Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

RATA-news Hotel & Resort-12

Сравнительный анализ гостиничной базы Москвы и Парижа

На конец 2005 года в Париже, по данным префектуры этого города, насчитывалось 1446 гостиниц - 74967 номеров. Это 5% от общего объема номерного фонда страны.

Источник: Colliers International, 2005 Источник: Paris Conviction and Visitors Bureau, 2005

Москва насчитывает фактически около 200 гостиниц (по официальной статистике - 167) на 34735 номеров. При этом столица концентрирует почти 20% всего номерного фонда России.

В Москве, в отличие от Парижа, более высока доля гостиниц верхнего сегмента, тогда как средний и нижний представлены значительно слабее. Другой проблемой гостиничной отрасли в столице России является существование большого количества отелей, не прошедших сертификацию и не имеющих официального права позиционироваться в том или ином «звездном» сегменте. Они отнесены к числу «неатестованных средств размещения». В Париже существует больше четкости в этом вопросе: все гостиницы обязаны пройти процедуру сертификации, подтверждающую уровень соответствия отелей требованиям той или иной категории. Процедура, кстати, носит заявительный характер, в нормативных документах нет указаний на ее стоимость - предполагается, что если какие-то платежи и производятся, то они минимальны. Если гостиница не соответствует требованиям, предъявляемым к отелям уровня 1 звезда, она классифицируется в соответствующем разряде («без звезд»).

Во Франции более строгий подход к присвоению отелю максимальной категории – 4* lux. Так, в Париже всего 5 таких отелей, а в Москве на максимальную категорию классности претендует в 2 раза больше гостиниц.

Развитие рынка. За 2003-2005 гг. в Париже было введено 1027 номеров, и 9 гостиниц были закрыты на реконструкцию. Строились, в основном, гостиницы класса 4*, а закрывались на реконструкцию отели экономического и среднего класса. За этот же период увеличилось количество парижских объектов размещения, включенных в международные гостиничные сети (с 40% от общего объема рынка в 2003 г. до 47% в 2005 г.).

В Москве за этот же период было построено 7 и реконструирована 1 гостиница, их общая вместимость 1040 номеров. Основной прирост наблюдался в сегменте отелей класса «люкс» (5*) и первого класса (4*). Закрыты на реконструкцию 5 отелей объемом не менее 5000 номеров. Отели среднего и более низких сегментов пока не строятся. Сетевые гостиницы увеличили свою долю с 9% в 2003 году до 12% в 2005 году.

География рынка. Почти 50% всей гостиничной базы Парижа сконцентрировано в центре города. В Москве в Центральном административном округе расположено только 31% всех городских отелей. Классность центральных гостиниц максимальна как в Москве, так и в Париже. В столице Франции все 5 отелей класса 4* lux расположены в пределах центральной части города. В то же время, в центре Парижа гостиницы верхнего сегмента (4* и 4* lux) составляют только 17% от общего объема расположенных в этой географической зоне отелей, а в Москве доля этого сегмента в центре города превышает 40%.

Динамика турпотока. В 2004 году столицу Франции посетили 8,75 млн. иностранных туристов, ночевавших в средствах размещения. В гостиницах Москвы за тот же период остановились 1,3 млн. иностранцев, включая граждан стран СНГ.

В целом конъюнктура гостиничного рынка Парижа в течение последних 2-3 лет характеризуется падением спроса на гостиницы. Средняя загрузка по рынку сократилась с 73,6% в 2002 году до 68,4% в 2003. В Москве в это же время спрос был примерно на том же уровне - 70%, но, в отличие от французской столицы, в нашем городе по этому показателю отмечался существенный рост (2003/2002 год рост загрузки составил почти 15 пунктов).

Максимальным спросом в столице Франции пользуются гостиницы эконом-класса (2*), то есть спрос ориентирован на самое дешевое размещение. Разница в загрузке гостиниц верхнего сегмента (4*) и нижнего (2*) составляет здесь 5,7 пунктов. В Москве спрос на гостиницы верхнего и нижнего сегмента сегодня почти одинаков, а в 2003 году разница составляла 4,8 пункта.

В 2003 году отели парижской столицы стоили в среднем на 20% дороже, чем в Москве. Однако, начиная с этого времени, гостиницы Парижа пытаются выровнять падающий спрос путем предоставления скидок, что отражается на средней цене продаж. В Москве же наблюдается противоположная тенденция. Поэтому в 2005 году гостиницы верхнего сегмента Москвы продавались дороже французских аналогов на 25-30%.

Объекты показа. Париж, в отличие от Москвы, традиционно привлекает мощный поток туристов, что объясняется наличием соответствующего потенциала.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПАРИЖА И МОСКВЫ (2004 ГОД)
Показатель Париж Москва
Количество музеев 137 62
Количество посетителей музеев 21,8 млн. 16,2 млн.
Наиболее известные музеи и количество посетителей Эйфелева башня (6,23 млн. в год)
Лувр (6,2 млн.)
Центр Жоржа Помпиду (5,37 млн.)
Музей Орсэ (2,59 млн.)
Кремль и музеи (1,67 млн. в год)
Третьяковская галерея (1,2 млн. в год)
Коломенское (6 млн. в год)
Количество театров 141 85
Источник: OTCP-GARP-Pariscope Федеральная служба госстатистики РФ

Использование туристского потенциала Москвы затрудняется визовой реальностью, удаленностью города от основных источников спроса и другими причинами, достаточно подробно освещаемыми в соответствующих исследованиях.

Конгрессно-выставочный туризм. На долю Парижа приходится 2,4% всемирного рынка конгрессов и выставочных мероприятий, что позволило городу возглавить список 10 топ-направлений конгрессного туризма в 2004 году. Ежегодно в городе проводится 250-300 крупных мероприятий с числом участников более 300. Для того чтобы мероприятие было зарегистрировано как крупное, необходимо, чтобы в составе его участников не менее 40% приходилось на иностранных граждан (число стран – не менее 5).

В Москве точных статистических данных по количеству конгрессов не имеется, можно предполагать, что в год проводится чуть более 50 таких мероприятий.

Пока Москва отстает от Парижа и по уровню развития выставочной инфраструктуры. Крупнейший выставочный комплекс нашей столицы, сравнимый по площади с французскими аналогами, требует комплексной реконструкции. Комплексы, соответствующие международным требованиям, существенно уступают французской столице по размеру площади, предлагаемой для проведения выставочных мероприятий.

На основных выставочных комплексах Парижа в год проходит свыше 1700 мероприятий, включая 380 выставок, 311 конгрессов и более 1000 крупных деловых встреч. В Москве на базе ВВЦ (ВДНХ) – крупнейшего по площади выставочного центра – проходит 150 мероприятий в год.

В целом, как показывает сравнительный анализ, степень развития гостиничной базы рассматриваемых городов соответствует уровню развития спроса на временное размещение, формируемого под воздействием целого комплекса причин и следствий экономического и историко-политического характера. Делать выводы и давать рекомендации по поводу направлений дальнейшего развития гостиниц Москвы, опираясь только на данные статистики, в отрыве от контекста, определяющего специфику рынка рассматриваемых городов, также некорректно, как ставить уровень развития гостиниц в прямую зависимость от количества жителей, постоянно проживающих в том или ином городе. Вместе с тем, сравнительный анализ формирующегося и зрелого рынка дает пищу для размышлений, которые могут подсказать оптимальные пути решения проблем, общих для гостиничной индустрии. С этой точки зрения такие «упражнения» не только познавательны, но и полезны. (Марина Смирнова, Colliers International, специально дляRATA-news Hotel & Resort)

«Сити-отель» получил марку BestWestern

Поставлена точка в трехлетних переговорах между российским девелопером "Сити-отель" и крупной американской гостиничной сетью Best Western. На днях стороны заключили договор, согласно которому "Сити-отель" построит под американским брендом более 40 отелей в России, 10 из которых разместятся в Москве.

Компания "Сити-отель" получила франшизу на использование гостиничного бренда Best Western. Переговоры об этом велись с 2002 года. О том, что договор все же был заключен, рассказал президент холдинга Bonita Group Николай Шеховцов ("Сити-отель" входит в состав холдинга). "Сделка была оформлена в конце прошлой недели. Сумма контракта пока окончательно не утверждена, - отметил г-н Шеховцов. - Best Western предложила два варианта финансирования, но не исключено, что появится и третий вариант, переговоры на эту тему еще ведутся",- отметил Шеховцов. В Best Western комментировать сделку отказались.

Best Western - одна из крупнейших гостиничных сетей в мире. В ее состав входит более 4,2 тыс. гостиниц, расположенных в различных странах мира, в том числе 1307 в Европе. По словам заместителя директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марины Смирновой, стоимость франшизы сети зависит от количества номеров. «Это около $450 за номер, а мастер-франшиза может стоить $200-300 тыс. Основное условие: держатель мастер-франшизы должен обеспечивать приток новых членов», - рассказала г-жа Смирнова. Сегодня в России под маркой Best Western работает гостиница "Нептун" в Санкт-Петербурге, а ранее - гостиница "Арт отель" на Соколе в Москве.

В ближайшие пять лет "Сити-отель" построит под американским брендом более 40 отелей по всей России, из которых 10 планируется разместить в Москве. В частности, в 2004 году "Сити-отель" уже начал строительство первой гостиницы сети (на 152 места общей площадью 7 тыс. кв. м) рядом с «Шереметьево». Ее открытие намечено на сентябрь этого года. Кроме того, уже в ближайшее время начнется строительство отелей класса 3* у метро "Беговая" и 4* на улице 1905 года. «Мы предполагаем развивать два формата гостиниц: основной акцент будет сделан на сегмент три звезды, однако ряд объектов будут позиционировать в классе люкс - четыре или пять звезд", - отметил Николай Шеховцов.

Эксперты называют такую схему логичной, а действия "Сити-отеля" - своевременными. "Это решит многие проблемы гостеприимства в Москве и регионах. Все-таки ниша трехзвездных отелей сегодня абсолютно не занята", - говорит руководитель департамента развития компании "Русские отели" Андрей Механиков. "Дефицит качественных трех-четырехзвездных гостиниц сегодня составляет около 90%", - добавляет управляющий партнер Satchers Антон Кудряшов. (Бизнес)

Петербурга внес коррективы в программу развития гостиниц

25 апреля правительство Санкт-Петербурга внесло очередные изменения в программу развития гостиничной инфраструктуры. Этот документ является частью программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра и входит в городской перечень стратегических проектов.

Ожидается, что через 5 лет северную столицу будут ежегодно посещать не менее 5 млн. туристов. Чтобы разместить всех гостей, городу нужно постоянно вносить коррективы в программу развития гостиничной инфраструктуры. Необходимо учитывать уже построенные объектов, отказы инвесторов от некоторых предложений, а также вносить в программу новые перспективные адреса. Сейчас в Петербурге строятся 18 гостиниц на 1,5 тыс. номеров, 63 проекта находятся в стадии инженерных изысканий, по 22-м разрабатывается проектная документация. Если суммировать количество строящихся и имеющихся гостиниц, получится половина от необходимого городу объема. Сегодня в перечень включены 53 новых адреса (зданий и участков) и исключены 40 адресов, сообщает пресс-служба главы города.

По данным городской администрации, в Петербурге сейчас работают всего 311 гостиниц на 17,3 тыс. номеров. В том числе 9 отелей класса 5*, 176 – 4*, 87 – 3* и 199 - эконом-класса, включая зарегистрированные мини-отели.

На 1 тыс. жителей Санкт-Петербурга приходится около 7 гостиничных мест. Для сравнения: в Москве этот показатель составляет 10 гостиничных мест, в Праге - 12,5, в Берлине - 14,5, в Париже - 18. Для выхода на среднеевропейский уровень - 14-15 мест на 1 тыс. жителей – Петербурге необходимо удвоить количество гостиничных номеров.

Летом 2004 г. для развития гостиничного рынка Санкт-Петербурга была принята программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры, которая утвердила адресный перечень зданий и земельных участков на 170 гостиниц практически во всех районах города. В перечне были указаны 100 адресов, предназначенных для новых проектов, и 70 адресов уже существующих проектов. В городе еще есть здания и участки, где могут появиться гостиницы. Поэтому адресный перечень может корректироваться и дальше. (ABNews.ru)

Кто расширит географию онлайн предложений отелей?

Присутствие голландской компании HROS на российском рынке онлайн бронирования дает свои результаты, причем иногда неожиданные. Так, координатор по работе с российскими отелями Сергей Фролов считает, что явный лидер по количеству предлагаемых гостиниц онлайн в России, как ни странно, не московские отели, а петербургские. «По активности подключения к нашей системе бронирования гостиниц Петербурга мы можем сделать вывод, что в северной столице еще силен дух новаторства», - говорит г-н Фролов.

Ответить на вопрос, почему же московские отели отстают от своих петербургских собратьев, несложно. Судя по всему, в условиях дефицита мест и практически 100-процентной загрузке небольшие столичные гостиницы уровня 3-4* не слишком стремятся связывать себя с новыми технологиями. «По крайней мере, отрадно, что крупные отели Москвы все же идут на нововведения и дают привлекательные цены для онлайн предложений, - говорит Сергей Фролов. - Например, «Балчуг Кемпински» и «Советский», представленные на сайте HROS.RU, предлагают цены, выгодно отличающиеся от тарифов rack-rate. Что касается других московских отелей, то здесь цены максимально высоки, что соответствует сложившейся рыночной ситуации».

Казахстанские проекты Rezidor SAS

В конце 2006 года Radisson SAS Hotels & Resorts планирует открытие нового отеля в столице Казахстана Астане. Построенный в центре старого города, «Radisson SAS Астана» обещает стать самым популярным отелем в столице Казахстана.

В гостинице будет 181 прекрасно оборудованный номер. Дизайн интерьера будет выполнен с элементами национального искусства. В отеле будет работать круглосуточный ресторан на 180 мест, лобби-бар и сигарный бар. Площадь пяти переговорных комнат будет варьироваться от 38 до 620 кв. м, все они будут оборудованы современной аудио- визуальной аппаратурой. Кроме этого в отеле предполагается ночной клуб и боулинг. Гостиница станет частью большого комплекса, включающего бизнес-центр, торговый центр, офисные здания, рестораны, развлекательные центры, торговые галереи, спа-салон и велнесс-центр.

В Казахстане планируется открыть еще один отель – «Radisson SAS Медео-Алматы» на 150 номеров. Там будут два ресторана, два бара, комнаты для переговоров и конференц-залы, открытый и крытый бассейны, спа-салон и фитнес-центр. «Radisson SAS Медео-Алматы» позиционируется как курортный отель, а также отличное место для проведения деловых мероприятий и конференций.

Строительство завершится осенью 2007 года. Гостиница будет расположена в 10 минутах езды от центра города, в национальном парке, рядом со знаменитым катком Медео и горнолыжным курортом Чимбулак – двумя известными туристическими достопримечательностями бывшего Советского Союза, где часто проводятся международные соревнования и спортивные фестивали.

«В ближайшие пять лет Rezidor SAS планирует открыть минимум 20 отелей в России и странах СНГ. Мы намерены продвигать на этих рынках несколько брендов, включая Radisson SAS, Park Inn, The Regent и новый бренд – Missoni.Успешное развитие нашего бизнеса в России приближает Rezidor SAS к намеченной цели: довести к 2015 году количество отелей, принадлежащих компании, до 700», - говорит вице-президент по развитию бизнеса Rezidor SAS Арлид Ховланд (фото).

Самые престижные гостиничные бренды 2006 года

Luxury Institute, базирующийся в Нью-Йорке и специализирующийся на изучении спроса состоятельных потребителей, назвал 19 самых престижных гостиничных брендов 2006 года.

В список вошли (в алфавитном порядке): Crillon, Fairmont, Four Seasons, Inter-Continental, Le Meridien, Leading Hotels of the World, Loews, Mandarin Oriental, Orient Express, Park Hyatt, Peninsula, Regent, Ritz-Carlton, Rock Resorts, Rosewood, Small Luxury Hotels of the World, St. Regis, W Hotels и Waldorf Astoria Collection.

Возглавила рейтинг компания Ritz-Carlton, оттеснившая на второе место прежнего лидера - отели группы Peninsula. Третье место было отдано Small Luxury Hotels of the World.

При составлении рейтинга учитывались голоса респондентов, чей минимальный годовой доход составляет $200 тыс., а общее состояние оценивается не менее чем в $750 тыс. (www.hotels.su)

«Пальмы Джумейры» растут не по дням, а по часам

Группа Taj Hotels, Resorts and Palaces и строительная компания ETA Star объявила о скором начале строительства двух отелей на серповидном острове (фото), окружающем основные ветви The Palm Jumeirah. Проект стоимостью $330 млн. включает в себя строительство гостиницы Taj Exotica Resort & Spa 5* и комплекса апартаментов The Grandeur Residence Project. Строительством комплексов будет заниматься ETA Star, а управление ими будет доверено индийской группе Taj. Сроки окончания проекта не разглашаются.

Развивается и дорожная инфраструктура в районе искусственного острова. Дубайская Организация по контролю за дорожной инфраструктурой и транспортом (Dubai Roads and Transport Authority) объявила о завершении проекта по расширению автотрасс и строительству ряда мостов, тоннелей, связывающих The Palm Jumeirah с побережьем. В частности, было построено два моста и пять тоннелей протяженностью от 170 до 420 м, связывающих искусственный остров с трассами Шейх Заид Роуд и Аль-Сафух Роуд. Было увеличено количество рядов на Шейх Заид Роуд.

Как заявили авторы проекта в интервью газете The Khaleej Times, не все новые дорожные объекты будут открыты немедленно. Подъезды к некоторым из них будут закрыты до тех пор, пока не завершится строительство. Общая стоимость проекта составила 370 млн. дирхам (чуть более $100 млн.).

Венгры предпочитают родные курорты

С января по ноябрь 2005 года венгерские лечебные гостиницы приняли 670,5 тысяч гостей, количество проведенных ночей - 2,6 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество гостей увеличилось на 10,3%, а проведенных ночей – на 8,5%.

Среди постояльцев лечебных гостиниц половина приезжает из-за границы, что составляет 60% проведенных ночей. За 11 месяцев 2005 года количество иностранных гостей возросло на 8,6%, а число проведенных ночей – на 5,7% по сравнению с тем же периодом 2004 года.

Надо сказать, что внутренний оздоровительный туризм в Венгрии развивается более динамично, чем въездной: количество отечественных туристов и проведенных ночей возросло на 12% и на 12,7%. Венгры составляют 80% гостей в велнесс-гостиницах, а их доля в общем объеме ночевок - 70%. С января по ноябрь 2005 года в гостиницах с оздоровительными целями побывало более 250 тысяч граждан Венгрии, которые провели там 633 тысяч ночей. Количество «местных» гостей, как и число проведенных ночей, выросло более чем в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2004 года.

«Пагус» стремится к четырем звездам

Гостиница «Пагус» на среднедалматинском острове Паг встретит гостей обновленной и с новой инфраструктурой. На это будет потрачено около €3,3 млн., в результате чего, как рассчитывают его владельцы, категория гостиницы достигнет четырех звезд.

Сейчас в гостинице 117 номеров, которые будут полностью переоборудованы. Реконструируются помещения администрации и бара, весь объект будет оснащен кондиционерами. Кроме того, на первом этаже гостиницы будет размещен велнесс-центр, в котором гостям предложат целый комплекс оздоровительных услуг: различные виды массажа, косметические процедуры, солярий и сауну.

Интерьер гостиницы будет оформлен в старинном стиле, так что гости хотя бы с помощью картин смогут заглянуть в историю острова Паг и познакомиться с его самыми известными достопримечательностями - соляными копями и производством соли.

Реконструкция охватит и прилегающую территорию: будут обустроены и гостиничная парковка, и аллея вдоль берега моря.

Гостиница «Пагус» имеет свой собственный пляж и отлично подходит для семейного отдыха. А знаменитые местные деликатесы – сыр и баранина – сделает отдых на острове Паг еще более приятным.