Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Hotel & Resort 21 октября 2010 г.

Отельеры не торопятся в сети

Финансовый кризис снизил выручку многих отелей, особенно в регионах. Больше всех пострадали частные отели, не входящие в крупные сети, однако под крыло российских или международных брендов владельцы гостиниц не торопятся, пытаясь повысить доходы собственными силами.

Недавно аналитики Azimut Hotels Company провели исследование динамики финансовых показателей работы гостиниц за 2008-2009 годы и пришли к выводу о большей устойчивости в кризисных ситуациях сетевых отелей по сравнению с самостоятельными. В последних наблюдалось значительное снижение финансовых показателей. Показатели ADR (средняя цена номера) и RevPar (доходность номера) в 2009 году по сравнению с 2008-м уменьшились на 17% и 40% соответственно. За этот же период, к примеру, в сетевых отелях «Азимут» показатели ADR и RevPar уменьшились на 2% и на 15%. «При спадах экономики управляющая компания должна гибче подходить к развитию бизнеса. Понимая, что спад загрузки – объективный процесс для всего рынка, мы стали активнее развивать сопутствующие направления, такие как сектор F&B, SPA и туристические услуги. Это дало существенную поддержку всем отелям сети», – поясняет логику авторов исследования финансовый директор Azimut Hotels Company Николай Филатов.

Заходите в гости. Впрочем, участники рынка оптимизма экспертов Azimut не разделяют, утверждая, что свои плюсы есть как у сетевых отелей, так и у частных, а сам по себе этот фактор далеко не самый важный для доходности гостиницы. Прибыльность отеля как в мирное, так и в кризисное время определяется его местоположением. «Отель не может сам по себе притягивать гостей, – рассуждает генеральный директор «ГОСТ Отель Менеджмент» Сергей Колесников. – Поэтому для успешного функционирования гостиницы город должен иметь нечто притягивающее гостей, а сам отель – выгодную локацию и грамотную концепцию. В противном случае никакая сеть не сможет вывести его в плюс». В пример он приводит гостиницу сети Hyatt в Екатеринбурге, которая там попросту не нужна, поэтому и работает в убыток.

«В гостиничном бизнесе есть такое правило: отель продает место его расположения, а оператор либо помогает этому процессу, либо нет, – отмечает вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова. – Поэтому если отель плохо расположен и не имеет центров притяжения, то сеть ему не поможет». Правда, она признает, что результаты по доходности номера и загрузке сетевых отелей действительно лучше, чем у частников. «Во время кризиса сетевые компании проявили себя более профессионально, чем владельцы частных отелей, – утверждает вице-президент Heliopark Group Дмитрий Степаненко. – В основном, это обусловлено высококвалифицированными специалистами разных отделов, которые имеют опыт реагирования и эффективных действий в условиях нестабильной экономики. А благодаря слаженной системе стандартов (единые стандарты сервиса, финансового менеджмента, корпоративного стиля, единого документооборота, управления персоналом, проектирования и комплектации отелей, IT-обеспечения) многие сетевые отели могли не пережидать кризис, а продолжать действовать и развиваться».

«Сетевые гостиницы оказались более устойчивыми к кризису, поскольку у них есть больший запас прочности по снижению издержек, более стабильный спрос за счет лояльности постоянных потребителей, больше возможностей по управлению загрузкой за счет участия в глобальных системах бронирования и активной работы с туроператорами», – соглашается директор департамента консалтинга NAI Becar Маргарита Трофимова.

Вместе или порознь? Во время кризиса многие отельеры рассуждали о том, что, столкнувшись со снижением загрузки и выручки, владельцы частных отелей начнут атаковать сетевых операторов с предложением взять их под свое крыло. Но прогнозы эти сбылись лишь частично. По словам г-жи Смирновой, массового перехода частных отелей под сетевые бренды не наблюдалось, а примеры носили единичный характер. Сергей Колесников также утверждает, что примеры были единичны и связаны не с кризисом, а непосредственно с делами владельца. «Частное и личное управление всегда более эффективно, чем сетевое, – убежден г-н Колесников. – Другой вопрос, как оно осуществляется. Если у владельца гостиницы еще десяток других бизнесов и «поуправлять» отелем он приезжает раз в неделю, то в таком случае ему, конечно же, лучше либо продать отель, либо перевести его под управление сети. Не факт, что от этого у него вырастет выручка, но головной боли будет меньше. То же самое актуально в том случае, когда отель покупался как игрушка для жены или детей, которые уже «наигрались». Такой отель тоже лучше отдать в надежные руки. В остальных же случаях смысла менять вывеску нет, а при невысоких показателях отеля необходимо провести внутренний аудит и выяснить очаг болезни».

Правда, сами сетевые операторы утверждают, что частные отели переходят под их крыло довольно активно. По словам Дмитрия Степаненко, во время кризиса в его компанию обращались владельцы гостиниц с просьбой оказать поддержку продаж номерного фонда в период низкой загрузки. Увеличилось и количество запросов по вступлению в сеть, причем это были предложения от владельцев отелей как на территории РФ, так и за рубежом. «Частные отели все больше приходят к мнению, что благодаря вступлению в сеть, обладающую едиными стандартами, гость может рассчитывать на равнозначный уровень качества (комфортабельность номеров, уровень обслуживания и сервис) в любом отеле сети, независимо от того, где он находится – в России или за границей», – поясняет Степаненко.

«В целом в стране начался процесс перехода несетевых отелей под крыло крупных сетевых операторов, – соглашается Павел Анненков, директор компании «Аптренд». – Это происходит в городах, где уже началась конкуренция между отелями, чего не было ранее. Сетевые отели, открываясь в крупных городах, могут долго держать такую же цену, что и небрендовые отели, при этом имея выше качеством сервис и интерьеры. Это заставляет несетевые отели задуматься о ребрендинге, чтобы конкурировать с сетевиками на том же уровне. С экспансией крупных международных брендов в России эта тенденция будет только продолжаться». В пример он приводит переход отеля «Шереметьевский» под бренд Park Inn.

Правда, по словам г-на Анненкова, одного желания владельца гостиницы передать ее сетевому оператору мало: необходимо вложиться в переделку интерьеров, инженерных сетей в соответствии с требованиями сети. Также оператор не согласится управлять отелем, который не отвечает его стандартам по количеству и площади номеров. Именно наличие жестких требований к частным отелями во многом и сдерживает процесс консолидации гостиничного бизнеса. «Вряд ли можно говорить об устойчивом тренде консолидации отелей под крылом крупных сетевых операторов, – резюмирует директор департамента консалтинга Colliers International Полина Кондратенко. – Для частной гостиницы, испытывающей трудности, такое решение может быть интересным, в то время как у сетевых операторов существуют определенные требования и стандарты (количество и площадь номеров, наличие инфраструктурной составляющей, планировочные решения и др.), которым должна удовлетворять гостиница, чтобы войти в сеть. Очень многие гостиницы в России до таких требований не дотягивают».

Правда, отчаиваться не стоит, поскольку, в крайнем случае, отель можно продать грамотному инвестору, обладающему достаточными ресурсами для его спасения. В романе Артура Хейли «Отель» владелец частной гостиницы «Сент-Грегори» Уоррен Трент, не желавший продавать свое детище сетевой империи Кэртиса О’Кифа, сумел найти частного покупателя из числа скромных постояльцев, нежданно оказавшегося мультимиллионером. При этом он получил более высокую плату и сохранил за собой ряд полномочий. И такие чудеса бывают не только в сказках. (dailyj.ru)

Cushman & Wakefield: доходы – на уровне 2009-го

C окончанием III квартала с уверенностью можно судить о состоянии гостиничного рынка по итогам 2010 года. В конце 2009 года Дэвид Дженкинс выразил предположение о том, что показатель RevPAR (доходность на номер) гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга в 2010 году будет сопоставим с показателем 2009 года, что произойдет в результате увеличения загрузки и снижения ADR (средний тариф). Именно это сейчас мы наблюдаем на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, некоторые сегменты гостиничного рынка выглядят лучше, другие – хуже, однако взвешенный средний показатель RevPAR по рынку за 2010 год практически равен показателю 2009 года.

Периодически в прессе появляются отчеты как иностранных, так и российских компаний, в которых утверждается что в московских гостиницах – самые высокие средние тарифы в мире. Последний подобный отчет был опубликован одной из английских туристических компаний, где утверждалось, что по итогам I полугодия 2010 года средняя стоимость проживания в московских гостиницах составляет $403. Мы всегда придерживались мнения, что подобные отчеты только искажают действительность, преувеличивая фактические результаты.

Как показывают данные от STR Global и наш мониторинг гостиничного рынка (речь идет об отелях международного качества), средний тариф в отелях этого уровня составляет около $220 по итогам III квартала. Упоминавшаяся цифра в $400 относится к средним опубликованным тарифам – реальные же тарифы ниже. Более того, опубликованные тарифы релевантны только для отелей международного качества, а не для всего рынка в целом.

Опубликованные тарифы в московских отелях значительно превосходят реальный средний тариф, что не совсем привычно для более зрелых гостиничных рынков. Это не означает, что все гостиницы в городе предлагают такие же цены. Кроме того, это в очередной раз свидетельствует о нехватке международных отелей экономической категории в городе и указывает на имеющуюся свободную нишу.

Рынок Москвы. Практически во всех сегментах загрузка за первые 9 месяцев 2010 года восстановилась до уровня 2008 года, несмотря на открытие еще трех крупных гостиниц (Lotte, Radisson Royal и Renaissance Monarch). Загрузка в отелях класса люкс с января по сентябрь 2010 года составляет 63% (такая же, как и в 2008 году), однако мы отмечаем значительное снижение среднего тарифа, который сейчас составляет 11 800 рублей ($350) против 15 900 ($530) в 2008 году. Спрос по-прежнему остается чувствительным к цене. Средний тариф в отелях верхней ценовой категории и в отелях категории выше среднего практически сопоставим, что свидетельствует о том, что отели верхней ценовой категории более сконцентрированы на загрузке. Многие из них имеют большой номерной фонд и стараются его заполнить. По мере того, как загрузка возвращается к уровню 2008 года, мы отмечаем серьезное падение ADR в верхнем ценовом сегменте (более чем на 30%), в то время как в гостиницах выше среднего – ADR снизился на 17%. ADR в отелях в высшем пределе верхнего сегмента только на 8% выше ADR отелей верхней ценовой категории в 2008 году.

Рынок Санкт-Петербурга. Загрузка в отелях верхней и средней ценовой категории продолжает улучшаться по сравнению с 2009 годом, однако все еще отстает от показателей 2008 года. В сегменте люкс загрузка выросла незначительно, при этом ADR еще более снизился – приблизительно на 1000 рублей. RevPAR отелей класса люкс составляет 3 600 рублей ($120), что вполовину меньше показателя RevPAR московских гостиниц класса люкс. С появлением таких гостиниц как Four Seasons, W и 3-4 других, сегмент класса люкс будет перенасыщен. (prohotel.ru)

Пермский край: рынок гостиничных услуг считается неперспективным

Пермский край не привлекателен с точки зрения инвестиций в строительство новых гостиниц, утверждают бизнесмены. Они отмечают, что международные сети даже не рассматривают Пермь в качестве площадки для развития, отдавая предпочтение соседнему Екатеринбургу. Число гостиниц там больше вдвое, а финансовые обороты – втрое. Амбициозное заявление краевых властей об увеличении к 2020 году туристического потока до 2,5 млн. человек на рыночную конъюнктуру вряд ли повлияет, считают предприниматели.

За минувший год Пермский край, по данным регионального министерства развития предпринимательства и торговли, посетило порядка 600 тыс. туристов, из них более 16 тыс. – иностранные гости. Основной мотив посещения в настоящее время – деловые и профессиональные цели. На втором месте стоят лечение и профилактика. Досуг и отдых занимают в этом рейтинге третье место.

К 2020 году краевые власти планируют добиться увеличения потока туристов до 2,5 млн. человек в год за счет превращения Перми в культурный центр. Если допустить, что поток туристов действительно возрастет в пять раз, количество гостиниц в городе необходимо будет увеличить как минимум вдвое, подсчитал директор BS Hospitality Management (управляет отелем «Hilton Garden Inn Пермь») Сергей Сташков. По его словам, с учетом трехдневного пребывания 100-120 туристов в одном номере при 60%-ной загруженности гостиниц в целом номерной фонд в Пермском крае нужно будет увеличить до 12,5 тыс. И это, отмечает Сташков, при условии, что туристы будут останавливаться в гостиницах, а не в специализированных местах размещения, которым сейчас отдают предпочтение порядка 50% гостей. Загрузка номеров в целом по краю, по словам Сташкова, составляет 25-30%, в Перми – 45%.

По данным краевой администрации, в Пермском крае в настоящее время зарегистрировано 98 гостиниц с общим номерным фондом порядка 3 тыс. и 70 специализированных средств размещения на 4757 номеров. В Свердловской области, по информации Федерального агентства по туризму, гостиниц и аналогичных средств размещения вдвое больше – 287. Примечательно, что число ночевок и финансовые обороты в гостиницах Свердловской области больше даже не в два, а в три раза. Если в Пермском крае за 2009 год было зафиксировано 653 тыс. ночевок, а объем платных услуг гостиниц оценивался в 818 млн. руб., то в Свердловской области – 1,860 млн. ночевок и 3,609 млрд. руб.

Документа, утверждающего план строительства новых гостиниц в Перми, в настоящее время нет. Тогда как в соседнем Екатеринбурге еще в 2004 году был утвержден стратегический проект «Гостиницы Екатеринбурга», согласно которому до 2015 год в этом городе должны быть построены 35 гостиниц различной звездности, а номерной фонд увеличен до 8 тыс.

Эксперты обращают внимание, что разница между рынком в Перми и Екатеринбурге заключается не только в количестве гостиниц, но и в качестве их услуг. В Перми имеется лишь один отель, представляющий международную сеть Hilton – «Hilton Garden Inn Пермь». В Екатеринбурге с 2006-го работает отель «Park Inn Екатеринбург», а в прошлом году было открыто еще четыре гостиницы, входящих в международные сети: «Novotel Екатеринбург Центр», «Ramada Екатеринбург», «Angelo аэропорт – Отель Екатеринбург» и «Hyatt Regency Екатеринбург». В результате их открытия гостиничный фонд в Екатеринбурге увеличился на 815 номеров. Помимо этого, за последний год было введено еще пять-шесть отелей. В настоящее время, по словам коммерческого директора «Ramada Екатеринбург» Людмилы Михайловой, заявлено о строительстве еще двух-трех отелей, одним из которых, вероятно, станет гостиница Holiday Inn.

Заход международных брендов на рынок Екатеринбурга эксперты связывают с инвестиционной привлекательностью города. По мнению исполнительного директора некоммерческого партнерства «Клуб отельеров Екатеринбурга» Галины Прохоровой, исторически сложилось так, что Екатеринбург является крупным промышленным и культурным центром. Стимулом для строительства новых гостиниц, по ее словам, также послужило проведение в прошлом году в Екатеринбурге заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

В Перми низкий уровень активности бизнеса по международным и внутрирегиональным связям, отмечает директор Пермского аналитического центра Сергей Седов. В то же время с точки зрения обычного туризма привлекательность городов, по его мнению, примерно одинаковая. По прогнозам эксперта, заявление краевого правительства об увеличении потока туристов до 2,5 млн. не вызовет интереса инвесторов к строительству здесь новых отелей, так как им нужны «реальные горизонты».

Схожей позиции придерживается и владелец ЗАО «Предприятие В-1336», развивающего отель New Star, Александр Полев, считающий, что одним лишь заявлением об увеличении туристического потока инвесторов не привлечь. По словам г-на Полева, международные сети даже не рассматривают Пермь как площадку для развития. «В Екатеринбурге все строится и развивается лучше. А у нас ни одного производственного предприятия за последние годы не было создано», – отмечает он. Существенной проблемой, по мнению бизнесмена, являются административные барьеры в Перми, мешающие реализации проектов. (allmedia.ru)

Обустроить Кавминводы

Курорты Кавказских минеральных вод в прошлом году приняли 700 тыс. гостей, среднегодовая загрузка достигла 95%. Руководство Ставропольского края планирует, что к 2015 году курорты смогут принимать до 2 млн. туристов. Для этого в крае создается благоприятный инвестиционный климат, а сам регион должен стать более привлекательным для туристов.

По словам министра экономического развития Ставропольского края Юрия Ягудаева, краевые власти рассматривают туризм, как стратегическую отрасль, развитие которой позволит решить значительную часть экономических и социальных проблем. Поэтому в краевой базе инвестиционных проектов много проектов туристской направленности: по созданию крупных санаторных комплексов и строительству кемпингов, обустройству курортных зон и парков и некоторые другие. «В крае идет создание региональных экономических зон сроком на 20 лет, - сообщил министр, - уже есть первые десять резидентов. Активно создаются зоны туристско-рекреационного типа». Так, рассматривается проект создания регионального туристско-рекреационного парка на территории города-курорта Железноводск и в Апанасенковском муниципальном районе.

В крае, подчеркнул, г-н Ягудаев, действуют эффективные формы государственной поддержки инвесторов, в частности, субсидии на оплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым на реализацию быстроокупаемых инвестиционных проектов, и по кредитам на пополнение оборотных средств и представление госгарантий Ставропольского края. Также краевым законодательством предусмотрены снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5% на срок окупаемости инвестиционного проекта и на 2,5% после окупаемости инвестиционного проекта, снижение на 95% ставки арендной платы за пользование объектами инфраструктуры, находящимися в государственной собственности, освобождение организаций от налога на имущество, расположенное в пределах территории региональных экономических зон.

«И, наконец, правительство Ставропольского края пошло на беспрецедентный шаг, – сообщил Юрий Ягудаев. – Землю инвестор теперь может получить уже через неделю».

Напомним, на территории Ставропольского края находится и единственная в Северо-Кавказском федеральном округе ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Гранд Спа Юца». По словам г-на министра, в ОЭЗ уже есть три резидента, проект одного из которых предусматривает комплексную застройку 830 га с финансированием в объеме 27 млрд. рублей.

Также, сообщил Юрий Ягудаев, в ближайшее время в ОЭЗ придут еще два мощных зарубежных игрока спа-индустрии. Пока, правда, развитие ОЭЗ финансируется из регионального бюджета, федеральные средства не поступают.

Что касается повышения привлекательности отдыха на курортах Кавминвод, то наиболее интересным является крупный межрегиональный проект по строительству автомобильной сети, которая позволит туристам в течение двух часов добраться с любого курорта Кавминвод как до горнолыжных центров Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и сочинской Красной Поляны, так и до черноморских курортов Краснодарского края и Абхазии. Такая возможность привлечет в Кавминводы россиян, которых интересует не только лечение. (Интерфакс-Туризм)

Шведский отель предлагает гостям переночевать под водой

Уникальный отель, расположенный на озере Меларен между Вестеросом и Стокгольмом, предлагает своим постояльцам получить необычный опыт, переночевав под водой.

Отель Utter Inn представляет собой единственный номер в виде плавучего домика в традиционной для Швеции красно-белой раскраске, у которого есть большая открытая терраса для барбекю и солнечных ванн. Вечером же гостям предлагается спуститься в спальню, расположенную на глубине трех метров в подводной части домика. Спальня имеет окна на все стороны, позволяющие наблюдать за жизнью обитателей озера. На борту имеется небольшая кухня, туалет, электричество. Стоимость размещения в отеле составляет от €220 за двоих без завтрака. (Travel.ru)