Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

RATA-news Hotel & Resort-09

Снова о подготовке кадров

На прошлой неделе в московской гостинице «Космос» прошла организованная ГАО «Москва» конференция «Актуальные вопросы  совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для гостиничного комплекса». Ее провел президент ГАО «Москва» Андрей Кривошеин. В зале собрались представители Комитета по туризму, Комитета по внешнеэкономической деятельности, Департамента образования Москвы, Ростуризма, руководители столичных вузов, выпускающих специалистов в сфере гостеприимства, гостиничных предприятий столицы и ряда регионов, владельцы и менеджеры гостиничных предприятий, руководители служб по работе с персоналом, руководители центров подготовки и переподготовки гостиничного персонала, отраслевых общественных организаций, журналисты.

В сегодняшнем номере RATA-news H & R мы публикуем основные положения доклада, с которым выступил на конференции вице-президент ГАО «Москва» Леонид Николаев. Также выступали директор по персоналу московских гостиниц Marriott - «Аврора-Люкс», «Грандъ-Отель», «Тверская» - Елена Литвинова, директор Высшей школы МВА IntegraL Российской экономической академии им. Плеханова Александр Родионов, директор по персоналу гостиницы «Арарат Парк Хайят» Мария Бек, генеральный директор Московской ассоциации гостиниц и туристских организаций «МосТурОтель» Владимир Поляков, президент Московской академии гостеприимства Инна Рябова и другие. Заключительное слово было предоставлено первого заместителя председателя Комитета по внешнеэкономическим связям правительства Москвы Борису Аверьянову.

Кто будет работать в московских гостиницах?

Как отметил в своем выступлении на конференции вице-президент ГАО «Москва» Леонид Николаев, Москва полна планов по развитию гостиничного хозяйства. Предполагается, что к 2010 году гостиничный фонд столицы увеличится двукратно. Но подкреплены ли эти планы адекватными мерами по обеспечению количественного и качественного прироста специалистов и персонала отрасли?

На начало 2006 года, с учетом ввода в строй новых гостиничных объектов, численность персонала, занятого в гостиничной отрасли, составляет более 27,5 тыс. рабочих мест. Это данные Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы.

Структура персонала, занятого в гостиничной отрасли

Основные направления деятельности Доли сотрудников, %
Службы управления номерным фондом
(с горничными)
24
Служба питания 23
Инженерно-техническая служба 14
Бухгалтерия и экономический отдел 5
Служба приема и размещения (с бронированием) 8,5
Прочие службы 25,5

Источник: ЗАО «Мосвнешинформ», 2005

В отелях 5*, представляющих 8% номерного фонда столицы, занято 22% работающих. 15% относятся к персоналу гостиниц 4* (14,5 % номерного фонда). Каждый пятый (20%) является сотрудником гостиниц уровня 3*, в то время как соответствующий номерной фонд составляет 43,2% общегородского. Наибольшее число сотрудников - 43% - работают в гостиницах уровня 1-2*, которые составляют 34,4% номерного фонда.

ёИсточник: ЗАО «Мосвнешинформ», 2005

Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года позволяет увеличить гостиничный фонд города в 2,5-3 раза по сравнению с существующим. Запускаемые и планируемые проекты касаются более 200 гостиничных объектов новой постройки и реконструированных, которые рассчитаны на прибавку 98 тыс. мест. То есть уже в пределах срока получения высшего и среднего специального образования для обеспечения функционирования гостиниц потребуется еще 30-40 тысяч мест, если следовать прямой интерполяции.

В дальнейшем, до 2020 г., планируется, что в Москве будет функционировать до 730 гостиниц общей вместимостью до 517 тыс. мест. Это обеспечит достижение норматива для крупных мегаполисов с развитым туризмом – 1 место в гостинице на 50 человек населения. Учитывая эти показатели, можно сделать вывод, что к 2020 году количество гостиниц в Москве увеличится примерно в 4 раза, а общая вместимость гостиничного комплекса - в 7 раз.

Кто будет работать в этих гостиницах? С учетом нынешнего состояния дел, требуется серьезная и по-новому организованная государственная поддержка решения этой проблемы, в том числе - учреждений, ведущих подготовку и переподготовку кадров для сферы гостеприимства. Проблема быстрого увеличения подготовленного персонала для гостиниц должна решаться совместными усилиями гостиничных предприятий, нынешних и будущих собственников и менеджмента отелей, учебными центрами подготовки и переподготовки персонала.

Готовы ли гостиницы к меняющимся условиям рынка? По-разному. В наиболее удачном положении находятся гостиницы, использующие стандарты международных брендов. Сейчас таких отелей в Москве 17 (12% всех предприятий), они занимают 15,7% рынка по размеру номерного фонда (4644 номеров) и 12% по числу мест (7702). Подготовка персонала в этих отелях происходит системно, с учетом требований соответствующих управляющих компаний.Участие в дальнейшем создании и управлении отелями в Москве намереваются принять многие международные гостиничные цепи - Holiday Inn, Intecontinental, Crownie Plaza, Novotel (Accor Group), Four Seasons, Karlton-Ritz, Marriott, Radisson SAS, Sheraton, Hyatt, Kempinski и другие.

Отели, не входящие в гостиничные цепи, гораздо меньше информированы о проблемах подготовки кадров, не имеют опыта подбора персонала и, бывает, открываются, практически без комплектации подразделений. По некоторым данным, с управляющими компаниями не связаны до 70% московских отелей.

Неотъемлемой составной частью индустрии гостеприимства является системы питания. Как здесь уже говорилось, в этом секторе занято почти четверть персонала, относящегося к гостиничной отрасли. Соответствующее число ресторанных предприятий откроется во вновь создаваемых гостиницах. По прогнозам Федерации рестораторов и отельеров прирост индустрии питания только за ближайшие два года составит 20-30%. Отрасли потребуется не менее 10 тыс. квалифицированных менеджеров и специалистов ресторанного дела. Пока, за небольшими исключениями, работодатели заполняют этот пробел менеджерами любого уровня, но в течение года примерно 30% увольняются из-за несоответствия требованиям работодателя.

Для выяснения степени востребованности работы с персоналом в Москве проведено исследование, в котором участвовали 49 московских гостиниц (кроме 1*). На вопрос «Соответствует ли уровень подготовки персонала требованиям самой гостиницы?» отрицательно ответили объекты размещения, находящиеся в государственной собственности или федерального подчинения. Руководители этой категории гостиниц явно стремятся к улучшению обслуживания гостей «У нас все в порядке» ответили, прежде всего, менеджеры гостиниц с низким уровнем обслуживания. Судя по всему, они имеют соответствующие ожидания относительно качества своей работы и не стремятся его улучшать.

На вопрос «Соответствует ли существующая система обучения персонала целям отеля?» положительно отвечали представители некоторые гостиниц с менее полной программой обучения. А менеджеры тех отелей, где ведется более глубокая работа с кадрами, наоборот, ответили на вопрос отрицательно. О чем это говорит? О том, что удовлетворенность работой зависит от уровня требовательности самих гостиниц. Чем ниже уровень, тем более завышена самооценка.

Какова реальная потребность и фактический объем подготовки и переподготовки кадров для гостиниц?

Численность выпускников основных вузов Москвы по специальностям для гостиниц

Специальность, специализация 2002 2003 2004 2005 2006 (план)
Менеджмент в гостиничном
и туристическом бизнесе
209 352 300 403 425
Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством 153 127 207 360 566
Социально-культурный сервис туризм: гостиничный сервис 58 76 103 188 237
Организация обслуживания в гостиницах и туркомплексах 61 49 49 47 60
Всего, человек 481 629 708 998 1288

Эти показатели могут расти, но, тем не менее, постепенно образуется разрыв между числом специалистов и реальной потребностью. Проблема еще и в том, что средний возраст значительной части персонала (32%), занятого в гостиничной отрасли Москвы, составляет 40-49 лет. Более 50% работников находятся в возрасте 40-59 лет. Отсюда следует, что в ближайшие 5-7 лет 30-50% ныне трудоспособного персонала достигнет пенсионного возраста. Таким образом, актуальным остается вопрос омоложения отрасли. И такая тенденция уже наметилась - в сегменте гостиниц 4-5*.

Возраст персонала

Доля на рынке туда, %

До 18 лет

1

18-29 лет

18

30-39 лет

22

40-49 лет

32

50-59 лет

20

60 и более лет

7

Источник: Федулина А.А., «Исследование рынка трудовых ресурсов гостиничного комплекса Москвы»

Для того чтобы удовлетворить растущую потребность в кадрах для гостиничной отрасли города, необходимо активное участие в этом процессе самих гостиниц. Слабое взаимодействие между гостиничными предприятиями и вузами приводит к отсутствию практических навыков у выпускников, а значит - снижает общее качество кадрового резерва отрасли. Не это ли является причиной проблем, о которых мы упоминаем в связи с учебными центрами?

Качество подготовки кадров. Несмотря на то, что только в Москве более 50 учебных заведений готовят специалистов разного уровня для сферы гостеприимства и питания, в отрасли даже в сегодняшних условиях ощущается нехватка квалифицированных кадров. Причина, видимо, в том, что в российском высшем образовании отсутствовал опыт подготовки кадров для этой сферы.

Существующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы гостеприимства и питания сложилась, во многом, спонтанно.Обучение осуществляется, в основном, по уже имеющимся специальностям в рамках различных специализаций: главным образом - по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии».Первым опытом создания государственного стандарта для сферы гостеприимства и питания явилось открытие специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» с рядом специализаций, позволяющих в середине 1990-х годов осуществлять подготовку кадров для этой сферы. В 2004 году в качестве эксперимента в некоторых вузах был введен государственный стандарт высшего образования по специальности 230800 «Туризм». Представители гостиничного и ресторанного бизнеса, рассматривающие содержательную сторону этого стандарта, не смогли дать по нему однозначно положительного заключения.

К числу его недостатков отнесены существующие учебные планы подготовки специалистов для сферы гостеприимства и питания. Выпускники, закончившие профильный вуз, не обладают достаточными базовыми знаниями, практически не знакомы с организацией и технологией работы различных служб гостиниц, ресторанов. На предметы специализации в указанных государственных стандартах высшего образования отводится от 500 до 2000 часов, что составляет не более 25% от всего учебного плана. К тому же, состав и содержание дисциплин специализации требуют пересмотра и увязки с потребностями рынка труда в сфере гостеприимства и питания, с потребностями работодателей.

Объединение под одним направлением подготовки кадров для турфирм и гостиниц (специализация «Туризм и гостиничное хозяйство») привело к тому, что большинство дисциплин специализации в учебных планах вузов относятся к туристической сфере. Услуги, предоставляемые гостиницами по размещению туристов, и услуги предприятий общественного питания рассматриваются только как составная часть турпродукта, а это, в свою очередь, привело к перекосу в подготовке кадров, в основном, для турфирм.

Что делать? Для обеспечения потребности гостиничной отрасли Москвы в квалифицированных кадрах предлагается создание системы государственной поддержки учреждений, специализирующихся на образовательной деятельности в гостинично-туристской отрасли. При этом господдержка должна заключаться не в прямом финансировании новых учебных проектов, программ, а в стимулировании инвесторов, коммерческих структур, которые могли бы вложиться в развитие учебных центров, ведущих подготовку специалистов для индустрии гостеприимства. Должны быть выработаны утвержденные государством стандарты подготовки специалистов, а также система контроля за их соблюдением, включая систему сертификации. Необходимо поддерживать системы коммерческого обучения по гостиничным профессиям с отложенным платежом (например, рассрочкой на 10 лет), что одновременно будет способствовать стабилизации кадров на предприятиях.

Разработка системы требует формирования авторитетной рабочей группы из представителей гостиничной отрасли, организаторов систем обучения, специалистов вузов. Прежде всего, необходимо определить численную потребность гостиничной отрасли Москвы в трудовых ресурсах, выявить наиболее востребованные специализации. Надо создать доступную для работодателей единую базу данных по работникам гостиничной отрасли. Сформировать кадровый резерв и систематически проводить мониторинг профессионального роста наиболее перспективных сотрудников, которые после специального обучения смогут занять управленческие позиции. Также необходимо провести полномасштабный набор и обучение персонала для вновь открывающихся московских отелей. Важно предложить услуги кадрового консалтинга действующим гостиничным предприятиям Москвы.

В рамках взаимодействия с профильными учебными заведениями можно было бы реализовывать программы переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава профильных учебных заведений с целью их адаптации к реалиям современного гостиничного бизнеса. Необходимо разработать и внедрить системы дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Очень нужны зарубежные стажировки студентов и преподавателей профильных вузов. И еще более важна организация практики студентов профильных вузов на базе действующих гостиничных предприятий Москвы с возможностью их последующего трудоустройства.

Информационно-координационная деятельность в кадровой сфере предполагает разработку отраслевого предложения по аттестации работников гостиничного хозяйства, регулярный обмен информацией путем проведения круглых столов, семинаров, встреч с участием преподавательского состава профильных учебных заведений и высшего управленческого звена московских отелей, выпуск специализированных пособий для руководства московских отелей.

Итогом взаимодействия представителей гостиничного бизнеса и профильных учебных заведений Москвы может быть создание саморегулирующегося объединения участников процесса обеспечения гостиниц специалистами и персоналом. Это будет способствовать соблюдению стандартов качества в области подготовки кадров для гостиничного хозяйства, созданию кадрового резерва, осуществлению общей координации процесса развития кадрового потенциала гостиничной отрасли.

Улыбка должна стать привычкой

В современном гостиничном бизнесе высокая текучесть кадров. Причин много: жесткие требования к персоналу и уровню обслуживания, непонимание кандидатами сущности бизнеса гостеприимства и неумение быть доброжелательными, растущая конкуренция, демографическая ситуация в стране и многое другое. О ситуации на рынке гостиничного труда мы беседуем с директором по персоналу трех гостиниц Marriott в Москве («Аврора-Люкс», «Грандъ-Отель», «Тверская») Еленой Литвиновой.

- Елена, Вы говорите, что рынок труда становится жестче с каждым днем. В чем это выражается?

- В 2002 году мы не искали кандидатов на заполнение вакансий – они приходили к нам сами, оставалось только выбрать лучших. Сейчас даем агрессивную рекламу в СМИ, интернете, участвуем в выставках, проводим ярмарки вакансий у себя – и уже не выбираем лучших, не из кого выбирать. В 2002-2003 годах все горничные были москвичками и, по меньшей мере, половина из них - с высшим образованием. Я не даю сейчас оценок, плохо это или хорошо, просто сообщаю факты. В 2004 году большая часть горничных была уже из Подмосковья, некоторые из Воронежской, Курской, Архангельской и других областей. Сегодня большинство кандидатов на место горничных, стюардов, хаусменов - из Сибири, Бурятии, Калмыкии. Много претендентов из бывших союзных республик, но, к сожалению, миграционное законодательство не дает нам возможности брать этих людей на работу.

Очень большая проблема с официантами. На Западе совершенно естественно встретить на этой позиции людей 30, 40, даже 60 лет. У нас такое редкость. В официанты идут, в основном, студенты, чтобы подзаработать, или молодые люди, которым надо решить временные финансовые проблемы. Да и вообще, сервис в России не в чести, сфера обслуживания никогда не пользовалась уважением в обществе.

- Возможно, это наследие советских времен и распространенного тогда принципа «вас много, а я одна»?

- Возможно - но времена-то изменились. Сегодня мы в наших гостиницах прикладываем огромные усилия для «исцеления» персонала. Знаете, девиз одной из международных гостиничных сетей: «Наши сотрудники – это леди и джентльмены, которые обслуживают леди и джентльменов». Поэтому хотелось бы пожелать учебным заведениям, чтобы они уделяли особое внимание воспитанию в студентах гордости за свою профессию и работу в индустрии гостеприимства.

- И все же – есть ли у нас вузы, выпускников которых вы охотно берете на работу?

- Сегодня очень многие институты готовят менеджеров для отелей. Но выпускников, которых можно безоговорочно брать на эту должность, я за 4,5 года не встречала ни разу. Более того, даже среди менеджеров с большим опытом работы таковых - единицы. Вообще, выпускники вузов в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса – это наша боль. Ребят, закончивших дневное отделение, у которого за плечами только так называемая практика и никакого другого опыта работы в гостинице или ресторане нет, к нашему огромному сожалению, мы не можем взять на работу по полученной специальности, то есть менеджером. Руководитель, который не способен сам, своими руками показать подчиненным, как надо выполнять работу, в итоге не пользуется авторитетом, не может правильно организовать и проконтролировать трудовой процесс, расставить приоритеты. Иными словами, он не может быть руководителем. С другой стороны, этим молодым людям с высшим образованием психологически невозможно согласиться начать с нуля: носить подносы, убирать номера, принимать заказы по телефону, мыть посуду и т.д.

- Елена, а почему Вы сказали «так называемая практика»?

- Потому что студенты ищут себе место для прохождения практики сами - в силу своих представлений, сметливости, коммуникативных способностей. Далеко не все соглашаются поработать на линейных должностях, тем более что учебные заведения запрещают им это делать. По существующим правилам студенты вузов должны проходить практику как менеджеры, что в реальности абсолютно невозможно. Ни одного руководителя практики, который поинтересовался бы процессом обучения на рабочих местах, мы не видели ни разу. В результате проку от такой практики - никакого.

Сейчас в наших гостиницах менеджерами работают не выпускники дневных отделений вузов. Чаще всего, это человек, который когда-то пришел к нам, например, на позицию официанта, проявил лидерские задатки, был переведен на должность супервайзера, затем заместителя менеджера, потом менеджера одного из ресторанов. Если в процессе работы ему удалось продемонстрировать стратегическое мышление и способность обучать подчиненных, человеку предлагается стать руководителем всей ресторанной службы. Поверьте, таких людей на рынке единицы и стоят они очень дорого. К тому же, это упрощенная схема. На самом же деле руководитель ресторанной службы отеля должен еще иметь опыт работы в службе обслуживания в номерах, и в баре, в ресторане высокой кухни и, самое главное, в банкетной службе. В одном из наших отелей мы уже полгода пытаемся закрыть эту вакансию. Кандидаты приходят либо с очень хорошим ресторанным опытом и приличным английским, либо с банкетным опытом, но не представляют работу ресторана и с трудом объясняются по-английски.

- То есть, в учебном процессе должно быть больше практических занятий?

- Как можно больше. Во всех ли вузах гостиничного хозяйства имеются учебные классы, имитирующие гостиничный номер, кухню, отдел стюардинга, стойку приема и размещения? Все ли преподаватели бывали в служебной зоне гостиницы? Все ли представляют, как, собственно, протекают бизнес-процессы в различных подразделениях, и какие требования этот самый бизнес-процесс предъявляет к руководителю? У нас сложилось впечатление, что гостеприимство преподают, в основном, экономисты. Конечно, менеджер должен уметь бюджетировать, сокращать расходы не в ущерб качеству, правильно определять складской запас и т.д. Но это очень маленькая часть того, что должен знать и уметь менеджер. Когда нам нужно закрыть менеджерскую вакансию, в списке требований к соискателю мы ставим эту компетенцию далеко не на первое место. Сначала - опыт в соответствующей сфере, то есть имеющиеся навыки в области гостеприимства. Затем - английский. Далее - умение обучать и развивать. Потом - коммуникативные навыки. По некоторым топовым должностям - презентабельность. И только потом умение составить бюджет и все, что с этим связано. А входит ли в программу, например, курс работы с кассовыми аппаратами и кредитными картами? Знают ли студенты, что такое телефонный этикет и как учить подчиненных улыбаться?

- Но ведь наверняка нам вовсе не надо изобретать велосипед при подготовке кадров для гостиниц и ресторанов?

- Конечно, не надо. Например, в швейцарских школах гостиничного бизнеса количество теоретических часов равно количеству практических. И практические часы – это совершенно конкретная работа официантами, горничными, стюардами. Одна из наших менеджеров оканчивала такую школу. Два этажа здания занимает гостиница - небольшая, но настоящая в которой живут обыкновенные гости. Обслуживают их, помимо некоторого количества постоянных работников, студенты, которые одну неделю изучают теорию, а другую - применяют знания на практике. Когда теоретическая часть закончена, студенты распределяются на работу по разным гостиницам. И только отработав полное рабочее время в течение шести месяцев по выбранной рабочей специальности, они пишут, защищают и получают диплом о высшем гостиничном образовании.

Мы же, чувствуя нехватку менеджерских знаний и навыков у наших сотрудников, в прошлом году купили у одной хорошей американской компании тренинг «Основы менеджмента». Наполнили его своими примера и кейсами и теперь пытаемся заполнить пробелы в знаниях и навыках наших менеджеров. На этом тренинге мы учим не только тому, ЧТО нужно делать, но главное - КАК. Как правильно давать задание подчиненным, чтобы быть уверенным, что они его правильно поняли. Как хвалить, за что и как часто. Как правильно корректировать поведение подчиненных, чтобы не отбить желания работать, с одной стороны, и обеспечить пятизвездное качество, с другой. Как формировать команду, и почему корпоративная культура не пустой звук и т.д. Все это мы отрабатываем в ролевых играх, анализируя ситуации, максимально приближенные к нашей реальности, то есть пытаемся дать практические знания.

Особо хочу обратить ваше внимание на такую важнейшую в гостинице должность, как менеджер по продажам. Проблема заключается в том, что менеджеров по продажам для гостиниц не готовит никто. Поэтому я призываю уважаемые учебные заведения немного переориентироваться в подготовке студентов по этой специальности. Кандидаты на должность менеджера по продажам и маркетингу, прежде всего, должны быть люди, способные продать себя. То есть открытые, общительные, энергичные, с горящими глазами, с хорошей внятной речью, образованные, знающие продукт. Если человек не может продать себя, то он не сможет продавать и гостиницу. Услуги продавать много труднее, чем то, что можно потрогать руками, попробовать.

- А какова ситуация с подготовкой линейных сотрудников? Что Вы можете сказать о среднем профессиональном образовании в гостиничной сфере?

- До недавнего времени в качестве источника профессиональных кадров мы рассматривали только колледж гостиничного хозяйства «Царицыно». В первую очередь, потому, что только там готовили официантов с английским языком, и потому, что в целом хорошо поставлен учебный процесс. Есть классы - гостиничные номера, есть реальное кухонное оборудование, на котором ребята могут учиться, и т.д. Когда царицынские студенты приходят к нам на практику, их обязательно сопровождает руководитель. Поэтому за выпускников Царицынского колледжа всегда существовала конкурентная борьба между гостиницами, их всегда не хватало. Но в последнее время мы почувствовали, что и другие колледжи изменили программу подготовки учеников, от них тоже приходят очень хорошие, подготовленные кандидаты. Пожеланий к ним два: больше внимания уделять студентам во время практики в гостиницах и больший упор делать на воспитание духа гостеприимства. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы таких колледжей было больше, в несколько раз больше.

- Устраивает ли современные гостиницы языковая подготовка выпускников учебных заведений?

- Здесь тоже все непросто. С одной стороны, молодые люди сейчас сами понимают необходимость изучения английского языка как универсального средства общения. А с другой – все же учебным заведениям надо больше внимания уделять этому предмету. Не знаю, как иностранные языки преподают сейчас, но в то время, когда училась я, основной упор делался на грамотность. Нас пугали важностью правильного произношения и грамматикой до такой степени, что у большинства развивался страх перед разговорной речью – пресловутый языковой барьер. Мы считаем, что язык должен быть не целью, а именно средством коммуникации. Поэтому основное внимание нужно уделять разговорным практикам. И высшие оценки надо ставить не тем, кто грамматически правильно перевел или отбарабанил вызубренный текст, а тем, кто может объясниться на языке, даже не зная каких-то слов.

- Елена, простите мне этот вопрос, но Вы верите, что обслуживающий персонал в России когда-нибудь будет по-настоящему гостеприимным?

- Очень хочется верить. Хотя я согласна, что это - одна из самых серьезных наших проблем. Надо кропотливо и упорно продвигать среди студентов идею, что обслуживать, быть полезным – это хорошо! У нас сервис слишком долго не пользовался уважением в обществе. Улыбка не является культурной традицией в России. Типичное выражение на лицах наших сограждан – серьезность, задумчивость, озабоченность, погруженность в себя. А для сервиса это ужасно. Как можно изменить ситуацию? Достаточно ли просто сказать студенту-первокурснику: «Улыбайся» - и он всегда станет улыбаться, общаясь с другими людьми? Вряд ли. Улыбка должна стать привычкой. И было бы очень хорошо, если бы в формировании этой привычки участвовали все преподаватели учебных заведений, а не только те, кто отвечает за гостиничные дисциплины.

Arthurs SPA Hotel – все для полного счастья

В июне 2006 года в ближайшем Подмосковье - всего в 20 км от МКАД по Дмитровскому шоссе - откроется высококлассный Arthurs SPA Hotel.  Суперсовременный спа-центр от австрийской компании Thermarium Baderbau GmbH станет первым и пока единственным на территории России. А сама гостиница - первым российским спа-отелем европейского уровня на территории Московской области.

В спа-центре оборудовано несколько зон. Зона «тепловых» процедур - различные варианты римских терм: лакониум,  травяная сауна, аромастим. Влажная зона: душ впечатлений,  ванна Клеопатры, дорожка Кнейппа, ледяной фонтан. Зона талассотерапии и грязелечения: массажный кабинет, кабинет «сухого» спа. Зона отдыха и релаксации. Этническая зона: хаммам, аюрведа. Зона бьюти: парикмахерская, маникюр, педикюр, косметический кабинет. И, конечно, бассейн с джакузи и аквагоркой для детей

Arthurs SPA Hotel предлагает уникальные программы и спа-пакеты, а также любые  классические процедуры: ванны, контрастные души, пилинги, обертывания, аппликации, компрессы, массажи. Программы рассчитаны на 3, 7, 14 и 21-дневное пребывание в отеле.

На территории отеля расположены семь жилых корпусов – всего 124 номера. В том числе 75 одно-двухместных площадью примерно 24 кв. м, 10 studio площадью около 35 кв.м, 5 junior suite площадью около 45 кв.м, 15 studio de luxe площадью около 40 кв. м., 10 lux площадью около 55 кв.м, 5 de luxe family площадью около 65 кв.м, 4 двухэтажных апартамента с камином, площадь около 100 кв. м. В каждом номере: центральное кондиционирование с индивидуальным теплоконтролем, итальянская мебель, спутниковое и кабельное телевидение, телефон, мини-бар, сейф.

Ресторан «Партер» на 180 мест предложит гостям русскую и европейскую кухню, «шведский стол» на завтрак и обед. Кафе a la carte «Бульвар» на 60 мест - с итальянской кухней и фирменными блюдами от шеф-повара. Замечательный панорамный вид – вот главная изюминка кафе «Артурс», которое расположилось на 6-м этаже отеля. А выпить кофе или чаю можно в лобби-баре.

Из развлечений Arthurs SPA Hotel предлагает бильярд, боулинг, сигарную с камином, ночной клуб. Многофункциональный комплекс для занятия спортом: большой теннис, волейбол, футбол, аэробика. Бассейн, тренажерный зал. Для детей будет работать мини-клуб «Настенька» с веселыми аниматорами и опытными гувернерами.

Кроме того, Arthurs SPA-Hotel предлагает великолепные условия для проведения деловых мероприятий: конференц-зал на 100 человек, переговорные комнаты вместимостью до 20 человек, а также многофункциональный зал на 300 человек

Arthurs SPA-Hotel находится под управлением Orange Ring Hotel Management.

www.hotel-management.ru

«Уэстин» в новом одеянии

После двухлетних работ, стоивших €15 млн. - именно столько понадобилось для полной реконструкции загребской гостиницы «Уэстин», отель снова принимает гостей.

378 полностью отреставрированных номеров и апартаментов, есть и президентский апартамент, в котором «райская кровать» - только малая часть  того, что сможет доставить гостю удовольствие. Номер состоит из большой гостиной, классической столовой, отдельной кухни, ванной комнаты и еще одной, в которой имеются сауна и джакузи.

«Уэстин Загреб» - часть известной во всем мире гостиничной цепи Starwood Hotels & Resorts, в чьем распоряжении 121 отель в 31 стране мира. «Уэстин» - гостиница высочайшей категории, она располагает конгрессным центром, который предлагает деловым людям 13 конференц-залов. Самый большой из них – «Хрустальный» - может вместить 1000 человек.

Кроме того, расположение отеля в самом центре города отлично подходит и для бизнесменов, и для туристов. «Уэстин» находится в нескольких минутах ходьбы от Хорватского народного театра, музея Мимара и многих других важных для города объектов.