Hotel & Resort 18-24 февраля 2008 г.
Гостиницы Москвы: итоги 2007 года
H&R продолжает тему развития гостиничного рынка Москвы. Эксперты компании Colliers International подвели итоги прошлого года, который был отмечен знаковыми событиями для столичной гостиничной отрасли. Об их выводах рассказывает заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марина Смирнова.
В 2007 году на гостиничном рынке Москвы во всех сегментах сохранялся стабильно высокий спрос на гостиницы, выражаемый в загрузке наличного номерного фонда. При этом сохранялась тенденция к дальнейшему росту средних цен продаж (ADR), особенно заметному в верхнем сегменте рынка. Эта ситуация, как и в предыдущие годы, является следствием сохранения дефицита гостиничных номеров, поскольку рост предложения не компенсирует то количество номеров, которое было выведено из оборота в результате реконструкции гостиничного фонда города.
В 2007 году в Москве закрылась на реконструкцию гостиница «Украина» (1 017 номеров). Были открыты 4 новых отеля, увеличившие предложение номеров менее чем на 1 000 единиц (таблица 1). Гостиница «Международная» вышла на рынок после комплексной реконструкции под брендом Crowne Plaza.
Гостиница/Адрес |
Дата выхода |
Класс |
Кол-во номеров |
Управление |
Ritz-Carlton/ Тверская ул., д. 3 |
Июнь |
Люкс |
334 |
Marriott International |
Бородино/ Русаковская ул., д. 13/2 |
Июнь |
Средний |
230 |
WEL Hotels & Resorts |
MaMaison Pokrovka Suite Hotel/ Покровка ул., д. 40 |
Август |
Люкс |
84 |
MaMaison Hotels & Apartments |
Милан/ Шипиловская ул., д. 28А |
Август- Октябрь |
Средний |
300 |
WEL Hotels & Resorts |
Crowne Plaza Moscow WTC*/ Краснопресненская наб., 12 |
Сентябрь |
Верхний |
563 |
InterContinental Hotels Group |
* гостиница открыта после реконструкции
Источник: Colliers International
В период с января по декабрь 2007 года средняя загрузка отелей по всем сегментам рынка Москвы составила 74,1%, что практически повторяет результат прошлого года.
В 2007 году в сегменте гостиниц 4-5* средняя загрузка составила 72,6%, показатель ADR вырос на 15,5% по сравнению с 2006 годом и составил $331,52 . Сохранение загрузки на уровне прошлого года при значительном росте средней цены свидетельствует о том, что спрос на гостиницы верхнего сегмента по-прежнему превышает предложение.
Средняя загрузка отелей 3* в 2007 году выросла на 4 процентных пункта и составила 75,5%. В нижнем сегменте загрузка осталась практически без изменений (76%). Таким образом, показатели в обоих сегментах превышают средний уровень загрузки по всему рынку гостиниц Москвы. Средние цены продаж продолжили рост в 2007 году и составили $129,85 для отелей 3* и $50,69 для отелей 1-2*.
Несмотря на существенную разницу по показателю ADR (гостиницы верхнего сегмента продаются в 3 и более раз дороже, чем отели среднего уровня), уровни загрузки лишь незначительно различались в отелях разных сегментов и в течение всего года были высокими (график 1). При этом для гостиниц 4-5* показатель ADR сохранил тенденцию к выраженному росту (график 2).
Источник: Colliers International
Источник: Colliers International
Источник: Colliers International
Косвенным следствием продолжающегося роста цен в верхнем сегменте рынка стал рост спроса на гостиницы среднего сегмента – в них выросла загрузка. Спрос на отели нижнего сегмента также остается стабильно высоким (см. график 3).
При этом анализ среднемесячных показателей загрузки показывает, что за последние 4 года в период новогодних праздников (декабрь-январь) средняя загрузка в верхнем сегменте снизилась на 6-10, а в среднем сегменте – выросла на 13 процентных пунктов. Таким образом, в верхнем сегменте рынка на фоне роста цен наблюдается усиление фактора сезонности.
Основные события 2007 года. В январе было отменено подписанное в конце 2006 года распоряжение правительства Москвы «О создании ОАО «Объединенная гостиничная компания». Целью создания ОГК являлось управление гостиничными активами города совместно с компанией ООО «НАФТА Ко». Фактически можно говорить о том, что Правительство Москвы приняло решение о приватизации своих наиболее привлекательных активов, отказавшись от попыток привлечь инвестиции в гостиничную сферу города путем формирования совместных предприятий с частным бизнесом. Следствием принятого решения стали следующие сделки: 28 марта 2007 г. 69% уставного капитала гостиницы Балчуг Kempinski, принадлежавших городу, были выкуплены международным оператором Kempinski Hotels за 2,894 млрд. руб. (около $110 млн.). После сделки доля Kempinski составит 84,5% уставного капитала отеля. Другой крупной сделкой по приватизации была продажа городской доли в гостинице «Советская».
1 июля 2007 г. был официально открыт отель класса де-люкс Ritz Carlton Moscow на 334 номера. По прогнозу девелопера проекта компании Capital Partners, срок окупаемости 11-этажного гостиничного комплекса площадью 60 000 кв. м составит 5-8 лет.
В сентябре 2007 года в России было открыто представительство международного гостиничного оператора Starwood, который решил закрепить свое присутствие на российском рынке и присоединился к компаниям, планирующим экспансию своих брендов на территории Москвы и России в целом. Напомним, что в 2006 году свое представительство в Москве уже открыл Hilton Group. (Продолжение в следующем номере).
Иванна Табачникова: «Недостаток знаний в гостиничной сфере также велик, как велико и желание эти знания получить»
С июня прошлого года НОУ «Городской учебный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично-туристского комплекса» работает под брендом Учебно-консалтингового центра «Персона пяти звезд». Возглавляет его директор, тренер и консультант Иванна Табачникова (фото). Она рассказала H&R о новых планах учебного центра.
- Иванна, какие программы уже подготовлены и будут подготовлены специалистами центра в ближайшее время?
- Тематически – программы самые разные, охватывающие, пожалуй, все аспекты гостиничного бизнеса. Отмечу, что центр имеет образовательную лицензию по направлению повышения квалификации. В ее рамках мы предоставляем различные направления обучения, при этом, естественно, смотрим на спрос: если нам не хватает чего-то еще, мы разрабатываем новые программы в течение месяца-двух. Уточню, откуда возникает срок подготовки программы – программу надо не только разработать, но и получить соответствующее разрешение с точки зрения лицензирования. Например, сейчас мы занимаемся подготовкой программы по финансовому менеджменту для гостиничных предприятий, поскольку этот вопрос по опросам наших клиентов, представляет достаточный интерес. Думаю, что запустим ее в апреле.
Есть программы базовые, которые читаются здесь, в центре, они собирают обычно слушателей из разных гостиничных предприятий, как московских, так и региональных. Кстати, практика в рамках базовых программ проводится так же на нашей базе, так как в составе учебного центра постоянно действует мини-отель. Есть и другой вариант – мы готовим программы непосредственно под заказчика, и тренер или несколько тренеров выезжают на предприятие и проводят программы там. Это очень удобно, если предприятие только открывается, ведь весь штат просто физически нельзя привезти.
Считаю серьезным нашим преимуществом тот факт, что мы готовы корректировать план обучения, ввести на месте дополнительные темы, если это необходимо заказчику, если такие пожелания высказывает аудитория.
- Эти изменения заказчик озвучивает заранее, или пожелания возникают, когда занятия уже идут?
- Бывает и так, и так. Например, группе супервайзеров одной из гостиниц читали программу по службе номерного обслуживания. Они говорят: технологию работы мы знаем, нам бы лучше про нематериальное стимулирование персонала, про то, как с людьми правильно работать. Т.е. на лицо нехватка управленческих навыков. Пожалуйста, сделали. Конечно, лучше, когда пожелания звучат заранее: кто-то хочет больше маркетинговых технологий, кто-то - управленческих. Бывает, слушатели говорят: а можно мы принесем такой-то документ на следующее занятие и обсудим его – можно. Нам важно не просто отчитать курс. Важно, чтобы по окончании программы люди сказали: да, это то знание, которое мы хотели получить, или: у нас были сомнения, но сейчас мы знаем, как поступать, или: мы убедились, что все делаем правильно.
- Расскажите, пожалуйста, о преподавателях центра.
- В штате центра работают технологи-консультанты, многие из них преподают. В свое время они работали в гостиницах, но решили стать тренерами в силу собственного характера: им интересна разноплановая работа, интересно ездить, исследовать что-то новое. У нас есть и привлекаемый тренерский состав. Очень важно, чтобы в аудитории был умеющий преподать информацию практик – поэтому мы заключили договоры с достаточным количеством руководителей служб известных московских отелей. Я привлекаю тренеров из регионов: много езжу с лекциями, выезжаю в командировки, связанные с проектами учебно-консалтингового центра «Персона пяти звезд». Недавно во время одной из них мы встретили несколько интересных тренеров, готовых выезжать и читать лекции. С ними также стали работать. При этом мы никого не переманиваем, люди остаются работать там, где работали.
- Сколько стоит программа в Вашем центре?
- Программа продолжительностью 72 часа стоит 12500 рублей, но если группа больше 25 человек – стоимость обучения снижается до 5200 рублей. Сразу скажу, нередко мы сталкиваемся с тем, что руководители предприятий, причем не только региональных, считают, что это дорого. Но на сегодня это вполне адекватная цена, если учесть объем предоставляемых знаний.
- Приходят ли к вам люди, которые сами, по собственной инициативе, хотят получить какие-то знание или, в основном, их все-таки отправляет предприятие?
- Очень многие хотят повысить свой профессиональный уровень, или изучить ту или иную специальность «с нуля». Эти люди приходят к нам, выбирают программу и учатся. Нередко приходят к нам и преподаватели вузов. Иногда на основе пожеланий слушателей, которые «пришли с улицы» формируются даже целые программы. Вот, например, в апреле у нас будет очень интересная группа из слушателей, на первый взгляд, не имеющих отношения к гостиничному бизнесу – архитекторов. Это те специалисты, которые хотят проектировать гостиницы и при этом понимают, что проект гостиницы разительно отличается от проекта жилого дома или офисного центра. Уже много сказано об этом, и известно, в общем-то, хорошо, что грамотно спроектированная гостиница после открытия будет более конкурентоспособной с технологической точки зрения. Не перестаю повторять, что гостиничный бизнес – это бизнес, состоящий из множества нюансов. И похвально, что архитекторы решили эти нюансы изучить.
- Возвращаясь к вопросу цены: не думали ли Вы о дистанционном обучении, которое могло быть более дешевым и потому приемлемым, прежде всего, для гостиниц, которые далеко от Москвы?
- Да, собираемся это делать. Уже сейчас со слушателями, обучавшимися у нас, мы вступаем в переписку, отвечаем на их вопросы. Не считаем зазорным давать консультации бесплатно. Планируем и издание учебников.
- Иванна, Вы часто бываете в регионах, знаете ситуацию «на местах». Как бы Вы оценили уровень подготовки региональных кадров в гостиничном бизнесе?
- Доступных знаний, образования в гостиничной сфере там не хватает. Но велик не только дефицит знаний, но и жажда их получать. Недавно проводила мастер-класс во Владивостоке. Там создана школа гостеприимства, люди хотят учиться. Везде, куда бы я не приезжала, наблюдала огромный интерес к практическим знаниям.
Я оцениваю пропускную способность нашего центра на уровне 10 тысяч человек в год. Думаю, мы сможем помочь многим. (Элеонора Арефьева, RATA-news, H&R)
Летом откроется отель Radisson Resort, Alushta
Группа «ИФД КапиталЪ» и гостиничный оператор Rezidor Hotel Group заключили соглашение сроком на 20 лет об управлении отелем «Крымская Ривьера».
Уже этим летом первая очередь гостиничного комплекса (гостиница «Крымская ривьера», бывшая «Курортная поликлиника», г. Алушта) начнет функционировать как курортный отель Radisson Resort, Alushta.
Согласно договору, Rezidor будет также консультировать «ИФД КапиталЪ» при реализации проекта строительства второй очереди гостиничного комплекса, которая дополнит гостиницу 150 новыми просторными номерами, соответствующими международным стандартам. В дополнение к этому, в рамках строительства второй очереди, будут построены новые рестораны, многофункциональный конференц-зал и уникальный spa-комплекс с открытым и закрытым бассейнами и оборудованная автостоянка. Оба здания отеля будут соединены в один комплекс.
Проект второй очереди будет завершен до конца 2008 года, а открытие нового гостиничного комплекса планируется на 2010 год.
Общий объем инвестиций «ИФД КапиталЪ» по завершении проекта достигнет 100 млн. долл. «У нас немалый опыт инвестиций в Украине и, в частности, в Крыму, - подчеркнула председатель правления Группы «ИФД КапиталЪ» Ольга Плаксина, - и мы готовы рассматривать новые инвестиционные проекты в регионе».
Гостиница Radisson Resort, Alushta имеет 63 номера, один ресторан, один бар и два конференц-зала. В результате реконструкции, продолжавшейся с 2002 по 2006 г., зданию возвращен первоначальный облик. Спроектированное как уникальный гостиничный комплекс, здание несколько раз в течение прошлого века меняло и предназначение, и внешний вид, и внутреннюю планировку.
Отель «Мста» – рекордсмен сети Amaks по внедрению новых услуг
В сети отелей Amaks Grand hotels уделяют большое внимание развитию дополнительных услуг. Не только потому, что это – дополнительный генератор дохода (по свидетельству члена совета директоров компании Дмитрия Златкина, они могут давать до 50% выручки отеля), но и потому, что отель с широким спектром дополнительных сервисов более конкурентоспособен на рынке.
В 2007 году рекордсменом сети по внедрению новых услуг для гостей стал отель «Мста» (г. Боровичи).
В отеле разработали несколько экскурсионных и развлекательных программ. В их числе экскурсия по старому купеческому городу, посещение православных святынь Боровичского края и освященных целебных источников, экскурсия на Валдай с посещением музея колоколов, поездка в музей-усадьбу А. В. Суворова. Гости отеля полюбили экскурсии в Опеченский Посад и сплав к дендропарку.
Гости «Мсты» получили возможность заняться спортом - поиграть пейнтбол, порыбачить, покататься на лошадях и получить уроки верховой езды. Они с удовольствием ездят в велотуры и сплавляются по Мсте.
В холле отеля открыты выставка-продажа работ художников Боровичского края, магазин антикварных вещей, сувенирные киоски.
Для удобства гостей в «Мсте» стал работать прокат бытового и спортивного инвентаря, камера хранения и сейфы. В отеле открыта автостоянка.
Новые услуги, прежде всего разнообразные экскурсионные и развлекательные программы позволили гостинице ориентироваться не только на бизнес-туристов, но и на отдыхающих, увеличивать загрузку летом и в выходные дни.
В отеле «Мста» 120 номеров различных категорий, одновременно он может принять 170 человек.
Готовится второе издание каталога «Гостеприимный Татарстан»
Ассоциация туристских агентств Республики Татарстан и издательский дом «Мир без границ» при поддержке министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан готовят к изданию второй выпуск каталога средств размещения республики «Гостеприимный Татарстан».
С момента выхода первого издания каталога в марте 2006 года количество средств размещения в Татарстане заметно выросло: 1000-летие Казани дало мощный импульс увеличению количества российских и зарубежных туристов, это способствовало росту инвестиций в объекты гостиничной недвижимости.
В связи с этим было принято решение об издании второго каталога «Гостеприимный Татарстан». В сборнике будут представлены фотографии и подробная информация на русском и английском языках о каждом объекте размещения. Издание тиражом 7000 экземпляров планируется направить туроператорам, работающим в сфере внутреннего и въездного туризма, а также во все отраслевые ассоциации, национальные турофисы зарубежных стран. Каталог будет представлен на российских и международных выставках на стендах Казани и Республики Татарстан. Заказ каталога можно оформить по эл. адресу: atart@bk.ru – доставка по России бесплатная.
Часть гостиничных номеров после Олимпиады в Сочи будут распроданы как апартаменты
Согласно «Программе строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта» к 2014 году в городе и его окрестностях должно появиться отелей более чем на 16 тыс. номеров. С учетом уже существующих и запланированных независимыми девелоперами объектов гостиничный фонд Сочи (без частного сектора) превысит 55,6 тыс. номеров. Но когда Олимпиада останется позади, владельцы отелей выставят на продажу в виде апартаментов более 30% построенного номерного фонда, уверены эксперты.
До того как Сочи начал готовиться к Олимпиаде-2014, индустрия гостеприимства города развивалась в основном за счет частного сектора. Сегодня, по данным Jones LaSalle, номерной фонд «незарегистрированных средств размещения» в Сочи (сдаваемые в аренду дома, квартиры, мини-отели и т. п.) оценивается в 27 тыс.номеров.
Первые крупные инвесторы занялись сочинской недвижимостью в начале 2000-х. 2001 году правительство РФ поддержало инициативу Олимпийского комитета России и администрации Краснодарского края по развитию туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная поляна». Уже в 2002 году строительством горнолыжных трасс и поселка в Красной Поляне заинтересовался «Газпром», владеющий сочинской гостиницей Radisson SAS Лазурная. А в 2003 году «Интеррос» подготовил мастер-план обустройства горнолыжного курорта «Роза Хутор». Примерно тогда же управляющая компания Umaco начала строить в Красной Поляне клубный апарт-комплекс «Катерина-Альпик».
Массовый выход девелоперов на сочинский рынок начался лишь в 2005 году, когда открыто стала обсуждаться возможность проведения здесь зимних Олимпийских игр 2014 года. Многие компании объявили об инвестициях именно в гостиничный сектор: «Система-Галс» реконструирует гостиницу «Интурист» (300 номеров), Объединенная промышленная компания – «Приморскую» (400 номеров), а Нацбизнесбанк собирается построить на месте гостиницы «Москва» пятизвездочный отель «Сочи-Плаза» (300 номеров). В 2006 году в Сочи открылся отель-бутик «Родина», принадлежащий структурам «Базэла» Олега Дерипаски.
По данным агентства GVA Sawyer, общий номерной фонд Сочи сегодня составляет 30 тыс. номеров. В Jones LaSalle считают, что к 2014 году здесь будет построено еще около 25,6 тыс. номеров. Из них только по «Программе строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта» (утверждена правительством 29 декабря 2007 года) должно быть введено в эксплуатацию около 16 тыс. номеров. По этой программе к 2014 году в Сочи должно быть построено 23 новых отеля и реконструировано 8 существующих.
Самое большое количество гостиниц, чей фонд составит 8 тыс. номеров, будет размещено рядом с Олимпийской деревней в Имеретинской долине. Вторым местом, где смогут поселиться гости Олимпиады-2014, станет поселок Малый Ахун, расположенный в горах в 12 км от Сочи. Здесь запланировано строительство 16 отелей разного формата: от пятизвездочного комплекса пансионатов (900 номеров) до группы коттеджей на берегу. Общий объем номерного фонда в Малом Ахуне составит, согласно программе, 5,35 тыс. номеров. Также к Олимпиаде обещают достроить оздоровительно-развлекательный комплекс в поселке Лоо (500 номеров) и три гостиницы в Хосте.
В центральной части Сочи к 2014 году должно открыться около 1,2 тыс. номеров. Еще 1,6 тыс. номеров будет построено на территории «Красной поляны» «Газпромом» и «Интерросом» (1 тыс. и 600 номеров соответственно).
Как обеспечить загрузку построенных гостиниц после 2014 года - главный вопрос для их владельцев, уверены эксперты. Ситуацию усложняет ярко выраженная сезонность курортного города. Именно этим объясняется слабый интерес к Сочи международных сетей, говорит президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. Пока здесь работает только международная сеть Razidor SAS (гостиница Radisson SAS Лазурная в самом Сочи и Radisson SAS Пик Отель в Красной Поляне).
«Во время московской Олимпиады в 1980 году для размещения спортсменов строили дома гостиничного типа, квартиры в которых по окончании спортивных соревнований раздали очередникам», - вспоминает коммерческий директор компании «Снегири» (ранее ГК СТ) Дмитрий Шмелев. Идея с продажей апартаментов жизнеспособна только в том случае, если такая перспектива учитывается на этапе строительства, добавляет управляющий директор «Азимут Менеджмент групп» Сергей Лысенков. «Обычную гостиницу невозможно переделать в апартаменты, так как в ней не предусмотрена, к примеру, кухня»,- предупреждает он.
Глава ИК «Покров» (владеет пансионатом «Лазурный берег» в Имеретинской долине) Николай Крайнов уверен, что по окончании Олимпиады в качестве апартаментов на рынок будет выставлено на продажу до 30% всего номерного фонда. Господин Шмелев считает, что этот процент будет даже выше. «На удалении от Сочи - в Имеретинской долине и Малом Ахуне, где запланирована большая часть нового номерного фонда, стоило бы строить только апартаменты с перспективой последующей продажи», - уверен он. С ним соглашается и директор по развитию Accor Group в России и СНГ Владимир Ильичев. «Мы рассматриваем проекты только в центральной части Сочи, где они будут востребованы при любом раскладе, а на отдаленных территориях окупаемость гостиничных проектов, учитывая сезонность курорта, может составить и 20 лет»,- объясняет он. (Коммерсантъ)
Сербская MetriCo построит отель для «Баркли»
Компания Barkli Montenegro, входящая в состав корпорации «Баркли» (Москва), подписала договор о сотрудничестве с одним из ведущих проектно-строительных бюро Сербии - MetriCo, говорится в сообщении корпорации.
Согласно контракту MetriCo выступит генеральным подрядчиком по проекту Hotel Iberostar Otrant Beach в Черногории, который принадлежит корпорации «Баркли».
По условиям договора сербская строительная компания проведет реконструкцию главного корпуса отеля, в также простроит spa-центр, закрытый и открытый бассейны.
Завершение работ планируется на конец туристического сезона 2008 года.
Hotel Iberostar Otrant Beach - четырехзвездочный отель рядом с городом Ульцин, с собственным spa-центром, закрытым и открытым бассейнами, ресторанами, барами, кафе, конференц-залами, теннисными кортами, волейбольными площадками и бутиками.
В состав комплекса входит пляж общей площадью около 2 га, протяженностью в 440 метров.
Общая площадь комплекса составит около 20 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 25 млн евро. (Интерфакс)
В Подмосковье строится отель на воде
В подмосковном городе Коломна идёт строительство нового отеля «40-й меридиан Арбат». В ближайшем будущем он займет свое место на водах реки «Москва» в исторической части города неподалеку от Коломенского Кремля и центра конькобежного спорта «Коломна». Согласно проекту в четырехэтажном здании отеля разместятся около 60 гостиничных номеров, ресторан на 200-250 посадочных мест, сауна, смотровая площадка с видами на древний город с одной стороны и чарующие подмосковные пейзажи с другой. Кроме того, в планах конструкторов-разработчиков интересные архитектурные и дизайнерские решения по оформлению внешнего вида и интерьера, благоустроенная набережная.
На данный момент идет активная работа по претворению планов в жизнь, благодаря которой «40-й меридиан Арбат» откроет двери для коломенцев и гостей города уже в мае 2008 года. (Prohotel.ru)
В июле примет гостей крупнейший черноморский «пятизвездочник»
Как сообщает Turkish Daily News, в турецкой провинции Чорум на побережье Черного моря планируется строительство крупнейшего в регионе пятизвездочного отеля. Компания Ugur Group вкладывает 20 миллионов долларов в реконструкцию отеля Anitta Hotel. На данный момент проект модернизации трехзвездочного отеля в пятизвездочный завершен примерно на 70 процентов.
В 296 номерах 18-этажного здания смогут разместиться до 592 туристов. Гостей ожидают конференц-залы, кинотеатры, боулинг, плавательный бассейн, тренажерные залы, сауны и турецкие бани. Предусмотрен гараж на 300 автомобилей и открытая парковка еще на 100.
«Наша цель - создать лучшие условия для гостей Чорума,» - заявил управляющий нового отеля Угур Кале.
Открытие первого в Чоруме пятизвездочного комплекса, запланированное на июль этого года. Турецкая провинция Чорум к 2010 году планирует стать туристической столицей черноморского региона. Уже в этом году в аэропорту Анкары откроется новый терминал, откуда туристы смогут отправляться в Чорум. После завершения строительства нового шоссе дорога от Анкары до провинции Чорум будет занимать менее 2 часов. Главными достопримечательностями региона станут древние руины империи хеттов, в частности оборонительные стены, которые недавно были отреставрированы. (Prohotel.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»