Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Hotel & Resort 15-21 января 2007 г.

Любовь Шиян: «Отели под независимым управлением более гибкие и мобильные, чем сетевые»

Новый фешенебельный загородный отель «Империал Парк Отель» недавно прошел классификацию и стал первой подмосковной гостиницей, которой присвоили категорию 5*. С обсуждения этого события мы начали беседу с заместителем генерального директора по коммерции Любовью Шиян (фото).

- Любовь Петровна, почему было принято решение пройти классификацию? Какая работа этому предшествовала?

- «Империал Парк Отель & SPA» изначально строился как пятизвёздочный отель, все стандарты и технологии обслуживания создавались для соответствия этому уровню. Стояла задача – построить отель, отвечающий мировым стандартам. Поэтому решение о прохождении классификации было хорошо обдуманным и уверенным. Эту уверенность мы получили от наших первых гостей, которые были довольны нашими услугами и гостеприимством. Прохождение классификации – тоже своего рода забота о гостях: приезжая в отель с официальными «звездами», они получают гарантию высокого уровня сервиса.

- В чем, по-Вашему, главные достоинства отеля?

- Во-первых, само расположение в месте с уникальной розой ветров: ветер всегда направлен в сторону Москвы, что обеспечивает хорошую экологию. Во-вторых, это загородный SPA-отель c возможностью совмещения прекрасного отдыха и успешного бизнеса.

- По какому принципу подбирается персонал, как решаются вопросы обучения и аттестации, какое образование Вы считаете предпочтительным для сотрудников отеля?

- Конечно, для работника отеля желательно специальное образование. Одним из основных ещё в начале строительства встал вопрос подбора и подготовки кадров. Мы понимали, что будет сложно набрать штат профессионалов. И тогда уже начали вырабатывать тактику и стратегию по подбору и подготовке кадров. Очевидно, что персоналу из Москвы ездить далеко и дорого. Поэтому привлекали людей из ближайших населенных пунктов.

В основном проводили обучение на месте и на базе московских гостиниц, сюда приезжали преподаватели, в том числе Маргарита Эдуардовна Немоляева, которая и организовывала учебный процесс, привлекая преподавателей из Царицынского колледжа.

- Какими данными, личными качествами должны, на Ваш взгляд, обладать сотрудники индустрии гостеприимства?

 - Здесь хочется ответить вопросом на вопрос: «А какими качествами должен обладать гостеприимный хозяин?». Добродушие, приветливость, отзывчивость и желание помочь - забота о госте должна быть от души, нужно уметь предугадывать желания гостей и уметь реализовывать их. Именно такое сочетание профессиональных знаний и характера приносят успех и отдельному работнику, и всему отелю в целом.

Каковы показатели загрузки отеля?

- Мы гордимся тем, что уже через год с небольшим получаем отличные результаты: среднегодовая загрузка отеля преодолела уровень 50%, появились постоянные гости и крупные корпоративные клиенты. В сфере конгрессного и инсентив-туризма с отелем сотрудничают крупнейшие российские и международные компании.

 - У отеля появились постоянные клиенты. Что привлекает их прежде всего?

- Думаю, это сочетание русского гостеприимства с европейским уровнем сервиса и индивидуальным подходом к гостю.

- Вечный спор: какие отели наиболее эффективны и привлекательны, сетевые или те, что находятся под независимым управлением? Ваша точка зрения.

- Безусловный «плюс» сетевых отелей – это их продуманные жесткие стандарты. Независимые гостиницы, на мой взгляд, обладают большей гибкостью в отношении гостя, есть возможность мобильно привносить изменения. Особенно это актуально для загородных отелей, где важно предложить гостям разнообразие дополнительных услуг.

Как, по-Вашему, будет развиваться гостиничный рынок Подмосковья в ближайшем будущем.

- Думаю, что гостиничный бизнес в Подмосковье имеет большие перспективы. Сегодня стало нормой совмещать бизнес с отдыхом, совершенствовать корпоративную культуру и сплачивать рабочий коллектив на специальных занятиях «тим-билдинга» в непринужденной обстановке, да и просто выезжать из города на выходные и праздники. Все это располагает к развитию индустрии гостеприимства в Подмосковье. И новые, современные загородные отели сейчас и в дальнейшем будут более привлекательны для гостей, чем санатории и пансионаты. Поэтому мы стараемся расширить ассортимент услуг и развлечений для всех своих гостей. Так, уже скоро на территории отеля откроется центр деловых, развлекательных и спортивных услуг площадью 10 000 кв.м., в котором будут многофункциональные залы и галереи, а также великолепный, уникальный в своем роде, зал площадью 1600 кв.м., который можно трансформировать из спортивного в торжественный или конгрессный. В центре будет боулинг с шестью дорожками, виртуальный и стрелковый тир, теннисные корты, баскетбол, минифутбол. Это привлечет к нам новых гостей, и позволит нам сделать их пребывание в «Империал Парк Отель & SPA» интересным, комфортным и запоминающимся.

- С чем Вы связываете свое вступление в Российский союз туриндустрии, какой помощи ждете от организации?

- Пока необходимости в какой-либо конкретной помощи нет, просто хотим участвовать в работе РСТ, быть в курсе всех событий в туристической жизни.

- Как идет взаимодействие отеля с турфирмами, какова их роль в загрузке отеля?

- У нас два основных сегмента гостей – индивидуальные гости и корпоративный, конгрессный туризм. Во втором направлении наши успехи очень уверенные, и это заслуга в большей части именно турфирм. В настоящее время завершается договорная компания на текущий год по новой ценовой политике. Мы планируем и в дальнейшем активно общаться и сотрудничать с турфирмами, всегда рады принять их и показать наш отель.

- Что Вам доставляет в работе наибольшее удовольствие?

- Пожалуй, чтение позитивных отзывов об отеле, о приятно проведенном здесь отдыхе, об успешном деловом мероприятии, о самой прекрасной свадьбе на свете. Это тот результат, на получение которого мы все работаем, для которого ежедневно совершенствуемся и оттачиваем наше мастерство. (Элеонора Арефьева, RATA-news Hotel&Resort)

Amaks готовится к презентации развлекательного центра в Казани

9 февраля торжественно откроется развлекательный центр в казанском «Сафар-отеле», который входит в первую национальную гостиничную сеть Amaks grand hotels.

«Сафар-отель» – один из лучших в столице Татарстана. К услугам его гостей – 191 номер, от стандартных до люксов. С момента вступления в сеть Amaks в отеле началась полномасштабная реконструкция, номерной фонд увеличился в полтора раза, большинство номеров реновированы. И вот - еще один приятный сюрприз для гостей отеля – новый развлекательный центр. Он создан в традиционном стиле компании Amaks: со вкусом, с юмором и с любовью к гостю.

Четыре ресторана потрафят запросам самых взыскательных гурманов. «Русское застолье» - это царство русской кухни, его гостей ждут не только привычные и любимые блюда национальной кухни, но и весьма экзотические сюрпризы – например, напиток «хреновуха», чудодейственные свойства которого первыми оценят гости презентации.

Название второго ресторана - «Украинский хуторок» говорит само за себя: здесь можно отведать вкусный борщ и потрясающие вареники и насладиться атмосферой традиционного украинского хлебосольства и гостеприимства.

Дальше – «Восточный шатер» с изысканными явствами кухонь народов Востока и завораживающими танцами.

Пивной ресторан - для тех, кто не только любит замечательный напиток, но и обладает чувством юмора и ностальгией по пивбарам из советского прошлого. Видимо, таких клиентов немало, потому что пивные рестораны «С ностальгическим уклоном» стали уже визитной карточкой отелей Amaks, и пользуются неизменной популярностью гостей.

В развлекательном центре «Сафар-отеля» смогут найти занятие по вкусу любители активного отдыха: здесь есть бильярд, боулинг и дартс.

Детей ждут развлечения в игровом центре, где их можно оставить на попечение гувернантки. И это дает возможность родителям отвлечься от родительских обязанностей и провести время в свое удовольствие не в ущерб любимым чадам.

Гордость развлекательного центра – ночной клуб Out-Hall, оборудованный по последнему слову дискотечной моды.

У развлекательного центра «Сафар-отеля» есть все шансы стать популярным местом отдыха и для туристов Казани, и для ее жителей.

www.amaks-hotels.ru

Accord management group: первый день рождения

Управляющей компании Accord management group 19 января 2007 года исполняется год. Лидеры этой команды прежде долго работали на рынке гостиничных, туристмческих услуг, образования – каждый шел в своем направлении. Иногда участвовали в совместных проектах, и вот – объединились в одну компанию. Для названия выбрали слово accord, что означает «объединение, созвучие, единство» и отражает главный принцип работы команды.

За небольшой срок работы компании Accord management group удалось немало. Одним из главных достижений генеральный директор Екатерина Гаранина считает управление отелем «Тарей» 4* в Ханты-Мансийске. Именно на этом объекте разрабатываются и внедряются корпоративные стандарты компании. Кроме того, реализовано несколько проектов по разработке концепции гостиничных комплексов в различных регионах России. Компания доказала и себе, и своим партнерам и заказчикам, что ей по плечу самые разные работы в гостиничной сфере. Проект строительства бутик-отеля в Москве, и проект конгресс-отеля в Самаре, и проект медицинского spa в загородной гостинице в Калужской области – такое разнообразие уже само по себе говорит о профессионализме сотрудников Accord management group. В портфолио молодой компании - проект строительства отеля 3* на 125 номеров в Рязани, разработка архитектурно-планировочной концепции реконструкции гостиничного комплекса «Яр Чалы» на 182 номера в Набережных Челнах, проведение маркетинговых исследований, разработка концепции и задания на проектирование делового центра с гостиничной составляющей на 250 номеров «Лидер» 3* в Воронеже и аналогичная работа по строительству отеля 3* «Адмирал» на 160 номеров в Череповце.

И это еще не все. Особой популярностью у заказчиков компании стала пользоваться программа Mystery Guest. Она предусматривает использование специально подготовленных экспертов для анонимной оценки качества обслуживания, работы персонала, его честности, проверки выполнения стандартов качества продуктов и услуг. Программа основана на исследовании ощущений от пребывания в отеле «гостя-профессионала». В процессе проведения программы составляются квалиметрические таблицы, позволяющие с помощью коэффициентов весомости количественно оценить не только технократическую (качество материально-технической базы, оптимальность технологических процессов и т.п.), но и гуманитарную составляющую (профессионализм персонала, доброжелательность, отношение к гостю). По результатам составляется отчет, содержащий детальные пояснения к таблицам и рекомендации специалистов компании.

Весомым конкурентным преимуществом Accord management group, по мнению коммерческого директора компании Александра Елисеева, можно считать наличие собственного кадрового резерва управленческого и обслуживающего персонала. Специалистами компании разработана система обучения и подготовки кадров для сферы гостеприимства, а также авторские методики формирования профессиональных навыков обслуживания туристов и управления гостиничными предприятиями.

Важно и то, что компания отказалась от традиционной практики расчета вознаграждения от общей выручки гостиничного предприятия – Accord management group получает гонорары исключительно от чистой прибыли, после вычета всех затрат.

www.accordmg.ru

Компания Heliopark Group открыла новый корпоративный сайт

Основной целью создания сайта холдинга Heliopark Group является позиционирование компании для В2B аудитории. На страницах нового сайта гостинично-инвестиционного холдинга планируется сообщать о новых инвестиционных сделках, развитии собственной сети отелей, реализации девелоперских проектов, стратегических альянсах и эффективных партнерских взаимоотношениях.

Новый сайт www.heliopark-group.ru представляет собой ресурс с четкой структурой, обеспечивающей удобную навигацию для пользователей.

Отдельные разделы посвящены структуре холдинга, его истории, профессиональным достижениям и наградам. В других - по направлениям отражена текущая деятельность компании: девелоперские проекты, существующие отели сети. Таким образом, проект получился удобным для пользователей с точки зрения получения информации и работы с ней.

Информация для потребителей обо всех отелях сети Heliopark Hotels&Resorts, с удобной для клиентов услугой по бронированию номеров on-line и виртуальным турам по всем отелям останется на существующем сайте www.heliopark.ru.

Ресурсы обновляются на регулярной основе, поэтому информация на сайте всегда актуальная.

Radisson SAS расширяет гостиничную сеть на Украине

Один из крупнейших мировых гостиничных операторов Rezidor Hotel Group подписал международный договор по развитию своего бренда Radisson SAS на Украине. Договор предполагает открытие и управление отелем Radisson SAS Airport Hotel Kiev. Новый отель планируется открыть в 2009 году.

Radisson SAS Airport Hotel Kiev будет вторым отелем Rezidor Hotel Group в столице Украины. Первым проектом компании был Radisson SAS Kiev, открытый в сентябре 2005 года в центре города (в дипломатической части, на Ярославовом Валу).

«Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с владельцами отеля V.I. Center LLC, - комментирует Курт Риттер, президент Rezidor Hotel Group. - Новый проект подчеркивает важность украинского рынка для нашей компании. Rezidor видит огромный потенциал для развития в регионе СНГ».

В новом отеле будет 300 номеров, конференц-залы, вмещающие до 400 человек, салон красоты, паркинг, бассейн, и фитнес-центр.

Radisson SAS Airport Hotel Kiev будет первым международным отелем вблизи Государственного международного аэропорта «Борисполь».

Польский опыт маркетинга гостиничных услуг

Московское издательство «Финансы и статистика» выпустило книгу известного польского специалиста по гостиничному бизнесу Марека Турковского «Маркетинг гостиничных услуг». Ранее издательство выпускало и другие работы этого автора – «Европейские обычаи питания», «Европейский гостиничный маркетинг», «Управление человеческими ресурсами в европейском гостиничном бизнесе».

К книгам польских авторов в области туризма издательство обращается не случайно. Традиции сравнительного международного анализа туристических рынков и технологий в Польше были сильны еще во времена соцлагеря. А сегодня, на фоне динамично развивающейся польской индустрии гостеприимства, соответствующие исследования получили дополнительный практический импульс.

В книге проанализированы характеристики гостиничных услуг как рыночного продукта с позиций маркетинга, иллюстрированные примерами удачных и неудачных решений, а также вопросы организации маркетинговых исследований для обеспечения и поддержания эффективности работы гостиницы.

Автор рассматривает гостиничные услуги как товар и гостиничный бизнес как объект управления с самых различных точек зрения. Например, анализируя спрос на гостиничные услуги, он отдельно исследует потребности в размещении, питании, безопасности, общении, работе в гостинице, рекреации, развлечениях, наблюдении за детьми, потребности клиентов с ограниченными физическими возможностями и потребности высшего разряда. В работе анализируется современная система управления гостиничным сервисом «через качество (TQM)», а также качество гостиничных услуг в соотношении с нормами ISO9000. Есть разделы, посвященные вопросам ценообразования,

продвижения, продажи гостиничных услуг.

Возможно, не все эти вопросы анализируются в книге по-настоящему глубоко (ее объем - около 300 страниц), но написана она «человеческим» языком и читается с увлечение. Выдержки из книги мы планируем опубликовать в ближайших номерах RATA-news H&R. Например, читателям будут интересны сравнительные показатели различных национальных систем классификации гостиниц,

Предназначена книга Марека Турковского владельцам и менеджерам гостиниц, а также преподавателям и студентам учебных заведений, готовящих специалистов для сферы гостиничного бизнеса. Представляет она интерес и для широкого круга читателей, интересующихся туризмом.

http://www.finstat.ru

В поисках кадров для «пятизвездочников»

Сложности с подбором квалифицированного персонала у руководителей международных отелей класса люкс в Москве есть уже сейчас. А ведь пока в городе работают только восемь гостиниц категории 5*. В ближайшие пять лет планируется открыть еще 12, в результате число номеров в отелях верхнего сегмента увеличится по меньшей мере втрое — с 1962 почти до 6000. И число кадровых проблем возрастет пропорционально.

Столичным пятизвездочным отелям приходится набирать персонал низшего звена буквально с улицы. Причина? Дефицит и текучесть кадров. Например, только в гостинице Ararat Park Hyatt текучесть кадров — 30% в год. Постоянно приходится заниматься подбором официантов, горничных, поваров, говорит Евгения Богданова, заместитель менеджера по персоналу московского Ararat Park Hyatt.

Ярмарка джентльменов. В марте в Москве официально открывается 65-й по счету отель мировой сети Ritz Carlton. Недавно администрация отеля провела ярмарку вакансий, отобрав из 1500 претендентов несколько сотен работников (всего надо набрать 500 служащих). «Сегодня отель укомплектован кадрами более чем наполовину, причем менеджерский состав практически набран, остальные вакансии мы надеемся закрыть в феврале на следующей ярмарке», — рассказывает Сергей Логвинов, директор по связям с общественностью «Ritz Carlton Москва». По его словам, для собеседований с менеджерами генеральный менеджер отеля Оливер Эллер летал на Ближний Восток и в Европу. Большинство же работников нашлись благодаря нескольким объявлениям в газетах и радиорекламе в метро. «Некоторые кандидаты приходили просто с улицы», — рассказывает Логвинов. По его словам, одна молодая женщина, работавшая ранее в Ritz Carlton в Бостоне, случайно узнала об открытии отеля в Москве и не стала возвращаться в Америку после отпуска в России — ее приняли в отдел Guest Relations, который обслуживает «невысказанные пожелания гостей». «Прихоти клиента (кофе в 5 утра, ортопедические подушки или сводка погоды вечером), хотя бы раз побывавшего в Ritz в любой части света, обычно выполняются по умолчанию в любом отеле сети», — говорит Логвинов. Кроме исполнения прихотей от любого служащего отеля требуется общаться с клиентом на его родном языке (или хотя бы на английском), знать его в лицо и называть по имени и быть джентльменом (или леди) в любой ситуации, сохраняя спокойствие и доброжелательность. Для испытания на прочность служащих американская компания Tellent Plus составила целый комплекс тестов (кандидат опрашивается от 30 минут до 1,5 часа).

Впрочем, московский Ritz Carlton не первый и не единственный отель, предъявляющий своим служащим столь высокие требования. Знать два-три языка, узнавать клиента в лицо и называть по имени требуют от персонала и в Ararat Park Hyatt Moscow, утверждает Богданова. А в «Метрополе» существуют еще и бесплатные языковые курсы для персонала, отмечает Ирина Бабкова, HR-менеджер отеля. И в «Балчуге», и в Marriott есть свои требования к внешности персонала: аккуратные прически, никаких украшений, приятная улыбка, никакой яркой косметики для женщин и усов-бороды для мужчин. В отеле Ararat Park Hyatt за всем этим третий год следит специальный стилист отеля Анна Перевалова. «Волосы подобраны в пучок, серьги не крупнее копеечной монеты, кольцо на руке одно — обручальное, никаких бород и усов у мужчин (был в истории лишь один дворецкий с усами — и то по личному разрешению гендиректора), — говорит Богданова. — Главное — доброжелательность, внимательность, вежливость и память: всех клиентов должны узнавать в лицо и знать по имени, как бы давно они ни приезжали сюда до этого».

Искать или платить. Однако найти необходимый персонал на низшие позиции очень сложно. «За прошедший год из 5,7 млн резюме в интернете оказалось лишь шесть резюме горничных, владеющих английским, — рассказывает Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel. — Они претендовали на оклады в $1000-1500”.

«Специфика рынка кадров в сфере гостеприимства

Гостиничный рынок Петербурга в ожидании перемен

Одной из традиционных проблем Петербурга считается недостаток отелей. По мнению городских чиновников, это значительно умаляет привлекательность города для международного туризма. А значит, городская казна зарабатывает на уникальности Петербурга гораздо меньше, чем могла бы.

Как в Европе Результатом подобного недовольства становятся многочисленные программы и стратегии, вырабатываемые в Смольном и призванные в корне изменить ситуацию. Однако все они далеки от реалий гостиничного рынка, который, на самом деле, развивается вполне естественно и, в некоторых сегментах, даже весьма активно. Тем не менее, многие участники рынка в той или иной степени, открыто или не очень, одобряют действия администрации, а некоторые даже взывают к ней о помощи.

Увеличить общий номерной фонд в 2 раза к 2010 году и вывести гостиничную индустрию Петербурга на среднеевропейский уровень, то есть довести до 14–15 гостиничных мест на 1 тыс. жителей, – основные задачи, поставленные Смольным в «Программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге», принятой еще в 2004 году.

По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, разрабатывавшего Программу, на начало 2004 года гостиничный комплекс Санкт-Петербурга без учета пригородов был представлен 137 объектами размещения (около 15 тыс. номеров на 29,3 тыс. мест) различных категорий и различных форм собственности. 92% номерного фонда были сосредоточены в историческом центре города. Исходя из этих цифр, на 1 тыс. жителей приходилось около 7,2 гостиничных места, а это в 2–5 раз меньше, чем в большинстве городов Западной и Восточной Европы. Более того, если говорить об обеспеченности гостиничными местами первого класса (4 и 5 звезд), то в Петербурге этот показатель два года назад составлял 0,6 на 1 тыс. жителей, что в 10–50 раз меньше, чем в европейских городах.

Номерной фонд раздвоился Как изменился рынок за два года работы «Программы»? Сегодня в Петербурге, по данным городской администрации, работают всего 311 гостиниц на 17,3 тыс. номеров. Причем только 3% рынка приходится на 9 отелей класса 5* , 5% – на 17 отелей класса 4*, 28% – на трехзвездочные гостиницы и 64% – на гостиницы нижнего сегмента, точное количество которых подсчитать весьма сложно.

Стоимость номеров в отелях 5* и 4*, отмечают в Агентстве недвижимости «Бекар», в 2006 году снизилась по сравнению с 2005 и вернулась на уровень 2004 года. Средняя возможная цена двухместного номеран с завтраком составляет 130–242 доллара для гостиниц 3 *, 271–1045 долларов для четрырехзвездочных гостиниц и 430–1232 доллара для «пятизвездочников». Средняя стоимость номера в мини-отеле составляет около 55 долларов.

Однако некоторые аналитики, оценивая объем номерного фонда, называют совсем другие цифры, включая в статистику не только гостиницы трех основных классов, но и существующие в городе мини-отели, хостелы и прочие объекты, так или иначе представляющие услуги по размещению туристов.

Так, по данным компании Astera Oncor, объем номерного фонда составляет около 32,5 тыс. номеров, из них около 19 тыс. – гостиницы, а 1,6 тыс. – мини-отели. Российский союз туристской индустрии (РСТ) оценивает объем номерного фонда города приблизительно в 34 тыс., 10% номерного фонда приходится на 350 мини-отелей. По другим оценкам, в Петербурге действует уже более 500 мини-отелей.

В летний период в Санкт-Петербурге от 10 до 15 тыс. квартир сдается в краткосрочную аренду с посуточной оплатой, подсчитали в РСТ, основываясь на данные риэлтеров. Предоставляемое в наем жилье фактически составляет второй номерной фонд города, если учесть, что в каждой квартире как минимум 2 спальных места. Это и объясняет различие в оценках объема номерного фонда. В любом случае, мест все равно не хватает. Из-за нехватки мест в гостиницах в летнее время, по данным РСТ, не удовлетворяется порядка 40% заявок иностранных туристов.

Подарок инвестору Чтобы стимулировать рост номерного фонда, в прошлом году чиновники внесли изменения в «Программу размещения гостиниц». Если ранее за предоставленный объект (здание или участок) инвестор отчислял в бюджет сумму, равную его рыночной стоимости (при оценке эксперты исходили из максимально выгодного вида использования – а, как правило, быстрее всего окупается жилищное строительство), то теперь к отчету о рыночной оценке будут прилагаться и расчеты специальной (инвестиционной) стоимости объекта. При этом оценщики должны учитывать конкретное функциональное назначение (гостиница) и размер здания (объемно-планировочное решение утверждается КГА). Правительство вправе соответственно уменьшить размер отчислений в бюджет.

Кроме того, Комитет по инвестициям и Комитет по строительству договорились не реже одного раза в год проверять объекты гостиничной инфраструктуры на всех этапах – от изысканий до строительства.

Совместно с КУГИ необходимо ежегодно готовить и выставлять на торги адреса из перечня зданий и участков, рекомендованных для размещения отелей. Сейчас в нем более 180 пунктов, среди них есть объекты, по которым уже действуют постановления об изысканиях либо о проектировании и строительстве.

Вторая пятилетка В 2005 году Смольный преподнес еще одну программу, направленную на развитие гостиничной инфраструктуры и туристической привлекательности Петербурга в целом. Согласно постановлению Правительства «О программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы»”, Северная столица за 5 лет должна войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством посещений в 5 млн туристов в год.

Программу стоимостью около 500 тыс. долларов разрабатывала международная консалтинговая компания «Бостон Консалтинг Групп» (BCG) по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В программе предусмотрено создание агентства Городского Маркетинга, увеличение номерного фонда гостиниц, развитие транспортного сообщения, облегчение визового режима и другие мероприятия.

Согласно новой концепции, в частности, номерной фонд гостиниц категории 3* ы и выше будет увеличен на 8,5 тыс. комнат, а гостиниц категории 1* и 2* – примерно на 2,5 тыс. Общий экономический эффект, говорится в Программе, составит за 2005–2010 годы 125–130 млрд. рублей, а поступления денежных средств от туризма в бюджет Санкт-Петербурга возрастут в 2,5 раза и составят к 2010 году около 6–7 млрд. рублей в год. Согласно этой Программе, в прошлом году бюджет города выделил на гостиничную инфраструктуру около 150 млн. рублей. В 2005 году эта строка бюджета была в 30 раз меньше.

Долгие ожидания По оценкам BCG, только на реализацию программы развития гостиничной инфраструктуры необходимо будет ежегодно тратить 4–6 млрд. рублей из средств инвесторов. Однако далеко не все инвесторы верят в перспективность вложений в гостиничный бизнес. Многие аналитики уверены, что продажа государственных пакетов акций таких гостиниц Петербурга как «Москва», «Октябрьская», «Южная» вполне способствует развитию гостиничного бизнеса. Но управление приобретенными объектами оставляет за собой собственник, а он не всегда принимает выгодное для города решение.

Так, сегодня в Петербурге не хватает гостиниц туристского класса (3 и 4*), а сегмент пятизвездочных отелей развивается хорошо. В то же время привлечение инвестиций в гостиничный бизнес идет сложно, поскольку средства приходится вкладывать на долгое время.

«Средние сроки окупаемости для отелей 5* – 10 лет, 4* – от 8 до 10 лет, 3* – 7–8 лет. Для мини-отелей характерна окупаемость 6–8 лет, для крупных и особо крупных проектов – 10–15 лет. Ставки доходности для отелей 5* составляют 10–12%, для 4* – 11–13%, и 15–17% для отелей 3*. При этом стоимость строительства или реконструкции варьируется от 5 до 9 тыс. долларов за 1 кв. м для пятизвездочных отелей до 1,3–1,9 тыс. долларов за 1 кв. м для отелей 3*, – сообщил Guide to Property Игорь Лучков, руководитель отдела оценки , консалтинга и аналитики АН «Бекар».

Строительство элитного жилья, например, может составить значительную конкуренцию инвестициям в гостиницы с точки зрения окупаемости проекта. Тем более что место, привлекательное для строительства гостиницы, не менее привлекательно и для строительства элитного жилого комплекса: и у гостиниц, и у элитного жилья схожие потребности: близость к центру, вид из окна, развитая транспортная инфраструктура и так далее.

Потенциал не исчерпан Тем не менее, прошлый год наглядно показал инвестиционные возможности гостиничной индустрии Петербурга. В 2006 году в Петербурге около 15–20 гостиниц находилось в стадии строительства, кроме того, было заявлено около 150 новых гостиничных проектов.

«Наблюдается рост инвестиций в гостиничный сектор. За прошедший год общая стоимость объявленных проектов составила более 350 млн. долларов», – оценивает Евгения Васильева, аналитик-менеджер компании Astera Oncor.

«2006 год стал знаковым для гостиничного бизнеса в Петербурге: с инвестиционной точки зрения этот сектор стал одним из наиболее активно развивающихся. Был приобретен ряд существующих гостиниц и проектов по девелопменту. Наиболее крупные сделки за этот год – приобретение гостиниц «Пулковская» (840 номеров), Radisson SAS и «Прибалтийская» (1,2 тыс. номеров). London & Regional Properties приобрел у ЛенСпецСМУ строящуюся гостиницу в составе комплекса «Ростральные колонны», «Интеко приобрела проект гостиницы на Конногвардейском бульваре, – рассказывает G2P Николай Казанский, директор по инвестиционному консалтингу компании Colliers International. – В этом году наблюдается всплеск интереса со стороны западных инвесторов и девелоперов к приобретению и развитию объектов недвижимости под гостиницы, и потенциал гостиничного бизнеса в Петербурге далеко не исчерпан. До сих пор в городе не представлены не только мировые сети гостиниц среднего уровня , но и ведущие мировые сети гостиниц высокого класса, такие как Ritz-Carlton, Four Seasons, Hyatt, Hilton”.

По данным Colliers International, в настоящее время некоторые из перечисленных операторов рассматривают возможность выхода на наш рынок в ближайшие 2–3 года. Большинство из них рассматривают объекты от 120–150 номеров и выше, соответственно, площадью не менее 7–9 тыс. кв. м.

Интересно, что в последнее время на рынке активно играют не только известные международные бренды, но и отечественные компании. «Что касается крупных высококлассных гостиничных объектов, то тенденция скорее всего сохранится. Крупные международные сетевые компании – сильные игроки гостиничного рынка, обладающие большим опытом организации и ведения данного бизнеса. Российские же отельеры в Петербурге активно охватывают сектор мини-отелей – от эконом до премиум класса (в Петербурге в настоящее время насчитывается более 450 мини-отелей), – считает Евгения Васильева. – Буквально недавно произошло событие, ознаменовавшее приход на петербургский гостиничный рынок нового участника. 15 декабря Фонд имущества Петербурга провел торги по продаже двух особняков на Английской набережной. Победителем торгов (первоначальная цена лота с 188 млн. рублей выросла до 406 млн. рублей) стала нижегородская структура. Здания на Английской наб. 62–64, в соответствии с адресной программой, предназначены для размещения гостиницы. По неофициальным данным, покупателем объекта стала компания, владеющая двумя гостиницами в Нижнем Новгороде и одной гостиницей в Москве».

Мини-отели просят помощи На сегодняшний день в Петербурге сохраняется дефицит гостиничных номеров всех категорий, но особенно, как отмечают аналитики, он заметен в сегменте гостиниц среднего класса. Тем не менее, рынок мини-отелей развивается как никогда бурно, хотя доходность данного бизнеса снижается, и с вводом новых крупных гостиниц, обладающих всей необходимой инфраструктурой для проживания, питания, проведения деловых встреч, многие мини-отели рискуют стать нерентабельными.

Сегодня в Петербурге, по разным оценкам, насчитывается до 450–500 мини-отелей и до 330 прочих «малых гостиниц». Это приблизительно 7 тыс. номеров в мини-отелях и около 18 тыс. номеров в так называемых «малых гостиницах», которыми, по утверждению Владимира Васильева, вице-президента НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга», можно называть даже сдаваемую квартиру в несколько комнат.

«Число мини-отелей растет быстрыми темпами. Данный рынок привлекает инвесторов, прежде всего, небольшим объемом первоначальных инвестиций. Поэтому в данный сегмент инвестируют в большей степени не профессионалы рынка гостиничной индустрии, а небольшие компании, пытающиеся диверсифицировать бизнес, и частные лица. Помимо быстрого роста числа мини-отелей наблюдается еще одна тенденция: в 2004–2005 годах номерной фонд уже действующих гостиниц вырос в несколько раз. При этом рентабельность малых отелей резко упала. Вновь открытые гостиницы с большими трудностями завоевывают рынок», – говорит Игорь Лучников.

Для решения многих проблем рынка мини-отелей НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга» в конце прошлого года инициировала создание координационного совета по сектору малых гостиниц, который начнет работу уже в феврале. Координационный совет объединит владельцев малых гостиниц, представителей общественных объединений сектора индустрии гостеприимства, сотрудников образовательных учреждений туристического рынка и других участников этой сферы бизнеса. В «Ассоциации малых гостиниц» уверены, что необходима законодательная база, способная определить отношения между бизнесменами и контролирующими организациями. Мелкие инвесторы, в отличие от крупных и известных операторов, сетует Владимир Васильев, не имеют «доступ к телу» губернатора. А без административного вмешательства рынок, по всей видимости, не может решить свои проблемы. (Guide to Property)

В Санкт-Петербурге открывается первый spa-отель

Финская сеть Holiday Club, широко известная в Финляндии и странах Балтии, откроет первый в Санкт-Петербурге spa-отель. Отель Holiday Club Sankt-Petersburg расположится в историческом центре города, на Васильевском острове.

Позиционирование нового отеля, в первую очередь, будет основано на предложении высокого уровня SPA-процедур. Также отель Holiday Club Sankt-Petersburg будет предлагать ряд услуг для деловых людей. (Секрет фирмы)

Туроператор метит в отельеры

Экс-глава департамента по развитию курортов и туризма Краснодарского края Андрей Уманский может стать ведущим отельером. Принадлежащая ему группа компаний «РВБ-Алеан» решила построить на черноморском побережье собственную гостиничную сеть. Первоначальный объем инвестиций в этот проект уже составил $35 млн.

Почти четыре года назад компания «РВБ-Алеан», специализирующаяся на внутреннем туризме, приобрела в Анапе пансионат «Ривьера» на площади 4 га. После редевелопмента туроператор планирует превратить здравницу советского образца в четырехзвездный отель на 350 номеров.

В компании утверждают, что реконструкция будет завершена в этом году к открытию туристического сезона. Как сообщил «Бизнесу» владелец «РВБ-Алеан» Андрей Уманский, общий объем инвестиций в «Ривьеру» составил $12 млн.

В прошлом году компания выкупила еще один известный в Анапе пансионат «Виктория», находящийся на земельном участке в 5 га. Сумма сделки, по словам Уманского, составила $3 млн. В ближайшие годы туроператор намерен инвестировать $20 млн. в создание на базе «Виктории» отеля на 400 номеров уровня 3*. Кроме того, как сообщил «Бизнесу» коммерческий директор «РВБ-Алеан» Илья Клубникин, сейчас компания рассматривает возможность покупки еще одного пансионата в Анапе. Однако он отказался от подробного комментария. По мнению участников рынка, если переговоры о покупке дополнительных активов окажутся для туроператора удачными, то компания сможет выстроить собственную гостиничную сеть в Краснодарском крае.
Управлять отелями, которые перешли в собственность компании, будет «Арбат отель менеджмент», учредителем которого также является Андрей Уманский.

Выбор Краснодарского края, по словам Клубникина, обоснован специализацией «РВБ-Алеан» на организации отдыха и лечения в здравницах на юге России, что позволит обеспечить загрузку отелей.

«Наличие собственной гостиничной сети усилит наши позиции на рынке внутреннего туризма»,- уверен коммерческий директор туркомпании. С этим согласны и конкуренты. «Переход от аренды номерного фонда к владению позволит компании выдержать конкуренцию на рынке»,- считает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Эксперты убеждены, что в ближайшие годы начнется инвестиционный бум на коммерческую недвижимость в Краснодарском крае. Цены «подогревает» Сочи, где стоимость земельных участков начала расти после того, как город оказался претендентом на проведение Олимпиады 2014 года. «Волна ценового роста дошла и до Анапы»,- говорит генеральный директор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник. По его мнению, «РВБ-Алеан» вовремя решила закрепиться в Краснодарском крае, поскольку цены на недвижимость в этом регионе будут расти и дальше. «На черноморском побережье катастрофически не хватает современных гостиниц, и отели в низком и среднем ценовом сегменте смогут стать реальными конкурентами бывшим советским здравницам, которые ни по классу, ни по набору услуг не отвечают современным требованиям»,- резюмирует Александр Лесник. («Бизнес»)

Завершается строительство spa-курорта на Южном Урале

На побережье одного из южноуральских озёр завершается строительство досугового центра «Фонград». Необычное для уральской глубинки название, по мнению владельцев, отражает суть оригинального проекта.

Как передаёт корреспондент «Нового региона», композиция досугового центра в сочетании со средневековым экстерьером зданий имитирует феодальное поместье, которому и дано соответствующее имя: Фонград. Новый центр ориентирован на сравнительно новый для региона вид отдыха – spa-терапию. Напомним, что spa в переводе с латыни означает “здоровье через воду”. Поэтому программа spa-центров предусматривает купание, грязелечение и употребление целебной воды. Южноуральцам обещают такие процедуры, как обертывание водорослями, сауна «кедровая бочка», инфракрасные ванны…

Как отметил один из руководителей проекта, центр рассчитан, в первую очередь на обеспеченных клиентов из Челябинска и Екатеринбурга: тех, кто много работает, но имеет мало времени для отдыха – просто проживание в отеле без дополнительных услуг будет стоить не менее 1,5 тысяч в сутки. Предполагается, что первых клиентов первый южноуральский spa-курорт примет уже грядущим летом. (Новый Регион)

В Хабаровске проектируют «пятизвездочник»

Власти Хабаровского края планируют в текущем году найти инвестора и начать строительство в краевом центре пятизвездочного гостиничного комплекса.

Как сообщил губернатор региона Виктор Ишаев, подобная гостиница мирового класса должна впоследствии стать местом проведения в Хабаровске крупных международных форумов и конгрессов.

«Правительство края будет участвовать в этом проекте и со своей стороны также готово выступить гарантом для привлечения инвестиций», - сказал В.Ишаев.

Согласно проекту, разработанному хабаровскими архитекторами, в гостиничном комплексе разместятся конференц-зал на 1 тыс. мест. Столько же мест предусмотрено в ресторане.

В здании самой гостиницы высотой 100 метров в самом центре Хабаровска будут размещены офисы, 380 гостиничных номеров, в том числе 30 номеров класса «люкс», бассейн, сервисные службы.

Стоимость проекта оценивается в 4,7 млрд рублей. В краевом правительстве не исключают, что для работы над проектом будет привлечен международный гостиничный оператор. (Интерфакс)

Обновленный «Минск» откроется в 2009 году

К началу 2009 года в центре Москвы откроется многофункциональный гостиничный комплекс «Минск» (улица Тверская, 22), сообщили агентству «Интерфакс-Недвижимость» в городской администрации.

Собеседник агентства уточнил, что окончательный срок сдачи объекта зафиксирован в распоряжении правительства Москвы, принятом 29 декабря 2006 года.

В соответствии с этим документом, компания ОАО «На Тверской» передала права на инвестиционный контракт по реконструкции гостиницы «Минск» своей дочерней компании - ООО «Бизнес-Центр "На Тверской».

Ранее инвестиционные обязательства по полной реконструкции гостиницы «Минск» были возложены на ОАО «На Тверской», его исполнительный орган - ООО «Управляющую холдинговую компанию «Металлоинвест» и на ОАО «Фирма «Авек», которые планировали вложить в проект, соответственно, $100 млн и $29 млн.

Недавно фирма «Авек» вышла из проекта, однако, как пояснил «ИФ-Недвижимость» информированный источник в мэрии, ни это обстоятельство, ни формальная смена исполнителя инвестконтракта не повлияет на сроки сдачи отеля и на объем инвестиций.

«По сути, реконструкцией гостиницы занимается холдинг «Уникор», принадлежащий основателю Банка «Российский кредит» и компании «Металлоинвест» Борису Иванишвили. Холдинг сейчас активно укрепляет позиции на столичном рынке недвижимости и не упустит такой шанс, как комплекс на Тверской», - пояснил агентству эксперт.

Геннадий Порсков, пресс-секретарь банка «Российский кредит», подтвердил «ИФ-Недвижимость», что распоряжение правительства Москвы лишь упорядочило внутрикорпоративные отношения в рамках компаний одной группы (функции заказчика выполняет ООО «Металлоинвест-Девелопмент» - ИФ). «В рамках группы «Уникор» в последние два года были некоторые изменения, связанные с продажей некоторых активов. На конкретный проект это никакого влияния не окажет», - сказал он.

Член московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов полагает, что новое юридическое лицо, скорее всего, создано для более эффективного управления проектом реконструкции «Минска». «Я не думаю, что это уход от ответственности, - говорит юрист. - Просто так легче управлять бизнесом, строительством».

В свою очередь, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Антон Ситников предположил, что такие юридические действия «похожи на подготовку «дочки» к продаже». «Дочку» всегда удобнее продавать, нежели переводить права по контракту», - пояснил он. А.Ситников также считает, что изменения в структуре могли быть инициированы мажоритарным акционером исключительно с целью повышения эффективности управления.

Гостиница «Минск» была построена в 1964 году. До закрытия она была рассчитана на 335 номеров класса 3*. Новый гостиничный комплекс, как предполагается, сохранит свое название. Проект реконструкции подготовлен Михаилом Леоновым, руководителем проектной мастерской института «Моспроект-2». В ходе полной перестройки здание превратится в многофункциональный комплекс общей площадью 65 тысяч кв. метров (в том числе 38 тыс. кв. метров подземных площадей с паркингом). Кроме офиса на 16 тыс. кв. метров, торгового центра на 10,5 тыс. кв. метров, в комплексе будет пятизвездочная гостиница на 205 номеров.

Руководитель гостиничных проектов банка «Российский кредит» Владимир Поддубко сообщил «ИФ-Недвижимость», что переговоры с известными гостиничными операторами находятся на завершающей стадии, и в самое ближайшее время будет названа управляющая компания. Опрошенные «Интерфаксом» эксперты считают, что предпочтение будет отдано либо Intercontinental Hotels Group, либо Accor (бренд Sofitel). (Интерфакс)

Свыше 622 тыс человек отдохнули на курортах Кавминвод в минувшем году

В 2006 году на курортах Кавказских Минеральных Вод отдохнули и прошли курс восстановительного лечения свыше 622 тыс человек.

Как сообщили в администрации региона, это почти на 20 тыс человек больше, чем в прошлом году. «Это стабильный прирост, нас радует, что все большее количество россиян понимает и ценит пользу для здоровья, которую можно получить только здесь», - считает руководитель администрации Кавминвод, первый заместитель председателя правительства края Виталий Михайленко.

По словам Виталия Михайленко, за минувший год от деятельности санаторно-курортного комплекса в бюджет поступило 475 млн рублей налогов. А еще почти 300 млн руб отчислили предприятия по розливу минеральной воды. Сейчас в регионе идет подготовка к вынесению на заседание Правительства РФ cтратегии развитии Кавминвод, определяющей развитие курорта федерального значения до 2020 года. (АМИ-ТАСС)

«Интурист» приобрел гостиницу в Италии

ОАО «Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» (ВАО «Интурист») в конце 2006 г. приобрело гостиницу в Италии - Azzurro Italia. Как сообщил РБК вице-президент ВАО «Интурист» по развитию дочерней и гостиничной сети Олег Дьяченко, это небольшая элитная гостиница на 42 номера. В дальнейшем она будет достраиваться, и ее планируется расширить до 100-150 номеров.

Г-н Дьяченко также сообщил, что «Интурист» планирует приобрести гостиницу в Риме. В целом же, в стратегическом плане компании по приобретению гостиниц значатся такие города, как Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца, Сочи, а также гостиницы на Байкале. В остальных городах-миллионниках, по словам Олега Дьяченко, «Интурист» будет рассматривать возможность владения гостиницами либо совместно с партнерами, либо путем аренды помещений. За рубежом «Интуристу» с точки зрения активов интересны такие страны, как Турция, Египет и города круглогодичного познавательного туризма - Париж, Рим, Вена, Прага, Лондон, сообщил О.Дьяченко. Он отметил, что первоначально помещения там, скорее всего, будут браться в аренду, так как стоимость недвижимости высока.

Говоря о совместном проекте «Интуриста» и Трубной металлургической компании по строительству отеля в Сирии, г-н Дьяченко сообщил, что в декабре 2006г. уже был оформлен инвестконтракт, и сейчас идет выбор технического заказчика и проектанта.

ОАО «Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» создано в 1929г. Предприятие работает в сфере въездного, выездного, внутреннего туризма и транспортных услуг. Ежегодно «Интурист» заключает более 6 тыс. договоров с транспортными компаниями, гостиничными предприятиями, ресторанами, музеями и другими организациями. ВАО «Интурист» обслуживает более 400 тыс. иностранных и российских туристов в год. Чистая прибыль ВАО «Интурист» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в I полугодии 2006г. снизилась более чем в 2 тыс. раз - до 7 тыс. руб. против 14,691 млн руб. в I полугодии 2005г. Выручка компании в I полугодии 2006г. выросла на 23,9% - до 284,691 млн руб. (БизТорг.ру)