RATA-news Hotel & Resort-17
Технология оценки гостиниц
Гостиничная недвижимость периодически становится объектом различного рода операций - сделок купли-продажи, слияния-поглощения, финансирования-рефинансирования и т.д. Понятно, что для этого требуется установить предполагаемую рыночную стоимость объекта, основываясь на существующих профессиональных методах и подходах. Для оценки гостиницы может применяться один из трех существующих способов: по методу капитализации доходов, по методу сравнительных продаж и затратный метод.
Затратный метод применяется, в основном, для новых гостиниц, он связывает предполагаемую стоимость объекта с затратами, необходимыми для строительства или замещения объекта оценки с учетом существующего износа. В то же время, большинство гостиничных инвесторов связывает решения о покупке/продаже гостиницы с экономическими факторами: предполагаемым доходом от эксплуатации отеля и перспективой возврата инвестиций. Поскольку затратный метод не учитывает этих экономических факторов, он не находит широкого распространения в практике оценки гостиничных предприятий, за исключением случаев, когда требуется определить залоговую стоимость гостиничного объекта (для банков или страховых компаний).
Использование затратного метода при оценке существующих гостиниц сдерживается рядом причин. Во-первых, его эффективность снижается при разнице в физическом износе сравниваемых объектов, во-вторых, следует делать поправку на функциональные изменения, и, наконец, существуют неконтролируемые внешние факторы. Таким образом, существует большое количество факторов, отрицательно влияющих на конечный результат оценки, не учитывающей, к тому же, инвестиционных ожиданий продавца. Поэтому метод для оценки объектов гостиничной недвижимости практически не применяется.
Метод сравнительных продаж. Это совокупность методов оценки стоимости гостиничного объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Применение сравнительного подхода основано на предположении, что осведомленный разумный покупатель не заплатит за объект недвижимости больше, чем цена приобретения (предложения) на том же рынке другого объекта недвижимости, имеющего аналогичную полезность.
Хотя информация, содержащаяся в этом методе, представляет определенный интерес для инвестора, он редко применяет его при принятии конечного решения по цене. Сравнение цен на ранее осуществленные сделки может дать представление о начальной цене и о порядке цен на подобные объекты, но окончательная стоимость гостиницы редко определяется этими данными.
Метод сравнительных продаж может иметь расширенную трактовку, при этом в качестве объекта сравнения используются сделки с недвижимостью, сходной по основным характеристикам с гостиничной недвижимостью, в частности, с жильем. Метод сравнительных продаж дает менее точные результаты, поскольку сложно учесть все составляющие, влияющие на конечную стоимость.
Оценка по методу капитализации дохода.Метод капитализации дохода базируется на принципе, что цена объекта недвижимости формируется на основе показателя чистого дохода, получаемого от эксплуатации этой недвижимости как объекта бизнеса. Иными словами, стоимость объекта связывается с объемом предполагаемой прибыли, которая определяется на основании предварительных расчетов доходов и расходов, генерируемых рассматриваемым объектом за некий расчетный период. Эти расчеты предваряют процесс окончательного определения цены продажи. Полученная в результате расчетов прибыль затем конвертируется в окончательную рыночную стоимость объекта, в которой учитывается существующая ставка капитализации и дисконтированный поток денежных средств.
Прогноз доходов и расходов делается на ежегодной основе и выражается в текущих евро/долларах. Год стабилизации отражает соотношение предполагаемых результатов операционной деятельности гостиницы и цикла экономической жизни объекта, учитывая стадии от момента постройки до выравнивания, а затем и снижения кривой, отражающей жизненный цикл отеля. Так, предварительная оценка прибылей и убытков после момента стабилизации не принимает во внимание существенные изменения конъюнктуры рынка, в результате которых могут произойти непредвиденные колебания доходной и расходной частей гостиничного баланса.
Метод капитализации доходов дает самые убедительные и приемлемые для получения окончательной стоимости отеля заключения. Применение соответствующей ставки доходности позволяет получить результат, наиболее точно отражающий ожидания покупателей, которые приобретают гостиничную недвижимость, основываясь на уровне генерируемого ею потока дисконтированных денежных средств.
Краткие сведения о сделках купли-продажи гостиниц в России | |||||
Гостиница |
Характеристика гостиницы
|
Дата продажи |
Сведения о сделке |
Оценочная стоимость |
Цена продажи |
Санкт-Петербург | |||||
Выборгская | 1961 г.п., 394 номера, без капремонта, площадь 10,5 тыс. м.кв. | Сентябрь 2004 | 60% акций, на открытых торгах | 135 млн. руб., ок. $4,5 млн. | Продана за стартовую цену, покупатель ООО «Росинвестпроект» |
Чайка | 1988 г.п., без капремонта, 198 номеров, площадь – 13,4 и 4,1 тыс. м.кв. | Сентябрь 2004 | 60% акций, на открытых торгах | 100,5 млн. руб. | Продана за стартовую цену, покупатель ЗАО «Балтинвест-ЛК» |
Киевская | 1961 г.п., 309 номеров, без капремонта, площадь – 9,6 тыс. м.кв. | Сентябрь 2004 | 55,02% акций на открытых торгах | 70 млн. руб. | За стартовую цену, ООО «Европа» |
Южная | 1914 г.п., 1958 г. – реконструкция, 130 номеров, площадь – 6139 м.кв. | Сентябрь 2004 | 60% акций, на открытых торгах | 53 млн. руб. | За 70 млн. руб., компания «Бизнес-СИТИ» |
Турист | 1958 г.п., 113 номеров, без капремонта, 5637 кв. м. | Сентябрь 2004 | 75% акций на открытых торгах | 53 млн. руб. | За 122 млн. руб., компания «Бизнес-СИТИ» |
Москва | 1976 г.п., 735 номеров, 2002 год – реконструкция, ок. 100 тыс. м.кв. | Ноябрь 2004 | 74,42% акций, на торгах | 443,2 млн. руб. | Куплена за 1,1 млрд. руб., ЗАО «Центр инвестирования» |
Октябрьская | 1851 г.п., с капремонтом, 670 номеров, 51 тыс. м.кв. | Март 2005 | 60% акций, на торгах | 312,4 млн. руб. | Куплена за 1383,4 млн. руб., ООО «Северная столица» |
Прибалтийская | 1978 г.п., 2004 г – реконструкция, 1200 номеров, 82597 м.кв. | 2005 | 49% акций | 510 млн. руб. (Деллойт& Туш) | Продано акционеру ЗАО «Центр водных развлечений» |
Пулковская | 1981 г.п., 840 номеров, площадь 59717,6 м.кв., реконструкция в 2003-2004 гг. | 2005 | 74,9% акций | 511,3 млн. руб. (Эрнст&Янг) | Продано ООО «Мир Кемпи Хотелз» |
Астория | 1912 г.п., 2002 г. – реконструкция,
223 номера, более 10 тыс. м.кв. |
Ноябрь 2004 | 23,33% акций | 488 млн. руб. (Д&Т) | Продано ООО «Рокко Форте Астория Груп» |
Дессон-Ладога | 1964 г.п., 1994 г. реконструкции, 10 тыс. м.кв., 96 номеров | Апрель. 2005 | 50% акций | 66,230 млн. руб., | Продано Desson Russia Dev. Ltd. (Сянган) |
Невский Палас | 1891 г.п., 1993 г. - реконструкция, 283 номера | Ноябрь 2001 | 97% акций | Долги австрийскому банку «Кредитанштальдт» | Продано за 130 млн. долларов, плюс права аренды с последующим выкупом 2-х прилежащих домов. Расторгнут договор на управление с Шератоном |
Гранд-отель Европа | 1824 г.п., 1991 г. реконструкции, 301 номер | Март 2005 | 51% | н/д | Покупатель: Ориент Экспресс-отель, $95 млн. (по сообщ. прессы), выкуплен договор управления с Кемпински |
Сокос-отель | Строитс 280 номеров, 25 тыс. м.кв. | Март 2006 | Покупка строящегося здания | $50 млн. | н/д |
Москва | |||||
«Украина» | 1957 г.п., 1017 номеров, без капремонта, 73283 м.кв. | Ноябрь 2005 | 100% акций | $157 млн., 4360,298 млн. руб. | Продана на открытых торгах ООО «Бисквит». Цена продажи 7881 млн. руб. ($275 млн.) |
«Космос» | 1979 г.п., 1777 номеров, без капремонта, 109261 м. кв. | Октябрь 2005 Февраль 2006 | 25% акций (доля Альфа Эко) 20% акций (доля города) | н/дP не предусматривали предварительной оценки | Ориентировочно $25 млн. 570594 млн. руб., ВАО «Интурист». |
«Белград» | 1973 г.п., 2003 г. - реконструкция, 252 номера, 24 358 кв. м. | 1999 | 100% | Конкурс с инвестиционными условиями, $17 млн. | По цене предложения. |
Пекин | 1955 г.п., без реконструкции. 139 номеров, 25,9 тыс. м.кв. | 2006 | Доля Москвы | 1,7 млрд. руб. | Оплачено акциями ВАО Интурист |
Регионы | |||||
Астрахань, г-ца «Астраханская» | 176 мест, 1980 г. реконструкции, ок. 6500 тыс. м. кв. | Ноябрь 2005 | 100% | 107 млн. руб. | ООО Три кота», 125 млн. руб. На торгах |
«Северная», Петрозаводск | 180 номеров | Сент. 2005 | 100% | $1 млн. | ООО «Интурист Хотел Груп» за заявленную цену |
AMAKS вложит 100 млн. рублей в воронежский «Спутник»
Первая национальная гостиничная сеть AMAKS Grand Hotels вложит 100 млн. рублей в развитие, принадлежащей компании воронежской гостиницы «Спутник». Об этом сообщил управляющий директор отеля Иван Калабин на пресс-конференции в пресс-центре "Интерфакса" в Воронеже.
По словам г-на Калабина, в 2005 году AMAKS вложил в воронежскую гостиницу около 50 млн. рублей. Была проведена работа по капитальному ремонту номеров, это позволило создать свыше 70 номеров уровня "престиж", что составило 27% воронежского номерного фонда такого класса. В ближайшие четыре месяца планируется создать комплекс номеров люкс, апартаментов для топ-менеджеров и звезд эстрады.
Комплекс "Спутник" вошел в сеть отелей AMAKS в феврале 2004 года. Иван Калабин отметил, что уже в 2005 году отель увеличил прибыль в 2,5 раза - до 45 млн. рублей.
В Воронеже сложился серьезный дефицит гостиничных мест, потребность в два раза превышает предложение. «AMAKS сейчас ведет работу по привлечению в свою сеть новых гостиниц, в том числе и в Воронеже, а так же прорабатывает проект строительства нового гостиничного комплекса на территории "Спутника"», - рассказал г-н Калабин. Он добавил, что "Спутник" уже в 2007 году планирует пройти сертификацию на три звезды.
Гостиница "Спутник" находится на въезде в Воронеж, в уникальной лесопарковой зоне. "Бизнесмены пока стремятся поселиться в центре города, чтобы быть ближе к административным структурам, но уже ощущается изменение стереотипов: гости начинают выбирать лесную тишину и покой", - сказал Иван Калабин. К тому же, в настоящее время отель специализируется на проведении семинаров и презентаций. Площадь гостиницы составляет 7 тыс. кв. м, а территория превышает 22,5 тыс. кв. м.
AMAKSGrandHotelsявляется крупнейшей национальной гостиничной сетью, работающей на внутреннем рынке гостиничных услуг в России. В настоящий момент компания является владельцемчетырнадцатиотелей, расположенных в российских регионах. По мнению Ивана Калабина, региональный туристический бизнес практически не развит, поэтому сейчас самое время вкладывать в него средства, которые быстро окупятся. Он напомнил, что в Воронежской области разрабатывается программа развития туристической индустрии региона. Серьезно тормозит развитие туриндустрии отсутствие достаточного количества гостиниц.
Внешторгбанк дает кредит на гостиницу в Екатеринбурге
Внешторгбанк предоставит кредит в размере $80,5 млн. на строительство гостиничного комплекса класса "люкс" в Екатеринбурге. Общая стоимость проекта - $160 млн. Средства будут предоставлены входящей в "УГМК - Холдинг" инвестиционно-строительной компании "Верх-Исетская" на 11 лет.
Финансирование проекта будет осуществлено Внешторгбанком за счет
привлечения кредитных ресурсов иностранных банков под покрытие экспортного страхового агентства Coface. Партнерами с французской стороны стали парижский Eurobank, который с декабря прошлого года входит в группу Внешторгбанка, а также французский банк Sosiete Generale.
Эдельвейс/Medallion открывает летний сезон в Геленджике
Компания «Рексофт» - разработчик передовых систем автоматизации для гостиничной отрасли - открывает постоянное представительство в Геленджике на базе объединения "ГеленджикКурорт".
"ГеленджикКурорт" - санаторно-курортное объединение здравниц, включающее в себя семь санаториев и пансионатов, является клиентом «Рексофт» с 2005 года. Первый проект по автоматизации санаториев "Дружба", "Черноморец" и пансионата "Сосновая Роща" начался в апреле 2005 года и был завершен к разгару курортного сезона лета 2005. В мае текущего года специалисты «Рексофт» произвели установку автоматизированной системы управления гостиницей "Эдельвейс/Medallion" в еще трех здравницах - "Ольгинка" (123 номера, Ольгинка), "Шепси" (393 номера, Шепси) и "Малая Бухта" (183 номера, Анапа). Началось внедрение системы в одной из городских гостиниц в Анапе. Общая емкость номерного фонда автоматизированных объектов превысила 3 тыс. мест.
В июне на базе конгресс-центра пансионата "Сосновая Роща" открывается учебно-демонстрационный центр, программы для которого разработаны совместно объединением "ГеленджикКурорт" и «Рексофт». В постоянно действующем учебном центре будет осуществляться дальнейшее обучение пользователей системы "Эдельвейс/Medallion", а также будут проводиться открытые семинары для специалистов гостиничного сектора Краснодарского края по автоматизации деятельности гостиниц на базе решений «Рексофт». Теперь любой желающий сможет увидеть систему автоматизации «Рексофт» в действии, самостоятельно поработать на реальным рабочем месте системы, получить демонстрационные версию программы, услышать отзывы пользователей об "Эдельвейс/Medallion".
Новые пользователи смогут с помощью консультантов подобрать конфигурацию системы, оптимальную для целей своего гостиничного предприятия. Дополнят решения «Рексофт» для гостиничной индустрии программы, совместимые с "Эдельвейс/Medallion", в частности ресторанная система TillyPad, замковые системы и др.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»