Гостиничные рынки России и Украины в начале 2015 года
Очередной обзор JLL рассказывает о показателях гостиничных рынков Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Красной Поляны в январе-феврале 2015 года.
Эксперты проанализировали результаты первых двух месяцев ключевых регионов России и Украины в сравнении с показателями начала прошлого года. Напомним, в январе-феврале 2014 года бизнес российских гостиниц еще не ощутил влияния украинских событий.
Москва. На показателях люксового сегмента Москвы в начале 2015 года отразилось открытие Four Seasons: средний тариф в наиболее дорогих отелях города вырос в январе-феврале на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 15200 руб. Однако увеличение объема номерного фонда в сегменте привело к снижению показателя загрузки на 5%, то есть до 47%.
В то же время падение загрузки люксовых объектов оказалось не таким значительным, как ожидалось, что свидетельствует о высоком спросе на отели этого сегмента в начале 2015 года. Сегодня в условиях ослабления рубля иностранные туристы могут останавливаться в гостиницах более высокой категории за те же деньги, что в том числе поддерживает показатель загрузки таких отелей. Так, в сегменте upper upscale заполняемость за два месяца выросла на 8% (до 51%), тогда как в midscale сократилась на 4% (до 56%).
Несмотря на наблюдающееся повышение онлайн-тарифов в ряде средств размещения Москвы, во всех сегментах упал ADR: по итогам двух месяцев 2015 года показатель снизился в среднем по рынку на 5% по сравнению с январем-февралем прошлого года. Такая динамика не стала неожиданностью, учитывая, что в начале 2014 года столичный рынок еще не ощущал влияния кризисных явлений, потому наиболее показательна будет динамика будущих месяцев, начиная со второго квартала.
Санкт-Петербург. Петербург продолжает наращивать объем внутреннего турпотока и благодаря этому демонстрировать высокие показатели, в особенности в гостиницах высоких ценовых категорий. Городские отели удержали загрузку в первые два месяца на уровне прошлого года (42%), но в то же время в наиболее дорогих объектах – люксовом, верхнем пределе верхнего ценового и верхнем сегментах – наблюдался впечатляющий 25%-й рост заполняемости в среднем. Тариф в люксовом сегменте вырос на 8% – до 9700 руб. Позитивная динамика показателя, хотя и менее значительная, наблюдалась и в других сегментах.
Красная Поляна. Зима 2014-2015 стала первым «коммерческим» сезоном Красной Поляны после Олимпиады. Так что крайне любопытно, насколько успешен он для гостиниц горного кластера. Загрузка средств размещения составила 58% в январе и 71% в феврале. Год назад в январе она была намного ниже из-за подготовки к Играм (37%), а в феврале достигла 73%, а значит, рынок Красной Поляны фактически смог удержать показатель на «олимпийском» уровне в нынешнем году. Это очень позитивный результат, хотя может возникнуть вопрос, почему во время Игр заполняемость была всего 73%.
С точки зрения среднего тарифа, результат января был наиболее высоким – 7800 руб., что стало результатом новогодних праздников, когда отели поднимали цены. В результате RevPAR гостиниц Красной Поляны за два месяца 2015 года увеличился на 25% к началу предыдущего года и составил 4600 руб.
Киев. В начале 2015 года в столицы Украины наблюдался рост загрузки по сравнению с январем-февралем 2014 года на 8% (до 29%). В то же время зафиксированный рост вызван «низкой базой» начала прошлого года, когда показатели отелей из-за событий в Киеве значительно сократились, тогда как 2013 году нынешний результат все же уступает.
В то же время средний тариф в долларах продемонстрировал крайне негативную динамику в связи с ослаблением гривны. Если в феврале 2013 года обменный курс доллара США к гривне составлял примерно 1 к 9, то февраль 2015 года начался с соотношения 1 к 16 и завершился на 1 к 28. В результате ADR в долларах упал в январе-феврале на 24%, до $146.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»