупных вложениях. Безусловно, Олимпиада, строительство спортивных сооружений, создание инфраструктуры стимулирует инвесторов. Но это всего лишь стимул, а не основание для долгосрочных вложений»,— отмечает Владислав Забродин, управляющий партнер юридической компании Capital Legal Services.
Тем не менее работы на уже строящихся объектах, по словам Олега Вишневецкого, идут полным ходом. «В отрасли сохраняется устойчивая тенденция роста ежегодных объемов выполненных работ, которая связана с продолжением строительства и реконструкции дорог федерального значения, гостиниц и других объектов, включенных в «Программу строительство олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». В настоящее время строительно-монтажные работы ведутся на 48 олимпийских объектах,— рассказывает он.— За первое полугодие введены в эксплуатацию: первая очередь грузового порта Сочи в устье реки Мзымта мощностью 2 млн тонн грузов в год, грузовой железнодорожный двор «Россельхозакадемия», подстанция «Родниковая» (110 кВ) с воздушными линиями электропередачи на улице Донская, завершены строительно-монтажные работы по подстанции «Лаура» (110 кВ) в поселке Эсто-Садок, предназначенной для обеспечения энергоснабжения олимпийских объектов. К строительству олимпийских объектов привлечено 233 субподрядных организации».
Возобновляется и строительство на жилых объектах, замороженных в кризис. Так, по данным Олега Вишневецкого, работы возобновлены на объекте ООО «Империал» — жилой комплекс по Курортному проспекту, ТСЖ «Жилищная перспектива» — жилой дом по улице Ромашек в Адлерском районе, ООО «Малибу» — многоквартирный жилой дом по улице Воровского, ООО «Курортинвест» — многоквартирный жилой дом по Курортному проспекту.
Впрочем, как сообщили нам в одной московской инвестиционной компании, строящей в городе несколько объектов элитной курортной недвижимости, работать подрядчикам приходится урывками: как только в Сочи приезжает мало-мальски представительная делегация, что происходит с завидной регулярностью, все строительные работы в городе замирают по распоряжению местных властей. Чтобы почетные гости не подумали, что шум и пыль от строительных работ уменьшают привлекательность курорта — и для туристов, и для покупателей недвижимости. (kommersant.ru)
Имидж решает все
Курорты Черноморского побережья понемногу восстанавливают утраченные в кризис позиции. Представители турагентств отмечают, что спрос по сравнению с прошлым годом вырос на 15-20%. Эксперты все чаще говорят об имиджевой составляющей развития курортов Черного моря. Если благодаря Олимпиаде удастся сформировать положительный имидж региона, то в дальнейшем можно ожидать увеличения потока не только российских, но и иностранных граждан, выбирающих местом отдыха юг России.
Посткризисная коррекция. 2008-2009 года серьезно пошатнули позиции туристической отрасли на Черноморском побережье. «К сожалению, на протяжении двух прошедших лет мы отмечали снижение интереса к отдыху на Черном море», — отмечает Виктория Кучерова, исполнительный директор компании «Отдых-Сочи». «Как и на любой «предмет роскоши», к которому можно отнести и отдых, во время кризиса спрос значительно снизился», — говорит Юлия Полянская, заместитель директора туристической компании ООО «Мир без границ — Ростов».
Однако сегодня ситуация изменилась, и эксперты говорят о положительных тенденциях в туристской отрасли юга России. Многие туроператоры уже вернулись на докризисный уровень работы, если сравнивать с летом 2009 года. Так, по словам Натальи Поздняковой, директора туристической компании «Круиз», «спрос на наши услуги вырос на 30% во втором квартале этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года». А в компании «Мир без границ» объем продаж увеличился в среднем на 13% по сравнению с летом 2009 года.
«В 2010 году поток туристов значительно увеличился, — рассказывает и пресс-секретарь туристической компании «Лазурный берег — Сочи» Анна Паю. — Наиболее популярными курортами нашего края, как и в прошлые годы, стали Сочи, Анапа и Геленджик».
Эксперты сходятся во мнении, что наибольшим спросом на юге России сейчас пользуются пляжный и экскурсионный туризм. Во многом это связано с особенностями планирования отпуска россиянами. Немногим работающим людям удается выкроить продолжительное время для отпуска. Туристы стали более мобильными, многие предпочитают непродолжительные поездки, например, недельные туры или туры выходного дня. Продолжительное пребывание в санаториях — от 21 дня и более — сегодня становится уже практически недоступной роскошью для большинства работающих россиян — не с точки зрения финансовых средств, а в силу недостатка времени. Анна Паю, например, отмечает, что в этом сезоне наблюдается небольшой спад популярности объектов отдыха и лечения региона КавМинВод. Санатории курортов кавказских минеральных вод, известные своими целебными программами и уникальными природно-климатическими условиями, заполнены не полностью.
По словам Юлии Полянской, на пляжный отдых на Черном море туристы тратят в среднем 7000-30000 руб. на человека, экскурсионный обходится примерно в те же суммы. «Не меньшим успехом пользуются туры выходного дня в Сочи, на которые в среднем туристы готовы потратить 10 000 руб. на человека», — добавляет Наталья Позднякова.
Инфраструктурный коллапс. Черному морю с его уникальными природно-климатическими особенностями никак не удается в полной мере реализовать свои возможности и стать в один ряд с популярными курортами Турции, Болгарии, Египта и т. д. Одна из главных причин такого положения, по мнению экспертов, — традиционная инфраструктурная слабость курортов Черноморского побережья.
Прежде всего, это касается состояния гостиничного комплекса. Так, по данным компании Macon Realty Group, до 60-65% средств размещения на черноморских курортах относится к категории 1-2*. Трехзвездочные отели занимают около 20-25% доли рынка, отели категории 4* — 12-15%. Количество отелей верхнего сегмента на курортах Черного моря сегодня и вовсе ничтожно мало — не более 4-5%.
Как отмечают представители турагентств, наибольший спрос в настоящее время наблюдается именно на гостиницы 3-4 звезды. «Туристы стали намного более требовательны к качеству отдыха, — отмечает Зоя Савенко, генеральный директор компании «Южный Олимп». — Они готовы заплатить за отдых дороже, но получить при этом соответствующее качество услуг. Места в отелях 3-4* со стоимостью 2500-4500 рублей на человека в сутки бронируются туристами задолго до самого отдыха, в высокий сезон их загрузка достигает 100%. Вопрос только в том, что подобных предложений на юге сейчас очень немного».
Многие представители турфирм большие надежды возлагают на Олимпиаду. Именно она сейчас является основным стимулом для строительства качественных гостиничных площадей в регионе. «В Геленджике, Анапе, Туапсе действительно чувствуется недостаток гостиниц 3-5*, отвечающих европейским стандартам, — комментирует Наталья Позднякова. — Но ситуация, на мой взгляд, будет меняться в лучшую сторону. Это уже видно на примере строительства 5-звездочного отеля международной сети Hilton, который введен в эксплуатацию в Геленджике в этом году. Этот новый комплекс соответствует всем требованиям для круглогодичного семейного, оздоровительного и делового туризма. Спрос именно на этот отель сейчас очень высок»,- отмечает Наталья Позднякова.
Юлия Полянская акцентирует внимание и на недостатке развлекательных программ на Черноморских курортах. «В некоторых отелях и санаториях можно отметить практически полное отсутствие развлечений для детей и взрослых. Максимум, что есть на территории, — это кафе, бар и танцплощадка». О профессиональных аниматорах речь и вовсе не идет, по мнению экспертов, это пока еще далеко не самая востребованная специальность на российских курортах, в отличие, например, от тех же Турции и Египта.
Уровень цен, который сложился сегодня на побережье, также существенно ограничивает развитие курортов. «С одной стороны, на побережье появляется все больше новых современных отелей, что, несомненно, является положительной тенденцией, — считает Сергей Ванюков, генеральный директор компании «Европа Трэвел». — С другой стороны, уровень цен в них существенно выше, чем в той же Турции и Египте. Поэтому, если человек не стеснен в средствах, не испытывает страха перед перелетами и у него все в порядке с заграничным паспортом, то он в 99% из ста предпочтет отдых за рубежом. А если человек все же ориентирован на бюджетный отдых, то в этом случае он выберет Абхазию: «цена вопроса» там ниже процентов на 30-40% при вполне сопоставимом уровне сервиса».
Впрочем, качество сервиса — еще одна болевая точка черноморских курортов. «Здесь уместно провести параллель с горнолыжными курортами, — рассуждает Сергей Ванюков. — Люди, которые в состоянии позволить в себе Австрию и Швейцарию, в Домбай уже не поедут. Тот же самый принцип действует и в пляжном отдыхе, с той лишь разницей, что Турция и Египет гораздо дешевле Куршевеля, а значит, значительно большее количество россиян имеют возможность сравнить уровень сервиса».
Туристы жалуются на низкое качество обслуживание, а сами отельеры — на недостаток профессионально подготовленных кадров. «Несколько раз попробовав работать с наемным персоналом, мы в конечном итоге были вынуждены вернуться к схеме семейного бизнеса, — рассказывает Мария Башнина-Ропаева, исполнительный директор гостиницы «Арго». — Мотивация к работе в этом случае намного выше, так как каждый из нас заинтересован в успехе общего дела». Вместе с тем, как отмечает Илья Володько, директор компании Macon Realty Group, приход на побережье профессиональных гостиничных операторов, наподобие сети Hilton, позволяет надеяться на постепенное внедрение европейских стандартов обслуживания на курортах Черного моря.
Иностранный расчет. Сегодня много говорится о развитии международного туризма в регионе. Однако в этом случае, по мнению экспертов, к вышеперечисленным проблемам прибавляется еще одна — имиджевая.
По данным турфирм сейчас доля иностранных туристов в общем потоке отдыхающих на курортах крайне мала. «Количество иностранцев у нас не превышает 3-5%, — рассказывает Зоя Савенко. В основном туристы приезжают из стран Европы, а также Японии и Китая. При этом надо отметить, что российские курорты отнюдь не воспринимаются иностранцами как место для отдыха. Иностранные граждане едут на Черное море, прежде всего, с деловыми целями — «делать бизнес» в России. Они участвуют в форумах, выставках, семинарах, которых в центре Черноморского побережья, городе Сочи, с каждым годом проводится все больше».
Интерес иностранцев в последнее время вызывает и олимпийская стройка. Как отмечает Надежда Сердюкова, заместитель директора туристической компании «Ривьера-Сочи», все чаще иностранные туристы просят включить в программу их пребывания в Сочи специальные экскурсии по строящимся олимпийским объектам.
По словам Ирины Васильевой, генерального директора санаторно-курортного объединения «ЮгКурорт», еще одна категория иностранцев приезжает в регион отнюдь не с деловыми целями, а для того, чтобы устроить личную жизнь. «Экспорт невест по-прежнему актуален для России, — отмечает эксперт. — И юг России в этом отношении не исключение. Тем более что более романтичного способа для знакомства с потенциальной невестой, чем совместный отдых на курорте, придумать сложно». Как правило, за невестами в Россию едут англичане, немцы, представители стран Ближнего Востока.
Как отмечают представители турагентств, многих иностранцев отпугивает от черноморских курортов не только недостаточно развитая инфраструктура и низкий уровень сервиса. В сознании иностранных граждан весь юг — это достаточно опасная с точки зрения безопасности территория. Здесь и Чечня, где долгое время велись военные действия, и Абхазия, где два года назад развернулся абхазско-грузинский конфликт, и Дагестан, где сейчас гремят взрывы и происходят теракты. «Что говорить о зарубежных туристах, когда даже наши соотечественники из, например, средней полосы России, часто боятся ехать отдыхать на юг, — приводит пример Ирина Васильева. — Они считают, что здесь едва ли не каждый день происходят разнообразные теракты и ведутся перестрелки».
Частично смягчить сложившийся имидж юга как небезопасной зоны в состоянии только масштабные действия правительства, считают эксперты. Ведь не мешает же напряженная террористическая обстановка, например, Израилю зарабатывать миллионы на развитии въездного туризма.
Эксперты приводят в пример опыт развитых стран. «Так, на Кипре, когда въезд иностранных туристов упал в 90-е годы, власти быстро отреагировали и смогли организовать международный конкурс красоты, чем вновь привлекли внимание к Кипру, тем самым повысив приток туристов», — говорит Ирина Васильева.
Или же совсем свежий пример: Таллин признан культурной столицей Европы 2011 года. В связи с этим уже разработаны около 250(!) культурных мероприятий, которые будут проходить в городе — фестивали, кинопремьеры, концерты и т. д. Кроме того, чтобы увеличить приток туристов, сделать въезд в страну и выезд более комфортным для туристов, консульство Эстонии пошло на изменение визового режима. По данным Росстата, теперь к однократным визам будет прибавляться 15 дней к дате, когда турист планирует покинуть страну. Это делается для удобства иностранных граждан, на случай форс-мажорных обстоятельств и непредвиденных задержек.
По мнению экспертов, Черноморским курортам для привлечения иностранных туристов также необходимы подобные масштабные PR-мероприятия. «Например, уже сейчас очень хорошо на имидже региона в зарубежных странах сказывается предстоящая Олимпиада, — отмечает Ирина Васильева. — Благодаря ей многие иностранцы узнали о существовании такого уникального курорта, как Сочи». Если ко времени проведения Олимпиады, когда регион посетит рекордное количество иностранцев, властям удастся решить проблему обеспечения курортов всей необходимой инфраструктурой, то интерес к отдыху на Черноморском побережье сохранится и в дальнейшем, уверены эксперты. (kommersant.ru)
Китайские инвесторы приходят на Байкал
12 совместных инвестпроектов общей стоимостью 260 млрд руб. предложила российская сторона Китаю на Байкальском международном экономическом форуме (БЭФ). Четверть из них — туристско-рекреационного типа.
Программа сотрудничества между российскими регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока Китайской Народной Республики (КНР) была подписана год назад главами двух государств. Перечень совместных проектов верстался годом ранее, и не все они смогли пережить испытание кризисом, признал на БЭФ глава департамента инвестпроектов Минрегиона Денис Травин. На финишную прямую с российской стороны вышли 12 инвестпроектов, которые сегодня и были презентованы китайской делегации.
«Мы внесли этот список в правительство России, и первый вице-премьер Игорь Шувалов распорядился, чтобы ведомства рассмотрели возможность выделения под них бюджетных средств: где-то это будет прямое госфинансирование, где-то государственно-частное партнерство,— уведомил гостей г-н Травин. — По отдельным проектам это поручение уже выполнено. Так, на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Большой Уссурийский остров» уже выделено 200 млн бюджетных рублей».
Общая стоимость российского предложения Китаю — 260 млрд руб. Четверть инвестпроектов — туристско-рекреационного типа. Так, ОЭЗ «Большой Уссурийский остров» (Хабаровский край) стоимостью 20,5 млрд руб. подразумевает «один остров — две страны» (России принадлежит только две трети острова). После строительства аквапарка, гостиницы, конного комплекса, ТРЦ и гольф-клуба прирост доходов от туризма в течение пяти лет будет ежегодно составлять 2,1 млрд руб. в год, подсчитали в Минрегионе. Еще одну ОЭЗ с туристическим вектором — «Байкальская гавань» — предлагается построить в Бурятии. Гавань должна стать всесезонным курортом со спа-центром, тибетской медициной и горными лыжами. «Северный мир» в Якутии должен сочетать экстремально низкие температуры с историческим, археологическим и спортивным времяпровождением.
Байкал, которым во вступительных речах неизменно восхищались все члены китайской делегации, также планируется использовать для извлечения прибыли. Один из проектов подразумевает строительство на озере завода по производству питьевой бутилированной байкальской воды. (realto.ru)
ГК «Основа» построит отель в Воронеже
ГК «Основа» построит в Воронеже отель категории 3* на 120-150 номеров, сообщил «Интерфаксу» руководитель компании Александр Калтыков.
По его словам, стоимость проекта составит около 500 млн рублей, большая часть из этих средств будет привлечена в виде кредитов.
«Строительство десятиэтажного отеля начнется весной 2011 года. Завершить строительство планируется в конце 2012- начале 2013 года. Под строительство гостиницы уже арендован участок на улице Донбасской площадью около 1,8 тыс. кв. метров», - сказал он.
Как отметил А. Калтыков, ранее компания планировала построить на этом месте офисный центр, «но в настоящее время этот рынок, в отличие от гостиничного бизнеса, насыщен предложениями».
Группа компаний «Основа» создана в Воронеже в 1999 году. Ведет профессиональную деятельность в сфере проектного менеджмента, выступая как в роли наемного, так и в качестве создателя и исполнителя собственных проектов. (Интерфакс)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»