Hotel & Resort 28 октября 2015 г.
Московские гостиницы среднего сегмента наиболее стабильны и предсказуемы
Гостиничный рынок столицы констатирует постепенное возвращение деловой активности. Санкции оказали двоякое влияние на бизнес: с одной стороны, значительно сократился спрос из Европы и США, с другой – появились новые сегменты спроса, в том числе внутренний деловой туризм и состоятельные путешественники из регионов России. Плюс – туристические группы из Китая. Компания JLL представляет обзор рынка качественных отелей Москвы по итогам трех кварталов 2015 года, основываясь на данных STR Global.
Средняя загрузка качественных гостиниц Москвы по итогам девяти месяцев выросла по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 4 п.п. – до 68,8%. «Часть “нового” спроса более чувствительна к бюджету, что оказывает давление на тарифы, – комментирует Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – В целом по итогам января-сентября зафиксировано незначительное снижение показателя ADR (средний тариф) – на 0,1%, или всего 4 руб. – до 7,6 тыс. руб. После года работы в ситуации слабого рубля и опираясь на опыт кризиса 2008-2009 годов, отельеры научились лучше управлять затратами. Многие гостиницы локализовали закупки; практически все объекты с долговой нагрузкой перевели кредиты из валюты в рубли. Если рассматривать операционные показатели гостиниц Москвы в рублях, можно говорить о сильных результатах рынка за девять месяцев, особенно в части RevPAR (доходность на номер): средний показатель вырос по итогам трех кварталов на 8,2% – до 5,2 тыс. руб.».
С начала года в городе открылись «Marriott Новый Арбат» (234 номера) и StandArt Hotel на Пушкинской (105 номеров) в верхней части ценового диапазона, а также «Ibis Динамо» (317 номеров) в среднем сегменте. Помимо этого в среднем сегменте до конца года заявлено открытие Hampton by Hilton (214 номеров).
Люксовый сегмент (Luxury). Позитивная динамика показателей загрузки и среднего тарифа, зафиксированная в этом сегменте летом, продолжилась и осенью. В сентябре заполняемость люксовых отелей достигла максимума с 2007 года (85%), что привело к рекорду и за третий квартал в целом – 73%. По итогам первых трех кварталов года загрузка была также на очень неплохом уровне – 64%.
Средний тариф за первые девять месяцев превысил 14,7 тыс. руб., это наивысший показатель с 2008 года. В результате RevPAR за тот же период вырос на 18% – до 9,4 тыс. руб. Такая динамика, очевидно, объясняется ростом спроса на люксовые отели со стороны туристов, оплачивающих проживание в валюте: им стали доступны даже самые дорогие гостиницы. Помимо этого, показатели в сегменте поддерживает высокий спрос со стороны бизнесменов, а также увеличение числа обеспеченных туристов из регионов России.
Показатели гостиниц сегмента люкс
январь-сентябрь 2015
Верхний предел верхнего сегмента (Upper Upscale). Несмотря на небольшое снижение среднего тарифа (на 2%), отели этого сегмента смогли увеличить показатель RevPAR на 6% – почти до 5,9 тыс. рублей благодаря росту загрузки на 9% по итогам трех кварталов года.
«По всей видимости, отелям пришлось снижать цены, чтобы качественный спрос не ушел в гостиницы более высокой категории, а более чувствительный к цене – в бюджетные. Кроме того на среднюю цену в этом сегменте, очевидно, влияет и появление нового брендированного номерного фонда, пытающегося отвоевать свою долю рынка, – комментирует Татьяна Веллер. – Традиционно четвертый квартал в сегменте отличается достаточно высоким средним тарифом, а динамика показателя загрузки начинается замедляться».
Показатели гостиниц верхнего предела верхнего сегмента
январь-сентябрь 2015
Верхний сегмент (Upscale). В нынешних рыночных условиях верхний сегмент ощущает серьезное давление на тарифы, становится сложнее удерживать цены. Загрузка по итогам третьего квартала достигла рекордного с 2003 года результата (78,8%) и увеличилась за три квартала в целом на 69%. Но снижение тарифов на 400 руб. привело к падению RevPAR на 200 руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Текущий показатель доходности на номер в сегменте (3,9 тыс. руб.) – самый низкий с 2011 года.
Показатели гостиниц верхнего сегмента
январь-сентябрь 2015
Верхний предел среднего сегмента (Upper Midscale). Гостиницы этого сегмента в сфокусировались на заполнении номеров: показатель загрузки достиг рекордного уровня с 2004 года – 85% за третий квартал и 74,9% за три квартала в целом. Но в ситуации высокой зависимости от группового спроса, обычно чувствительного к цене, отельеры для привлечения клиентов понижали стоимость услуг. Средний тариф опустился до минимального уровня с 2005 года – 4,8 тыс. руб. по итогам трех кварталов. В результате доходность на номер с трудом достигла уровня третьего квартала (3,7 тыс. руб.) и девяти месяцев (3,6 тыс. руб.) прошлого года. Основной проблемой станет возможность трансформировать загрузку в выручку в следующем году, считает Татьяна Веллер.
Показатели гостиниц верхнего предела среднего сегмента
январь-сентябрь 2015
Средний сегмент (Midscale). Гостиницы среднего сегмента, управляемые как международными операторами, так и локальными игроками, занимают основную долю на рынке – на них приходится треть от всего объема качественных отелей в Москве. «Безусловно, иногда они проигрывают еще более дешевым отелям “советского” типа, но забирают групповой и бюджетный спрос из более высоких сегментов, – говорит Татьяна Веллер. – Любопытно, что в этом сегменте наблюдались наименьшие колебания операционных показателей – в пределах 1 п.п. в загрузке и 200 руб. в среднем тарифе – и в третьем квартале, и за весь период с начала года. То есть гостиницы среднего сегмента наиболее стабильны и предсказуемы с точки зрения денежного потока.
Показатели гостиниц среднего сегмента
январь-сентябрь 2015
Первый отель-хостел Netizen открыл свои двери в Москве
Компания Netizen открыла в Москве первый из одноименной сети отелей-хостелов. Хостел Netizen – это новый формат в индустрии гостеприимства, сочетающий преимущества бюджетного размещения и отельного менеджмента. Он рассчитан на одновременный прием 254 гостей, полностью соответствует российским и европейским стандартам.
Новый формат – это гибрид хостела и отеля, где гостям предлагаются различные варианты размещения: от комнат, рассчитанных на несколько человек, до отдельных семейных номеров. Для постояльцев предусмотрена вся отельная инфраструктура – электронные ключи, места для отдыха и работы в общественных зонах, wi-fi на всей территории, повышенная звукоизоляция дверей и стен, видеонаблюдение, современные системы пожаротушения, центральная система вентиляции и кондиционирования.
Инвестиции в проект сопоставимы с размером вложений для трехзвездочного отеля. Стоимость проекта – здания с полной отделкой, включая инженерные системы, мебель и оборудование составила 400 млн. руб. До 2018 года в развитие сети Netizen и открытие еще трех-четырех отелей-хостелов владельцы планируют вложить до 2 млрд.руб. В настоящее время подбираются объекты, в которых можно разместить от 500 до 900 человек. Рассматриваются и покупка здания под редевелопмент, и долгосрочная аренда.
«Цель нашей управляющей компании изменить представление о многоместном размещении, сделать его популярным и качественным. Как нам кажется, именно комфортных, но демократичных мест для размещения туристов нашей столице и не хватает. Особенно, в преддверии Чемпионатов мира по футболу и по хоккею», – сказал на открытии хостела владелец сети Netizen Кирилл Якубовский.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер, рассказала, что в России клиенты хостела – это не только молодежь до 30 лет. «Кроме нее этими средствами размещения пользуются семьи и начинающие бизнесмены, – уточнила она. – В Европе последние две категории составляют существенно больший процент в общем объеме спроса. Но и само понятие «хостел» в европейских странах не несет того негативного оттенка, какой пока еще присущ ему в нашей стране».
Программа China Friendly вышла на новый уровень
В сентябре 2015 года программа China Friendly была зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.
Первым объектом, получившим сертификат соответствия установленного образца, стал отель «Южный» в Волгограде. Кстати, он стал первым во всем Южном федеральном округе. «В настоящее время уже 26 гостиниц прошли процедуру сертификации и получили знак качества China Friendly, еще семь участников готовятся к проведению необходимых процедур», – отметила руководитель проекта Анна Сибиркина. По ее словам, география его постоянно расширяется, сегодня отели уже в девяти регионах России готовы принимать китайских туристов по-новому, в соответствии с утвержденными теперь на государственном уровне критериями.
Объекты China Friendly можно найти не только в традиционных городах прибытия китайских туристов – в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Владивостоке. Ждут гостей из Китая Казань, Краснодар, Тверь, Волгоград, Екатеринбург, Ульяновск. Подключиться к проекту и пройти процедуру добровольной сертификации услуг могут предприятия туриндустрии не только России, но и Беларуси и Казахстана.
«Получение номера в госреестре означает для наших участников единый стандарт качества услуг, которые они предоставляют гостям. Теперь турист из Китая всегда будет знать, что его ожидает в гостинице, в каком бы городе он не находился», – добавила Анна Сибиркина.
Сертифицировать свои услуги с недавних пор могут не только средства размещения, но и объекты показа, предприятия торговли, туристические компании, транспортные средства, выставочные или бизнес центры. Для любого предприятия туристического бизнеса знак качества China Friendly – это конкурентное преимущество, позволяющее выделить себя на рынке аналогичных услуг, продемонстрировать свою клиентоориентированность и предоставляющее дополнительные возможности для продвижения и проведения маркетинговой кампании.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»