№2474
Электронные торги блоками «Аэрофлота» начнутся 25 февраля. Задача туроператоров – не испугаться
Вчера генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев выслушал мнение туроператоров относительно открытых электронных торгов по реализации блочной перевозки. Вопросов задавали много. Против новой формы продаж не высказался никто. И все же чувство недоумения пока не покинуло туроператоров.
На встречу была приглашена «фокус-группа» туристического рынка - основные блочники авиакомпании. Присутствовал и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Виталий Савельев сразу дал понять, что не заинтересован в существовании системы, когда распределение блоков основано на «позвоночном» праве и неформальных отношениях, и сформулировал основную цель введения электронных торгов: «Я хочу ликвидировать барьер между авиакомпанией и туроператорами, обеспечить свободный «доступ к телу». Ваша задача – не испугаться». Но есть и вторая цель – если она не первая: «Мы хотим летать рентабельно».
Как пояснил г-н Савельев, с его приходом в «Аэрофлот» выбор любого партнера проводится на конкурсной основе. По этому принципу была определена страховая компания. На электронных торгах теперь покупается и керосин. «Топливо составляет 36% себестоимости авиаперевозки. Раньше мы закупали керосин раз в три месяца по ценам продавцов. А теперь покупаем ежемесячно на торгах. Экономия – 20%», - сказал глава авиакомпании.
Виталий Савельев, с одной стороны, был демократичен, но по некоторым поводам занимал жесткую позицию. Слишком большой, по мнению туроператоров, шаг аукциона в 5 евро после краткого обсуждения был изменен: будет 2 евро для торгов по билетам стоимостью до 500 евро и 5 евро – для дальних направлений, где место стоит выше 500 евро. Но, например, от депозита 10% даже для длинных цепочек не отступил. Туроператоры обратили его внимание, что предложенные «Аэрофлотом» депозитные условия на больших программах предусматривают оплату двух рейсов, хотя на рынке принято резервировать стоимость одного – максимум полутора рейсов. Но г-н Савельев сказал, что эти условия отражают принципиальную позицию перевозчика с учетом рисков, которые он принимает на себя, реализуя блочную продажу перевозки. И меняться они не будут.
Больше всего вопросов вызвало содержание лотов, причем дискуссия по этому поводу приняла неожиданный оборот. «Аэрофлот», напомним, запланировал торги блоками на летний сезон 2010 года. В процессе обсуждения этой темы было высказано мнение, что, возможно, надо продавать лоты не на сезон, а сразу на год. В результате споров образовалось несколько вариантов формирования лотов.
Первый: торги на лето-2010, как и предполагалось изначально.
Второй: годовые лоты по всем направлениям.
Третий: провести торги комбинированными блоками (зима плюс лето) к следующему зимнему сезону.
Четвертый: по отдельным направлениям, например, Париж и Прага, сформировать лоты на год, а по другим – отдельно на летний и зимний сезоны.
Второй вариант охотно поддержала коммерческая служба авиакомпании и некоторые туроператоры. Хотя большинству присутствовавших было непонятно, как можно на год вперед учесть конъюнктуру рынка, изменение стоимости керосина, хендлинга, курса валюты и т.д. При этом аэрофлотовские коммерсанты были готовы выставить годовые лоты не осенью 2010, как предполагает третий вариант, а сейчас, когда перспективы сезона неясны, а времени на совершенствование условий аукциона в обрез: первые торги назначены на 25 февраля.
Какой вариант в результате будет выставлен на торги, так и осталось непонятным. И вопросов у туроператоров осталось много. Прежде всего, никто из них не имеет опыта электронных торгов и не представляет себе, как все это будет происходить. Насколько поможет назначенная на завтра, 12 февраля, деловая игра, покажет время.
Всех беспокоит, до какой стоимости места они доторгуются. Будет ли продукт с аэрофлотовской перевозкой конкурентным? Авиаброкерство на туристическом рынке возникло не случайно, и у него есть серьезный административный ресурс. На многих направлениях брокеры берут на себя риски по выкупленным местам, а значит, вынуждены договариваться с туроператорами. Участвуя в торгах, туроператоры берут эти риски на себя. Не придется ли им потом снижать стоимость билетов в ущерб себе? И вообще, насколько жизнеспособно существование на рынке электронных торгов в отдельно взятой авиакомпании, то есть в отсутствие биржи?
Добиться прозрачности в распределении блоков – идея, несомненно, благородная. Однако дезавуировать ее просто: достаточно выбрать такой алгоритм торгов, который будет просто невыгоден участникам. Еще на стадии консультаций по этому проекту президент РСТ Сергей Шпилько в письме г-ну Савельеву подчеркнул: «Главное, чтобы условия участия в аукционе были публичными, обоснованными и равноправными в отношении добросовестных участников рынка, а стартовая цена учитывала реалии рынка». Виталий Савельев заверил туроператоров, что авиакомпания, конечно, заинтересована работать с выгодой, но при этом совсем не желает, чтобы ее партнеры несли убытки.
В общем, остается только ждать – чем в итоге закончится инициатива «Аэрофлота». Уже в конце февраля мы узнаем, удастся ли перевозчику выполнить декларированные задачи или найдется масса аргументов в пользу того, что прозрачное распределение блоков не соответствует интересам самих участников рынка.
Какие документы необходимы для получения допуска к участию в торгах, смотрите здесь. (Ирина Тюрина, RATA-news)
Летний сезон в России состоится обязательно
Туроператоры по внутреннему туризму отмечают заметный рост спроса на летний отдых. Глубина бронирований достигает сентября. И пусть в абсолютных цифрах показатели пока невелики, но тенденция радует.
Кризис, конечно, подкосил туроператоров, работающих на внутреннем рынке. Спад продаж, по оценке некоторых экспертов, доходил до 30%. Однако сейчас все уверены – летний сезон на отечественных курортах состоится, хотя количество туристов и не превысит прошлогодний уровень. Особый интерес россияне проявляют к отдыху в Кавминводах, Сочи, Геленджике, Анапе и Абхазии. Именно два последних направления, по мнению руководителя российского отдела «Ванд Интернешнл Тур» Ирины Солянкиной, будут на пике популярности в этом сезоне. Тем более, что и те, и другие дают щадящие цены. «Наши родные отельеры вообще ведут себя в этом году намного лояльнее по отношению к туроператорам», – отметила Ирина Солянкина.
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», недосчитавшейся из-за кризиса 20-25% клиентов, считает, что «дно уже достигнуто, хуже не будет, и поэтому мы готовы к борьбе за каждого туриста». Результаты, по его словам, уже есть. Текущие продажи компании (имеются в виду февральские программы, так как март бронируют пока редко), выросли на 5% по сравнению с прошлым годом, а вот спрос на лето – чуть ли не на 100%. Г-н Ромашкин объяснил это явление так: «Мы немного раньше выставили свои программы на продажу, объекты размещения, в том числе и весьма популярные у туристов, не стали повышать цены, а кое-кто даже и снизил их – в прошлом году об этом можно было говорить только как о чуде». Ощущается явный интерес и агентов, и прямых клиентов к раннему бронированию, чему способствует, по оценке Сергея Ромашкина, в том числе и отложенный спрос: «Многие ведь не решались в минувшем году оставить дела ради отдыха. А сейчас чуть ли не за полгода планируют обязательно отправиться на курорт. Значит, появилась уверенность в завтрашнем дне, к людям вернулось хорошее настроение».
Заместитель директора департамента внутреннего туризма компании «Аврора Интур» Эллада Пуручиди тоже отметила более высокую активность туристов по сравнению с таким же периодом прошлого года: «Они не просто звонят и интересуются что да как, а бронируют и оплачивают июль, август и даже сентябрь». Интересно, что клиенты не старается во что бы то ни стало удешевить стоимость поездки. «К тому же сами объекты предпочли не повышать цены, оставив их на уровне прошлого года или повысив на 5-10% лишь на некоторые категории номеров», – подтвердила слова коллег г-жа Пуручиди.
Директор отдела продаж департамента внутреннего туризма компании «Роза ветров» Татьяна Румянцева также заявила о начале продаж летнего сезона, уточнив, что туристы предпочитают размещение либо дорогое, либо среднее. Г-жа Румянцева тоже не преминула отдать должное краснодарским отельерам, которые после потрясений и недоборов прошлого сезона предпочли более верное с рыночной точки зрения поведение. «Большинство из них оставили нам цены прошлого года, лишь кое-кто увеличил их на 10-15%», – сказал она. (Любовь Булгакова, RATA-news)
Алексей Крылов: «Лучшую цену на отель нужно искать по трем источникам»
Американская Expedia, самая крупная в мире система бронирования гостиниц онлайн, выходит на российский рынок. Ее ресурс смогут использовать посетители раздела путешествий на mail.ru. О том, что это означает для российских систем, и о развитии рынка бронирования гостиниц в целом рассуждает генеральный директор компании UTS Алексей Крылов (фото).
- Алексей, вам принадлежит одна из крупнейших в России система бронирования отелей Hotelbook. Боитесь ли вы Expedia?
- Конечно, для нас это серьезный конкурент, имеющий опыт и колоссальные финансовые ресурсы. Мы можем противопоставить только свой опыт управления издержками в России, связи с агентствами, знание специфики рынка, особенностей продаж. И, добавлю, бренд, так как пока большинству российских потребителей Expedia неизвестна. Хотя это можно быстро исправить. Крупные порталы онлайн-бронирования, в основном, американские, очень активны и даже агрессивны в Европе, а в странах Восточной Европы они уже практически вытеснили местные компании. Так что никто не может чувствовать себя в безопасности.
- Сможете ли вы конкурировать с Expedia по ценам?
- Да, сможем. В зависимости от условий контрактов, сезона, на какие-то отели могут быть лучше цены у нас, на какие-то у них.
- Какова динамика развития рынка онлайн-бронирования гостиниц?
- У нас объемы в последние три-четыре года растут примерно на 50-100% в год. В 2009 году рост составил 10-15%, хотя средняя стоимость заказа, конечно, снизилась. В 2010 году мы наблюдаем возвращение темпов роста к докризисному уровню - в январе количество бронирований через Hotelbook выросло примерно на 50%. Напомню, что наша система работает только в сегменте b2b для туристических и корпоративных агентств, частные клиенты бронировать в ней не могут. Развитие онлайн-продаж гостиниц сдерживают проблемы с оплатой через интернет, визовый барьер. Но даже с этими препятствиями они растут очень бурно. То, что сюда пришла Expedia, о многом говорит.
- Можете привести статистику ваших продаж?
- У нас происходит несколько тысяч бронирований в месяц, месячный оборот – около полутора миллионов долларов. Средняя бронь через систему – это 1,5-2 номера для троих туристов на 4 ночи. Средняя стоимость заказа у нас составляет $500-600 долларов. Мы работаем примерно с тысячей агентств, 30% из которых занимаются бизнес-туризмом. Но 70% заказов мы получаем именно от них. Хотя этот показатель во многом зависит от сезона. Среди стран на первом месте Италия, затем Франция, Англия, Германия, Чехия и Скандинавия. 70-80% номеров бронируются в крупных городах, европейских столицах. Летом популярны индивидуальные поездки на машинах. Если клиенты хотят проехать по небольшим городам Европы, удобно в нашей системе посмотреть, какие там есть отели, где находятся, сколько стоят. Пляжные отели в системе присутствуют, но это не массовые «чартерные» направления, а более дорогие курорты Франции, Италии, других регионов У нас можно найти прекрасные предложения, например, по Стамбулу, но отели Анталии покупать бессмысленно. Есть брони по Бали, Дубаю, Бангкоку, Австралии. Таких заказов у одного агентства может быть 3-4 в месяц, но при большом числе партнеров это выливается в серьезные объемы.
- Почему вы отказываетесь от частных клиентов?
- Ресурс изначально создавался для сегмента b2b. Агентствам мы даем прямой доступ к бронированию онлайн, гарантируя поставщику оплату этих броней. Мы не можем предоставить право бронирования всем подряд из-за возможных неплатежей. Плюс возникает проблема конкуренции с нашими партнерами-агентствами. Тем не менее, сейчас в компании рассматриваются возможности более активного присутствия в интернете.
- Какие значимые системы, аналогичные Hotelbook, вы могли бы упомянуть?
- В сегменте b2b я бы назвал систему Carlson Tourism «Тарифы online», Hoteldiscount, систему «Академсервиса» Acase.ru. Для клиентов в интернете есть множество сайтов, предлагающих бронирование онлайн, но по сути они все одинаковы – гостиницы бронируются либо через GDS (глобальные системы дистрибуции), либо у крупных западных оптовиков, таких как Miki, Gullivers, Travco и т.д. В России нет фирм, которые могли бы вести международный контрактинг, это очень затратная вещь. Оптовики, которых я упомянул, это крупные компании со штаб-квартирами в лондонском Сити и представительствами в десятках стран мира. В принципе, ресурс бронирования гостиниц можно создать очень быстро, подключив сайт к любой GDS и получив технологию. Вопрос в том, как сделать, чтобы это было выгодно. Можно обратиться в тот же Expedia.com, заключить франчайзинговый договор и разместить их ресурс у себя. Турист, который придет на ваш сайт, будет бронировать через Expedia. Вы с этого получите только комиссию 1-3%. Для Expedia это выгодно, для вас – нет.
- У кого ниже цены – у GDS или оптовиков?
- Зависит от многих факторов. В целом политика отелей всегда была такова, чтобы партнеры, с которыми они сотрудничают, не пересекались по ценам. Обычно агентствам, подключенным к GDS, предлагается скидка 8-12%. Оптовики имеют скидку в 40-50% от объявленных тарифов, операторы – 20-30% на свои блоки. Плюс отель продает напрямую через свой сайт. В кризис, когда спрос катастрофически упал, а также в низкий сезон отели вынуждены пересматривать ценовую политику, активнее предлагая скидки прямым клиентам. Хотя на сайте гостиницы, как правило, предлагают не ценовой демпинг, а демпинг услугами. Четыре дня по цене трех, полупансион вместо завтрака и т.д. Наши контрагенты иногда сталкиваются с тем, что их клиенты или они сами находят более низкие цены, чем предлагаем мы. Я считаю, что агентствам надо смотреть три источника: такая система как наша, сайт самого отеля – его легко найти в поисковиках, любой канал GDS – классический, как Amadeus, или работающий на базе GDS интернет-ресурс, такой как Expedia, Booking.com и т.д. В отдельные даты цена может быть лучше на сайте отеля или у GDS, хотя условия по бронированию там более жесткие. Но большую часть времени и тем более в высокий сезон, в периоды выставок, выгоднее купить в нашей системе, где представлен продукт оптовиков. Кроме того, в это время и номера могут остаться только у оптовиков или туроператоров, имеющих блоки.
- Как обстоят дела с бронированием российских гостиниц?
- Оно растет быстрее, чем зарубежный сегмент. Мы в этом году начнем в значительно большем объеме, чем прежде, заключать прямые контракты с отелями, то есть сами станем поставщиками. Но эта работа требует серьезной технической подготовки. Когда мы размещаем в системе продукт западных оптовиков, у нас нет проблем с подтверждением, расчетами – мы оптом рассчитываемся с поставщиками раз в месяц. Наша задача – продажи, реклама и весь поддерживающий сервис. Гораздо сложнее все делать самим - управлять закупками, контрактами. Кроме того, на западе стандартна ситуация, когда вы заключаете контракт с отелем и рассчитываетесь с ним за все заезды один раз в срок от одного до шести месяцев. И это приемлемо как для отелей, так и для операторов, так как отели имеют финансовую подпитку от банков, где у них есть гарантии, овердрафты, кредиты и т.д. У нас этой системы нет. Любой отель требует сначала перечислить деньги. Сложен и вопрос ценообразования. На Западе скидки оптовикам достигают 40-50%, в России до этого очень далеко. Есть цепочки, которые работают по западной модели, но в основном скидки не превышают 10-20%.
- А у ваших западных поставщиков нет российских отелей?
- Есть, но у них при заключении контрактов с российскими отелями еще больше проблем, чем у нас. Мы здесь уже работаем. А им нужно создавать в России инфраструктуру, представителей, которые будут заниматься контрактингом, или пользоваться услугами российских турфирм, что большинство и делает. Есть и вторая проблема, связанная с налогами. Когда услуги российского отеля продаются западной компании или клиенту, они не облагаются НДС как экспортные. И когда я покупаю, например, через западную систему московскую гостиницу Marriott, то плачу туда без НДС. Дальше выставляю счет российскому клиенту тоже без НДС, потому что услуга, оказанная за рубежом, этим налогом не облагается. Но при налоговой проверке выясняется, что российский клиент заплатил российской гостинице Marriott без НДС, а это нарушение закона. Причем, если при продаже западной гостиницы через онлайн НДС платится с моей надбавки, то при продаже российской – со всей ее стоимости, так как западные компании не используют счета-фактуры и не выделяют НДС.
- Какие города России пользуются спросом?
- Центральные города всех наших федеральных округов, города-миллионники, Уральский и Сибирский регионы – в общем, места, куда едут в командировки. Туристические поездки по России и курортные отели у нас не бронируют.
- Сейчас многие крупные операторы ставят у себя системы бронирования отелей. Смогут они составить вам конкуренцию, учитывая значительно большее количество агентств-партнеров и клиентов?
- Есть две категории агентств. Первая стремится брать все у одного оператора, зарабатывая бонусы. Вторая, на мой взгляд, более профессиональная, знает где, что и у кого брать. К сожалению, не бывает одного оператора, лучшего по всем направлениям. Как правило, у каждой компании есть своя сильная сторона. Например, если мне нужно купить турпакет по Италии, то, вероятнее всего, я обращусь в «ПАК», Австрию куплю в «Асенте», Тунис – в «Капитале» и т.д. Если крупный оператор ставит систему онлайн-бронирования, вроде бы мне надо бояться, потому что у этого оператора 5 тыс. агентств, и многие его агентства являются и моими клиентами. Но для нас это направление номер один, а для него – далеко нет. Мы можем предоставить больше услуг и лучшего качества. Я более опытен и лучше умею использовать конкурентные преимущества. Скажем, количество поставщиков. У крупного оператора их не больше двух-трех, у нас - почти десять. И сейчас мы планируем добавить к ним канал GDS. Во многом поставщики пересекаются, но у каждого есть своя сильная сторона. Например, у всех есть контракты с отелями в Лондоне. Но один имеет в каком-то отеле или в цепочке комитмент в 100 номеров, другой в этом же отеле - 5 номеров. А в соседнем отеле наоборот. Различается и ценовая политика. Когда у тебя большое разнообразие поставщиков, ты можешь использовать весь их ресурс. Есть и другой момент. Чем можно переманить агентство? Более высокой комиссией. Если нашего партнера привлекла комиссия на 1% выше, но у него мало заказов, а трудозатраты на его обслуживание высоки, то мы не переживаем. Пусть уходит. Но тем, кто дает большие объемы, мы всегда идем навстречу.
- Каковы перспективы вашего рынка?
- Нет сомнений, он продолжит расти. Люди будут путешествовать все больше. Не зря гостиничная индустрия считается одной из самых выгодных, надежных и стабильных для долгосрочного инвестирования. Пусть окупаемость низкая, но она надежна в долгоиграющей перспективе. Нефть может перестать быть необходимой, а гостиницы будут нужны всегда. Раз нужны гостиницы, значит, будут нужны услуги и инструменты для их бронирования. (Юлия Батырь, RATA-news)
Костромская область приняла миллион туристов
Об этом сообщила заместитель директора департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей областной администрации Татьяна Карасева на брифинге, состоявшемся в «Азимут Отеле Кострома». Как считают в администрации, рекордная цифра стала результатом целенаправленной работы по привлечению туристов в город, развитию новых привлекательных туристических брендов, модернизации туристической инфраструктуры.
Александр Коновалов, вице-губернатор Костромской области, рассказал, что за последний год в области «привели в нормативное состояние все дороги», реконструируют речной вокзал, который будет открыт к началу навигации, активно продвигают на туристическом рынке бренды Костромы. Руководство области рассматривает привлечение инвестиций в сферу туризма как одно из приоритетных направлений своей работы, заверил вице-мэр. Результаты есть: сейчас в области реализуются 9 проектов на сумму 1,5 млрд. рублей. Это четыре гостиницы различных категорий, базы отдыха и проект туристско-этнографического комплекса в Красносельском районе. В прошлом году был введен в эксплуатацию спа-отель «Романов лес», «Премьер-отель», «Троя», первая очередь базы отдыха в Нейском районе. Всего в городе работают 88 средств размещения на 6 тыс. мест.
Конечно, основной и всем известный туристический бренд Костромы – вотчина дома Романовых. Исторические памятники, которые привлекают в этот город гостей со всего мира, связаны прежде всего с династией русских царей, например, Ипатьевский монастырь, в котором венчался на царство в 1613 году Михаил Романов. Но в последние годы в области появились новые туристические маршруты и объекты, посвященные драматическим событиям 1613 года. Например, открылся интерактивный маршрут «Тропа Сусанина», на котором туристы вместе с актерами, изображающими исторических персонажей – Ивана Сусанина и отряд поляков (фото) – идут по лесам и болотам. Мы побывали в Домнино и преодолели часть тропы – это и в самом деле увлекательное и запоминающееся приключение.
Ряд фестивалей, конференций, спортивных соревнований, приуроченных к 400-летию династии Романовых и посвященных событиям «конца смуты», также привлекают в Кострому туристов. «Сусанин-трофи» в карьере Паново, участники которого уже не идут, а едут нехожеными тропами, в этом году впервые пройдет не только летом, но и зимой. А каждое лето прямо у Ипатьевского собора проходит театрализованное представление, воссоздающее историю провозглашения царем Михаила Романова. Чем ближе к 2013 году, когда будут широко отмечать 400-летие династии Романовых, тем больше будет различных фестивалей, конференций, выставок. Уже в этом году пройдет Романовский фестиваль, посвященный 400-летию дома Романовых.
В последние годы в Костроме успешно развиваются и другие туристические бренды. Например, - «Кострома – родина Снегурочки»: именно здесь, в усадьбе Щелыково, Александр Островский написал знаменитую сказку. Теперь для туристов открылся частный интерактивный музей Снегурочки(фото). Он особенно популярен среди туристов в дни, когда празднуют День рождения сказочной героини и проводят конкурс «Костромская снегурочка». В городе уже не первый год активно работает и другой частный интерактивный музей, посвященный исконным промыслам костромичан – выделке льна и бересты.
Кострома, напомнил вице-губернатор, еще и ювелирная столица России. Село Красное-на-Волге (фото) привлекает гостей не только возможностью приобрести ювелирные изделия местных мастеров, но и познакомиться с производством: узнать, как работали ювелиры века назад и какие современные технологии применяют сейчас на заводах села. Новые бренды привлекают туристов и в другие малые города области, напомнил Александр Коновалов. Так, в Сумароково открыта лосиная ферма, Кологрив интересен как центр разведения гусей, популярен маршрут в Следово, в дворянскую усадьбу.
По словам Татьяны Карасевой, малые города и села Костромы имеют большой потенциал для привлечения туристов из гигантских мегаполисов, сюда уже едут за возможностью провести отпуск на природе, вдали от городской суеты – именно поэтому развитию сельского туризма будут придавать в области особое значение.
Александр Коновалов рассказал о том, что местные власти намерены продвигать туристические возможности Костромы на российском и международном рынках. В частности, в этом году предусматривается участие делегации области во Франции, в рамках празднования года России во Франции, а в июне пройдет туристический форум в Костроме.
Подробный отчет о поездке в Кострому, организованной администраций области и компанией «Азимут сеть отелей», читайте в ближайших номерах RATA-news. (Элеонора Арефьева, RATA-news)
В заповеднике «Аркаим» откроется гео-парк
В заповеднике «Аркаим» (Челябинская область) начнется строительство нового объекта – Гео-парка. Это обширная ландшафтная экспозиция из природного камня. «Разработка проекта парка началась в 2008 году, - сообщила главный специалист по связям с общественностью заповедника «Аркаим» Елена Полякова. - С ним мы участвовали в конкурсе на грант «Музей в меняющемся мире» фонда Владимира Потанина, но, к сожалению, не выиграли. В этом году мы доработали свою заявку и будем участвовать снова». Начало работ запланировано на конец летнего сезона.
Основная идея парка – познакомить посетителей с историей края, неразрывно связанной с историей горного дела на Урале, добычей ценных руд, минералов, самоцветов, а также посвятить людей в современные проблемы природопользования. За последние три века на Южном Урале отработаны десятки месторождений железных и медных руд, цветных металлов, золота, драгоценных и поделочных камней. Все они исчезли бесследно. Не осталось ни вмещающих пород, ни руд, ни основных «элементонесущих» минералов: касситерит - олово, халькопирит - медь, магнетит - железо и т.д. На Урале «вымерли» такие минеральные виды, как малахит, азурит, амазонит, родонит, розовые топазы и т.д. Необходимо сохранить для туристов оставшиеся минералы.
Эту задачу может выполнить Гео-парк в заповеднике Аркаим, который ежегодно посещают до 45 тыс. Основная идея заповедника – духовное и материальное освоение человеком природы Южного Урала на протяжении тысячелетий, ноосфера и человек. Проект по созданию «Гео-парка» органично вписывается в общую концепцию заповедной территории. Она должна отражать как историю, «память» Земли, так и показать основные минеральные богатства южноуральского края. Лаборатория естественнонаучных исследований для посетителей заповедника Аркаим подготовит экскурсию-лекцию на тему «Память Земли». (Ольга Чижкова, RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»