Hotel & Resort 20 апреля 2010 г.
Откуда брать высших менеджеров для российских отелей?
В Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС) прошла презентация новой программы МВА – менеджмент гостеприимства. На встречу были приглашены HR-директора московских гостиниц, представители рекрутинговых компаний, журналисты отраслевых СМИ. Обсуждение не было презентацией в привычном смысле слова, а выросло в обсуждение одной из самых сложных проблем для российского гостиничного бизнеса – подготовки менеджеров высшего звена.
Открыла встречу управляющий директор кадрового агентства HVS Executive Search Татьяна Веллер. Она рассказала о том, кому достаются высшие управленческие должности в российских отелях. Если говорить о позициях генеральных менеджеров и шеф-поваров, их, как минимум в четверти отечественных гостиниц, занимают экспаты. На позиции GM в среднем по рынку – 30% иностранцев, в международных отелях – 90%. Что касается отелей международных сетей – такую политику зачастую диктует бренд: VIP-гости ожидают увидеть определенный профайл генерального менеджера, которому, в их представлениях, больше соответствует экспат. К тому же, GM должен «нести дух и идею бренда в массы». Среди российских кандидатов, подчеркивает г-жа Веллер, мало тех, кто обладает возможностью это делать. Для работы в должности GM у соискателя должен быть богатый опыт в отрасли: от 10 до 20 лет – и опять-таки среди российских менеджеров таких наберется немного.
Немало причин, которые объясняют и практически полное отсутствие россиян на позиции шеф-повара в отелях международных брендов. По словам Татьяны Веллер, в Европе, где проще передвигаться из страны в страну, будущий шеф «уже к 25 годам успевает поработать в 4-5 странах» и изучить таким образом несколько европейских кухонь. Россиянину сложно пойти в профессию таким путем. Конечно, фактор пиара отеля, которому, безусловно, способствуют шефы-экспаты, нельзя сбрасывать со счетов. И все же россиян среди шеф-поваров мало по объективным причинам: нет опыта и образования, чтобы соответствовать позиции, требующей сложной комбинации многих навыков и личностных качеств: способности организовывать рабочий процесс, знание финансовой «кухни», изрядные креативные данные.
«Ситуация, разумеется, меняется, - заметила Т. Веллер: - Еще в 2005 году практически на всех ключевых должностях были иностранные менеджеры». Сейчас, по словам эксперта, директора по маркетингу, продажам, персоналу – как правило, граждане РФ. Появились и россияне, занимающие позицию GM в международных сетевых отелях. Впрочем, таковых немного: московских генеральных управляющих присутствующие коллективно в буквальном смысле пересчитали по пальцам.
Да, гостиничный бизнес в России молод и не обладает репутацией «денежной» работы, как, к примеру, банковская сфера. И все же дело не только в том, что в гостиницы не слишком охотно идут – наиболее значительным тормозом на пути в высшее звено гостиничных менеджеров представляется отсутствие в России адекватного отраслевого образования. Татьяна Веллер рассказала о том, как училась сама: закончила Плехановскую академию по специальности: «Управляющий гостинично-ресторанным предприятием», но, по собственному признанию, по окончании вуза в 2000 году могла претендовать разве что на место за стойкой ресепшн. «В гостинице за пять лет обучения мы не провели и двух недель, и не могли никак добиться, например, того, чтобы бухучет нам объясняли на примере отеля».
Это выступление сразу поставило вопросы перед Светланой Кудряшевой, руководителем программы МВА – менеджмент гостеприимства МИРБИС. Да, практика в отелях у тех, кто будет учиться по программе, будет – московских отелях бренда Marriott, «Hilton Ленинградская» - практически во всех отелях, которыми в столице управляет Interstate Hotels&Resorts, рассказала она. Но будет ее не так много, как в западных школах гостеприимства - там студенты проводят в гостиницах половину учебного времени. В качестве преподавателей приглашены известные специалисты-практики. Алексей Волов, руководитель офиса глобальных продаж InterContinental Hotel Group в России и СНГ, Сандра Димитрович, проработавшая 15 лет в компании Rezidor Hotel Group – их точка зрения на профессиональные проблемы всегда интересна, выступления неизменно собирают большую аудиторию.
И все же, возможно, имело бы смысл на первом этапе создать совместный проект с какой-либо западной школой гостеприимства – тут же прозвучал вопрос. Представители МИРБИС ответили, что в перспективе рассматривают и такой вариант.
А пойдут ли в отелях на то, чтобы обеспечить серьезную практику слушателям? Светлана Агибалова, директор по работе с персоналом гостиницы Ritz-Carlton, рассказала, что в ее отеле с удовольствием берут на практику студентов: они реально помогают в период отпусков сотрудников и, кроме, такая практика дает возможность HR-службе присмотреть «кадры для себя». Что же касается слушателей программы МВА, которыми, скорее всего, будут менеджеры из регионов - едва ли в Ritz-Carlton «возьмут кого-либо из них на ту позицию, которую он хочет» - в этой гостинице руководителей предпочитают растить из собственных кадров – тогда какой смысл для отеля участвовать в практике, инвестировать ноу-хау и время сотрудников?
И еще: программа МВА, по мнению Татьяны Веллер, - это возможность поучиться не только у преподавателей, но и у самих участников: смогут ли в МИРБИС набрать интересных друг другу с профессиональной точки зрения слушателей, тем более, что обучение недешево: двухгодичная программа стоит 480 тыс. рублей, год обучения – 160 тысяч? Пока, для первых групп, «сита» не будет – признала руководитель программы. Потом порядок набора должен измениться…
Критические вопросы и замечания, адресованные авторам программы, не означали ее неприятия, напротив, чувствовалось желание собравшихся на презентацию экспертов помочь созданию полноценного образовательного продукта. В конце концов, патовая ситуация в отечественном гостиничном образовании не может длиться вечно. С чего-то надо начинать. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)
Сеть Amaks Hotels&Resorts внедряет новую систему управления
Гостиничный оператор Amaks Hotels&Resorts и компания Libra Hospitality, поставщик информационных технологий для гостиничной индустрии, заключили контракт, по условиям которого все отели сети Amaks будут автоматизированы по единым стандартам. Внедрение на объектах автоматизированной системы управления ePM нового поколения позволит решить ряд задач, стоящих перед быстро развивающейся гостиничной цепочкой.
Система позволяет эффективно управлять номерным фондом гостиниц, увеличивая доход предприятий за счет оптимизации загрузки, автоматизирует процессы поселения и выписки, ведения счетов и истории гостей, функций кассира, а также ряд других бизнес-процессов.
ePM разработана таким образом, чтобы упростить процесс оказания услуг для гостей и достичь высокой эффективности работы персонала. Система предоставляет всю необходимую информацию для контроля и анализа деятельности гостиницы.
Кроме внедрения на объектах системы управления гостиницей, будет реализована корпоративная система управления взаимоотношениями с клиентами на базе Libra OnDemand CRM, построенной на платформе salesforce.com. Этот продукт полностью интегрирован с системой управления гостиницей и существенно расширяет фунциональные возможности системы управления отелем. В частности, Libra OnDemand CRM автоматизирует работу каждого сотрудника отдела продаж, позволяет планировать встречи, звонки и выполнение различных задач, ведет общий календарь и расписание дня менеджеров. Результаты каждого общения с клиентом фиксируются в системе для получения полной картины деятельности отдела и состояния дел с каждым клиентом. Руководители могут ставить четкие цели работы каждого сотрудника и контролировать их выполнение, что особенно важно для гостиничной сети.
Система дает полную аналитику по каждому клиенту гостиницы - гостям, компаниям и турагентствам. Все статистические данные по клиентам автоматически поступают из PMS в Libra OnDemand и доступны для просмотра и анализа. Кроме того, Libra OnDemand ведет учет предпочтений клиента и всех договорных условий, что позволяет предоставлять более высокий уровень клиентского сервиса.
Теперь у компании Аmaks Hotels & Resorts появляется возможность создавать различные программы лояльности для гостей и партнеров, как для всей сети отелей, так и в каждой конкретной точке продаж отелей, предусматривающие вознаграждение постоянных клиентов, а также клубные программы с возможностью предоставления скидок, бонусов и выдачи премиальных сертификатов.
На новый уровень переходит работа с корпоративными клиентами. Libra OnDemand содержит графический модуль, позволяющий планировать загрузку конференц-помещений, составлять меню для банкетов, семинаров и конференций, начислять услуги и координировать работу всех служб и подразделений отелей по банкетному обслуживанию. Преимуществом интернет-технологий, лежащих в основе Libra OnDemand, является то, что менеджер корпоративного отдела может составлять программу мероприятий для любого отеля цепи, находясь где угодно, например, непосредственно в офисе заказчика.
На первом этапе также предусмотрена реализация портала on-line бронирования всех объектов Amaks Hotels & Resorts на корпоративном сайте. В дальнейшем будет реализована централизованная корпоративная система бронирования (CRS) с on-line соединением с международными каналами дистрибуции отелей. По словам Ольги Храмоиной, руководителя управления стандартизации и сервиса Amaks Hotels & Resorts, внедрение новой системы управления во всех отелях сети завершится к концу 2010 года.
«Автоматизация объектов Amaks Hotels & Resorts по единым стандартам существенно облегчит внедрение корпоративных стандартов обслуживания гостей, проведения корпоративных мероприятий. Технологии, реализованные в Libra OnDemand, сделают работу с гостем более персонифицированной. Мы рады, что наши клиенты видят в компании Libra Hospitality не только поставщика решений по автоматизации гостиниц, а стратегического партнера по реализации многогранных задач, стоящих перед управленческой командой гостиничной цепочки», - комментирует подписание соглашения генеральный директор Libra Hospitality Сергей Фомин
«Мы в свою очередь возлагаем надежды, что ПО нового поколения откроет нам новые возможности. Появится возможность для создания более совершенных бонусных программ и программ лояльности для наших постоянных гостей, а так же для привлечения новых, позволит охватить международный формат сети отелей. Упростит процесс контроля и управления доходами, что в свою очередь повлияет на повышение загрузки и увеличит доходность в отелях и по сети в целом», – заявил генеральный директор сети Amaks Hotels & Resorts Дмитрий Златкин.
В ростовском «Амакс Конгресс-отеле» стало на один этаж больше
В «Амакс Конгресс-отеле» в Ростове-на-Дону (фото) закончена реконструкция последнего 12 этажа. К услугам гостей 19 новых номеров, среди которых 5 двухуровневых люксов, отличающихся оригинальным оформлением, один номер для новобрачных и роскошные апартаменты с джакузи. Из всех номеров нового этажа открывается прекрасный панорамный вид на город. Номера уже доступны для бронирования как с сайта отеля, так и с сайтов его партнеров.
Всего в «Амакс Конгресс-отеле» 266 номеров, три конференц-зала, рассчитанных на прием от 50 до 250 человек. В инфраструктуру гостиницы входит также развлекательный комплекс.
«Амакс Конгресс-отель» расположен на пересечении центральных улиц Ростова-на-Дону, вблизи основных городских достопримечательностей, выставочных и торговых центров.
Azimut Hotels Company выходит на рынок загородных отелей
Azimut Hotels Company подписала договор на управление отелем «Новый берег», срок договора - 20 лет. Отель расположен в 7 км от Москвы на берегу Пироговского водохранилища. Это первый загородный отель под управлением Azimut Hotels Company.
В ближайшее время новый отель сети начнет работу под названием «Азимут Отель Новый берег». С появлением первого загородного отеля в планах компании введение бренда Azimut Resort. Под этот бренд также планируется перевести «Азимут Отель Кострома», работающий в схожем формате.
Основные элементы бренда останутся прежними, привычными для постоянных гостей сети «Азимут». Изменено будет только цветовое решение - внутренние помещения отелей и все элементы фирменного стиля будут оформлены в более теплых, оливково-бежевых тонах. Ребрендинг отеля будет производиться за счет управляющей компании.
Собственник поставил перед управляющей компанией задачу выведения финансовых показателей отеля, рентабельность которого в середине 2008 года составляла 33%, на докризисный уровень в ближайшие два года. В управляющей компании считают, что отель сможет достигнуть этого уровня уже к концу 2011 года.
Среднегодовая загрузка отелей Подмосковья в 2008 году составляла 70%, в высокие сезоны она вырастала до 80-90%. В кризис рынок загородных отелей просел сильнее других. Однако, уже сейчас заметно восстановление спроса на загородный отдых. По прогнозам компании, объем рынка вернется к докризисному уровню уже в ближайшие полтора года.
Директор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман так прокомментировал появление нового объекта в сети: «Формат загородного отеля новый для нашей сети, но у нас есть хороший опыт управления отелем в Костроме, который во многом похож на загородные отели».
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»