Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Hotel & Resort 25 июня - 1 июля 2007 г.

Денис Савченко: «Электронные замки – это элемент управления отелем»

Электронные замки с пластиковыми картами (фото)или чипами вместо ключей-железяк гости отелей уже оценили: это удобно и надежно, красиво и современно,. А для отельеров электронные замки стали важной частью системы управления отелем. Об этом по просьбе H&R рассказал, директор по продажам компании «Norweq. Технологии для гостиниц» Денис Савченко.

- Денис, поясните, пожалуйста, насколько активно вытесняются механические замки электронными аналогами в российских отелях и санаториях?

- Соотношение между электронными и традиционными механическими замками в гостиницах и санаториях пока имеет значительный перевес в пользу последних. Мы оцениваем долю отелей, в которых установлены электронные замки, в 10-15% от их общего числа. Но эта доля постоянно и достаточно быстро растет. Системы электронных замков уже около двух десятков лет являются стандартом и обязательным инструментом в мировой гостиничной индустрии. Без них эффективное управление таким сложным организмом как гостиничный комплекс фактически невозможно. В нашей стране первыми гостиницами, установившими замки VingCard в 1990 году, стали «Ирис Конгрес Отель» и «Метрополь». Сегодня практически все вновь открываемые отели оборудуются системами электронных замков. Активно идет процесс реконструкции и обновления существующих отелей, санаториев, пансионатов, которые были построены ещё в советские времена. И двери, которые они открывают для своих гостей после реконструкции, как правило, оборудованы электронными замками.

- Расскажите о преимуществах электронных замков.

- Они очевидны, это понимают и гости, и операторы отелей. Наличие электронныз замков помогает администрации гостиницы самой определять, кто, куда и когда может войти. Например: директор – в любое время во все помещения гостиницы; портье - во все номера гостиницы в свою смену плюс служебный вход и столовая во время обеда; горничная - только в те номера, которые она убирает только в свою смену плюс служебный вход и столовая.

Во-вторых, администрация получает информацию о том кто, куда и когда входил. Таким образом, можно существенно ограничить круг подозреваемых в случае кражи. Всегда есть объективная информация о том, кто, кому и когда делал ключи - таким образом, полностью исключается возможность так называемого «левого» поселения. Администрация по своему усмотрению может предоставлять различные степени доступа постояльцам. Например, клиент, впервые остановившийся в гостинице и не имеющий так называемой «истории гостя», получает доступ лишь к лифту из холла гостиницы, может подняться только до своего этажа и войти в номер, а также пройти через центральную дверь гостиницы в ночное время. А особо важный гость получает карточку с возможностью доступа на любой этаж гостиницы, в сауну и оздоровительный центр плюс может использовать карточку для расчетов в барах и ресторанах гостиницы, при пользовании гаражом.

Современные системы замков для гостиниц уже не являются лишь системами запирания. К этим их функциям прибавились такие, как управление различными электроустройствами - лифтами, воротами гаражей, шлагбаумами, кондиционерами и освещением внутри номеров, также это еще и возможность безналичных расчетов внутри гостиницы.

- Выгоды для гостей тоже очевидны…

- Когда они покидают номер, уже нет необходимости сдавать ключ портье. Если в номере проживает несколько человек, каждый из них может получить свой персональный ключ. Ключ-карта может служить универсальным платежным средством на территории гостиницы и, тем самым, избавляет гостей от необходимости постоянно иметь с собой наличные деньги.

- Легко ли управлять системой замков?

- Обучение персонала управлению – это один из важнейших этапов в процессе установки системы, которому специалисты нашей компании уделяют особое внимание. Специализированная гостиничная система управления контролем доступа должна быть проста в освоении. Например, система управления замками VingCard разрабатывалась в сотрудничестве с работниками гостиниц, чтобы сделать ее простой и максимально удобной для работы. Поэтому выдать новый ключ гостю или перепрограммировать уже имеющийся – дело нескольких секунд.

- Какие замки и ключи считают самыми удобными и операторы, и гости?

- Выбор технологии определяется, прежде всего, спецификой отеля: его размерами, расположением, форматом. Подавляющее большинство установленных на сегодняшний день систем используют в качестве ключей карточки с магнитной полосой. Оборудование для таких ключей несколько дороже, чем для других, но это с лихвой окупается низкой стоимостью расходного материала. На карте может быть размещен логотип гостиницы. И даже при небольшом тираже и многоцветной печати (когда цена карточки достигает 25-30 рублей) затраты могут полностью окупиться, например, размещением на карте, помимо логотипа и координат отеля, рекламной информации – рекламы казино, ресторана, магазина, составляющих единый комплекс с отелем. Учитывая, что в гостиницах общепринята практика «одноразового ключа», когда при выезде ключ от номера остается у гостя как носитель рекламы, стоимость карт ложится на маркетинговые расходы или вообще полностью оплачивается заказчиком рекламы. Для малых гостиниц целесообразно применение системы СМАРТ, использующей карточки с чипом. Она удобна простотой использования: тут полностью отсутствует какое-либо дополнительное оборудование кроме самих замков и карточек. Активно развивается RFID-технология (радиочастотная идентификация). В качестве ключа могут быть использованы, помимо традиционных пластиковых карт, браслеты и брелки (фото).

- Приходилось наблюдать, как в некоторых отелях гости открывают номера с помощью мобильного телефона.

- Телефоны с поддержкой NFC (Near Field Communication – ближнепольная связь) тоже могут являться ключами от номера (фото).Гости получают информацию о номере комнаты и зашифрованный ключ на свой мобильный телефон до приезда в гостиницу. При поселении в гостиницу им нет необходимости регистрироваться на стойке размещения, а замок они открывают с помощью своего мобильного телефона с NFC.

 

- Какие замки дешевле – например, подходящие по цене отелям 2-3*?

- Выбор электронных замков по принципу низкой стоимости мы не рекомендуем, это рискованно. Такой подход не оправдан даже в случае серьезного дефицита бюджета. В этом случае стоит подумать о поэтапном оснащении гостиницы нормальной профессиональной системой. Поскольку помимо стоимости замков следует учитывать еще и стоимость эксплуатации системы. И если у профессиональных систем стоимость эксплуатации стремится к нулю, то «дешевые» системы могут оказаться сильно дороже уже после нескольких лет эксплуатации. Не говоря уже о репутации отеля, которая, безусловно, страдает, если гость не может попасть в собственный номер. К примеру, стоимость системы замков VingCard гостиницы Radisson SAS Лазурная в Сочи свелась фактически к стоимости покупки в 1993 году. Система до сих пор работоспособна и поддерживается фактически инженерной службой гостиницы.

- А, заказывают ли отели уровня 2-3 звезды системы электронных замков? По карману ли им покупка энергосберегающих контроллеров?

- Половина из наших клиентов на сегодняшний день – это отели категории 3* и 3*+. А вот гостиниц 1-2*, к сожалению, среди наших покупателей практически нет. Иными словами, энергосберегающие контролеры довольно широко применяются в гостиницах среднего сегмента. Существует два типа подобных устройств: простые, действующие как обычный размыкатель, и интеллектуальные, которые не просто играют роль включателя/выключателя, но и способны считывать информацию с ключа-карточки. Второй вариант сравнительно дорог, но зато дает дополнительные преимущества. Например, можно получить информацию о присутствии гостя в номере, подключить разные устройства в зависимости от того, чья карточка находится в контролере: гостя или персонала. Как правило, гостиницы 3* выбирают устройства первого типа. Цена их невысока и колеблется в пределах 15-30 долларов за штуку.

- Легко ли подделать электронный замок? Существуют способы защиты от подделок?

- Конечно, обладая определенными знаниями и оборудованием, подделать можно практически любой ключ, в том числе и электронный. Карточки с чипом и RFID-карты имеют более высокую степень защиты, и их подделать сложнее, чем карточки с магнитной полосой. Однако, чтобы подделать ключ, злоумышленник должен сначала его заполучить в свои руки: либо украсть, либо сговориться с сотрудником гостиницы. Но в случае пропажи карточки достаточно сообщить об этом в соответствующую службу гостиницы - и исчезнувший ключ будет аннулирован в течение нескольких секунд, то есть подделка теряет всякий смысл.

- Гостиницы, которые имеют достаточно средств и не жалеют их для поддержания безопасности на должном уровне, оснащены системой электронных замков на аварийных выходах. Когда срабатывает пожарная сигнализация, замки автоматически открываются. Такая система, с одной стороны, очень важна и нужна, с другой – видимо, дорого стоит…

- И такие системы, и так называемые пуш-бары с электронной начинкой, когда в чрезвычайных ситуациях при сильном толчке двери аварийных выходов открываются, все больше и больше входят в гостиничную практику в Европе. Стоимость решения: пуш-бар с электронным замком - от 800-900 долларов, система, связанная с пожарной сигнализацией, может стоить сколь угодно дорого…

В Агадире строят курорт мирового уровня. Россиян зовут в партнеры

25 июня в московском отеле Marriott Тверская прошел воркшоп, организованный региональным советом по туризму и торговой палатой Агадира. В этом марокканском городе уже построили, строят и собираются строить новые отели. На воркшопе россиянам предложили развивать перспективный курорт вместе: туроператорам и агентствам активно поставлять туристов, а тем, кто имеет свободные капиталы – инвестировать в гостиничное строительство, причем на очень выгодных условиях.

Туристам из России нравится Агадир: здесь теплый и мягкий климат, Атлантика, памятники древности, развлечения на самый разный вкус. Жителям Агадира тоже нравятся туристы из России - они тратят денег больше, чем какие-либо другие гости Марокко.

На курорте активно строят «пятизвездочники» – во многом, в расчете на россиян. Только что здесь открылся Le Royal Atlas Hotel&Spa, в ближайшее время будут достроены еще пять отелей 5*. Варианты элитных гостиниц Агадира весьма разнообразны: от легко узнаваемого Sofitel до экзотического предложения Coralia Club – это оснащенные по последнему слову техники бунгала в роскошном саду, там же рестораны, детский клуб, дискотека. Всего же на курорте четыре отеля 5*, девять – 4* и пять «трехзвездочников». Но это, судя по планам регионального совета по туризму, только начало. В ближайшие годы Агадир развернет интенсивное гостиничное строительство. Местная администрация намерена активно привлекать инвесторов из-за рубежа. Им обещаны налоговые льготы, упрощение административных процедур, связанных с подбором участка под строительство отеля, предпроектной подготовкой. 20% стоимости земли будут компенсированы зарубежному инвестору за счет средств госбюджета. В Агадире уже готовится к открытию учебное заведение, в котором будут готовить персонал для новых гостиниц.

На семинаре, который прошел одновременно с воркшопом, представители российских турфирм говорили о нарастающем интересе к направлению и прочили ему большую популярность. А гости из Марокко с особым почтением представили компанию Space Travel, которая открыла россиянам их страну. (Элеонора Арефьева, RATA-news, H&R)

В «Балчуг Kempinski Москва» появились авторские номера

В отеле «Балчуг Кempinski Москва» открылись номера, выполненные по проектам всемирно известных дизайнеров. Три номера категории «люкс» обновлены при участии шведской дизайнерской компании Living Design.

Идеальный шведский дом – это гармоничная пропорция внутренних помещений. Строгая геометрия архитектуры контрастирует с мягкими линиями мебели в стиле art deco. Сдержанный и в то же время изысканный интерьер, основным мотивом в оформлении которого выступила вертикальная полоса, создает ощущение спокойствия и комфорта. Источником вдохновения служит все тот же art deco, трактуемый как эпоха комфортных путешествий. Черно-белые жанровые фотографии в стиле пятидесятых полностью соответствуют стилю, выбранному дизайнерами.

В номере имеется гостиная, спальня и ванная комната, к которой примыкает просторный гардероб.

В дизайне номера нашла отражение актуальная тенденция объединения ванной и жилой зоны. Пикантную деталь составляет прозрачная перегородка, которая открывает взору пространство спальни и визуально объединяет интерьер с внешним миром. В ванной комнате, украшенной большими зеркалами, оснащенной большой ванной и просторной душевой, имеются все необходимые аксессуары и удобства. Здесь преобладают благородные оттенки бежевого и коричневого цветов, столешница повторяет линию волны.

Цветовая гамма, стилистика, декор и новейшее техническое оснащение люкса несут отпечаток элегантного достоинства, присущего интерьерам современности. Номер подходит и для деловых встреч, и для романтических свиданий и для семейного отдыха.

«Отель-Индекс. Краснодарский край»: вышло пятое издание

ООО «Комитет по курортам и туризму Краснодарского края» выпустил очередное, 5-е издание справочника «Отель-Индекс. Краснодарский край». Справочник хорошо известен российским туроператорам и турагентам, специализирующимся на внутреннем туризме. Эта книга – самое полное и наиболее информативное издание по курортно-туристскому комплексу Краснодарского края.

Новый выпуск содержит обновленные сведения: добавлены электронные адреса и интернет-сайты, новые телефоны многих средств размещения (особенно много изменений – по курорту Сочи, Новороссийску, Темрюкскому району).

На этот раз в справочник включены 1607 объектов размещения (с прошлого года их стало больше на 175), внесены около сотни частных гостиниц.

В выпуске 2007 года впервые даны сведения о базах отдыха Северского района, соседа Краснодара и Горячего Ключа – это весьма интересная территория для любителей недорого отдыха в предгорье, охоты, рыбалки, конных прогулок.

В издание добавлены адреса и телефоны музеев, саун, ночных клубов, винных заводов и дегустационных залов, охотничьих приютов, также для удобства в данные о каждом городе-курорте включена рубрика «вызов такси».

В Краснодарском крае стала широко предлагаться услуга проката автомобилей, и в справочнике размещены телефоны фирм, предлагающих такую услугу.

Дополнительная информация и заказ книг: www.komtur.nm.ru

Московские отели – партнеры «Летнего фестиваля балета»

В московском театре «Новая Опера» продолжается ежегодный «Летний фестиваль балета», организованный продюсерской компанией «Театр Медиа».

В этом сезоне партнерами фестиваля стали гостиницы и бизнес-центры: «Акварель», «Алроса», «Арт Отель», «Арк отель», «Арбат», «Аст Гоф», «Берлинский Дом», «Будапешт», Балчуг Kempinski, «Белград», «Варшава», «Волга», «Вега», «Волынское Конгресс-Парк Отель», Heliopark Empaire, «Гоголевский 11», «Даниловская», «Динаода – Оксана», «Донской Посад», Дом Мейерхольда, «Гамма-Дельта», «Альфа конференц – центр», «Ирис», East- West, «Космос», «Катерина», «Максима Заря», «Максима Ирбис», Marriott Тверская, Marriott Courtyard, Marco Polo Пресня, «Медея», «Мир», «Международная», «Метрополь», Novotel, Novotel Центр, Озерковская, «Паллада», «Протон Бизнес – отель», «Президент отель», «Павловский», «Покровские Холмы», Radisson SAS Славянская, «Рус – Отель», «Седьмой этаж», «Советская», «Союз», «Сретенская», «Татьяна», «Тифлис», «Уланская», Holiday Inn Виноградово, Holiday Inn Лесная, Holiday inn , Holiday Inn Сокольники, «Центр Международной торговли», Sheraton, «Эридан».

В работе нынешнего фестиваля принимают участие четыре всемирно известных балетных коллектива – Московский государственный академический театр классического балета под руководством народных артистов России Наталии Касаткиной и Владимира Василёва; Московский государственный театр «Русский балет» под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева, «Русский национальный балет» под руководством народных артистов России Елены и Сергея Радченко, «Имперский русский балет» заслуженного артиста России Гедиминаса Таранды.

Все спектакли проходят в сопровождении оркестра московского театра «Новая Опера», главный дирижер - народный артист СССР Эри Клас.

В репертуаре фестиваля, который продлится до 28 августа, 16 балетных шедевров: золотая триада Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Жизель» Адана, «Спартак» Хачатуряна, «Дон Кихот» и «Баядерка» Минкуса, одноактные балеты на музыку Стравинского, Равеля, Шопена и другие известные произведения. Спектакли начинаются ежедневно в 19 часов.

Для представителей турбизнеса, отелей и гидов-переводчиков работают менеджеры по реализации билетов. Организаторы фестиваля предусмотрели агентское вознаграждение. Сопровождающие групп, гиды обеспечиваются бесплатными местами на спектаклях.

Возможна бесплатная доставка билетов в любую точку Москвы в пределах МКАД.

Реализация билетов и предварительные заявки: (495) 505-68-03, 8 (910) 444-58-44 ivan@summerballet.ru

Фестиваль в интернете: www.summerballet.ru

«Южная» приглашает на «Этаж путешественника»

В белгородской гостинице «Южная» реконструированы еще 12 номеров, расположенных на пятом этаже – «Этаже путешественника». Они выполнены в классическом стиле компании Amaks Grand Hotels, которой принадлежит отель: бордово-персиковая гамма, лаконичные и уютные интерьеры.

Картины-иллюстрации романов Жюля Верна – неизменное украшение всех номеров «Этажа путешественника».

www.amaks-hotels.ru

Grecotel готовит награды лучшим партнерам

Около 35 тыс. российских туристов в этом году проведут свой отпуск в отелях сети Grecotel, что составит 15% от общего количества отдыхающих в отелях компании. Сейчас одна из лучших гостиничных сетей Греции сотрудничает с более чем 50 российскими туроператорами, а 250 туристических агентств являются членами партнерского клуба Counter Club.

В 2008 году исполняется 5 лет со дня открытия представительства Grecotel в Москве. В честь этого события впервые в России учреждается ежегодная премия для ведущих специалистов греческого направления. Она будет присуждена лучшим партнерам Grecotel по итогам продаж сезона-2007.

Номинации премии Grecotel-2008 для туроператоров – «Лучшая презентация Grecotel» (каталог, сайт, специальная акция), «Самый стремительный рост продаж Grecotel», «Лучшие в категориях: семейный, роскошный & VIP отдых», «Победитель-лидер продаж Grecotel».

Также будут определены три лучших агентства (участвуют только члены Counter Club).

Вкаждой категории победитель выбирается из трех номинантов. Победители будут объявлены в феврале 2008.

Заявки на участие в этом конкурсе принимаются до конца ноября 2007 года.

Grecotel: (495) 204-84-33, факс (495) 204-82-38, moscow-office@grecotel.gr, www.grecotel.ru

Роскошный отель открылся в Хваре

На среднедалматинском острове Хваре, снискавшем славу одного из самых солнечных хорватских островов, в июле открыт еще один роскошный отель. Он привлекателен прежде всего за счет богатого спектра spa -услуг.

Отель Adriana Hvar Marina Hotel & Spa» расположился прямо на хварской набережной, и из его окон открывается вид на самые знаменитые достопримечательности острова – Собор Св. Стефана, Арсенал, Пьяцу и хварскую гавань. В гостинице 50 номеров de lux, девять классических апартаментов и несколько особых spa-апартаментов.

Отелю присвоена категория четырехзвездочного, но, помимо классических для гостиницы подобного уровня удобств, в нем предусморен и целый ряд заманчивых для гостей дополнительных услуг – в частности, крытый обогреваемый бассейн с морской водой, в котором гости смогут купаться в течение всего года. На гостиничной террасе открыты ресторан, классический бар и колоритный бар The Top sky garden bar, который благодаря своему дизайну и уникальному ассортименту может стать одним из самых посещаемых мест Хвара.

Но наибольший интерес у гостей отеля, несомненно, вызовет его новый spa-центр Sensori, который предложит гостям самые разнообразные терапевтические и лечебные процедуры, массажи и многочисленные spa-программы, наряду с занятиями йогой и выездами на природу. Центр занимает целых три этажа, или около 1400 квадратных метров.

Adriana Hvar Marina Hotel & Spa» недавно стал полноправным членом престижной всемирной ассоциации The Leading Small Hotels od the World.

www.suncanihvar.com

Новые отели сети Valamar

Крупнейшая в Хорватии гостиничная кампания Valamar представила еще один новый отель - Valamar Club Tamaris, расположенный на Таре, на полуострове Лантерна близ Пореча. Эта четырехзвездочная гостиница предлагает гостям 32 номера и 71 апартамент. Кроме того, компания Valamar открыла отель в Дубровнике - Valamar Club Dubrovnik.

База отеля Valamar Club Tamaris позволяет гостям заниматься самыми разными видами спорта и оздоровительно-релаксационными программами под руководством опытных спортивных инструкторов: от утренней гимнастики, аэробики и аква-аэробики до йоги, стречинга, тайчиа. К услугам гостей – прекрасно оборудованные спортивные залы и оздоровительный клуб, а также открытые площадки для игры в волейбол, баскетбол, мини-футбол. В отеле есть стрельбище, зона для игры в водное поло. На территории гостиницы работают три бассейна – новый большой плавательный бассейн площадью 520 квадратных метров, детский и бассейн для релаксации. Valamar Club Tamarisорганизует для своих гостей курсы ныряния, парапланеризма, катания на водных лыжах, лодочного спорта, аква-байкинга, серфинга, парусного спорта, тенниса, верховой езды, игры в бильярд, фехтования.

www.valamar.com

Paradores участвует в масштабной PR-компании

Гостиничная сеть Paradores, отели которой обустроены в охраняемых государством зданиях-памятниках архитектуры, старинных замках и усадьбах, и туристическая администрация Андалусии подписали договор о сотрудничестве в сфере продвижения турпродукта этой испанской провинции.

Бюджет договора составил €230 тысяч ежегодно (60% со стороны туристической

администрации Андалусии и 40% со стороны гостиничной компании). Большая часть этих денег пойдет на рекламную кампанию, в планах которой значатся ознакомительные поездки для журналистов и представителей турагентств, подготовка и выпуск печатных и видеоматериалов, акции для владельцев карточек Amigos de Paradores и организация гастрономических недель.

Идеальный договор на управление: каким он должен быть?

Итоговые условия договора на управление с мировыми операторами, как считает Скотт Антел, партнер компании DLA Piper, во многом зависят от самого процесса заключения договора. Г-н Антел – признанный специалист в области заключения контрактов между собственниками отелей и управляющими компаниями, работает в России уже более 13 лет. Приведем некоторые из рекомендаций Скотта Антела по заключению соглашений на управление гостиничными комплексами.

Опираясь на свой опыт, г-н Антел отметил, что срок проведения подготовки к заключению контракта может колебаться от пяти недель до восемнадцати месяцев, и при этом гонорар компании, ведущей переговоры, колеблется соответственно от ста до пятисот тысяч долларов. Причем предпочтение отдается договорам, заключенным в более короткий срок, поскольку чем больше времени уходит на подписание контракта, тем больше враждебности возникает между сторонами и подрывается дух доброй воли между ними.

Итак, что же помогает сократить срок полтора года до пяти недель? Прежде всего достойная подготовка, заранее проведенная экспертиза по гостиничному объекту, достаточная информация о предполагаемых партнерах и хорошие консультанты. Кроме того, есть ряд дополнительных факторов.

Во-первых, инвестор, планирующий строительство отеля и желающий заключить договор на управление на раннем этапе, должен четко понимать, для чего именно он строит отель и как он будет это делать. Если он говорит, что отель – мечта всей его жизни, у него прекрасные планы и архитектором выступит его жена, так как она хороший дизайнер, то это, конечно же, замечательно. Но серьезные управляющие компании будут готовы общаться, только если собственник предоставит им грамотно составленный бизнес-план (что обойдется в сумму около 30 тыс. евро) и ответит на вопрос, есть ли у него источники финансирования.

Второй момент: инициатор строительства с самого начала должен понимать, чем для него будет гостиница – действующим предприятием, дорогой игрушкой или инструментом маркетинга собственной компании. Ведь многие начинают заниматься гостиничным бизнесом по причинам, абсолютно не связанным с экономикой. И здесь важно понимать, какова конечная цель.

Далее, очень важно иметь документально оформленную оценку вашего предприятия, одно из основных мест в которой занимает Due diligence, предпродажная экспертиза предприятия. Управляющая компания в первую очередь поинтересуется, проделана ли данная работа, и потребует документального подтверждения Due diligence. Наличие документов – залог успеха. Хотя некоторые специалисты утверждают, что многие оценочные вопросы решаются на доверии, без предоставления документов. Доверие – это хорошо, но недостаточно для суда. Совет управляющих международной компании, котирующейся на рынке, не может утвердить сделку, если не проведена экспертиза Due diligence. Если это будет сделано, то они могут угодить в тюрьму. Поэтому собственнику будут задавать много вопросов, и он должен быть готов ответить на них по результатам экспертизы. Если все необходимые документы подготовлены заранее, то процесс пойдет гораздо быстрее.

Срок действия контракта. Контракт на управление – это долгосрочный договор продолжительностью двадцать лет, а не один год. Операторы должны быть уверены в том, что за это время ничего не изменится, и они будут действительно управлять этим объектом. Ситуация с девелоперами иная – они строят отель, получают какую-то прибыль в течение двух-трех лет, а затем его продают, их это устраивает. Оператора же интересуют долгосрочные отношения, а также возможный будущий собственник. Они не хотели бы, чтобы отель был продан какой-либо сомнительной личности, криминальному авторитету. Именно поэтому, например, американские управляющие компании не могут работать с некоторыми странами. Бывали случаи, когда после смены собственника управляющая компания была вынуждена покинуть отель.

Надо понимать, что в период действия контракта могут произойти значительные изменения на рынке. Сегодня в России все хорошо – валовая прибыль не ниже 50%, за проживание в номере берется триста долларов. Но завтра могут измениться и общая ситуация, и рентабельность отеля, и статус сторон. У собственника могут возникнуть сложности, у оператора корректироваться стандарты, и с людьми, заключившими контракт, также может что-то произойти. Именно открытость позволяет гладко осуществлять переход на новые условия и своевременно вносить изменения в контракт. Это совсем не сложно, когда есть взаимопонимание между сторонами.

Еще один момент, который может оказаться полезным для сокращения сроков переговоров. В протоколе о намерениях можно изложить основные моменты: (структура вознаграждения, перечень услуг, которые предоставляет гостиница, а также максимум всех коммерческих и технических условий) еще до того, как начнут свою работу юристы. Г-н Антел считает, что роль юристов в заключении контракта часто преувеличена. Их излишнее количество оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения между покупателем и продавцом. Кроме того, иногда приглашенные специалисты не имеют опыта в гостиничном бизнесе, и их присутствие только вредит достижению взаимопонимания между договаривающимися сторонами. Стороны должны определиться с коммерческими условиями, отобразить их в протоколе о намерениях, и, имея на руках практически готовый базовый элемент, передать его для дальнейшей доработки юристам. В противном случае время переговоров увеличивается в три-четыре раза.

Выбираем оператора. Собственник желает заполучить в первую очередь бренд – известный и любимый туристами, признанный в России и Европе. Операторы должны быть готовы сесть с ним за один стол и объяснить, что ценное привносят они в это совместное начинание. Может быть, только их профессиональный менеджмент, способность максимизировать доходы. Некоторые операторы говорят: «У нас хорошие бренды», но не делятся опытом и вообще не рассказывают, что будут делать с отелем, какие у них сильные черты, какие – слабые. И собственнику надо подумать, так ли ему необходим именно этот бренд. По уровню знаний, гибкости и степени готовности пойти на изменение стандартов бренда все операторы отличаются друг от друга. Важно понять, на кого именно они работают. Многие международные компании являются сервисными, работают на собственника и готовы максимизировать его прибыль. А есть и другие, действующие исключительно в своих интересах и ради своих доходов. Последние – не лучший вариант.

Структура гонорара. Инвестор и оператор должны понимать специфику России. Стандартные контракты здесь не подходят, необходимо обязательно проводить их русификацию. Они должны отличаться, например, от немецких, и если управляющая компания не готова пойти на русификацию и адаптацию контрактов, может быть, вообще не имеет смысла с ней сотрудничать. Например, владелец говорит, что требуется счет-фактура гонорара управляющей компании на двух языках. Если оператор не идет навстречу в этом вопросе, значит, он не готов работать в интересах собственника, а без счет-фактуры будет проблематично определить конечную сумму средств, выведенных из их налогооблагаемой базы. Оператор должен продемонстрировать готовность к сотрудничеству и показать, что он понимает специфику и особенности иного рынка.

Если говорить об условиях контракта, то классический вариант 3% базовых и 10% премиальных может варьироваться, что обычно является отражением эффективности эксплуатации гостиницы оператором. Г-н Антел рекомендует базовый гонорар держать на низком уровне. Можено пойти и выше 10% премиальных, если оператор готов обеспечить рентабельность отеля от 50% и более. В России это возможно, поскольку здесь пока что низкая заработная плата, низкая стоимость воды, энергоресурсов и так далее, по сравнению с Западной Европой или Америкой. Есть отели, у которых валовая эксплуатационная прибыль составляет 70% и выше. Конечно, это со временем изменится. В США прибыль 35% считается очень хорошей, 45% – уже нечто выдающееся. Если управляющая компания не выходит на такие рубежи, то она не имеет права на дополнительную плату, которая является материальным стимулом.

Лучше всего закладывать скользящую шкалу вознаграждения: если рентабельность составляет 35%, оператор ничего не получает, если 45–50% – он получают свои 10% премиальных, если 55% – получает 12%. Все это определяется договорным путем. Необходимо продумать структуру вознаграждения таким образом: если рентабельность отеля повышается, появляется дополнительная прибыль, то это должно как-то отражаться на доходе оператора. Должны существовать стимулы, чтобы все стороны, принимающие участие в процессе, были заинтересованы в максимализации эффективности действия гостиницы. Если же говорить о ситуации на рынке, то в 1990–1992 годах в отелях, отданных в управление, были предусмотрены довольно щедрые комиссионные: объекты находились в собственности у государства, которого интересовал только бренд. Для иностранных же компаний существовал значительный риск, связанный с деятельностью в России, который сегодня практически сошел на нет. Сейчас управление отелями является очень прибыльным занятием, норма прибыли в России значительно выше, чем в других странах, так что уровень вознаграждения со временем сокращается. Но многое зависит от оператора. Если это компания Marriott, то она вряд ли будет очень активно с вами торговаться, потому что у нее уже есть активы в Москве. А Hilton, до недавнего времени не имевший объектов в Москве, но заинтересованный в своем присутствии в этом городе, может проявить больше гибкости.

Таким образом, размер и структура гонорара зависят от зрелости рынка и необходимости присутствовать на нем оператору. Крупные международные операторы, по мнению г-на Антела, должны быть более гибкими в Москве и в целом в России. . О зрелости российского рынка свидетельствует и следующий момент: операторы не инвестируют в проекты, но иногда они прибегают к тому, что Скотт Антел называет «взяткой для получения договора на управление». Это может быть какой-то беспроцентный или невозвратный кредит, или миллион долларов, который можно использовать до тех пор, пока гостиница не начнет приносить прибыль. Сегодня такие инвестиции встречаются все чаще, хотя несколько лет назад ничего подобного не существовало.

Важно понимать, что оператор приносит с собой только бренд и труд нескольких своих сотрудников и, по большому счету, ничем не рискует, а для собственника, в случае неудачи убытки могут достичь сотен миллионов долларов. Владелец больше вкладывает в объект, и по мере того, как репутация отеля укрепляется, он должен получать большую часть прибыли.

Идеальная ситуация – собственник нанимает оператора, чтобы он управлял гостиницей. Но, по мнению г-на Антела, бывают случаи, когда собственник не согласен предоставлять всю необходимую свободу деятельности оператору, тогда он должен сам заниматься управлением. Если владелец хочет вникать во все детали, ему не нужен оператор. С другой стороны, получая свободу в определении бюджета, заработной платы и стоимости номеров и уместности представительских расходов, оператор должен информировать хозяина и ежемесячно предоставлять бюджет, чтобы тот имел возможность отслеживать развитие событий и оценивать планы оператора на будущее.

Скотт Антел отмечает, что сегодня в России многие могут зарабатывать деньги на этом рынке, можно просто вывесить на здании табличку «гостиница» и получать 250 долларов за комнату. Но когда число предложений на рынке гостеприимства увеличится в два-три раза, ситуация станет гораздо сложнее, и у многих отелей возникнут трудности. Тогда начнут ухудшаться отношения между операторами и собственниками. Обмен информацией поможет избежать таких проблем еще на ранней стадии. Утверждение бюджета – тоже очень важный момент, который показывает, что нереальные ожидания стимы: – например, от трехзвездной гостиницы ждать доходов, которые приносит четырехзвездная.

И последний момент. У собственника всегда должно быть право утверждения всех кандидатур, особенно это касается ключевых фигур. Очевидно, что финансовый директор должен быть компетентный, ему нужно доверять и правильно выстраивать с ним отношения. Обычно рассматриваются не пятнадцать кандидатур, а два-три резюме, отобранных оператором. Этого вполне достаточно для того, чтобы собственник выбрал и окончательно утвердил кандидата. И если ему не нравится генеральный менеджер, то его, конечно, можно со временем поменять, но лучше изначально иметь возможность утверждать кандидатуры. Важный момент – оплата opening team, команды по запуску отеля. Как правило, эти услуги оплачиваются собственником отдельно, но все эти моменты должны решаться в ходе переговоров. (Пять звезд)

Heliopark продает свои отели

Гостиничная сеть Heliopark Group решила продать почти все свои отели, чтобы сосредоточиться на операторской деятельности. Как стало известно Ъ, сеть заключила соглашение с фондом London & Regional Properties (L&RP), согласно которому он получил право преимущественного выкупа гостиниц сети. Стоимость недвижимости Heliopark эксперты оценивают примерно в $100 млн. Сотрудничество L&RP и Heliopark началось в декабре прошлого года, когда сеть продала фонду отель на 153 номера в подмосковных Вербилках за $20 млн. Одновременно Heliopark получила 20-летний контракт на управление проданной гостиницей. Этим стороны решили не ограничиваться. Президент Heliopark Group Александр Гусаков сообщил Ъ, что сеть подписала с фондом долгосрочное соглашение о партнерстве. Согласно документу, фонд получил право преимущественного выкупа большинства собственных отелей Heliopark Group. При этом, по условиям соглашения, в случае продажи гостиниц Heliopark продолжит ими управлять.

Директор по развитию L&RP в России Дэвид Джованис подтвердил эту информацию, отметив, что фонд уже присматривается к нескольким отелям Heliopark. К каким именно, стороны не раскрывают. По словам господина Гусакова, из примерно 1,4 тыс. номеров 678 находятся в собственности Heliopark Group. Стоимость принадлежащей сети недвижимости заместитель директора департамента гостиничного направления CB Richard Ellis/ Noble Gibbons Станислав Ивашкевич оценивает до $100 млн исходя из стоимости одного номера в $150 тыс.

Heliopark Group создана в 2000 году Александром Гусаковым. Объединяет восемь действующих и два строящихся отеля в Московской, Тверской областях, Нижнем Новгороде и Туле. Оборот в 2006 году - $50 млн.

London & Regional Properties создан в 1987 году братьями Ричардом и Яном Ливингстоном, работает в 12 странах. По собственным данным, портфель инвестиций превышает €8,5 млрд. В России - с апреля 2006 года, предполагаемый объем инвестиций - более $2,5 млрд. В Москве приобрел ТЦ «Солнечный рай» и офисный комплекс «Дукат-2», также планирует построить многофункциональный комплекс на Киевском шоссе стоимостью около $800 млн.

Господин Джованис объясняет интерес L&RP к гостиничному бизнесу тем, что в России рентабельность по чистой прибыли действующих отелей 10-15% - в регионах и до 20% - в Москве против 5-10% в Европе. Старший вице-президент Jones LaSalle Hotels Марина Усенко добавляет, что в Москве ставка ожидаемой доходности (соотношение EBITDA и суммы покупки) высококачественных отелей находится в пределах 10%, а в регионах - 12-13%. По словам господина Джованиса, в России «колоссальный дефицит» действующих современных отелей. «Наиболее подходящие с точки зрения инвестиционной эффективности гостиницы продаются в два раза дороже рыночной цены»,- отмечает он, приводя в пример сделку по продаже 69% акций Балчуга Kempinski за $107 млн, при том что Deloitte & Touche оценивала весь отель в $77 млн. С помощью LR&P Heliopark Group рассчитывает серьезно увеличить охват сети. По словам Александра Гусакова, к 2012 году сеть намерена увеличить свой фонд с 1,4 тыс. до 12-16 тыс. номеров. Из них только 10-15% компания планирует оставить в собственности, остальные будут проданы по схеме sale-lease-back. По мнению госпожи Усенко, компания может рассчитывать на максимальную прибыль, продавая объекты не сразу после завершения строительства, а после того, как гостиницы начнут работать стабильно. Она отмечает, что контракт LR&P и Heliopark - первая сделка sale-lease-back на российском гостиничном рынке. (Коммерсантъ)

Шалве Чигиринскому досталась арестованная гостиница

Отель «Советский», выкупленный на прошлой неделе структурой Шалвы Чигиринского у московских властей, стал предметом судебного спора. Арендатор гостиницы - ООО «Отель «Советский» утверждает, что объект находится под арестом и московские власти не имели права выставлять его на торги. Если итоги аукциона отменят, господин Чигиринский потребует вернуть $63 млн, уплаченные за объект подконтрольным ему ООО «Советский Лимитед».

Выставлять объект на аукцион специализированному государственному унитарному предприятию (СГУП) по продаже имущества Москвы запретил Федеральный арбитражный суд Московского округа по ходатайству ООО «Отель «Советский», которое с 1991 года арендует проданное здание на Ленинградском проспекте под гостиницу и ресторан «Яръ». Заместитель гендиректора ООО Алексей Куликов рассказал Ъ, что такое решение суд принял 13 июня. Месяцем раньше на основании постановления судебного пристава Федеральная регистрационная служба внесла запись об аресте объекта.

В департаменте имущества ничего не знают о решениях суда. По словам пресс-секретаря департамента имущества Москвы Натальи Быковой, судебные приставы до сих пор не предоставили московским властям оригинала определения ФАС Московского округа. Корреспондент Ъ, правда, легко обнаружил на сайте суда ссылку на этот документ. «После получения всех необходимых документов департамент воспользуется своим правом обжаловать решение арбитража»,- сообщила госпожа Быкова.

Торги, на которых отель «Советский» на Ленинградском проспекте достался подконтрольному Шалве Чигиринскому ООО «Советский Лимитед», СГУП по продаже имущества Москвы провело 19 июня. Структура предпринимателя предложила за объект $63 млн при стартовой цене $46 млн. Господин Чигиринский был заинтересован в покупке объекта: по соседству с «Советским» у также принадлежащей бизнесмену компании «СТ Девелопмент» находится площадка, где планируется построить гостиничный комплекс на 700 номеров. В компании «рассчитывают на синергию двух площадок».

Судебные споры между департаментом и ООО «Отель «Советский» начались пару лет назад. Тогда ООО заявило о своих правах на первоочередной выкуп гостиницы. По договору с департаментом имущества такое право у ООО есть, утверждает Алексей Куликов. Властей претензии арендаторов удивили. По закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа активов города возможна лишь на аукционе, утверждает Наталья Быкова.

Право преимущественного выкупа не действует с начала 2002 года, соглашается адвокат коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Алексей Гуров. По его словам, организатор торгов в извещении должен был указать, что объект находится под запретом. Официальный представитель Шалвы Чигиринского говорит, что никаких упоминаний о таком обременении объекта в извещении не было. «В противном случае компания не участвовала бы в торгах»,- отметил он.

Юристы предупреждают, что итоги торгов можно оспорить в суде. Господин Гуров говорит, что сделать это может другой участник аукциона - ООО «Дальневосточная нефтегазовая компания». Представитель Шалвы Чигиринского говорит, что в случае отмены итогов аукциона «Советский Лимитед» будет добиваться возврата уплаченных за объект $63 млн. (Коммерсантъ)

Отель «Бородино» открыт в столичных Сокольниках

Четырехзвездный отель «Бородино» открылся на Русаковской улице в Сокольниках. На церемонии открытия заместитель мэра в правительстве Москвы по внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе заявил, что в ближайшие четыре года в столице будет построено 355 гостиниц. Таким образом, число гостиничных номеров будет доведено в Москве до 180 тыс.

Г-н Орджоникидзе рассказал, что в 2005 году в Москве было построено восемь гостиниц, в 2006 году - 15, в 2007 - откроют 17 гостиниц, а в 2008 - 55.

Общая площадь отеля«Бородино», расположенного по адресу ул. Русаковская, 13/2-5, составляет 27 тыс. кв. м. В нем 230 номеров, включая президентский, площадь номеров - от 22 до 100 кв. м. В составе гостинично-делового комплекса имеется пять конференц-залов общей вместимостью 300 человек. Помещения оснащены современными средствами Wi-Fi, аудио- и видеотехникой. Оформление отеля выдержано в стиле французского ренессанса. В интерьерах номеров использованы элементы декора второй половины XVIII века.

Ориентировочная инвестиционная стоимость комплекса составляет около $80 млн. (Интерфакс)

Французский проект в Сибири

Французская Accor Group и новосибирская компания «Строймастер» в будущем году приступят к строительству трехзвездочной гостиницы в Новосибирске. Французы запланировали здесь и другие гостиничные проекты. Осуществить их они намерена совместно с российскими строительными фирмами.

«В ближайшее время мы планируем подписать пакет документов со «Строймастером», — сообщил «Ведомостям» представитель Accor в России Владимир Ильичев. — Финансировать проект будет «Строймастер», Accor выступит как управляющая компания». Это будет трехзвездочный отель на 200 номеров под брендом Ibis, цены предполагаются на уровне 80-100 евро за номер, добавил собеседник.

Как сообщил руководитель проекта компании «Строймастер» Вадим Котовщиков, отель предполагается возвести в составе торгово-гостиничного комплекса на ул. Большевистской. Строительство отеля начнется в 2008 г., рассказывает Котовщиков. Окончание проекта — 2009-2010 гг. Котовщиков подтвердил, что финансирование будет осуществлять «Строймастер», но объем инвестиций не назвал. Гендиректор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник оценил проект в $17-20 млн.

По словам Ильичева, Accor Group в ближайшие несколько лет намерена открыть в Новосибирске не менее трех отелей уровня 3, 4 и 5*. С компанией «Моссиб», которая сейчас строит общественно-деловой центр у Оперного театра, Accor уже имеет предварительные договоренности по строительству четырехзвездочной гостиницы, сообщил Ильичев. Руководитель пресс-центра «Моссиба» Елена Егорова сообщила, что сейчас завершаются градостроительные согласования по проекту.

Директор гостиницы «Новосибирск» Александр Элерт говорит, что пока дефицита трехзвездочных гостиниц в городе нет — они заполняются в среднем на 60%, но уже через два-три года потребности увеличатся.

Сейчас в Новосибирске реализуют только два гостиничных проекта с участием профессиональной управляющей компании.

Русская компания развития (РКР) строит гостиничный комплекс класса 4* на 190 номеров, ввод в эксплуатацию — в конце 2007 г. Объем инвестиций — около $40 млн. Гостиничным оператором выступит Protea, а единственным инвестором стала английская девелоперская компания London & Regional Properties.

«Сибакадеминвест» в 2008 г. закончит строительство 25-этажной пятизвездочной гостиницы в составе конгресс-центра Sky City на ул. Кирова. Управлять ею будет швейцарская Swisshotel. Объем инвестиций — $130 млн.

Справка: Accor Group владеет или управляет примерно 4200 отелями под 11 собственными брендами (Novotel, Sofitel, Ibis, Mercure, Suite Hotel и др.). В России компания продвигает два бренда — Ibis и Novotel. «Строймастер» — новосибирский строительный холдинг, создан в 1996 г., занимается строительством жилья (преимущественно) и коммерческой недвижимости. По данным участников рынка, основные владельцы — мать и сын Вера и Евгений Коноваловы. Финансовые показатели не разглашаются. По данным мэрии Новосибирска, в городе 29 гостиниц на 3048 мест. Самые большие — «Новосибирск» (448 мест), «Обь» (416), «Сибирь» (357), «Центральная» (300), «Северная» (289), «Золотая долина» (190). (Ведомости)

«Русский капитал» восстановит гостиницу «Сухуми»

В столице самопровозглашенной республики Абхазия восстанавливается гостиница «Сухуми». Как сообщили в Сухумской администрации, ремонтно-восстановительные работы инвестировала фирма «Группа «Русский капитал» (Россия, г. Нижний Новгород). Об этом сообщает ИА «Апсныпресс».

Строители завершили отделочные работы фасада главного корпуса гостиницы, полностью заменена кровля, продолжается реконструкция столовой. Здесь появятся новые залы, кафе-бар, в проекте предусмотрен и плавательный бассейн. На сегодняшний день в столице Абхазии уже функционируют шесть гостиниц. (Новый Регион)

Вице-мэр Москвы строит фешенебельную гостиницу в Батуми

До конца 2009 года в Батуми будет завершено строительство пятизвездочного отеля. Стоимость проекта засекречена, однако, предположительно, он обойдется в более чем 100 млн. долларов. В гостинице будет размещаться 3 бассейна, 170 комнат, 45 апартаментов и танцевально-концертный зал на 1000 человек. По распространенной информации владельцем гостиницы является вице-мэр Москвы Иосиф Орджоникидзе. (Грузия-Online)