Hotel & Resort 4-10 декабря 2006 г.
Иркутск ждет новые гостиничные проекты
Иркутск не нуждается в представлениях как туристический центр: близость Байкала всегда манила сюда гостей. Нельзя сбрасывать со счетов и деловой потенциал города, который является крупным экономическим, культурным и научным центром Восточной Сибири.
Согласно рейтингу агентства «Эксперт РА», Иркутская область обладает средним инвестиционным потенциалом (17-е место среди регионов РФ) при умеренном риске (рейтинг 2В). Экспертами международного рейтингового агентства Standard & Poor's Иркутская область оценена как территория с умеренным инвестиционным риском, с тенденцией его дальнейшего снижения до минимального.
Иркутск характеризуется позитивными экономическими показателями: ростом индекса физического объема промышленного производства и ростом внешнеторгового оборота. В городе ежегодно проводится ряд выставок, ярмарок и прочих мероприятий, основным из которых является Байкальский экономический форум.
Главная достопримечательность Иркутска, как уже было сказано - озеро Байкал, оно находится в 66 км от города. ради удовольствия полюбоваться на его красоты в Иркутскую область ежегодно приезжают более 200 тыс. человек, основной поток которых останавливается в Иркутске из-за историко-архитектурной привлекательности города, с одной стороны, и неразвитости туристической инфраструктуры на Байкале – с другой.
От Иркутска до Байкала пролегает Кругобайкальская железная дорога. Это - уникальный комплексный музей. Дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы - геологии, минералогии, зоологии, биологии.
Байкальский регион оценивается, как третий по привлекательности туристический регион в России после Санкт-Петербурга и Москвы. Наблюдается стойкая динамика увеличения потока туристов в Иркутск и область. При чем увеличивается как поток граждан России, так и иностранных туристов. Так в 2004 г. Иркутскую область посетили 239 тыс. человек (200 тыс. россиян и 39 тыс. иностранных туристов), и ежегодно этот показатель растет на 20-30%
По данным консультационного центра BISNIS отдела Министерства торговли США оборот от предоставления туристических услуг в Иркутской области составил в 2003 г. $16 млн.
В рамках федеральной целевой программы «Туристические центры России», рассчитанной на 2006-2008 гг., разрабатываются десять проектов Прибайкалья, в т.ч. строительство гостинично-туристических комплексов «Серебряный острог» и «Серебряное озеро», байкальского горнолыжного курорта «Гора Соболиная», спортивно-оздоровительного комплекса «Ангара» и пр. Кроме того, разрабатывается программа развития рекреационного туризма на побережье озера Байкал, которая подразумевает открытие особой рекреационно-туристической зоны в регионе. Также в регионе Байкала разворачиваются два проекта: «Байкальская система туристско-информационных центров» и «Большая Байкальская Тропа». Они направлены на рекламу Иркутской области как крупного российского и международного туристского региона.
Город Иркутск богат памятниками истории и архитектуры. Здесь расположены древнейшая в Восточной Сибири Спасская церковь (1706-1710 гг.; колокольня 1758-1762 гг.), Богоявленский собор (1718-1731 гг.), Знаменский монастырь (основан в 1689 г.) с церковью Знамения (1757-1762 гг.), Троицкая церковь (1763-1778 гг.), Белый дом (бывший особняк Сибирякова, 1900-1904).
Близ Иркутска расположен архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы» - один из крупнейших музеев деревянного зодчества под открытым небом в России. Среди его памятников: Спасская башня (1667 г.) и Казанская церковь Илимского острога (1679 г.), усадебная сибирская деревянная застройка XIX в., наскальная живопись VI-III тыс. до н.э. с Каменных островов на Ангаре.
Сегодня в Иркутске насчитывается около 30 средств размещения, в т.ч. общежития гостиничного типа и ведомственные гостиницы, без учета загородных комплексов. Общее количество номеров во всех средствах размещения Иркутска составляет около 1300 номеров. Несмотря на достаточно большой объем номерного фонда, гостиниц в городе в период высокого сезона явно не хватает. По данным периодического издания «Эксперт-Сибирь» (ноябрь 2004 г.) спрос на гостиничные услуги в Иркутске в летний период в несколько раз превышает предложение, ощущается острая нехватка мест размещения туристов. В 2004 году туроператорам приходилось бронировать гостиницы за городом и брать на себя транспортные расходы по доставке туристов в Иркутск. Многие туры просто отменялись из-за отсутствия мест в гостиницах. При этом отмечается стойкая динамика роста количества туристов из года в год.
Учитывая большой спрос на гостиничные услуги в летний период, а также ограниченность предложения, цены в гостиницах Иркутска очень завышены, в особенности, в гостиницах «Байкал Отель», «Ангара», «Солнце», «Байкал Бизнес Центр» и пр. В среднем загрузка в гостиницах Иркутска колеблется от 20% до 50% в низкий сезон (вторая половина октября - первая половина мая) и составляет порядка 80-90% в высокий сезон (вторая половина мая – первая половина октября). Наиболее низкая загрузка гостиниц Иркутска наблюдается в конце октября - ноябре, достаточно высокой загрузкой отмечается новогодний период.
Сентябрь в Иркутске характеризуется высокой деловой активностью. Ежегодно в этот период в городе проводится ряд семинаров и выставок, в т.ч. Байкальский экономический форум.
Местные власти делают попытки привлечь в город туристов и в зимнее время года. Например, уже несколько лет подряд в городе проводится «Зимниада» - соревнования в зимних видах спорта, но этого пока недостаточно для поднятия туристической активности в зимний период.
Сегодня в Иркутске функционируют одна гостинично-ресторанная сеть – «Байкальская виза». Сеть объединяет 3 гостиницы в Иркутске («Глория», «Звезда», «Европа»), а также несколько гостиниц в поселках Листвянка, Никола, на Байкальском тракте, несколько ресторанов и развлекательный комплекс. Можно отметить развитие гостиничного бизнеса за чертой Иркутска – по дороге на Байкал и в поселок Листвянка (70 км от Иркутска, на берегу Байкала). По уровню предоставляемых услуг и набору дополнительных функций все гостиницы Иркутска можно разделить на 4 типа.
1. Большие известные гостиницы, частично отреконструированные, категории 1* - 2* - к этому типу относится только 2 отеля: «Ангара» и «Байкал Отель» («Интурист»), но по количеству номеров они составляют 41% всего гостиничного рынка города. Это самые крупные и известные гостиницы Иркутска. Номерной фонд этих гостиниц частично обновлен. Данные гостиницы ориентированы в летний период на туристов, а в период низкого сезона - на бизнес-группы, а также на командированных служащих, спортсменов и пр.
2. Гостиницы категории 2+*-4* - составляют 18% рынка гостиничных услуг Иркутска. К этому типу относим такие отели, как «Европа», «Звезда», «Глория», «Байкал Бизнес Центр», «Солнце», «Дельта». Это самые лучшие гостиницы города, они ориентированы в летний период на туристов, а в период низкого сезона на бизнес-группы. Гостиницы «Солнце» и «Байкал Бизнес Центр» привлекают также участников и посетителей выставок, поскольку находится в непосредственной близости к «СибЭкспоЦентру».
3. Гостиницы категории 1+*-2* и мини-отели – занимают 11% рынка гостиничных услуг: «Академическая», «Солнышонок», «Русь», «Ретро 1», «Орион» и «Сантерра». Данные гостиницы ориентированы в летний период на туристов, а в период низкого сезона на командированных служащих, бизнес-туристов и различные группы гостей.
4. Гостиницы эконом-класса, общежития гостиничного типа, в т.ч. ведомственные, категории «без звезд» - составляют 30 рынка гостиничных услуг Иркутска. К данному типу относим следующие отели: «Арена», «Аэрофлот», «Аэропорт Иркутск», «Бабр», «Байкал-Хостел», «Горняк», «Динамо», «Колос», «Селена-Л», «Узоры», «Труд», «ИПКРО», «КЭЧ», «Сосновгеология». Гостиницы данной категории отличаются сношенным номерным фондом, отсутствием дополнительных услуг, зачастую - плохим обслуживанием и отсутствием элементарных удобств. В реальности многие из этих объектов не отвечают требованиям, предъявляемым к гостиницам, и являются общежитиями гостиничного типа. Практически все они ведомственные. Такие гостиницы пользуются спросом среди туристов, командированных, спортсменов, групп школьников, студентов и пр.
Учитывая туристическую привлекательность Иркутска, значительный спрос на гостиничные услуги и ограниченность предложения, можно утверждать, что в городе есть свободная ниша для открытия новых гостиничных предприятий категории 2-3*, ориентированных в основном на туристические группы. Прогнозная загрузка составляет до 45% в низкий сезон, и более 90% в высокий сезон (среднегодовая – 65-70%). (Ольга Радионцева, Московская областная гостиничная ассоциация, специально для RATA-news H&R)
amaks выходит на рынок Подмосковья
5 декабря 2006 года управляющая компания Амакs Grand hotels приобрела в собственность имущественный комплекс в Подольском районе Московской области (26 км от Москвы). В перспективе - строительство в Подмосковье нового многофункционального комплекса категории 4* .
Управляющая компания Amaks Grand hotels уже не первый год успешно работает на рынке недвижимости, специализируясь на управлении и развитии гостиничных объектов, и является одной из самых крупных национальных гостиничных сетей на сегодняшний день. Управляющая компания владеет 14 действующими отелями, расположенными в различных регионах России: «Азов» (город Азов), «Южная» (Белгород), «Мста» (Боровичи), «Валдайские зори» (Валдай), «Россия» (Великий Новгород), «Amaks Золотое кольцо» (Владимир), «Спутник» (Воронеж), «Сафар-отель» (Казань), «Курган» (Курган), «Аmaks Премьер-отель» (Пермь), «Турист» (Ростов-на-Дону), «Турист» (Тамбов), «Турист» (Уфа), «Шахтер» (Ессентуки).
В структуру гостиничной сети Amaks входят бизнес-отели, туристские комплексы, лечебно-оздоровительные гостиничные предприятия, развлекательные центры. Общий номерной фонд составляет около 2000 комфортабельных номеров.
Последняя сделка управляющей компании по приобретению имущественного комплекса в Подмосковье позволит расширить географию развития сети Amaks и выйти на московский рынок. Подольский район, где будет построен новый комплекс, расположен на юго-востоке от Москвы. Живописная природа области, огромные лесные массивы, обилие водоемов благоприятны для проведения климатотерапии и лечения. На территории района имеются минеральные источники.
Проект строительства нового многофункционального комплекса Amaks уникален по своему архитектурному исполнению. Проект получил государственную премию в 2005 году за оригинальное архитектурное решение. В его разработке принимали участие известные дизайнеры, архитекторы и деятели искусства и культуры. Первоначально проект разрабатывался как место отдыха артистической богемы.
Общая площадь приобретенного комплекса в Подмосковье составляет 16 тыс. кв. м. Комплекс располагается на территории площадью более 10 га, на берегу реки Пахры. В ходе реконструкции имущественного комплекса в многофункциональный гостинично-развлекательный комплекс предполагается увеличение общей площади до 20 тыс. кв. м. Компания Amaks предполагает инвестировать в проект более $20 млн.
Реконструируемый загородный отель при вводе в эксплуатацию сможет предоставить полный комплекс сервисных услуг: комфортабельные номера (от стандартных до апартаментов de luxe (проектируется 230 номеров); spa-комплекс, который будет располагаться на площади более 1000 кв. м., wellness-центр. На территории комплекса будет работать конгресс-центр на 500 мест. Запланировано строительство банного и физкультурно-оздоровительного комплексов. В них войдут сауны и русские бани, бассейны – плавательный и детский, аквагорки, спортивные площадки, теннисные корты, тренажерные залы. На территории комплекса будет действовать несколько ресторанов, баров, летних кафе. Планируется и создание развлекательного комплекса: боулинг, бильярд, диско-клуб, игровые автоматы, кинотеатр на 200 мест. Также в комплекс войдут пляжная зона, парки. Будут организованы различные анимационные программы.
Гостиницу планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году. На рынке он будет позиционироваться как загородный курортный отель сети Amaks Grand hotels.
Проект осуществляется под руководством одного из ведущих специалистов курортного направления московского гостиничного рынка Алексея Мокеева.
Heliopark подвел итоги года
Первые лица Heliopark Group собрали журналистов в московском «Swissotel Красные холмы», чтобы рассказать о том, с какими результатами компания будет встречать новый год, и поделиться планами на будущее.
Президент компании Heliopark Group Александр Гусаков проанализировал тенденции развития гостиничного рынка России. Он назвал 2006 год переломным для этой отрасли экономики, подъем которой начался не только в столице, но и в регионах. Гостиницы, по мнению Гусакова, стали интересны инвесторам, в первую очередь, потому что по доходности при грамотном управлении они теперь не уступают офисным, торговым и другим коммерческим объектам. Да и насыщение рынка высококачественными гостиничными услугами наступит не скоро: по прогнозу главы Heliopark Group, даже в Москве при нынешних высоких темпах строительства такие планы могут сбыться лишь к 2010-2012 году. Бесспорно, большую роль сыграла стабилизация макроэкономической ситуации в стране. Гостиничному прорыву способствовали и программы стимулирования отрасли, разработанные во многих субъектах Федерации.
Александр Гусаков отметил резкий рост масштабов инвестиционных проектов в гостиничном секторе. Крупнейшей сделкой в отрасли стало рефинансирование строительства московского отеля Ritz-Carlton (€160 млн.), проект строительства отеля Hyatt Regency в Екатеринбурге привлек инвестиции западных банков в размере $160 млн. Растет интерес к гостиничным объектам и со стороны российских инвесторов. Как отметил г-н Гусаков, в течение последних двух лет такими компаниями как АФК «Система», «Русское золото», «Интеко», «Базовый элемент», «Русские отели», «Промсвязьнедвижимость», были представлены планы значительных инвестиций: от $100 млн. до 1,5 млрд.». Яркой особенностью года президент Heliopark Group назвал появление новых международных гостиничных операторов на отечественном рынке: Hilton, Ritz-Carlton, Four Seasons начнут конкурировать с уже работающими в России несколько лет сетевыми компаниями.
2006 год стал знаковым и для Heliopark Group: стоимость активов компании за год выросла на $23,8 млн. и теперь оценивается более чем в $200 млн. Оборот от операционной деятельности составил $72 млн. Компания стала международной: в марте она получила в управление отель «Сосновая роща» в Ялте, а в сентябре приобрела один из старейших отелей Баден-Бадена Bad Hotel zum Hirsh. Александр Гусаков подчеркнул, что компания продолжит выход на рынки стран Восточной и Западной Европы, и в следующем году под управлением Heliopark Group будет не менее 20 отелей.
О приобретениях же уходящего года рассказал вице-президент компании Дмитрий Степаненко. Сеть Heliopark в 2006 году пополнилась шестью отелями. Помимо приобретения Zum Hirsh, компания вышла на московский рынок – стала управлять отелем Empire, получены в управление отели «Акватория лета» (Ейск), «Боспор» (Анапа), «Смолино» (Челябинск) и «Дафна» (Тверская область). Работа в сети привела к росту загрузки во всех этих отелях, например, «Боспоре» загрузка выросла с 25 до 55%. Heliopark Group увеличила стоимость своих активов, выкупив отели Emmaus в Тверской области и бизнес-отель Old Estate в Пскове, которыми ранее управляла.
Евгений Каркачев, руководитель дирекции по развитию компании, рассказал об инвестиционных и девелоперских проектах Heliopark Group. Сейчас у компании четыре таких проекта. В строительство гостинично-туристического комплекса «Карусель» в Тульской области Heliopark Group инвестирует более 17 млн долл. На недавнем экономическом форуме в Туле этот проект высоко оценил глава Минэкономразвития Герман Греф. В нижегородской области компания совместно с соинвестором (его доля – 50%) строит рекреационный комплекс Port Savin в Борском районе. Объем инвестиций только в гостиничный комплекс оценивается в 30 млн долл.
На калинградский проект строительства spa-отеля Kaizerhoff Helopark Group приглашена и в качестве девелопера, и в качестве управляющей компании.
Идет реконструкция и spa-отеля Heliopark Zum Hirsh в Баден-Бадене с привлечением кредита западного банка.
В заключение президент компании Александр Гусаков сделал заявление о том, что Heliopark Group провела сделку по продаже своего первого отеля Helopark Country фонду недвижимости London&Region Properties, одновременно подписав договор на управление отелем сроком на 20 лет. Сумма сделки – 20 млн долларов, капитал будет направлен на развитие новых проектов компании. Гусаков подчеркнул, что это первая сделка sale-lease-back, совершенная российской гостиничной управляющей компанией. Ранее подобные сделки заключались только в сегментах офисной и торговой недвижимости. В свою очередь выступивший перед журналистами управляющий директор российского представительства London&Region Properties Дэвид Джеованис заметил, что партнерство его фонда и компании Heliopark будет продолжено: компанию рассматривают как претендента на управление некоторыми отелями London&Region Properties. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)
Строительство Ritz-Carlton завершено
Компания Capital Partners объявляет о завершении строительства гостиницы «Ritz-Carlton Москва». Это первый реализованный на территории России проект категории 5* де люкс, который олицетворяет собой самую верхушку гостиничной иерархии. Управление отелем осуществляет всемирно известная компания Ritz - Carlton Hotel Company L.L.C.
«Ritz-Carlton Москва» находится вблизи Красной площади на улице Тверская. Прежде на этом месте был отель «Интурист», высотка из стекла и бетона, прозванная москвичами «гнилым зубом». Архитектура нового здания сочетает стиль модерн с элементами классицизма, и органично вписывается в исторический центр столицы.
Общая площадь гостиницы составляет 59 331 кв.м. Здание насчитывает пять подземных и 12 надземных этажей. 334 номера отеля, включая 65 люксов и один президентский люкс площадью 237 кв.м., размещены на этажах с третьего по одиннадцатый. Минимальная площадь номера составляет 42 кв.м. – это самые просторные номера в Москве. Десятый и одиннадцатый этажи отданы под Ritz-Carlton Club, который является воплощением концепции «отеля в отеле» с повышенным уровнем комфорта.
На трех подземных уровнях здания находится парковка, рассчитанная на 367 автомобилей. «Минус первый» этаж спроектирован с учетом размещения spa-центра площадью 2000 кв.м. На первом этаже располагаются служба приема и размещения, лобби-бар The Ritz-Carlton Bar & lobby lounge ресторан высокой кухни Jeroboam, а также основной ресторан отеля – Caviarterra. Панорамный бар O2 Lounge с видом на Кремль находится на крыше здания. Второй этаж гостиницы занимают бизнес-центр и залы для банкетов и конференций общей площадью более 1360 кв.м., в том числе Бальный зал, вмещающий до 700 гостей.
Первых гостей отель «Ritz-Carlton Москва» примет в марте 2007 года.
Названы победители конкурса «Золотое кольцо Москвы»
Три отеля, расположенных в туристско-рекреационной зоне «Золотое кольцо Москвы» названы победителями конкурса по качеству обслуживания туристов. Гостиницы «Националь», «Арарат Park Hyatt»и «Savoy» 6 декабря получили эмблему «Золотое кольцо Москвы» на торжественном чествовании победителей в галерее Александра Шилова.
Конкурс предусматривает оценку деятельности предприятий, которые в нем участвуют, независимыми экспертами. В заключении экспертов подчеркиваются сильные стороны организации, ее проблемы, выставляется балльная оценка.
В этом году в конкурсе приняли участие 121 предприятия - это музеи, развлекательные центры, рестораны и кафе, магазины. 106 участников конкурса признаны достойными эмблемы, в том числе, и три отеля, безупречная репутация которых только подтвердилась новой наградой.
Эмблема не только работает на престиж своего обладателя, но и открывает ему доступ к информационным ресурсам ТРЗ «Золотое кольцо»: рекламе в справочниках, картах, путеводителях. Президент компании «ГАО «Москва» А. Кривошеин, выступая перед победителями, подчеркнул, что информация о них будет распространяться на крупнейших профильных международных выставках , которые пройдут в будущем году.
Гостиницы Eden и Park получили Золотую Медаль
Гостиницы Eden и Park, работающие в составе фирмы Maistra, и в этом году получили престижную Золотую Медаль – награду британского туроператора Thon. Гостиница «Эден» награждена в категории 4Т Best Thon Summer Accommodation уже восьмой раз подряд. Гостиница Park получила награду в категории 3Т Best Thon Summer Accommodation.
Награды Thon имеют особое значение еще и потому, что этот ведущий британский туроператор присуждает их на основе анкет, распространяемых среди гостей в течение всего года. При этом объекты оцениваются по различным параметрам: расположение гостиницы, качество услуг, чистота объекта, комфорт номеров, качество кухни, предложения по активному отдыху, соотношение цены и качества и т.д.
Важно напомнить, что гостиница Eden в этом году получила награду и как лучшая гостиница категории 4* на хорватском побережье Адриатики. Эта награда была присуждена в рамках празднования 10-летия акции Хорватского радио и телевидения и Хорватской промышленной палаты «Цветок туризма – качество в Хорватии 2006».
Когда окупятся звезды
На недавнем международном форуме в Липецке, посвященном развитию в Центральной России туристско-рекреационного бизнеса, региональные чиновники, все как один сетуя на недостаток современных отелей, удивлялись отсутствию у инвесторов желания «вкладываться» в индустрию гостеприимства.
Обостренное внимание властей к туризму объяснимо: поток желающих посетить Россию резко упал даже по сравнению с предыдущим десятилетием. Ныне к нам въезжают с туристскими целями два-три миллиона человек в год - очень и очень немного для одной седьмой части суши. В числе основных причин снижения интереса к нашей стране президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько называет обветшавший и вместе с тем дорогой для потребителей гостиничный фонд.
Скажем, в миллионном Воронеже, именующем себя «столицей Черноземья», за пятнадцать лет рыночного существования построено всего два мини-отеля. Консультировавшая один из них Марина Смирнова (компания Colliers International) считает перспективными в плане развития индустрии гостеприимства помимо двух столиц Московскую область, Краснодарский край, Казань, Калининград, некоторые города Центральной России, в частности тот же Воронеж. Однако тут же признает: «Аналитики не очень любят заниматься региональными проектами - велик риск, что они останутся нереализованными».
В региональном гостиничном бизнесе успешно работают либо небольшие местные фирмы, либо крупные международные сети, считает генеральный директор компании «Русские отели» Станислав Капинос. Первые обычно реализуют компактные и сравнительно недорогие проекты вроде гостиниц на тридцать-пятьдесят номеров и готовы мириться с долгой окупаемостью, получая стабильные текущие доходы. Вторые действуют на привычных для себя уровнях прибыльности.
Интересно, что на Западе строительство гостиниц окупается обычно не быстрее нашего, как правило, в течение восьми-десяти лет, но зарубежными инвесторами в отличие от российских, этот факт воспринимается вполне нормально.
Дело осложняется тем, что для работы на региональных рынках недвижимости инвестору необходимо знать специфику каждой конкретной территории, в том числе особенности законотворчества и системы принятия решений, возможные сценарии общения с местными чиновниками. Нет, речь не о банальной коррупции, не об «откатах», чего, к сожалению, тоже хватает - о нормальном лоббировании собственных интересов. «В России для успешной работы в любом секторе недвижимости важно заручиться административным ресурсом, - говорит Капинос. - Поэтому иностранный капитал так осторожно и нерешительно входит на российский рынок». С другой стороны, выделяя участок земли под застройку, местная власть и хотела бы в первую очередь обеспечить город гостиничными номерами, но инвестору, заинтересованному прежде всего в быстрой окупаемости объекта, желательно возвести офисы, более дешевые в строительстве и более доходные. В результате компромисса появляются некие симбиозы вроде гостинично-офисных зданий или отелей, совмещенных с торговыми и развлекательными заведениями. Создавая подобные многофункциональные комплексы, девелоперы тем самым пытаются диверсифицировать свои риски, оптимизировать конечный экономический результат.
К тому же у строительно-гостиничного бизнеса в России своя экономика. Стоимость одного квадратного метра гостиницы 3-4* в региональном центре, по данным компании «Русские отели», достигает 1,5 тысячи долларов, пятизвездочной - 3 тысяч долларов и выше. Верхнего предела трат нет - все зависит от инженерно-технических решений, дизайнерского оформления и «начинки» здания. Инвестиции на среднюю гостиницу 4* в регионе компания рассчитывает начиная с 15 миллионов долларов. В эту сумму входят расходы на приобретение инвестиционного контракта, на долгосрочную аренду или покупку участка, затраты на само строительство. При этом вложения «в стены» 3-, 4- или 5-звездных отелей почти одни и те же, разница определяется уровнем внутреннего комфорта. В столице у 5-звездных гостиниц с их высокой стоимостью услуг срок окупаемости короче. В регионах часто бывает наоборот - отели эконом-класса берут более высокой загрузкой.
В такой ситуации особенно велика роль маркетинговых исследований, позволяющих определить, какая именно гостиница нужна городу, кто в ней будет селиться. Именно от этого в первую очередь зависит рентабельность инвестиций. К примеру, в Санкт-Петербурге, по оценке консалтинговых компаний, остро не хватает гостиниц среднего класса. Однако большинство новых проектов - отели высших категорий.
Далеко не в каждом регионе, по словам экспертов, есть необходимость держать пятизвездочные гостиницы. Если ориентироваться на поток туристов, то ими больше востребован уровень 3-4*. Генеральный директор компании Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник говорит о повсеместном росте интереса к малым формам организации гостиничного бизнеса. Клиенты ценят присущую мини-отелям тишину и домашнюю обстановку, способность адаптироваться к каждому постояльцу, гибкую систему скидок. Еще одно преимущество перед крупными комплексами: малые гостиницы максимально приближают туристов к объектам показа, поскольку их легче вписать в историческую среду города, что особенно важно для таких перенасыщенных мегаполисов, как Москва. Тем не менее сегмент мини-отелей в российской столице развит слабо, на их долю приходится менее 10 процентов общего объема рынка. Объясняется это тем, что затраты на создание мини-гостиниц выше как в расчете на квадратный метр, так и на номер, чем при строительстве обычных отелей. Если же мини-отель планируется в жилом фонде, то его создателей поджидают трудности и расходы по переводу жилого фонда в нежилой, в получении разрешения на перепланировку. Специалисты полагают, что рынок мини-отелей в столице будет расти постепенно, невысокими темпами, без скачков, так как сегодня здесь ведущая роль в гостиничном бизнесе принадлежит крупным игрокам, инвестирующим крупные проекты. Но постепенно диспропорции станут выравниваться. А вот в регионах малые формы гостиничного бизнеса перспективны сегодня и таковыми останутся завтра.
(«Российская бизнес-газета»)
Власти Казани провели переговоры с Marriott и Hilton
Власти Казани провели переговоры с крупными международными гостиничными компаниями - Mariott и Hilton. Об этом заявил руководитель исполкома МО Казани Марат Загидуллов, выступая на заседании Совета безопасности РТ.
Рассказывая об инвестиционной политике татарстанской столицы, Марат Загидуллов, в частности, отметил, что доходы от туристического бизнеса в структуре поступлений в городской бюджет занимают менее 1 процента. Сегодня в Казани имеется 39 гостиниц с общим количеством мест свыше 3200. В 2005 году, юбилейном для столицы Татарстана, ее посетило около 600 тысяч туристов. Эта цифра для города с богатейшей историей, где хранятся уникальные святыни, по мнению М. Загидуллова, далеко не предел. По словам г-на Загидуллова, руководство Казани провело переговоры с крупнейшими международными гостиничными операторами. Таким образом, не исключено, что всемирно известные гостиничные бренды появятся и в Казани.
Руководитель исполкома МО Казани остановился также на вопросе возможного проведения Всемирной летней Универсиады в 2011 году в столице республики. По его словам, кампус, который будет построен в Казани в случае победы нашего города как кандидата на проведение престижных мировых состязаний, может в дальнейшем превратиться в крупнейший международный студенческий центр, который не будет иметь аналогов в России. (Татар-Информ)
В Объединенной гостиничной компании не будет «Националя»
Как выяснил Ъ, в Объединенную гостиничную компанию, созданную совместно московским правительством и компанией «Нафта» может не войти один из самых дорогих московских отелей – «Националь», который участники рынка оценивают в $150 млн. Гостиница является памятником федерального значения, поэтому ее сейчас нельзя приватизировать и передать на баланс создаваемой компании.
О создании Объединенной гостиничной компании заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе объявил 21 ноября. Уставный капитал новой компании, по предварительным расчетам, составит не менее $2 млрд, 49% будет принадлежать городу, 51% – ООО «Нафта Ко». Предполагалось, что город передаст на баланс создаваемой компании пакеты принадлежащих ему гостиничных активов, а «Нафта» оплатит свою долю деньгами. Но из 20 гостиниц, подконтрольных городу, пять («Алтай», «Будапешт», «Кузьминки», «Турист» и «Националь») являются ГУПами, имущество которых надо прежде приватизировать. Согласно постановлению правительства Москвы от 20 ноября 2006 года №2367-РП, до конца 2006 года департамент имущества Москвы должен внести в правительство предложение о включении их в среднесрочную программу приватизации.
Департамент имущества Москвы провел совещание с представителями этих гостиниц, чтобы разъяснить им процедуру передачи их имущества на баланс объединенной компании, рассказала Ъ пресс-секретарь департамента Наталья Быкова. «Но представители 'Националя' заявили, что здание является памятником федерального значения, в связи с чем приватизировано быть не может. При этом никаких документов, подтверждающих этот факт, они не предоставили, но обещали сделать это в перспективе»,– сообщила госпожа Быкова. По словам Быковой, само здание «Националя» находится в собственности Москвы и закреплено за ГУП «Гостиница «Националь». «Если документы, подтверждающие заявления представителей «Националя», будут предоставлены, непонятно, сможет ли эта гостиница войти в создаваемую компанию»,– говорит Наталья Быкова.
Руководство «Националя» отказалось комментировать ситуацию, однако подтверждение того, что гостиница является памятником, есть в постановлении правительства Москвы от 18 августа 1998 года №637. В нем прямо сказано, что гостиница состоит на государственной охране в качестве памятника истории и культуры федерального значения (охр.№562 и охр. №176 ист.) и приватизации не подлежит согласно действующему законодательству». А федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», принятый в июне 2002 года, ввел мораторий на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения до тех пор, пока не будет принят федеральный закон о разграничении собственности на памятники. Этот закон и должен будет определить, какие объекты принадлежат Российской Федерации, а какие – ее субъектам и муниципалитетам. Наталья Быкова сообщила, что в Госдуме уже несколько месяцев находится законопроект по отмене моратория на приватизацию памятников.
«Но сейчас независимо от того, кому принадлежит здание, если оно – памятник федерального значения, на него распространяются федеральные законы»,– объяснил юрист юридической компании Gide Loyrette Nouel Дмитрий Раев. «И речи о приватизации «Националя» быть не может»,– заявил заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Сергей Абельцев. Он обещает запросить в Генпрокуратуре протокол совещания в департаменте имущества, а потом вынести этот вопрос на рассмотрение Госдумы.
Представители «Нафты» не смогли прокомментировать ситуацию. А замдиректора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марина Смирнова считает, что исключение из гостиничной компании «Националя» серьезно скажется на ее стоимости. «Общая стоимость пакетов города в гостиницах без учета доли в строящейся гостинице «Москва» – $500-550 млн, из них около $150 млн приходится на «Националь»,– подсчитала она. (Коммерсантъ)
Это уже не Radisson
Как стало известно Ъ, компания Radisson SAS Hotels & Resorts требует от владельца сочинского «Radisson SAS Парк Отель» и холдинга «Интеко-Агро» Виктора Батурина прекратить использовать этот бренд в названии отеля. В Radisson SAS утверждают, что г-н Батурин использует бренд гостиничной сети незаконно, так как договор франчайзинга в 2004 году был признан недействительным.
«Radisson SAS Парк Отель» открылся в 2002 году. Местный франчайзи Radisson SAS компания RSL в обмен на инвестиции в реконструкцию отеля получила 20% его акций и права на управление гостиницей. Гостиница получила права на использование бренда Radisson SAS на условиях субфранчайзинга. Общая сумма затрат на строительство – $18 млн. Однако в 2004 году контрольный пакет акций гостиницы купила компания «Интеко Сочи», подконтрольная Виктору Батурину. Договор по управлению отелем RSL был расторгнут, а договор субфранчайзинга по иску нового владельца был признан недействительным. Впрочем, название гостиницы осталось прежним, и логотип Radisson SAS присутствует и на сайте отеля, и в его буклетах и оформлении.
Это не понравилось Radisson SAS, которая направила владельцу «Парк Отеля» письмо с требованием прекратить использование бренда, сообщил Ъ источник, близкий к региональной дирекции сети. По его информации, на следующей неделе в Россию прибудут представители Radisson SAS, которые планируют "проверить факт нарушения и начать юридическое преследование владельцев «Парк Отеля». Виктор Батурин подтвердил получение письма, но не согласен с претензиями сети: «На момент покупки гостиницы она называлась «Radisson SAS Лазурная Парк Отель». Такого бренда у Radisson нет, и мы не хотим платить сети за собственную марку, причем довольно серьезные деньги». Господин Батурин оспаривает расходы на запуск гостиницы в сумме $250 тыс. Гендиректор RSL Борис Аверьянов, напротив, считает, что использование бренда «вводит туристов в заблуждение»: «Они рассчитывают на уровень Radisson SAS, а по уровню сервиса в «Парк Отеле» нет и трех звезд». От официальных комментариев в Radisson SAS отказались.
Radisson SAS Hotels & Resorts – часть корпорации Rezidor SAS Hospitality, являющейся франчайзером брэндов Radisson SAS, Regent, Country Inn и Park Inn в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В Сочи представлена гостиницами «Radisssona SAS Лазурная» и «Radisson SAS Лазурная Пик Отель» в Красной Поляне. Оператор этих отелей – ОАО «Лазурная», 51% акций которого принадлежат RSL.
Партнер компании Vegas-Lex Альберт Еганян считает, что у Radisson SAS больше шансов в суде: «Несмотря на то что брэды Radisson и SAS зарегистрированы отдельно, каждый из этих товарных знаков имеет право на патентную защиту. Поэтому Radisson SAS сможет предъявить Батурину два иска – за каждый товарный знак». Но владельцы «Парк Отеля» наверняка попытаются затянуть судебное разбирательство для того, чтобы как можно дольше бесплатно пользоваться брендом Radisson SAS; процесс может продлиться до двух лет, оговаривается господин Еганян. «Вероятно, затягивая судебные разбирательства, Батурину удастся выторговать приемлемые для себя условия франшизы и закончить дело миром»,– предположил он.
Другой точки зрения придерживается патентный поверенный Вадим Усков. По его мнению, владельцы «Парк Отеля» могут воспользоваться статьей 23 закона «О товарных знаках», согласно которой в случае введения в оборот товарного знака с согласия правообладателя он ограничен в праве препятствовать дальнейшему использованию бренда: «Но если Батурин не платит Radisson SAS и действительно снизил уровень отеля, это может служить основанием для запрета использования бренда». (Коммерсантъ)
В Екатеринбурге построят 68 гостиниц
В администрации Екатеринбурга был подписан проект стратегического развития гостиничного бизнеса до 2015 года. Согласно документу, в ближайшие десять лет в уральской столице будет построено 68 новых объектов для размещения гостей. Однако речь идет не только о новых объектах, но и о реконструкции уже существующих.
Разработчики считают, что гостиничный бизнес в Екатеринбурге в последние годы развивается весьма интенсивными темпами: в городе за 2 прошлых года было запущено 20 отелей, однако их в Екатеринбурге по-прежнему не хватает. Сегодня, по данным мэрии, в уральской столице работают 60 объектов, 38 из них в статусе гостиницы. По расчетам специалистов, к 2015 году в екатеринбургских гостиницах появится дополнительно 13 тысяч рабочих мест. В связи с этим особое внимание в стратегическом проекте уделяется подготовке и переподготовке кадров. (Новый Регион)
В Нижнем будет построен большой гостиничный комплекс
ГК «Корстон» (Москва) в 2007 году приступит к строительству многофункционального административно-развлекательного центра в Нижнем Новгороде. Об этом сообщиил советник гендиректора компании по региональной политике Олег Твердохлеб. По его словам, на сегодняшний день завершаются как подготовительные работы на самой площадке, так и проектные работы. В планах компании завершить строительство в 2009 году.
Как сообщалось ранее, ГК «Корстон» планирует инвестировать в строительство административно-развлекательного центра около 150 млн долларов.
Общая площадь 25 этажного центра, построенного на берегу Мещерского озера, составить 116,6 тыс. кв метров. Комплекс будет включать 12-этажную гостиницу класса 4 звезды на 250 номеров, конгресс-центр с 1 бальным и 8 конференц-залами, офисные помещения, развлекательный центр с 5-зальным кинотеатром, торговый молл, супермаркет и подземную и надземную парковки на 576 автомобилей.
Проект по строительству многофункционального комплекса был одобрен инвестиционным советом при губернаторе Нижегородской области.
Первоначально инвесторы планировали приступить к строительству гостиницы и торгового комплекса в июле 2004 года, но ранее коммерческое строительство около Мещерского озера было запрещено в связи с закреплением за территорией статуса водоохраной зоны.
В июне 2004 года Дума Нижнего Новгорода изменила границы водоохранной зоны Мещерского озера, что позволило продолжить реализацию на территории проектов строительства торгово-развлекательного комплекса и гостиницы, а также центра Metro Cash&Carry.
Весной 2006 года администрация Нижнего Новгорода ликвидировала несанкционированный рынок на берегу Мещерского озера. При этом в мэрии заявляли, что на месте рынка планируется разбить сквер, хотя и не исключали, что в дальнейшем на этом участке может быть построена гостиница. (Регнум)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»