Hotel & Resort 18-24 сентября 2006 г.
Зачем нам еще одна гостиничная выставка?
«Удивляюсь я постановке дела у вас, русских, - говорил мне иностранный гость форума «Строим отель». - У нас одна гостиничная выставка, в Кельне, и ничего, хватает, а у вас почему-то так много, не знаешь, на какую ехать, а какую можно и пропустить»
Хорошо так рассуждать представителю старой Европы, где все давно устоялось, и гостиничное сообщество лишь время от времени сотрясают перипетии конкурентной борьбы. В России же главное - даже и не сама эта борьба. Ведь прежде, чем делить рынок, его нужно сформировать. Российский гостиничный бум только начался, и пока это единственное, что не подлежит сомнению. В остальном вопросов больше, чем ответов. Не ясно, как наращивать приток иностранных туристов в условиях дефицита гостиничных мест, когда цена на размещение в ряде российских городов превышает разумные пределы. Не очень понятно, как быть с советскими и по проекту, и по уровню сервиса гостиницами, на долю которых приходится примерно 60% номерного фонда страны.
Вопрос где найти инвестора под гостиничное строительство, все еще главный на повестке дня, но не менее важны и проблемы, которые появляются у тех, кто уже готов вложить средства в отель. Законодательные и налоговые аспекты, маркетинговый и финансовый мониторинг проекта, инженерное оснащение и дизайн будущего отеля, менеджмент и поиск сотрудников – едва ли можно быстро найти ответы на эти вопросы. И тем не менее, прошедший в середине сентября в Москве форум «Строим отель» попытался если не ответить на них, то, по крайней мере, задать направления поиска ответов и консультантов, чья компетенция не вызывает сомнений.
Помимо собственно выставки, в которой участвовало порядка 200 компаний и побывало 10 тысяч посетителей, так или иначе имеющих отношение к гостиничному бизнесу, форум представил чрезвычайно насыщенную деловую программу. Пять конференций, столько же круглых столов и еще столько же семинаров, 12 мастер-классов и семь презентаций – все это прошло на площадке «Крокус Экспо» и каким-то невероятным образом уложилось в три дня. Организатору – ГАО «Москва» удалось не только привлечь искушенных экспертов, но и найти целевую аудиторию: на форум приехали представители гостиничного бизнеса из 30 регионов России. Мне довелось наблюдать, как директор одной из региональных гостиниц «распределял» мероприятия форума между своими подчиненными: бухгалтер шла на семинар по налоговым и юридическим аспектам гостиничного бизнеса, главный инженер – на семинар про качество микроклимата отелей, сам директор – на конференцию по классификации.
Помимо чисто деловой ценности форум запомнится еще и попытками наладить связь бизнеса и власти. В нем активно участвовали представители и федеральной, и местной власти, которые могли выслушать предложения гостиничного сообщества. Кстати, это были не просто просьбы о преференциях и льготах для инвесторов («сделайте как в Москве»), но и критика декларативности призывов власти к развитию бизнеса, неподкрепленная реальной работой. Например, с трибун форума неоднократно сетовали на недостаток и некорректность статистической информации по гостиничному и туристическому бизнесу как в отдельных регионах, так и в целом по стране. Без решения этой проблемы трудно «мониторить» будущий объект размещения. Трудно это сделать и без генеральных планов развития, которые отсутствуют на сегодняшний день во многих крупных российских городах, в том числе и в тех, что развернули бурное гостиничное строительство. Много и бюрократической волокиты, связанной со сбором разрешительных документов на постройку отеля. Претензии, увы, обоснованные. И присутствие на форуме представителей властных структур дает надежду на то, что прозвучали они не впустую.
А если возвращаться к вопросу о количестве выставок и форумов, то, очевидно, что одной в год, как в Германии, мы не обойдемся. До отказа заполненные конференц-залы форума «Строим отель» - тому подтверждение. (Элеонора Арефьева, RATA-news H & R)
Российские управляющие компании: первый саммит
На форуме «Строим отель» прошла первая конференция руководителей российских управляющих компаний. Цель этой встречи, по словам президента Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, заключалась, прежде всего, в формулировании задач, которые вместе предстоит решать участникам рынка.
Первый заместитель председателя Комитета по внешнеэкономической деятельности правительства Москвы Борис Аверьянов обозначил, пожалуй, основную триаду этих задач: налаживание взаимодействие управляющих компаний с властью, с владельцами отелей и с представителями туриндустрии. И все же выступления участников встречи сводились, в основном, к обсуждению конкурентных преимуществ отечественных гостиничных операторов перед западными, представляющими известные бренды. Впрочем, такая тема выглядела вполне естественной для первого сбора.
Дмитрий Степаненко, вице-президент по управлению сетью отелей компании Heliopark Group, говорил о том, что гостиничная сеть – это хорошо: развитые каналы продаж, отработанные стандарты, единый центр обучения и переподготовки персонала, система привлечения лояльных клиентов. А российская гостиничная сеть – это еще лучше, потому что родному оператору как никому иному понятны менталитет и запросы отечественных клиентов. И даже выход Heliopark Group на европейский рынок – теперь компания владелец и оператор отеля Bad Hotel zum Hirsch в Баден-Бадене – предполагает знание работы с российской клиентурой, предпочитающей немецкий бальнеологический курорт всем иным.
По мнению Татьяны Гостениной, генерального директора московского отеля «Татьяна» и компании Hospitality Management Group, всемирно известный бренд не особенно влияет на выбор гостем той или иной гостиницы. Такие критерии, как удобное месторасположение, хороший сервис порой значат куда больше. Доходы «брендовых» и независимых московских отелей не сильно отличаются при прочих равных условиях.
Критично настроен к западным операторам и Станислав Ивашкевич, генеральный директор компании «Прогресс». Он считает, что представители международных компаний не всегда хорошо ориентируются на российском рынке, из-за чего возникают проблемы во взаимоотношениях с персоналом и гостями. Стандарты, которые приносят с собой западные операторы, также порой непригодны в наших условиях. Например, номер площадью в 18 кв. м в России плохо продается, но этот размер приходит сюда вместе с международными управляющими компаниями. В некоторых российских городах, где невелико предложение ресторанных услуг, не имеет смысла делать ресторан в отеле «по стандарту»: он может и должен быть значительно большим.
Тему преимуществ российских управляющих компаний перед западными продолжила и Екатерина Гаранина, генеральный директор компании Accord management group. Она говорила о конкурентных ценах российских операторов, финансовые запросы иностранных управленцев не всегда способны удовлетворить владельцы отечественных отелей, особенно в регионах. Другое дело, что российских компаний, специализирующихся на управлении гостиницами, пока очень мало: «Мы все наперечет».
И резюме Марины Смирновой, заместителя директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International: да, необходимо развивать отечественные гостиничные сети, чтобы «поднять» отели в регионах по количественным и качественным показателям. Пока гостиницы вне Москвы и Петербурга не справляются с возрастающим потоком бизнес-туристов в регионы.
После такого обмена мнениями руководители управляющих компаний приняли резолюцию, которая определила задачи их совместной работы.
Во-первых, решено сформировать единую базу данных российских компаний, занятых на гостиничном рынке, сделать это планируется на основе согласованных самим профессиональным сообществом критериев отбора. База данных должна не просто находиться в открытом доступе, а активно продвигаться на рынке, выполняя функцию инструмента корпоративного маркетинга.
Далее, необходимо выстроить систему коммуникативных связей с потенциальными клиентами и партнерами: владельцами средств размещения, инвесторами, турбизнесом, производителями товаров и услуг для индустрии гостеприимства. Особенно важно это сделать в регионах.
Решение проблемы кадров для гостиничного бизнеса предполагает и создание собственного обучающего центра, и налаживание взаимодействия с профильными учебными заведениями.
Одна из основных задач профессионалов гостиничной отрасли – разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы управления отелями.
Для реализации этих предложений в Российском союзе туриндустрии (РСТ) в ближайшее время будет создан Комитет управляющих гостиничных компаний.
Новая встреча руководителей российских гостиничных операторов будет организована РСТ в самое ближайшее время.
Кадры нужно готовить в средней школе
В рамках форума «Строим отель» прошло открытое заседание Рабочей группы по подготовке персонала для вновь открывающихся и действующих гостиниц Москвы.
За ближайшие три-четыре года столичной индустрии гостеприимства понадобится порядка 100 тысяч сотрудников самых разных специальностей гостиничного дела. На сегодня в отрасли занято лишь 28 тысяч москвичей и жителей Подмосковья. Как будет решать столица эту проблему? Вопрос не из легких, и волнует он не только столичные власти и гостиничный бизнес - другие регионы испытывают аналогичные трудности.
Леонид Николаев, вице-президент ГАО «Москва», рассказал о том, как готовят кадры во Франции. Порядка 11 тысяч человек ежегодно знакомятся с гостиничными профессиями в школе, 5 тысяч получают среднее профильное образование, и лишь 330 менеджеров высшего звена, как правило, уже имеющих и образование, и опыт работы на гостиничном рынке, дают отелям французские вузы. У нас эта пирамида перевернута: только в 11 школах есть профориентация, связанная с гостиничной отраслью. Выпускников вузов гораздо больше – примерно 1200 человек, но они не имеют практической подготовки, и в отелях им могут предложить лишь начальные позиции в службах размещения или reception, но никак не руководящую работу. Лишь самые талантливые и настойчивые в таких условиях делают карьеру, проходя обучение заново уже в самой гостинице. Многие уходят в другие отрасли, не желая после вуза все начинать «с низов». Едва ли такое положение будет приемлемым в условиях грядущего острого дефицита кадров.
Каковы же варианты решения проблемы? Путь создания в гостиницах самообучающих организаций – он давно уже принят в российских управляющих компаниях. Практически каждая имеет свой центр подготовки персонала для низшего и среднего звена, а потом уже растит из «своих» высший менеджмент.
Вариант, предложенный председателем Молодежного совета гостиничной отрасли Москвы Александром Радионовым: все-таки наладить взаимодействие между отраслевыми вузами и гостиничными предприятиями. Последние должны предложить студентам нормальную практику, мастер-классы, трудоустройство. Допустим, это будет сделано. Но ведь отелям нужны не только управленцы, но и линейный персонал. Где брать его?
И тут получается, что никуда не деться от европейского пути в гостиничную отрасль - с азов до высших позиций, по-другому карьера в отеле не строится. Заместитель директора колледжа «Царицыно» Ольга Фомина рассказала, что еще совсем недавно многие выпускники этого учебного заведения именно так и приходили в гостиничный бизнес. Они имели большую практику еще студентами колледжа (им, в отличие от студентов профильных вузов, гостиницы не отказывают), потом трудоустраивались – и здесь не было проблем, потом получали высшее образование по сокращенной форме. Но теперь доступ к сокращенному высшему образованию практически перекрыт: в Плехановской академии эта форма обучения стала очень дорогой – 150 тысяч рублей, а в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса по сокращенной форме обучают, в основном, выпускников собственного колледжа.
Выходит, и традиционный для Европы путь к вершинам карьеры в гостиничном бизнесе у нас выглядит и слишком тернистым, и слишком дорогим. (Элеонора Арефьева, RATA-news H & R)
«КМП груп» и «Академсервис» строят отель в Москве
Операторы въездного туризма увлеклись собственными проектами в области гостиничного бизнеса. Как стало известно, сеть гостиниц в Москве и южных регионах России собираются построить два конкурента - компании «КМП груп» и «Академсервис». Первая совместная гостиница туроператоров откроется в январе в Москве, инвестиции в нее составили $50 млн. Эксперты предполагают, что у вертикально интегрированных структур на туристическом рынке хорошие перспективы.
Два крупных оператора въездного туризма компании «КМП груп» и «Академсервис» запускают совместный гостиничный проект. Как рассказал «Бизнесу» президент «КМП груп» Владимир Канторович, компании совместно приобрели готовый и утвержденный проект гостиницы на этапе строительства второго этажа, вложив на паритетных началах $50 млн. Эту информацию подтвердил и генеральный директор «Академсервиса» Леонид Исакович. 25-этажная четырехзвездочная гостиница на 300 номеров откроется в январе следующего года в Москве на пересечении Каширского шоссе и Шипиловской улицы и получит название «Милан». Общая площадь составит 35 тыс. кв. м, в том числе офисная часть - 8 тыс. кв. м.
Для «Академсервиса» это уже второй гостиничный проект: туроператору принадлежит гостиница «Арбат-Норд» в Петербурге. По словам Леонида Исаковича, к концу следующего года коллеги-конкуренты откроют порядка 8 гостиниц в Москве, Краснодарском крае и других южных регионах, а также в Болгарии. Управлять «Миланом» и остальными гостиницами сети будет специально созданная «КМП груп» и «Академсервисом» управляющая компания WEL. «Гостиничный бизнес близок к туристическому, и мы как турфирма плотно связаны с объектами размещения туристов, поэтому нам этот бизнес интересен», - говорит г-н Исакович. Благодаря строительству гостиницы туроператоры надеются самостоятельно регулировать принимаемый ими туристический поток.
Эксперты отмечают, что в случае успеха проекта гостиничные площади помогут туроператорам более эффективно контролировать собственный турпоток. «Сейчас все принимающие компании обеспокоены дефицитом гостиничных площадей в Москве и ростом цен на размещение, их желание не зависеть от рыночной конъюнктуры понятно»,- констатирует старший вице-президент Jones LaSalle Марина Усенко. «После демонтажа «России» гостиниц в Москве не хватает», - соглашается вице-президент «Интурист» Николай Какора. «Интурист» не исключает, что сам будет участвовать в загрузке гостиницы «Милан», и уже ведет с WEL переговоры о сотрудничестве.
Марина Усенко не считает гостиничный бизнес полностью непрофильным для туроператоров: «Не исключено, что такая вертикально интегрированная структура будет вполне успешной». Г-жа Усенко отмечает, что новый проект «Академсервиса» и «КМП» не первый за последнее время. Собственные гостиницы есть у «Интуриста», свою гостиничную сеть собирается строить крупный оператор въездного туризма «Владинвесттур».
«РусИтал» обставил новые «люксы» пятигорского «Интуриста»
В пятигорской гостинице «Интурист», расположенной в созвездии курортов Кавказских Минеральных Вод, проведена реконструкция. Часть обновленных номеров оборудованы мебелью от компании «РусИтал». Номера высшей категории теперь находятся на нескольких этажах здания. Обновлен и вестибюль гостиницы. В результате «Интурист» претендует на уровень 4*.
Компания «РусИтал» оборудовала мебелью коллекции Garden итальянской фабрики Alpenmebel номера класса «люкс» на десятом и девятом этажах гостиницы. Коллекция Garden отличается своей утонченностью и продуманностью в деталях. Это интерьерное решение высокого уровня, ценимое за оригинальный стиль и широкое применение отделки ручной работы.
«Мебель коллекции Garden привнесла новое понимание стиля в концепцию гостиницы. Благодаря инновационным решениям компании «РусИтал» удалось полностью реализовать замысел по улучшению интерьеров «Интуриста, - заявил директор компании «Пятигорск-Интур» Анзор Афов. - Полное соблюдение условий договора, профессиональный менеджмент, внимание к пожеланию клиента, своевременная поставка и вовремя проведенный монтаж мебели дают стимул к дальнейшему развитию партнерских отношений между компаниями».
Сейчас компания «РусИтал» готовит для «Пятигорск-Интур» предложение на комплектацию мебелью двенадцати стандартных номеров, четырех одноместных номеров и двух номеров класса «люкс».
«РусИтал» активно работает над проектами в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Железноводске, Пятигорске, Волгодонске и других регионах РФ.

«ПИР» обещает интересную программу
Выставка «ПИР. Индустрия Гостеприимства» пройдет 4-7 октября в московском выставочном комплексе «Крокус Экспо». На экспозиционной площади 33.000 кв. м в четырех залах разместятся более 500 компаний производителей, поставщиков товаров и услуг для индустрии гостеприимства России.
Отдельный зал - «Оборудование и услуги для гостиниц. Интерьер. Клининг» – планируется полностью посвятить гостиничной тематике. Здесь будут представлены аксессуары, оборудование и инвентарь для гостиниц, системы автоматизации и безопасности.
В рамках выставки запланирована специальная программа конференций и семинаров, будет работать Школа управляющих отельного бизнеса. Модератором конференций выступает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, генеральный директор компании Hospitality Management Group и гостиницы «Татьяна» Татьяна Гостенина.
На конференциях выступят представители российских управляющих компаний: вице-президент компании Heliopark Group Дмитрий Степаненко, генеральный директор управляющей компании Orange Ring hotel management Сергей Колесников, руководитель департамента развития ООО «Русские отели» А. Механиков, генеральный директор Accord management group Екатерина Гаранина, генеральный директор управляющей компании «РосЕвроОтель» и компании дачные отели «Истра Holiday» Кирилл Иртюга.
В этом году интересна программа практических семинаров. Они будут посвящены следующим темам: «Новейшие информационные технологии для гостиниц. Международные стандарты управления», «Интерактивное ТV в отеле – комфорт гостя и дополнительный доход», «Собственная прачечная: непозволительная роскошь или профессиональный подход», «Мировые стандарты гигиены номерного фонда», «SPA в отеле – модная тенденция или доходный бизнес?»
Особым вниманием посетителей пользуется традиционный конкурс Лучший интерьер номера отеля. Без сомнения, гостей выставки привлекут и международные командные соревнования «Фуршетный стол», которые пройдут в рамках Международного кремлевского кулинарного кубка.
Heliopark Group проник в Европу
Приобретение в собственность одного из старейших отелей Баден-Бадена (Германия) стало для компании Heliopark Group важным этапом реализации корпоративной стратегии развития. Заключение масштабного инвестиционного соглашения вывело популярный в России национальный бренд Heliopark на европейский рынок.
Общая стоимость сделки, включающей солидный объем вложений в реконструкцию, оценивается в €10 млн., что весьма значительно составляет для гостиничного рынка Германии и Европы в целом. Но главной отличительной чертой этого не имеющего аналогов для российских инвесторов соглашения является не его финансовые показатели, а сам объект - уникальный памятник европейской истории, культуры и архитектуры, один из старейших отелей курортного Баден-Бадена - Bad Hotel zum Hirsch.
По словам президента Heliopark Group Александра Гусакова, для компании инвестиционный проект такого уровня - не разовая акция, а составная часть стратегии международного развития сети Heliopark Hotels&Resorts. В планах компании – освоение других европейских направлений, поиск уникальных объектов гостиничной недвижимости и участие в управлении подобными объектами международного уровня».
Базой для принятия руководством компании Heliopark Group решения о покупке и реконструкции отеля Bad Hotel zum Hirsch стал всесторонний анализ данных о приоритетах россиян, посещающих Германию. Маркетинговое исследование позволило сделать выводы о том, что наиболее популярными являются два направления - Баден-Баден и Баварские Альпы, и основная часть наших соотечественников отдает предпочтение отелям 4* и 3* de luxe.
При этом максимальный уровень загрузки самого посещаемого россиянами бальнеологического курорта Баден-Баден приходится на отели 4*, в которых стоимость номеров колеблется в пределах €105-120 за одноместный, и €160-230 – за двухместный номер. Сравнительный анализ показал также, что продолжительность пребывания российских туристов в Баден-Бадене в 2005 году оказалась в среднем в 2 раза больше, чем у посетителей курорта из других стран.
Расположенный в центре Баден-Бадена отель (фото) имеет богатейшую историю - первое упоминание о нем датируется 1689 годом, в середине XVIII века он первым получил статус водолечебницы.
Своим названием отель обязан охотничьей славе окружающих город лесных массивов горного Шварцвальда – Hirsch в переводе с немецкого значит «олень». В отеле останавливались многие известные персоны: Наполеон, Оноре де Бальзак, барон Ротшильд, Николо Паганини.
До последнего времени отель принадлежал известной немецкой гостиничной сети Steigenberger.Показатель среднегодовой загрузки отеля Bad Hotel zum Hirsch постоянно превышал среднюю для Баден-Бадена величину, а большинство его гостей составляли постоянные клиенты из Франции, Италии и Германии. Для них новым российским собственником будет разработана специальная программа лояльности.
Реконструкция отеля предполагает сохранение его исторического облика и будет реализована с помощью авторитетного немецкого партнера - бюро «Бинсдорф-Архитектур», имеющего большой опыт работы с памятниками архитектуры. Современные технологии позволят подчеркнуть архитектурную привлекательность отеля и сохранить его уникальную особенность – подвод целебных термальных вод в каждый номер.
Завершить реконструкцию отеля планируется к началу летнего сезона 2007 года, и тогда он откроется уже под новым названием - Heliopark Spa Hotel Zum Hirsch. Гостинице будет присвоена категория 4* de luxe. В инфраструктуре комплекса наряду с 71 номером появится современный wellness-центр с фитнес-залом, сауной, солярием, массажными кабинетами, зоной релаксации и SPA Suitеs. К услугам гостей, помимо ресторана, бара и конференц-залов, появятся также небольшие комнаты для переговоров. Heliopark Group планирует создать музей истории отеля.
Бронирование номеров в Heliopark Spa Hotel Zum Hirsch, а также заказ виз, трансфера и авиабилетов будут организованы через международные сети бронирования и через систему он-лайн бронирования Heliopark Group.
«Терапиа» снова открыта для туристов
После двух лет комплексных восстановительных работ самый старый и самый представительный отель на цриквеничском побережье – гостиница «Терапиа» - снова готов принять туристов.
Гостиница, построенная в далеком 1895 году, ныне поднялась на уровень 4*. Этот объект, ориентирующийся на оздоровительный туризм, будет работать круглый год. К услугам гостей внутренний и внешний бассейны, велнесс- и фитнесс-центры, теннисные корты, мини-гольф и другие объекты. В гостинице 109 номеров и три апартамента.
Отель находится в красивейшей части города Цриквеница, где ее в свое время построил император Иосиф. С 1899 года, когда гостиница получила название «Терапиа», она неизменно пользовалась успехом у европейской аристократии. Здание привлекает внимание и своим внешним видом: это смесь архитектурных стилей классицизм и модерн.
Сейчас гостиница принадлежит известному хорватскому футболисту Игорю Штимацу, бронзовому медалисту мирового футбольного первенства 1998 года. Владелец может привлечь в отель прославленных гостей, ведь он знаком со многими знаменитостями.
В Москве выделяет 300 участков под гостиницы
Главный столичный архитектор Александр Кузьмин сообщил корреспонденту «Инетрфакса», что в ближайшее время в Москве будет выделено 300 участков под гостиничное строительство. Он пояснил, что в городе сложилась такая обстановка, когда нет лишних земельных участков - все уже давно застроено.
Г-н Кузьмин отметил, что большинство гостиниц, которые предстоит построить, будут 2-3-звездочными. «Мы берем во внимание не только иностранных туристов, но и рассчитываем на наших соотечественников и жителей ближнего зарубежья, которые здесь работают. Поэтому предстоит построить большое количество 2-звездочных гостиниц, и гостиниц типа «Формула-1», в которых наши соотечественники могли бы спокойно проживать во время работы в Москве», - добавил Александр Кузьмин.
Главный архитектор, в частности, рассказал, что внешний облик Дома Гинзбурга (памятник архитектуры - дом-коммуна на Новинском бульваре, построенный по проекту Моисея Гинзбурга) - останется прежним. «Есть два сценария для этого здания: по первому Дом Гинзбурга станет гостиницей, а по второму, возможно, там будут оборудованы студии, в которых смогут трудиться творческие люди. Одно знаю точно, что интерьеры и экстерьеры Дома Гинзбурга останутся прежними», - сообщил Александр Кузьмин.
Кроме того, он рассказал о судьбе Путевого дворца, который раньше был гостиницей для императорской семьи. «Мы планируем переоборудовать Путевой дворец в гостиницу с малым количеством номеров, их будет всего четыре. Они будут расположены в крыльях, а остальные помещения будут использоваться как дом приемов московской мэрии. Кроме того, планируется создать подземный ресторан в этом здании», - сказал г-н Кузьмин.
Гостиница на плаву: почему бы нет?
Нижегородская «Судоремонтно-судостроительная корпорация» изготовит четыре понтона для размещения на них плавучих гостиниц на Волге. Гостиницы на понтонах откроются в Нижнем Новгороде, Астрахани, Самаре и Волгограде.
В планах компании – строительство 4-этажного отеля на 100 мест в Нижнем Новгороде. В год ССК может производить 15 понтонов под гостиницы стоимостью 12,5 млн. рублей каждый. (Hotelnews.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»