Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Hotel & Resort 29 мая 2012 г.

Деловой форум гостиничного комплекса: цели намечены

Ежегодный деловой форум гостиничного комплекса Москвы, прошедший с 18 по 20 мая в рамках выставки MITF-2012 в ВЦ «Гостиный двор», собрал 22 компании-участника. Организатором выступил Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, а устроителем мероприятий стало ОАО «ГАО «Москва».

Как отметил председатель столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько, форум проводился как смотр готовности гостиничного хозяйства столицы к выполнению задач по развитию туризма, поставленных государственной «Программой по развитию индустрии отдыха и туризма в городе Москве на 2012-2016 гг.» и федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)». Также на церемонии открытия г-н Шпилько поблагодарил сотрудников гостиничных предприятий столицы, уточнив, что «Благодаря вашей ответственной и энергичной работе Москва приобретает вид действительно гостеприимного города».

К дискуссиям и деловым встречам присоединились руководители федеральных и московских государственных структур и общественных объединений, ведающих вопросами развития туристско-гостиничной отрасли, профессионалы российских и международных гостиничных компаний-лидеров, специалисты центров кадрового развития отрасли, партнеры гостиничного дела.

В центре обсуждения на круглых столах, мастер-классах и семинарах были вопросы классификации гостиниц, проблемы малых средств размещения, практический опыт российских и международных операторов и многое другое. В общем, все то, что способно повысить качество и расширить предложение гостиничных услуг в российской столице. По словам участников, была достигнута основная цель: прямой диалог представителей гостиничного бизнеса Москвы с управляющими структурами.

По сложившейся традиции, собравшимся предоставили возможность ознакомиться с недавно открытыми в Москве средствами размещения. Организаторы разработали три разных маршрута, куда входил осмотр не только крупных гостиниц (InterContinental, Mercure Arbat, «Аминьевская», «Белорусская»), но и относительно нового для столицы вида гостиниц – хостелов.

 

Динамика позитивная. Итоги форума были подведены 21 мая в Петровском путевом дворце. Сергей Шпилько в своем докладе поделился статистическими данными и подтвердил положительную динамику: по итогам 2011 года по ряду показателей идет перевыполнение намеченных планов. В частности, число международных прибытий в 2011 г. увеличилось на 11,7%, или на 470 тысяч человек. Количество постояльцев в гостиницах выросло на 13,5%, и это только по тем 113 отелям, по которым ведется учет данных, а это далеко не полный перечень средств размещения. «Что касается динамики загрузки, то, по данным системы межгостиничного обмена информацией, по двум-трем звездам в прошлом году она увеличилась на 9,7%, а в отелях бизнес-класса - на 8%. Тенденция позитивная» - отметил в своем выступлении г-н Шпилько.

В рамках итоговой конференции были затронуты наиболее болезненные темы: проблема классификации средств размещения, подготовка квалифицированных линейных кадров для туриндустрии. Живую дискуссию вызвал и вопрос привлечения инвесторов.

 

«Любая классификация должна начинаться с терминов». Бурные дебаты вызвала тема обязательной сертификации средств размещения. С одной стороны, участники сессии оказались практически единодушны во мнении, что любая уважающая себя гостиница должна решить этот вопрос положительно, даже если присвоение звездности останется делом добровольным. Однако тем же хостелам будет крайне сложно пройти сертификацию в силу специфики самого продукта и крайней неразвитости этого сегмента на российском рынке. Отельеры же, согласные проходить сертификацию, протестуют против возможного введения обязательной аттестации сотрудников. Вернее, возражения вызывает не процедура как таковая, а предположительная ее стоимость 6 000 рублей на человека. С учетом немалого штата в больших гостиницах и необходимости регулярного подтверждения звездности это будут колоссальные суммы. И даже экономические льготы для прошедших сертификацию средств размещения на этом фоне - лишь капля в море, не говоря о том, что они пока чисто гипотетические.

Также необходимо каким-то образом отладить механизм проведения процедуры аттестации «на местах», в первую очередь в регионах. Это нужно, чтобы настроенные предвзято эксперты не давали «своему» отелю четыре звезды, когда состояние гостиницы и сервис в ней остается на два с минусом. Спикеры форума предложили сертифицировать и экспертов, поскольку сейчас некоторые из них толком не знакомы с гостиничной терминологией, не говоря об отсутствии опыта работы с отелями. Возможно, имеет смысл организовать нечто вроде Гильдии экспертов с четко прописанным уставом, обозначенными штрафными санкциями за предвзятость и тому подобными мерами предосторожности.

Вопросы сертификации в наше время затрагивают не только сервис и различного рода формальности, но и предъявляют высокие требования к строительству. Недалек тот момент, когда абсолютно все новые здания будут строиться с учетом требований «зеленых технологий». Возникнет необходимость в применении альтернативных источников энергии, минимизации отходов. А использование экологически чистых материалов нередко является обязательным требованием уже сегодня. Хлопот с ведением документации, соответствующей деятельности «экологических гостиниц», ожидается немало, и здесь, увы, вопросов и гипотез больше, чем ответов.

В очередной раз была озвучена и проблема несоответствия российских СНИПов и требований к строительству, предъявляемых западными сетями. Открытым остается и вопрос терминологии в документах: многие гостиничные термины до сих пор недостаточно четко прописаны или не прописаны вообще, что вряд ли упростит процедуру аттестации.

Впрочем, не всегда «многим знаниям – многие печали». На сессии, посвященной первому опыту классификации по новым правилам, президент ассоциации «Отель Эксперт» Маргарита Немоляева поделилась ценной информацией о том, каким образом гостиница может попробовать аттестовать сама себя, то есть предварительно оценить собственную готовность к получению желаемых «звездочек». На сайте «Отель Эксперт» размещена подробная анкета, представляющая собой подобие дистанционного аудита. Если какие-то моменты не вполне ясны, можно обратиться к консультантам ассоциации, это бесплатно. Поскольку, понятно, требования к дому отдыха в глубинке принципиально отличаются от запросов к luxury-отелю в городе-миллионнике.

По результатам заполнения анкеты владелец или управляющий уже понимает, на что конкретно может претендовать его средство размещения. Кстати, первым новую сертификацию успешно прошел не самый известный, не самый дорогой и тем более не самый «международный» отель Москвы - «Митино». Самое интересное, что на момент предварительной оценки к отелю было очень много нареканий. Однако недостатки были исправлены очень быстро, несмотря на то, что многие коррективы требовали существенных финансовых вложений. Значит, можем, когда захотим… Так что скорость получения сертификата во многом зависит от желания и оперативности самой гостиницы.

Вопросов первостепенной важности за три дня сессий было затронуто очень много. Однако на то, чтобы обсудить их исчерпывающе, не хватило бы и месяца. Впрочем, ряд «маячков», на которые следует ориентироваться, были-таки расставлены. Насколько эффективно – покажет время.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Кирилл Махаринский: «Цены на гостиницы для клиентов «Островка» должны быть ниже, чем у кого бы то ни было»

Ostrovok.ru – новый ресурс онлайн-бронирования гостиниц с наиболее удобным сервисом для русскоязычных пользователей - стремительно набирает обороты. Проект был задуман в 2010 году двумя молодыми предпринимателями, Кириллом Махаринским и Сергеем Фаге, которые учились и работали за границей. Там же они успели основать успешные компании в сфере интернет-проектов и коммуникаций. Менее года назад «Островок» вышел на рынок и продолжает стремительно завоевывать популярность. Причем не только в среде пользователей, но и коллег по бизнесу: в августе 2011 года к этой команде присоединился Эндрю Пайнер, один из «пионеров» отельной индустрии, трудящийся на ниве гостиничного бизнеса России и СНГ более 20 лет. До этого мистер Пайнер работал в российском филиале Expedia, а позже занимал пост генерального директора филиала Booking.com в Москве.

Что является залогом столь громкого успеха? Эксклюзивный контент, удобный интерфейс или что-то еще? Мы беседуем с Кириллом Махаринским, президентом и один из соучредителей «Островка».

 

- Как у вас дела сейчас, спустя 9 месяцев с момента запуска проекта?

- Замечательно. Растут продажи, расширяется спектр услуг, стремительно увеличивается клиентура. Развивается и деловое партнерство: рад сообщить, что в середине апреля начато сотрудничество с HotelsCombined, крупнейшим поисковиком отелей в мире. Сейчас мы предлагаем самые низкие цены на большую часть собственной базы гостиниц.

 

- По-вашему, в чем причина такого прогресса?

- Предлагаемые нами номера дешевле, чем у других игроков рынка, минимум на несколько процентов, а иногда разница доходит и до 10-20%. Это способствует развитию, ведь сегодня самый важный фактор выбора для клиентов – цена. Уделяем очень много внимания описанию отелей, даем детальную информацию и изображения. На страничках гостиниц обязательно должны быть качественные и оригинальные фотографии. А это гигантская работа. У нас периодически спрашивают, зачем нам такая большая команда. Но посмотрите на другие порталы: на разных сайтах попадаются одни и те же фотографии отелей, нередко плохого качества. Встречается и плохой перевод. А мы инвестируем в хороший контент. И это оправдывает себя, все больше клиентов доверяют нам.

 

- Можете привести статистику?

- Уже более 200 000 визитов в неделю, а рост прибыли и продаж – выше 60% ежемесячно. Конкретные цифры, к сожалению, назвать трудно, они быстро меняются. Однако можно сказать, что количество бронирований и размер оборота удваивается примерно каждые шесть недель.

 

- Постоянные клиенты уже появились?

- Пока точных данных нет, за девять месяцев нашей работы даже самые активные пользователи не сумели бы много раз куда-то съездить. Однако уже известно, что примерно 15% клиентов за полгода успели воспользоваться услугами портала минимум дважды.

 

- Сколько средств размещения охвачено «Островком»?

- Порядка 130 000 по всему миру. У нас самая большая команда менеджеров в России, которая налаживает отношения с отелями напрямую. В Москве и Санкт-Петербурге у «Островка» подписано договоров уже больше, чем у любой другой компании нашего профиля. В обеих столицах России мы держим самые низкие цены на рынке. Понятно, что количество городов нужно увеличивать. Скоро подтянем все отели в Минске, большинство в Киеве, многие гостиницы российских регионов и стран СНГ. Добрались и до Владивостока.

 

- А дальнее зарубежье?

- До конца 2012 года планируем вплотную заняться «топовыми» городами мира. Но, ведется ли работа напрямую или через посредников, условия предполагаются прежние: цены на номера для клиентов «Островка» должны быть ниже, чем у кого бы то ни было.

 

- Планируете ли предлагать что-то кроме отелей? Трансферы, бронирование авиабилетов?

- Нет. Однако у нас отличный call-центр, и операторы консультируют не только по бронированию. Часто отвечаем на вопросы по визам, даем контакты фирм-партнеров, предлагающих транспорт, экскурсии. Стараемся помочь, чем только можем, хотя запросы бывают неоднозначные. Например, однажды клиенты запросили трансфер в Занзибаре, причем не на автобусе или такси, а на самолете! А как-то позвонили голодные туристы, которые то ли не сориентировались вечером в городе, то ли не хотели уходить далеко от отеля. В общем, искали, где перекусить. Операторы «Островка» за считанные минуты организовали им доставку пиццы в номер.

 

- Планируете ли конкурировать с booking.com и тому подобными «зубрами бронирования»?

- В ближайшее время мы нацелены в первую очередь на Россию. Планируем организовать сервис международного уровня для отелей страны, что в наших реалиях пока нонсенс. Для этого нужно правильно выстроить продукт и увеличивать гостиничную базу в наиболее актуальных городах помимо Московы и Иитера. Сегодня для бронирования онлайн доступно менее 20% российских средств размещения. К концу года планируем сдвинуть с места эту гору и стать первым мировым игроком, «подписавшим» напрямую большинство отелей страны.

 

- Чем еще привлекаете клиентов?

- Во-первых, повторю, ценами. Стоимость номеров, забронированных на «Островке», должна быть самой привлекательной на рынке. А во-вторых – тем, о чем многие забывают: постоянной доступностью номеров как таковых. Стоимость может быть сколь угодно низкой, но если свободных мест для клиентов не нашлось, проку в лучшей цене мало. Мы делаем акцент на договоренности с отелями, которые позволяют иметь больше доступных номеров, особенно в высокий сезон и на праздники. И работаем над этим постоянно.

Вторая приоритетная цель – выстроить профессиональный, но при этом максимально простой и понятный продукт именно для россиян, с возможностью оплачивать услуги как угодно и когда угодно. Например, 17 апреля мы запустили возможность бронирования не только без предоплаты, что есть у многих, но и без банковской карты. Не секрет, что большая часть наших соотечественников предпочитает оплачивать отель постфактум, и меньше половины из них используют пластиковые карты. По данным на конец 2011 года, только у 43% россиян есть банковская карта, в большинстве своем это жители Москвы и Санкт-Петербурга. Обычно при бронировании номера онлайн необходимо подтвердить свои намерения предоплатой. Теперь же пользователи Ostrovok.ru могут не оставлять данные карточки, что очень удобно.

 

- А как же они оплачивают услуги проживания?

- Ряд гостиниц резервируется с так называемой бесплатной отменой. Кнопка «забронировать» - и ваш заказ принят. А внести деньги можно в любое время, но не менее чем за 24 часа до заезда, если планы путешественника не изменились. Оплата производится банковской карточкой или через терминалы QIWI. Таким образом, мы позволяем придержать номер по выгодной цене, а при необходимости отказаться от него без штрафов. Со многими отелями у нас есть договоренность, что клиент может оплатить проживание при заселении. Самое главное в этом вопросе – предоставление альтернативы. Мы предлагаем разные варианты, так как хотим, чтобы у клиентов был выбор. Правильность такого решения подтверждает статистика: за неполные три недели новой услугой воспользовались тысячи клиентов.

 

- Как вам удается наладить дружбу с гостиницами? В тот же Владивосток выпить кофе с партнерами вот так запросто не съездишь.

- Почему? Ездим – и стараемся установить хорошие отношения, договариваемся о ценах. Бывает, что и по телефону, но личная встреча всегда важнее. Работать с отелями в регионах труднее, чем в Москве. Во-первых, развитие гостиничного бизнеса там существенно отстает от столицы, доступ в интернет часто ограничен, что не способствует продвижению онлайн-бронирования. Сказывается и территориальный фактор: где-нибудь в Сибири, например, может быть всего одна пристойная гостиница на сотни квадратных километров… Этот бизнес непрост, но на него все равно нужно выходить. Поэтому из всех профильных компаний у нас, пожалуй, самая большая команда, подписывающая договоры.

 

- Какие средства продвижения используете, как доносите информацию о себе до потребителей?

- Разумеется, основные каналы для такого рода продукта – те, где пользователи ищут отели, то есть поисковики. Есть договоренности и с авиаперевозчиками, которые уже поняли, что мы – лучший и самый быстрорастущий локальный продукт. Теперь сотрудничаем на специальных условиях, предоставляя дополнительные льготы их клиентуре. Со временем будем развивать другие каналы, возможно, оффлайн, акцентируя на том, что наш продукт лучше, а цены на отели ниже рыночных. Тем более, что через несколько месяцев сможем представить самую большую базу гостиниц, работающих с нами напрямую.

 

- Ожидается ли в ближайшее время запуск новых сервисов?

- Как выясняется, русскоязычная аудитория пользуется мобильными устройствами намного чаще жителей других стран. В этом мы видим важную часть нашей будущей стратегии развития. Планируем вскоре запустить специальное мобильное приложение для всех платформ, причем не только на русском языке.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Первая гостиница Domina открылась в Петербурге

В Санкт-Петербурге состоялось долгожданное открытие нового отеля Domina Prestige Hotel, St.Petersburg 5*. Следует отметить удачный выбор здания под гостиницу: ее постояльцы смогут наслаждаться не только проживанием в полностью реконструированном доме Жомини-Клейбер, который был построен в 1759 году архитектором Квасовым, но и чудесным видом из окон: на Мойку с одной стороны и на Большую Морскую улицу и Исаакиевский собор с другой.

На пресс-конференции по случаю открытия выступил глава управляющей компании, итальянский инвестор Эрнесто Преатони. Почетный гость мероприятия отметил, что петербургский отель, ставший «первенцем» гостиничной сети Domina в России, недолго останется единственным ее «ребенком». На территории страны планируется открыть еще шесть гостиниц. Здания уже возводятся в нескольких городах, а курировать работу средств размещения будет управляющая компания Domina Russia.

На данный момент петербургский отель – вторая гостиница сети, входящая в коллекцию Prestige. Первая Domina Prestige 5* расположена на знаменитом египетском курорте Шарм-эль-Шейх, Египет.

Генеральный управляющий Domina Prestige Блейк Андерсон-Бунтз считает главной особенностью гостиницы ее нетипичный облик и оригинальный, жизнеутверждающий стиль. Итальянский дизайнер Джанмарко Каванино в процессе работы над интерьерами попытался переосмыслить и объединить жизнелюбие солнечной Италии и классические петербургские «нотки». В итоге в отеле удалось создать уникальное пространство, в котором современный яркий дизайн сочетается с комфортом и теплой атмосферой.

Разумеется, подобная концепция просто обязана включать в себя безупречный сервис и искреннее гостеприимство. «Уже сегодня по оценкам booking.com мы находимся в категории «превосходных отелей», набрав 9 баллов из 10 возможных. И это объективное мнение наших первых постояльцев, которые останавливались в Domina Prestige в марте-апреле 2012 года», - сообщил Блейк Андерсон.

Говоря о ценовой политике, он отметил, что средняя цена за номер составит 200 евро в сутки, а запланированная среднегодовая загрузка – 69%. На данный момент этот показатель равняется 75,5%.

В гостинице 109 номеров нескольких категорий - мансарды, superior, lifestyle, полулюксы и люксы, - занимающие шесть этажей семиэтажного здания. Для проведения масштабных мероприятий предусмотрен конференц-зал «Ателье 99», который вмещает до 65 гостей. Ну а деловое совещание в камерной обстановке можно провести в переговорной комнате «Офис 99», представляющей собой уютную бизнес-гостиную для встреч в узком кругу. Рассчитана она на группы до 10 человек.

 

Татьяна Деменева, специально для RATA-news

«Ателика» - новый гостиничный оператор в сегменте хостелов

Крупные города, туристические центры и курортные зоны всегда испытывали недостаток в комфортных, но недорогих средствах размещения. Зачастую требования клиентов не так высоки и бюджет не столь велик, чтобы воспользоваться услугами отелей. В результате в последнее время все большую популярность обретают экономичные хостелы. В Москве этот сегмент рынка начал развиваться сравнительно недавно, но активно растет.

В феврале 2012 года под управление компании «Ателика» вошел хостел «Петр I», расположенный недалеко от станции метро «Партизанская», на территории культурно-развлекательного комплекса «Кремль в Измайлово». До центра города добраться можно менее чем за 15 минут. Гости могут окунуться в события, происходящие на территории измайловского кремля, побывать на выставках, посетить ярмарки предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

«Петр I» рассчитан на 207 человек. Здесь представлены 2-8-местные номера, стоимость размещения от 500 рублей в сутки на человека. В хостеле есть все необходимые условия для комфортного пребывания: оборудованная кухня, гостиная, доступ в интернет, камера хранения, автостоянка, круглосуточная охрана и т.д.

Близость к метро, гостеприимная обстановка, чистые и уютные номера делают хостел отличным выбором для студентов, молодежи, организованных групп и индивидуальных туристов. «Петр I» позволяет любому человеку, приехавшему издалека, снять комфортное и дешевое жилье, которое отвечает всем самым современным требованиям.

 

«Ателика»: (495) 228-03-14, факс (495) 646-58-40, info@atelica.ru, www.atelica.ru

Легендарная лондонская гостиница выставлена на продажу

Глобальный фонд Angelo Gordon и управляющая компания Amerimar решили воспользоваться растущим спросом на отели в Лондоне и выставили на продажу одну из ведущих гостиниц британской столицы, St. Ermin’s hotel. Компания Jones Lang LaSalle Hotels получила эксклюзивное право на реализацию объекта.

В прошлом году рост RevPAR у лондонских отелей был самым высоким в Великобритании, что объясняется стабильностью и устойчивым ростом туристического рынка в городе. Эксперты отмечают, что 331 роскошный номер St. Ermin’s hotel, возможность управления гостиницей и передачи под бренд по усмотрению покупателя, а также ее расположение на собственном участке земли представляют редкую и исключительную возможность для инвестирования.

Партнеры Angelo Gordon, Amerimar и Gracemark полностью реконструировали здание отеля, находящееся под охраной государства и включенное в список памятников градостроительства и архитектуры второй категории, чтобы вернуть построенной еще в 1889 г. гостинице ее былое величие. В апреле этого года журнал Conde Nast Traveler включил St. Ermin’s hotel в престижный список лучших отелей мира (Hot List). Кроме того, St. Ermin’s hotel входит в топ-30 лондонских гостиниц по версии сайта TripAdvisor, опережая таких известных конкурентов, как Stafford, Dorchester, Goring, Langham, Claridges, Connaught, Berkeley и Savoy.

«Гостиничную компанию» могут выставить на торги

Столичная мэрия решила расстаться с принадлежащими ей гостиницами. До конца года может быть выставлена на продажу ОАО «Гостиничная компания», создававшаяся вместе с американским миллиардером Рональдом Лаудером.

В ее состав входит 11 отелей: «Владыкино», «Царицыно», «Золотой колос», «Останкино», «Восход», «Орехово», «Саяны», «Бизнес-Турист», «Кузьминки», «Алтай», «Турист». Также компания владеет 100%-ными пакетами акций ОАО «ГАО «Москва», ООО «Интур-возрождение», ей принадлежит 50% акций ОАО «Мега-М», 16% акций ОАО «Инфа-отель», 14,99% акций ОАО «Гостиница «Байкал».

О намерении выставить до конца года на торги 100% акций «Гостиничной компании» рассказала заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина. По ее словам, сейчас департамент имущества детально изучает каждый отель, чтобы понять, как наиболее эффективно использовать его в дальнейшем. По каждому объекту московские власти сначала выпустят градостроительный план земельного участка, после чего «Гостиничная компания» будет оценена и выставлена на торги. (Арендатор.ру)

 

ГК «Альфа»: пополнение в верхах

Алена Надточих приступила к исполнению обязанностей заместителя генерального директора гостиничного комплекса «Альфа».

В 1993 году Алена закончила ГТУ им. Баумана, в 2003 году – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «Управление в гостиничном бизнесе и туризме». Свою деятельность в отелях начала в транспортной службе гостиницы «Метрополь» в 1997 году. С 1999 по 2002 гг. работала администратором, а затем инспектором службы приема и размещения «Марриотт Тверская». Затем продолжила свой карьерный путь в качестве руководителя отдела по размещению групп и проведению мероприятий в гостиницах «Марриотт Тверская» и «Марриотт Гранд». С 2006 по 2007 год исполняла обязанности регионального директора по продажам сети Marriott в Москве, затем получила аналогичную должность в ОАО «Интурист Отель Групп». В 2008 году заняла пост директора по продажам и маркетингу по России в Управляющей компании «ГОСТ Отель Менеджмент».

Последующие годы работала исполнительным директором Barvikha Hotel & Spa и управляющим отеля Kaluga Plaza (в период запуска и открытия гостиницы). В сферу ее деятельности в этот период входили вопросы руководства комплексом, разработка и внедрение операционных стандартов, а также претворение в жизнь коммерческой политики отеля.

Heliopark Hotels & Resorts обрел нового директора по управлению

Директором по управлению сетью отелей Heliopark Hotels & Resorts назначен Евгений Бугровский. Он будет отвечать за операционную деятельность, внедрение прогрессивных форм менеджмента, повышение прибыльности подотчетных гостиниц, а также за расширение и развитие сети.

У г-на Бугровского обширный операционный и управленческий опыт в гостиничном бизнесе. До возвращения в компанию Heliopark Group Евгений занимал должность генерального директора загородного клуба «Авантель Клаб Истра» (2009-2012 гг.), развивал гостиничное направление деятельности в компании AFI Development в качестве управляющего департаментом коммерческой недвижимости (2008 г.). Кроме того, был руководителем городского направления сети Heliopark Hotels & Resorts (2007-2008 гг.), и работал генеральным директором Heliopark Emmaus Club Hotel (2005-2007 гг). В период учебы с отличием окончил Московский Военный Институт им. Верховного Совета РФ, прошел переподготовку по профилю «Государственное и муниципальное управление» со специализацией «Антикризисное управление» в Российской академии государственной службы при президенте РФ.