Hotel & Resort 16 сентября 2015 г.
Почти треть от всей суммы гостиничных налогов в госбюджет платит Москва
По данным Мосгорстата, за первое полугодие в московских коллективных средствах размещения (КСР) останавливалось свыше 2,5 млн. гостей. В прошлом году за аналогичный период этот показатель составил 2,3 млн. человек. «Всего туристов в Москве побывало гораздо больше – порядка 9-10 млн. за семь месяцев нынешнего года. Просто две трети от их числа останавливаются в частном секторе, в неучтенных малых средствах размещения, в домах у родственников, друзей и знакомых. Однако от этого они не перестают быть туристами», – заявил первый заместитель руководителя департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Сергей Шпилько на пресс-конференции, прошедшей в рамках открывшейся вчера туристической выставки «Отдых-2015».
Г-н Шпилько обратил внимание журналистов, что сейчас нередко публикуются рейтинги популярности городов и туристических направлений, основанные на непроверенных или необъективных данных. При этом официальная статистика доступна для всех желающих – достаточно зайти на сайт Росстата. «Мы решили показать, какими в прошлом году были реальные показатели коллективных средств размещения – гостиниц, мини-отелей, хостелов, санаториев, пансионатов, домов отдыха и т.д. – в разных регионах», – сказал он.
По количеству гостей пятерка лидеров выглядит так (см. таблицу): Москва – 5,6 млн., Краснодарский край – 4,4 млн., Санкт-Петербург – 2,3 млн., Подмосковье – 2,7 млн., Татарстан – 1,6 млн. «Логично, что по количеству иностранных туристов на второе место в 2014 году вышел Питер, а на пятое поднялся Приморский край. В последнем случае «кассу» региону делают китайцы и граждане других стран, традиционно посещающие наши приграничные территории», – пояснил Сергей Шпилько.
По доходам средств размещения от предоставленных услуг первую пятерку составили также Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край. Как подчеркнул эксперт, Кубань и Ставрополье попали в топ-5, так как это курортные территории, где россияне традиционно проводят 10-14 дней и тратят, в том числе на путевку, значительные суммы. В Москве туристы задерживаются, как правило, на два-три дня. «Тем не менее, из всех налогов, которые гостиницы платят в госбюджет России, без малого каждый третий рубль поступает именно от столичных отелей», – отметил он.
С присоединением к Москве новых территорий город стал также и курортным регионом: в число его активов вошли свыше 20 санаторно-курортных объектов, в том числе почти полтора десятка относятся к ведущим здравницам страны. Недавно этот список пополнил новый курортный комплекс гостиничной сети Amaks – «Красная Пахра».
Сергей Шпилько признал, что и у этих рейтингов есть недостатки. В частности, в не учтены показатели малых средств размещения – меблированных комнат, сервисных апартаментов и других: «А ведь во многих регионах, например, в Москве, Питере и Краснодарском крае, такие объекты занимают существенную долю гостиничного рынка».
Высокие позиции Москвы в рейтингах г-н Шпилько объяснил тем, что город много строит, ежегодно в эксплуатацию вводится от 1,5 до 2,5 тыс. новых номеров. В течение этого года построено отелей на 839 номеров – это почти 2000 мест. По итогам года количество новых номеров может достичь 2 тысяч: «Рост конкуренции только снижает цены. Московские расценки последние года три держатся на порядок ниже берлинских, парижских и лондонских. После кризиса 2009 года цены упали на 40% и росли медленней показателей инфляции. Тем не менее, столица по инерции продолжает фигурировать в рейтингах как один из самых дорогих городов».
По международным прибытиям в Москву на сегодняшний день наибольшую динамику, по словам г-на Шпилько, показал Китай. За первое полугодие 2014 года в столицу прибыло порядка 40 тыс. китайских туристов, за аналогичный период нынешнего – уже 85 тыс. По итогам года ожидается превышение планки в 200 тыс. гостей из Китая, и это только по линии безвизового обмена. «Всего за прошлый год из Китая прибыло 300 тыс. туристов, в этом ожидаем порядка 400 тыс.», – заключил Сергей Шпилько. По числу прибытий КНР в 2013 обогнала Германию, сместив ее на вторую строчку. За немецким рынком следует Турция, поднявшаяся на третье место в конце минувшего года: «Причем из Стамбула едут не строители, а именно туристы, как правило, прибывающие в Москву на уикенды и сити-брейки». Затем идут Франция, Италия, США, Великобритания, Израиль, Вьетнам и Япония.
Наталья Панферова, RATA-news
Рейтинг регионов России по показателям деятельности
коллективных средств размещения в 2014 г.
Более половины отелей Петербурга не соответствуют заявленной звездности
Управление федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу возбудит 34 дела по факту недобросовестной конкуренции среди гостиниц, сообщил вчера руководитель управления Вадим Владимиров.
«Наше управление с 23 июня проводило проверку в отношении 138 объектов туриндустрии, включая гостиницы и другие средства размещения в Санкт-Петербурге. По итогам проверки у 62% объектов были установлены признаки нарушения федерального закона о защите конкуренции, которые выразились в распространении ложной, недостоверной информации на сайтах этих гостиниц. На ресурсах размещена информация о присвоении классификации, но при этом объекты не представили документов, которые бы подтверждали прохождение процедуры сертификации и присвоение категории надлежащим образом. В определённой степени, это обман потребителя», – отметил г-н Владимиров.
Ведомство рассматривает вопрос о возбуждении дел в отношении 34 гостиниц по фактам недобросовестной конкуренции. Штраф за нарушение закона о конкуренции для юридических лиц может составить от 100 до 500 тыс. рублей.
Как отметила заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия, в городе аккредитовано семь организаций, уполномоченных проводить классификацию гостиниц. При этом отельеры могут обращаться в организации, аккредитованные в других городах. «Классификация присваивается на три года. Поэтому многие отели сдвинули процедуру на начало следующего года, чтобы не проходить аттестацию во время Чемпионата мира по футболу», – добавила она.
По данным комитета, в Санкт-Петербурге функционируют 17 пятизвездочных гостиниц, 51 четырехзвездочная, около 100 трехзвездочных и порядка 550 некатегорийных. И только пять пятизвездочных отелей официально подтвердили свою классификацию. В общей сложности в петербургских гостиницах 30,5 тыс. номеров, однако в статистике не учитываются хостелы и апарт-отели, собщает «Интерфакс-Недвижимость».
В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года все гостиницы в городах, принимающих матчи, должны пройти обязательную сертификацию до 1 июля 2016 года.
Расходы отелей Петербурга растут непропорционально доходам
Гостиницы Санкт-Петербурга фиксируют наплыв туристов, однако рентабельность у многих упала из-за необходимости удерживать цены на доступном уровне. Последствием может стать падение качества обслуживания, полагают участники рынка. При этом в ближайшие три года Петербург должен принять сразу два крупных спортивных мероприятия – чемпионат мира по хоккею-2016 и чемпионат FIFA-2018. Уже сейчас инициируются проверки петербургских гостиниц на соответствие заявленной звездности.
Между тем из–за сокращения доходности отелей в последний год поддерживать качество им становится все труднее. В этой ситуации отельеры города обратились к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой рассмотреть возможность государственной поддержки гостиничных комплексов. Наиболее действенным им кажется предоставление региональной льготы по уплате налога на имущество гостиниц в период 2016-2017 годов.
В ноябре наступает «момент истины» – период заключения контрактов. Ожидается, что гостиницы будут поднимать цены для туристических компаний как минимум на суммарный размер инфляции 2014-2015 годов, чтобы окупить свои издержки. С учетом прогноза на нынешний год этот показатель составит 23-25%. Вопросы о том, что делать с ценами, хватит ли существующих ресурсов для поддержания номерного фонда и какие есть варианты помощи отрасли, эксперты отрасли обсудили на недавнем круглом столе, сообщает «Деловой Петербург». Приводим мнения некоторых его участников.
Генеральный директор гостиницы «Астория» Герольд Хельд: «Гостиницы в этом году столкнулись со снижением рентабельности. Растут расходы из–за девальвации и санкций, мы вынуждены искать замену европейским продуктам. Мы сталкиваемся с тем, что нам предлагают продукты, которые хуже по качеству, но при этом стоят дороже. Во-вторых, происходит переход на другой тип гостя. Заместить обеспеченного индивидуального туриста из Северной Америки и Северной Европы группами с более низкой ценой за номер очень трудно и рискованно. Затраты остаются на том же уровне, а прибыль значительно сокращается».
Управляющий отеля «Англетер» Наталья Изотова: «Сегодня действительно очень сильно увеличивается затратная часть отелей, особенно тех, кто приобретает большое количество импортной продукции – косметику, кухонное оборудование, мебель, технику. По нашей статистике, цены от поставщиков выросли примерно до 40–45%, а на отдельные позиции – на 50–60%. Понятно, что поднять цены в той же пропорции мы не можем, но вынуждены их корректировать, чтобы компенсировать хоть часть потерь. Кроме того, в Петербурге существует известная проблема сезонности. При этом бюджеты на развитие туристической отрасли снижаются».
Исполнительный директор отеля «Невский форум» Надежда Чащина: «Мы не относимся к тем, кто покупает оборудование и мебель за рубежом, поэтому для нас не так критична девальвация. Но сказать, что у нас положительная динамика, я не могу. Гостей становится больше, но прогнозировать все сложно, так как картина ясна только на ближайшие 2–3 месяца. Как уже было сказано, доходность растет быстрее рентабельности. Если первый показатель вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то второй – всего на 10%».
Управляющий отелем «Введенский» Андрей Ткачев: «По прогнозам европейских аналитиков, турпоток там вырастет к 2020 году на 85%. При этом средняя ставка в отелях класса четыре звезды составляет €230–250, и владельцы очень уверенно себя чувствуют. У нас же идет полная эрозия гостиничного бизнеса. Если в Москве есть сильное гостиничное лобби, то в Петербурге участники рынка гораздо менее активны: СРО нет, много иностранных компаний, нет консолидированной политики. В итоге Петербург оказывается чудовищно дешев на фоне других европейских городов, многие гостиницы предлагают сегодня цены на уровне себестоимости и ниже. Зимой отдельные гостиницы категории четыре звезды распродавали номера по 2200 рублей с завтраком. При этом мы находимся под диктатом. В этом году я впервые столкнулся с тем, что туристическая компания мне заявила, что если мы поднимем цены, то контракт с нами не заключат. Подобная риторика прослеживалась в общении и с другими коллегами.
Мы, как собственники здания отеля на Петроградской стороне, испытываем большую нагрузку со стороны налога на имущество. У нас есть положительный опыт других регионов, где было принято решение о льготах на него для отелей. Мы готовы выйти с инициативой на губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, предложив при этом в качестве альтернативы городской налог туристов, который применяется во многих европейских городах. И те деньги, которые мы сэкономим, мы сможем инвестировать в реновацию номерного фонда».
Президент Альянса отельеров России, генеральный управляющий Golden Garden Boutique Hotel Тамара Черных: «Вопрос рентабельности гостиничного бизнеса действительно стоит остро. Общая статистика показывает положительную динамику, однако многие коллеги говорят, что все не так радужно. Мы приходим к новым моделям бизнеса и рентабельности, которые мы должны просто принять. Но нам важно понимать: существующие на рынке тарифы – это действительно максимум, на который мы можем рассчитывать? Нам нужны совместные действия, поддержка правительства. К примеру, вопрос налоговых льгот на налог на недвижимость для отелей уже обсуждался на федеральном уровне, необходимо продвигать эту инициативу, обосновывая ее прежде всего борьбой за сервис, качество которого при сохранении ситуации мы можем потерять».
Директор по маркетингу и PR Domina Prestige Hotel Наталия Белякова: «Этот сезон был для нас очень удачным по доходности и заполняемости. Мы сделали ставку на прямые продажи, и в итоге доходность в высоком сегменте выросла на 40%, а заполняемость – на 20%. Борьба за клиента требует сегодня больших усилий. Я согласна с тем, что гостиницам необходимо выходить с инициативами, в том числе с предложением о налоговой льготе. Помимо прочего, оно могло бы выступить в противовес предложению, наоборот, обложить дополнительными налогами зарубежные цепочки отелей. Такая инициатива недавно озвучивалась вполне серьезно. Вот только ее авторы не учли того, что именно международные бренды – это ключевой фактор для туристов, приезжающих в Россию».
Генеральный директор «Питертур» Юлия Большакова: «Наша компания недавно вышла на рынок принимающего туризма. Мы сразу отметили, что отели Петербурга стали очень лояльны по ценам. Мы работали на отправку туристов много лет, но всегда хотели выйти на новый для себя рынок, что и сделали в этом году, привезя сюда несколько групп обеспеченных туристов из Китая. Для их размещения в Петербурге нам понадобилось заключить несколько контрактов с питерскими отелями напрямую. Памятуя опыт предыдущих лет, это была очень нелегкая задача. Но кризис сыграл на руку нашей компании, договоры мы заключили по очень выгодным для себя ценам»
Заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге Евгения Тучкова: «По нашим данным, внутренний туристический поток в первом полугодии 2015 года увеличился на 20–30% по сравнению с первым полугодием 2014 года. Спрос на гостиницы повышается со стороны регионов: например, уже очень заметна тенденция посещений города в уикенд. В то же время показатели гостиниц в разных ценовых сегментах менялись неравномерно. Так, если в сегменте пять звезд средняя цена номера выросла на 20%, то в трех–четырехзвездочном она увеличилась не более чем на 12%. Соглашусь, что гостиничная отрасль нуждается в поддержке, но заявлять об этом нужно осторожно, чтобы не сложилось мнение, что у нас не хватает гостиниц и надо стимулировать их строительство. Налоговые льготы для отелей – прекрасная идея, которая действительно поддержала бы и инвестиционную привлекательность отрасли. Помимо того, необходимо работать над тем, чтобы компенсировать последствия низких сезонов в целом по городу, привлекать MICE–туризм, постепенно выводя Петербург на уровень Москвы и Сочи. Упрощение визового режима, которое сейчас обсуждается властями, послужило бы хорошим катализатором для этого».
Болгария устанавливает новые критерии для отелей
Правительство Болгарии выступило с инициативой новой классификации отелей, ресторанов, кафе и других заведений общественного питания, которая вступит в силу совсем скоро. Как пояснила министр туризма Болгарии Николина Ангелкова, теперь все средства размещения туристов будут разделять на две категории – «А» и «Б». К первой отнесут гостиницы, мотели, комплексы апартаментов и виллы. В класс «Б» войдут гостевые дома, отдельные апартаменты, а также заведения питания.
Впервые были сформулированы минимальные требования, основанные на европейских стандартах, которым должны удовлетворять гостевые дома, апартаменты, кемпинги, места для палаток и территория, где сооружаются бунгало для туристов. Например, палаточные стоянки должны обязательно иметь водопровод и электроэнергию. «Дикие» кемпинги запретят.
Критерии будут разработаны и для таких услуг в отеле, как «завтрак», полупансион/полный пансион, all inclusive. Определяется также перечень того, что должно быть в мини-баре номера и баре отеля, как должен выглядеть ресепшн и какие услуги предоставлять клиентам.
По словам министра туризма, хотельерам дается 6-месячный срок для приведения гостиниц в соответствие с новыми требованиями. Весной 2016 года начнутся массовые проверки.
Сочинский рынок в целом выиграл от эффекта обменного курса
Результаты работы отелей Сочи и Красной Поляны в прошедшем летнем сезоне подтверждают постепенный эффект привыкания российских туристов к домашним курортам и подтверждают потенциал этого рынка. Любопытно, что положительную динамику показателей этим летом продемонстрировали и приморские, и горные гостиницы. Об операционных показателях брендированных гостиниц Сочи рассказала RATA-news, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер. Использованы данные STR Global по отелям верхнего сегмента.
По итогам восьми месяцев 2015 года средняя загрузка гостиниц прибрежного кластера в Сочи составила 42%, причем за период с июня по август показатель превысил 54%. Средний тариф за восемь месяцев с начала года составил около 6,9 тыс. рублей, а за летние месяцы в среднем достиг 8,5 тыс. рублей. Наиболее успешным месяцем для прибрежного гостиничного рынка стал август: заполняемость отелей в этот период приблизилась к 65%, тариф – к 9,3 тыс. рублей. Для сравнения, в августе 2014 года была зафиксирована загрузка на уровне 56%, тариф – 4,8 тыс. рублей. В результате показатель RevPAR (доходность на номер) в гостиницах прибрежного кластера превысил 4,6 тыс. рублей в летние месяцы и 3 тыс. рублей по итогам первых восьми месяцев года. Сочинские отельеры учатся работать эффективно, используя высокие периоды для максимизации доходности.
Гостиницы горного кластера также продемонстрировали увеличение загрузки по итогам семи месяцев года, но поддержать заполняемость в летний сезон отельеры Красной Поляны смогли только в ущерб среднему тарифу. Идущий на убыль эффект постолимпийского периода, а также дополнительное, пусть даже небольшое предложение, постепенно выходящее на рынок, способствовали такой ситуации.
За первые семь месяцев 2015 года средняя загрузка гостиниц горного кластера достигла 39% против 28% за аналогичный период 2014 года. При этом если в январе-феврале показатель составлял 65% (55% годом ранее), то в июне-июле – только 25%, что, тем не менее, более чем вдвое превышает результат аналогичного период 2014 года (11%).
В то же время средний тариф в горных гостиницах снизился в течение января-июля на 9% по сравнению с семью месяцами предыдущего года – до 4,9 тыс. руб. Как и следовало ожидать в гостиницах с преимущественно “зимним” спросом, наиболее высокий тариф был зафиксирован зимой (7,2 тыс. рублей), тогда как в июне-июле он сократился до 3 тыс. рублей. Август, возможно, немного исправил ситуацию – в прошлом году в этом месяце был зафиксирован 30-процентный рост загрузки по сравнению с июлем. Благодаря увеличению загрузки по сравнению с 2014 годом в гостиницах Красной Поляны по итогам января-июля также наблюдался рост доходности на номер – на 37%, до 2,1 тыс. рублей.
Безусловно, в нынешнем году сочинский рынок в целом выиграл от эффекта обменного курса: отдых за рубежом стал дороже в рублевом эквиваленте, а также усложняющейся процедуры выезда за границу, в итоге многие россияне предпочли отдохнуть «дома». Безусловно, рынок далек от «зрелости»: например, на популярных египетских курортах (Шарм-Эль-Шейх и Хургада) средняя загрузка по году к данному моменту превышает 61%, что позволяет гостиницам довольно прибыльно функционировать круглый год.
Сочи имеет уникальный потенциал: сочетание горного и морского отдыха в одной локации дает возможность создать «идеальный курорт» с минимальными колебаниями сезонности в среднем по рынку. Противоположные «пики» в работе отелей Большого Сочи и Красной Поляны сглаживают спрос по курорту в целом. Это дает теоретическую возможность владельцам и операторам отелей в Сочи успешно балансировать прибыльность и ресурсы отелей с преимущественно летней и преимущественно зимней загрузкой.
«В то же время наблюдаемая динамика развития гостиничного рынка Сочи подтверждает тот факт, что для реализации его туристического потенциала необходима целенаправленная поддержка со стороны государства. Дополнение сезонного туристического спроса гостями сегментов MICE и корпоративного в низкий сезон просто необходимо для успешного функционирования данного туристического направления», – считает Татьяна Веллер.
Выставка «Отель» – развитие гостиничного бизнеса
В Москве 5-8 октября состоится 4-я международная выставка «Отель. Проектирование. Оснащение. Управление». Ее проводит компания «ПИР Экспо», которая уже более 18 лет лидирует в сфере организации профессиональных мероприятий для специалистов сегмента HoReCa.
Выставка «Отель» сочетает масштабную деловую программу и обширную экспозицию компаний-поставщиков профессионального оборудования и услуг для гостиниц.
На семи тематических площадках будут проходить обучающие семинары лучших экспертов-практиков, конференции, практические тренинги и мастер-классы на самые актуальные темы индустрии – эффективное управление отелем, успешные продажи, маркетинг, HR-тематика. Признанные эксперты и ведущие компании гостиничной отрасли поделятся своими уникальными знаниями, бизнес-идеями и опытом, а также дадут практические рекомендации по вопросам оптимизации расходов, эффективных технологий продаж и грамотной мотивации персонала.
Обширная экспозиция представит новейшее специализированное профессиональное оборудование для гостиниц, сантехнику, косметику, мебель, текстиль и униформу, износостойкие отделочные материалы, новейшее энерго- и ресурсосберегающее оборудование, IT-технологии.
Программа мероприятий выставки «Отель-2015» здесь.
Форум «HoReCa. Диалог: бизнес и государство» – это конструктивное и прямое общение профессиональных отельеров с представителями власти. В его рамках запланировано заседание первых лиц гостиничного бизнеса РФ.
Центральная площадка «Русский ДомЪ» – три дня неформальных встреч отельеров России совместно с Russian Hotels Talks. Открытое коллегиальное обсуждение насущных вопросов ведения бизнеса, закупок и установки оборудования в гостиницах между отельерами и совместно с поставщиками.
Специализированная экспозиция «Smart-rooms – технологичность и комфорт» – полностью укомплектованные гостиничные номера категорий Standard и Business Junior Suit.
Впервые 6 и 7 октября – двухдневная конференция «Загородный отель. Курортный отель. Доход круглый год». Представители самых успешных загородных отелей расскажут о том, как, учитывая специфику сезонности, сделать бизнес доходным, об особенностях операционного управления и онлайн продвижения, а также раскроют секреты привлечения гостей в любое время года.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»