Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Hotel & Resort 6 июля 2010 г.

Отельеры обсудили главные проблемы отрасли

Проблемы, препятствовавшие в последние годы повышению конкурентоспособности отечественного гостиничного хозяйства, остаются на повестке дня, и мешают быстрому восстановлению отрасли. Главная из них – отсутствие государственной поддержки. Об этом говорили участники заседания Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства, прошедшего в конференц-зале РСПП на Старой площади. Тема заседания – «Гостиничное хозяйство: уроки кризиса и перспективы».

В России самый низкий в Европе показатель количества гостиничных номеров на тысячу жителей. В Москве он составляет 3,5 номеров на тысячу, в Санкт-Петербурге – 4,2. И это самая высокая концентрация по стране. Дальше идут Екатеринбург и Новосибирск с показателями 2,1 и 0,8. Для сравнения в Берлине и Мадриде – 11,4 и 11,2 на тысячу соответственно, а в Париже, Лондоне и Риме – 18,6, 15,3 и 19,5. В Москве больше всего в России номеров, отвечающих международным требованиям, однако даже здесь их в несколько раз меньше, чем в крупных европейских городах. Менее 15% гостиниц РФ работают под узнаваемыми брендами, из них 50 гостиниц – под международными, и лишь 12 – вне Москвы и Санкт-Петербурга. В странах Азии и Европы 32-33% отелей работают под маркой известного бренда, а в США таких гостиниц свыше 70%. В целом для гостиничной отрасли России характерны значительная изношенность номерного фонда (более 50% отелей представляют собой объекты советской эпохи) и выраженная концентрация номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге – здесь находится более 30% всех гостиниц страны. Эти цифры озвучил директор офиса глобальных продаж в России и СНГ InterContinental Hotels Group (IHG), кандидат экономических наук Алексей Волов в своем докладе на заседании Комиссии РСПП.

Г-н Волов разделил все отели России на три группы по критерию эффективности управления. К первой группе он отнес ведомственные гостиницы, доля которых в стране превышает 50-60%. Это объекты советской эпохи с низким уровнем сервиса 1-3*, с низкой рентабельностью и «староформатным» управлением. Вторая группа (20-30% номерного фонда) – это частные отели, в основном небольшие, построенные за последние годы или реконструированные. Их характеризует средний уровень сервиса порядка 3-4* и средний уровень рентабельности. Менеджмент отелей второй группы – в основном, российские операторы и независимые управленцы. Не более 10% номерного фонда страны относится к третьей группе. Это отели, которые работают под международными брендами, управляются профессионалами, имеют высокий уровень сервиса 4-5* и высокую рентабельность. Всего в России, по мнению докладчика, менее 15% номерного фонда управляется профессиональными гостиничными операторами. Тем не менее, до кризиса гостиничная отрасль России (особенно Москвы) характеризовалась высокой загрузкой и доходностью. Московские показатели заметно превосходили европейские. Так, средняя цена номера в московском отеле в 2007 году достигала €275, а средняя загрузка составляла 73%. Для сравнения среднеевропейские показатели того же года были €125 и 69%. В среднем по России эти показатели равнялись €180 и 65%. Высокая доходность российских и особенно московских отелей, главным образом, определялась высокими ценами на гостиничные услуги при достаточно низких операционных издержках, в первую очередь, низкой стоимости труда.

В Москве накануне кризиса были самые высокие цены на услуги размещения и доходность отелей в Европе. Средний доход на номер был 25,3% (апрель 2008 г.), тогда как в Лондоне этот показатель достигал 13,4%, в Париже – 16,6%, в Берлине – лишь 4,8%. Однако в разгар кризиса именно в России произошло самое глубокое в Европе падение доходности – более чем на 30%, тогда как в Германии, Франции и Великобритании прибыль упала на 10-15%. «На гостиничном рынке сдулся пузырь, который сложился до кризиса», – так прокомментировал эту ситуацию г-н Волов. По его мнению, доходность российских отелей продолжает снижаться. Рост доходов во всех регионах мира обеспечивается преимущественно ростом загрузки, однако, динамика доходности в России все еще отрицательна за счет продолжающегося снижения средней цены номера.

Экономический кризис значительным образом ослабил и понизил привлекательность гостиничной индустрии России. Вслед за снижением доходности сократилось финансирование проектов, упали темпы ввода новых отелей, увеличились сроки окупаемости, возросли инвестиционные риски. В целом, по мнению Алексея Волова, гостиничная отрасль России будет значительно слабее в ближайшие несколько лет.

Докладчик предложил комплекс мер по изменению ситуации в отрасли в положительном направлении, вызвавших оживленные дискуссии среди участников заседания. Главные факторы, способные положительно повлиять на развитие отрасли – это формирование спроса, развитие инфраструктуры, преодоление кадрового дефицита, создание бренда «Российское гостеприимство» и поддержка государства. Теперь обо всем по порядку.

Россияне совершают около 90 млн. поездок по стране в год, генерируя 80% прибытий в отели. Поэтому даже незначительный рост внутреннего спроса может дать ощутимый приток гостей в отели. Чтобы поднять внутренний спрос, по мнению г-на Волова, в первую очередь необходимо развивать транспортную инфраструктуру – дороги, аэропорты, вокзалы, железнодорожные перевозки, low-cost авиакомпании. К этому необходимо добавить активное продвижение туристического продукта на внутреннем рынке, развитие нишевых рынков – дайвинг, экотуризм, паломничество, горный туризм. Алексей Волов отметил, что росту внутреннего спроса содействует такая общая тенденция развития российского общества, как повышение значения интернет-коммуникаций. Ведь в России уже 42 млн. интернет пользователей, и это второе место в Европе после Германии. Отели должны развивать on-line продажи через совершенствование системы платежей, контента и т.п.

Повышение привлекательности России как направления может не только существенно улучшить имидж страны, но и обеспечить рост международных прибытий. Сегодня их 25,5 млн. в год, что составляет 20% всех прибытий по России, но в тоже время это всего лишь 5% от общего числа прибытий в Европе. 52% этого иностранного потока составляют граждане СНГ. Для активизации иностранного потока необходимо увеличение бюджета на продвижение России, открытие национальных туристических офисов в ключевых странах, продвижение российских регионов. Ведь сейчас 90% иностранцев едут в Москву и Санкт-Петербург. Но главное – это облегчение визовых формальностей для въезда иностранных граждан. Этот тезис на заседании прокомментировал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, отметив, что визы – это вопрос политический, но его влияние на экономику колоссально. Так, Санкт-Петербург принимает дополнительно 400 тыс. иностранных туристов ежегодно, благодаря тому, что открыта возможность безвизового въезда на 72 часа для пассажиров круизных судов. Благодаря этому турпотоку стала возможной реализация крупного инвестиционного проекта «Морской фасад» по строительству международного порта, который в прошлом году уже был признан лучшим в Европе. Вслед за распространением 72-часового безвизового режима на паромы стартовала паромная линия Хельсинки-Санкт-Петербург, сразу получившая статус одной из самых крупных в Европе.

Г-н Волов отметил, что все перечисленные факторы не в состоянии будут повлиять на развитие отрасли, если стране не удастся решить кадровый вопрос. Ведь уже сейчас существующие кадровые ресурсы не способны удовлетворить спрос на персонал в отрасли. Для решения проблемы докладчик предложил рассмотреть возможность привлечения линейного персонала и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, переняв опыт ОАЭ и Великобритании. Необходимо также совершенствование системы высшего и среднего профильного образования и повышение мобильности кадров. Ведь среднестатистический россиянин меняет 1,5 города за свою жизнь, тогда как граждане Европы и США за свою жизнь успевают переехать в 3-4 и даже 5 городов. Докладчика поддержала вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гостенина, назвав кадровый вопрос самым сложным. «Будущее – за тренинговыми гостиницами, – считает она. – Государство должно стимулировать отели, которые участвуют в образовательном процессе».

По мнению Алексея Волова, гостиничному рынку сейчас нужна активная поддержка государства – налоговые преференции, уменьшение административных барьеров, программы льготного кредитования. В поддержку своего предложения г-н Волов привел примеры европейских стран, где ставки НДС на услуги размещения и питания значительно ниже базовых.

Сомневается в реальности таких мер генеральный директор ООО «Балчуг» Александр Бобылев. «По сравнению с другими отраслями мы живем неплохо, – сказал он. – Ожидать снижения НДС и другие преференции от государства не стоит». В своем выступлении г-н Бобылев отметил, что причины кризисов 1998 и 2008 годов разные, но гостиничный бизнес переживает их одинаково, вплоть до финансовых показателей. Поэтому гендиректор «Балчуга» не сомневается в том, что гостиничный рынок восстановится без вмешательства государства. Александр Бобылев отметил, что чистая прибыль российских гостиниц верхнего ценового сегмента в среднем упала на 45% в валюте, что соответствует падению на 33% в рублях. Ожидается, что в 2010 году рост доходности российских отелей составит 10%. Другие отрасли пострадали от кризиса сильнее. «Минус 33% – это не плохо, – поддержал его Сергей Шпилько. – У отрасли были сверхприбыли, стали просто прибыли. Эта ситуация не критическая». Г-н Шпилько напомнил, что среднемировое падение уровня доходности гостиниц составило 17-18%.

Г-н Бобылев считает, что продвигать бренд России на мировом рынке государство тоже не будет, как не будет и создавать национальные офисы. Это потому, что сейчас попросту нет таких кадров, которые были в советские времена у «Интуриста», как нет и зарубежной недвижимости, принадлежавшей Национальным туристическим офисам России. Не существует пока и государственной политики в этом вопросе, рассчитанной на много лет вперед.

Сегмент гостиничного рынка, включающий санатории и курорты, по мнению участников заседания Комиссии РСПП, все-таки может рассчитывать на государственные преференции. Причем, даже, несмотря на то, что он меньше всего пострадал от кризиса. Руководитель департамента развития и гостиничных технологий Amaks Hotels & Resort Валерий Шпак в своем выступлении отметил, что санатории Кавказских Минеральных вод увеличили загрузку и подняли уровень доходности на 10-15% во время кризиса. У населения были ограничены средства, но в тоже время на здоровье люди решили не экономить. Однако у санаториев доходность в принципе на 5-6% ниже, чем у других предприятий гостиничной отрасли, особенно городских отелей, так как санатории имеют большую медицинскую составляющую в части затрат.

Г-н Шпак отметил, что более всего пострадали от кризиса отели, обслуживающие потоки бизнес-туристов. Особенно это заметно в регионах (Казань, Уфа, Пермь), где доля бизнес-потока существенно преобладает над турпотоком. Валерий Шпак считает, что увеличению доходности таких отелей может способствовать уменьшение затрат. Ведь почти повсеместно отсутствует профессиональный менеджмент, кроме того, слишком раздутые штаты нуждаются в сокращении. Однако большинство российских отельеров проявляет консерватизм в этом вопросе: у ведомственного сектора вообще отсутствует интерес к привлечению профессионалов, а частный сектор не может преодолеть психологический барьер, свыкнуться с мыслью, что «кто-то на моей недвижимости зарабатывать будет».

Заслушав и обсудив сообщения участников заседания Комиссия РСПП констатировала, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции в развитии отечественной индустрии гостеприимства, положение в сфере гостиничного хозяйства остается достаточно сложным. Выйти на докризисные объемы продаж в сопоставимых ценах удается лишь сравнительно небольшой части участников рынка. (Ольга Чижкова, специально для RATA-news H&R)

Мертвое море в Усть-Качке

На курорте Усть-Качка в бальнеолечебнице открылся обновленный лечебный бассейн. Бромйодный рассол для него добывают из древнего Пермского моря с глубины 875 м. По минерализации эта вода идентична воде Мертвого моря. Бурый цвет воде придаёт большое содержание железа. В бассейне действует фотарий – искусственное солнце. Свет ламп имитирует воздействие солнца в летний день у поверхности земли, в отличие от солярия, это «солнце» не имеет вредного спектра ультрафиолетового излучения.

Современные технологии, инновационные решения и щедрый дар Пермской природы – это комплекс процедур «Мертвое море Усть-Качки».

www.amaks-hotels.ru

Пансионат в Ниловой Пустыни строит новый корпус

В середине июня на территории пансионата «Энергетик», которым управляет УК «Гранд Байкал» состоялась церемония символической закладки первого камня нового двухэтажного корпуса. Участниками этого события стали замглавы администрации Тункинского района Республики Бурятия Анатолий Демин, гендиректор курортно-бальнеологической лечебницы «Нилова Пустынь» Зорикто Петухов и топ-менеджеры компании «Гранд Байкал».

Подрядчик – компания «Госстрой» (Иркутск) – за пять месяцев должна построить здание общей площадью 670 кв.м. по технологии быстровозводимых каркасно-панельных конструкций (фото). Срок сдачи корпуса «под ключ» – ноябрь этого года.

Общая вместимость нового корпуса составляет 16 номеров, которые смогут принять 32 отдыхающих. Предусмотрено как одноместное, так и двухместное размещение.

В строительстве будут использованы самые современные материалы, отвечающие экологическим нормам. Авторский проект дизайна экстерьера и интерьеров корпуса выполнен Михаилом Балушкиным (Госстрой).

Сейчас в пансионате «Энергетик» работают два двухэтажных корпуса общей вместимостью 73 человека. Таким образом, с вводом третьего здания вместимость пансионата компании «Гранд Байкал» увеличится на 44%.

Оборот «Азимут Сети Отелей» увеличился на 14%

Оборот «Азимут Сети Отелей» за период с января по май увеличился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя загрузка по сети выросла на 10%. В компании эти результаты рассматриваются как положительные.

Наиболее высокий прирост доходности в сети показывает «Азимут Отель Владивосток». Оборот его вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 53% - по сравнению с 2008 годом.

Значительно улучшились после вхождения в «Азимут Сеть Отелей» все показатели работы отеля в Ставрополе. За первые два месяца под управлением Azimut Hotels Company (апрель-май 2010 года) ключевой показатель деятельности – загрузка «Азимут Отеля Ставрополь» увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оборот отеля показал прирост почти в 1,5 раза.

В период белых ночей на 100% заполнен «Азимут Отель Санкт-Петербург». Залы отеля пользуются спросом для проведения конференций, презентаций, банкетов и других мероприятий.

Последние тенденции говорят об улучшении финансовых показателей игроков российского рынка и постепенном выходе индустрии гостеприимства из кризиса. На фоне ряда стагнирующих сфер коммерческой недвижимости гостиничная отрасль развивается достаточно активно. По количеству запланированных к открытию гостиничных номеров Россия находится на третьем месте, после Великобритании и Германии. На текущий момент на территории страны анонсировано порядка 15,5 тыс. номеров, из них около 7 тыс. находится на стадии строительства.

По прогнозам департамента маркетинга Azimut Hotels Company, компания сможет достигнуть показателей 2008 года уже к началу 2011 года.

Герхард Митровиц назначен директором отеля «Балчуг Кемпински Москва»

Герхард Митровиц (фото) назначен новым директором отеля «Балчуг Кемпински Москва» – флагманского отеля группы Kempinski в России. Г-н Митровиц сменил на этой должности Джанни ван Даалена.

Герхард Митровиц, уроженец Австрии, до приезда в Москву руководил реконструкцией и открытием отеля «Индонезия Кемпински» в Джакарте. Ранее г-н Митровиц занимал должность генерального директора отеля «Штайгенбергер Франкфуртер Хоф» 5*, ведущего отеля сети «Штайгенбергер», и способствовал его значительным успехам – под его руководством отель вошел в 40 ведущих отелей мира.

В ведении г-на Митровица будет находиться управление отелем «Балчуг Кемпински Москва» с номерным фондом в 230 номеров и люксов – первого международного пятизвездочного отеля в Москве, члена ассоциации The Leading Hotels of The World.

За плечами Герхарда Митровица – около 40 лет успешной карьеры в индустрии гостеприимства, контроль за управлением более чем 4000 номеров на четырех континентах.

За свой путь отельера, начавшийся в сфере организации общественного питания, г-н Митровиц получил множество заслуженных и престижных наград, включая победу в номинации «Лучший управляющий отеля-2007» по мнению Busche – ARAL Publishing House в Германии. Успехами были отмечены все этапы его карьеры: в 1985 он получил звание «Лучшего менеджера в сфере организации общественного питания» от западногерманской ассоциации Brillat Savarin, а в 2002 году – награду Brillat Savarin Industry Award.

На протяжении 10 последних лет Герхард Митровиц является активным членом Всемирного клуба отельеров. В июне он возглавил московское отделение гастрономической гильдии Chaine des Rottiseurs, где он сможет в полной мере проявить свои таланты и опыт в области высокой кухни и гастрономии и расширить деятельность клуба. Также г-н Митровиц был выбран на пост председателя Совета Ассоциации Европейского Бизнеса по туризму и гостиничному хозяйству Москвы.

Герхард Митровиц, одаренный лингвист, свободно владеет немецким и английским, хорошо знает арабский, индонезийский и китайский языки, изучает русский. Свободное время Герхард Митровиц любит посвящать активному отдыху – охоте, гольфу, походам в горы, подводному плаванию и теннису. В этом его поддерживают супруга, Беата Инге, и две дочери.

Jumeirah The Meydan – новый отель в портфолио Jumeirah Group

Jumeirah Group будет управлять пятизвездочным отелем Jumeirah The Meydan (фото), расположенным в непосредственной близости от ипподрома Meydan Grandstand and Racecourse. Соответствующий протокол о намерениях был подписан 28 июня 2010 года в Дубае между Jumeirah Group и компанией Meydan.

В этом году Jumeirah оказала содействие в официальном открытии отеля. 27 марта 2010 года состоялось открытие ипподрома Meydan Grandstand and Racecourse, приуроченное к юбилейным скачкам 15th Dubai World Cup, собравшим на трибунах ипподрома тысячи гостей.

Отель Jumeirah The Meydan предлагает гостям 285 роскошных номеров, причем 95% из них – с захватывающим видом на ипподром. Любители скачек также могут наблюдать за ходом бегов из баров и ресторанов отеля и даже из бассейна, расположенного на крыше. Также к услугам гостей спа- и фитнес-клубы, конференц-залы и бизнес-центр

Бутик-отель Pantone открылся в Брюсселе

Отель Pantone стал настоящим открытием сезона в Брюсселе. В районе Сант-Жиль, в центре Брюсселя к новому отелю уже слетелись клиенты, хоть работает он лишь месяц. Дизайнер Мишель Пиннеман и архитектором Оливер Aннаэрт сделали отель, построенный на цветовом контрасте безупречно белого и ярких красок (фото). Гостей ждут 59 оригинальных номеров.

Новый отель – часть большой истории Pantone Universe, линии ярких дизайнерских продуктов.