Hotel & Resort 8 апреля 2010 г.
Тельман Исмаилов поможет Сочи
Тельман Исмаилов поможет Сочи подготовиться к Олимпиаде 2014 года, рассказали источник, близкий к госкорпорации «Олимпстрой», чиновники Минрегиона и аппарата правительства. Исмаилов готов построить в городе и его окрестностях гостиницы на 4000 номеров. Правда, пока подписано только общее соглашение, по которому Исмаилов готов инвестировать в Сочи, конкретные проекты не утверждены. «Пока нет проектов, говорить об объеме инвестиций рано, но бюджетных денег там не будет», – говорит источник, близкий к госкорпорации.
Исмаилов – яркий человек, а его бизнес разнообразен. Активы своей группы АСТ в 2007 г. он оценил в $3 млрд. Но в прошлом году у Исмаилова случились неприятности. В мае он открыл пятизвездный отель Mardan Palace в Турции (название – в честь отца бизнесмена Мардана). На строительство гостиницы ушло, по экспертным оценкам, свыше $1 млрд. Открытие вышло громким – с фейерверками, голливудскими звездами и московским мэром с супругой. А в июне премьер Владимир Путин на одном из совещаний обрушился на контрабанду товаров легкой промышленности из Китая и Турции (бюджет теряет около 650 млрд. руб. в год, демпинг душит отечественное производство – такие данные приводились в докладе Минпромторга). «Вроде бы борьба с контрабандой ведется, но результатов пока мало, результат – это «посадки», а где «посадки»?», – спросил Путин. И тут же привел пример «одного рынка», на котором стоят товары более чем на $2 млрд.: «До сих пор не уничтожили, и хозяев нет». Этим рынком оказался Черкизовский, основанный Исмаиловым. В июне же он был закрыт, а через несколько месяцев уничтожен. Исмаилов уехал из России. В декабре 2009 года Путин заметил, что не видит проблем «в многомиллиардных инвестициях» в Турцию, но лучше вкладывать в Россию, например, построить туристические комплексы в Сочи (пошла даже шутка про непонятливых инвесторов, которые не умеют пользоваться картой и вместо северного черноморского побережья застраивают южное). В феврале нынешнего года Исмаилов неожиданно появился в Грозном, заинтересовавшись инвестициями в Чечню, а его сын был назначен вице-президентом футбольного клуба «Терек». Источник, близкий к руководству группы АСТ, сообщил, что сейчас предприниматель находится в Сочи. Поручение Путина выполнено, шутит чиновник аппарата правительства.
Исмаилов будет в основном строить трех- и четырехзвездные отели, говорит источник, близкий к «Олимпстрою». Согласно последней редакции программы олимпийского строительства, инвесторов нет у пяти гостиничных комплексов в Имеретинской низменности (там пройдут соревнования), трехзвездной гостиницы «Валентин» в Хостинском районе, трехзвездной гостиницы с лыжероллерной трассой и у комплекса зданий для размещения оргкомитета «Сочи-2014». Согласившись строить в Сочи, Исмаилов оказался в одной компании с такими инвесторами, как «Газпром», «Интеррос» и управделами президента, которые также возводят в будущей олимпийской столице отели.
Гостиницы обходятся гораздо дороже офисов и торговых центров, рассказывает партнер S.A. Ricci/King Sturge Владимир Авдеев. Инвестиции в 4000 номеров он оценивает примерно в $500 млн. Старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский говорит о $40-80 тыс. на номер. Получается, АСТ вложит $160-320 млн.
4000 – это огромный номерной фонд, непонятно, как он будет использоваться после Олимпиады, ведь в Сочи, кроме как летом, никто не ездит, рассуждает Закревский. После Игр гостиницы могут перепрофилировать под жилье и продать, предполагает он. (Ведомости)
Александр Роднянский прописался в Hilton
Основатели «Студии 1+1» Александр Роднянский и Борис Фуксман пробуют себя в девелопменте: они вложат до $100 млн. в достройку в центре Киева пятизвездного отеля Hilton, который должен принять гостей чемпионата Европы по футболу 2012 года. В Киеве дефицит отелей, а большинство проектов в связи с кризисом заморожены, поэтому бизнесмены могут рассчитывать на неплохой заработок, отмечают эксперты.
В конце марта Александр Роднянский и его двоюродный брат Борис Фуксман закрыли сделку по приобретению у киевской группы компаний St Sophia Homes половины проекта по строительству в центре Киева, на бульваре Шевченко, 70 апартаментов и отеля уровня 5* на 257 номеров (будет управлять Hilton). Об этом «Ъ» сообщила представитель юридической фирмы Magisters Анна Силина (консультант бизнесменов по сделке). По ее словам, сделка была одобрена Антимонопольным комитетом в конце 2009 года. С представителями St Sophia Homes и Борисом Фуксманом связаться не удалось. Господин Роднянский сообщил «Ъ», что ему и Борису Фуксману принадлежит в проекте по 25%. Сумма сделки не раскрывается, но общий объем инвестиций в проект он оценивает в $150-200 млн.
Бизнесмены располагают достаточными средствами для инвестиций. Александр Роднянский покинул пост президента российского холдинга «СТС Медиа» летом 2009 года, и компания обязалась выплатить ему $25,9 млн. наличными в рамках заключенного мирового соглашения. Также г-ну Роднянскому принадлежит 2,5% акций «СТС Медиа» (с учетом опциона), этот пакет стоит $66,75 млн. В 2008 году он и Борис Фуксман продали Central European Media Enterprises свои доли в телеканале «1+1» за $200 млн.
«В Киеве большая проблема с отелями»,– отметил г-н Роднянский. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в Киеве должна пройти часть матчей в рамках Евро-2012. Так, президент UEFA Мишель Платини уже не раз выражал обеспокоенность темпами строительства в Украине объектов к чемпионату. По требованию UEFA в Киеве количество отелей уровня пять звезд необходимо увеличить вдвое, а уровня четыре звезды – втрое, говорит глава совета директоров «XXI века» Лев Парцхаладзе. По данным Knight Frank, в Киеве действуют 130 отелей почти на 10 тыс. номеров, из них только 9% – отели уровня 5* и 14% – 4*. Проект на бульваре Шевченко должен был быть достроен к середине 2009 года. По крайней мере, так заявляли представители St Sophia Homes в апреле 2006 года при подписании с Hilton Hotels Corporation договора на управление отелем. Новые сроки сдачи объекта пока не сообщаются.
Александр Роднянский и Борис Фуксман могут рассчитывать на неплохой доход в гостиничном бизнесе вне зависимости от того, примет ли Украина Евро-2012, отмечают эксперты. По данным гендиректора Knight Frank Ярославы Чапко, сегодня уровень загрузки отелей в Киеве составляет 60-70%, при этом около 70% гостиничных проектов заморожено. Всего, по ее подсчетам, киевскому рынку не хватает 10-15 отелей высокого уровня. При этом в 2009 году максимальная стоимость стандартного номера уровня 5* выросла на треть, до $575 в сутки, тогда как в гостиницах уровня 3-4* звезды этот показатель снизился на 7%, до $104-257 в сутки, говорит г-жа Чапко. (kommersant.ru)
Отельеры оттаяли после долгой зимы
Отельеры считают, что загрузка гостиниц этим летом достигнет 80%, но прибыль останется на уровне 2009 года. Выйти из кризиса рынку удастся только в 2011-2012 гг.
Гостиничные операторы подводят итоги прошедшего зимнего сезона и готовятся к летнему. Как рассказал руководитель регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, зима 2009-2010 г. по количеству туристов была на уровне зимы 2008-2009 г.
«За счет большого количества интересных культурных и развлекательных событий удалось привлечь большое число российских туристов, а иностранных туристов было все так же мало, как и прошлой зимой, в самый разгар кризиса», – говорит Сергей Корнеев.
Учитывая влияние экономического кризиса и снижение покупательной способности туристов, городские музеи не стали поднимать цены на билеты, а международные авиаперевозчики в среднем снизили стоимость перелетов на 20%. Сергей Корнеев также отметил, что средняя загрузка отелей зимой снизилась, но тем игрокам рынка, чья ценовая политика оказалась наиболее гибкой, удалось даже слегка увеличить загрузку отелей и выручку за номер (8% всех отелей). «Сейчас главное – не повышать цены и не демпинговать, чтобы показать иностранцам, что в Петербурге стабильный рынок», – считает специалист.
Золотая середина. Эксперты выделяют несколько сегментов гостиничного рынка Петербурга: высший сегмент (отели класса люкс и «пятизвездочники»), верхний сегмент (отели 4*) и средний сегмент (3*). Отдельное место на рынке занимают отели экономкласса, малые отели (до 50 номеров) и хостелы.
По данным NW Consulting, больше всего в 2009 г. по сравнению с 2008 г. упала загрузка пятизвездных гостиниц, которые практически не скорректировали свою ценовую политику. Падение составило 27,9%. Это можно объяснить тем, что отели такого уровня ориентированы на людей особого класса, для которых важно сохранить свой статус. Наиболее гибкая ценовая политика была у отелей верхнего сегмента. Цены на проживание в них в среднем снизились на 12,3%.
За счет этого «четырехзвездники» переманили значительную часть клиентов отелей 3*, которые немного снизили стоимость номеров (на 6,1%). Загрузка отелей обоих сегментов сократилась в среднем на 19-20%. При этом в NW Consulting отметили, что выручка с номера (RevPa) на гостиничном рынке упала более чем на 40% из-за ослабления в 2009 г. позиции российского рубля по отношению к курсу евро.
Примером компании, которая показала в зимний сезон гибкую ценовую политику, стала группа отелей Marriott (верхний сегмент рынка). Загрузка Courtyard by Marriott (Васильевский остров) и Renaissance Baltic hotel (Почтамтская ул., 4) в I квартале 2010 г. составила около 50%. В то время как средняя загрузка по рынку колебалась от 25% до 40%. А прибыль с каждого номера отеля Renaissance была в 1,5 раза выше, чем средняя прибыль с номера по рынку. Как рассказал генеральный управляющий группы отелей Marriott Патрик Нотер, за счет различных акций в среднем компания снизила стоимость номеров на 15%. По его словам, главная проблема туристического рынка Петербурга и России в целом – это сложный и дорогостоящий процесс получения визы. «Облегченный визовый режим для футбольных фанатов, которые приезжали на матч Лиги чемпионов в Москву, и для паромных туристов показал, что можно работать в другом режиме», – считает Патрик Нотер.
В Grand Hotel Europe (высший сегмент) сообщили, что загрузка отеля за первые 2 месяца 2010 г. выросла в среднем на 2% по сравнению с 2009 г. Выручка по номерам также увеличилась, но при этом средняя цена за номер осталась на уровне прошлого года. В Azimut Hotels Company (средний сегмент) также отметили, что зимой загрузка петербургского отеля выросла незначительно по сравнению с кризисной зимой 2008-2009 гг.
А вот малые отели с трудом пережили эту зиму. По оценке генерального управляющего Nevsky Hotels Group Ильи Капустина, для большинства малых отелей зима 2009-2010 г. была хуже, чем зима 2008-2009 г. Положительная динамика есть только у отелей, которые недавно на рынке (2-3 года). Это естественно, так как отель только на второй-третий год выходит на свои плановые показатели», – считает Илья Капустин. Что касается отелей сети Nevsky Hotels Group, то этой зимой они были заполнены на 60%, а выручка осталась на уровне сезона зимы 2008-2009 г.
Радоваться еще рано. Екатерина Куликова, директор отдела продаж Grand Hotel Europe, строит не самые оптимистичные прогнозы на летний сезон. По ее словам, средняя загрузка отеля составит 53% (на 5% выше, чем в 2009 г.). «Мы не можем говорить о том, что кризисный период прошел, мы прогнозируем, что рынок спроса начнет увеличиваться в III и IV квартале 2010 г. и можно будет говорить о серьезных изменениях в 2011 г.», – считает эксперт.
Более оптимистично настроена руководитель департамента маркетинга Azimut Hotels Company Мария Василенко. В сезон белых ночей и во время проведения Петербургского экономического форума (17-19 июня), по прогнозу руководителей сети, загрузка отеля будет на уровне 90-100%, а в целом на весенне-летний период – 60-70%. Средняя стоимость номеров может вырасти по сравнению с летом 2009 г. на 8-10%.
«По нашим прогнозам, рынок достигнет показателей 2008 г. к концу 2011 г. – началу 2012 г.», – считает Мария Василенко.
Загрузка и прибыль малых отелей в этом году, по прогнозам экспертов, останутся на уровне прошлого года. И только в 2011 г. можно рассчитывать на положительную динамику.
Новые конкуренты. Несмотря на ожидаемый приток туристов летом, говорить о том, что отельеры увеличат свою выручку, не приходится. Кризис отступает, но конкуренция на гостиничном рынке Петербурга с каждым годом становится все серьезнее. Сейчас в городе, по данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам, работает 626 гостиниц на 26,9 тыс. номеров. При этом в 2009 г. было открыто девять отелей на 1,4 тыс. номеров. По данным комитета, в этом году планируется ввести в эксплуатацию столько же гостиничных номеров.
В ближайшее время в городе откроются отели под такими известными мировыми брендами, как Courtyard by Marriott (наб. канала Грибоедова), Park Inn (Невский пр.), Four Seasons (Вознесенский пр.). Также места под новые отели в городе присматривают такие международные операторы, как Sokos Hotel, Rezidor, Marriott и Hilton. По данным КИСП, 66 отелей в городе сейчас находится в стадии строительства, 81 проект разрабатывает документацию, а еще 60 проектов – в периоде изыскательских работ.
Все это приведет к тому, что при растущем потоке туристов стоимость гостиничных номеров и выручка отельеров за номер будут снижаться. Алексей Мусакин, член правления Российской гостиничной ассоциации, считает, что средняя загрузка отелей летом 2010 г. составит 80%, при этом прибыльность этого бизнеса сократится на 15-20%.
Дело в том, что основными статьями расхода отельеров являются зарплаты и коммунальные платежи. Снижать заработную плату нецелесообразно, а коммунальные платежи каждый квартал увеличиваются на 5-10%. Если в 2007-2008 гг. маржа отельеров была на уровне 50-70% от прибыли, то сейчас этот показатель в России снизился до 25-30%. При этом в Европе гостиничные операторы могут рассчитывать на маржу в размере всего 5-10%. Однако и условия для ведения бизнеса там совершенно иные. «Во многих европейских странах правительство снизило налоговые сборы на время кризиса», – рассказывает Алексей Мусакин. По его словам, в Европе гораздо более выгодные кредитные условия. К примеру, в Чехии инвестор может получить кредит на строительство гостиницы на 25 лет под 7% годовых. А в России – максимум на 3-5 лет со ставкой 18-25% годовых.
Кризис заставил бизнес задуматься об оптимизации расходов и более лояльной ценовой политике. Но, несмотря на отток туристов, к сожалению, стоимость гостиничных номеров в Москве и Петербурге для рядовых туристов остается запредельной. И вряд ли уменьшение стоимости авиаперелетов и экскурсий сможет компенсировать эти затраты. (dp.ru)
В Вологодской области принят закон, предоставляющий льготы по налогу на имущество
На очередной сессии Законодательного собрания Вологодской области был принят областной закон, согласно которому на 2010 год пролонгируется предоставление льгот по налогу на имущество санаторно-курортным учреждениям области, сообщили в управлении туризма департамента международных, межрегиональных связей и туризма области.
Как отметил собеседник «Интерфакса», впервые такой закон был принят в прошлом году для поддержания вологодских санаториев в сложный кризисный год. «В этом году сумма предоставленных льгот составит 4,7 млн. рублей», – сообщили в управлении. Там пояснили, что благодаря принятому закону путевки в санатории Вологодской области в этом году не подорожают, несмотря на рост коммунальных платежей. Стоимость пребывания и лечения в санаториях составит в этом году 1100-4500 руб. в сутки. При этом цена останется неизменной на протяжении года.
Всего в Вологодской области восемь санаториев: часть принадлежит профсоюзам, часть является акционерными обществами и два санатория принадлежат предприятию «Северсталь». В управлении также сообщили, что принятая мера крайне актуальна для поддержания конкурентоспособности вологодских санаториев.
«Дело в том, что в Вологодской области действует 15% «северный коэффициент», отчего путевки в местные санатории изначально дороже и не могут конкурировать с санаториями соседних Ярославской и Костромской областей», – рассказал собеседник агентства. (Интерфакс-Туризм)
В Карелии откроются более 50 объектов размещения
В ближайшие годы в Карелии откроются 57 объектов размещения, сообщил начальник отдела по туризму министерства экономического развития республики Владимир Громов.
По его словам, в основном это базы отдыха, гостевые дома, лесные отели в Северном Приладожье, Калевальском, Пудожском, Кондопогском, Пряжинском районах. «Расположенные на этих территориях памятники культуры и истории и природные достопримечательности, а также нетронутая природа привлекают все больше туристов. В числе прочих гостиничных объектов откроется и отель «Онего-Палас» в Петрозаводске», – сказал В.Громов.
Он подчеркнул, что если раньше отели и базы отдыха открывались в преддверии лета, то сейчас туризм в Карелии стал круглогодичным. «Причем популярность зимнего отдыха постоянно растет. Поэтому гостиничные объекты открываются в Карелии на протяжении всего года», – отметил собеседник агентства. (Интерфакс-Туризм)
UDC привлечет средства для строительства гостиниц Etap
Входящая в «Универсальную инвестиционную группу» (УИГ) девелоперская компания UDC Holding намерена к осени привлечь около $50 млн. на развитие сети гостиниц Etap, сообщил гендиректор UDC Леонид Богданов. Для этого компания проведет частное размещение 80% акций своего отельного холдинга Hotel Development Holding. До конца 2011 года планируется открыть пять гостиниц в Киеве, Львове, Харькове и Одессе. Среди других крупнейших активов УИГ – концерн «Хлебпром» (объединяет 14 хлебозаводов и 3 хлебокомбината) и страховая компания «Универсальная». (Интерфакс-Украина)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»