Hotel & Resort 25 февраля - 2 марта 2008 г.
Московский гостиничный рынок: тенденции развития
В предыдущем номере H&R было опубликовано мнение эксперта компании Colliers International об итогах развития московского гостиничного рынка в 2007 году. В продолжение темы Марина Смирнова, заместитель директора департамента оценки и консалтинга этой компании, рассказывает о тенденциях развития столичной гостиничной недвижимости в ближайшем будущем.
Благоприятная конъюнктура гостиничного рынка, а также высокая стоимость земли в пределах Московской кольцевой автомобтльной дороги (МКАД), приводит к тому, что новое гостиничное строительство концентрируется в верхнем сегменте рынка. Кстати, стоит отметить, что позиционирование происходит в большей степени по ценовому показателю, а не по качественному уровню предложения. Это подтверждается на примере гостиниц, вышедших на рынок в 2007 году: все они позиционируются в верхнем сегменте, претендуя на уровень от 4* и выше. В то же время, дефицит участков в центре Москвы вынуждает инвесторов осваивать территории, расположенные за третьи транспортным кольцом (ТТК) и далее: происходит децентрализация рынка отелей верхнего сегмента. Например, гостиница «Милан» расположена в 3 км от МКАД.
Правительство Москвы не оставляло усилий по изменению ситуации на гостиничном рынке города. В дополнение к ранее принятым стимулирующим мерам в 2007 году ужесточился фактический контроль за целевым использованием земельных участков, предназначенных под гостиничное строительство в Москве. Но, тем не менее, в 2007 году темпы ввода новых отелей отставали от потребностей столицы. Ожидается, что полностью решить эту проблему в 2008 году не удастся, и на рынке сохранится тенденция превышения спроса на средства размещения над предложением.
Расширение предложения в верхнем сегменте не приводит к существенному падению загрузки, что говорит о ненасыщенности рынка. Так, новое предложение номеров категории де-люкс (открытие Ritz Carlton Moscow) было успешно поглощено рынком. На этом фоне можно ожидать повышения интереса девелоперов к малоосвоенной рыночной нише бутик-отелей. Снижение рыночных показателей можно ожидать после реализации проектов, заявленных к выходу к 2010-2011 годах.
В 2007 году на рынке Москвы продолжилось развитие новых форматов средств размещения: отели в составе многофункциональных комплексов, апарт-отели и сервисные апартаменты. В дальнейшем эта тенденция будет определять основные направления развития рынка как в столице, так и в регионах. Ожидается, что в 2008 году верхний сегмент гостиничного рынка Москвы сохранит положительные темпы роста дохода на номер и по-прежнему будет оставаться одним из самых дорогих среди европейских городов.
Средний сегмент рынка, в значительной степени исчерпавший ресурс роста цен, может продолжить развитие в новом направлении. С одной стороны, будет происходить постепенное сокращение номерного фонда в центре города за счет реконструкции гостиниц и перевода их в более высокий сегмент. С другой – начнется освоение земельных участков и строительство новых отелей за пределами Четвертого транспортного кольца (в спальных районах) и в районе МКАД, а также в городах–спутниках Москвы и на основных транспортных магистралях, связывающих город с аэропортами.
Развитие проектов более высокой категории (4* или реже 5*) за пределами Москвы возможно в рамках реализации проектов развития крупных территорий, включающих выставочные комплексы, бизнес-парки и тематические парки развлечений, которые планируются в зоне до 25 км от столицы.
Константин Тимин: «Индивидуальный облик отеля не всегда требует баснословных вложений»
H&R продолжает публиковать рекомендации профессионалов по оснащению гостиниц. Константин Тимин(фото),генеральный директор компании «РусИтал» рассказывает о том, как правильно подбирать мебель для отеля среднего сегмента.
- Константин Михайлович, расскажите, пожалуйста, о том, что из себя представляет необходимый набор мебели для отеля 3*.
- С точки зрения собственно товарной номенклатуры – то есть перечня предметов мебели, составляющих обстановку гостиничного номера – принципиальных различий между отелями среднего сегмента и гостиницами более высоких категорий нет. Эти различия проявляются не столько в самом перечне мебели (хотя и здесь также возможны варианты), сколько в требованиях, предъявляемых к этой мебели. Такие требования сформулированы, в частности, в существующих нормативах сертификации отелей по категориям звездности. Кроме того, эти требования выдвигают управляющие компании, у которых есть детально разработанные параметры определения качества мебели, затрагивающие практически все аспекты производства «от и до». Тщательно изучается и оценивается всё: фабрика-производитель, материалы, размеры всех предметов мебели, площади рабочих поверхностей, технологии производства… На основании оценок по всем этим параметрам и выносится вердикт о том, соответствует ли мебель заявленной категории звездности отеля или нет.
Для получения более детальной и конкретной информации рекомендую обратиться к опыту международных гостиничных сетей, объединяющих бренды различных категорий. Для каждой из них разработаны подробные стандарты, в которых наглядно отображены отличия между мебелью для гостиниц разного уровня звездности.
- На Ваш взгляд, каким должен быть минимальный бюджет на обстановку номера «трехзвездочника»?
- Если говорить о продукции отечественного производства, то, по мнению наших специалистов, бюджет на мебель для номера в трехзвездочном отеле должен составлять как минимум 50 тысяч рублей. Эта сумма приблизительна: ведь каждый отель обладает набором специфических только ему присущих черт, он индивидуален и по-своему неповторим. Бюджет на оснащение номерного фонда в каждом отдельном случае формируется, исходя из конкретных условий и особенностей данной гостиницы. К числу таких особенностей, в частности, относятся специфика отеля, его размер (количество номеров), местонахождение, клиентура и т.д. Поэтому такой показатель, как категория «три звезды», имеет, скорее, ориентировочный характер. С другой стороны, если стоимость мебели существенно ниже названной суммы, можно предположить, что данная мебель не в полной мере соответствует требованиям гостиничных стандартов, и по поводу ее качества могут возникнуть определенные вопросы. Еще хотелось бы сказать о том, что мебель – это далеко не единственный фактор, определяющий размер бюджета. Понятие «обстановка номера» включает в себя также текстиль, светильники, белье, ковровое покрытие, дополнительное оборудование (сейфы, мини-бары), декоративные элементы и многие другие составляющие, которые также влияют на общую стоимость.
- Из каких критериев нужно исходить, подбирая мебель для отеля 3*?
- Здесь можно выделить три основных критерия. На первое место по степени значимости среди них нужно поставить функциональность мебели. Понятно, что отель 3* не сможет предложить своим гостям тот же спектр услуг, какой есть, например, в пятизвездочном отеле, но, тем не менее, необходимо, чтобы каждый клиент чувствовал себя абсолютно комфортно. Собственно, в этом и заключается основная задача мебели как одной из важнейших составляющих гостиничного обслуживания.
На втором месте, с нашей точки зрения, стоит стиль мебели, причем под этим следует понимать не только стиль самой мебельной коллекции, использованной для оборудования номеров, но и стилистическое соответствие выбранной
«Валдайские зори»: кадры решают все
Отель «Валдайские зори» по итогам прошлого года признан лучшим в сети Amaks Grand hotels в номинации «За успехи в социальной и кадровой политике».
Гостиница работает в условиях сильнейшей отраслевой и межотраслевой конкуренции на рынке труда. «В городе немало предприятий, в том числе объектов размещения, которые предлагают более высокую заработную плату, - рассказывает инспектор отдела кадров «Валдайских зорь» Елена Шаинидзе. – Здесь много частных и ведомственных баз отдыха». По мнению г-жи Шаинидзе, конкурентное преимущество «Валдайских зорь» в том, что отель принимает на работу людей без специальной подготовки и финансирует их обучения. В гостинице действует институт наставничества; опытные сотрудники, обучающие новичков, весь период обучения получают 20-процентную надбавку к основному заработку.
Еще один аргумент «Валдайских зорь» в пользу привлечения новых кадров – это стабильность и сильные социальные программы. Лучшим сотрудникам отеля ежемесячно выплачивают премии. Весь персонал обеспечивается бесплатным питанием, имеет возможность получить материальную помощь, иногородним сотрудникам компенсируются затраты на проезд. Сотрудникам гостиницы предоставляется право получения беспроцентной ссуды.
В «Валдайских зорях» действуют и другие методы стимулирования, причем не только материальные. Важнейшим стимулом начать карьеру в этом отеле служат достойные примеры ее блестящего продолжения. Татьяна Гаврилова пришла в «Валдайскеи зори» работать барменом, сейчас она возглавляет службу питания. Елена Суетова начинала с позиции администратора службы приема и размещения, теперь она – главный менеджер отеля.
Отель Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch начал принимать гостей
Обновленный отель Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch сети Heliopark Hotels & Resorts начал принимать своих первых гостей в феврале 2008 года. Этот отель, расположенный в немецком городе Баден-Баден, старейшем бальнеологическом курорте Европы, был приобретен компанией Heliopark Group в августе 2006 года и реконструирован.
Уникальность отеля Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch состоит в возможности подвода термальных вод в гостиничные номера, благодаря чему отель первым в Европе получил статус водолечебницы. Здание гостиницы - памятник культурного наследия и находится под охраной государства. При его реконструкции компании Heliopark Group удалось максимально сохранить оригинальный архитектурный стиль belle epoque. В залах и номерах - антикварная мебель, картины и предметы старины.
Отель Bad Hotel Zum Hirsch известен тем, что его посетителями были такие исторические личности как Наполеон, Оноре Де Бальзак, Никколо Паганини, барон Ротшильд. В Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch более 70 комфортабельных номеров, два высококлассных ресторана, лобби-бар, сигарный бар, конференц-зал, wellness-центр и spa-suite. К услугам гостей отеля русскоговорящий персонал, русифицированные меню и информация в номерах.
Торжественное открытие обновленной гостиницы состоится в апреле 2008 года.
Rezidor ставит рекорды
The Rezidor Hotel Group опубликовала финансовый отчет за 2007 год. Его данные не могут не радовать руководство компании. Курт Риттер, президент и исполнительный директор Rezidor, сообщил о двух рекордах: по росту прибыли и числу новых отелей, пополнивших в минувшем году международную гостиничную цепочку.
Согласно данным отчета, валовая операционная прибыль составила 83,5 млн евро, что выше уровня прошлого года на 40%, показатель прибыли за вычетом налогов – 45,7 млн евро.
53 новых отеля с 8 937 номерами, которыми в прошлом году стала управлять компания – еще один рекорд. 322 – общее число гостиниц в управлении The Rezidor Hotel Group, номерной фонд достиг показателя в 65 840 единиц.
Комментируя эти итоги, г-н Риттер отметил, что гордится еще одним достижением прошлого года – наградами компании J.D. Power Award, которых удостоились сразу два бренда Rezidor за наилучшие результаты в «Европейском индексе удовлетворенности гостей – 2007». Radisson SAS вышел на первое место среди отелей верхнего сегмента, а Park Inn возглавил рейтинг гостиниц среднего класса.
Курт Риттер подчеркнул, что компания продолжит поступательное движение в ближайшей перспективе. Общее число номеров новых отелей, открытых в 2007-09 гг. должно составить 20 тысяч.
Гостиничный номер в Москве близок к $500 за сутки
Московские отели стали самыми дорогими в мире. С 2004 г. цена проживания в гостиницах 4-5 * выросла на 93% до $483 за сутки
В 2007 г. средняя стоимость номера в московских отелях категории 4-5* выросла на 11% до 247,99 фунта стерлингов ($483), говорится в исследовании компании Hogg Robinson Group (HRG). Рост рублевых цен в 2007 г. составил 14% (более 12 500 руб.). Темпы роста стоимости номеров в столичных отелях замедляются. Специалисты HRG объясняют это тем, что ориентированный на бизнесменов гостиничный сектор Москвы становится более зрелым, но высокая стоимость земли и нехватка мест в центре Москвы обеспечат рост цен и в 2008 г.
За Москвой следуют Нью-Йорк (191,93 фунта, или $374,2, рост — 2%), Париж (171,22 фунта, или $333,8, рост — 8%), Дубай (164,52 фунта, или $320,8, рост — 11%), Милан (164,24 фунта, или $320,2, рост — 8%), Стокгольм (160,73 фунта, или $313,4, рост — 12%). Самые быстрые темпы роста в 2007 г. показал Мумбаи: номера в отелях финансового центра Индии подорожали на 37% (160,40 фунта, или $312,8). Замыкает десятку лидеров Лондон (153,91 фунта, или $300,2, рост — 4%). Исследование коснулось 50 городов мира, в которых заказывали и оплачивали номера британские клиенты HRG.
Участники российского гостиничного рынка говорят, что рост цен на размещение в Москве связан со значительным превышением спроса над предложением. Эксперты HRG отметили, что в столице в основном доминируют отели бизнес-класса. Всего, по данным аналитического обзора Becar Commercial Property Moscow, на конец сентября 2007 г. в Москве насчитывалось порядка 217 гостиниц с совокупным номерным фондом более 35 000 номеров. Из них категории 5 * — 2863 номера, 4* — 6120. Согласно генеральной схеме размещения гостиниц правительства Москвы до 2010 г. номерной фонд в столице должен увеличиться до 170 000-200 000 мест.
Эксперты называют данные HRG не совсем объективными. По словам замдиректора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марины Смирновой, HRG, возможно, не учитывала периоды низкого спроса: «Цена высока даже для верхнего сегмента. По нашей оценке, этот показатель не превышает $331,5 (по курсу 25,57 руб./$), динамика цен составила 15%, средняя загруженность гостиниц в 2007 г. составила 72,6%». С ней согласен Александр Лесник, директор Hotel Consulting & Development Group: «В 2007 г. гостиницы верхнего сегмента увеличили загрузку до 77,8% (в 2006 г. — 70,24%), среднерыночная цена размещения поднялась до $336,32, что выше на 16% показателя за 2006 г.».
Бороться с ростом цен в отелях можно, только увеличивая число гостиниц. Лесник считает, что дефицит текущего предложения — не менее 4000 номеров. «Необходимо построить 4-5 пятизвездочных, 20-30 четырехзвездочных и около 100 трехзвездочных отелей», — говорит гендиректор DTZ Дэвид О'Хара. (Ведомости)
Kempinski расширяет сеть пятизвездочных гостиниц
Гостиничная сеть Kempinski построит тринадцать отелей в России, СНГ и странах Балтии. До 2010 года вторая гостиница сети появится в Москве, напротив здания КГБ на Лубянке. Компания также планирует реконструировать санаторий «Березки» в Подмосковье и построить гостиницы в Казани, Сочи и Анапе. По оценке Kempinski, объем инвестиций в развитие сети превысит 200 млн долл. Однако аналитики полагают, что вложения в «дорогие» гостиницы могут превысить 500 млн долл. При этом эксперты сомневаются в правильности выбора регионов для строительства отелей класса de luxe.
Международная гостиничная группа Kempinski Hotels SA основана в 1897 году в Германии, является старейшим в мире объединением отелей класса люкс. В портфеле Kempinski более 45 отелей в 30 странах мира. Помимо этого группа отелей Kempinski управляет 15 курортами в разных странах мира. Сейчас Kempinski оперирует в России двумя объектами — Kempinski Hotel Moika, 22 в Санкт-Петербурге и «Балчуг Кемпински Москва». В московской гостинице группа владеет 84,5%, еще 15,5% принадлежит ООО «ГЦБ Хотель Балчуг Джойнт Венче Бетайлигунгсгезельшафт м.б.Х», «дочке» австрийского банка GiroCredit Bank AG der Sparkassen.
О планах Kempinski по расширению сети рассказал генеральный директор отеля «Балчуг Кемпински Москва» Джанни ван Даален. По его словам, в июне 2008 года должно начаться строительство Kempinski Hotel Lubyanka на пересечении Никольской улицы и Лубянской площади, над станцией метро «Лубянка». Еще один объект в столичном регионе появится на месте санатория «Березки» на Клязьминском водохранилище, в 11 км от Москвы. Помимо этого по одной гостинице Kempinski получат Нижний Новгород, Новосибирск, Казань и Анапа, еще два объекта будет возведено в Сочи. Также планируется строительство в Киеве, Тбилиси, Алма-Ате, Вильнюсе и Таллинне.
Как пояснил РБК daily г-н ван Даален, это будут отели уровня de luxe с номерным фондом порядка 200 комнат каждый, включая апартаменты и виллы в рекреационных объектах. Он также добавил, что бюджет на развитие сети еще не утвержден, однако вложения в заявленные гостиницы должны превысить 200 млн долл. Г-н ван Даален отказался назвать инвесторов, но заметил, что в каждом проекте он свой.
Эксперты гостиничного рынка уверены, что вложения в 13 люксовых проектов значительно превысят указанную сумму. «Инвестиции в пятизвездочную гостиницу сейчас составляют не меньше 200 тыс. долл. за номер. Таким образом, в двести номеров нужно вложить 40 млн долл.», — поясняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. В результате развитие сети из 13 новых объектов может потребовать порядка 550 млн долл. Участники рынка акцентируют внимание на том, что данная сумма не учитывает затраты на преодоление административных барьеров и получение участков.
В то же время аналитики сомневаются, что все озвученные объекты будут успешными. «Kempinski ориентируется на верхний сегмент, а в Анапе, на мой взгляд, таких клиентов еще нет», — рассуждает г-н Прасов. Заместитель директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Марина Смирнова сомневается в востребованности пятизвездочных гостиниц в Нижнем Новгороде. «Не знаю, насколько необходимы в Новосибирске и Сочи гостиницы той категории, в которой привыкла работать Kempinski», — добавляет старший вице-президент Jones LaSalle Hotels Марина Усенко. Эксперты полагают, что Kempinski было бы логичнее вывести на рынок новый бренд, под которым бы могли выйти «нетипичные» для группы объекты. (РБК-daily)
Зачем российские компании скупают зарубежные отели?
Пока крупные международные гостиничные сети обосновываются в России, отечественные игроки предпочитают строить и покупать курортные отели за границей. Таким образом они формируют себе респектабельный имидж, расширяют географию и получают активы.
Последние несколько лет рынок зарубежной гостиничной недвижимости испытывает настоящий наплыв российских игроков. В их числе и крупные девелоперские компании – «Интеко», Mirax Group, «Баркли», туроператоры – в частности, «Нева» и «Тез Тур», и даже такие гиганты российского бизнеса, как АФК «Система» и «Базэл». «Россиян, купивших гостиничные объекты за рубежом, достаточно много. В первые годы приватизации в Чехии, Словакии, Болгарии, Черногории и Хорватии многие наши соотечественники стали собственниками не только курортного жилья, но и отелей. На начальном этапе крупных покупок было не так много, но в конце 1990-х – начале 2000-х годов прошли первые серьезные сделки, и все последующие годы их объемы нарастали», – говорит замдиректора департамента консалтинга Colliers International Марина Смирнова. Российские компании инвестируют в зарубежный гостиничный бизнес с самыми различными целями. Одни страхуют свои экономические и политические риски, другие тратят миллионы долларов ради повышения узнаваемости собственного бренда. Третьи – просто покупают отели для своих друзей и партнеров. В зависимости от того, какой мотив является доминирующим, инвесторы выбирают ту или иную площадку.
Если завтра война. Больше всего в зарубежные отели вкладываются компании, опасающиеся политических рисков. «Обычно для таких инвестиций выбирают курорты, традиционно привлекательные для россиян, скажем, в Турции и Египте. Затем те места, где недвижимость еще достаточно дешева и невысок порог вхождения на рынок, в частности, во Вьетнаме, Камбодже. Наконец, покупки делаются в странах, имеющих пусть невысокий, но устойчивый темп роста цен на недвижимость, например, в Чехии», – говорит Марина Смирнова. Первыми этот тренд обозначили структуры, близкие к так называемой московской системе, а следовательно, наиболее подверженные грядущему «ветру перемен» в столичном правительстве. «Еще в 2001 году АФК «Система» купила в Карловых Варах курортный дом «Томайер», где открыла пансионат на 140 номеров», – напоминает вице-президент по консалтингу GVA Sawyer Эвелина Павловская. Затем в 2005 году компания Владимира Евтушенкова реконструировала гостиничный комплекс и передала его в управление принадлежащему «Системе» ВАО «Интурист». «У «Системы» есть проекты и в других странах. В начале 2006 года АФК заявила о планах строительства туристско-гостиничного комплекса на хорватском острове Млет. Под эти цели на открытом тендере была куплена территория площадью около 23 га. Правда, Млет является национальным заповедником, что значительно увеличивает число необходимых согласований», – рассказывает управляющий директор Praedium Рубен Алчуджян. Кроме того, в апреле 2007 года ВАО «Интурист» за $14 млн выкупило бутик-отель «Принц» в Италии.
Вслед за свояком Юрия Лужкова интерес к европейским курортам стала проявлять супруга московского мэра. В 2005 году компания Елены Батуриной «Интеко» купила на аукционе участок под строительство апарт-отеля в Карловых Варах, а затем инвестировала в этот проект около $10 млн. Интересом к чешским гостиницам самая богатая женщина России не ограничилась. Летом 2006 года «Интеко» приобрела гольф-клуб Eihenheim на одном из знаменитых курортов Тироля – в австрийском городе Китцбюэль. На этой территории компания будет строить пятизвездочный отель общей площадью 8500 кв. м на 70-80 номеров. На реализацию проекта инвестору придется потратить $50 млн. По словам Марины Смирновой, оба европейских проекта «Интеко» представляют совершенно различные концепции инвестирования в зарубежные отели. «Курортные объекты уступают в доходности городским отелям, поскольку у них ограничено время эксплуатации. В этом отношении выгоднее покупать гостиницы в Баден-Бадене или Карловых Варах, поскольку эти курорты не привязаны к природным факторам и не зависят от погоды. Они эксплуатируются круглогодично, в отличие от морских или горнолыжных», – говорит эксперт.
Вслед за мастодонтами «московской системы» на зарубежный гостиничный рынок потянулись другие девелоперские компании. Так, компания «Баркли» еще в 2004 году выкупила за $2,5 млн принадлежащий государству двухзвездочный отель в Черногории, рядом с городом Ульцинь на юге Адриатического побережья. Компания объявила о реконструкции отеля стоимостью $25 млн, в результате гостиница должна была стать четырехзвездочной. Однако сроки работ затянулись. Только в конце 2007 года Barkli Montenegro заключила контракт об управлении гостиницей с сетью Iberostar Hotels & Resorts. В свою очередь, весной прошлого года инвесткомпания «Метрополь» Михаила Слипенчука выкупила за $60 млн госпакет в 75% акций у сербской туристической компании «Путник», владеющей островом Святого Марка площадью 30 га в Адриатическом море и более чем десятком отелей на территории бывшей Югославии. «Теперь «Метрополь» собирается купить в Европе еще одну или две гостиничные сети, консолидировать их в единую компанию, а затем привлечь известного международного оператора и, возможно, провести IPO новой структуры», – рассказывает Рубен Алчуджян.
Однако первое место по объемам инвестиций в иностранные гостиничные проекты принадлежит корпорации Mirax Group. Летом 2007 года компания Сергея Полонского за $340 млн. приобрела у турецкой Cengiz Group в Кемере пятизвездочный отель Sungate Port Royal, занимающий площадь 25 га и рассчитанный более чем на 1000 номеров. Затем в сентябре Mirax Group открыла построенный на берегу частного острова Ко-Дек-Куль в Камбодже бутик-отель на 12 номеров. На этот раз компании пришлось потратить намного меньшую сумму. Инвестиции в проект составили около $30 млн. После запуска первых двух проектов в конце ноября Mirax Group анонсировала строительство фешенебельного курорта Astra Montenegro в Черногории, между городами Будва и Бечичи, с общим объемом инвестиций $1,5 млрд. Затем компания вышла на американский рынок, выкупив 13 вилл в Майами. Более того, согласно договоренности с американским партнером, Mirax получит рядом участок площадью около 3,4 га, где также планирует строительство элитной недвижимости.
В гонку за иностранными туристами, помимо упомянутых игроков, постепенно включились и другие компании. Так, в декабре 2007 года Delverton International Group, принадлежащая владельцу сети ресторанов Pasta Project Кириллу Неклюдову, получила право долгосрочной аренды 100 га земли на вьетнамском курорте Фантьен, на побережье Южно-Китайского моря. На этом участке планируется построить две гостиницы 5*,
80 вилл и многоэтажный жилой комплекс. На возведение курорта Неклюдову придется потратить около $200 млн. Не остался в стороне от новой тенденции и ветеран зарубежного гостиничного рынка – компания «Интеко». В конце 2007 года года она пообещала за $400 млн построить сеть отелей в Китае.
«Неуверенность в завтрашнем дне побуждает некоторые компании развивать зарубежные гостиничные проекты. Кроме того, часто легче купить отель за границей, чем у нас, так как в последнее время в Москве цены на недвижимость выросли необоснованно, и добиться окупаемости при высокой цене входного билета не так просто. Кто-то покупает маленькие объекты в Чехии, а кто-то – большой отель в Турции. Единственное, что ограничивает потенциальных инвесторов – это отсутствие навыков работы на зарубежных рынках», – объясняет гендиректор и совладелец управляющей компании Arthurs Hotel Management Сергей Колесников. По словам Марины Смирновой, многие компании стремятся диверсифицировать свои активы, вложив средства в «устойчивые фонды». Как отмечают участники рынка, не последнюю роль играют страновые риски: симптоматично, что активность российских компаний за рубежом выросла в предвыборный год. То, что российские девелоперы занялись зарубежными гостиницами не от хорошей жизни, отчасти подтверждают и сами компании. «Гостиницы не настолько доходный бизнес, как девелопмент. В частности, срок окупаемости отеля составляет от 8 до 12 лет, тогда как девелоперские проекты окупаются за 3 – 5 лет», – отмечает член совета директоров корпорации Mirax Group Максим Темников.
Раскрутить на полную. Несмотря на переоценку своих рисков в России, многие отечественные компании приобретают зарубежные отели не в рамках общей диверсификации бизнеса, а ради раскрутки своего бренда и повышения его капитализации. К этой категории относятся игроки, покупающие зарубежные активы на курортах, популярных у состоятельных россиян, но при этом неспособные генерировать высокую прибыль. В первую очередь это небольшие отели. «Бутик-отели, даже если окажутся сверхуспешными, всегда небольшой бизнес. Обычно гостиницы на 40 – 50 номеров редко собирают более $5 млн. совокупного дохода в год. Поэтому подобные проекты – скорее хорошая возможность для небольших инвестиций», – считает директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев. В частности, в начале 2008 года американское подразделение девелопера RIGroup (ее бенефициаром является известная российская бизнесвумэн Жанна Буллок) объявило о приобретении двух luxury-отелей во французском Куршевеле: Alpes Hotel Du Pralong на 52 номера и Crystal на 51 номер. Сумма сделки не разглашается, однако, по мнению экспертов, каждая гостиница обошлась покупателю примерно в $70 млн. Компания планирует провести реконструкцию объектов, направив на эти цели сумму, не меньшую, чем была потрачена на приобретение. По мнению экспертов, инвестиции в такие проекты способны принести, скорее, опосредованные дивиденды. В частности, российская RIGroup строит несколько подмосковных коттеджных поселков бизнес- и премиум-класса. Покупателями домов такого уровня, как правило, являются потенциальные туристы Куршевеля. Таким образом, компания может сформировать имидж активного игрока сегмента luxury. «Наши компании действительно во многих случаях идут за границу за репутацией и опытом работы на других рынках. Выход на мировые рынки придает российским девелоперам элемент статуса международной компании, которой всегда будут больше доверять», – добавляет Рубен Алчуджян.
Вполне логично, что раскруткой собственного бренда занимаются также российские гостиничные сети, покупающие отели за рубежом. Пока так поступают только две компании: ВАО «Интурист» и Heliopark. Если первая структура в основном получает в управление отели, выкупленные с помощью ресурсов АФК «Система», то вторая работает самостоятельно. В сентябре 2006 года Heliopark Group купила трехзвездный отель Bad Hotel zum Hirsch в Баден-Бадене и реконструировала его до уровня четырехзвездного. В прошлом году Heliopark также стала первой российской гостиничной структурой, которая получила от иностранной компании европейский отель в управление. Сеть подписала десятилетний контракт с британской Prostar Property Investment на управление отелем уровня четырех звезд Heliopark Quellenhof в том же Баден-Бадене. «Основной наш бизнес и центры прибыли находятся в России. Разумеется, прибыльность отелей в Западной Европе ниже, чем, например, в наших подмосковных отелях, однако присутствие на международном рынке – вопрос стратегический. Пока не более 10% ежегодного прироста нашей сети должно происходить за счет зарубежных отелей», – говорит президент и владелец Heliopark Group Александр Гусаков. По словам Марины Смирновой, «для российских гостиничных сетей важно показать, что в их портфеле есть зарубежные активы, и тем самым подчеркнуть, что качество их управления соответствует международным стандартам».
Отчасти на этом же принципе основан и интерес российских туроператоров к строительству отелей на популярных курортах. В частности, в 2005 году компания «Нева» купила четырехзвездочную гостиницу «Алегра» на Золотых Песках в Болгарии. В свою очередь, оператор «Тез Тур» развивает в Турции цепочку из четырех гостиниц под брендом Amara World. Кроме того, в начале 2008 года компания объявила о своих планах по строительству отеля на 600 номеров в египетской Хургаде. По данным Рубена Алчуджяна, «Натали Турс» также рассматривает возможность приобретения гостиниц в собственность, однако пока у компании не хватает ресурсов. «Когда туроператоры выходят в гостиничный бизнес, то они могут достигнуть самого большого синергетического эффекта. Фактически компания начинает загружать сама себя. Такой тип бизнес очень выгоден», – отмечает Сергей Колесников. Кроме того, туроператор за счет подобных вложений улучшает свой имидж. По словам президента компании «Сити-Отель» Николая Шеховцова, «в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке компания возит туристов в свой отель, снижая, таким образом, себестоимость тура и обеспечивая гарантированное качество».
В личных целях. Если крупные девелоперские компании диверсифицируют страновые риски, а гостиничные сети и туроператоры вкладывают деньги в собственный бренд, то структуры некоторых российских миллиардеров приобретают отели совсем с другой целью. Целая когорта предпринимателей покупает курортные номера для себя и друзей. Моду на такие покупки, как и на многое другое, среди российских миллиардеров ввел Роман Абрамович. В октябре 2006 года он приобрел отель Du Cap Eden-Roc на 260 номеров, расположенный на крайней точке мыса Антиб, между Каннами и Ниццей, его общая территория составляет 9 га. Сумма сделки неизвестна, но некоторые участники рынка утверждали, что владелец «Челси» заплатил за легендарную гостиницу до $1 млрд.
Покупки других миллиардеров были скромнее. В апреле 2007 года американский миллиардер российского происхождения Леонард Блаватник приобрел два небольших французских отеля: Grand-Hotel du Cap-Ferrat на Лазурном берегу и Hotel Vendome в Париже. Сумма сделки составила $280 млн. В декабре прошлого года к предпринимателям присоединился их коллега по «золотой сотне» Forbes – глава «Базэла» Олег Дерипаска. Его структуры планируют вложить $10 млн. в реконструкцию трехзвездочной гостиницы Solaria на австрийском горнолыжном курортном городке Лех-на-Арльберге. Старое здание гостиницы уже снесено, а на его месте предполагается построить фешенебельный бутик-отель на 18 номеров.
Таким образом, преследуя различные цели, российские предприниматели с каждым годом множат свои зарубежные гостиничные проекты. «Причины в каждом случае свои – кто-то формирует себе респектабельный имидж на Западе, кто-то расширяет географию, чтобы стать более привлекательным для инвесторов. Однако в качестве основного мотива можно назвать диверсификацию портфеля вложений за счет включения в него зарубежных активов, в меньшей степени подверженных политическим рискам», – говорит исполнительный директор УК «Финам Менеджмент» Андрей Шульга. Именно этим объясняется активность российских игроков за границей в преддверии выборов. Однако при этом, по словам Николая Шеховцова, массовой тенденции к покупке отелей за рубежом пока все же нет. «Об этом можно будет говорить, когда наши соотечественники обратят внимание на городские бизнес-отели, не уникальные или выдающиеся, но вполне доходные объекты. Пока отели за границей чаще всего приобретаются «на будущее», – утверждает эксперт. (Компания)
«Конти» инвестирует $400 млн. в строительство гостиничных комплексов в Адыгее
Группа компаний «Конти» планирует построить в Республике Адыгея четыре гостиничных комплекса с медицинскими центрами. Средняя стоимость строительства одного комплекса около $100 млн. Инвестиции в проект оцениваются, соответственно, в $400 млн.
Гостиницы будут выполнены в классическом стиле XVIII-XIX веков, с современным оснащением, бассейнами и различными зонами отдыха. Предполагаемые сроки реализации проекта - 3-5 лет с момента начала строительства. Окупаемость проекта рассчитана на 7-9 лет с учетом круглогодичного функционирования гостиниц.
Соглашение о совместной деятельности между исполнительной властью Республики Адыгея и группой «Конти» было подписано в Доме правительства Адыгеи (Майкоп) в конце прошлой недели. Президент группы компаний «Конти» Тимур Тимербулатов подчеркнул: «Крайне обидно, что из-за неразвитости инфраструктуры и туристического бизнеса уникальное многообразие Адыгеи на сегодняшний день практически недоступно для посещения туристами». После завершения строительства в новых гостиничных комплексах одновременно смогут отдыхать более тысячи человек, сказал он.
Группа компаний «Конти» создана в 1992 году для строительства и реконструкции объектов в Москве, Подмосковье, регионах России и Ближнем зарубежье. Наиболее известные проекты компании - высотные здания «Эдельвейс» и «Континенталь», уникальная усадьба «Покровское-Глебово», элитный жилой комплекс «Покровский берег», коттеджный поселок «Горки-8», поселок «Ильинка». (Интерфакс)
Rinaldi Hotels Group выходит на кубанский гостиничный рынок
Группа компаний Rinaldi Hotels Group (Санкт-Петербург) планирует открыть в текущем году 1 мини-отель в Краснодаре на условиях франшизы. Об этом газете «Коммерсант» сообщила директор по развитию Rinaldi Hotels Group Кристина Гунуева, выбор Краснодарского края для реализации первого регионального проекта ГК продиктован динамичным развитием края, дополнительным стимулом к которому стало решение МОК о проведении в Сочи зимней Олимпиады в 2014 году. «Краснодар привлекателен в первую очередь своей бизнес-клиентурой, а Сочи— ярко выраженной курортной направленностью», — подчеркнула К. Гунуева. По ее словам, мини-отель в Краснодаре откроется уже в этом году на условиях франшизы. Договор франчайзинга компания заключает с индивидуальным предпринимателем.
Имя покупателя франшизы пока не раскрывается. Конкретные сроки открытия отелей в Большом Сочи К. Гунуева не назвала, но сообщила что ведутся переговоры с инвесторами и владельцами гостиничного бизнеса в Сочи, которые хотели бы работать под брендом Rinaldi. Необходимый размер инвестиций в проект госпожа Гунуева не назвала. «Специфика сочинского рынка заключается в его сезонном характере, а наш формат предполагает круглогодичный режим работы. Поэтому, чтобы обеспечить загрузку отелей в межсезонье, необходимо вывести на рынок новые виды туристических услуг, которые бы привлекали в регион туристов на протяжении всего года», — отмечает К. Гунуева. С этой целью компания ведет поиски партнера в развлекательно-туристической сфере.
ООО «Ринальди хотелс групп» основано в 2006 году, выполняет проекты по созданию и управлению недвижимостью в ресторанном и гостиничном бизнесе. Имеет 5 дочерних компаний в Санкт-Петербурге. Реализованные проекты — сеть мини-отелей Rinaldi комплектацией от 4-х до 24-х номеров, молодежная гостиница Antonio House и бесплатная справочная служба гостиниц в Санкт-Петебурге. (Юга.ру)
«Интурист» займется Калмыкией
АО «Интурист» займется реализацией соглашения, подписанного в прошлом году президентом компании Александром Арутюновым, по развитию туристической инфраструктуры Калмыкии. Компания возьмет на себя завершение строительства туристической базы в Юстинском районе. Предполагается, что объем финансирования составит 70 млн. рублей. Кроме того, «Интурист» проведет обучение персонала и включит объект в свою инфраструктуру.
«Интурист» также намеревается приобрести в собственность единственный отель уровня трех звезд, находящийся в Элисте. (hospitality.ru)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»