РАТА-новости от 11.03.2004
Консульство Франции: инцидент исчерпан
Вчера состоялась встреча консула Франции в России г-на Берлиоза и вице-президента Российского союза туриндустрии Владимира Канторовича. Во время прошедших переговоров обсуждались проблемы, с которыми столкнулись операторы-автобусники при сдаче документов на визы для своих клиентов. Г-н Берлиоз заверил, что посольство Франции в России не будет требовать обязательной явки на собеседование претендентов на визу. Стороны также обсудили варианты сотрудничества по вопросам повышения эффективности взаимодействия с турбизнесом, включая проблемы предупреждения нелегальной миграции.
Вчера операторы-автобусники сдавали документы в консульство Франции без каких-либо препятствий.
2003 год: закономерность и непредсказуемость
Сегодня мы публикуем таблицу выезда за границу российских граждан в 1995-2003 г.г. с учетом целей поездки. Она весьма красноречиво показывает динамику выездного потока, который, конечно же, во многом зависит от экономической и политической ситуации в стране и в мире. Не случайно падение более чем на 24% числа путешествующих в 1998 году, когда Россию потряс дефолт, и продолжающее снижение (минус еще 15,6%) поездок в 1999-м. Фактический триумф туризма фиксирует 2000 год (плюс 59%) – страна пришла в себя после кризиса, а тут еще и миллениум. Снова уменьшение (-6,5%) турпотока из России в 2001 году – несомненное следствие трагических событий в Нью-Йорке, однако, по сравнению с уровнем падения мировых потоков, это «копейки». Хороший прирост (+20,4%) дал более-менее спокойный 2002 год. А вот 2003-й, «подкошенный» военными действиями в Ираке и атипичной пневмонией, прибавил чуть меньше (12,6%).
Если рассматривать конкретные направления выезда россиян, то на первом месте, по-прежнему, стоит Турция. Однако, по данным Федеральной пограничной службы, вовсе не эта страна внесла самый весомый вклад в увеличение турпотока из России. В числе несомненных лидеров «туристического» роста – Индия (+200%) и Тунис (+169%). Но больше всех удивила Эстония. Если верить ФПС, в 2003 году эта страна «прибавила» сразу 400 процентов!
Что касается снижения выездных турпотоков, то в ряде случаев это ожидаемый эффект, связанный с факторами экономического характера, тенденциями развития самого турпродукта и его продвижения на российском рынке. Речь идет, например, об Испании (-35%), Кипре (-29%) Финляндии (-24%). Но и здесь есть «незапланированные» падения, которые наверняка вызовут неоднозначную реакцию представителей национальных туристических офисов. Значительное снижение выезда с целью туризма ФПС констатирует в направлении Израиля, что объяснимо, и – Швейцарии, а также Латвии и Хорватии. Непостижимо низкий показатель у Мальты. И совсем «рухнула» Литва.
Таблица 35 самых популярных направлений выезда россиян будет опубликована в одном из ближайших номеров RATA-news, и непременно с комментариями операторов.
Выезд за границу российских граждан в 1995-2003 гг.1)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Всего | |||||||||
Всего | 21329 | 12260 | 11182 | 10635 | 12631 | 18371 | 17939 | 20343 | 20468 |
в том числе по целям поездок: | |||||||||
служебная | 3249 | 2059 | 1683 | 1811 | 1967 | 2163 | 2529 | 2595 | 2516 |
Туризм | 2607 | 3508 | 4143 | 3330 | 2809 | 4485 | 4191 | 5044 | 5678 |
частная | 13803 | 5006 | 3947 | 4048 | 5865 | 10088 | 9490 | 10837 | 10292 |
транзит | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
обслуживающий персонал4) | 1670 | 1687 | 1409 | 1446 | 1990 | 1635 | 1729 | 1867 | 1982 |
Страны вне СНГ | |||||||||
Всего | 8396 | 7771 | 9311 | 8430 | 8409 | 9819 | 10402 | 11436 | 11645 |
в том числе по целям поездок: | |||||||||
служебная | 1696 | 1583 | 1539 | 1415 | 1480 | 1611 | 1651 | 2064 | 1985 |
туризм | 2555 | 3422 | 4084 | 3251 | 2580 | 4252 | 3972 | 4426 | 4654 |
частная | 2925 | 1448 | 2397 | 2522 | 2885 | 2867 | 3172 | 3600 | 3575 |
транзит | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
обслуживающий персонал4) | 1220 | 1318 | 1291 | 1242 | 1464 | 1089 | 1307 | 1346 | 1431 |
Страны СНГ | |||||||||
Всего | 12933 | 4489 | 1871 | 2205 | 4222 | 8552 | 7537 | 8907 | 8823 |
в том числе по целям поездок: | |||||||||
служебная | 1553 | 476 | 144 | 396 | 487 | 552 | 578 | 531 | 531 |
туризм | 52 | 86 | 59 | 79 | 229 | 233 | 219 | 618 | 1024 |
частная | 10878 | 3558 | 1550 | 1526 | 2980 | 7221 | 6318 | 7237 | 6717 |
транзит | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
обслуживающий персонал4) | 450 | 369 | 118 | 204 | 526 | 546 | 422 | 521 | 551 |
1) Здесь и далее – данные Пограничной службы ФСБ России
2) Без учета въехавших на постоянное место жительства
3) Без учета выехавших на постоянное место жительства и военнослужащих
4) Водители автотранспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта
В рамках выставки можно повысить квалификацию
Ближайший курс повышения квалификации «Психология и технология эффективных продаж турпродукта» Центр подготовки кадров "Туриндустрия" планирует провести в рамках выставки Mitt-2004 - с 26 по 28 марта 2004 г. Занятия будут проходить с 10.00 до 19.30, численность группы 10-14 человек. Это может быть очень удобным вариантом для представителей региональных турфирм. Отработав два первых и, как правило, самых продуктивных дня на выставке, менеджеры смогут конец недели посвятить учебе, а в воскресенье уехать домой.
Следующий курс организуется для руководителей и бухгалтеров турфирм. Его тема - «Налогообложение и бухгалтерский учет туристических предприятий», занятия с 29 марта по 7 апреля 2004 г., с 17.00 до 21.00.
По окончании курсов слушателям выдается государственное удостоверение о повышении квалификации.
Курсы читают специально приглашенные квалифицированные психологи бизнес-тренеры с большим опытом работы в туризме и самые авторитетные аудиторы и юристы отечественного турбизнеса. С содержанием программ можно ознакомиться на сайте РСТ: http://www.rata.ru/razdel/razdel57.asp#s5
Заявки принимаются по электронной почте touredu@mail.ru (укажите ф.и.о. участника, должность, название компании, является ли фирма членом РСТ, телефоны). Вопросы можно задавать по телефону (095) 506-88-86.
Мы надеемся, что в Корею полетят чартеры
Национальная организация туризма Корея (НОТК) была учреждена 26 июня 1962 г., сегодня по всему миру работает 20 офисов. Московское представительство НОТК открылось 17 октября 2001 года. О том, какие задачи ставит перед собой офис в Москве и как продвигается его деятельность, мы беседуем с директором представительства Ким Хон Чжуном.
- Довольны ли Вы работой туристического представительства Кореи в Москве?
- Наш офис существует больше двух лет, и за это время произошло много событий, которые изменили корейский сектор туристического рынка России в лучшую сторону. Прежде всего, заметно увеличилось число прибывающих туристов из РФ. За 10 месяцев 2003 года в Корее побывало свыше 142 тысяч российских туристов, что примерно на 4,5 тысячи больше, чем в прошлом году, и это несмотря на общемировую тенденцию снижения туристских потоков. Одним из своих достижений мы считаем резкое увеличение на российском рынке фирм, которые предлагают туры в Корею: если в 2000 году таковых было около 20, то в 2003-м их количество возросло до 70. Это, прежде всего, московские «Кореана тур», «Фаэтон лайн», «Терра тур», «Феон», «Спарк тревел», «Ориентал дискавери», «Атолл» и другие, приморские компании «Приморское агентство авиационных компаний», «Фрегат аэро», «Прима тур» и др.
- Какие задачи ставит перед собой корейское туристическое представительство в России?
- Одной из главных задач остается знакомство россиян с Кореей путем увеличения количества программ о стране на телевидении, публикации материалов в газетах и журналах, причем не только в специализированных туризданиях. Российский потребитель мало что знает о туристических возможностях нашей страны, и мы должны рассказать ему об этом. Кроме того, мы намерены повысить конкурентоспособность предлагаемых корейских туров и путешествий путем установления эффективного сотрудничества с туроператорами.
- Какие мероприятия вы планируете провести в ближайшее время для продвижения страны на российском рынке?
- В этом году продолжим организовывать ознакомительные туры для туроператоров крупнейших российских регионов. За время работы мы уже успели сделать две поездки с московскими операторами и одну с приморскими. В марте собираемся провести рекламный тур для операторов из Новосибирска, одного из значимых для Кореи городов. Кроме того, готовим серию ознакомительных туров для российских компаний на ближайшие годы. Также мы планируем организовать чартерные рейсы из Москвы, Владивостока и Новосибирска на основные корейские курорты. Но пока это на стадии переговоров.
В наши планы входит выпуск совместно с московскими компаниями UTE Megapolus, «Интаэр», «Ванд Интернешнл», «КМП групп» и др. каталога по Корее, а также открытие курортного острова Чеджу для российских туристов, куда в мае этого года мы организуем групповой тур с этими же фирмами.
Но, конечно, главным мероприятием этого года станет совместный проект с Российским союзом туриндустрии. Мы организуем выездное заседание Правления, Регионального совета и актива РСТ на острове Чеджу во время ежегодной Ассамблеи ПАТА в апреле 2004 года. Очень надеюсь, что это событие сможет стать поворотным пунктом в развитии отношений между представителями турбизнеса наших стран.
- Г-н Ким, как давно вы работаете в турбизнесе?
- В Национальной организации туризма Кореи я работаю уже 24 года, в том числе достаточно продолжительное время – за границей: в Токио и Париже. Когда наше представительство функционировало в Москве с 1991 по 1993 год, я работал здесь заместителем директора. К сожалению, офис закрылся по независящим от нас причинам. Но с 2001 года деятельность НОТК в России возобновилась, и я рад представлять интересы Кореи в вашей стране.
- На ваш взгляд, что нужно сделать России, чтобы увеличить въездной поток иностранцев?
- Россия – уникальная страна, здесь есть все: и удивительно красивая природа, и музеи, и культурные памятники и много других достопримечательностей. Но, на мой взгляд, этот потенциал используется недостаточно эффективно. Прежде всего, затруднен доступ к туристским «сокровищам» из-за проблем с оформлением российской визы и регистрации в стране. Кроме того, в России никто не даст гарантии безопасности иностранцев. Надо также сказать, что за рубежом недостаточно информации о возможностях отдыха в России. И, мне кажется, при правильном подходе, например, Санкт-Петербург сможет стать местом настоящего паломничества туристов. Уже сейчас, богатство архитектуры и музеев этого города превосходит парижские. Но в Питере очень мало гостиниц и соотношение цены и качества этих отелей оставляет желать лучшего.
Лайнеры SeaDream: внимание к мелочам
Круизная концепция линии SeaDream, которая управляет двумя одноименными лайнерами класса Deluxe, весьма привлекательна для клиентов. Ее характеризует высокий уровень сервиса, оригинальные маршруты и персональное внимание к каждому пассажиру, что скорее присуще частным яхтам, чем круизным кораблям. Питание на лайнере, в отличие от большинства других круизных линий, организовано по системе All Inclusive. В дополнение к полному пансиону – бар с большим выбором спиртных напитков, которые уже включены в стоимость путешествия.
Также важна для туристов и возможность без потерь отказаться от путешествия в случае непредвиденных обстоятельств. Для этого достаточно сообщить в круизную линию свое решение не позднее, чем за сутки до отплытия судна. Деньги не пропадают, а зачисляются на кредитный счет пассажиров и могут быть использованы для оплаты другого круиза на одном из лайнеров SeaDream в течение 2-х лет.
С мая по ноябрь SeaDream организует круизы по Средиземному морю, а с ноября по апрель - по Карибам.
Компания Cosmopolitan Travel предлагает агентам комиссию от 12% на круизы SeaDream. Более подробная информация - на сайте www.americaonline.ru
МИД Дании финансирует план развития туризма
Администрация Псковской области совместно с МИД Дании осуществляет реализацию проекта международного сотрудничества "Разработка стратегии развития туризма Псковской области до 2010 года". Его главная задача - определение и написание стратегии развития туризма Псковской области до 2010 года.
Проект финансируется датской стороной. Он стартовал в ноябре 2003 года, ожидаемая продолжительность - 15 месяцев. Тендер МИД Дании на осуществление проекта выиграла компания Karl Bro A/C - одна из ведущих консалтинговых фирм по планированию и развитию туризма в Скандинавии. За последние 25 лет она приняла участие в осуществлении более 50 региональных и общенациональных стратегических исследований по развитию туризма
Со 2 по 9 марта 2004 года в Пскове и области работал представитель компании Karl Bro - консультант по туризму г-н Готтфрид Хильц-Вард, который был назначен руководителем группы датских экспертов. Главной целью его визита было изучение текущей ситуации в туристской отрасли и потенциала Псковской области. Г-н Хиль-Вард побывал в наиболее перспективных районах - Остров, Пушкинские горы, Себеж, Порхов, в санатории "Хилово", центре загородного отдыха "Лукоморье", где были организованы рабочие встречи с руководителями этих объектов. На основе полученной информации будут определены точки дальнейшего приложения усилий рабочих и экспертных групп, в состав которых вошли самые авторитетные специалисты туриндустрии региона.
Гарантом реализации проекта с российской стороны выступил Комитет по внешним связям и туризму Псковской области. Особо следует отметить активное участие по подготовке и реализации визита датского эксперта некоммерческое партнерство "Псковский центр развития туризма".
Франция в подробностях
Издательство «Мир вокруг нас» выпустило путеводитель по Франции. Почти 600-страничная книга вполне может претендовать на звание самого полного и достоверного источника информации на сегодняшний день по этой европейской стране.
Содержательный раздел путеводителя состоит из необходимой каждому туристу практической информации, а также общих сведений об истории, географии и климате. Далее приводятся подробные сведения по каждому региону Франции: Парижу и его окрестностям, Долине Луары, Бургундии, Пикардии, Аквитании, Лазурному берегу, Корсике и т.д. Отдельная глава посвящена тонкостям французской кухни и напиткам. Кроме этого, по всей книге разбросаны короткие исторические новеллы, например о семье Людовика XIV, о трюфелях, о Верденской мясорубке 1916 года, о Каннском кинофестивале.
Экотуристы губят природу?
Британский зоолог Нигель Данстоун из университета Дархэм после 20 лет изучения экотуризма, который становится все более популярным, пришел к выводу, что этот вид отдыха наносит больше вреда, чем пользы. Животные и окружающая среда, "сохранению и защите" которых любители нетронутой природы должны способствовать, на деле оказываются жертвами этих "любителей".
"Экотуристов стало слишком много", - утверждает Данстоун. Согласно статистике, к этой категории относиться до 20% от общего числа путешественников. В Вашингтоне ученые из Conservation International подсчитали, что ежегодно число "натуртуристов" увеличивается на 10-30%, в то время как ряды обычных путешественников увеличиваются на 5%.
Решение проблемы должно быть жестким, говорит Данстоун. Он пришел к выводу, что "в группу должно входить не больше 30 туристов". На днях в Лиссабоне под эгидой ООН открылась встреча представителей 50 стран, обсуждающих эту проблему. Им предстоит выслушать предостережения разгневанных ученых. (InoPressa.ru)
Если турист потерял путевку
В фирму обратился турист, который попросил расторгнуть с ним договор и вернуть деньги за путевку. При этом саму путевку, которая оформляется по форме ТУР-1, он потерял. А в договоре с туристом указано, что при утрате или порче путевки он теряет все права по договору. Может ли турфирма, ссылаясь на данный пункт договора, отказаться вернуть деньги туристу?
Нет, не может. Права и обязанности у сторон сделки (турфирмы и туриста) возникают на основании договора. А путевка является документом, подтверждающим факт передачи туристу комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию, экскурсионному и прочему обслуживанию. По отношению к договору путевка является лишь приложением. Сам по себе факт утраты или повреждения путевки не может повлечь лишения туриста всех его прав по договору, поскольку такой порядок не предусмотрен Гражданским кодексом РФ. Если же в тексте договора содержится подобное положение, то оно ничтожно с момента заключения договора. (Юрий Бурканов, юрист. Ответ опубликован в журнале «Учет в туристической деятельности» № 1, 2004 г.)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»