Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5510

Сергей Рыжов: «Промышленные предприятия могут стать хорошим стимулом для привлечения туристов в регион»

Экскурсии на производственные предприятия – один из популярных видов туризма и в России, и за рубежом. О том, как в нашей стране развивается промышленный туризм, почему он выгоден для социально-экономического развития регионов и сколько денег может приносить, RATA-news рассказал Сергей Рыжов, генеральный директор агентства бизнес-туризма MICE Market и оператор акселератора государственного Агентства стратегических инициатив (АСИ) по промышленному туризму.


- Существуют разные трактовки промышленного туризма. Что понимаете под ним вы?

- В 2018 году наша компания создала методологию развития промышленного туризма на базе опыта работы в своем регионе – Самарской области. Программа прошла экспертизу специалистов АСИ, была признана лучшей практикой и рекомендована для масштабирования. Мы понимаем под промышленным туризмом экскурсии на производственные и сервисные предприятия. Подчеркну: предприятия действующие. И второй важный момент: музей при заводе может быть дополнением, но никак не заменой его посещения. То есть, туристы должны увидеть реальный производственный процесс.

В рамках методологии мы определили несколько аудиторий, под которые этот вид туризма может быть заточен, и задач, которые он может решать. Первая задача – трансляция производственного потенциала и демонстрация того, что промышленность в регионе развивается. Вторая – удержание населения, работа с молодежью, для которой туризм на предприятия может стать профориентацией.

На базе акселератора АСИ регионы проводят опросы, которые показывают, что 70-80% школьников и студентов готовы продолжать профессиональный путь в родном регионе, но работать на предприятиях хотят не более 20% из них. Хотя профессии, которые заявляют школьники и студенты, и средний желаемый уровень зарплат от 30 до 50 тыс. рублей в среднем, многие региональные предприятия предложить могут. Поэтому мы делаем вывод, что современный школьник и студент не ассоциирует свои желания с промышленностью в целом. Жив еще миф, что заводы – это что-то старое, советское разрушенное, что там мало платят. И промышленный туризм – способ этот миф развеять, показать молодежи реальную картину, поговорить о профессиях будущего и воспитать кадровый потенциал.

Наконец, для социально-экономического развития региона важен сам туризм. Регионы вычленяют предприятия, интересные для экскурсий, это и пищевые бренды, и хорошие заводы металлообработки, машиностроительные.

Вот некоторые примеры. На горнолыжном курорте Абзаково для отдыхающих организуют посещение Магнитогорского металлургического комбината, туристы идут смотреть, как делается сталь, льется металл. В Татарстане туроператоры формируют группы на КамАЗ. Завод по производству спортивной версии «Лада Веста» в Тольятти предложил делать экскурсии в том числе для потенциальных покупателей автомобилей, распространяя информацию через дилерские центры.

- Что такое акселератор АСИ по промышленному туризму?

- Это курс обучения. Ту методологию, о которой я упоминал, мы отработали в 2020 году с десятью регионами. А в 2021 году Агентством стратегических инициатив был запущен всероссийский акселератор по развитию промышленного туризма, и наша компания выступила оператором этого процесса. В рамках акселератора 73 региона прошли подготовительный модуль, 53 подали заявки и 30 были выбраны участниками. В течение четырех месяцев они прошли обучение по темам: формирование региональной стратегии, создание экскурсии на конкретном предприятии и создание прототипа маршрута. В 2022 году регионы дорабатывают свои стратегии и будут их защищать при губернаторах. В дальнейшем мы нацелены на объединение территорий, чтобы они делали межрегиональные туры. Сейчас такое сотрудничество обсуждают Пермский край, Свердловская и Челябинская области.

- Сколько, по вашей оценке, в России промышленных предприятий, заинтересованных в туристах?

- У нас 53 региона подали заявки, это в общей сложности около 500 предприятий. А в целом мы можем говорим о потенциале около 1000 предприятий в стране, которые готовы принимать туристов. В рамках акселератора 250-300 предприятий уже это делают.

- Вы говорите о MICE-туризме. Но ведь для него обычно нужны объекты размещения с большой емкостью, конференц-залы. На предприятиях этого явно нет?

- Мы говорим не только о проведении конференций, но и инсентив-турах. Существует спрос на выезд топ-менеджеров на стратегические сессии. Регионы сейчас пытаются привлечь MICE-туристов традиционными методами – историческими, природными объектами. А когда появляется возможность поехать в инсентив-тур, провести конференцию при отеле и посетить, например, космодром Восточный в Амурской области или АвтоВАЗ в Самарской области или Челябинский трубопрокатный завод абсолютно космического вида, регион уже может на другом уровне привлекать корпоративные группы. Когда есть крутой промышленный объект, для корпорантов это становится новой точкой притяжения. Зачастую предприятия индивидуалов не принимают, им нужна большая группа. Поэтому для MICE это как раз хороший продукт.

- Какие регионы лидируют по объему промышленного туризма?

- Челябинская, Свердловская, Кемеровская области, Пермский край, Нижегородская и Самарская области. И с точки зрения уникальности – Амурская область с космодромом, Якутия с трубкой «Мир» и возможностью посмотреть, как производятся бриллианты, Севастополь с его винодельнями. И большой блок вокруг Москвы: Тульская, Калужская, Курская области с хорошими перспективами логистики и качественными предприятиями. Этот продукт уникален тем, что уникально каждое предприятие.

- Что, по вашей оценке, нужно сделать государству для поддержки промышленного туризма?

- Хорошей поддержкой стало бы субсидирование ставки штатного экскурсовода. Это проблема для небольших предприятий, где работает по 100-300 человек. Для них выделить отдельного специалиста, обучить его – серьезная задача.

Для качественных экскурсий нужны обустроенные входные зоны, аудиогиды, средства индивидуальной защиты, маркировка, выставочные зоны. Для предприятий это не профильная деятельность. Полезным было бы создание отдельного курса и подготовка региональных специалистов по проведению промышленных туров. Это позволило бы предприятиям брать готовы специалистов на работу. И в целом популяризация этого направления – публикации, создание телешоу, отдельное выставочное пространство, посвященное открытой промышленности, и прочие медийные проекты.

- Какие зарубежные заводы вы хотели бы посетить в качестве туриста?

- Интересно было бы познакомиться с китайским опытом, потому что порядка 10% от огромного внутреннего турпотока у них приходится на промышленный туризм. Наверное, хотел бы посетить завод Jack Daniel’s в штате Теннесси, который считается родоначальником промышленного туризма. Ну и так как мы активно работаем с Амурской областью по космодрому Восточный, наверное, для сравнения круто было бы посетить музей Национального космического агентства в США.

- Как вы оцениваете потенциал промышленного туризма в России?

- В каждом регионе России – от 500 до 15 тысяч предприятий, мы работаем с 5% из них. Потенциал рынка промышленного туризма огромен. Мы делали такой расчет. Допустим, в регионе работает 10 предприятий, которые привлекают туристов, и в среднем один тур на 3 дня стоит 10 тыс. рублей, это отель 3* и питание. Если хотя бы раз в неделю эти предприятия принимают стандартную группу 20 человек, то при умножении на 85 регионов получается новый привлеченный оборот 9 млрд рублей в год для всей России. И это только за счет того, что 10 предприятий станут новым триггером для посещения регионов. И это вполне реально в разрезе пяти лет.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Россия закрыла воздушное пространство авиакомпаниям 36 стран

По сообщению Росавиации, Россия ввела ограничение на выполнение полетов авиакомпаниями 36 государств. Это ответная мера на решение стран Евросоюза и ряда других закрыть воздушное пространство для российских перевозчиков.

Решение касается Австрии, Албании, Ангильи (заморская территория Британии), Бельгии, Болгарии, Британских Виргинских островов, Великобритании, Венгрии, Германии, Гибралтара, Греции, Дании (в том числе Гренландия, Фарерские острова и территориальное море), Джерси, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции, Эстонии.

В ведомстве отметили, что полеты из указанных стран могут быть выполнены по специальному разрешению, выданному Росавиацией или МИД России.

Турция и Египет не планируют ограничивать въезд российских туристов

Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с Минтрансом и МИД РФ организовать вывоз российских туристов из-за рубежа по гуманитарным каналам.

За границей сейчас могут находиться около 150 тыс. граждан России. В Болгарии, в частности, по оценке Ростуризма, 3,5 тыс. человек. Глава ведомства Зарина Догузова обсудила с министром туризма Болгарии Христо Продановым возможность пребывания застрявших туристов в местных гостиницах, «если не на безвозмездной основе, то хотя бы на максимально приемлемых условиях». Министр, по словам главы Ростуризма, заверил, что предпримет необходимые усилия для обеспечения комфортного и безопасного нахождения россиян в стране. Кроме того, он предложил помощь в организации воздушного коридора для вывоза российских туристов.

Продление проживания туристов в Венгрии и содействие им в пролонгации шенгенских виз обсуждались и в телефонном разговоре Зарины Догузовой с заместителем директора Национального управления по туризму Венгрии Ласло Кённидом. Он заверил, что прилагаются необходимые усилия для решения этих вопросов. По его информации, проблем с размещением российских туристов на данный момент не зафиксировано. Ласло Кённид сообщил также, что в ближайшее время проработает с Министерством иностранных дел Венгрии вопрос продления виз российским гражданам.

Зарина Догузова отметила, что сложности с возращением домой возникают у многих россиян. Наиболее проблемными точками она назвала Мадейру, Болгарию, Венгрию и Хорватию. «Ключевой вопрос сейчас – согласование гуманитарных рейсов с целым рядом стран для пролета над их воздушным пространством. Надеемся на соответствующие подтверждения в ближайшее время», – пояснила она.

Отдельно глава Ростуризма переговорила с коллегами из Турции и Египта, куда направляется наиболее массовый поток россиян.

Министр культуры и туризма Турции Мехмет Эрсой и министр по туризму и древностям Арабской Республики Египет Халед Эленани заверили, что их страны не планируют ограничивать въезд российских туристов. Более того, они готовы оказать все необходимое содействие в организации транзитных вывозных рейсов.

Тем временем стало известно, что застрявшие за пределами России нашей туристы не могут зарегистрироваться в приложении «Зарубежный помощник» МИД РФ. Именно по его данным ведомство якобы составляет списки на вывозные рейсы. Но информация о сбоях в работе приложения стала появляться в интернете сразу после рекомендаций Ростуризма там зарегистрироваться.

К сожалению, даже сформированные списки не спасают от проблем. Накануне «Уральские авиалинии» не смогли вывезти пассажиров с Мадейры, так как самолет развернули в воздухе и он был вынужден вернуться в аэропорт вылета «Жуковский». Причина – закрытие воздушного пространства этой страны. «На данный момент вывезти российских пассажиров нашими бортами не представляется возможным. Мы собираем информацию и надеемся на помощь Ростуризма», – сказал представитель авиакомпании.

Санкционное движение продолжается

Вчера Швейцария закрыла свое воздушное пространство для всех российских рейсов и воздушных судов с российской маркировкой. Исключения составляют гуманитарные рейсы, а также полеты в медицинских или дипломатических целях.

Также Швейцария частично приостанавливает введенный в 2009 году упрощенный визовый режим для российских граждан. При этом обладателям дипломатических паспортов по-прежнему разрешен въезд в страну без визы для того, чтобы «Швейцария могла продолжать способствовать переговорам с целью разрешения конфликтов в рамках оказания посреднических услуг», говорится в распространенном вчера документе.

Княжество Монако также присоединяется к европейским санкциям против России.

Также о приостановке выдачи виз некоторым российским физическим лицам в числе других санкций объявил премьер-министр Японии Фумио Кисида.

Как пишет газета Financial Times (FT), европейским лизинговым компаниям необходимо до конца марта вернуть сотни самолетов из России общей стоимостью порядка $5 млрд.

Напомним, Еврокомиссия запретила поставки в Россию самолетов и запчастей к ним. Лизинговым компаниям запрещено заключать новые контракты с российскими компаниями и необходимо разорвать действующие в течение 30 дней. «Лизинговым компаниям будет действительно очень сложно решить задачу прекращения контрактов за 30 дней, – отмечает источник FT. – Еще сложнее им будет вернуть себе такое количество самолетов за этот срок».

Лизинговые контракты включают в себя условие, позволяющее арендодателю вернуть самолет в случае введения санкций. Однако воздушное пространство ЕС уже закрыто для российских компаний, что затрудняет задачу возврата самолетов лизинговым операторам. «Все самолеты должны быть возвращены из России к концу марта. Смогут авиакомпании выполнить это условие или нет, никто не знает», – говорится в статье.

Согласно данным консалтинговой компании Cirium, в лизинге у российских авиакомпаний находится 515 самолетов, принадлежащих зарубежным лизинговым операторам, на общую сумму около $10 млрд. В том числе европейским операторам принадлежат самолеты общей стоимостью до $5 млрд.

Ирландская AerCap, крупнейший в мире лизингодатель, должна вернуть из России 238 самолетов общей стоимостью $2,2 млрд, SMBC Aviation Capital и Avolon – самолеты на сумму $1,3 млрд и $266 млн соответственно.

На конец прошлого года около 5% балансовой стоимости парка воздушных судов компании AerCap приходилось на самолеты в лизинге у российских авиакомпаний. Среди ее клиентов авиакомпании группы «Аэрофлот» и S7. «Если наши арендаторы не будут сотрудничать в возврате наших самолетов после прекращения аренды, мы можем столкнуться с препятствиями и, скорее всего, понесем значительные расходы при возврате имущества», – отмечается в сообщении AerCap.

Разорвать договоры с российскими авиакомпании также планирует сингапурская BOC Aviation, которая имеет подразделения в Дублине и Лондоне. У компании 18 самолетов, составляющих 4,5% ее собственного парка, базируются в России и находятся в аренде у авиакомпаний «Победа», «Уральские авиалинии», S7 и AirBridgeCargo.

Как туристы 9 часов летели из Будапешта в Москву

Семья Патриных из Москвы, вылетая на неделю в Будапешт, не могла даже предположить, с чем им придется столкнуться. Мы пообщались с туристами, чтобы из первых рук получить информацию о том, как они возвращались в Россию в условиях закрытого неба.

«У ребенка были каникулы, решили провести их в Будапеште. Обратный вылет был запланирован 27 февраля на рейсе 806 «Уральских авиалиний» в Жуковский. В середине недели началась военная операция на Украине. Я постоянно отслеживал статус рейса. За день до вылета появилась информация, что он отменен», – рассказал RATA-news Юрий Патрин.

Стали думать, как выбираться. Как и большинство застрявших в Будапеште россиян, решили взять билеты на рейс венгерского лоукостера Wizzair, полагая, что ограничения на полеты его не коснутся. Но авиакомпания сама отменила рейс за 4 часа до вылета. Сообщение об этом пришло в 2 часа ночи.

Покупая перелет на Wizzair, Юрий Патрин не стал сдавать билеты «Уральских авиалиний». Как оказалось, это было верным решением. Следом за плохими новостями от венгерского перевозчика пришли и хорошие – «Уральцы» все же решили выполнить 27 февраля вывозной рейс в Москву.

Патрины выехали в аэропорт. Рейс «Уральских авиалиний» должен был вылетать в 13:30, но его задержали на час, так как пустой борт из Жуковского летел в Будапешт через пол-Европы: сначала до Санкт-Петербурга, далее через нейтральные воды Балтики, потом через Германию, чье небо было открыто в тот день до 15 часов.

«В аэропорту мы наблюдали, как люди с билетами Wizzair пытались что-то выяснить про отмененный рейс, штурмовали стойку перевозчика. Но в будапештском аэропорту официального представителя Wizzair нет, все претензии к перевозчику надо было направлять только по платной телефонной линии или в интернете. Мы тоже звонили по номеру поддержки Wizzair, пытались выяснить насчет возврата билетов, но запрос даже не взяли в обработку. Видимо, они не собираются возвращать деньги. Мы купили у них три билета, каждый обошелся примерно в 50 тысяч рублей», – говорит Юрий Патрин.

По его словам, «Уральцы» взяли на борт всех, кого смогли, не только московских пассажиров, но и людней с билетами в Екатеринбург и Санкт-Петербург – с других отмененных рейсов авиакомпании.

Самолет Airbus А321 вместимостью 220 пассажиров был забит под завязку. «Все пережили страшный стресс, но почти каждый, входя на борт, не забывал поблагодарить летчиков и бортпроводников за то, что они прилетели за нами, – сказал он. – Это был последний рейс из Будапешта, мы просто чудом успели, практически тут же воздушная «калитка» окончательно захлопнулась. Уже сидели в самолете, когда стало известно, что Германия, Австрия и Италия закрыли воздушное пространство для России. Для пролета осталась маленькая лазейка – Сербия и узкая полоска Хорватии».

Если до Будапешта летчики провели самолет через северные территории, то обратно пришлось лететь через юг. Среднемагистральной машине сразу преодолеть такое расстояние было не под силу, поэтому для дозаправки полетели в Сочи – над нейтральными водами Средиземного моря и Турцией. Были там примерно через 3 часа 50 минут. Заправку произвели прямо с пассажирами на борту, чтобы не терять времени. И тут всем объявили, что из-за расширения зоны потенциального поражения лететь придется фактически через Урал, это в общей сложности еще 4 часа. В Москве были к 2 часам ночи. То есть в полете борт был 9 часов. В обычное время дорога занимала 2,5 часа.

Понятно, что даже такой длинный маршрут ни у кого не вызвал нареканий, все готовы были лететь сколько угодно, лишь бы попасть домой. «Это был реально последний борт, за нами рейс в 18:50 отменил «Аэрофлот». Насколько я понимаю, в Венгрии осталось довольно много россиян. Мы встречали много русскоязычных туристов и в отеле, и в городе», – заметил Юрий Патрин.

По его словам, это была настоящая эвакуация, в Россию возвращались не только туристы. Например, в самолете он видел женщину с тремя детьми, один из них грудной младенец. Обстановка была очень нервозная. «Но местные жители относились к россиянам нормально, мы ни разу не почувствовали негатива в свой адрес. И очень благодарны «Уральским авиалиниям», что не бросили нас на произвол судьбы», – подчеркнул собеседник.

Наталья Панферова, RATA-news

Если санкции против России введены надолго, отрасль в ее нынешнем виде не сохранится

Если введенные против России санкции сохранятся надолго, туристическая отрасль страны будет полностью переформатирована, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

«Сейчас для россиян закрылись наиболее популярные направления за исключением Турции и Египта. Также пока доступны страны Азии и Ближнего Востока, но и с путешествиями туда будут сложности, тем более что не все из них открылись после пандемии. Кроме того, введенные санкции против российской авиации приведут к тому, что даже и по открытым направлениям просто не на чем будут летать. По оценке экспертов, в России около 800 самолетов, которые могут сейчас попасть под ограничения, и они перевозят 90% пассажиров», – сказала она порталу «Интерфакс-Туризм».

По словам г-жи Тюриной, поскольку быстро построить свои самолеты невозможно, выходом может стать привлечение на российский рынок перевозчиков дружественных стран – Казахстана, Белоруссии, Китая, что поможет отчасти решить проблему на время переходного периода.

«Развитие внутреннего туризма также упрется в проблему авиаперевозки. Конечно, на какие-то курорты можно поехать на поездах, автобусах, но полностью заменить самолеты наземный транспорт не сможет. Кроме того, как показала пандемия, в условиях отсутствия конкуренции с зарубежными направлениями российские отельеры начинают поднимать цены. Это делает их продукт недоступным для многих российских семей. Показатель, насколько удалось поднять стоимость номера, сейчас фигурирует в бизнес-отчетах гостиниц», – добавила эксперт.

По ее мнению, ситуация для российского туризма сейчас хуже, чем даже во время пандемии, которая стала тяжелейшим кризисом для отрасли за десятилетия. «В пандемию перед турбизнесом стоял вопрос "как мы будем жить?", а сейчас – "будем ли мы жить?". Сегодня вообще не очень понятно, будут ли у россиян средства на путешествия с учетом обрушения курса рубля и неизбежной остановки многих бизнесов, которые были как-то связаны с зарубежными поставщиками. Это повлечет за собой массовые увольнения», – подчеркнула Ирина Тюрина.

Медиафорум #ПораПутешествоватьПоРоссии» пройдет на «Интурмаркете»

13 марта в рамках выставки «Интурмаркет» пройдет медиафорум #ПораПутешествоватьПоРоссии», организатором которого выступает медиа-сообщество Travel-Russia совместно с ФРОС Region PR. В программе – мастер-классы, лекции и награждение победителей всероссийского конкурса «МедиаТур».

Вот основные мероприятия форума.

10:10-11:10. «Интернет будущего. Тенденции, технологии, идеология». Наталья Лосева, медиа-продюсер, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня», занимается разработками в области VR/AR журналистики.

11:10-12:00. «Работа с видеоконтентом и социальная инженерия». Павел Попов, медиа-сообщество Travel-Russia.

12:00-13:30. Мастер-класс «Построение личного бренда в социальных сетях и блогосфере». Виктория Шухат, бизнес-тренер.

14:00-15:30. Финал V всероссийского конкурса «МедиаТур». Анализ конкурсных работ и обратная связь с участниками. Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, главный редактор электронной газеты RATA-news, председатель жюри конкурса. Награждение лауреатов конкурса.

16:00-17:30. Мастер-класс «Искусство сторителлинга». Марина Ахмедова, писатель, журналист и блогер, финалист «Русского Букера».

Подробности: Геннадий Шаталов, +7-960-115-75-24, consul-biznes@regionpr.ru.

В Петербурге объявили лауреатов премии Russian Travel Awards

В Санкт-Петербурге завершились финальные мероприятия всероссийской туристической премии Russian Travel Awards, организатором которых выступил городской комитет по развитию туризма при информационной поддержке Ростуризма.

Премия Russian Travel Awards направлена на продвижение отечественного туризма и индустрии гостеприимства и вручается по итогам прошедшего года. Учредители – ФРОС Region PR и ООО «Консалтинг-Тур»

Финальные мероприятия прошли на двух площадках – в музее-заповеднике «Гатчина» и в атриуме Петропавловской крепости. В конкурсной, деловой и выставочной программе приняли участие представители 35 регионов.

В церемонии открытия приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов, председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев и председатель попечительского совета премии Геннадий Шаталов.


Сопредседатели жюри – директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова и директор выставки «Интурмаркет» Ольга Хоточкина.


Состав жюри здесь.

«Огромная благодарность комитету по развитию туризма Санкт-Петербурга за проведенный на высоком уровне финал премии. Благодарю всех членов экспертного совета и жюри за профессиональную работу! Всех лауреатов и финалистов поздравляю с успешным выступлением! Уверен, что у премии большое будущее, это еще один импульс для развития отечественного туризма» – сказал Геннадий Шаталов.


Санкт-Петербург победил в нескольких номинациях – «Лучший региональный туристско-информационный центр», «Лучший маркетинговый проект в области туризма и индустрии гостеприимства», совместно с Москвой «Лучший межрегиональный туристический проект».

А председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев награжден «За большой личный вклад в развитие отечественного туризма».

Такую же награду получил генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура.

Список лауреатов премии Russian Travel Awards смотрите здесь.

Видеозапись церемонии награждения здесь.