Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Hotel & Resort 17 ноября 2015 г.

Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения

Новые «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» вступили в силу 21 октября 2015 года. В числе ключевых изменений – прояснение вопросов регистрации, процедуры бронирования, перечень документов при заселении, уточнение понятия расчетного часа.

Но не все статьи можно толковать однозначно. В частности, после выхода правил в прессе появилась информацию, что теперь при заезде в гостиницу можно оплачивать только половину суток, а не целые, как было всегда. Тут же возникла версия, что теперь отели взвинтят цены, поскольку потеряют часть доходов.

За разъяснениями по этому и многим другим вопросам мы обратились к специалисту. О новых правилах рассказывает президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин (фото).

 

- Геннадий Андреевич, ассоциация участвовала в разработке новых правил?

- Мы были в числе инициаторов новой редакции. Ждали этой возможности больше 10 лет. И только три года назад, когда туризм передали в введение Минкультуры РФ, удалось сдвинуть эту гору с мертвой точки. Работа проделана грандиозная. По всей стране средствам размещения были разосланы анкеты с полусотней вопросов. Из полученных сведений мы выбрали самое важное и необходимое, обсудили с Минкультуры и Роспотребнадзором. Постарались, чтобы документ четко регулировал взаимоотношения между исполнителем и потребителем, соблюдая интересы обеих сторон. Считаю, что в целом нам это удалось, хотя некоторые моменты неплохо было бы расписать подробнее. Например, порядок учета и утилизации забытых вещей. Однако Роспотребнадзор настоял на краткой формулировке – мол, все подробности есть в наших подзаконных актах и инструкциях.

 

- А что скажете по поводу пресловутой оплаты половины суток?

- Да, больше всего недопонимания вызывает именно этот пункт. В предыдущей редакции правил было записано: «Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом – с 12 часов текущих суток. При размещении до расчетного часа – с 0 до 12 часов – плата за проживание не взимается». Нередко «грамотные» гости этим злоупотребляли: заезжали, например, в начале первого ночи вроде как на сутки-двое, а утром выезжали, объясняя, что изменились обстоятельства. И не платили ни копейки, хотя фактически провели в гостинице ночь и даже позавтракали. Это приносило немалые убытки отелям.

В новой редакции пункт 29 гласит: «Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом… При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток». То есть бесплатное размещение до расчетного часа отменено. Теперь при заселении с 0 до 12.00 гость должен заплатить за половину суток. Конечно, дополнительные часы проживания до или после расчетного часа гостиница может предоставить, если номер не забронирован заранее другим посетителем.

Кроме того, в пункте 25 новой редакции записано: «Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания». В прежней редакции – только «или». Теперь гостиница может официально ввести посуточные тарифы вместе с дополнительными почасовыми для раннего заезда и позднего выезда, а также отдельные почасовые тарифы на любое количество часов в любое время суток. Соответственно гость, приехав в гостиницу в 1 час ночи, может заселиться, например, до 6 часов утра и заплатить не за половину суток, а именно за эти 5 часов проживания. И почасовые тарифы отель вправе устанавливать сам – по принципам розничной торговли.

 

- Какие еще важные пункты появились в новых правилах?

- На стойке регистрации обязательно должна быть подробная информация об объекте и его услугах. Еще РГА настояла, чтобы в новом документе появилось разъяснение понятий времени заезда и выезда. Бывает, человек, приехавший ровно в полдень, требует свой номер немедленно, а тот только что освободился и нужно время для уборки. Во избежание таких недоразумений в новой редакции оговорено, что разница между временем выезда предыдущего гостя и «временем заезда нового не должна превышать два часа. Меньше – пожалуйста.

Четко сформулированы порядок и условия бронирования: какие документы нужно подписывать, их содержание, как проходит аннулирование заявки.

Скорректирован перечень документов, по которым турист может заселиться в отель. Например, в новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против, поскольку в загранпаспорте нет отметки о регистрации.

Уточнен пункт по поводу заселения лиц, не достигших 14-летнего возраста. Раньше было достаточно свидетельства о рождении, а теперь нужна еще документы, удостоверяющие личность находящихся вместе с ними родителей или близких родственников. А если едет, допустим, группа школьников, то потребуется паспорт сопровождающего лица плюс документ, удостоверяющий его полномочия.

 

- Как новые правила регулируют ценовую политику отелей? В том числе на время проведения мероприятий международного масштаба?

- В первой главе написано, что цена номера или места в номере устанавливается одинаковая для всех потребителей. Чтобы не было, как в советское время, когда для иностранных граждан действовали совсем другие тарифы, намного выше. Правда, сейчас уточнено: «…за исключением случаев, когда законодательством РФ предоставлены льготы определенным категориям».

Госрегулирование включается в процесс ценообразования как раз в период проведения масштабных мероприятий. В том числе это касается чемпионата мира по футболу 2018 года. Скоро выйдет соответствующее постановление правительства. Пока же есть рекомендации FIFA по тарифам на этот период, и Россия имеет право ввести разумные ограничения. Чтобы гостиницы, с одной стороны, могли заработать, а с другой – не увлекались завышением тарифов.

 

- Что говорят новые правила по поводу гостиничных звезд?

- Статья 1, пункт 5: гостиница может предоставлять услуги только при наличии свидетельства о присвоении определенной категории, если такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории страны. То есть, например, обслуживать участников и гостей чемпионата мира по футболу могут только классифицированные гостиницы. Это касается объектов размещения в 11 регионах, которые будут принимать чемпионат.

Как видите, в этом пункте предусмотрено возможное введение обязательной классификации всех гостиниц, изменения вносить уже не придется. А это будет. Во всяком случае, предварительный проект документа уже есть.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Marriott и Starwood создали самую большую гостиничную компанию в мире

Marriott International приобретает международную сеть Starwood Hotels & Resorts Worldwide за $12,2 млрд., создавая тем самым самую большую гостиничную компанию в мире.

После объединения компании будут управлять или отдавать в управление по франшизе более 5500 отелей в общей сложности на более 1,1 млн. номеров. Объединенный формальный комиссионный доход за 12 месяцев на 30 сентября 2015 года составил более $2,7 млрд.

Совместная сеть будет представлена более чем в 100 странах. Это крупнейшая сделка в сфере гостиничного бизнеса со времен приобретения компанией Blackstone Group LP сети Hilton за $26 млрд. в 2007 году.

Арне Соренсон останется президентом и исполнительным директором компании Marriott International и после слияния компаний. Штаб-квартира по-прежнему будет располагаться в Бетезде, штат Мэриленд (США). Совет директоров Marriott увеличится с 11 до 14 человек, трое новых являются сейчас членами совета директоров Starwood.

Куда текут столичные турпотоки?

На международной конференции RHIC-2015 все мероприятия в этом году проходили при поддержке Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма столицы, а программа впервые объединилась с «Деловым форумом гостиничного комплекса Москвы».

На сессии «Эволюция объектов размещения в столицах мира» состояние московского гостиничного рынка оценил руководитель упомянутого департамента Владимир Черников (фото): «Сегодня в Москве 27 международных брендов, общий номерной фонд превышает 50 тыс. комнат. За последние два года открылось 16 новых отелей и очевиден крен в сторону бюджетных проектов. У нас большой потенциал для роста, особенно в отношении гостиниц среднего звена».

По словам председателя столичного комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве Константина Тимофеева, в планах Москвы строительство до 2018 года еще 102 отелей на 38 тыс. мест. Город проводит аукционы на землю, под строительство средств размещения от 3* до 5*. Выставлены на продажу и здания, в том числе памятники архитектуры, площадью до 15 тыс. кв. м.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов (фото) напомнил о федеральной программе по развитию внутреннего и въездного туризма как возможной «точке входа» на российский гостиничный рынок: власти оказывают помощь в реализации инвестиционных проектов на этой территории, берут на себя организацию коммунальных сетей (вода, газ, электричество) и заботу о дорогах.

Первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Сергей Шпилько полагает, что Москва вполне может рассчитывать на рост потока: «По моему глубокому убеждению, поток туристов на волне интереса к отдыху внутри страны развернется в сторону направлений с транспортной доступностью, большим номерным фондом, свободным в высокий сезон. В сторону городов, где есть и достопримечательности, и природно-лечебные ресурсы, и событийный ряд. Такие направления должны быть готовы к росту спроса, чтобы предложить рынку качественный турпродукт». По количеству отелей, инфраструктуре, изобилию мероприятий и музеев у Москвы мало конкурентов. Сейчас город предлагает туристам 272 гостиницы, 318 хостелов и 2003 мини-отеля. В летние месяцы, выходные и праздничные дни это от 10 до 15 тыс. свободных комнат, относящихся к категории «качественный номерной фонд». Причем, если раньше возводились в основном отели бизнес-класса, то в ближайшие два года будут строиться качественные средства размещения эконом-сегмента, брендов типа Ibis.

Стремительно развивается малобюджетный сектор: хостелы, сервисные апартаменты, мини-отели. Появляются новые форматы вроде капсульных гостиниц. Уже возникло много «смешанных» объектов. Хороший пример из числа недавних открытий – Netizen. По словам г-на Шпилько, город следует за эволюцией платежеспособного спроса. «В сегменте 2-3* будет активно развиваться хостельная составляющая, а в хостелах, соответственно, увеличится число полноценных гостиничных номеров. Правительство Москвы не одобряет хостелы «прошлого поколения», где в одной комнате живет по 14-16 человек. Тем более что они типичны для многоквартирных домов, где сложнее соблюдать требования безопасности, возникают конфликты с жильцами. Но мы активно поддерживаем новые бюджетные объекты в многофункциональных комплексах, в отдельно стоящих зданиях, на транспортных узлах вроде вокзалов. Без этого сегмента невозможно успешное развитие туризма в городе», – заключает эксперт.

Сергей Шпилько предостерег отельеров от самостоятельного присвоения своим средствам размещения «звезд», которые упоминаются на порталах онлайн-бронирования: «Это вводит в заблуждение потребителей. Мы анализируем данные интернет-ресурсов, будем передавать их на проверку в ФАС».

Сложнее проверить и отрегулировать деятельность сдаваемых в аренду апартаментов. Между тем, популярность airBnB в России стремительно растет и может «откусить» у отельеров часть клиентуры. В Москве тоже много сервисных апартаментов, преимущественно в центре города. Престижные квартиры арендуют, в основном, сотрудники крупных компаний, приезжающие в долгосрочные командировки на срок от месяца до года. В квартирах попроще могут на несколько дней поселиться и туристы. Этот сегмент тоже востребован, и сейчас власти решают, как регулировать его деятельность, особенно в вопросах налогообложения.

Еще один вызов времени, как сказал директор по развитию в России и СНГ Hilton Worldwide Владимир Ильичев, это быстрый рост туристов из Азии, в первую очередь из Китая, при явном уменьшении количества европейских и американских гостей. Этим, по его словам, можно и нужно пользоваться: в Hilton, например, с 2011 года действует особая программа для гостей с Востока. Она предполагает китайское или азиатское меню, привычные жителям этих государств телеканалы, элементы национальной культуры. Уже 110 гостиниц Hilton по всему миру присоединились к программе. В России она пока не представлена, но планируется.

Одновременно в Москве сейчас реализуется две программы добровольной сертификации, нацеленные на определенные клиентские группы: запущенная в 2014 году для туристов из исламских государств Halal Friendly и как раз China Friendly. Любопытно, что даже отели, пока не получившие соответствующие сертификаты, стараются следовать тренду: принимают банковские карты UnionPay, переводят меню на китайский.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news