Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4969

Турфирмы пока не заметили резкого спада продаж из-за ситуации на Ближнем Востоке

Судя по индексу «Сети магазинов горящих путевок», который фиксирует активность на туристическом рынке, рост напряженности между США и Ираном отразился на популярности туров в Арабские Эмираты и Турцию. Спрос на обе страны пошел резко вниз сразу с наступлением Нового года и дальнейшей информацией об убийстве иранского генерала Касема Сулеймани.

Сравнение с индексом других стран, входящих в десятку самых востребованных направлений у клиентов «Горящих туров», в частности, Таиландом, Вьетнамом, Индией, подтверждает, что речь идет не о закономерном, сезонном падении, а о влиянии какого-то другого фактора. Интересно также, что у обеих стран снижение идет до 7 января, а затем начинается подъем – Турция подросла более чем на 20 пунктов, ОАЭ – на 10. Скорее всего, это связано с отсутствием эскалации американо-иранского конфликта и ощущением, что стороны не склонны нагнетать ситуацию.

Глава сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян согласен, что рынок на фоне драматических событий слегка пошатнулся, но, по его словам, устоял. «Мы не заметили сильного спада продаж. Сыграло то, что это все-таки локальный конфликт, и он разворачивается вдалеке от основных мест отдыха в этом регионе. Авиакомпании изменили маршруты, начали облетать потенциально опасные места. Туристам стало спокойнее», – сказал он RATA-news.

По его словам, ОАЭ – несомненный лидер зимних продаж. На такие страны как Оман, Бахрейн, Кувейт приходится в лучшем случае 1-2% продаж, все остальное «забирают» Эмираты. «Страна предлагает очень выгодное сочетание качества и цены, а также огромный объем перевозки рейсами эмиратских и российских авиакомпаний. Только из московского авиаузла в Эмираты летает 50 рейсов в неделю. Даже из такого небольшого города как Краснодар – 8», – пояснил г-н Мкртчян. В отсутствие Египта у Арабских Эмиратов на российском рынке почти не осталось конкурентов. И в этом смысле осложнение ситуации в регионе чревато для турбизнеса серьезными потерями.

Напомним, 8 января после того, как в аэропорту Тегерана потерпел крушение самолет «Международных авиалиний Украины», Росавиация рекомендовала российским перевозчикам не использовать воздушное пространство Ирана, Ирака, Персидского и Оманского заливов в связи с рисками для безопасности международных полетов, в том числе транзитных, для гражданских воздушных судов.

Однако ни российский МИД, ни внешнеполитические ведомства других стран не стали давать рекомендаций о нежелательности поездок в регион. А это, по словам генерального директора компании Space Travel Артур Мурадяна, означает, что при аннуляции тура оператор имеет право удержать с туриста фактически понесенные потери. «Некоторые туристы беспокоятся, аннуляции по Арабским Эмиратам есть, но они носят единичный характер», – заметил он. С ним согласна директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова: «Мы объясняем туристам, что официального запрета ни от МИД, ни от Ростуризма на продажу туров в этот регион нет. Указание Росавиации касается лишь авиакомпаний».

Авиакомпании разработали маршруты облета. Фактически никто, кроме американских авиакомпаний, рейсы в регион не отменяли. Более того, по сообщениям агентства Reuters, турецкие авиакомпании – национальный перевозчик Turkish Airlines и лоукостер Pegasus Airlines, с вечера четверга возобновили полеты в Иран и Ирак.

Не меняли маршрутов и круизные суда, которых сейчас достаточно в Персидском заливе, – это высокий сезон для региона. Большинство международных круизных операторов обратились к круизным туристам с рекомендацией о «здоровой осторожности и осмотрительности», заверив при этом об отсутствии реальной опасности. Круизные компании всегда очень остро реагируют на малейшие признаки обострения ситуации в любом регионе и, как правило, покидают его без промедлений, заметила Елена Карманова.

«Сейчас я не вижу повода для беспокойства. Например, военные действия в Сирии, которая находится на том же расстоянии от Персидского залива, что и Иран, идут уже несколько лет, но туризм не останавливается, – рассуждает она. – Тем более что лайнеры, понятно, не заходят ни в Багдад, ни в Тегеран. Туристы реагируют на события очень по-разному. Одни в панике, другие спокойны, а третьи продолжают бронировать отдых в этом регионе. Как раз вчера оформили очередную каюту».

По ее словам, круизы по Персидскому заливу очень востребованы у россиян. «Это – практически идеальный зимний турпродукт для нашего рынка. Близко, недорого, теплое море, все включено и очень интересно. Сама собираюсь ехать уже во второй раз в конце января», – заметила г-жа Карманова.

Светлана Ставцева, RATA-news

Россияне стали охотнее заменять Таиланд соседними азиатскими странами

По данным Министерства туризма Таиланда, 1,47 млн российских туристов посетили страну в 2019 году. Турпоток сохранился практически на уровне показателей 2018-го. Однако сейчас местная туротрасль, как сообщает новостной портал Pattaya Now, столкнулась с заметным кризисом – половина номерного фонда острова Пхукет в новом году пустует. Переизбыток средств размещения и укрепившийся курс бата может привести к тому, что этой зимой отели загрузятся всего на 20%.

В то же время в сегменте организованного туризма падения турпотока в Таиланд не наблюдают. Как показал опрос RATA-news, направление продается стабильно, скорее всего, снижение идет за счет самостоятельных туристов. «В этом сезоне отели Пхукета действительно гораздо активнее предлагают дополнительные скидки, видимо, как раз из-за переизбытка свободных номеров на рынке. Зато цены остаются доступными, и не возникает сложностей с наличием номеров в популярных объектах», – отметила PR-директор компании Tez Tour Светлана Баранова.

По ее словам, Таиланд в целом продается на прошлогоднем уровне, сейчас бронируют с глубиной до июня, есть единичные заявки на осень. Половина клиентов оператора на этом направлении предпочитает отели 3* и улучшенные «трешки», 42% заявок приходится на туры с проживанием в отелях 4*. Отдых на Пхукете выбирают 63% путешественников, Паттайю – 32,5% от общего количества заявок по Таиланду.

Руководитель отдела по связям с общественностью компании Anex Tour Алена Хитрова также отметила стабильный спрос на Таиланд и продажи на уровне прошлого зимнего сезона: «Рейсы на ближайшие даты реализованы, борта с вылетом в конце месяца заполнены более чем на 70%. На середину февраля и март раскуплены практически все билеты».

Эксперт подчеркнула, что оптимизации полетной программы на сегодня не предвидится, Таиланд доступен на прямых рейсах из 25 городов. Стоимость туров осталась на прежнем уровне. «Цены немного подросли, но это обусловлено изменением курса валют и ежегодным увеличением себестоимости услуг в пакете», – уточнила она.

В компании ITM Group отметили, что свой кусок туристического пирога у Таиланда, скорее всего, отхватили другие азиатские направления, и, прежде всего, за счет увеличения отельной базы и укрепившегося курса тайского бата. «Многие, кто открывал для себя Азию через Таиланд, теперь хотят чего-то нового и обращают внимание на Вьетнам, Индонезию, Малайзию, – говорит руководитель отдела продаж Анатолий Зубенко. – В среднем пакет прибавил в стоимости 5-7%, и теперь альтернативные направления обходятся дешевле. Выбирают, как правило, Индонезию и Вьетнам. В обеих странах выросла отельная база, там интересная экскурсионка».

В этом сезоне г-н Зубенко отметил избыток перевозки на направлении, что дает клиенту больший выбор вариантов отдыха. Это, в свою очередь, ведет к увеличению числа самостоятельных путешественников. Он также сообщил, что с ноября по настоящий момент в компании зафиксировали рост объемов в люксовом сегменте – стали чаще бронировать отели 5* и 5*deluxe. Однако в целом Таиланд спрашивают на планке предыдущей зимы.

Как считает директор департамента рекламы и PR компании «Русский Экспресс» Анна Филатовская, Таиланд по-прежнему остается одним из самых популярных азиатских направлений на российском рынке. Существует целый пласт туристов, ежегодно выбирающих одни и те же полюбившиеся отели. «Для них колебания цен не столь важны при планировании отдыха. Курс бата, безусловно, влияет на стоимость отелей и услуг, но снижения продаж мы не наблюдаем. Спрос на 5% опережает показатели прошлого года. Наиболее востребованы отели категории 4-5*», – добавила г-жа Филатовская.

Небольшой рост направления отметили также в компании TUI Russia. Туроператор к сезону увеличил объемы по Таиланду в 4,5 раза, поставив собственную чартерную программу, и значительно расширил географию вылетов, взяв блоки мест из 17 городов. «Глубина продаж по сравнению с прошлым годом несколько увеличилась, а спрос продолжает смещаться в более бюджетный сегмент», – уточнила ведущий менеджер по связям с общественностью Татьяна Коршунова.

Наталья Панферова, RATA-news

Российские отели с фондом более 15 номеров не смогут работать без классификации

Владельцы гостиниц с номерным фондом более 15 номеров будут нести ответственность за отсутствие свидетельств о присвоении им определенной категории. Такая норма закона вступила в силу с 1 января 2020 года.

«Предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц, а также использование в рекламе, названии гостиницы и деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей категории, указанной в таком свидетельстве, запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ», – сказано в законе. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 5 февраля 2018 года в части обязательного получения свидетельств о присвоении им определенной категории для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров, вступает в силу с 1 января 2020 года.

За нарушение требования законодательства предусмотрен, в том числе, административный штраф. Для должностных лиц он составит от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от одной сороковой до одной двадцать пятой от выручки за последний календарный год.

Положение об обязательной классификации российских отелей было утверждено в феврале 2019 года. В соответствии с ним с 1 июля 2019 года классификация стала обязательной для средств размещения с номерным фондом более 50 номеров, с 1 января 2020 года – для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров, с 1 января 2021 года – для всех гостиниц. Ранее вице-премьер РФ Ольга Голодец отмечала, что сама процедура присвоения звезд началась задолго до введения закона и была добровольной. Всего до 1 января 2019 года были добровольно сертифицированы более 13 тыс. гостиниц.

Напомним, Российский союз туриндустрии и Российская гостиничная ассоциация выступали за перенос сроков введения обязательной классификации и положений Кодекса РФ об административных нарушениях для гостиниц с числом номеров от 15 до 50 номеров на полгода, чтобы мини-отели смогли подготовиться, – на 1 июля 2020.

Россияне предпочитают останавливаться в четырёхзвёздных отелях

Сервис для планирования путешествий OneTwoTrip узнал у 1,5 тыс. своих клиентов, где им больше нравится жить в поездке. Около половины опрошенных, или 44,9%, предпочитает останавливаться в отелях, причём большинство из них (41,3%) выбирают гостиницу не ниже четырёх звёзд, а четверть (25,8%) ищут варианты с 2-3*.

В пятизвёздочных отелях обычно бронируют номер 8,4% клиентов OneTwoTrip, 24,5% не обращают внимание на количество звёзд, делая выбор по другим параметрам.

Помимо отелей путешественники часто выбирают апартаменты (15,5%) или снимают квартиру у жителей города (9,4%), 5,5% останавливаются у друзей. Большинство путешественников (36,8%), которые выбирают не отели, отмечают, что так выходит дешевле. 32,9% хотят хотя бы недолго побыть местными жителями, 13,2% считают, что гостиницы ограничивают выбор вариантов размещения, а 17,1% просто не нравятся отели.

Число иностранных туристов на автобусных рейсах в Петербург увеличилось на 22%

Число иностранных пассажиров на маршрутах Lux Express в Санкт-Петербург за первые три месяца действия электронных виз выросло на 22% по сравнению с октябрем-декабрем 2018 года.

Упрощенная процедура получения визы для посещения Санкт-Петербурга также повлияла на рост доли зарубежных туристов в общем числе пассажиров автобусов компании на российском направлении. Если в четвертом квартале 2018 года она составляла 45%, то в октябре-декабре 2019 года – 49%.

Самый высокий рост иностранцев за этот период отмечен на маршруте между Хельсинки и Санкт-Петербургом – 53%. Каждый четвертый пассажир на этой линии был не с российским гражданством (год назад – каждый пятый).

На 24% выросло число зарубежных туристов на рейсах из Таллина, на 12% – из Риги и на 7% – из Йыхви (линия, связывающая Восточную Эстонию и Петербург).

Генеральный директор «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group) Райт Реммель отметил, что рост количества иностранных пассажиров после введения электронных виз оказался выше ожиданий. Особенно высок, по его словам, интерес к поездкам в Петербург в последнюю декаду декабря – на Католическое Рождество и в преддверии Нового года. «Рост иностранных туристов составил 24% по сравнению с таким же периодом годом ранее – сказал г-н Реммель.

Наибольшее число иностранных граждан, направлявшихся на автобусах Lux Express в Петербург, представляли Эстонию, Латвию, Финляндию, Литву и Германию. Самый высокий рост среди зарубежных туристов в первой десятке этого рейтинга зафиксирован у французов – в 3,25 раз, сообщает Votpusk.ru.

Аэропорт Внуково перешагнул рубеж пассажиропотока в 24 миллиона

Международный аэропорт Внуково в 2019 году побил исторический рекорд и обслужил свыше 24 млн пассажиров, что на 12% или 2,5 млн пассажиров больше, чем в 2018 году. За весь 2018 год аэропорт обслужил 21 млн 478 тыс. пассажиров, а в 2019 году этот показатель был достигнут уже 14 ноября.

В настоящее время из Внуково выполняют рейсы 28 авиакомпаний.

Через три года аэропорт станет первым и единственным в России с собственной станцией метрополитена, которую интегрируют в инфраструктуру аэровокзала. Пассажиры смогут добираться до Внуково на любом удобном транспорте – аэроэкспрессе, автобусе, такси, на машине каршеринга или на метро.