Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

RATA-news Hotel & Resort-15

Кто будет работать в новых московских отелях?

Согласно планам московского правительства, в ближайшие четыре года в столице каждый месяц будет открываться новая гостиница. К 2010 году число сотрудников индустрии гостеприимства должно увеличиться в полтора раза и составить примерно 68 тысяч человек. Из каких резервов черпать пополнение, если уже сейчас отрасль стоит перед проблемой кадрового дефицита? Попытка дать ответы на эти вопросы была предпринята на открытом заседании Рабочей группы по подготовке персонала для вновь открывающихся и действующих отелей. В состав группы входят представители действующих и строящихся гостиниц, организаторы систем обучения, преподаватели вузов.

Нехватка линейного персонала среднего и низшего звена уже сейчас ощущается в московских гостиницах - несмотря на то, что несколько крупных отелей («Москва», «Минск», «Россия) закрылись на реконструкцию и их персонал «перетек» в другие компании. Почему работа в индустрии гостеприимства выглядит не слишком привлекательной? «Зарплаты от 300 до 700 долларов, которые имеет сейчас линейный персонал отелей, не слишком интересны для жителей нашего мегаполиса», - считает директор компании «Моспромстрой Отель Менеджмент» Николай Мороз. Возможно, именно по этой причине выпускники отраслевых вузов расстаются с полученной в них специальностью, и дня не проработав в отелях.

 По мнению эксперта по сертификации туруслуг и услуг средств размещения, действительного члена Национальной академии туризма Марии Нестерук, дело не только в невысоких зарплатах. Парадокс, но топ-менеджмент многих столичных гостиниц попросту игнорирует отраслевые вузы. «Не добиться проведения мастер-классов лучшими сотрудниками отелей, практику студенты даже старших курсов проводят в службе прачечной и химчистки, к менеджменту и маркетингу не допускаются. Недавно руководство нового отеля даже отказалось придти познакомится с лучшими выпускниками», - констатирует г-жа Нестерук. На фоне кадровых проблемах, которые встают перед отраслью, подобное поведение ее фигурантов выглядит непозволительной роскошью.

Настораживает Рабочую группу и тот факт, что владельцы строящихся отелей довольно легкомысленно относятся к проблеме кадров, не имеют четко отработанных качественных критериев по отбору персонала, плохо себе представляют и количество требуемых специалистов. В столичной гостиничной практике уже были случаи, когда отели открывались с некомплектом сотрудников и, соответственно, не могли обеспечить качественное обслуживание клиентов. Чтобы предупредить их рецидивы, участники Рабочей группы рекомендовали инвесторам гостиничных проектов заранее выделять ресурсы на подготовку кадров, налаживать прямые связи с учебными центрами.

Нелишним в контексте отраслевых кадровых проблем выглядит и вопрос дополнительного обучения вновь принятых сотрудников, а также повышения квалификации уже работающего персонала отелей. Специалисты отраслевых вузов разработали программы дистанционного обучения и переподготовки гостиничного персонала. В частности, на заседании был представлен курс, разработанный профессором Российской международной академии туризма Сергеем Кибальниковым.

В итоге участники Рабочей группы объявили о создании Центра кадрового развития индустрии гостеприимства, призванного обеспечить взаимодействие, взаимный поиск и информирование всех участников кадрового обеспечения отрасли. (Элеонора Арефьева, специально для RATA-news Hotel & Resort)

«Звездный» список удлиняется

Состоялось очередное заседание Аттестационной комиссии по присвоению категорий гостиницам и другим средствам размещения.

По результатам заседания присвоена категория 4* гостиницам «Звездный» (Сочи), «Тюмень» (Тюмень), «Ринг Премьер Отель» (Ярославль), «Уральский двор» (Екатеринбург); санаториям «Русь» и «Заполярье» (Сочи), «Фрегат» (Новороссийск).

Категорию 3* получили оздоровительные комплексы «Спутник» и «Дагомыс» (Сочи), гостиница «Шереметьево-2» (Московская область).

Категория 2* присвоена санаторию «Светлана» (Сочи).

Полный список гостиниц, прошедших классификацию можно посмотреть здесь.

Международные гостиничные операторы на рынках Москвы и Петербурга

В последнее время много внимания уделяется вопросам расширения сферы присутствия международных гостиничных операторов в России. С этим процессом связывается будущее гостиничной отрасли в нашей стране, поскольку, как показывает международная практика, привлечение профессионалов для внешнего управления существенно повышает доходность от эксплуатации гостиничных объектов.

С международным оператором, привлекаемым к управлению гостиницей, заключается юридический договор, в котором четко прописываются сроки его действия, а также права и обязанности каждой стороны. Существует три основных вида договорных отношений, применяемых в гостиничном бизнесе: договор аренды, договор на управление, франчайзинговый договор. Встречаются также переходные и смешанные случаи, когда договор на управление (или аренду) заключается с одним оператором, а другой оператор предоставляет торговую марку по договору франшизы.

Инициатор гостиничного проекта должен ясно понимать свои цели, особенно в отношении получаемых от него выгод и связанных с ними рисков. Это позволит ему определиться с ключевыми условиями, необходимыми для достижения финансовых целей. Низкий риск на долгосрочные капиталовложения предполагает выбор таких форм ведения бизнеса, как заключение арендного договора или контракта на управление с известным международным оператором. Более высокий доход предполагает и более высокий риск - это, как правило, покупка франшизы.

Договор об аренде.По этому типу соглашений владелец остается собственником комплекса, передавая его в пользование оператору и получая за это арендную плату в размере, установленном договором. Также собственник может сохранять за собой долевое участие в прибыли (в зависимости от условий аренды). Оператор несет всю ответственность за рыночную деятельность отеля, распоряжаясь всеми полученными от этой деятельности доходами за вычетом арендных платежей.

Несмотря на привлекательность для владельца коммерческой недвижимости этого типа соглашений, в условиях России подписание арендных договоров носит единичный характер. В начале 90-х годов иностранные компании, заинтересованные в выходе на рынок Москвы, соглашались разделить риски с владельцем здания. Однако в последние годы тактика управляющих компаний во всем мире претерпела изменения в сторону минимизации финансового участия операторов в бизнесе собственника гостиничного здания.

Контракт на управление-одна из наиболее популярных форм организации гостиничного бизнеса. Владелец объекта сохраняет права собственности на здание и оборудование, но разделяет риски ведения бизнеса с управленческой компанией, получая более высокие, чем в первом случае, доходы. Управленческая компания, привлеченная по договору, становится оператором комплекса, обеспечивает его функционирование в соответствии со стандартами, принятыми в этом сегменте бизнеса, и подключение к международным сетям бронирования. В то же время, она не несет никаких эксплуатационных расходов, которые компенсирует владелец. Управляющая компания получает вознаграждение в установленном размере. Стоимость услуг управляющей компании может составлять до 25% от чистой прибыли гостиницы (или 7-8% от оборота).

Франчайзинг.Франчайзинг представляет собой один из методов маркетинга, с помощью которого материнская компания (владеющая зарегистрированным правом собственности на торговую марку) посредством заключения соответствующего соглашения предоставляет отдельному предпринимателю или компании (предприятию, использующему торговую марку) право осуществлять бизнес оговоренным способом, в определенном месте в течение указанного периода. Расходы на франчайзинг могут довольно существенно зависеть от особенностей торговой марки, набора услуг и предусматриваемых программ поддержки. Стоимость большинства франчайзинговых программ и программ присоединения составляет 5-6% от оборота присоединяемого предприятия.

Развитие договорной практики в Москве и Санкт-Петербурге. В обеих столицах заключение договора на управление остается наиболее распространенной формой договорных отношений между владельцами гостиниц и операторами международных гостиничных цепей. Эта форма позволяет оптимальным образом балансировать риски гостиничной деятельности, возникающие как со стороны оператора, так и владельца здания. Выше уже были упомянуты причины, по которым в России не развивались арендные отношения владельцев и операторов. К этому можно добавить, что и франчайзинговые отношения до последнего времени были представлены практически единичными примерами, и только в Москве. Международные операторы не стремились развивать эту форму сотрудничества с владельцами российских отелей, поскольку не были уверены в способностях последних обеспечить грамотное руководство гостиницей и соблюдение необходимых стандартов. Российская сторона также не очень доверяла франчайзингу - по причине слабой связи франшизодателя с получателем торговой марки, что ставило под сомнение результативность процесса управления и успешность продаж.

Источник: Colliers International, 2006 г. Источник: Colliers International, 2006 г.

В Москве, в отличие от других городов РФ, сложился рынок, на котором уже отмечена конкуренция торговых марок. Если для региональных рынков сам факт наличия оператора, особенно международного, выделяет объект из ряда аналогичных, то в столице необходимо учитывать особенности той или иной управляющей компании, а также возможности, которые ее торговая марка может открыть перед новым объектом. Выбор оператора должен подкрепляться амбициями торговой марки, готовой нести риски освоения новых рынков и проводящей агрессивную маркетинговую политику. При этом следует избегать ситуаций, чреватых конфликтом торговых марок.

Основные преимущества внешнего управления.Причины, объясняющие желание владельцев привлечь к управлению гостиницей международного оператора, можно свести к следующим факторам:

- широкое международное признание, привлекающее корпоративных клиентов, в том числе зарубежных;

- гарантированный уровень обслуживания, подкрепляемый стандартами гостиничной марки;

- присоединение к центральным системам резервирования;

- повышение оптимальности гостиничного бизнеса: гостиницы, имеющие сильную торговую марку, имеют более устойчивые позиции на рынке, чем независимые объекты;

- решение вопросов подбора и обучения персонала за счет корпоративных тренинговых программ;

- присутствие оператора повышает привлекательность гостиницы при ее продаже.

Несмотря на ряд очевидных преимуществ, четвертая часть гостиниц верхнего сегмента Москвы и 10% аналогичных объектов в Санкт-Петербурге предпочитают независимый путь развития. Почему?

- преимущества сильной торговой марки и опытного внешнего управления проявляются только на высоко конкурентных рынках;

- преимущества международных операторов проявляются на рынках с устойчивым потоком иностранных клиентов;

- стандартизированные услуги международных операторов лишают гостиничный продукт индивидуальности;

- высокая стоимость услуг оператора;

- оператор не гарантирует владельцу достижение определенных финансовых результатов;

- могут возникать осложнения при продаже отеля, если новый владелец захочет изменить управление.

Пока гостиничный рынок России характеризуется почти тотальным превышением спроса над предложением гостиничных услуг. В этих условиях наличие договора на управление или сильной торговой марки у объекта не представляется «жизненно необходимым». Однако, по мере расширения гостиничного предложения и повышения конкуренции, преимущества внешнего профессионального управления будут выступать более отчетливо. При этом конкурировать между собой будут не только гостиницы, но и гостиничные операторы, присутствие которых на ведущих российских рыках становится все более заметным.

На диаграмме представлена история проникновения международных гостиничных операторов на рынок Москвы и отражены изменения, которым подвергался в этой связи верхний сегмент московского гостиничного рынка. В частности, можно проследить выход новых операторов и влияние этого процесса на рыночную долю той или иной торговой марки.

Проникновение международных операторов на гостиничный рынок Москвы

В Санкт-Петербурге развитие верхнего сегмента рынка происходило медленнее, чем в Москве (диаграмма), и только в последние два-три года здесь наметились кардинальные перемены. В этом отношении можно говорить о том, что в Санкт-Петербурге, также как и в Москве, развивается конкуренция между ведущими гостиничными торговыми марками.

Проникновение международных операторов на гостиничный рынок Петербурга

Если в начале 90-х годов в Санкт-Петербурге действовало всего 2-3 отеля, управляемых зарубежными операторами, то к 2006 году количество зарубежных гостиничных корпораций, представленных в этом городе, увеличилось до девяти.

Пока все проекты, к участию в которых привлекались гостиничные операторы, позиционировались в верхнем сегменте рынка, и это характерно как для Москвы, так и для Санкт-Петербурга. Именно в этом сегменте, как показывает диаграмма, развернулась основная конкуренция представленных торговых марок.

Сегментация сетевого гостиничного продукта Москвы и Петербурга по классности

В среднесрочной перспективе операторы, как предполагается, расширят сферу своего присутствия в России - как географически (в регионах), так и в отношении рыночных сегментов. Предполагается, что под профессиональное управление международных операторов перейдут не только гостиницы верхнего сегмента рынка, но и более демократические отели среднего класса.

Планы международных операторов
по развитию гостиничных проектов в Москве и Петербурге
Оператор
Марка
Сегмент
Количество проектов
Статус проектов
МОСКВА
Marriott International
Ritz-Carlton
Люкс
1
Отделка
Accor Group
Sofitel
Люкс
1
Проект
 
Novotel
Бизнес
1
Начало строительства
Rezidor SAS Hospitality
Redisson SAS
Бизнес
1
Проект
 
Park Inn
Средний
1
Проект
HyattHotels
Grand Hyatt
люкс
1
Проект
Four Seasons Hotels&Resorts
Four Seasons
люкс
1
Строительство
Linstow Group
Reval
средний
1
Проект
Intercontinental
Holiday Inn
средний
1
Строительство/отделка
Park Hospitality
ParkPlaza
бизнес
1
Переговоры
Best Western International
Best Western
средний
4
Проекты и строительство
Cendant Corp.
Ramada
средний
н/д
Переговоры
Hotel Lotte Company Ltd.
Lotte
люкс
1
строится
Starwood Hotel&Resorts Worldwide
Westin
люкс
1
Имеются намерения
Mandarin Oriental Hotel Group
Mandarin
Люкс
1
Имеются намерения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Accor Group
Ibis
средний
несколько
Строится 1 отель
 
Sofitel
люкс
1
Проект
Four Seasons Hotels&Resorts
Four Seasons
люкс
1
Проект
InterContinental Hotels Group
Intercontinental
люкс
1
Проект
 
Holiday Inn
Средний
1
Проект
Starwood Hotel&Resorts Worldwide
Le Meridien
люкс
1
Проект
HolidayClub
HolidayClub
средний
1
Строится

Как показала практика последних лет, гостиничный рынок России становится все более и более привлекательным для международных операторов. И если ранее они проявляли к нашей стране лишь осторожный интерес, то сегодня отношения становятся все более партнерскими, при этом российская сторона существенно укрепила свои позиции в переговорном процессе.

Основные тенденции развития договорных отношений владельцев гостиниц и международных операторов проявляются, в частности, по таким позициям:

- сокращение сроков действия договоров;

- применение более гибкой шкалы расчетов базовой ставки и премиальных выплат оператору;

- привязка гонорара оператора к результатам финансовой деятельности гостиницы;

- предоставление оператором больших гарантий для владельца;

- более широкое распространение франчайзинговой практики;

- участие оператора в бизнесе владельца путем создания совместных предприятий;

- операторы все чаще выполняют функции инвесторов (Accor, Rezidor, Reval);

- стратегическое партнерство операторов с российскими девелоперами для расширения сети в регионы России.

Все это говорит о том, что международные операторы пересмотрели свои оценки уровней риска развития проектов в России, и вслед за освоением столичных рынков готовятся всерьез заняться покорением региональных центров и крупных промышленных городов. (Марина Смирнова, Colliers International, специально дляRATA-news Hotel & Resort)

В Доминикане будет на 9600 номеров больше

В 2006 году появятся 9600 новых номеров в гостиницах Доминиканской Республики. Также будет существенно пересмотрена традиционная политика «все включено», с тем чтобы стимулировать спрос на эту услугу и разнообразить соответствующее предложение.

Эти проекты предполагают инвестиции в размере $700 млн. и предполагают создание 12 морских курортов, 26 новых полей для гольфа, тематических парков. Часть денег будет направлена на расширение сферы дополнительных услуг - открытие новых ресторанов, казино, магазинов и ночных клубов.

По словам заместителя министра по туризму Доминиканы Луиса Симо, страна стремится предложить туристам услуги высшего качества, для чего необходимо не ограничиваться пляжем и солнцем, а развивать новые направления - гольф, экстремальные виды спорта, приключения, оздоровительный туризм, экотуризм, инсентив.

Часть инвестиций будет направлена на реконструкцию и строительство дорог в главной курортной зоне и на разработку туристического сектора в Байаибе, Педерналес, Бараона, Мичес.

СПА, сауны, гольф и прочие финские удовольствия

Отель Rantasipi Aulanko в Финляндии после проведенной реконструкции превратился в спа-отель. Он открылся нынешней весной.

Спа-отделение, обновленные номера, конференц-возможности, рестораны, одни из самых красивых гольф-полей Финляндии делают Aulanko привлекательнее, чем когда-либо. В гостинице 246 номеров, из которых 219 для некурящих и 5 сьютов. В спа-отделении на выбор 11 саун, для детей построен специальный бассейн. Со смотровой башни парка Ауланко открываются классические финские панорамные виды на озёра и леса.

Остановимся в престижном Кенсингтоне

В нескольких минутах ходьбы от самых модных торговых районов Лондона Kensington и Knightsbridge открылся новый отель The Parkcity. Он расположен в самом центре столицы, неподалеку от района Южный Кенсингтон, где находятся основные музеи города.

The Parkcity представляет собой отель типа таун-хаус, в котором гармонично сочетается современный дизайн и элементы старины. Все 62 номера оснащены кондиционерами, плоскими телеэкранами, CD проигрывателями, радио, а в ванных комнатах номеров класса люкс постояльцев ожидают наборы туалетных принадлежностей от известной в Великобритании компании Molton Brown.

В отеле работает ресторан Lessandro, в котором подают блюда среднеземноморской и североитальянской кухни. Для романтичных особ ресторан предлагает ужин на открытой террасе с видом на цветущие сады. В отеле работает фитнес-студия.

Специально для тех, кто женится против воли родителей

Новый современный отель Smiths открылся в Гретна Грин, деревеньке на границе Англии с Шотландией, куда на протяжении нескольких столетий приезжали молодые пары, желавшие сочетаться браком вопреки воли родителей. В отеле 50 номеров с видом на всемирно-известный торговый центр Old Blacksmith’s Shop Centre.

В Эдинбурге, столице Шотландии, открылся новый отель Le Monte, на строительство которого было потрачено ₤12 млн. В гостинице есть бар, уютный ресторан и ночной клуб. Le Monte расположен в районе New Town на улице George Street. Неповторимый дизайн каждого из 18 номеров класса люкс воспроизводит колорит Майами, Гаваны, Сиднея, Дублина, а также других городов мира. Географическая тема продолжается в названии кафе-бара “Милан”, коктейль-бара “Париж” и ночного клуба “Токио”.

В сорока минутах езды от Эдинбурга в сторону побережья East Lothian вновь открылся отель Greywalls. Гостей ожидает знакомство с новым шеф-поваром и обновленным меню. В уютном отеле, напоминающим       загородный дом, 23 номера с видом на море. Есть профессиональное поле для игры в гольф Muirfield.