Доверительная модель
Губернатор Костромской области Игорь Слюняев подписал соглашение о сотрудничестве с Национальным центром опеки наследия (НЦОН). Договоренности предполагают передачу в управление НЦОН ряда исторических памятников и ценных объектов в самом центре Костромы.
Речь идет о городских усадьбах в стиле провинциального классицизма, купеческих домах, торговых рядах, некоторых общественных и промышленных зданиях, построенных в период с конца XVIII до первой трети XX века, которые расположены в двух самых древних кварталах города. Живописно сбегающие к Волге зеленые улочки этих кварталов, счастливо не затронутых никакой советской застройкой, и определяют «фирменный» облик Костромы. Они же - самая проблемная часть города. В нарядных некогда особняках - коммуналки без удобств и разносортные конторы, которые соседствуют с недавно пришедшими в регион крупными фирмами и банками. Парковок нет, тротуары запружены машинами. Внутри кварталов - неприметная с улиц хаотичная деревянная застройка: частные дома с участками, склады, сараи. Все это предполагается как-то упорядочить, расселить, памятники и ценные объекты отреставрировать, создав для каждого из них свою инвестиционную программу. И получить в итоге образцовый центр исторического города, с малоэтажными гостиницами, выставочными залами, кафе-ресторанами и различной торговлей.
Проект в Костроме уже не первый подобный опыт Центра наследия. Первое соглашение по доверительному управлению было подписано летом 2006 года в Торжке. Что объединяет эти два города, предпринявших решительные шаги для того, чтобы изменить ситуацию с историческими памятниками? Первое - это большое количество архитектурных памятников, с которыми необходимо что-то делать, чтобы вдохнуть жизнь в исторические кварталы, определяющие не только лицо города, но и его внутреннюю атмосферу. Второе - это активные молодые губернаторы, которые сложились как политики уже в рыночную эпоху и не понаслышке представляют себе ситуацию с наследием «у них» и у нас.
Работа с объектами в Костроме будет строиться примерно так же, как и в Торжке, но с некоторыми поправками с учетом опыта. Как рассказал директор НЦОН Валентин Мантуров, на первом этапе в обозначенных кварталах будут выявлены наиболее ценные и коммерчески перспективные памятники. Именно они и станут объектами доверительного управления. Специалисты Центра наследия просчитают затраты на освобождение зданий, расселение жильцов, определят будущее назначение выбранных объектов. Готовые «лоты», то есть программы возрождения каждого исторического домовладения, будут предлагаться инвесторам. Параллельно городу предстоит разработать зоны охраны, историко-архитектурный опорный план и другие необходимые для исторического города регламенты.
Все выглядит разумно и красиво - но насколько реально? Затрат пока никто не считал, но уже сегодня очевидно, что они весьма значительны. 8 млн руб. - ориентировочная стоимость разработки только градостроительной документации, и это затраты города. Остальное по идее возьмут на себя НЦОН и инвесторы. Их затраты включают и стоимость расселения жилых домов, то есть предоставления жилплощади в новых районах Костромы, стоимость которой сегодня в Костроме составляет около тысячи долларов за квадратный метр. Прибавьте к этому затраты на оформление домов и земли (в Торжке они составили львиную долю расходов), различные компенсации жителям при переезде из частных домов, создание инженерной инфраструктуры. Может ли все это представлять интерес для инвесторов?
Знаменательно, что в церемонии подписания соглашения участвовал главный инвестор проекта в Торжке, генеральный директор компании «Русский инвестиционный дом» и зампред правления НЦОН Сергей Михеев. «Экономическая модель доверительного управления состоит в том, что мы, Центр наследия, вкладываем средства на тех стадиях, когда непрофильные инвесторы не рискуют, - пояснил ситуацию журналистам Сергей Михеев. - Мы готовим правовую базу, работаем с органами архитектурного регулирования, снимаем те обременения, которые препятствуют эффективному использованию памятника. Последнее требует особенно значительных затрат. А инвесторам мы предлагаем уже готовые программы развития по каждому объекту, и на этих этапах вложения себя оправдывают. Почему мы идем на такой риск? Центр наследия - некоммерческая организация. Это не значит, что мы работаем без прибыли, но наша цель не прибыль, а сохранение исторической среды. Средства, которые мы зарабатываем, вкладываем в те ценные в историческом отношении памятники, которые не несут в себе коммерческого потенциала. Для работы с такими объектами Центр наследия создал благотворительный фонд».
Впрочем, надо заметить, что любая комплексная программа по возрождению исторического квартала или города способствует капитализации каждого отдельного здания. В условиях роста цен на недвижимость вложение в исторические объекты становится если не свердоходным, то во всяком случае интересным для инвесторов бизнесом. Особенно если речь идет о Костроме - одной из жемчужин Золотого кольца России.
Разумеется, пока это только расчеты. Однако то, что найдена модель взаимодействия общества и бизнеса в сфере сохранения наследия, и модель эта работает, уже факт. Именно поэтому новое соглашение позволяет надеяться, что самый «сохранившийся» крупный исторический город в центре России (а именно такой является сегодня Кострома) станет еще и комфортным, привлекательным местом для жизни и приезжающих туристов. (Время новостей)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»