В этом году перелеты по России подорожают на 15-20%
Рост средней стоимости перелетов экономклассом в 2021 году на фоне удорожания керосина достиг максимума за десять лет. Но до абсолютного максимума цены билета еще далеко – она была зафиксирована в 2010 году.
Как следует из данных Росстата, в декабре 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета составила 5482,21 рублей в расчете на 1 тыс. км пути, что на 15% (или 709,54 рублей) больше, чем в январе прошлого года.
Предыдущий максимальный рост стоимости билетов (на 674,53 рублей, или 13,18% за год) наблюдался в допандемийном 2019-м: если в январе средняя цена полета составляла 5115,87 рублей, то в декабре – 5790,4 рублей.
Правда, до абсолютного максимума стоимости билета (при анализе с 2000 года) еще далеко – она была зафиксирована в августе 2010 года на уровне 6892,51 рублей.
Снижение средней стоимости билетов связано с падением платежеспособного спроса и ростом парка самолетов российских перевозчиков, объяснил РБК директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. «За десять лет авиакомпании обновили парк и сами научились работать эффективнее. Поэтому средний тариф снижается, хотя на востребованных направлениях растет», – сказал эксперт.
Стоимость авиабилета складывается из затрат на лизинг и техническое обслуживание авиатехники, услуги аэропортов, зарплату персонала, аэронавигацию и др. Но самая значительная часть – около 40% – это затраты на керосин. По данным Refinitiv, в январе 2021 года его средняя стоимость в российских аэропортах составляла 49,550 тыс. рублей за тонну. К декабрю она выросла почти в полтора раза, до 73,187 тыс. рублей. Поэтому подорожание топлива неизбежно приводит к росту стоимости билета, так как у авиакомпаний практически нет запаса маржинальности для сдерживания цен.
В 2021 году из-за этого «Аэрофлот» повысил топливный сбор дважды: на внутрироссийских направлениях он увеличился до 2200 руб. Рост стоимости керосина обошелся компании в 14,5 млрд руб. дополнительных расходов, следует из ее отчетности.
Дополнительные расходы крупнейшей частной авиакомпании S7 оказались еще выше – 20 млрд рублей, отмечала совладелица и гендиректор S7 Group Татьяна Филева.
Рост цен на керосин может спровоцировать увеличение стоимости билетов за счет топливных сборов и в 2022 году, отмечает пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. О том, что цены на билеты «пойдут вверх» в 2022 году, предупреждает и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев: «Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно – либо нужно закрываться, либо повышать тарифы». По прогнозам, стоимость авиабилетов в 2022 году может вырасти на 15–20%.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»