Электронные торги блоками «Аэрофлота» начнутся 25 февраля. Задача туроператоров – не испугаться
Вчера генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев выслушал мнение туроператоров относительно открытых электронных торгов по реализации блочной перевозки. Вопросов задавали много. Против новой формы продаж не высказался никто. И все же чувство недоумения пока не покинуло туроператоров.
На встречу была приглашена «фокус-группа» туристического рынка - основные блочники авиакомпании. Присутствовал и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Виталий Савельев сразу дал понять, что не заинтересован в существовании системы, когда распределение блоков основано на «позвоночном» праве и неформальных отношениях, и сформулировал основную цель введения электронных торгов: «Я хочу ликвидировать барьер между авиакомпанией и туроператорами, обеспечить свободный «доступ к телу». Ваша задача – не испугаться». Но есть и вторая цель – если она не первая: «Мы хотим летать рентабельно».
Как пояснил г-н Савельев, с его приходом в «Аэрофлот» выбор любого партнера проводится на конкурсной основе. По этому принципу была определена страховая компания. На электронных торгах теперь покупается и керосин. «Топливо составляет 36% себестоимости авиаперевозки. Раньше мы закупали керосин раз в три месяца по ценам продавцов. А теперь покупаем ежемесячно на торгах. Экономия – 20%», - сказал глава авиакомпании.
Виталий Савельев, с одной стороны, был демократичен, но по некоторым поводам занимал жесткую позицию. Слишком большой, по мнению туроператоров, шаг аукциона в 5 евро после краткого обсуждения был изменен: будет 2 евро для торгов по билетам стоимостью до 500 евро и 5 евро – для дальних направлений, где место стоит выше 500 евро. Но, например, от депозита 10% даже для длинных цепочек не отступил. Туроператоры обратили его внимание, что предложенные «Аэрофлотом» депозитные условия на больших программах предусматривают оплату двух рейсов, хотя на рынке принято резервировать стоимость одного – максимум полутора рейсов. Но г-н Савельев сказал, что эти условия отражают принципиальную позицию перевозчика с учетом рисков, которые он принимает на себя, реализуя блочную продажу перевозки. И меняться они не будут.
Больше всего вопросов вызвало содержание лотов, причем дискуссия по этому поводу приняла неожиданный оборот. «Аэрофлот», напомним, запланировал торги блоками на летний сезон 2010 года. В процессе обсуждения этой темы было высказано мнение, что, возможно, надо продавать лоты не на сезон, а сразу на год. В результате споров образовалось несколько вариантов формирования лотов.
Первый: торги на лето-2010, как и предполагалось изначально.
Второй: годовые лоты по всем направлениям.
Третий: провести торги комбинированными блоками (зима плюс лето) к следующему зимнему сезону.
Четвертый: по отдельным направлениям, например, Париж и Прага, сформировать лоты на год, а по другим – отдельно на летний и зимний сезоны.
Второй вариант охотно поддержала коммерческая служба авиакомпании и некоторые туроператоры. Хотя большинству присутствовавших было непонятно, как можно на год вперед учесть конъюнктуру рынка, изменение стоимости керосина, хендлинга, курса валюты и т.д. При этом аэрофлотовские коммерсанты были готовы выставить годовые лоты не осенью 2010, как предполагает третий вариант, а сейчас, когда перспективы сезона неясны, а времени на совершенствование условий аукциона в обрез: первые торги назначены на 25 февраля.
Какой вариант в результате будет выставлен на торги, так и осталось непонятным. И вопросов у туроператоров осталось много. Прежде всего, никто из них не имеет опыта электронных торгов и не представляет себе, как все это будет происходить. Насколько поможет назначенная на завтра, 12 февраля, деловая игра, покажет время.
Всех беспокоит, до какой стоимости места они доторгуются. Будет ли продукт с аэрофлотовской перевозкой конкурентным? Авиаброкерство на туристическом рынке возникло не случайно, и у него есть серьезный административный ресурс. На многих направлениях брокеры берут на себя риски по выкупленным местам, а значит, вынуждены договариваться с туроператорами. Участвуя в торгах, туроператоры берут эти риски на себя. Не придется ли им потом снижать стоимость билетов в ущерб себе? И вообще, насколько жизнеспособно существование на рынке электронных торгов в отдельно взятой авиакомпании, то есть в отсутствие биржи?
Добиться прозрачности в распределении блоков – идея, несомненно, благородная. Однако дезавуировать ее просто: достаточно выбрать такой алгоритм торгов, который будет просто невыгоден участникам. Еще на стадии консультаций по этому проекту президент РСТ Сергей Шпилько в письме г-ну Савельеву подчеркнул: «Главное, чтобы условия участия в аукционе были публичными, обоснованными и равноправными в отношении добросовестных участников рынка, а стартовая цена учитывала реалии рынка». Виталий Савельев заверил туроператоров, что авиакомпания, конечно, заинтересована работать с выгодой, но при этом совсем не желает, чтобы ее партнеры несли убытки.
В общем, остается только ждать – чем в итоге закончится инициатива «Аэрофлота». Уже в конце февраля мы узнаем, удастся ли перевозчику выполнить декларированные задачи или найдется масса аргументов в пользу того, что прозрачное распределение блоков не соответствует интересам самих участников рынка.
Какие документы необходимы для получения допуска к участию в торгах, смотрите здесь. (Ирина Тюрина, RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»