№2970
Вчера Людмилу Пучкову вызывали в Следственный комитет. А сегодня пригласят в ВТБ
Премьер-министр России Владимир Путин поручил главе Минспорттуризма Виталию Мутко в течение суток урегулировать проблемы, возникшие у российских туристов, выехавших за рубеж по линии туроператора «Ланта-тур вояж», сообщили вчера поздно вечером информационные агентства.
В ходе встречи во вторник вечером с Мутко в Тамбове Путин заявил, что не видит криминала в случившемся с туроператором, фирме нужно помочь решить проблемы с контрагентами за рубежом. Он отметил, что уже договорился с одним из российских государственных банков, который готов предоставить на возвратных условиях эти деньги компании «Ланта-тур». По данным информационного агентства, речь идет о ВТБ.
«Фирма на рынке давно, работала до сих пор исправно. На первый взгляд, там нет признаков криминальных проявлений. Хотя, конечно, все нужно проверить», – сказал глава правительства. Как подчеркнул Путин, «будем исходить из того, что это – чисто экономическая ситуация». Он обратил внимание на то, что сложности с «Ланта-тур» возникли неожиданно». «Давайте пойдем по самому простому пути, который бы гарантировал соблюдение интересов наших граждан, прежде всего. Нужно помочь фирме расплатиться со своими контрагентами за границей, с тем, чтобы наши граждане могли спокойно отдых завершить и вернуться на родину», – предложил премьер.
Путин попросил министра посчитать, во сколько это обойдется и «сделать это оперативно». Он отметил, что нужно с МИД РФ оперативно урегулировать все вопросы текущего дня.
Мутко пообещал, что в соответствии с поручением премьера «попробует буквально завтра решить вопрос, связанный с финансовыми проблемами «Ланта-тур». «Что значит "попробуем решить"? Решить это нужно неотложно. Банк готов. Будем считать, что проблема решена», – заявил в ответ Путин. Он подчеркнул, что «у контрагентов этой компании за рубежом не должно быть сомнений в том, что обязательства будут исполнены».
Следующий шаг, уточнил Путин, обеспечить интересы государственного банка. «Насколько я понимаю, фирма никуда от вас не сбегает, не прячется, в контакте с вами, готова работать в поисках решения. Занимайтесь этим», – поручил премьер.
Премьер-министр поручил Минспорттуризму совместно с другими заинтересованными органами подготовить поправки в законодательство, позволяющие в дальнейшем избежать ситуаций, подобных возникшей вокруг туроператора «Ланта-тур вояж». Глава правительства предложил «создать саморегулируемую организацию, которая взяла бы на себя часть проблем, которые возникают в подобных случаях». По словам премьера, такая организация могла бы помогать туркомпаниям решать подобные проблемы «напрямую, между собой, между страховыми организациями, чтобы граждане эти сложности на своих плечах не несли».
Если бы руководителей «Ланты» признали мошенниками, то туристы не получили бы выплат по фингарантии
В соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса РФ «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». А в соответствии со статьей 15 УК РФ, квалифицирующей преступные деяния по категориям, преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния. Причем слово «неосторожные» присутствует только в формулировке определения преступлений небольшой тяжести. Преступления же средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие предусматривают наличие умысла со стороны лица, их совершившего.
Следственный комитет РФ одним «росчерком пера», не утруждая себя доказыванием вины и умысла, возбудил против руководства компании «Ланта-тур вояж» уголовное дело по п. 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».
По определению УК РФ, мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. А в соответствии с п. 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового». Для справки: особо крупным признается размер ущерба в один миллион рублей.
А в соответствии с п. 3 статьи 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Резюмируем вышеизложенное: должны быть доказаны вина, умысел, размер ущерба и тот факт, что преступная группа была создана заранее и именно с целью совершения преступления.
Что касается преступной группы – тут все ясно. Бренд «Ланта» существует в виде двух юридических лиц: ООО «Ланта-тур вояж» и ЗАО «Ланта-тур вояж», одно из которых зарегистрировано в декабре 2002 г., второе – аж в феврале 1997 г. Безусловно, все эти годы организованная группа, возглавляемая Людмилой Пучковой, готовилась к совершению преступления: отправляла туристов, открывала новые направления, разрабатывала новые турпродукты. И все – с единственной целью: в период с декабря 2011 по январь 2012 нанести особо крупный ущерб туристам.
Несмотря на то, что история с «Лантой» получила неожиданный поворот, мы все же решили опубликовать комментарий, подготовленный директором компании «Ирма-Аудит» Марией Булатовой. А вдруг еще кому-то пригодится:
– Весьма странно, что Следственным комитетом была применена именно статья 159 УК РФ, причем в наиболее тяжком ее варианте. Я бы еще поняла – при наличии соответствующих оснований – применение статей 196 и 197 УК РФ, то есть преднамеренное или фиктивное банкротство. Но, опять же, все упирается в вину и умысел, наличие которых в данной ситуации будет весьма непросто доказать. Но эти две статьи хотя бы более мягкие в части наказания. Если сбой в работе туроператора произошел из-за того, что банком не была продлена кредитная линия, и компания имеет документальное подтверждение этого факта (например, письмо банка об отказе в продлении), то можно говорить о возникновении обстоятельств, приведших к несостоятельности, то есть неспособности рассчитаться по долгам, в том числе перед другими кредиторами – туристами, оплатившими туры, поставщиками услуг и т.п.
Однако при возникновении таких обстоятельств обязанностью руководства компании и ее учредителей является подача заявления о банкротстве, что необходимо сделать в месячный срок с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Если руководители и собственники компании, зная о ее неспособности рассчитаться с кредиторами, не подали такое заявление, то, в соответствии с законом о банкротстве, они будут нести субсидиарную ответственность по долгам компании. Иными словами, если у компании не хватит средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, сделать это должны будут ее собственники и руководитель.
Однако банкротство само по себе – не уголовное преступление и уж тем более не мошенничество. А вот если будет доказан его фиктивный или преднамеренный характер, тогда подобное деяние должно квалифицироваться в соответствии с административным или уголовным кодексом, в зависимости от размера нанесенного ущерба.
Поражает и оперативность госорганов, с которой они взялись защищать народ от «мошенницы Пучковой». Отчего же так вяло они реагировали на минимум 15-20 банкротств туроператоров, случившихся за последние два года, включая самое крупное и громкое.
Складывается впечатление, что в неуемном стремлении выполнить «госзаказ» следственные органы не отдают себе отчета в своих действиях. И эти действия, вроде бы направленные на защиту туристов, противоречат друг другу. Если руководство «Ланты» – мошенники, то ни о каких выплатах по финансовой гарантии речи идти не должно. Согласно статье 963 ГК РФ «Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица». В этом отношении статья 17.6 закона «Об основах туристской деятельности» изначально противоречит гражданскому законодательству, поскольку гласит, что «Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора».
Если же туристы получат страховое возмещение по финансовой гарантии, то исчезнет сам факт нанесения ущерба. Останется разве что моральный, который страхованием ответственности не покрывается. А нет факта нанесения ущерба – нет и факта преступления. Отношения же «Ланты» с поставщиками и партнерами, в том числе со страховой компанией, должны урегулироваться в рамках гражданского, а не уголовного законодательства.
Авиаперевозчики выкручивают туроператорам руки в рамках закона
«Ланта-тур вояж» 28 января объявила, что приостанавливает работу из-за финансовых проблем. Авиакомпании отказались обслуживать клиентов туроператора, не дождавшись от него денег за билеты. В Италии, Таиланде, Индии и Индонезии отельеры стали требовать у туристов повторно оплатить отдых. Ответственность туроператора на 100 млн. руб. застрахована в «Ингосстрахе», на 30 января страховщик принял более 200 заявлений.
«Ланта-тур» – большая компания, по собственным данным, ее оборот в 2009 г. был 3,3 млрд. руб. Проблемы, которые у нее возникли, характерны для рынка в целом, считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ). По ее словам, в 2010 г., после кризиса, операторы стали сильно наращивать перевозку, спровоцировали массовый демпинг – и провалились. «И в прошлом году ситуация не исправилась: пиковые месяцы – июль и август – оказались самыми убыточными, плохо продавались и новогодние праздники». По оценкам РСТ, сейчас с прибылью продается не более 15% путевок, а 40% – ниже себестоимости. Так, туры в Доминикану продаются на $230 дешевле себестоимости, в Индонезию – на $240, в Таиланд – на $260, в Индию – на $300, на Кубу – на $320, во Вьетнам – на $350.
Спрос и выручка падают, а расходы операторы быстро сократить не могут – они связаны жесткими контрактами с авиаперевозчиками, говорят несколько владельцев крупных туркомпаний. «Прошлой осенью в Таиланде произошло наводнение, но авиакомпании не хотели снимать лишние рейсы. Даже притом что МИД РФ рекомендовал россиянам не ездить в Бангкок! Туроператоры теряют деньги в любом случае: либо это депозит – 10% от стоимости сезонной программы, который остается в авиакомпании, если блочник или заказчик рейса отказывается от перевозки, либо убытки от нереализованных кресел», – рассказывает Тюрина. Источник в крупном билетном агентстве говорит, что депозит – чаще всего стоимость рейсов за неделю.
«Еженедельно блок мест "Ланты" у "Трансаэро" составлял 1700 кресел, у "Аэрофлота" – 600, и оператор обязан их оплачивать – даже при том, что загрузка самолета в среднем 67%», – рассказал источник, близкий к «Аэрофлоту». «Отказаться нельзя. Тебя оштрафуют и лишат контракта на следующий сезон», – объясняет владелец туристической компании. По его словам, лидеры рынка авиаперевозок ввели для туроператоров что-то вроде круговой поруки: самолет делится между крупными игроками блоками по 100-150 мест. В случае отказа одного из участников пула на него налагается штраф, а места обязаны реализовывать другие.
Авиакомпании упреки в свой адрес не принимают: туроператоров никто не заставляет подписывать такие контракты. «Пусть берут меньшие блоки как субагент, но работа в качестве авиаброкера – одна из статей дохода крупных туроператоров», – указывает представитель «Трансаэро». Долги «Ланта-тур» перед «Трансаэро» – около 30 млн. руб., говорит источник в авиакомпании.
«Мы действуем в рамках закона, – вторит коллеге представитель «Аэрофлота», – часто идем компаниям навстречу. Так было и с "Лантой"». По его словам, сотрудничество было остановлено, когда ситуация вышла «за грани разумного»: «Депозит компании составлял 27 млн. руб., а долг – 63 млн. руб.». А по условиям контракта долг не может превышать депозит более чем в два раза, и эту границу компания перешагнула еще в конце декабря.
«Очевидно, что "Аэрофлот" и "Трансаэро" – крупнейшие игроки, и этим пользуются, но они действуют в рамках закона», – считает глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. (Ведомости)
Вьетнам отвоевывает себе место на сибирском рынке
В этом зимнем сезоне в нескольких сибирских городах впервые появились прямые вылеты на вьетнамский курорт Нячанг, а ряду регионов чартерные программы в эту страну вообще были предложены впервые.
Все чартерные перевозки в Нячанг из Сибири были организованы оператором «Пегас Туристик». Из Новосибирска в Хошимин летают регулярные рейсы S7 Tour, из Красноярска в Камрань – «Владивосток Авиа» (с конца января полеты выполняются с посадкой в Хабаровске). Рейсы «Пегаса» из Новосибирска, Красноярска и Кемерово, кстати, тоже не совсем прямые – Боинги 757-200 авиакомпании Nord Wind по пути в аэропорт Камрань, ближайший к Нячангу, делают в Ханое остановку для дозаправки.
По мнению генерального директора компании «Пегас Туристик» Анны Подгорной, попытка предложить сибирякам новое зимнее направление удалась. «Оправдалась и ставка на Нячанг, – пояснила она RATA-news. – Большинство отелей расположено именно там, трансфер от аэропорта неутомительный. Продажи идут ровно, без большого количества спецпредложений и особых корректировок перевозки. Загрузка бортов, следующих в Камрань, во всех сибирских городах не ниже 95%».
Всего, не считая регулярных рейсов, из четырех регионов с октября по апрель, к выполнению заявлено более 70 рейсов во Вьетнам. Судя по всему, в ближайшее время «Пегас Туристик» планирует не только расширить географию полетов в Нячанг из Сибири, но и вслед за Таиландом и Хайнанем перевести Вьетнам в разряд всесезонных. К примеру, уже анонсирована чартерная цепочка из Барнаула в Камрань на период с мая по сентябрь, а в Кемерово и Иркутске зимний сезон плавно обещает перейти в летний.
Между тем, турагентства Новосибирска, Красноярска, Кемерово и Иркутска оценивают новинку далеко не так однозначно. Вьетнам, уверены они, это зимнее направление «второго эшелона», и рассматривать Нячанг как альтернативу Паттайе для тех туристов, которые впервые выезжают в Юго-Восточную Азию, не стоит. Вьетнамом, по их словам, обычно интересуются люди, уже не раз побывавшие в Таиланде.
«Спрос на направление достаточно низкий, – рассказала RATA-news председатель правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири, директор новосибирской турфирмы «Африка» Наталья Куцевол. – Оно появилось в качестве альтернативы Таиланду и как дальнейшее продвижение стран ЮВА на сибирском рынке. Но Вьетнам по объективным причинам не может быть страной первого эшелона в этом регионе. На первом месте по соотношению цены, качества, разнообразия отдыха, был и остается Таиланд. Роста интереса к Вьетнаму в текущем сезоне я не заметила».
«Все познается в сравнении, – отметил председатель правления Новосибирской ассоциации туристических организаций Игорь Соловьев. – При лавинообразном предложении по Таиланду, Вьетнам теряется. Я пока с трудом вижу у нас целевую аудиторию этой страны».
Ни один из четырех регионов не может похвастать серьезной глубиной продаж туров во Вьетнам. Претензии турагентов к направлению разнообразны. Во-первых, отельная база, как и вся туристская инфраструктура, там довольно скудна. Из-за этого есть сложности с бронированием отелей. «Размещение 4-5* пользуется наибольшим спросом, – рассказала заместитель директора кемеровской турфирмы «Дом-Экспресс» Ольга Осипова. – Периодически возникают проблемы с подтверждениями. Если нужны ближайшие даты, то все приличные отели в этих категориях находятся в стопе».
Во-вторых, несмотря на то, что страна считается дешевой, туры продаются по довольно высоким ценам – от 80-100 тысяч рублей на двоих за 11 ночей. «С ноября по январь, пока летал прямой рейс «Владивосток Авиа», люди могли выбрать – и блочные, и розничные цены на билеты были неплохими, многие туристы улетали во Вьетнам самостоятельно и снимали жилье на месте, у «Пегаса» же появлялись спецпредложения, к которым туристы успели привыкнуть. Сейчас цены выросли», – рассказала RATA-news директор красноярской компании «Самей» Елена Поберемок.
В других регионах, где конкуренции изначально не было, агенты отметили ту же тенденцию. «Дороговато, – заметила директор кемеровского агентства «Континент-Тур» Татьяна Букина. – Никто из наших клиентов пока не решился поехать во Вьетнам». «Интерес к направлению есть, но после того как оператор поднял цены, заявок стало меньше», – отметила менеджер иркутской компании «Вояж» Анна Иванова.
Тем не менее, как считает Елена Поберемок, несмотря на сложности, у направления есть будущее на сибирском рынке. «Года три назад из Красноярска во Вьетнам пробовал летать «Капитал тур», но тогда рейсы заполнялись не очень хорошо. Сейчас туристы уже распробовали эту страну. Она сама по себе дешевая, а уровень отелей достаточно высок. Вьетнам – хорошая альтернатива Таиланду для тех туристов, которые побывали там много раз. Здесь строится много новых отелей, и инфраструктура рано или поздно разовьется», – утверждает г-жа Поберемок. «Людям хочется чего-то нового. При наличии конкуренции среди авиакомпаний и операторов, перспектива у направления есть», – солидарен с коллегой Игорь Соловьев.
Анна Вальцева, специально для RATA-news
Куба заменила Египет?
По итогам 2011 год, Россия наряду с Аргентиной оказалась в лидерах роста прибытий на Кубу. Вообще прошлый год завершился для Кубы рекордными показателями – 2,7 млн. иностранных туристов. Как пишет Guardian со ссылкой на международных экспертов, 2012 год может стать еще более успешным для туризма Кубы, прежде чем страна столкнется с трудностями, связанными с недостатками организации и управления в туристической отрасли.
Что касается российского рынка, то на него кубинские власти по-прежнему возлагают большие надежды. И основания для этого есть: поток туристов из России на Остров Свободы в 2011 году вырос почти на 40%, превысив 70 тыс. человек. Такие данные приводит российское представительство Министерства туризма Кубы. Для сравнения: в 2009 году на Кубе побывало 37 тыс. наших соотечественников, в 2010 году – уже 56 тыс. Согласно предварительному прогнозу, в 2012 году на Кубе отдохнет не менее 90 тыс. россиян.
Руководитель российского представительства Министерства туризма Кубы Эстефания Эскобар, слова которой приводит портал Tourbus.ru, считает туристический бум закономерным: «В прошлом году мы проводили много рекламных акций. Также за последнее время стало гораздо больше авиарейсов между нашими странами: из Москвы пять раз в неделю летает «Аэрофлот», два раза в неделю «Трансаэро», а из Санкт-Петербурга – один раз в десять дней «Трансаэро».
В рейтинге предпочтений различных видов туризма первые места у россиян занимают пляжный отдых и экскурсионные программы, в частности, посещение Гаваны, музеев Фиделя Кастро и Хэмингуэя, музеев рома и табака. Все больший интерес россияне проявляют к дайвингу и экологическому туризму.
По мнению г-жи Эскобар, популярными в скором времени могут стать маршруты на близлежащие острова – Кайо-Коко, Кайо-Санта-Мария и Кайо-Гильермо. Одной из главных задач представительства на 2012 год Эстефания Эскобар назвала содействие в организации прямых перелетов из Москвы на Кайо-Коко. Не менее важная цель – расширение активного туристического сезона в ноябре-феврале еще на несколько месяцев – с марта по май и октябрь.
Российские туроператоры такой бурный рост потока на Кубу объясняют, прежде всего, постоянным наращиванием объемов перевозки на этом направлении. Однако, не подкрепленная столь же быстро растущим спросом, авиаперевозка приводит к демпингу на рынке. «Начиная с середины января и в феврале, а эти месяцы по традиции считаются на Кубе высоким сезоном, спрос существенно отстает от предложения. Чтобы не отправлять пустые самолеты, туроператоры вынуждены делать спецпредложения, работая “в минус”», – пояснила директор туротдела компании ITC Елена Конкина.
А поскольку, по словам эксперта, значительная часть клиентов переориентировалась на Кубу с более дешевого Египта, актуальным оказалось еще и снижение общей стоимости турпакета. Например, пакет на 12 дней с размещением в отеле уровня 2* на двоих стоит от 90 тыс. рублей. «В основном бронируются отели класса 2-3*, реже 4-5*. Чтобы еще больше сэкономить на стоимости поездки, туристы стараются дождаться скидок. Все это, понятно, влияет на конечную прибыль компаний», – заметила г-жа Конкина.
Руководитель Карибского отдела компании «Русский экспресс» Милана Миткина рассказала, что 2011 год туроператоры, действительно, могут считать самым удачным для Кубы за последние пять лет, но это относится, скорее, к летнему периоду. «Еще пару лет назад турпоток в это время года был ниже, чем зимой. Сейчас они практически равны. При этом перевозка летом осталась более сбалансированной, что исключает демпинг», – заявила она.
По мнению экспертов, зимой количество рейсов вполне можно было бы сократить – это пошло бы рынку только на пользу. Нового скачка спроса на Кубу операторы ожидают теперь не раньше второй половины марта и в апреле.
Нина Егоршева, RATA-news
Туристы полюбили Кипр в декабре
Декабрь на Кипре больше не входит в число наиболее «низких» для российского туррынка месяцев. По данным головного офиса Кипрской организации по туризму, в конце прошлого года на остров прибыло на 53% российских туристов больше, чем годом ранее – 6,1 тыс. человек. Причем гости из России не только традиционно отдыхают на море, но и осваивают местные горнолыжные курорты, хотя последних, по данным кипрской стороны, пока меньшинство.
Кстати, ранее аналогичную статистику опубликовало Национальное бюро статистики Кипра. По его данным, в декабре Россия стала четвертым по величине рынком для Кипра после Великобритании (более 21 тыс. туристов), Греции (более 10 тыс.) и Германии (почти 7 тыс.).
Всего по итогам 2011 года турпоток россиян на Кипр вырос на 49% по сравнению с показателями 2010 года, выйдя на уровень 330 тыс. человек. Общий прирост отдыхающих на острове не столь существенный – порядка 10% или 2,4 млн. туристов.
По данным российских туроператоров доходы от Кипра в 2011 году распределялись неравномерно. Ряд крупных компаний выкупили существенную долю мест в отелях, а чтобы заполнить их, сбрасывали цены. Однако, по словам начальника отдела Греции и Кипра компании DSBW-Tours Светланы Афанасьевой, демпинг на кипрском направлении был менее жестким, чем, например, на греческом. В первую очередь потому, что была сбалансирована перевозка.
При этом собеседница RATA-news выделила рост турпотока на Кипр на Новый год и январские каникулы. В этот период местные отели предлагают для россиян развлекательные программы с национальным колоритом – блинами, икрой и прочей исконно российской атрибутикой. При этом г-жа Афанасьева отметила, что горнолыжный Кипр вряд ли когда-нибудь догонит по популярности отдых на морских курортах, поскольку снег в местных горах бывает не всегда.
В росте спроса на Кипр традиционно можно было бы заподозрить «египетский след», однако, как отметила руководитель кипрского направления компании «Ванд Интернэшнл Тур» Елена Бондаренко, Кипр находится в другой ценовой категории, и маловероятно, что остров принял на себя часть турпотока из Египта. По ее словам, уже с мая кипрские отели были заполнены под завязку, и даже в октябре, когда сезон заканчивается, некоторые гостиницы стояли на стопе. «Думаю, что просто пришло время Кипра, он все активнее завоевывает симпатии наших соотечественников», – предположила г-жа Бондаренко.
Нина Егоршева, RATA-news
На рынке делового туризма растет интерес к нестандартным турам
Российские компании – участники ежегодного ANTOR MICE workshop, в целом, довольны развитием рынка делового и инсентив-туризма в посткризисные годы. Специалисты отмечают, что значительно расширилась география корпоративных поездок, клиентов уже не пугают, к примеру, визовые страны и дальние перелеты для больших групп. Игроки связывают это, в частности, с тем, что качественный уровень предлагаемых ими услуг в последние годы вырос.
Как считает генеральный директор компании «Русь» Борис Рубахин, несмотря на то, что этот рынок, в общем, сформирован, и агентства работают с постоянными клиентами, каждый игрок может занять на нем свою нишу, найти своего клиента и партнера. Он отмечает также растущий интерес к нестандартным турам, в том числе к интерактивным, познавательным программам.
По мнению участников, практически все туристические выставки и рабочие встречи отличаются тем, что на них больше общаются с партнерами, чем с клиентами, которые приходят в значительно меньшем количестве. И воркшоп ANTOR здесь не исключение. Но, как подчеркнула директор по развитию компании «Демлинк» Ирина Карнаухова, «один в поле не воин – мы должны совместно развивать этот рынок, обмениваться с коллегами новостями и опытом, и это отличная площадка для партнерского общения».
Рынок MICE в России, по словам г-жи Карнауховой, растет приличными темпами, это видно и по тому, насколько больше в этом году рабочая встреча собрала заинтересованных посетителей. «Более того, новые клиенты приходят уже с конкретными запросами, знают, чего хотят. А хотят и зарубежье, и Россию. Сегодня в основном запрашивали Подмосковье, Байкал, Сибирь», – сказала г-жа Карнаухова. Самые крупные по числу участников мероприятия приходятся на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, куда отправляют группы в тысячу человек и более.
Оказывается, «переварить» большой конгресс по силам не каждой стране. Например, в компании «Мегаполюс турс» рассказали о свежем случае: клиент планировал вывезти тысячу человек в Израиль, однако, аэропорт Тель-Авива отказался одновременно принять три чартера. По оценке главы отдела маркетинга и рекламы Людмилы Шестаковой, после кризиса 2008 года объемных групп стало меньше – люди внимательнее относятся к тратам. Зато появляются нетрадиционные запросы, например, на гастрономические туры для небольших групп.
Последние годы развиваются и нестандартные площадки для корпоративных мероприятий. Менеджер отдела MICE компании «Виа Марис» Олеся Кудинова утверждает, что круизы с деловыми целями сейчас пользуются возрастающей популярностью. Запросы идут на группы от 30 до 600 человек на лайнерах класса «стандарт», чуть реже – класса «премиум». «До сих пор наиболее востребованным остается Средиземное море, но многим клиентам уже интереснее открывать новые направления, и недавно мы сделали эксклюзивное предложение – круиз на Аляску», – пояснила г-жа Кудинова (фото).
Еще лет пять назад корпоративные туристы из Москвы больше ездили в Подмосковье, по Золотому кольцу, в общем, осваивали близлежащие районы. По всей видимости, привычные маршруты многим, действительно, наскучили, и тут настал звездный час более дальних регионов России. «У нас, в Калининградской области, рынок MICE-услуг развивается очень активно», – заверила начальник отдела приема компании «Балтма Турс» Оксана Лапенкова. Корпорантов привлекает, в первую очередь, близость к морю, необычная история и архитектура области, расположенной «почти в Европе».
Кстати, наши ближайшие соседи, украинские коллеги, также сообщают о росте спроса на услуги MICE. Пока, по словам руководителя отдела въездного туризма компании «Альбатрос тревел» Сергея Кириченко, рынок делового туризма в Украине только набирает обороты, и происходит это за счет российской аудитории. Для инсентива и конгрессов Украину выбирают, в основном, фармацевтические и косметические компании, впрочем, они же составляют основной костяк клиентов и в России. Самые востребованные у наших граждан направления – Киев, Одесса, Крым. «Кризис 2008 года немного затормозил развитие, но сейчас бюджеты программ возвращаются к докризисным, приезжают группы до 200 человек. Уже есть запросы до конца года», – уточнил г-н Кириченко (на фото справа).
Большинство участников оценили воркшоп как очень позитивный, динамичный, темп мероприятия почти не оставлял свободного времени – постоянно подходили люди, предлагали дополнительные услуги и сотрудничество. Тем не менее, некоторые экспоненты все же ожидали большего числа клиентов.
Наталья Панферова, RATA-news
Цирк танцующих фонтанов проводит рекламный спектакль для турбизнеса. Приглашаем с детьми!
Уникальный цирк «Аквамарин» работает в Москве уже 2,5 года. Его называют «цирк танцующих фонтанов»: во всех представлениях принимает участие феерическое водное шоу, создавая яркие и необычные декорации для каждого номера. Это единственная площадка в России, где в закрытом помещении стационарно размещено водное шоу такого масштаба.
В сентябре 2010 года Российский союз туриндустрии уже приглашал туроператоров, принимающих туристов в Москве, на рекламный спектакль, и те, кто его посетил, были в восторге. С тех пор многое в цирке изменилось – конечно, в лучшую сторону.
Во-первых, «Аквамарин» переехал. Теперь в его распоряжении хороший зал на 1097 мест недалеко от станции метро «Пролетарская». Со сменой зала увеличилась и площадь фойе, а это важно, потому что общение со зрителями начинается за полтора часа до представления, продолжается в антракте и даже после выступления артистов. В это время в фойе проходит цирковой карнавал – праздник, на котором не бывает скучно ни детям, ни взрослым. Там бесплатно раздают мороженое, бесплатно же сфотографируют на фоне танцующих фонтанов с артистами и цирковыми животными, и вообще гостей ждет множество сюрпризов и развлечений для всей семьи. В антракте и после представления зрители прямо на сцене любуются фонтанами, а детей катают под куполом цирка.
Еще в «Аквамарине» открылся единственный в мире Музей клоуна. Продолжение В его коллекции более 5000 экспонатов, изображающих клоунов разных времен – с XIX века до наших дней. Зрители могут свободно посетить экспозицию до, после спектакля или в антракте, а можно присоединиться к группе и послушать увлекательный рассказ экскурсовода.
Изменилась концепция представлений: теперь это цирк-варьете на льду. То есть каждый спектакль – это потрясающие номера лучших артистов современного цирка, виртуозные танцы на льду и популярные песни в исполнении солистов и музыкантов. Каждый вечер на арене цирка-варьете – победитель Всемирного фестиваля клоунады в Сиракузах, обладатель приза «Золотой клоун 2011», один из популярнейших советских и российских клоунов, более 10 лет не работавший в России – непревзойденный Армен Асирянц.
«Аквамарин» дал уже порядка 600 представлений, которые посетили около 450 000 человек, в том числе иностранные туристы. Известно, что и русская цирковая, и русская ледовая школа ценится в мире, а цирк танцующих фонтанов дает зарубежным гостям возможность увидеть самых талантливых артистов в необычном антураже.
Цирк «Аквамарин» приглашает на спектакли туристические группы и предлагает специальные условия сотрудничества с турфирмами. А чтобы профессионалы турбизнеса воочию увидели «товар», вновь, совместно с РСТ, организует рекламный спектакль. Приглашаются представители компаний, принимающих в Москве российских и иностранных туристов. Инициаторы проекта уверены, что, увидев это яркое зрелище, турфирмы с удовольствием будут предлагать посещение цирка своим туристам. Приходите с детьми! Их искренний восторг будет дополнительным аргументом в пользу цирка танцующих фонтанов.
Рекламный спектакль состоится в пятницу 3 февраля в 19.00.
Заявки принимаются по адресу editor@ratanews.ru, в теме письма напишите ЦИРК.
В заявке, пожалуйста, укажите: название компании; фио заявителя; должность заявителя; координаты и сайт турфирмы; количество детей (не больше двух), с которыми вы планируете посетить спектакль.
MITT Summit – новый формат общения турбизнеса
Компания ITE совместно с Российским союзом туриндустрии проводит 21 марта в рамках выставки MITT-2012 бизнес-саммит (MITT Summit), на котором планируется обсудить важнейшие проблемы турбизнеса.
Речь пойдет о состоянии туристического рынка в целом и турагентских продаж в частности. Это будет своего рода просвещение турфирм в страховой и законодательной сфере, азы аудита и основы продвижения турпродукта. Своими знаниями, мнением и опытом поделятся известные российские и международные эксперты.
Предполагается, что в качестве слушателей форум соберет более 150 профессиональных участников рынка, включая представителей туристического и страхового бизнеса, региональных администраций, специализированных средств массовой информации.
В числе спикеров саммита:
Агафонов Сергей, генеральный директор управляющей компании «Сеть магазинов горящих путевок»;
Алчеева Юлия, исполнительный директор компании ERV (Туристическое страхование);
Барзыкин Юрий, вице-президент Российского союза туриндустрии;
Булатова Мария, директор компании «Ирма-Аудит»;
Владыкин Виталий, старший аналитик Euromonitor International;
Зульфикаров Артур, генеральный директор компании Global Voyager Assistance;
Макатрова Надежда, генеральный директор консалтинговой компании «Конкретика»;
Мохов Георгий, заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, основатель юридического агентства «Персона Грата»:
Нечипоренко Виктор, генеральный директор информационной службы «Красный телефон»;
Преображенский Александр, коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий».
Модератор саммита – Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, главный редактор RATA-news.
Подробная программа здесь.
По поводу условий участия в MITT Business Summit и по другим вопросам обращайтесь к организаторам:
Кузнецова Анна – руководитель проекта, kuznetsova@ite-expo.ru
Назарьева Елизавета – директор выставки, nazarieva@ite-expo.ru
Нагаслаева Татьяна – менеджер проекта, nagaslaeva@ite-expo.ru
(495) 935-73-50, 788-55-85, www.mitt.ru
«Мультитур»: летние цены на черноморские курорты
Компания «Мультитур» опубликовала летние цены на размещение в отелях черноморского побережья России и Украины. Все предложения и цены можно посмотреть на сайте www.multitour.ru и забронировать в системе on-line бронирования.
Если вы еще не зарегистрированы в «Личном кабинете» на нашем сайте, можете сделать это здесь.
Напоминаем, до 31 март действует традиционная акция «Раннее бронирование» – это возможность бронировать туры с повышенной комиссией.
Стоимость указана на одного человека в сутки.
– санаторий «Знание» (Сочи) – новинка сезона, питание «шведский стол», закрытый бассейн, от 1 450 руб.;
– пансионат «Приветливый берег» (Геленджик) – питание «шведский стол», удобное расположение, комфортабельные номера, от 1 100 руб.;
– санаторий «Малая бухта» (Анапа) – питание «шведский стол», детский и взрослый бассейны, анимация, широкий профиль лечения, от 1 600 руб.
Крым:
– отель «Ателика Таврида» (Западный Крым, пос. Угловое) – первая линия, комфортабельные номера, ежедневная анимация, от 800 руб.;
– ТОК «Новый Свет» (пос. Новый Свет) расположен в реликтовой можжевеловой роще на берегу Зеленой бухты, от 704 руб.;
– ТОК «Золотой пляж» (Феодосия) расположен на берегу моря, экономичный уровень, от 1 060 руб.
– пансионат «Литфонд» (Пицунда) – питание «шведский стол», открытый бассейн, комфортабельные номера, от 890 руб.;
– дом отдыха «Питиус» (Пицунда) – закрытый бассейн с морской водой, удобное расположение, от 790 руб.
«Мультитур»: (495) 989-61-10, operator@multitour.ru, www.multitour.ru
«Инфофлот»: первый офис продаж круизов в Ростове-на-Дону
Одна из крупнейших компаний по реализации круизов в России, «Инфофлот», открыла сегодня собственный офис продаж в Ростове-на-Дону.
Как и в остальных регионах, где уже работает «Инфофлот» (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и Казань), у любителей круизов и туристических агентств Ростова-на-Дону и ближайших регионов теперь будет возможность забронировать любой тур из самой большой в России базы речных круизов, которая насчитывает около 3 тыс. путешествий в навигацию на более чем 100 теплоходах, а также морские круизы по всему миру.
В навигацию 2012 года «Инфофлот» предлагает большое количество собственных рейсов с отправлением из Ростова-на-Дону. На теплоходе «Анатолий Папанов» запланированы круизы до Москвы, Волгограда, Астрахани, Казани и большое число круизов выходного дня. Теплоход «Юрий Никулин» совершит односторонние рейсы до Самары и Казани.
В навигацию 2012 года «Инфофлот» организует круизы на девяти комфортабельных речных теплоходах: «Анатолий Папанов», «Юрий Никулин», «Дмитрий Фурманов», «Владимир Маяковский», «Александр Бенуа», «Н.А. Некрасов», «Карл Маркс», «Василий Чапаев» и «Космонавт Гагарин».
Ростов-на-Дону стал шестым регионом России, где «Инфофлот» имеет собственные офисы. Расширяющаяся региональная сеть компании будет являться самой большой в России. Сеть официальных агентств, реализующих речные круизы «Инфофлота», насчитывает более 1800 фирм в России и ближнем зарубежье.
«Инфофлот»: 8-800-100-75-10, www.infoflot.com
«Бриз Лайн»: бесплатное обучение круизным продажам
В этом году мы проводим пять бесплатных семинаров по таким круизным продуктам, как Carnival Cruise Lines, Princess Cruises, Cunard Line, Crystal Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Seabourn, по круизам из Санкт-Петербурга в сезоне весна-лето-осень 2012 года, по экскурсионному и визовому обслуживанию. Менеджерам по результатам аттестации выдается именной сертификат, повышенная комиссия и доступ к онлайн бронированию.
Второй семинар состоится в четверг 2 февраля, с 10 до 13 часов. Далее еженедельно по четвергам. Последнее занятие 24 февраля. Аттестация 1 марта. Выдача аттестатов на конференции во время работы выставки MITT. Заявки оставляйте здесь.
Для региональных и иностранных агентств предусмотрен интенсивный курс обучения с проживанием в течение 3 дней в Москве. Мы оплачиваем две ночи проживания. Семинары начинаются 19 марта в 11.00. Обучение 19 и 20 марта. Вечером после аттестации банкет. Менеджерам по результатам аттестации также выдается именной сертификат, повышенная комиссия и доступ к онлайн бронированию. Заявки на интенсив принимаются здесь.
Помимо аттестатов, лучшие слушатели семинара и интенсива получат возможность поехать в ознакомительный круиз в апреле-мае 2012 года. Количество мест в обоих случаях ограничено, поторопитесь с регистрацией на оба мероприятия.
«Поиск круизов» и on-line наличие мест и цены на круизы Princess, Cunard и Carnival на сайте www.breeze.ru
«Бриз Лайн»: (495) 984-63-66, breezeline@breeze.ru, www.breeze.ru
BSI Group: в парижском Диснейленде сказка станет былью
Каждый взрослый мечтает хотя бы ненадолго снова возвратиться в детство, где исполняются заветные желания. В незабываемое путешествие в мир старых добрых сказок приглашает компания BSI group. Бронируйте туры с посещением самого популярного развлекательного центра Парижа – Disneyland Resort Paris.
На территории Диснейленда находятся два тематических парка Disneyland Park и Walt Disney Studios Park, парк Disney Village, поле для гольфа Golf Disneyland, а также комплекс отелей, деловая и жилая зоны парка.
Предлагаем групповые экскурсионные туры Париж + Диснейленд и Париж – детям с вылетами три дня в неделю – четверг, пятница, суббота, 8 дней/7 ночей, Air France.
Кроме того, мы предоставляем индивидуальные туры в Диснейленд на любое количество ночей.
Идея Диснейленда родилась у Уолта Диснея, когда он вместе с дочерьми посещал различные парки развлечений в 1930-1940 годах. Тогда-то он и решил подарить всем людям радость.
BSI Group: (495) 785-55-35 (доб. 175), t.belova@bsigroup.ru
«Ависта»: билеты и бронирование гостиниц онлайн
Компания «Ависта» – новый сервис заказа авиа– и железнодорожных билетов и бронирования гостиниц.
Компания «Ависта» – аккредитованный в ТКП агент крупнейшего национального перевозчика «Аэрофлот», авиакомпаний S7, «Трансаэро» и других. «Ависта» приглашает турагентства к сотрудничеству по продаже авиабилетов на регулярные рейсы ведущих авиакомпаний и электронных железнодорожных билетов.
Предлагаем два варианта:
– заказ и получение электронных авиа– и железнодорожных билетов по договору на выгодных условиях, не выходя из офиса. Онлайн-бронирование на сайте www.avia-bilet.ru;
– заключение субагентского договора на комиссионное вознаграждение и подключение к системам бронирования Galileo, Sabre, Gabriel, Amadeus, «Сирена-Трэвел» дает возможность продавать авиа– и электронные железнодорожные билеты непосредственно в офисе турагентства.
Предоставляем выгодные условия сотрудничества.
«Ависта»: (495) 287-85-44 (многоканальный), www.avia-bilet.ru www.avista.su
«Отельдискаунт»: все что Hotel
«Отельдискаунт» – система онлайн-бронирования отелей, объединяющая в одном интерфейсе ресурсы восьми лучших поставщиков: GTA, Travco, Miki, Kuoni, Tourico Holidays, Hotelbeds, DOTW и Hotusa. Подключение к системе и получение паролей в течение нескольких часов, специальные эксклюзивные тарифы доступны только под паролем и только для агентств, удобный интерфейс, не требующий обучения, уникальная система выдачи результатов – цены на отель от всех поставщиков собраны в одну карточку, мягкие условия аннуляции, ваучер и счет доступны сразу после подтверждения, круглосуточный телефон экстренной помощи.
Подключайтесь сегодня!
«Отельдискаунт»: (495) 411-90-44, (812) 448-08-45, 8 (800) 100-45-44 (бесплатный звонок из регионов России). На карте
MITF приглашает на бесплатные семинары
В рамках Московской международной ярмарки путешествий MITF-2012, которая пройдет с 18 по 20 мая в выставочном центре «Гостиный двор» состоятся бесплатные семинары от одного из ведущих юридических агентств туротрасли «Персона Грата».
Мероприятие для профессионалов соберет заинтересованных представителей турбизнеса 18 мая в одном из конференц-залов ярмарки, где состоится семинар на актуальную тему «Ответственность турагентов и туроператоров». Для частных посетителей 19 мая организуется семинар на тему «Как открыть турфирму».
Насыщенная деловая программа ярмарки и красочное запоминающееся шоу для широкой публики привлекают на обновленный MITF значительное число посетителей.
Приглашаем всех желающих принять участие в ярмарке MITF-2012.
Оргкомитет MITF: (495) 604-40-39, 695-63-62, факс (495) 783-95-55, mitf@mitf.ru, www.mitf.ru
В Бурятии планируется построить турзону для автопутешественников
В пригороде Улан-Удэ начнется строительство автотуристского кластера «Байкальский» (АТК), который будет представлять собой комплекс взаимосвязанных объектов придорожного сервиса, коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Создание АТК включено в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В декабре 2011 года проект был одобрен большинством голосов на публичных слушаниях в администрации сельского поселения «Нижнеиволгинское», на территории которого он и будет размещаться. В настоящее время идет разработка проектно-сметной документации. Цель строительства – обеспечить качественными услугами путешествующих туристов и автомобилистов.
АТК «Байкальский» разместится в 2 км от Улан-Удэ и в 8-ми от международного аэропорта «Байкал», на пересечении федеральных автомобильных дорог М-55 (Иркутск-Чита) и А-165 (Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор). Площадь будущего кластера – 291 гектар. Здесь планируется построить придорожные гостинцы и кемпинги, рестораны и кафе быстрого обслуживания, оздоровительный комплекс, визитно-информационный центр, торгово-развлекательный комплекс, гипермаркет, культурно-развлекательный центр, аквапарк, зимний сад с рестораном. Разместятся на этой территории также автостоянки, станции технического обслуживания легкового и пассажирского автотранспорта, стоянки для «домов на колесах», автозаправочные комплексы для легковых автомобилей и большегрузных трейлеров, оптово-розничный центр. Наряду с сооружениями капитального характера будут обустроены зоны отдыха на открытом воздухе с детскими игровыми площадками, местами досуга детей, площадками для барбекю.
Общий объем финансирования проекта составляет около 2,2 млрд. рублей, включая средства федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников, на которые приходится более 65%. Так, уже заключено шесть инвестиционных соглашений с ОАО «Бурятнефтепродукт» НК «Роснефть», ООО «Премьер СВ», «Байкал Плаза», «ЗОЛ», ИП Ребягина Н.В., «Байкал Авто Трек», «Бабръ».
Проект АТК «Байкальский» должен быть реализован к 2017 году. Начало строительства запланировано на второе полугодие 2012 года. Уже в этом году компания «Байкал Авто Трек» планирует начать строительство станции техобслуживания для легковых и большегрузных машин и магазина автозапчастей, а «Бабръ» – круглосуточную автостоянку для машин и оптово-розничный центр, сообщает агентство «Восток-Телеинформ» со ссылкой на Республиканское агентство по туризму.
Как ожидается, объекты кластера смогут принимать, в среднем, до тысячи туристов и путешествующих автомобилистов в сутки. В рамках автотуристского кластера планируется создать около 1200 рабочих мест, что позволит сократить общую безработицу в районе, как минимум в два раза.
Бизнесмены увидели туристическое будущее Невьянского округа
Свердловские бизнесмены и представители турбизнеса приняли участие в информационном туре по инвестиционным площадкам будущей туристско-рекреационной зоны «Старый Невьянский завод».
Туристические возможности Невьянского городского округа были продемонстрированы благодаря совместным усилиям Министерства культуры и туризма Свердловской области, областного Центра развития туризма и Урало-Сибирского инвестиционного агентства. Тур проводился в рамках реализации целевой программы «Развитие туризма в Свердловской области».
В инфотуре участвовало 97 потенциальных инвесторов. Во время поездки они познакомились с проектами будущих туристско-рекреационных зон и посетили четыре площадки, на которых планируется строительство деловых, развлекательных, спортивных, гостиничных комплексов, предприятий сферы торговли и обслуживания.
Первой такой площадкой стала территория в поселке Ребристый в 4 км от Невьянска. Там, на участке в 17 га на месте бывшего пионерского лагеря, планируется построить клубную деревню «Шустовка» с коттеджами, спортивными и детскими площадками, конференц-, фитнес– и спа-центрами, рестораном и магазинами.
Вторым объектом показа стал проектируемый выставочный комплекс народных промыслов в деревне Конево. Он разместится в старинном кирпичном здании. В нем будут работать гончарная и кукольная мастерские, кузница, выставочные залы изделий народных промыслов и традиционных уральских ремесел. Выставочный комплекс удачно расположится на маршруте существующего туристического потока по Невьянскому округу, сообщает туристский портал Свердловской области.
Еще два проекта, места под которые осмотрели потенциальные инвесторы – это планируемый велотуристический комплекс «Таволги» в селе Нижние Таволги и площадка у деревни Калиново на берегу озера Таватуй, где будет построен детский яхт-клуб «Каравелла» и туристско-рекреационный комплекс.
Осмотрев площадки, инвесторы решили в скором времени встретиться еще раз, чтобы более детально обсудить возможности своего участия в создании туристско-рекреационных зон Невьянского округа.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»