Hotel & Resort 27 марта 2012 г.
Объем инвестиций в гостиницы России стремительно растет
По результатам исследования Hotel Investment Highlights, проведенного компанией Jones Lang LaSalle Hotels, в 2011 году объем инвестиций в гостиничную недвижимость в регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) увеличился на 5% по сравнению с 2010 годом и составил €8,1 млрд. При этом Россия продемонстрировала впечатляющую динамику: этот показатель увеличился по сравнению с 2010 годом почти в семь раз.
Прошедший год был крайне активным на инвестиционном рынке, несмотря на растущую неопределенность в связи с кризисом в Еврозоне. Наблюдалось движение в сторону качественных активов. Цены на «трофейные» объекты в ключевых городах достигли рекордных высот, увеличив при этом разрыв между стоимостью активов премиального и среднего классов. Несмотря на высокую цену за номер и низкую доходность, большинство таких «трофейных» отелей были приобретены ближневосточными и азиатскими инвесторами, главным образом состоятельными частными лицами и государственными инвестиционными фондами.
Объем портфельных сделок в минувшем году увеличился на 16% по сравнению с 2010 г. и достиг уровня €3,29 млрд. Это было обусловлено реализацией двух гостиничных портфелей – Mint и European InterContinental, проданных за €698 млн. и €450 млн. соответственно.
Несмотря на заметное увеличение числа портфельных сделок, большинство транзакций в гостиничном сегменте происходило с отдельными объектами. На них пришлось 60% от общего объема инвестиций в гостиничную недвижимость в 2011 году. Сделки стоимостью менее €50 млн. составили порядка 78% покупок, и лишь в 3% случаев фактическая цена сделок превышала 200 млн евро.
Объем инвестиционных сделок в гостиничном сегменте в регионе EMEA в 2011 году
Самым ликвидным рынком в регионе EMEA вновь стала Великобритания, общий объем сделок здесь составил €2,9 млрд. На второе место вышла Франция с транзакциями на сумму €1,1 млрд., за ней следует Германия – около €800 млн.
В России этот показатель в секторе гостиничной недвижимости в 2011 году составил около $0,9 млрд. (порядка €700 млн.). Зато динамика была одной из лучших в регионе: по сравнению с 2010 годом объем инвестиций в российский гостиничный рынок, как уже было сказано выше, увеличился почти в семь раз, в основном за счет одной крупной сделки (как и прежде, в России продавались исключительно единичные гостиничные объекты). В итоге знаковой для российского рынка стала продажа гостиницы Ritz-Carlton Moscow, которая также вошла в число крупнейших транзакций в этом сегменте в Европе. А завершился 2011 год еще одним событием – продажей столичной гостиницы «Националь» на аукционе.
«Ожидаемый объем инвестиционного предложения в гостиничном сегменте позволяет сделать вывод, что в 2012 г. объем транзакций на этом рынке в России сохранится как минимум на уровне прошлого года или даже превзойдет его. В нынешнем году инвесторам будет предложен ряд знаковых гостиничных объектов – как в Москве, так и в регионах. Особенностью года может стать закрытие первых портфельных сделок с отелями в России, которых прежде на нашем рынке не было», – говорит исполнительный вице-президент и глава инвестиционного направления Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ Алексей Слесарь. В целом, по прогнозам компании, в 2012 г. объем инвестиций в гостиничный рынок EMEA останется стабильным и составит примерно €8,1 млрд.
Пока Москва дешевеет, мировые столицы дорожают
В то время как цена на проживание в московских отелях несколько снизилась, стоимость гостиничного номера во многих других мегаполисах продолжает расти. В ряде популярнейших городов мира постояльцам придется выложить больше денег по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя некоторые столицы тоже подешевели, сообщает hotel.info.
Тем не менее, несмотря на небольшое падение в цене, гостиницы Москвы по-прежнему самые дорогие в Европе.
Результаты барометра гостиничных цен hotel.info
по европейским столицам (цены в рублях)*
* Речь идет о европейских столицах численностью населения 500 тыс.человек и более.
Пересчет валюты осуществлялся по среднему курсу для каждого месяца.
Итак, Москва снова стала самым дорогим пунктом назначения для гостей отелей среди всех европейских городов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цена снизилась приблизительно на 2% и составила 7227 рублей. Столица Норвегии Осло, где средняя стоимость номера равнялась 6335 рублей, занимает второе место. В Варшаве рост цен (в среднем на 3%) можно объяснить приближением Чемпионата мира по футболу 2012 года, который состоится в Польше через несколько месяцев.
Сравнение результатов барометра гостиничных цен hotel.info
по другим столицам и крупным городам мира (цены в рублях)
Особенно огорчительны эти изменения для туристов, планирующих посетить Сидней. Цена за ночь в гостинице здесь выросла в среднем на 19%, составив 7510 рублей. Рио-де-Жанейро занимает второе место: стоимость поднялась более чем на 20% и достигла 7415 рублей. Что неудивительно: в преддверие карнавального сезона, который в 2011 г. пришелся на март, город собирает более миллиона гостей. В других мегаполисах, таких, как Сингапур, Гонконг, Буэнос-Айрес, также наблюдается рост цен на гостиничные номера.
Берлин – мировая столица гостиничного и туристического бизнеса
Благодаря двум мероприятиям, проходившим в Берлине в начале месяца – инвестиционному гостиничному форуму IHIF 2012 (5-7 марта) и выставке ITB Berlin (7-11 марта), столица Германии стала еще и общемировой столицей гостиничного и туристического бизнеса.
Форум IHIF 2012, важнейшее событие для отельеров всех стран, состоялся уже в 15-й раз. По традиции он проходил в Hotel InterContinental Berlin, и в этом году собрал 1707 представителей индустрии гостеприимства из 57 стран. Как и прежде, организатором выступила компания Questex Hospitality+Travel совместно с Bench Events.
Большинство участников интересовались перспективами развития своего бизнеса в условиях новой волны финансово-экономического кризиса. Авторитетные докладчики, приглашенные организаторами форума, не обманули ожидания делегатов IHIF 2012. В своих выступлениях на пленарных заседаниях в первые два дня форума спикеры дали подробный анализ мировой экономической ситуации и сделали прогнозы, касающиеся гостиничной индустрии.
Дэвид Скаусилл, президент и CEO организации World Travel and Tourism Council (WTTC), отметил, что индустрия туризма нуждается в восстановлении после глобальных катастроф (землетрясения и цунами в Японии, наводнения в Таиланде и т.п.). И первые признаки ее восстановления, например после глобальной рецессии, уже проявляются. Докладчик также указал на заметный прогресс Индии и Китая, которые к 2022 году предположительно будут давать треть глобального GDP в туризме и путешествиях. Также, согласно прогнозу, к этому сроку мировая туристическая индустрия создаст 328 миллионов рабочих мест, что означает каждого занятость в этой сфере каждого десятого работника в мире.
На такое преимущество гостиничной индустрии как мирового работодателя указал также и профессор Иан Голдин, директор Oxford Martin School, профессор департамента глобализации и развития Оксфордского университета. Он подчеркнул, что рабочие места в гостиничной сфере особенно актуальны для тяжелых времен. Как все мы знаем, вакансии в hospitality подразумевают обучение на рабочем месте, возможность трудоустройства сотрудников из разных стран, а также беспроблемное перемещение рабочей силы внутри индустрии. Да и первоначальные требования к соискателям не слишком высоки, поэтому для нынешнего экономического климата подобные рабочие места практически идеальны.
Центральным выступлением второго дня форума стал доклад «Строгий взгляд на то, где мы находимся по спросу и инвестиционному циклу. Насколько хрупкой является мировая финансовая система и как все это должно нас беспокоить?». Докладчиком выступил Дэниэл Торнили, президент компании DT-Global Business Consulting GmbH. «Глобальный экономический спад научил нас тому, что мы все связаны и более уязвимы, чем когда-либо прежде. Мировыми лидерами бизнеса становятся те, кто может предвидеть риски, видит взаимопроникновение систем и развивает оборонительные стратегии вокруг них», – сказал г-н Торнили. Он также отметил определяющую роль Китая в мировой экономике». По его мнению, страна сейчас старается справиться с ростом ВВП, превышающим 9%, чтобы сделать его более управляемым и удерживать в пределах 7%. Однако опасен и противоположный вариант: если Китай позволит ВВП опуститься до уровня 5-6%, то это болезненно отразится на всех нас.
Доклады именитых экспертов подтвердили опасения многих участников форума. Большинство теперь сходятся во мнении, что экономика Греции, скорее всего, потерпит крах. Вопрос лишь только в том, кто и когда «упадет» вместе с ней.
Правда, евро, скорее всего, выживет, выдержав удары. При этом гостиничный девелопмент в Европе искусственно притормозил развитие до тех пор, пока сохраняется неопределенность вокруг кризиса суверенного долга. Впрочем, во второй день форума участники панельной дискуссии «Нестандартное мышление» убедительно аргументировали оптимистичное будущее гостиничной индустрии. В частности, именно в такой вариант развития событий верят председатель совета директоров и CEO компании Accor Дени Энекен, президент и CEO Carlson и председатель совета директоров Rezidor Hotel Group Хьюберт Джоли, президент и CEO Starwood Hotels & ResortsWorldwide Фриц ван Пашен и другие «зубры» отрасли.
Новым направлениям в информационных технологиях были посвящены несколько панелей форума. На них рассматривались, в частности, разные аспекты применения социальных СМИ и появившиеся недавно каналы распределения типа купонных сайтов, а также реакция индустрии на их появление.
Международная туристическая биржа ITB Berlin, которая началась в последний день IHIF, является абсолютным лидером среди всех международных экспозиций по туризму как по масштабам, так и по своему значению. О размерах этой выставки, 46-ой по счету, красноречиво говорят следующие цифры. Побывало на ней более 113 тыс. профессиональных посетителей (39,7% приехали из-за рубежа), участие приняли более 10,5 тыс. экспонентов из 187 стран, более 59 тыс. человек из Берлина и Бранденбурга навестили выставку в выходные дни, чтобы разузнать о новых направлениях и актуальных предложениях.
По-прежнему в центре внимания были «День гостеприимства», «День будущего», «День бизнес-путешествий», «Форум экспертов по веллнесс», а также весь раздел «Технология путешествий», различные сессии которого с большим успехом проходили в течение первых трех дней. Кстати, представители России в них участвовали впервые. Ну, а Египет, ставший в этом году страной-партнером ITB, имел возможность убедиться во впечатляющей солидарности, которую демонстрирует мировая туриндустрия.
Никита Савояров, специально для RATA-news
Constance Hotels: новости сети
В конце прошлого года в России открылось представительство Constance Hotels. Компания активно продвигает на отечественном рынке свои отели сегмента luxury, в котором занимает ведущие позиции.
Компания была основана еще в 1975 году. Сегодня сеть весьма успешна, тем более что гостиничных цепочек подобного уровня с различными локациями и аккуратным балансом средств размещений из расчета «два отеля в одной стране» в мире практически больше нет. Клиентам предлагаются лучшие места отдыха в Индийском океане. На Маврикии это Le Prince Maurice и Belle Mare Plage, на Мадагаскаре – Tsarabanjina, на Сейшелах – Lemuria Resort, Ephelia Resort и на Мальдивах – Halaveli Resort, Moofushi Resort.
Практически каждая гостиница необычна сама по себе, поскольку руководство компании старается по максимуму использовать все предоставляемые природой возможности для привлечения клиентов. Например, из ресторана Deer Hunter при отеле Constance Belle Mare Plage 5*, расположенном рядом с полем для гольфа, днем можно наблюдать за игрой спортсменов, а в вечернее время любоваться пасущимися оленями. А в Prince Maurice 5* deluxe есть «домашняя» акула, которая случайно оказалась в прилегающем к отелю водоеме после шторма, да так и прижилась, развлекая посетителей ресторана на воде.
Интересна и ценовая политика компании: за более чем умеренную для подобного сервиса сумму можно отдохнуть в первоклассных отелях. Например, в упомянутой уже Prince Maurice, одной из популярнейших гостиниц сети, неделя проживания на базе полупансиона составляет порядка 100 тысяч рублей, что для средства размещения такого уровня весьма недорого. Кстати, именно тут останавливались Майкл Дуглас с Кэтрин Зета-Джонс, Марион Котийяр и другие знаменитости.
Одной только организацией отдыха на высшем уровне услуги сети не ограничиваются. Уже шестой раз подряд Constance Hotels совместно с отелями Relais Bernard Loiseau организует ежегодный кулинарный фестиваль. Всемирно известное действо проводится на территории отеля Constance Belle Mare Plage.
В этом году фестиваль длится с 25 марта по первое апреля и включает в себя несколько мероприятий. Завершится он соревнованием 6 мишленовских шеф-поваров сети Constance Hotels в Индийском океане. Курируют событие президент Bernard Loiseau SA и международный вице-президент Relais et Chateaux Доминик Луазо, а также шеф-повар Патрик Бертрон. Главная цель фестиваля – обмен бесценным опытом и навыками среди экспертов кулинарного мастерства международного масштаба.
Один из самых любопытных моментов в ходе конкурса – приготовление смеси специй, а также съемки в условиях реального времени с покупкой необходимых для соревнования ингредиентов на местных рынках. Интересно также состязание сомелье на лучшее вино к ужину от шести шеф-поваров Constance Hotels.
Jumeirah Group взяла под опеку отель-музей в Стамбуле
По итогам подписанного с турецкой компанией Demsa Group соглашения, с первого мая 2012 года Jumeirah Group берет на себя управление роскошным отелем-музеем, который будет называться Pera Palace Hotel Jumeirah.
Впервые Pera Palace Hotel был открыт в 1892 году. Предназначался он для самых искушенных путешественников, прибывающих в Стамбул на знаменитом поезде «Восточный экспресс». В изящном и неброском дизайне гостиницы скомбинированы стили ар-нуво, неоклассики и востока. В оформлении использован знаменитый белый каррарский мрамор, изысканные муранские люстры, а также ковры Ушак ручной работы. Известный как старейший отель класса люкс в Стамбуле, Pera Palace может похвастаться первым электрическим лифтом в Турции.
Здесь останавливались многие мировые знаменитости, начиная с основоположника современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка до членов королевских семей и таких легенд ХХ века, как Агата Кристи, Грета Гарбо, Альфред Хичкок и Эрнест Хемингуэй. Номер, в котором предпочитал жить Ататюрк, приобрел статус музея. Вниманию посетителей представлены личные вещи турецкого лидера и документы, связанные с его визитами в отель в период с 1917 года вплоть до самой его смерти в 1938 году.
Расположенная в европейской части Стамбула, в динамичном районе Бейоглу с богатым культурным наследием, а также в непосредственной близости от бухты Золотой Рог, Босфора и международного аэропорта, гостиница предлагает клиентам 115 номеров, включая 16 люксов. В отеле была произведена значительная реконструкция, после которой он вновь открылся в сентябре 2010 г. В конце прошлого года права на пользование были переданы Demsa Group, которая сейчас и выбрала новую управляющую компанию. Таким образом, это будет девятнадцатая гостиница в портфолио роскошных отелей, курортов и апартаментов Jumeirah Group.
Новый информационный портал для сегмента MICE
На днях был запущен новый информационный онлайн-портал StarwoodMeetings.com, созданный для организаторов мероприятий и сообщающий актуальную и детальную информацию на всех этапах подготовки к выбранному событию.
С его помощью можно легко найти нужную площадку для проведения мероприятия в более чем 1 000 отелей и курортов Starwood по всему миру. Здесь представлены подробные данные об отелях и брендах сети, а также о растущем глобальном портфолио компании. Удобный в навигации сайт с характеристиками гостиниц, интегрированными картами с фотографиями и поэтажными планами, программой Compare View для сравнительного анализа с другими средствами размещения и информацией о спецпредложениях позволяет любому пользователю получить все необходимые сведения о том или ином отеле. Информация на портале легкодоступна, и существенно упрощает процесс планирования мероприятий.
Продана самая большая гостиница Ростова-на-Дону
Крупный российский рантье Александр Куликов обзавелся пятым отелем. Компания его союза «Маринс групп» за 750 млн руб. купила самую большую в Ростове-на-Дону гостиницу «Ростов». Другие отели группы находятся в Сочи, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске.
Отель был продан Российским аукционным домом (РАД) за 750 млн. руб. на голландском аукционе на понижение (начальная цена была 890 млн. руб.). Покупателем стало нижегородское ЗАО «Инсайд», рассказал начальник отдела недвижимости ростовского филиала РАД Евгений Теняков.
«Инсайд» принадлежит нижегородским же ООО «Технология-НН» (90%) и ООО «Техмаркет» (10%); 100% «Технологии-НН» – у председателя совета союза «Маринс групп» Александра Куликова, 100% «Техмаркета» – у топ-менеджера «Маринс групп» Сергея Юрлова.
В «Маринс групп» входят предприятия сферы гостеприимства, строительства и управления коммерческой недвижимостью, металлоторговли, химического производства и сельского хозяйства. До сих пор отельный бизнес союза был представлен гостиницами в Сочи (4*, 397 номеров), Новосибирске (4*, 290 номеров), в Нижнем Новгороде (3*, более 500 номеров) и Екатеринбурге (3*). Три из них называются «Маринс парк отель», четвертая – «Новосибирск». Также в союз входят ЦУМ и два торговых центра «Муравей» в Нижнем Новгороде, три бизнес-центра (один в Нижнем Новгороде и два в Москве).
Forbes поставил Куликова на 23-е место в топ-30 крупнейших российских рантье за 2011 г., оценив его доход от сдачи недвижимости в аренду в $55 млн.
В гостинице «Ростов» 3* 374 номера, ее площадь составляет около 25 тыс. кв. м. Отметим, что РАД продал только 19581 кв. м гостиницы, у остальных площадей другие владельцы. Ранее отель принадлежал Сбербанку, получившему его от группы «Донинвест» за долги входящего в группу «Тагаза». В конце декабря РАД пытался продать «Ростов» за 950 млн. руб., но аукцион перенесли. «На гостиницу было несколько претендентов, но в результате переговоров с ними пришли к выводу, что стартовая (минимальная) должна быть понижена», – рассказывал директор ростовского филиала РАД Андрей Васильев.
Представитель «Маринс групп» затруднился ответить, будет ли компания сама заниматься отелем. С марта 2011 г. «Ростовом» управляет группа «Дон-плаза», а в сентябре она взяла его в аренду. По мнению генерального директора «Донплаза» Андрея Демишина, реальная стоимость отеля не превышает 700 млн. руб., поскольку объект требует больших вложений. При этом гостиницу нельзя назвать бесперспективной: она удобно расположена в 8 км от аэропорта и в 1 км от железнодорожного вокзала. Территориально это самый центр делового Ростова, где находятся крупнейшие магазины, банки, рестораны и офисы.
Самое крупное средство размещения города и области предлагает номера от эконом-класса до пятикомнатных апартаментов и может одновременно принять более 400 гостей. Этот демократичный отель с развитой инфраструктурой оптимально подходит для корпоративных заездов и служебных командировок. (Ведомости)
«Кемпински» собирает талантливых сомелье
Отель «Балчуг Кемпински Москва» впервые провел конкурс молодых дарований «Fresh Faces – талантливые cомелье», чтобы предоставить возможность молодым специалистам убедить международное жюри в своем профессионализме.
К участию допускались дипломированные профессионалы винного бизнеса не старше 30 лет, с не более трехлетним опытом работы в этой сфере. В итоге конкурсантами стали 20 сомелье из России, Украины и Голландии. В состав жюри вошли легендарный винодел из Мозеля Эрнст Лозен, региональный менеджер по странам СНГ знаменитой винной компании «Торрес» Иван Лозино, профессор германской школы отельного бизнеса Hotelfachschule Heidelberg Доминик Трик, глава винной школы «Энотрия» Сандро Хатиашвили и другие.
Конкурс проходил в три этапа. Первые два были, скорее, теоретическими. Зато в финале троим участникам – Сергею Косыгину, Роману Сосновскому и Юрию Прохорову (на фото с дипломами) – было предложено проявить себя во время импровизированного визита «гостей», а также пройти «слепую» дегустацию перед аудиторией.
Наиболее интересным призом стала стажировка в «Лоренц Адлон», ресторане-обладателе двух звезд «Мишлен» легендарного берлинского отеля «Адлон Кемпински».
Конкурс планируется проводить ежегодно.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»