Ежедневная электронная газета
Самые достоверные новости турбизнеса
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------
Hotel & Resort 8 июля 2010 г.
В российских отелях заявляют о снижении спроса
Владельцы российских гостиниц заявляют о снижении спроса. Они утверждают, что доходы снизились на треть. Однако скидок туристам не дождаться. Эту парадоксальную информацию пояснила Марина Усенко, исполнительный вице-президент компании Jones Lang LaSalle: «В гостиницах, как и в каждом нормальном бизнесе, большое количество тарифов и расценок для разных категорий клиентов. Поэтому, когда спрос снижается, а цены идут совершенно в обратную сторону от тенденции спроса, здесь нужно четко различать: если мы говорим про цену для человека с улицы, который пришел в гостиницу и хочет купить номер, то, скорее всего, у гостиницы нет большого энтузиазма в продаже номеров по самым дисконтированным ценам. С другой стороны, та статистика, которую мы получаем – в частности, по московским гостиницам – показывает, что спрос восстанавливается. И тот факт, что спрос осторожно пытается восстановиться, к сожалению, не позволят гостиницам повышать цены с той же энергией, как они это делали до 2008 года».
На сегодняшний день российские гостиницы считаются одними из самых дорогих. Но, как показывает практика, структура спроса в Москве такая, что основной поток приезжающих в Москву и размещающихся здесь в гостиницы – это бизнесмены, у которых сравнительно невысокая чувствительность к ценовому фактору. «Если смотреть на статистику по гостиницам, то тот провал в количестве размещенных лиц, который мы наблюдали в прошлом году, сегодня фактически уже преодолен, благодаря бизнесменам, которые практически восстановили свой спрос», – прокомментировала Марина Усенко.
Но ценовая проблема не вызвана колебаниями спроса. Зачастую она связана с нехваткой номерного фонда, которая судя по всему, еще долго не будет решена. «В Москве сложно строить гостиницы. И это сыграло положительную роль во время кризиса: не было переизбытка новых гостиничных номеров. Но, тем не менее, барьеры к проникновению новых игроков и открытию новых гостиниц остаются и, соответственно, вряд ли можно предположить, что мы очень быстро достигнем какого-то баланса между спросом и предложением, который наблюдается в более развитых рынках Европы», – объяснила г-жа Усенко. (vesti.ru)
Hyatt может открыть еще один отель в Москве
Международная гостиничная сеть Hyatt International может открыть еще один отель в Москве, пишет газета «Ведомости».
Как отмечает издание, о том, что Hyatt International подписала с ВТБ протокол о намерениях на управление отелем, который планируется построить на территории Петровского парка рядом со станцией метро «Динамо», рассказал один из участников проекта. Представители ВТБ, Hyatt International и CB Richard Ellis (консультант проекта) от комментариев отказались.
По данным газеты, отель 5* на 250 номеров планируется построить в рамках девелоперского проекта «ВТБ арена парк». Проект подразумевает реконструкцию стадиона «Динамо» (новая арена вместит не менее 40 тыс. человек), а также возведение на участке площадью 8 га на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта коммерческой недвижимости площадью около 500 тыс. кв. м, в том числе гостиницы, апартаментов и офисов. Общий объем инвестиций в проект составит $1,3-1,4 млрд., сообщил недавно президент ВТБ Андрей Костин.
Расположение объекта не позволяет построить гостиницу класса luxury, но место вполне подходит для 5* отеля, рассчитанного на бизнес-туристов, считает старший вице-президент Jones Lang LaSalle Марина Смирнова.
Сейчас в России работает два отеля сети Hyatt International – Ararat Park Hyatt на Неглинной улице в Москве и Hyatt Regency в Екатеринбурге. Сеть также управляет апартаментами в башне «Федерация» в «Москва-сити». К 2012 году в «Федерации» планируется открыть еще один Hyatt. Кроме того, оператор подписал протокол о намерениях с компанией «Юг - новый век» на управление отелем в Сочи. (Интерфакс-Туризм)
Петербург в погоне за Европой
Если темпы ввода новых отелей будут такими же, как и в предыдущие два года, то уже через 3-4 года Санкт-Петербург достигнет среднеевропейских показателей по обеспеченности номерами на тысячу жителей, говорится в отчетеMaris Properties in association with CB Richard Ellis, посвященном гостиничному рынку Санкт-Петербурга.
В настоящее время, по официальным данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города, в Петербурге функционирует более 600 объектов гостиничного типа с общим номерным фондом около 26 тыс. номеров.
Обеспеченность номерным фондом гостей Санкт-Петербурга, согласно официальным данным, составляет около 5,8 номеров на 1 000 жителей города. В Европе средний показатель составляет 7 номеров. Однако по европейским стандартам относительно комфортным уровнем считается показатель 10-12 номеров на 1 000 жителей. Таким образом, Санкт-Петербург имеет потенциал для развития как минимум до 31-32 тыс. номеров. Специалисты Maris Properties in association with CB Richard Ellisотмечают, что среднеевропейских показателей по обеспеченности номерами на тысячу жителей Санкт-Петербург может достичь уже через 3-4 года при сохранении темпов ввода новых отелей на уровне 2008-2009 годов (1 240 и 1 429 номеров).
При этом наиболее вероятное количество номеров, вводимых в эксплуатацию в 2010 году, они оценивают на уровне предыдущих двух лет, во многом за счет проектов, начатых до кризиса и находящихся на завершающей стадии строительства. На сегодняшний день в стадии проектирования и строительства находится 140 гостиничных объектов, указывается в отчете. (cre.ru)
Гостиницы Петербурга: проверки после форума
Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу инициировало проверку 15 петербургских отелей с целью выяснения обоснованности повышения цен на проживание на время проведения Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Так, в период 16-20 июня 2010 года стоимость размещения в номерах некоторых гостиниц выросла в восемь раз. Отели пока не комментируют начавшееся расследование.
Как сообщили «Ъ» в УФАС по Санкт-Петербургу, антимонопольный орган инициировал проверку отелей на предмет обоснованности повышения цен на проживание во время проведения форума в этом году. Так, в период 16-20 июня 2010 года большинство отелей города повысили расценки на свои услуги минимум на 30%, а некоторые и на 800%. К примеру, «Гранд-отель «Европа» увеличил цену номеров полулюкс и люкс, популярных среди участников форума, в среднем в восемь раз (сутки в «историческом классическом люксе» выросли с 46,6 тыс. рублей, без учета НДС и завтрака, до 380 тыс. рублей), Renaissance St. Petersburg Baltic Hotel и Corinthia Hotel St. Petersburg повысили цены в среднем вдвое, Novotel St. Petersburg – на 30%. При этом большинство отельеров установили специальные условия – бронирование номера как минимум на трое-четверо суток и стопроцентная предоплата. Повышение цен вызвало резкую критику со стороны как губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, так и участников форума, в частности заместителя председателя комиссии Совета федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Александра Починка. В июне этого года Валентина Матвиенко объявила о полной поддержке позиции УФАС о недопустимости завышения гостиницами цен в дни проведения форума. «Должна быть ответственность, сознательность руководителей отелей. Они должны заботиться об имидже города и понимать, что сиюминутная выгода от повышения цен на какое-то время может обернуться потерей репутации и оттоком посетителей», – процитировало тогда слова губернатора информагентство ИТАР-ТАСС.
Проверка была начата по заявлению одного из участников форума, имя которого антимонопольщики не раскрывают. Запросы, содержащие основной вопрос – за счет каких факторов выросла стоимость номеров в период 16-20 июня 2010 года, были разосланы 15 отелям категории пять-четыре звезды, а также трехзвездочным гостиницам на Васильевском острове. В процессе проверки также планируется выяснить, каким образом принималось решение о повышении цен – самостоятельно или согласованно с другими отелями. После обработки результатов проверки будет принято решение о возбуждении дела о нарушении закона «О защите конкуренции», сообщал ранее «Ъ» глава УФАС по Санкт-Петербургу Олег Коломийченко.
Большинство опрошенных «Ъ» отельеров отказались комментировать инициированную проверку УФАС, ссылаясь на преждевременность информации. Впрочем, некоторые отели заранее отрицали повышение цен. «Стоимость проживания в нашем отеле одинаковая в течение всего высокого сезона, – заверяет директор по PR отеля Corinthia Hotel St. Petersburg Наталья Белик. – Мы лишь устанавливали специальные условия на бронирование номера – от 2-3 ночей».
В случае возбуждения дела УФАС это будет второе разбирательство антимонопольщиков с отельерами. Так, в прошлом году антимонопольный орган обвинил 11 петербургских отелей в повышении на 80-100% стоимости номеров в период проведения ПМЭФ. ФАС пыталась оштрафовать гостиницы в размере 7,5% от годового оборота. Однако добиться выплат так и не удалось: половина отелей, добровольно признавших завышение цен, были освобождены от штрафа, а остальные в апреле этого года смогли оспорить решение УФАС в Арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области. В прошлом году аналогичные претензии ФАС предъявила и в отношении московских отелей, которые повысили на 20-30% стоимость проживания во время конкурса «Евровидение-2009». Тогда антимонопольщики пыталась оштрафовать отельеров на 15% от годового оборота, но в итоге дело было закрыто из-за отсутствия нарушений. (kommersant.ru)
В NAI Becar проснулись гостиничные амбиции
Компания NAI Becar приобрела в Петербурге недостроенное 12-этажное здание гостиницы на 180 номеров на Московском проспекте у станции метро «Фрунзенская». Компания намерена достроить отель под ключ для потенциального гостиничного оператора и стороннего инвестора, которому намерена перепродать объект. По мнению экспертов, компания может столкнуться со сложностью привлечения оператора будущего отеля в связи с его высокой стадией готовности – 71%.
Строительством отеля на Московском проспекте, 73 с 2006 года занималось «Строительное управление 308 – Девелопмент», связанное с малоизвестной компанией «Зеленый город». По словам генерального директора ООО «Зеленый город» Николая Минчука, компания не смогла реализовать проект в связи с кризисом, вынудившим ее продать недостроенный объект. Покупателем 12-этажного здания площадью 8,7 тыс. кв. м стала NAI Becar. Сумма сделки обеими сторонами не раскрывается. Впрочем, по оценке президента NAI Becar Александра Шарапова, общий объем инвестиций его компании в проект составит $17 млн. (сумма покупки недостроя и средства, необходимые для его завершения). По его словам, компания намерена достроить здание, в котором разместится отель уровня 3* на 180 номеров общей площадью более 9 тыс. кв. м. Также предполагается создание открытого паркинга на 40-50 машиномест. В процессе строительства NAI Becar намерен найти гостиничного оператора, после чего через 1-1,5 года продать объект стороннему инвестору (западному инвестфонду или российской компании), утверждает г-н Шарапов. «Просчитанная нами инвестиционная модель предполагает, что при приобретении инвестором объекта за $2,5 тыс. за квадратный метр доходность составит около 17-20% годовых», – отметил он. По словам одного из участников рынка, недостроенный объект предлагался по цене $7-8 млн. С такой оценкой согласен генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге, который считает, что в текущем состоянии стоимость здания оценивается в $1-1,2 тыс. за квадратный метр. По мнению Николая Пашкова, директора по профессиональной деятельности Knight Frank St.Petersburg, для NAI Becar это выгодная покупка. «Перед кризисом компания продала часть своего портфеля и сейчас имеет свободные денежные средства для инвестирования в какие-либо проекты, – говорит он. – NAI Becar не стала бы покупать этот объект, если доходность его была бы меньше 15%». Впрочем, Елена Игнатий, управляющий партнер компании GIA Priority, считает, что компании сложно будет привлечь гостиничного оператора на такой высокой стадии готовности объекта: как правило, договор с отельерами заключается на начальной стадии строительства. «Но если NAI Becar удастся подписать договор с оператором, это однозначно увеличит капитализацию проекта», – заключила она.
Примечательно, что в 2009 году, несмотря на кризис, в Петербурге было введено рекордное за последние 30 лет количество гостиничных номеров – 1444. Это более чем на 200 номеров больше, чем в 2008 году. Однако кризисные явления не обошли стороной и этот сегмент недвижимости. Загрузка в дорогих отелях упала в среднем на 15%, а некоторые операторы даже объявили о закрытии гостиниц на зимние каникулы. Тем не менее, эксперты полагают, что потенциал роста в городе еще велик и номерной фонд в городе может быть увеличен как минимум вдвое.
В течение 2009 года в Санкт-Петербурге было открыто шесть новых отелей и три отеля расширили свои площади. Такое значительное увеличение номерного фонда в кризисный год объясняется тем, что в гостиничной недвижимости сроки строительства и окупаемости значительно дольше по сравнению с офисной или торговой недвижимостью.
По официальным данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга, в городе функционирует более 500 объектов гостиничного типа с общим номерным фондом более 26 тыс. номеров. В эту цифру включены загородные пансионаты и ведомственные общежития гостиничного типа, хостелы, а также мини-отели, которые активно развивались в Петербурге в течение последних лет. (kommersant.ru)
«Газпром» начал подготовительные работы по возведению Олимпийской деревни
Специалисты ОАО «Газпром» приступили к подготовительным работам на одном из объектов олимпийской инфраструктуры – Олимпийской деревне на 1,1 тыс. мест, сообщает пресс-центр «ГК Олимпстрой».
Олимпийская деревня будет располагаться на хребте Псехако в непосредственной близости от совмещенного комплекса для соревнований по лыжным гонкам и биатлону. В ее инфраструктуру войдет гостиничный комплекс на 278 мест, апарт-отели вместимостью 564 места и коттеджный поселок на 260 мест.
«Компания делает все, чтобы обеспечить максимально комфортные условия проживания спортсменов во время проведения Олимпийских игр», – сказал начальник отдела специальных проектов и исследований ДИП ОАО «Газпром» Матвей Геллер.
«Здесь будут жить команды, участвующие в соревнованиях по биатлону и лыжным гонкам. Важно, что олимпийская деревня строится близко к трассам, от места проживания спортсменов до зон старта-финиша спортсмены смогут дойти пешком или на лыжах», – пояснил он. (Юга.ру)
Строительство новых гостиниц во Владивостоке завершится в IV квартале 2011 года
Пятизвездочный отель на мысе Бурном во Владивостоке достиг высоты 5 этажей. Строители готовы начать работы по отделке фасада здания, сообщили РИА «Восток-Медиа» в пресс-службе администрации Приморского края.
На месте строительства второй гостиницы класса 5* в районе 36-го причала идет забивка 640 свай под фундамент. Этот этап завершится в конце июля, после чего можно будет приступить к возведению стен. Площадки, где строятся отели, посетил губернатор края Сергей Дарькин. Сдача объектов намечена на IV квартал 2011 года. Губернатор отметил высокий темп работ и подчеркнул, что при строительстве необходимо уделять внимание также вопросам благоустройства. «Владивосток сегодня стал большой стройкой, однако это не должно портить облик города. На стройплощадках должно быть чисто, производственный мусор необходимо своевременно вывозить на утилизацию», – подчеркнул Сергей Дарькин.
Напомним, два отеля класса 5* строятся во Владивостоке к саммиту АТЭС 2012 года. Гостиница курортного типа появится на мысе Бурном. Она рассчитана на 250 номеров, здесь также будут расположены спа-салон и фитнесс-центр мирового уровня, рестораны и бары, другие общественные помещения. Вторая гостиница делового типа также на 250 номеров строится на Корабельной набережной. Стоимость обоих проектов – 6,5 млрд. рублей, заложенные в подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР. (РИА «Новости»)
Украина не дотянулась до пяти звезд
Владелец известной сети пятизвездочных отелей Sheraton компания Starwood Hotels & Resorts Worldwide решила повременить с выводом в Украину флагманского бренда. Отельер объявил, что первой гостиницей компании в Украине станет Four Points 4* – ее построят в Запорожье. В ближайшие пять лет отели 5* не будут востребованы в стране, считают эксперты: сейчас потребителей интересует не только сервис, но и цена.
Starwood Hotels & Resorts Worldwide (SH&RW) заключила с ООО «Будхаус Групп» договор на управление новой гостиницей в центре Запорожья, сообщил первый заместитель мэра города Владимир Грищенко. По словам директора по развитию SH&RW в России и СНГ Анатолия Кондратенко, документ был подписан в минувшую пятницу и предполагает управление четырехзвездным отелем под вывеской Four Points на 167 номеров. Гостиница будет построена на пересечении бульвара Шевченко и улицы Тбилисской, строительство планируется завершить весной 2011 года.
Объем инвестиций в проект г-н Кондратенко не уточнил, посоветовав обратиться к инвестору. Получить комментарии представителей «Будхаус Групп» вчера не удалось – их контактов в открытом доступе нет. Вице-президент VS Energy International Ukraine по гостиничному бизнесу (владеет сетью Premier-отель) Олег Болотов оценивает стоимость строительства подобного отеля в $30-35 млн.
Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc. управляет 992 гостиницами (298 тыс. номеров) в 100 странах: 63 собственных, 440 в управлении и 476 франчайзинговых. Объединяет гостиничные сети Sheraton, Westin, Four Points by Sheraton, Le Meridien, St. Regis, The Luxury Collection, W Hotels и Element by Westin. Выручка в 2009 финансовом году – $4,7 млрд., EBITDA – $686 млн., чистая прибыль – $20 млн. Капитализация на NYSE вчера – $7,75 млрд. Сейчас Four Points by Sheraton объединяет 148 гостиниц на 24,9 тыс. номеров.
Для SH&RW проект в Запорожье станет первым в Украине. Еще в 2008 году компания подписала предварительное соглашение с девелоперской компанией DeVision Якова Голдовского и Сергея Буряка на управление двумя пятизвездочными отелями под вывеской Sheraton. Проект предполагал строительство отеля в Киеве (220 номеров стоимостью около $100 млн.) и в Конче-Заспе (200 номеров в составе коттеджного комплекса стоимостью $500 млн.). «Но эти проекты были заморожены девелопером», – отметил Анатолий Кондратенко. По его словам, в условиях кризиса четырехзвездочные отели более популярны, чем пятизвездочные, в частности классический бренд SH&RW – Sheraton.
Отели 5* не будут востребованы в Украине в ближайшие пять лет, их среднегодовая заполняемость упала на 40% по сравнению с докризисным периодом, заявил Ъ первый заместитель председателя правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин (управлял гостиницами НРК в Украине). Четырехзвездочные отели пострадали не так сильно, однако сейчас их средний уровень загрузки, по данным NAI Pickard, составляет не более 55%. «Но если в Запорожье больше не будет подобных отелей, оператор может рассчитывать на 60% загрузки в год», – считает г-н Болотов. По его словам, Запорожье – привлекательный город для отельеров, в нем активно развивается бизнес, и есть спрос со стороны корпоративных клиентов. «Кроме того, сейчас в этом городе всего две подходящие гостиницы», – добавляет эксперт.
SH&RW продолжает вести переговоры об открытии других гостиниц в Киеве, Одессе, Донецке, Львове, Днепропетровске и Харькове, сообщили в компании. «В некоторых городах уже идут переговоры, но пока мы не можем разглашать их подробности, так как связаны договорами конфиденциальности», – сказал г-н Кондратенко. (kommersant.ru)
В гостиницах Swissotel появятся детские номера
Swissotel задает новое направление в развитии гостиничного бизнеса: отныне в отелях этой сети будут открыты особые детские номера. При этом их интерьер будет варьироваться в зависимости от возрастной категории юного посетителя – для младенцев, детей и подростков. В номерах детей ждут игрушки, детское меню, приставки Nintendo и Playstation, станции Ipod, коллекция DVD и комиксов и многое другое.
Что интересно: детские номера не обособленные, они имеют общую дверь с комнатой родителей, так что дети могут весело проводить время, оставаясь при этом под присмотром семьи. (РИА Новости)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»