Hotel & Resort 21 апреля 2011 г.
Загрузка московских гостиниц с начала 2011 года заметно улучшилась
Загрузка московских гостиниц в первом квартале 2011 года составила 64%, а к концу года она вполне может преодолеть 70%-й барьер, говорится в исследовании Cushman & Wakefield.
Исследование московских гостиниц проводилось на основе выборки 8500 номеров международных операторов.
«По данным отелей за первый квартал можно судить об их деятельности на год вперед. Традиционно первый квартал – период «затишья», поскольку подавляющая часть января (практически 3 первые недели) «пропадают» из-за новогодних праздников. Соответственно, затем ситуация улучшается, показатели растут», – говорится в исследовании компании. Cushman & Wakefield также отмечает укрепление позиций гостиниц средней ценовой категории и некоторое ослабление – отелей более высокого уровня.
«Гостиницы высшей ценовой категории – «Renaissance Олимпийский», Marriott Grand, Sheraton Palace, «Radisson Славянская» – появились в Москве раньше других, более 10 лет назад. Из-за отсутствия конкуренции они лидировали на рынке, а постоянно растущие средние тарифы (начиная с 2005 года) сопровождались снижением загрузки вплоть до нового скачка в 2008 году, перед началом кризиса», – говорится в исследовании.
Сейчас, после многих лет успешной деятельности, эти отели вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу за увеличение доходности номеров. По данным Cushman & Wakefield, в наиболее выгодном положении оказались гостиницы верхнего предела средней ценовой категории, например, Marriott Courtyard, Novotel, «Holiday Inn Лесная», «Катерина Сити» и др. В 2010 году гостиницы этого сегмента продемонстрировали более высокую доходность номеров, чем гостиницы высокой ценовой категории. Эта тенденция сохраняется и в начале 2011 года.
С международными экспертами согласны и участники российского туристического рынка. «За время кризиса цены стали очень демократичными, – сказала «Интерфакс-Туризму» исполнительный директор компании «Райзебюро ВЕЛЬТ» Лариса Зазулина. – Сейчас цены повышаются очень плавно: на сегодняшний день, их рост составил примерно 10-15%, и пока они еще очень далеки от докризисного уровня. Поэтому спрос продолжает расти».
Впрочем, по словам г-жи Зазулиной, сохраняется спрос и на высококлассные отели, и на отели уровня 3*, не относящиеся к международным сетям, такие, как «Космос», «Бородино», «Максима».
По словам генерального директора отеля и конгресс-центра «Вега» в Измайлово Валерия Максимова, среднегодовая загрузка его отеля составляет 85%, что на 2% выше, чем в прошлом году.
По мнению Ларисы Зазулиной, рост загрузки столичных отелей всех уровней связан с ростом делового и конгрессного туризма. В «Райзебюро ВЕЛЬТ», например, объемы выросли как минимум на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
С дефицитом для роста
Менее высокие, чем ожидали чиновники, темпы строительства гостиниц в Петербурге подчеркивают, что есть значительный потенциал для логичного и качественного развития этого рынка.
Правительство Петербурга не смогло вовремя отрапортовать о выполнении городской Программы размещения объектов гостиничной инфраструктуры, утвержденной в июле 2004 года. Достигнуть к 2010-му намеченного показателя – 32 тыс. гостиничных номеров – как и предполагал «Эксперт С-З», исходя из динамики ввода новых гостиниц (см. «Капризы сегмента», №46 от 10 декабря 2007 года), не удалось.
По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), в городе функционирует 631 гостиница с общим фондом немногим более 27 тыс. номеров. Причем город дотянул до этого уровня лишь в результате не очень корректного изменения методики учета действующих гостиниц, когда стала очевидной нереальность выхода на запланированные показатели. Профессиональные же консультанты рынка недвижимости оценивают реальный ресурс качественных гостиниц гораздо скромнее – всего 14-17 тыс. номеров.
Несмотря на энергичное содействие руководителей КИСП в реализации гостиничных проектов, изначально было очевидно, что арсенал имеющихся у властей инструментов стимулирования гостиничного девелопмента ограничен. Главный фактор – потенциал развития гостиничного рынка, отражающий уровень инвестиционной привлекательности этого сегмента недвижимости: ситуацию со спросом на места в гостиницах и динамику реальных туристических потоков в Петербурге. Наконец, менее высокие темпы развития гостиничного рынка – это следствие многих актуальных для города проблем формирования комфортной среды и развития инфраструктуры.
Стратегическим курсом. Наделение Программы развития гостиничной инфраструктуры статусом стратегического проекта должно было свидетельствовать об инвестиционных приоритетах администрации города. Преференции, полагающиеся стратегическим инвесторам, распространялись на все гостиничные проекты, согласованные властями Северной столицы. Прежде всего, это позволило предоставлять инвесторам городские объекты недвижимости целевым назначением – минуя торги, причем по более льготной специальной инвестиционной оценке. Кроме того, каждый гостиничный инвестор, в принципе, мог рассчитывать на административный ресурс чиновников КИСП по «ручному сопровождению» проекта.
Председатель КИСП Алексей Чичканов не склонен переоценивать влияние материальных инструментов: «Главным аргументом для роста количества средств размещения и появления новых операторов стала не столько инвестиционная оценка как единственный механизм финансовой поддержки вложений в гостиницы, сколько сама программа, признанная стратегическим проектом, и лозунг, посыл города к инвесторам: гостиничные инвестиции – приоритетные. И это сработало. Это показывает, насколько нужна городу стратегия развития, может быть, в качестве даже не конкретных мероприятий, а политических лозунгов, что важно для города. Инвесторы на это чутко реагируют».
Участники рынка, в частности член правления и директор филиала Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор Cronwell Development Алексей Мусакин, полагают, что город мог бы задействовать дополнительные инструменты (налоговые льготы, субсидии и т.д.) для инвесторов. Например, для проектов строительства гостиниц класса 3*, создание которых считается наиболее необходимым. Так, в Греции при строительстве отеля определенной «звездности» в конкретном месте предоставляются налоговые льготы и компенсируется часть расходов по кредиту. Однако Чичканов считает это нецелесообразным: «Мне кажется, что для нашего города важнее задача создания более открытой и удобной среды для бизнеса, а не поддержки конкретных отелей и производителей».
Однако динамика ввода в Петербурге новых гостиниц явно отстает от ожиданий чиновников. В городской программе однозначно ставилась задача увеличить номерной фонд на 15 тыс. номеров, построив около 150 отелей (в среднем по 100 номеров). Стартовое состояние рынка, зафиксированное на момент принятия документа, – 165 объектов на 16 тыс. номеров (32 тыс. мест), включая пригородные гостиницы. Таким образом, номерной фонд должен был почти удвоиться – до 31 тыс. номеров как минимум. Кстати, в дальнейшем руководители КИСП заявляли даже о намерении достичь 32, и 32,9 и 34 тыс. номеров.
Антикризисная статистика? Согласно официальной информации КИСП о ежегодном приросте гостиничных объектов с 2005-го по 2010-й включительно (именно она приводилась каждый год как свидетельство достижений в развитии гостиничной инфраструктуры), введены в эксплуатацию лишь 5 тыс. 554 номера – 90 отелей различного класса и масштаба, в том числе в пригородах. В этой связи возникает вопрос: каким образом при таком приросте номерной фонд мог увеличиться с исходных 16 тыс. номеров до 27 тыс. 83 (631 гостиница), как утверждает КИСП? (expert.ru)
Из дачи Ельцина сделают отель?
Управделами президента подвело итоги аукциона по продаже резиденции первого президента России Бориса Ельцина «Шуйская Чупа» в Карелии, в 20 км от Петрозаводска. Объект общей площадью существующих строений 3,5 тыс. кв. м. был продан за 291 млн руб. ($10,31 млн) при стартовой цене 285 млн руб. Покупателем стало ЗАО «Севергрупп», принадлежащее владельцу «Северстали» Алексею Мордашову.
Пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков и представитель бизнесмена Елена Ковалева подтвердили «Ъ» факт сделки. По словам господина Хрекова, интерес к активу проявили три компании, названия он не уточняет. По его словам, земельный участок площадью 50 га может быть либо продан покупателю резиденции, либо сдан в аренду на длительный срок.
Госпожа Ковалева заверила, что «Севергрупп» приобрела объект с целью дальнейшего развития туристического бизнеса. «В Карелии практически отсутствует инфраструктура для цивилизованного отдыха туристов»,– подчеркнула она.
Алексею Мордашову принадлежит 20,45% крупнейшего европейского туроператора TUI Travel. Подразделение TUI Russia (51% у S-Group господина Мордашова, 49% – у TUI Travel) владеет 75% «Свой Трэвел Групп», специализирующейся на приеме иностранцев в России и онлайн-бронировании гостиниц, а также по 100% российских туроператоров «Мострэвел» и VKO Group. (kommersant.ru)
Гостиничные номера в Минске – дефицит
Дефицит мест в гостиницах Минска усугубился закрытием на реконструкцию «Беларуси». Теперь относительно просто найти крышу над головой можно разве что в пятизвездочных отелях. Закрыть вопрос с нехваткой мест для гостей города власти столицы планируют к 2014 году.
Гостиницы Минска не пустуют, утверждают отельеры. Как удалось выяснить Naviny.by, поселиться в минских гостиницах действительно непросто, особенно, если не забронировать номер заранее.
В гостиницах без категории или категории 2-3* мест, как правило, нет сегодня на сегодня. При том, что значительная часть городских отелей к выходным, как правило, пустеет, не везде есть места даже на неделю вперед. Так, гостиничный комплекс «Спорт» предлагает только подселение в четырехместных номерах. В «Туристе» нет мест на сегодня и все расписано до конца мая.
В трехзвездочном «Спутнике» найти номер на двоих за 270 тысяч белорусских рублей на сегодня удалось. На следующие выходные – уже нет. В гостинице IBB есть «стандарт» за 360 тысяч рублей на одну ночь, на две – нет. Зато здесь не забронированы номера на выходные.
До 23 апреля нет мест в гостиничном комплексе «Юбилейный». Здесь, к слову, номер стоит 360 тысяч рублей на двоих. Дешево в двухзвездочной «Звезде» – «эконом» всего 159 тысяч рублей. И номера есть, правда, только на сутки.
Зато в пятизвездочных отелях поселиться можно – было бы за что. Отель Crowne Plaza Minsk предлагает своим гостям двухместные стандартные номера за 280-300 евро в сутки без завтраков. Отель «Европа» – 310 евро с завтраком. Очевидно, что подобные цены могут быть по карману в большинстве своем небедным иностранцам. Людям среднего и ниже достатка все-таки ближе цены гостиниц попроще, в которые трудно попасть.
К слову, примерно столько же, как в Минске (около 98 долларов), стоят трехзвездочные отели в Киеве. Однако номер в пятизвездочном отеле можно найти значительно дешевле, чем в Минске. Так, отель «Фараон» предлагает стандартный номер на двоих с завтраком за 158 долларов. Стоимость двухместного размещения в гостинице «Днипро» – 138 евро.
Ситуацию с проблемой нехватки доступных по цене номеров в Минске усугубило то, что с апреля закрылась на реконструкцию гостиница «Беларусь». Как сообщила начальник ремонтно-строительной службы ОАО «Минотель» Ирина Савицкая, гостиница преобразится за счет создания нового фасада, будут заменены системы отопления, сантехника, обновятся интерьеры. Количество мест в гостинице изменится – больше будет одноместных номеров. Ранее в 22-этажном здании, построенном в 1987 году, было 520 номеров. Реконструкция продлится три года. Открытие обновленной «Беларуси» запланировано на декабрь 2013 года.
Необходимость существенного расширения и модернизации гостиничного фонда Минска актуализировалась после того, как белорусская столица получила право проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года. Сейчас в городе работает 26 гостиниц, способных принять почти 6 тысяч человек. К старту турнира в Минске будут построены новые гостиницы еще на 5 тысяч мест.
«Мы уже сформировали пакет документов и предложений от операторов разных стран на общее число около 5 тыс. гостиничных мест. Это немало, если учесть, что сейчас Минск располагает 4,5 тыс. Теперь наша главная задача, чтобы этот проект стал явью. Для этого мы активно работаем с каждым заявителем, чтобы максимально ускорить необходимые организационные процедуры и перейти к практическому воплощению планов», – говорил в ноябре прошлого года председатель Мингорисполкома Николай Ладутько.
По словам председателя Минского городского Совета депутатов Михаила Савановича, к чемпионату мира по хоккею в Минске построят 22 отеля – это 5,5 тыс. новых мест размещения.
Гостиницы будут строиться практически по всему городу: от центра до микрорайонов, включая Чижовку и Каменную Горку. «В центре города в основном будут возводиться четырех– пятизвездочные отели», – сказал председатель Мингорсовета.
Под строительство гостиниц отобрано 64 площадки, 8 из них уже осваиваются, а на семи строительные работы начнутся в апреле-мае.
В числе запланированных новостроек – гостиничный комплекс 4-5* на пересечении улиц Кирова и Ленина возле стадиона «Динамо». Недавно инвестиционный договор на возведение этой гостиницы был заключен между Мингорисполкомом и компанией из Нидерландов. Объем инвестиций – около 60 млн. долларов. Управляющей сетью нового отеля станет Hilton.
В районе стадиона «Динамо» будут построены еще несколько отелей. На перекрестках улиц Свердлова и Кирова, а также Свердлова и Ульяновской проектируются гостиницы на 226 и 430 мест.
В Ленинском районе столицы к 2014 году появятся сразу 5 новых гостиниц. Как рассказал главный архитектор района Максим Звездин, первый подобный объект расположится в парке 40-летия Октября на улице Красноармейской. Возводить его будут китайские инвесторы, название выбрано соответствующее – «Пекин». Работы планируется начать уже в нынешнем году.
Также в текущем году строители приступят к возведению гостиницы возле Лошицкого парково-усадебного комплекса. Ее основой станут реконструированные корпуса бывшей винокурни, которые обрастут современными пристройками.
«В мире принято пользоваться показателем количества мест в гостиницах на количество населения, – отметила в интервью Naviny.by директор туристической компании «Вокруг света» Марина Кондрашова. – Если в Беларуси средняя обеспеченность местами составляет около 2,4 места на тысячу жителей, то в Европе – 30 мест на тысячу жителей».
Директор туристической компании отметила, что и в советские времена Беларусь была транзитной страной, но гостиничный фонд как-то справлялся с потоком туристов. Проблема же в том, что большинство наших гостиниц построено в 80-е годы и имеют 70-80% износа. Если в Москве или Киеве гостиницы все же реконструировались, своевременно оказывались в частных руках, то в Беларуси, отметила Марина Кондрашова, инвестиционный климат оставался непривлекательным для иностранных компаний. И сетевые отели приходят к нам только теперь, поработав уже и в России, и в Украине.
«То, что в Беларуси будут строить отели известных сетей – хороший знак, показывающий, что наш туристический рынок в стране будет развиваться. Они видят наш потенциал. Когда были сомнения, строительство, например, отеля Kempiski откладывалось», – сказала она.
Марина Кондрашева не исключает, что с появлением новых отелей цены на их услуги снизятся. В настоящее время самая острая необходимость – в местах в бюджетных гостиницах, однако также не хватает мест и в дорогих отелях. Сейчас минские отели загружены на 70-75% в год, а нормальная работа – это загрузка на 40-50%. Именно так и будут работать гостиницы после 2014 года.
«Не может Беларусь в период глобализации оставаться в стороне от мировых процессов в туриндустрии. Если гостиниц будет много, будет куда развиваться туристической сфере. Гостиничный бизнес будет думать, как продать места, как привлечь туриста. И это будет работать на развитие туристической отрасли», – сказала Марина Кондрашова. (naviny.by)
Отели Персидского залива стали одними из самых дорогих в мире
Самые дорогие отели мира по состоянию на 2010 год расположены в Маскате, где средняя стоимость размещения достигла US$ 302. Третье место в рейтинге самых дорогих гостиниц заняли отели Дохи, где средняя цена за номер составила US$ 276. Второе место в этом рейтинге занял Монте-Карло, отели которого предлагали свои номера по средней цене US$ 277. Замыкающими в пятерке самых дорогих мест гостиничного размещения мира стали Нью-Йорк и гавайский остров Мауи. Что касается Дубая и Абу-Даби, то они оказались на 18-й и 22-й строках рейтинга, предлагая свои отели по цене US$ 195 и US$ 189 соответственно.
Особенно резкое снижение расценок на гостиничные номера в 2010 году наблюдалось в Абу-Даби, где, по сравнению с 2009 годом, средняя стоимость размещения снизилась на 27%. По мнению специалистов компании Hotels.com, такое падение расценок на отели связано с неудачным сочетанием увеличения числа гостиничных номеров в Абу-Даби и снижения, вследствие экономического кризиса, количества корпоративных заявок на размещение в столице ОАЭ. Подобная же ситуация наблюдалась в 2010 году и в некоторых европейских городах: так, в Загребе цены на гостиницы снизились на 20%, в Софии – на 19%, в Лейпциге – на 17%. Вместе с тем, в рейтинге самых дорогих туристических направлений за 2010 год, Арабские Эмираты заняли четвертое место после России, Швейцарии и Бразилии. (dxb.ru)
Загрузка гостиниц в Испании может увеличиться до 85-90%
Впервые после трех лет пессимистических настроений испанские отельеры позитивно оценивают перспективы развития рынка гостиничной недвижимости страны.
«Улучшение экономической ситуации в странах дающих основной туристический поток в Испанию, геополитическая нестабильность в Египте и курортах Северной Африки, а так же пасхальные праздники повышают количество иностранных туристов в нашей стране», – отмечает Рамон Эсталелья, секретарь Испанской конфедерации гостиниц и объектов туристической инфраструктуры (Confederation of Spanish Hotels and Tourist Accommodations).
Количество владельцев гостиниц, рассчитывающих на рост основных показателей рынка, увеличилось на 49% по сравнению с годом ранее и на 83% по сравнению с 2009 годом, бывшим наихудшим для гостиничной индустрии Испании за всю ее историю, сообщает портал HNN. «Проведенное нами исследование показало, что участники рынка надеются на рост туристов из больших европейских стран подобных Германии, Франции, а так же Скандинавии. Из Великобритании поток туристов будет не столь велик, что обуславливается неблагоприятным обменным курсом фунта на евро», – детализирует Рамон Эсталелья.
На этом фоне Союз развития туризма (Alliance for Tourism Excellence) сообщает о том, что отдыхающие, сменившие североафриканские курорты на испанские, смогли прирастить общее количество туристов в Испании на 2.2%. В свою очередь, Джоан Мескуида, генеральный секретарь Департамента туризма и внешней торговли правительства прогнозирует рост загрузки испанских отелей до 85-90% во время пасхальных каникул.
Вместе с тем Национальный институт статистики сообщает о росте количества иностранных туристов на 4.5% в первые два месяца текущего года. (gordonrock.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»