На рынке делового туризма растет интерес к нестандартным турам
Российские компании – участники ежегодного ANTOR MICE workshop, в целом, довольны развитием рынка делового и инсентив-туризма в посткризисные годы. Специалисты отмечают, что значительно расширилась география корпоративных поездок, клиентов уже не пугают, к примеру, визовые страны и дальние перелеты для больших групп. Игроки связывают это, в частности, с тем, что качественный уровень предлагаемых ими услуг в последние годы вырос.
Как считает генеральный директор компании «Русь» Борис Рубахин, несмотря на то, что этот рынок, в общем, сформирован, и агентства работают с постоянными клиентами, каждый игрок может занять на нем свою нишу, найти своего клиента и партнера. Он отмечает также растущий интерес к нестандартным турам, в том числе к интерактивным, познавательным программам.
По мнению участников, практически все туристические выставки и рабочие встречи отличаются тем, что на них больше общаются с партнерами, чем с клиентами, которые приходят в значительно меньшем количестве. И воркшоп ANTOR здесь не исключение. Но, как подчеркнула директор по развитию компании «Демлинк» Ирина Карнаухова, «один в поле не воин – мы должны совместно развивать этот рынок, обмениваться с коллегами новостями и опытом, и это отличная площадка для партнерского общения».
Рынок MICE в России, по словам г-жи Карнауховой, растет приличными темпами, это видно и по тому, насколько больше в этом году рабочая встреча собрала заинтересованных посетителей. «Более того, новые клиенты приходят уже с конкретными запросами, знают, чего хотят. А хотят и зарубежье, и Россию. Сегодня в основном запрашивали Подмосковье, Байкал, Сибирь», – сказала г-жа Карнаухова. Самые крупные по числу участников мероприятия приходятся на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, куда отправляют группы в тысячу человек и более.
Оказывается, «переварить» большой конгресс по силам не каждой стране. Например, в компании «Мегаполюс турс» рассказали о свежем случае: клиент планировал вывезти тысячу человек в Израиль, однако, аэропорт Тель-Авива отказался одновременно принять три чартера. По оценке главы отдела маркетинга и рекламы Людмилы Шестаковой, после кризиса 2008 года объемных групп стало меньше – люди внимательнее относятся к тратам. Зато появляются нетрадиционные запросы, например, на гастрономические туры для небольших групп.
Последние годы развиваются и нестандартные площадки для корпоративных мероприятий. Менеджер отдела MICE компании «Виа Марис» Олеся Кудинова утверждает, что круизы с деловыми целями сейчас пользуются возрастающей популярностью. Запросы идут на группы от 30 до 600 человек на лайнерах класса «стандарт», чуть реже – класса «премиум». «До сих пор наиболее востребованным остается Средиземное море, но многим клиентам уже интереснее открывать новые направления, и недавно мы сделали эксклюзивное предложение – круиз на Аляску», – пояснила г-жа Кудинова (фото).
Еще лет пять назад корпоративные туристы из Москвы больше ездили в Подмосковье, по Золотому кольцу, в общем, осваивали близлежащие районы. По всей видимости, привычные маршруты многим, действительно, наскучили, и тут настал звездный час более дальних регионов России. «У нас, в Калининградской области, рынок MICE-услуг развивается очень активно», – заверила начальник отдела приема компании «Балтма Турс» Оксана Лапенкова. Корпорантов привлекает, в первую очередь, близость к морю, необычная история и архитектура области, расположенной «почти в Европе».
Кстати, наши ближайшие соседи, украинские коллеги, также сообщают о росте спроса на услуги MICE. Пока, по словам руководителя отдела въездного туризма компании «Альбатрос тревел» Сергея Кириченко, рынок делового туризма в Украине только набирает обороты, и происходит это за счет российской аудитории. Для инсентива и конгрессов Украину выбирают, в основном, фармацевтические и косметические компании, впрочем, они же составляют основной костяк клиентов и в России. Самые востребованные у наших граждан направления – Киев, Одесса, Крым. «Кризис 2008 года немного затормозил развитие, но сейчас бюджеты программ возвращаются к докризисным, приезжают группы до 200 человек. Уже есть запросы до конца года», – уточнил г-н Кириченко (на фото справа).
Большинство участников оценили воркшоп как очень позитивный, динамичный, темп мероприятия почти не оставлял свободного времени – постоянно подходили люди, предлагали дополнительные услуги и сотрудничество. Тем не менее, некоторые экспоненты все же ожидали большего числа клиентов.
Наталья Панферова, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»