Hotel & Resort 17 марта 2011 г.
Московских девелоперов отпустили на перемену
Мэр Москвы Сергей Собянин продолжает менять правила игры на столичном рынке девелопмента. Он объявил о запрете любого нового строительства в центре города. В планах градоначальника также сократить срок аренды земельных участков под девелоперские проекты с привычных 49 до 5-6 лет. Первая инициатива грозит многомиллионными убытками для московских застройщиков и ростом цен на недвижимость на 10-20%, вторая, соглашаются девелоперы, поможет справиться со спекуляцией инвестконтрактами.
О том, что московская мэрия намерена запретить любое новое строительство в пределах Третьего кольца «Ъ» сообщал 3 марта. «Нами принято решение ограничить, а фактически запретить строительство в центре Москвы», – сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, все начатые стройки будут закончены в течение двух-трех лет, часть из них будет перепрофилирована в гостиницы и жилье, новых же проектов начинаться не будет. Все опрошенные «Ъ» участники рынка убеждены, что речь идет именно о границах ТТК. Кроме того, столичный мэр отметил, что считает необходимым отказаться от практики сдачи в аренду земельных участков под строительство на срок 49 лет, которая ведет к спекуляции землей. «Срок аренды должен быть достаточным для проектирования и строительства – не более пяти-шести лет», – цитирует его слова ИТАР-ТАСС.
В результате запрета нового строительства в пределах ТТК инвесторы понесут многомиллионные убытки, говорят участники рынка. По словам партнера Goltsbalt BLP Виталия Можаровского, девелоперам крайне сложно добиться от города компенсации понесенных затрат, о чем наглядно свидетельствует пример Шалвы Чигиринского, который безуспешно пытается вернуть 4 млрд руб. за работы по сносу гостиницы «Россия». «Требовать компенсации затрат девелопер может только в том случае, если у него было разрешение на строительство, иначе все вложения он осуществляет на свой страх и риск», – поясняет господин Можаровский. Сейчас, по словам источников «Ъ», московские власти пересматривают около 1,5 тыс. инвестконтрактов. Общая площадь проектов, которые могут попасть под запрет, по оценкам экспертов, может достичь 10 млн кв. м.
По мнению гендиректора концерна «Крост» Алексея Добашина, строительство в центре Москвы будет все равно вестись, поскольку старые здания ветшают и приходят в негодность. Он не исключает, что застройщики предпримут попытку использовать данную новость с целью спекулятивного увеличения цен. Президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин полагает, что цены в центре Москвы единовременно могут вырасти на 20%, а на окраинах – на 10% (по данным IRN.ru, средняя стоимость жилья в Москве составляет $4,6 тыс. за 1 кв. м, прирост с начала года – более 2%). «Через некоторое время власти поймут, что цены на жилье выросли слишком сильно, и отыграют ситуацию назад», – полагает господин Воронин. Гендиректор «Миэль-Новостройки» Мария Литинецкая настроена более оптимистично, полагая, что запрет на новое строительство в центре отразится на ценах на жилье не раньше чем через три-четыре года, поскольку в течение этого периода спрос будут удовлетворять строящиеся объекты.
Застройщики согласны с мэром в том, что сокращение сроков аренды позволит справиться со спекуляцией инвестконтрактами в Москве. Однако у девелоперов коммерческой недвижимости могут возникнуть серьезные проблемы с привлечением финансирования. «В случае торговых, офисных и гостиничных центров банки не кредитуют девелоперов, если у них нет договора на аренду земли на срок, превышающий время окупаемости проекта, то есть на 15-20 лет», – говорит управляющий директор ИДК «Алур» Михаил Уринсон. По оценкам Алексея Добашина, стоимость аренды земли составляет 1-2% общей стоимости проекта для жилья экономкласса. (kommersant.ru)
Москва выставит на торги участки под гостиницы на льготных условиях
Власти Москвы выставляют на аукцион, который пройдет 28 апреля 2011 года, по льготным условиям право аренды трех земельных участков для строительства гостиничных комплексов, сообщил РИА Новости в понедельник представитель пресс-службы Тендерного комитета столицы.
«Стартовые цены представленных лотов снижены на 15% и определены на основании рыночной стоимости. На аукционы выставляются участки, по которым победитель торгов сразу заключает договор, позволяющий без промедления приступить к проектированию и строительству», – рассказал собеседник агентства.
Кроме того, по его словам, победитель конкурса сможет выплачивать заявленную сумму не единовременно, а в течение года. «При этом 20% суммы перечисляется в течение семи рабочих дней с момента утверждения протокола заседания городской аукционной комиссии, а 80% – ежеквартально равновеликими платежами в течение одного года», – отметил представитель пресс-службы.
Он добавил, что по результатам реализации проекта 100% площади объекта будут переданы в собственность инвестора при условии перечисления в бюджет Москвы денежных средств, определенных по итогам торгов.
Собеседник агентства уточнил, что на аукцион будут выставлены участок в Анадырском проезде под строительство шестиэтажной гостиницы с семейно-досуговым центром, на улице Щорса – под строительство многофункционального шестиэтажного гостиничного комплекса и на улице Ясногорской – под строительство многофункционального пятиэтажного комплекса. (rian.ru)
Престиж дороже затрат
Администрация Петербурга постепенно распродает на торгах здания-памятники. Пока большей частью их покупателями становятся арендаторы этих же объектов. Желающих приобрести исторические объекты со стороны в Петербурге пока не так много – владение зданием, на которое наложены серьезные ограничения, – удовольствие не из дешевых, позволить его себе могут только очень состоятельные компании. Затраты на реконструкцию исторического объекта как минимум дороже на 50%, чем при обычной реконструкции.
Работа со зданиями-памятниками и объектами культурного наследия – это особая деятельность, налагающая на девелопера большую долю ответственности. Разница в затратах при реализации проектов реконструкции таких сооружений, как говорят девелоперы, может доходить до 40-50%, в зависимости от того, насколько сложны и объемны предметы охраны. Это связано с тем, что по сравнению со строительством увеличиваются затраты на реставрацию и на реконструктивные мероприятия. Также увеличиваются сроки согласования проекта и удорожаются решения инженерных и транспортных характеристик.
Все памятники делятся на федеральные и региональные. Федеральные памятники требуют согласования в Москве, что увеличивает сроки. Также могут появляться затраты, которые на самом начальном этапе не видны, потому что пока не составлена реставрационная смета, оценить реальные затраты невозможно.
Локация накладывает обязательства. Дмитрий Абрамов, генеральный директор ОАО «БТК девелопмент», рассуждает: «Необходимо понимать, что в историческом центре Петербурга не так много неохраняемых зданий. И если компания ориентирована на работу в этой локации, то она понимает и принимает все существующие ограничения. Такова специфика работы в историческом центре города».
Он считает, что если до середины 2008 года на рынке были инвесторы, готовые работать в центре из-за имиджа, не учитывая возможности приспособления зданий, то сегодня ситуация изменилась. В первую очередь просчитывается коммерческая составляющая объекта, его экономическая эффективность.
«Если объемно-планировочные показатели здания позволят разместить там офис или гостиницу с хорошими видовыми характеристиками и минимальными потерями коммерческой площади, то имиджевые плюсы становятся особенно очевидными и способными перекрывать расходы на реконструкцию. Конечно, имиджевая составляющая существенно повышает и инвестиционную привлекательность объекта. Сегодня крупные компании стремятся разместить свои офисы в историческом центре Петербурга в зданиях с современной комфортной инженерией и богатым историческим прошлым. Статусная локация позволяет компаниям подчеркнуть свою значимость и приверженность традициям. Таким образом, офисные и гостиничные функции таких помещений являются наиболее перспективными. Особенно ценным и привлекательным выглядит объект реконструкции, которому вернули его былое функциональное назначение. Здесь возникает сразу ряд преимуществ: для города – отдана дань прошлому и восстановлена историческая функция здания, для девелопера – повышается инвестиционная привлекательность проекта, для потребителя – появляется возможность увидеть воссозданное архитектурное наследие, – говорит господин Абрамов. – К примеру, в рамках создания многофункционального комплекса «У Красного моста» на набережной реки Мойки, 73-79, мы работаем с четырьмя строениями, одно из которых является объектом культурного наследия регионального значения (дом N73 – здание торгового дома «С. Эсдерс и К. Схефальс» 1907 года) и три – выявленными объектами культурного наследия. В разработку зонирования площадей легли результаты масштабного исследования. Реконструируемый комплекс зданий на Мойке обретет былую функциональность, и, помимо возвращения первоначального вида фасадам зданий, будут воссозданы утраченные архитектурные детали: световой фонарь и купол со шпилем. На сегодняшний день уже полностью восстановлен атриум, завершены работы по установке основных конструкций купола и ведется его остекление. В доме N73 будут расположены видовые рестораны и торговая галерея. В остальных зданиях – офисные площади класса А и апартаменты».
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg, отмечает, что далеко не под все функции можно приспособить здание-памятник: «Гостиницу поселить в памятнике проблематично, поскольку гостиничная планировка представляет собой коридорную систему с относительно небольшими номерами. Очень многие памятники – это здания «дворцового» типа с анфиладной планировкой, большими проходными комнатами, которые приспособить под гостиницу затруднительно без глубокой внутренней реконструкции. Что же касается офисов, то это возможно, но чаще всего речь идет, как правило, о представительских офисах. В этом случае местоположение и антураж здания «перевешивают» критерии рациональности и эффективности планировочных решений».
Михаил Бузулуцкий директор по маркетингу и продажам «Главстрой-СПб», напротив, считает, что современное использование памятников истории и культуры в имиджевых целях подходит для отелей категории пять звезд, отелей-бутиков или уникальных дизайнерских проектов. «В иных случаях ценовая политика отеля не способна оправдать затраты. Для офисных центров расположение в здании-памятнике не всегда является плюсом, так как ограничения зачастую сказываются на возможности технического оснащения и на комфорте использования. Поэтому, как правило, в этом сегменте реализуются представительские офисы или офисы крупных компаний», – говорит господин Бузулуцкий.
Надежда Тодыкова, директор отделения АН «Итака», также полагает, что размещать офисные помещения в здании-памятнике – идея не вполне удачная. Только крупные компании могут позволить себе взять на баланс и провести реконструкцию такого объекта под свой офис. «Гостиница – более привлекательный вариант, за рубежом такое практикуется довольно часто, ведь к эксплуатации зданий-памятников там относятся более практично. В связи с этим у многих иностранных туристов возникает вопрос, почему такие здания используются в Петербурге только для музейного посещения, находятся на балансе государства и часто не окупают себя. Взять хотя бы Константиновский дворец. Этот комплекс включает и музей, и гостиницы, и концертные залы, не говоря уже о том, что половина дворца – это действующая государственная резиденция. Такие архитектурные памятники привлекают туристов со всей страны и мира. Однако в других странах пошли дальше: там можно не только любоваться такими достопримечательностями, но и стать, хоть и ненадолго, их гостем. В России подобные тенденции только начинают появляться», – говорит госпожа Тодыкова.
А Олег Вохрин, руководитель службы эксплуатации УК BlackStone Keeping Company, вообще считает, что под офисные функции памятник приспособить нельзя: «Офис организовать в памятнике истории не получится, так как будут нарушены нормы и климатические условия для рабочих мест, установленные по ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005, СанПиН 2.1.2.1002 и СанПиН 2.2.4.548, а также потребуется увеличение мощности энергоснабжения. Но интересен подход к гостинице для представительского класса. В данных апартаментах возможно проживание и проведение встреч».
Факт охраны объекта КГИОП не играет первостепенной роли, гораздо важнее – масштаб ограничений: затрагивают ли они какие-то небольшие элементы дома или квартиры (скажем, камин, раковина, лепнина на стене) или масштаб ограничений настолько велик, что, скорее, накладывает ограничения по развитию всего здания, его фасадов, внутренних перекрытий.
Николай Казанский, генеральный директор Colliers International, впрочем, полагает, что для реконструкции и редевелопмента памятников архитектуры нужен коммерческий интерес, а он может появиться в ответ на создание условий для развития бизнеса. «Город физически не может содержать такое количество музейных объектов, для этого необходимо участие бизнеса. В среднем здание в центре города может стоить $1000-4000 за квадратный метр, в зависимости от его состояния и месторасположения. Лучше такие здания покупать целиком – в этом случае объект будет полностью контролироваться его собственником. Основные цели таких покупок – под собственные нужды (например, компании, приобретающие особняки для размещения своих представительских офисов) либо с целью дальнейшего девелопмента таких объектов. Объем инвестиций в реконструкцию зависит от технического состояния здания», – говорит господин Казанский.
Все зависит от предмета охраны. Директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar Санкт-Петербург Игорь Лучков считает, что реализация проекта реконструкции памятника истории и культуры может быть в разы дороже, чем реконструкция здания, не являющегося памятником. «Хотя, безусловно, все зависит от самого памятника. Например, если необходима только реконструкция фасада здания без каких-то серьезных архитектурных элементов стоимость этих работ не будет сильно отличаться от стоимости реконструкции объекта, который не является памятником, в центральной части города», – отмечает господин Лучков.
Михаил Бузулуцкий говорит, что в одном здании предметом охраны могут быть ограждение лестницы, витраж, лепной декор, а в другом памятнике – объемно-планировочное решение или стены и перегородки. В последнем случае реконструкция обойдется значительно дороже, так как предмет охраны позволяет минимум действий и методов.
Виктор Фролов, директор направления коммерческого строительства компании STEP, говорит, что наличие охранного статуса у объекта в центре города на стоимость реализации проекта не влияет. «То есть затраты на реконструкцию здания – памятника федерального или регионального значения сопоставимы с затратами на его снос и строительство на его месте нового объекта. Гораздо важнее для инвестора окупаемость проекта, которая зависит непосредственно от конечного заказчика. Например, при создании гостиницы инвестор в первую очередь оценивает, какого оператора он сможет привлечь. Любой отельный оператор имеет очень жесткие стандарты по планировке помещений, и не каждое здание в центре города может ему подойти. Поэтому инвестору выгоднее строить отель с нуля, что позволит привлечь любого оператора, а значит, и быстрее окупить свои затраты. Таким образом, наличие охранного статуса хоть и дает имиджевые плюсы проекту, но отражается на сроке окупаемости проекта», – говорит господин Фролов.
Неизмеримое. Игорь Лучков считает, что статус памятника влияет и на ставку аренды. Если собственник сдает в аренду помещения памятника, то стоимость аренды возрастает на 10-20% в сравнении с обычным зданием. «Но нужно не забывать и о том, что после реконструкции памятники нуждаются в дальнейшем поддержании их состояния, что требует новых затрат», – напоминает Игорь Лучков.
Владислав Фадеев, руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга GVA Sawyer, рассуждает: «Престиж вообще достаточно сложно измерить в деньгах. Особенно престижность размещения локальных компаний, к тому же недавно созданных. Вопрос ведь в том, что та или иная компания просто не может сидеть в офисе низкого класса. Да, это может быть дорого (как просто по аренде, так и по стоимости эксплуатации), неудобно для сотрудников (например, далеко от метро, но зато с видом на Неву), да и охрана памятника накладывает неудобства (особенно с реконструкцией инженерных сетей). И тем не менее принимается вот такое решение. Вообще, офис в историческом здании – это во многом предмет роскоши, а экономика пользования предметами роскоши не позволяет оперировать понятиями расходы-доходы».
Татьяна Яблокова, руководитель направления консалтинга компании Praktis CB, предлагает рассматривать приспособление памятников под современную функцию на конкретном примере: «Если взять особняк князя Кочубея на Фурштатской улице, то его реконструкция заняла около трех лет, а сумма затрат составила чуть меньше $5000 за квадратный метр. Особняк восстанавливался по планам архитектора здания. И в ходе реконструкции были воссозданы фасады и интерьеры, элементы декора, которые были утрачены или полуразрушены в XX веке. Сейчас здание используется в качестве площадки для проведения торжеств и мероприятий. При продвижении данного объекта активно используется тот факт, что здание, интерьеры и убранства полностью реставрированы. Но, на мой взгляд, затраты не окупят себя и через 15 лет».
Госпожа Яблокова напоминает, что с 2008 года на рынке были завершены объекты в исторических районах застройки Петербурга, где были соблюдены обязательства по сохранению объектов, предусмотренные КГИОП и КГА, но сами здания изменились до неузнаваемости (вторая очередь отеля Corinthia, Stokmann, Marriott Courtyard – Center West/ Pushkin Hotel, Rezidor SAS Sonya, Taleon, ДК им. Капранова, Red Star Hotel).
«Это говорит о том, что инвесторы, которым достался объект культурного наследия или здание в охранной зоне застройки, стремятся к уменьшению охранных ограничений, преследуя цели снижения затрат и уменьшения сроков реконструкции. А вложения частного инвестора в памятник с многочисленными ограничениями целесообразны только в том случае, когда основной бизнес обеспечивает значительно большую доходность или в случаях, когда необходимо подчеркнуть факт социальной ответственности. Подобным образом поступали структуры «Газпрома», крупные банки и пр. Также известны случаи предоставления исторических зданий правительством города компаниям, осуществляющим крупные инвестиционные проекты, как, например, было с компанией «Реновация-СПб», которой было предоставлено здание на наб. Кутузова, 22, при выполнении условий по реставрации особняка», – делится наблюдениями Татьяна Яблокова. (kommersant.ru)
В Самаре обсудили ситуацию с гостиницами в преддверии ЧМ-2018
Прошло заседание комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности при Торгово-промышленной палате Самарской области. На нем обсудили ситуацию с отелями в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года.
Было озвучено, что требования к емкости номерного фонда гостиниц и других мест для проживания в Самаре – около 7 тыс. номеров. В Международную федерацию футбола от города было заявлено около 6 тыс. номеров. Представители комитета усомнились в достоверности этого числа. По их мнению, номерной фонд в городе в два раза меньше. Самара по этому показателю уступает Москве, Санкт-Петербургу, Сочи и Екатеринбургу.
Ценовая политика в отелях Самары во время игр ЧМ-2018 будет зависеть от нескольких факторов. Один из них – страны, чьи команды будут играть в Самаре. У европейских стран требования к удобству и платежеспособность выше, чем у выходцев из африканских стран. По словам председателя комитета Юрия Трахтенберга, менее привлекательными для владельцев отелей в качестве постояльцев кажутся африканцы.
Генеральный директор отеля «Ренессанс-Самара» Майкл де Вильдт сообщил, что в Самару трудно привлечь крупных инвесторов. По его мнению, серьезные операторы вряд ли будут строить здесь свои отели ради одного матча. Де Вильдт предложил подумать над вариантами временного размещения, например, арендовать речные суда, которые можно временно переделать в гостиницу, как делали в Афинах во время проведения Олимпийских игр. По словам Трахтенберга, в Самаре нет ни одного пятизвездочного отеля. Строить его с нуля – нецелесообразно, лучше довести до международных стандартов уже имеющиеся объекты.
Заместитель директора отеля «Холидей Инн Самара» Елена Заплентина рассказала, что Самара будет принимать участие только в отборочных матчах чемпионата. (smbc.ru)
Загрузка отелей Казани – 55-65%
Загрузка ключевых гостиниц в Казани варьируется от 55% до 65%, самый низкий уровень загрузки наблюдается в выходные дни, сообщает в своем исследовании гостиничного рынка города компания Cushman & Wakefield. Самую высокую загрузку показывают отели Шаляпин Палас, Ривьера и Ibis.
При этом в 2010 году наблюдался рост RevPAR отелей на 5% после существенного падения показателя на 25% в 2009 году. ADR по отелям города достаточно низкий – от 2000 до 4000 рублей. Компания Cushman & Wakefield небольшой рост показателя RevPAR в 2011 году, но это будет достижимо путем повышения загрузки, нежели чем путем повышения среднесуточного тарифа.
В ближайшее время в Казани планируется реализовать большое количество гостиничных проектов (на карте). Гостиница Hilton Garden Inn ожидается к открытию в 2014 году. В городе сейчас есть несколько активных проектов, привлекающих интересы операторов. (frontdesk.ru)
В «Байкальскую гавань» приплыли более 3 млрд рублей
В 2011 году на строительство инфраструктуры особой экономической зоны ТРТ «Байкальская гавань» предусмотрено 3,84 млрд руб. бюджетных средств. Из них 2,98 – из федерального, 857,8 млн руб. из республиканского бюджетов и 2,62 млн руб. из бюджета муниципального образования «Прибайкальский район». Строительство объектов инфраструктуры началось в 2009 году. В настоящее время уже введены в эксплуатацию объекты энергоснабжения, водоснабжения и бытовой канализации, идет разработка проектной документации объектов туристкой инфраструктуры, после завершения которой начнется строительство гостиниц, спа-комплексов, спортивных и торгово-развлекательных центров, яхт клуба, морского вокзала и так далее. Эскизный проект строительства «Международного туристического центра Байкальская гавань» разработает японская компания Nikken Sekkei, соглашение с которой было подписано на днях в Москве компанией «Путник Сибирь» (входит в группу компаний «Метрополь»), резидентом особой экономической зоны. (kommersant.ru)
Лондонские отельеры повышают цены на время Олимпиады
По данным The Financial Times, лондонские гостиницы увеличивают цены на свои услуги во время Олимпийских игр 2012 года в два-пять раз, повышают штрафы за отмену брони, а в отдельных случаях требуют оплатить весь заказ за полгода до начала Олимпиады.
В преддверии Олимпийских игр, которые пройдут в Лондоне с 27 июля по 12 августа следующего года, лондонские отели поднимают цены на свои услуги в этот период. Об этом сегодня сообщила The Financial Times. В отдельных случаях цены на период Олимпиады будут завышены в несколько раз.
По данным FT, один лондонский отель уровня 4*, название которого не упоминается, во время Олимпийских игр будет запрашивать 1,1 тыс. за номер, который обычно стоит лишь 200. Многие другие отели той же категории повышают цены более чем в два раза, например до 297 за номер (против 131 за аналогичный номер в этом году) или до 266 против обычных 142.
Кроме того, владельцы гостиниц устанавливают более строгие условия бронирования на период Олимпиады. Некоторые гостиницы уже с осени прошлого года установили размер штрафа за отмену брони на период Олимпиады на уровне 100% от стоимости заказа. В отдельных случаях постояльцы должны будут заплатить 70% от стоимости заказа до конца сентября текущего года, а остаток суммы – до конца января 2012 года.
«Похоже, отели охвачены бешенством жадности», – прокомментировал эту ситуацию Марио Бодини, генеральный секретарь ассоциации UKinbound, которая объединяет британские компании, занимающиеся въездным туризмом. Впрочем, представитель британской правительственной туристической организации Visit Britain Крис Фой заявил FT, что пока еще рано говорить о том, какими будут цены на номера в лондонских гостиницах во время Олимпийских игр. Он выразил надежду, что лондонские отельеры подпишут «хартию справедливых цен и услуг», которая обязывает их устанавливать разумные цены в период с 1 июня по 30 сентября 2012 года. Эта хартия была составлена в 2009 году при поддержке туристических компаний Visit London и Visit Britain, а также LOCOG – организатора Олимпийских игр в Лондоне. На данный момент хартию подписало более 400 туристических компаний. Билеты на сами Олимпийские игры 2012 года уже в продаже. (kommersant.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»