Hotel & Resort 24 марта 2011 г.
Объем сделок с отелями в Европе вырос в 2010 году до 6,5 млрд евро
Объем сделок на рынке гостиничной недвижимости в Европе в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом более чем в два раза – с 3,1 до 6,5 миллиарда евро, говорится в докладе консалтинговой компании HVS.
«Несмотря на то, что эти показатели свидетельствуют об увеличении активности на рынке, общие объемы транзакций пока намного ниже «пиковых» значений 2006 года в 20 миллиардов евро и среднегодового результате последних десяти лет в 10 миллиардов евро», – отмечается в отчете.
Всего, по подсчетам экспертов, в прошлом году в Европе было осуществлено больше 80 транзакций объемом свыше 7,5 миллиона евро, в которые в целом были вовлечены 589 гостиниц, чей номерной фонд превышает 60 тысяч единиц.
При этом аналитики указывают, что в 2010 году Великобритания по-прежнему оставалась самым активным инвестиционным рынком в сфере гостиничной недвижимости – на нее пришлись сделки на 1,9 миллиарда евро.
Следом за Британией в пятерку лидеров по объему инвестиций в европейские отели вошли Cкандинавские страны (1,2 миллиарда евро), Франция (772 миллиона), Испания (680 миллионов) и с заметным отставанием Германия (почти 200 миллионов евро).
Как поясняется в докладе, наибольшую активность в прошедшем году на рынке гостиничной недвижимости проявляли институциональные инвесторы и международные компании, специализирующиеся на инвестициях в отели – с их участием прошло 72% всех транзакций.
«Примерно 40% всех инвестиций пришло не из Европы», – констатируется в материалах HVS. (travel.rian.ru)
Средняя стоимость гостиничного номера в России за год снизилась на 15%
Средняя стоимость размещения в гостиничном номере в России в 2010 году составила чуть более 4,98 тысячи рублей в сутки, что на 15% ниже, чем в 2009 году, говорится в исследовании Hotel Price Index, проведенном компанией Hotels.com.
Цены на отели в крупнейших российских городах – Москве и Санкт-Петербурге – в 2010 году упали на 11 и 15% соответственно по сравнению с показателями годом ранее и составили 5,9 и 4,2 тысяч рублей. Падение цен на проживание в отелях России в рублевом выражении стало самым значительным среди основных туристических направлений.
При этом, согласно исследованию, средняя цена на проживание в отелях Москвы в фунтах стерлингов выросла на 1% и составила 149 фунтов (примерно 170 евро).
«Стоимость проживания в рублях является условной величиной, и, возможно, из-за скачков обменных курсов валют произошла такая разница в цене», – считает заместитель директора по развитию CB Richard Ellis Станислав Ивашкевич, добавив, что «Hotels.com считается одним из самых объективных ресурсов, предоставляющих конечную информацию».
По его мнению, падение цен может быть некоторой корректировкой, на самом деле идет медленный процесс повышения цен. «Сейчас наши цены немного похожи на то, какими они должны быть. Спрос продолжает расти, загрузка отелей увеличивается. Я думаю, что рост продолжится, но не будет таким резким, как в 2008 году, когда налицо было спекулятивное удорожание гостиничных номеров», – сказал Ивашкевич.
В 2010 году средняя стоимость гостиничных номеров по всему миру выросла на 2%, однако осталась на уровне цен 2004 года, когда был дан старт исследованию Hotel Price Index. Рост цен на проживание в отелях зафиксирован впервые с 2007 года.
Среднегодовая цена в 2010 году стабилизировалась в Европе, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна выросла на 1%, в Азии снизилась на 2%, до сих пор превышая на 15% показатель 2004 года. Рост средней цены на гостиничный номер по всему миру обусловлен двухпроцентным ростом стоимости проживания в отелях в Северной Америке, говорится в исследовании.
Индекс гостиничных цен составляется на основе заказов, оформленных через сайт Hotels.com, и отслеживает реальные цены гостиничных номеров 110 тысяч отелей в более чем 18 тысячах точек по всему миру. (travel.rian.ru)
В России активизировался рынок гостиничной недвижимости
Конец зимы – начало весны отмечено деловой активностью на рынке гостиничной недвижимости в России.
«Действительно, гостиничный рынок сейчас активен, как в Москве, так и в регионах. В частности, особенно активен рынок загородных проектов, которые, безусловно, способствуют развитию внутреннего туризма», – говорит директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компани Blackwood Ольга Широкова.
Так, в феврале стало известно о ряде новых гостиничных проектах в Московском регионе. О проекте спа-курорта в Рузском районе Московской области объявила компания AFI Development. Всего в комплекс спа-отелей и санаториев общей площадью около 80 тыс. кв. м компания планирует вложить 300 млн долл. «Высокий спрос на загородные подмосковные отели, отмеченный летом 2009 и 2010 гг., в совокупности с дефицитом качественного предложения определяют привлекательность данной ниши гостиничного рынка, – уточняет Ольга Широкова. – Стоит отметить также, что в будущем на нем не ожидается существенного прироста современного предложения: в кризис были заморожены немногочисленные проекты девелоперов, в частности, отложена реализация наиболее крупного – «Сафари-парк» в Дмитровском районе».
Также в феврале стало известно о приобретении гостиницы «Союз» (2*, 115 номеров) на Университетском проспекте. Покупателем выступили, по данным Blackwood, предприниматели З. Илиев и Г. Нисанов (владеют гостиницей Radisson Royal Hotel Moscow и 50% «Radisson Slavyanskaya»), планирующие провести в приобретенном отеле реконструкцию. Ранее уже объявлялось о планах предпринимателей создать сеть пятизвездочных гостиниц, для чего также планируется провести реконструкцию «Radisson Slavyanskaya», а также построить отель на Украинском бульваре.
В феврале были открыты сразу два отеля под управлением международных операторов в региональных центрах: Courtyard by Marriott (4*, 150 номеров) в Казани и Ibis (3*, 220 номеров) в Нижнем Новгороде. В Казани на сегодняшний день уже присутствуют гостиницы международных брендов помимо Marriott (Park Inn и Ibis), также высока конкуренция со стороны современных независимых отелей, таких как «Корстон», «Мираж», «Шаляпин Палас» и др. При грамотной политике продаж местоположение и бренд отеля позволяют рассчитывать на спрос со стороны гостей города, приезжающих как с деловыми, так и с туристическими целями.
Конкурентная ситуация на рынке Нижнего Новгорода выглядит более привлекательно: до открытия Ibis в городе не было отелей под управлением международных операторов. Однако в будущем конкуренция существенно увеличится: в среднем ценовом сегменте запланировано открытие гостиницы Park Inn, в верхнем – Kempinski и пятизвездочного отеля под управлением Accor. В будущем, по мере приближения к насыщению гостиничных рынков крупнейших региональных городов, можно ожидать смещение интереса международных операторов к менее крупным городам: уже сегодня появляются заявления о будущих проектах в таких центрах делового и туристического спроса, как Ярославль, Ульяновск, Пермь, Самара и др.
Как стало известно, Azimut Hotels Company подписала договор на управление гостинично-туристическим комплексом «Ассамблея» в Саратове. Этот гостиничный комплекс расположен на берегу Волги, в 20 км от центра города. На данный момент в отеле 70 номеров, к летнему сезону 2011 номерной фонд будет увеличен до 140. Общая территория комплекса – 22 га, на которой расположены две парковые зоны, причал для водного транспорта и яхт-клуб, оборудованный песчаный пляж, детский городок, спортивные площадки и конюшня. Объект построен в 2002 году. В ближайшие 3 месяца будет проведен ребрендинг. В планах развития комплекса: открытие фитнес-центра, парка развлечений и конного манежа. Суммарные инвестиции в модернизацию объекта составят 700 млн руб.
Отметим, что по официальным данным правительства Саратовской области на территории области расположено 64 гостиницы с общим номерным фондом 3350 комнат. Из них 19 объектов находятся в Саратове. (realty.rbc.ru)
На месте «России» построят парламентский центр
На месте снесенной гостиницы «Россия» рядом с Кремлем будет построен парламентский центр, в котором разместятся Совет Федерации и Государственная дума. Сейчас идут переговоры о передаче объекта управлению делами президента РФ, которое, в случае одобрения проекта, и займется строительством.
Права на застройку территории гостиницы возле Кремля принадлежат ОАО «Россия», которое контролирует ОАО «Гостиничная компания» мэрии Москвы. Данное ОАО будет передано в федеральную собственность, после чего в центре столицы на набережной Москвы-реки появится единый комплекс охраняемых зданий – от «России» рядом с Кремлем до храма Христа Спасителя.
Ранее проект реализовать не удавалось, поскольку единой позиции на этот счет не было ни в руководстве страны, ни в правительстве Москвы. В частности, возражения были у бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, тогда как теперь данный проект поддержал Сергей Собянин.
Изначально конкурс на снос гостиницы и застройку ее территории выиграла компания «СТ девелопмент» Шалвы Чигиринского. Девелопер собирался вложить 800 миллионов долларов в строительство на месте «России» (пятизвездочный отель, киноконцертный зал, парковка). Однако выигранный «СТ девелопментом» конкурс был оспорен проигравшей компанией «Монаб», после чего город расторг инвестиционный контракт. Проект застройки вместе с территорией вернулся в руки города. К этому моменту здание отеля «Россия» было снесено на 90 процентов.
Парламентский центр должен объединить под одной крышей представителей верхней и нижней палат парламента, а также разместить все обслуживающие их структуры, которые сегодня разбросаны по городу. Кроме того, в рамках проекта будут организованы жилые корпуса для иногородних депутатов. Для реализации подобного проекта необходимо найти в бюджете 2-3 миллиарда долларов, ведь это должен быть гигантский комплекс зданий с залом на 5000 мест.
О планах по строительству парламентского центра общей площадью около 200 тысяч квадратных метров стало известно несколько лет назад. Изначально здание планировалось построить на месте стадиона «Красная Пресня» за Белым домом. Против проекта высказались местные жители.
В августе 2009 года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявлял, что парламентский центр может занять одно из зданий рядом с бывшей гостиницей «Россия».
Сейчас Госдума занимает два здания на Охотном Ряду, а Совет Федерации расположен на Большой Дмитровке и частично – на Новом Арбате. (Lenta.ru)
Lotte Group взбирается на русские горки
После встречи в Сеуле с мэром Москвы Сергеем Собяниным южнокорейская Lotte Group вернулась к идее строительства в российской столице парка развлечений Lotte World, аналога Диснейленда. Реализовать этот проект девелопер планировал еще в 2007 году в Нижних Мневниках, но о планах построить здесь гольф-клуб заявило «Интеко» Елены Батуриной. Теперь Lotte Group начала поиск нового участка под парк, стоимость которого оценивается в $400 млн.
О размораживании проекта Lotte World «Ъ» сообщил один из сотрудников ЗАО «Лотте Ру». По его данным, сейчас компания приступила к поиску участка от 15 га, где планируется построить около 90 тыс. кв. м различной недвижимости, включая зону аттракционов, гольф-поле и отель. «Учитывая климатические особенности Москвы, большую часть развлекательной зоны, включая и гольф-поле, планируется построить в крытых помещениях»,– добавил собеседник «Ъ». В Lotte Group пообещали прокомментировать свои планы после того, как будет выбран участок.
По словам собеседника «Ъ» в ЗАО «Лотте Рус», компания вернулась к этой идее и приступила к поиску участка сразу после того, как мэр Сергей Собянин посетил в феврале этого года Сеул. В официальной программе визита мэра действительно значилась встреча с крупными южнокорейскими компаниями, в том числе и Lotte. Еще в 2007 году градостроительный совет при экс-мэре Юрии Лужкове принял решение о строительстве в районе Мневники всесезонного гольф-клуба и гостиницы на 150 номеров, а проект планировки был выполнен Lotte Group. Этот клуб планировалось разместить на 3-4 га на территории проектируемого на тот момент «Парка чудес», который курировал скульптор Зураб Церетели. В 2008 году Lotte заявила, что заморозила свои планы по строительству парка развлечений в Москве из-за кризиса. Однако это был лишь формальный повод.
После проверок налоговиков и природоохранной прокуратуры московское правительством летом 2008 года отменило передачу Зурабу Церетели в безвозмездное пользованию 316 га под «Парк чудес». А позже стало известно, что гольф-клуб в Мневниках будет строить «Интеко» Елены Батуриной. По оценкам гендиректора «MT Девелопмент» Александра Тимофеева, объем инвестиций в строительство тематического парка может достигнуть около $400 млн, а срок окупаемости может составить семь-восемь лет. «Оптимальная площадка для реализации такого проекта в Москве – это парк Горького или на одном из выездов из столицы в 3-5 км от МКАД, где возможно организовать парковку необходимых размеров и решить вопросы с пробками»,– полагает эксперт. Впрочем, еще в начале марта Life.ru со ссылкой на окружение нового гендиректора парка Горького Сергея Капкова сообщал, что он против создания здесь Диснейленда, так как это затруднит транспортную ситуацию в центре города.
Для Lotte парк в Сеуле является одним из доходных бизнесов: в 2008-2009 годах выручка Lotte World, по разным данным, составила $4 млрд. Большую выручку демонстрируют и другие мировые парки: так, в 2010 году выручка Euro Disney в Париже составил $1,8 млрд. Общая же выручка в 2010 году Walt Disney Parks and Resorts (владеет 100% в Диснейлендах во Флориде и Калифорнии, 51% – в Париже и 47% – в Гонконге) достигла $10,7 млрд. Global Industry Analysts (США) прогнозирует, что к 2015 году объем мирового рынка тематических парков достигнет $29,5 млрд.
Lotte Group создана в 1967 году в Сеуле. Развивает девелопмент, ритейл, химическое производство, производство продуктов питания и т. д. По итогам 2009 года активы всей группы оценивались в $61,3 млрд, общий объем продаж – в $37,4 млрд, чистая прибыль – в $1,75 млрд. В России Lotte Group владеет торгово-офисным комплексом Lotte Plaza и отелем Lotte Hotel (Москва), кондитерской фабрикой Lotte Confectionery (Обнинск). (komersant.ru)
До пятой звезды. Что происходит в гостиничном бизнесе Иркутска
Не нужно быть «крутым» аналитиком, чтобы предсказать острейший дефицит мест в гостиницах города Иркутска на ближайшие лето-осень: грядет празднование 350-летия города и очередной БЭФ – мероприятия, на которые съедется большое количество иногородних гостей. Между тем, в 2009-2010гг. загрузка иркутских отелей уже достигала 90%. В нынешнем году поток туристов, предсказывают, вырастет еще на 20%. По словам гостиничных управляющих, это позволит им поднять стоимость проживания не меньше, чем на 15%.
Представители гостиничной отрасли в Иркутске утверждают, что в областном центре за 2010 год загрузка отелей выросла по сравнению с кризисным 2009 годом на 15-20%. Но замечают, что показатели сложно считать выдающимися, так как в кризис отрасль просела несущественно: в некоторых гостиницах загрузка в кризисный 2009 год даже увеличилась.
Перезагрузка. «Сейчас среднемесячная загрузка в иркутских отелях находится в пределах 40-60%, в зависимости от сезона. В пиковые летние месяцы и начало осени она достигает 90-100%, – рассказывает руководитель пресс-службы туроператорской компании «Гранд Байкал» Сергей Евчик. – Для сравнения, в 2009 году в отеле «Байкал Бизнес Центр» загрузка снизилась до 50%, а в отеле «Дельта», наоборот, увеличилась на 3-4% по сравнению с докризисным 2008 годом. Хотя «Дельта» позиционируется как трехзвездочный отель в отличие от четырехзвездочного отеля ББЦ. Соответственно стоимость номеров в «Дельте» ниже, чем в ББЦ, на 30-40%».
Загрузка гостиниц туристического холдинга «Истлэнд», которому принадлежит гостиница «Иркутск» (бывший «Интурист»), гостиничный комплекс «Байкал» в Листвянке, база отдыха «Байкальские дюны», в 2010 году подросла на 10-15%, и нивелировала падение спроса в 2009 году, делится руководитель пресс-службы «Истлэнд» Ольга Шилова.
А в гостиницах туроператорской компании «Байкальская виза», у которой пять гостиниц в Иркутске («Европа», «Глория», «Звезда», «Виктория», «Байкал 21») и две в Листвянке («Маяк», «Легенда Байкала») выручка по сравнению с прошлым годом не изменилась. «Но у нас и в 2009, и в 2010 году были неплохие показатели – загрузка до 70%, – уверяет директор «Байкальской визы» Станислав Ленник. – Правда, зимой 2010 года был незначительный спад спроса на гостиничные услуги, но к лету, наоборот, действующих гостиниц в Иркутске было уже недостаточно».
Бонус на подушке. Спрос на отели более низкой ценовой категории вырос гораздо сильнее, сообщают участники рынка. Они объясняют это тем, что, несмотря на вновь оживший интерес к путешествиям, туристы предпочитают отдыхать так же бюджетно, как и год назад. Хотя в кризис загрузка отелей низкой и средней ценовых категорий снизилась как раз сильнее – в среднем на 30%. Тогда как загрузка дорогих гостиниц уменьшилась всего на 11%. Собеседники предположили, что это связано с тем, что пятизвездочные гостиницы предлагали клиентам интересные системы скидок и дополнительные бонусы.
«К примеру, мы вводили систему, по которой стоимость проживания снижалась при бронировании больше, чем на один день. Это необычно: как правило, лояльность отельер проявляет, если клиент занимает номер больше недели», – приводит пример менеджер гостиница «Старый замок» Юлия Беренчук.
К слову, менеджмент гостиничных комплексов до сих пор применяет различные тарифные схемы. Например, в гостинице «Европа» на номера всех категорий цены снизили на 10%, и в этом году управляющий не намерен их повышать. В гостинице «Раут», чтобы увеличить поток бизнес-туристов, который заметно уменьшился в 2009 году, был введен специальный тариф «Командировочный». «Мы предлагаем скидку в 10% всем командированным. Плюс в эту стоимость теперь входит двухразовое питание. В 2008 году в этот тариф входил только завтрак, сегодня включен и ужин, – рассказывает Ольга Шилова. – Еще у нас появился тариф выходного дня: если клиент приезжает в выходной, он получает скидку 20%».
Некоторые отели делают постоянным клиентам небольшие подарки: сувениры в виде футболок, стаканов с логотипом компании, фруктов или шоколада. «Кстати, съедобные сюрпризы – например, шоколадки на подушках – обычное дело для гостиниц в западной части России, – говорит управляющий гостиницей «Берег» Алексей Наумов. – До нас классика добралась только в кризис. А все дело в том, что конкуренции почти нет. Инфраструктура слишком неразвита, чтобы в обычный благополучный год биться за клиента».
Быстрее, сильнее. Интересно, что, несмотря на кризис, девелоперы продолжают строительство новых гостиниц в Иркутске. Так, в нынешнем году планируется завершить строительство на ул.Чкалова гостиничного комплекса американской международной сети гостиниц Marriot International. «В 2009 году у нас были проблемы с подрядчиком, поэтому завершить строительство в ранее заявленные сроки мы не смогли, – признается представитель сети Наталья Ветрова. - С прекращением финансирования это никак не связано. Напротив, этот региональный проект считается очень перспективным».
Председатель совета директоров ЗАО Ross Group Марк Афраймович отмечает, что «по последним выкладкам наших аналитиков сроки окупаемости гостиничных проектов сократились – с привычных до кризиса 8-10 лет до 5-6 лет. То есть выходят на рентабельность быстрее, чем некоторые проекты офисных центров. Понятно, что и интерес к гостиничным проектам со стороны девелоперов усилился».
Сейчас в Иркутске, по примерным подсчетам собеседников, порядка полусотни гостиниц различной категории. К самой высокой – 4*, респонденты относят только ББЦ. Гостиниц большей звездности, или, как говорят девелоперы, класса А в Иркутске нет.
Сколько стоят номера. За прошлый год стоимость проживания в иркутских гостиницах серьезно не менялась, говорят собеседники. «В некоторых даже немного снижалась – на 5%, – отмечает Ленник. -Но в основном на этот шаг пошли те гостиницы, которые не уменьшали расценки в 2009 году. Таких было немного».
Большинство отелей ввели новое более детальное категорирование номерного фонда, что позволило разделить, к примеру, одноместные номера на несколько типов по уровню комфорта: то есть снизить стоимость в стандартных номерах, повысить на более комфортные, объясняют участники рынка. «Такое «отщипывание цены» в одном месте и прибавление в другом на среднем уровне цен не отражается», – резюмирует Алексей Наумов.
В среднем по Иркутску стоимость одноместного номера в гостиницах верхнего ценового сегмента составляет 3 тыс руб/сутки. В гостиницах среднего класса – 2-2,5 тыс руб/сутки. В нижнем ценовом сегменте – 1 тыс руб/сутки. В двухместных стоимость одного «места» традиционно дешевле на 10%.
В нынешнем году большинство гостиниц планирует повысить стоимость своих услуг чуть больше прогнозируемого уровня инфляции. «Поднимем планку на 15-17%, – делится Беренчук. – В этом году предсказывают рост туристического потока на Байкал примерно на 20-25%, а количество гостиниц за год сильно не вырастет, так что есть все основания для поднятия цен». (sia.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»