Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5617

Татьяна Каледина: «Калужский тренд очевиден – экологический, активный туризм и развитие малых городов»

В 2022 году туристическая отрасль окончательно сосредоточилась на регионах России. По прогнозу Ростуризма, внутренний поток в России с мая по сентябрь должен вырасти от 4% до 30% в зависимости от региона. Справедливы ли чаяния специалистов и как регион чувствует себя в нынешних условиях, RATA-news рассказала генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области Татьяна Каледина.


- Как проходит летний сезон в Калужской области? Чем он отличается от предыдущих?

- Рост турпотока стал заметен не только на уровне отчетов: по улицам, особенно в выходные дни, ходит множество экскурсантов, гостевые дома и кемпинги загружены на много недель вперед. И если в прошлом году посещаемость региона вернулась к допандемийному уровню и даже превысила его – 2,7 млн человек, то в этом мы уверенно движемся к цифре в 3 млн туристов.

Восстановлению турпотока способствовало открытие новых объектов. В частности, Государственный музей истории космонавтики, который в апреле 2021 года открыл вторую очередь, до конца года принял около полумиллиона посетителей. Календарь 2022 года не позволяет туристам забыть о космической теме: отмечаем 165-летие Циолковского и 125-летие Чижевского. В центре внимания оказались калужские дома-музея этих ученых. Не ослабевает интерес к обновленному музею космонавтики, который поражает воображение не только экспозицией, но и разнообразным интерактивом, в том числе астрономической обсерваторией.


В этом сезоне регулярный турпоток появился на «Императорском маршруте» по Калужской области. В прошлом году он прошел государственную экспертизу и получил статус регионального брендового маршрута. Благодаря федеральному культурно-просветительскому проекту «Моя Россия», по калужским достопримечательностям, связанным с династией Романовых, поехали школьники со всей России. До конца октября по этой программе регион примет более 1300 детей из 30 регионов.

Еще одна отличительная особенность этого года – полноценная работа единого туристического портала Калужской области. Сайт имеет удобную мобильную версию, посетитель может получить исчерпывающую информацию обо всех достопримечательностях, маршрутах, спланировать свой отдых, выбрать рекомендуемые гостиницы и рестораны. Слоган портала «Есть чем заняться!» акцентирует внимание на событиях, маршрутах и туристических новостях.

- Какие же события ждут гостей региона в конце лета и осенью?

- Календарь очень насыщенный. К примеру, с мая по сентябрь реализуется туристический проект «Сельское лето» – серия праздников и фестивалей, проходящих на объектах сельского туризма. В плане еще 7 таких мероприятий, темы все разные – охота, рыбалка, народные обряды и т.д. Октябрь у нас традиционно месяц реконструкций: в начале месяца – Ильинские рубежи, 16 октября – Малоярославецкое сражение.

Ранняя осень – самое подходящее время для посещения цветаевской Тарусы и усадьбы Поленова, автора знаменитой картины «Золотая осень». Кстати, Калужская область уделяет большое внимание межрегиональному сотрудничеству. Мы планируем, что речной маршрут по Оке из Калуги через Тарусу в Поленово Тульской области к этому времени станет регулярным. Это очередной этап развития сопровождаемого нашим ведомством инвестиционного проекта «Лето на Оке», который возродил в регионе пассажирскую навигацию. Теплоход «Иван Ципулин» весь сезон, включая октябрь, совершает экскурсионные прогулки вдоль берегов Калуги.


- Вот мы и подошли к основной деятельности Агентства по развитию туризма – привлечению инвестиций. В какие проекты готовы вкладываться инвесторы?

- Тренд очевиден – это экологический и активный туризм, он сейчас в регионе развивается особенно бурно. Многие из находящихся у агентства в работе более 15 проектов с объемом инвестиций от 15 млн до 100 млн рублей связаны с отдыхом на природе. Это создание глэмпингов и экоотелей, организация маршрутов и инфраструктуры для сплавов, пеших и конных прогулок, велотуров, трейлов. Наше агентство занимается не только привлечением инвесторов, но и сопровождает туристические проекты, помогает в подборе площадок, консультирует – фактически с инвестором мы работаем по принципу одного окна.

- Есть ли интересные проекты, реализованные в этом сезоне, и какие будут готовы к следующему?

- Весной недалеко от арт-парка «Никола-Ленивец» начал работу фито-отель «Лаванда». Инвестор будет там засеивать поля лавандой, как в Провансе. Пополнился нашим проектом и культурно-познавательный туризм: в мае в Тарусе своих первых посетителей принял дом-музей и сад-дендрарий Ракицкого. Пока в доме известного ученого-агронома проводятся экскурсии и мастер-классы, в саду продолжаются работы по восстановлению ранее утраченной коллекции растений.


Готовится к открытию в следующем сезоне туристско-рекреационный кластер «Жиздра» в Козельском районе. Он предусматривает организацию водных маршрутов по реке Жиздре, создание арт-пляжа, детских развивающих игровых зон, кафе, а также тематического интерактивного парка «Кириллица». Приобретет законченный контур и проект «На краю земли», тоже в Козельском районе, совмещающий глэмпинг с активными видами отдыха – сплавами по рекам и турами на квадроциклах.


- Какие направления в развитии туризма региона вы считаете перспективными?

- Мы в своей работе обратились к малым городам: у наших Боровска, Тарусы, Малоярославца, Козельска, Мещовска очень высок туристический потенциал. Благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда» небольшие населенные пункты становятся привлекательными и для путешественников. Мы же работаем с культурно-историческим наследием малых городов: помогаем муниципалитетам реализовать интересные событийные проекты, а главное – начали проводить бесплатные пешеходные экскурсии, которые собирают группы туристов не меньше, чем подобный проект в областном центре.

Экскурсии проходят и в нашем наукограде – Обнинске. Это отдельная тема, потому что Обнинск в связке с Музеем истории космонавтики дает основу для развития в регионе научно-познавательного туризма. Мы рассчитываем, что к этой работе подключатся обнинские НИИ, которых там, к слову, 12! Сейчас занимаемся разработкой новых маршрутов по Обнинску, в начале этого года открыли там туристско-информационный центр.


Наконец, лидирующую позицию регион пытается занять в развитии промышленного туризма. Весной мы выпустили первый в Калужской области путеводитель по промышленному туризму, в него вошли 14 предприятий, но это только начало, промышленность в регионе развита очень хорошо.

- Сейчас в Калужской области активно обсуждается стратегия развития туризма региона до 2035 года. Какие тренды будут в нее заложены?

- Региональные власти, курирующие сферу туризма, ориентируются на задачи, поставленные в федеральной стратегии. Там выделены виды туризма, которые требуют значительных административных мер. Для Калужской области особенно важно реализовать потенциал культурно-познавательного и экологического туризма. Необходимо увеличивать доступность услуг, повышать уровень подготовки кадров, развивать деятельность музеев в сторону большей интерактивности и инклюзивности. Обширные территории региона заняты национальным парком и заповедником, всего у нас 156 особо охраняемых природных территорий! Их туристический потенциал нужно раскрывать комплексно, учитывая не только потребности отрасли, но и ландшафтные, природоохранные особенности этих уникальных мест.

- Конкуренция регионов по привлечению «внутреннего туриста» очень высока. Что надо сделать в Калуге и области для увеличения турпотока?

- Основной поток туристов традиционно едет к нам из Москвы, это туры выходного дня. Интересные предложения для коротких путешествий и умелое продвижение регионального туристического бренда – вот что от нас требуется. Калужская область должна быть узнаваема в туристическом мире. Кроме того, столичная публика задает очень требовательна к сервису. Наша инфраструктура на высоком уровне, но есть к чему стремиться.

Параллельно мы ведем работу с местным населением: проводим бесплатные пешеходные экскурсии, привлекаем к культурной программе. Регион должен быть интересен с точки зрения отдыха и путешествий самим калужанам, тогда будет всё хорошо и в туризме. Плюс необходимо создавать привлекательную среду для инвестиций. Агентство оказывает комплексную поддержку новым туристическим проектам, их успех – наша задача.

Агентство по развитию туризма Калужской области – поддержка и сопровождение инвестиционных проектов в сфере туризма:

+7 (4842) 277 386
gau.art40@gmail.com

Telegram
VK
www.visit-kaluga.ru

Речной яхтинг в России попал в бюрократический шторм

Несмотря на обилие в России водных ресурсов, речной туристический яхтинг остается занятием довольно рискованным и практически недоступным для частного бизнеса. Проблемы точно такие же, как и в яхтинге морском: законы отстали от времени на целую эпоху, что просто закрывает возможность работать. Уже вроде бы удалось узаконить сами понятия яхты и яхтинга, вслед за федеральной начали появляться региональные концепции развития, однако этого явно не достаточно.

«Итак, яхтинг подразумевает управление моторным судном, которое имеет парус. У нас очень много любителей, которые получают международные лицензии на управление таким судном, но мы единственная, наверное, страна, где у шкипера действует только внутренняя лицензия. Это двойная бюрократия. Очень важно наконец-то признать международные права», – называет одну из ключевых проблем гендиректор туристической компании «Сладкая жизнь», соруководитель рабочей группы РСТ по яхтингу Ирина Панкова. Она убеждена, что обычный владелец яхты, вероятнее всего, купит ее за границей и будет ходить по всему миру. В России ему будет не так интересно, но у нас может развиваться именно коммерческое судоходство. Коммерческий круизный яхтинг очень перспективен, но чрезмерно зарегулирован.


«Чтобы ввезти в Россию яхту из-за рубежа и поставить ее в коммерческий регистр, нужно оплатить таможенные пошлины и входной НДС, в итоге судно подорожает где-то на 60%. Никто не хочет нести эти расходы, поэтому яхты числятся в частном регистре. Есть определенная производственная база и в России, но яхты негде хранить, марин не хватает. На берегу должны быть нормальный туалет и душевая, комфортные для людей условия. Когда вы в Европе прибываете на берег, вас ждет готовая инфраструктура. У нас в стране цивилизованных марин нет», – продолжает г-жа Панкова.

Основатель яхтенного глэмпинга «Точка Немо» Нина Синицына поясняет, что водный транспорт регулируют две линии власти: Минтранс, который заведует регистрами лодок, и ГИМС – аналог ГИБДД. Любая деятельность по перевозке пассажиров попадает под закон о транспорте. «Про Минтранс и ГИМС говорят очень много и давно, в России в принципе все уходит в ступор, когда сталкиваются два ведомства. Получить права и поставить лодку в регистр очень сложно. Маломерным судам выполнить эти требования невозможно, поскольку правила прописаны для больших теплоходов, крупных транспортных средств, – комментирует г-жа Синицына. – Какие-то крупные лодки, например, «Метеоры» вы найдете в регистре, а у капитана действительно должны быть права, учиться на которые нужно семь лет, но большая часть маломерного транспорта – это «серый» рынок».

При этом, по мнению экспертов, спрос на краткосрочную аренду лодок в России большой. Интересны любые реки, ограничение существует только по глубинам. Почти по любой реке можно путешествовать, организовывать спортивные мероприятия и вовлекать в них весь водный транспорт и парусный спорт, вот вопрос, опять же, как это сделать законно.

«Я остаюсь членом разных рабочих групп по развитию водного туризма России, но путь от каких-то даже самых простых предложений до их реализации очень долгий. В итоге год назад я просто открыла яхтенный глэмпинг на берегу Волги в Ярославской области под названием «Точка Немо». Оказалось, что проще самой построить что-то на деньги частных инвесторов, чем дожидаться каких-то программ, хотя мы в них, конечно по-прежнему участвуем. Сейчас у нас есть вся необходимая береговая инфраструктура: глэмпинг с душем, туалетом и кондиционером, ресторанчик, свой причал, куда люди начинают заходить на лодках. У нас также есть свой флот из шести парусных лодочек, четырех парусных катамаранов, вёсельные лодки и сап-борды. Люди приезжают, учатся яхтингу», – продолжает Нина Синицына.


В «Точку Немо» стремятся в основном семьи с детьми, 80% – москвичи. Спрос большой и был бы еще больше, если бы не блокировка соцсетей и сервисов бронирования. Кроме этого, есть ряд ограничений. «Я хотела бы обустроить несколько причалов на Волге, но существуют еще и межведомственные коллизии, которые очень мешают развитию. В принципе малый бизнес может и сам строить небольшие причалы в рамках 10-15 млн рублей. Но одного причала недостаточно, нужен глэмпинг или небольшой отельчик, ресторанчик, а для этого нужно еще решить вопрос с землями у воды», – говорит собеседница.

В Ярославской области ей удалось найти частного землевладельца и быстро договориться об аренде, а вот в Московской области открыться не получается уже второй год. «Все, что касается участков у воды, зарегистрировано так, что сами ведомства не понимают, как пустить предпринимателя и разрешить даже банальное благоустройство в виде небольших дорожек у воды, причалов, не говоря уже о кафе на берегу», – поясняет г-жа Синицына.

Еще один важный момент – сезонность. В России яхтенный сезон и без того короткий, а в Ярославской области он вообще начинается лишь 15 июня. «До этой даты запрещено любое движение маломерных судов по Волге, всех штрафуют. Росрыбнадзор считает, что до этого момента в Волге нерестится рыба, и не о каком туризме не может быть и речи. Получается, что из четырёх месяцев сезона мы просто выбрасываем полтора. На заседании профильной рабочей группы я говорила, что решение этого вопроса даже не требует никаких инвестиций. Нужно просто понять, почему в Ярославской области сезон начинается позже и как-то повлиять на это», – продолжает спикер.


Муж Нины Сергей Синицын развивает проект Russian Boat Club, своего рода boat-шеринг. Чтобы не покупать лодку, но выходить в плаванье несколько раз в год, можно вступить в клуб и пользоваться флотом этого клуба. Такой формат широко распространен в Европе и США. «Они хотят открыть 200 баз по России. Сейчас запустили четыре, начинают развиваться, но по сути коллизия между Минтрансом и ГИМСом тоже серьезно ограничивает их в деятельности, в продвижении. Никто не может себе позволить инвестировать большие деньги в серый бизнес. Задача государства – разобраться с этой коллизией и упростить правила. Государство вроде бы ставит перед собой эту задачу, но все движется очень медленно», – констатирует Нина Синицына.

Ирина Панкова согласна, что в вопросе развития яхтенного туризма инициатива должна идти сверху, а не снизу. «За границей мы видим множество причалов и пристаней, развит семейный яхтинг, по рекам ходят бот-хаусы, речные круизные лайнеры. Люди, которым пляжный отдых уже не интересен, ищут экстрима, остроты ощущений, поэтому готовы ходить по рекам, готовы тратить деньги в России. Но пока цивилизованного рынка нет. Надеюсь, рано или поздно нас услышат», – резюмирует спикер.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news

Летний турпоток в Вологду растет три года подряд

Вологодский маршрут «Жемчужины Русского Севера» с весны этого года стал национальным. За два дня туристы знакомятся с историческим центром Вологды, посещают Кирилло-Белозерский монастырь, архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Семенково» и музей фресок Дионисия в селе Ферапонтово. По словам руководителя ТИЦ Вологды Ольги Мельниковой, маршрут был востребован и раньше, еще до получения статуса национального: «В нем собрано лучшее, что есть в регионе, тур довольно популярен, пользуется устойчивым спросом».


В целом, как показал опрос RATA-news, местный турбизнес доволен летним сезоном, городские гостиницы загружены практически на 100%. И если ранее большинство туристов прибывало из Москвы, Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, то сейчас едут буквально со всей страны. «Очень много туристов, особенно в центре города. Растет количество сборных и организованных групп», – сказала г-жа Мельникова. Впрочем, и самостоятельных туристов прибавилось, они охотно обращаются в ТИЦ за информацией или помощью, просят организовать экскурсии. До конца августа места гостиницах уже забронированы, а с сентября в Вологде ждут бизнес-туристов – в городе часто проходят деловые мероприятия, конференции и т.д.

Как отметил экскурсовод, руководитель отдела по паломничеству и православному туризму Вологодской епархии Алексей Красиков, спрос имеет устойчивую тенденцию к росту, и началось это еще до пандемии. Он считает, что пандемия только подстегнула спрос, а вообще с 2019-го турпоток растет на 20-30% ежегодно. И теперь гораздо менее выражено межсезонье, туристы приезжают ровнее по месяцам с марта по октябрь. «Летом количество гостей подрастает еще активнее, это видно по загруженности гостиниц, посещению музеев и точек общественного питания, – подчеркнул эксперт. – Самостоятельных туристов, конечно, большинство, но и групповые объемы растут – как правило, на выходные дни. При этом организованных групп больше, приезжают они на поезде или автобусах из Москвы, Петербурга и городов Золотого кольца».

Организованные группы чаще прибывают из регионов, находящихся в комфортной транспортной доступности. К примеру, на автомобилях и автобусах туристы едут из Иванова, Ярославля, Костромы, Ленинградской и Новгородской областей, то есть сопредельных территорий, где можно обойтись без железнодорожной перевозки – так люди существенно сокращают бюджет поездки.


Среди наиболее востребованных – двухдневные экскурсионные программы. Обычно посещают Музей кружева, Софийский собор, архитектурно-этнографический музей «Семенково», Кирилло-Белозерский монастырь и Ферапонтов монастырь – единственный памятник ЮНЕСКО на территории Вологодской области. Также берут экскурсии в дворянскую усадьбу Покровское и традиционное село Сизьма.

В вологодской компании «Пилигрим» также отмечают превышение доковидных объемов по приему в регионе. По словам директора Натальи Киселевой, в спросе сборные трехдневки, люди едут подготовленные, знающие, поэтому берут классические туры – смотрят северную архитектуру, монастыри. «У нас хорошая экология и питание, очень приличный сервис и гостиничная база, отличные экскурсоводы, поэтому и отзывы получаем позитивные. Очень популярны сплавы от 3 до 7 дней по реке Сухоне в районе Тотьмы, Великого Устюга, села Нюксеница», – заметила она.

Туры в этом году подорожали на 10-12%. Индивидуальная пешеходная экскурсия по городу стоит 3,5 тысяч рублей, трехдневная программа – от 13 тысяч, в эту стоимость включена и 20-процентная агентская комиссия. «Наш брендовый маршрут продается стабильно, но он чуть подороже. Сейчас уже начинают поступать заявки на зимний Великий Устюг. А мы готовимся к следующей акции кэшбэка», – сказала г-жа Киселева. И добавила, что в этом году местные жители стали активнее ездить по стране, а вот туры за границу – даже не спрашивают.

Наталья Панферова, RATA-news

О чем договорились РСТ и музей-заповедник «Тарханы»

В рамках реализации всероссийского проекта «Музейные маршруты России» вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева и директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова подписали соглашение о сотрудничестве.


Предполагается работа по более десяти направлениям. Ключевыми задачами совместного проекта являются продвижение туристического потенциала музея, содействие в привлечении турбизнеса к его культурно-просветительским проектам и стимулирование интереса к посещению. Реализация конкретных мероприятий будет осуществляться на основании утвержденной дорожной карты.

«Музей-заповедник «Тарханы» ежегодно принимает около 280 тысяч посетителей, проводит свыше 500 образовательных и культурно-массовых проектов. Показатель посещаемости – один из лучших не только в Пензенской области, но и в Приволжском федеральном округе, несмотря на то, что музей расположен в 100 км от ближайшего областного центра и в 700 км от Москвы, – говорит Тамара Мельникова. – И мы предлагаем не просто широкий перечень мероприятий, направленных на популяризацию жизни и творчества Михаила Лермонтова, но и представляем усадебную культуру начала XIX столетия. «Тарханы» – это «живая» усадьба».

Как отметила г-жа Мельникова, музей имеет современную инфраструктуру – конференц-залы, гостиницы, столовые, автостоянки, дизельные станции для бесперебойного обеспечения светом, связью, водой и др. «И все-таки наш потенциал не реализован в полной мере. Уверена: системная и плановая работа с туроператорами страны через РСТ принесет нужный результат. Мы не только нарастим турпоток, но и сумеем правильно его распределить, минимизировать низкие сезоны посещаемости», – уверена директор музея-заповедника.

Руководитель комитета РСТ по культурно-познавательному туризму, директор по развитию компании «Вокруг света» Александр Гагарин считает, что соглашение позволит выстроить принципиально новые механизмы сотрудничества турбизнеса с музеем: «Будет создан чат для оперативного обмена информацией и решения срочных вопросов; появятся совместно разработанные экскурсионные программы, соответствующие запросам конкретной целевой аудитории; образуется общая базы фото- и видеоконтента для продвижения музея на сайтах туристических компаний. Также предполагается совместная подготовка событийных мероприятий».

На сентябрь запланировано мероприятие в Тарханах для обсуждения новых возможностей музея-заповедника и наиболее эффективного использования его туристического потенциала, отметил г-н Гагарин.

Для включения в совместную работу компании, входящие в РСТ, могут обратиться в комитет по культурно-познавательному туризму РСТ с предложениями по сотрудничеству.

Музей-заповедник федерального значения «Тарханы» – одно из наиболее известных лермонтовских мест России, расположен в селе Лермонтово Белинского района Пензенской области.

Не только Барбадос: МИД РФ обсуждает безвизовый въезд с 18 странами

МИД РФ ведет переговоры по упрощению визового режима с 18 государствами, сообщил ТАСС директор консульского департамента МИД РФ Иван Волынкин.

По его словам, переговоры идут с некоторыми странами Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности, с Сент-Люсией, Республикой Тринидад и Тобаго, Гаити, Барбадосом, а также с Малайзией, Китаем, Гонконгом.

По Малайзии, как отметил дипломат, в стадии согласования находится проект двустороннего межправительственного соглашения о взаимной отмене визовых требований.

Напомним, сейчас между Россией и малазийской столицей Куала-Лумпур нет закрытого неба, но российские самолеты туда все равно не летают. Поэтому добраться до Малайзии можно только с одной-двумя пересадками минимум за 110 тыс. рублей туда-обратно. При этом непривитым «Спутником V» грозит карантин.

Добраться до Латинской Америки и Карибских островов еще сложнее, хотя в большинстве стран Южной Америки вплоть до Мексики для россиян действует безвизовый режим. Его нет, правда, в самой Мексике, но получить разрешительное письмо, то есть аналог электронной визы на 30 дней, совсем нетрудно. Из-за проблем с перевозкой поток российских туристов в Южную Америку упал почти до нуля, а на карибские острова-государства, например Гаити и Барбадос, он и в лучшие времена был минимальным.

Одновременно, как сказал г-н Волынкин, по линии Ростуризма проводится работа с властями Китая по совершенствованию двустороннего соглашения о безвизовых групповых туристических поездках. Вопрос об увеличении срока безвизовых поездок граждан прорабатывается также с гонконгской стороной.

Видимо, эти переговоры МИД ведет на перспективу, так как Китай для туризма пока закрыт. Правда, в конце августа в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу начинает летать «Аэрофлот», один раз в неделю. При этом цена билетов превышает 140 тыс. рублей в одну сторону. Но, как пояснил председатель совета директоров компании China Travel Сергей Назаров, эти рейсы предназначены отнюдь не для туристов: «Границы закрыты. Опасаясь нового всплеска пандемии, Китай продолжает следовать политике Zero Covid, путешественники попасть в страну не могут. Прибывающие даже с деловыми или рабочими визами садятся на 10-дневный карантин».

По словам эксперта, рейсы «Аэрофлота» рассчитаны, в первую очередь, на китайскую диаспору, дипсотрудников, работников представительств, а также семьи тех, кто находится в России. Большая часть пассажиров этих рейсов – китайские граждане. Говорить об открытии туристического обмена сейчас не приходится.

Светлана Ставцева, RATA-news