Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Они живут меж небом и землею…»

В рамках Недели русского паломничества, организованной паломнической службой «Радонеж» с благословения патриарха Кирилла, состоялась поездка по монастырям Московской и Калужской областей.

Если в случае с Пафнутьево-Боровским монастырем достаточно короткого взгляда, чтобы понять, что он мужской, то про Свято-Никольский Черноостровский (фото) даже на секунду так не подумаешь – только женские руки способны создать ту уютную и благостную атмосферу, что царит за его стенами. И это тем более удивительно, ибо он всегда был исключительно мужским.

Когда и кем был основан монастырь доподлинно неизвестно. Согласно лишь одному из многочисленных преданий в XIV веке князья Оболенские построили на окраине Малоярославца церковь во имя Святителя Николая. Место для нее выбрали очень красивое – на крутой горушке у кромки большого зеленого Иванова луга. Макушка холма поросла высоким черным лесом (предположу, что речь идет о лиственных деревьях, которые сбросив листву, действительно, становятся черными) отсюда, якобы, и название – Черный остров. Вокруг храма и сформировался монастырь. Вплоть до середины XVIII века был он мало кому известен, в 1764 году даже переведен в ранг заштатного, то есть его немногочисленная братия могла рассчитывать исключительно на собственные силы, а потом и вовсе упразднен за неимением у них никаких средств к существованию. О возрождении обители начал хлопотать местный уроженец, московский купец Терентий Целибеев, обратившийся в 1791 году с соответствующей просьбой в Священный Синод. Монастырь устраивался «ревностно, но не самонадеянно». К 1810 году успели поправить колокольню, ограду, кельи и трапезную, решились даже приступить к построению новой церкви, но тут началась война с французами. Черноостровскому монастырю было уготовано стать не только памятником архитектуры русского классицизма начала XIX века, но и символом непобедимости русского духа.

Великое сражение, решившее судьбу не только России, но и всей Европы, произошло под монастырскими стенами на Ивановом лугу 12 октября 1812 года. Длилось оно 18 часов, Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки. Во всем городе более или менее целыми остались лишь 20 домов. Живописную панораму страшной битвы можно увидеть в Малоярославецком музее Отечественной войны 1812 года.

Монастырь оказался в эпицентре схватки и, конечно, был сожжен и разграблен. Но среди чудовищного разгрома вернувшихся домой монахов ждало настоящее чудо – с врат, испещренных ядрами и картечью, на них смотрел совершенно невредимый образ Спаса Нерукотворного. Восстановление обители началось сразу же, а вот выбоины на Святых вратах высочайшим распоряжением императора Александра I оставлены в назидание потомкам. И до сих пор «врата с времен войны французской изранены, как грудь бойца» (фото).

Полностью отстроился Свято-Никольский монастырь к началу XX века, в нем действовал собственный водопровод, имелся зарыбленный пруд и даже небольшой кирпичный заводик. Процветание продолжалось до 1917 года, а осенью 1918-го уездный исполком решил национализировать монастырское имущество. В результате эскпроприации бесследно исчезли богатейший архив и библиотека, ценные иконы, ризница, церковные сосуды. В 1925 году было принято решение разобрать монастырские постройки на кирпич, но благодаря усилиям Калужского общества истории и древностей, за что впоследствии некоторые его члены поплатились тюремным заключением, они были спасены. В советские годы в монастыре располагались то учебные заведения, то строительные организации. В лоно церкви он вернулся только в 1991 году, а уже в 1993-м переведён в статус женского.

Сестры рассказывали нам, что послесоветская разруха мало чем отличалась от той, что оставил после себя Наполеон – в изуродованном Никольском соборе гулял ветер, лики святых осквернены, из всех монастырских зданий, помимо соборов, уцелел только один корпус, в котором собственно и начала возрождаться монашеская жизнь. Сегодня все три церкви выглядят как новенькие. В 2000 году завершилось восстановление колокольни, от которой из трех ярусов к концу XX века сохранился лишь нижний. Действуют трапезная, келейный и сестринский корпуса, две гостиницы – паломническая и архиерейская. Над святым источником, пройти к которому можно через боковые ворота, спустившись по крутой лестнице, установлена и освящена купальня.

Имя архитектора, построившего собор Святителя Николая, неизвестно. Но создал он настоящее чудо – устремленное в небо белое стройное здание высотой до 50 метров. В храме три престола, расположенные друг над другом – средняя часть и есть собор Святителя Николая, похожий благодаря опирающемуся на четыре колонны куполу на обширную ротонду. Если стоя в ее середине поднять голову вверх, то на хорах можно увидеть иконостас придела в честь Преображения Господня. По лестнице устроенной на паперти в виде галереи спускаемся в придел во имя Всех Святых. Он удивительный, его убранство создает полную иллюзию попадания из века XXI-го во времена древних пещерных храмов. Перемещению во времени способствуют низкие потолки и полное отсутствие электричества. Сводчатое помещение с редкими крохотными оконцами освещается только лампадами и свечами. Со стен, с колонн, с потолка строго смотрят на пришельцев лики, которые в неровном сиянии постоянно меняются и потому выглядят живыми. Роспись, внутри сплошь покрывающая храм, выполнена руками монастырских сестер. Говорить не хочется, только молчать и молиться…

Храм Корсунской иконы Божьей Матери совсем иного рода – светлый, с голубым небом и чудесным украшенным дивной деревянной резьбой иконостасом. В храме хранится частица мощей Святителя Николая Чудотворца, привезенная из итальянского города Бари и переданная в монастырь благотворителем в 2001 году. Четыре года назад в монастыре появилась еще одна святыня – привезенная со Святой горы Афон копия с чудотворной иконы Божьей матери «Пантанасса» Всецарицы. Монахини рассказали как делают списки с чудотворных икон. Сначала перед оригиналом служится молебен, икону кропят святой водой и вином, которые стекают по святому лику вниз, где их собирают в специальный сосуд. В замешанные на этой воде краски и передается целительная сила.

Монахини, живущие сегодня в Черноостровском монастыре, исполняют свои послушания в иконописной, швейной и вышивальной мастерских, работают на монастырских огородах, на пасеке и в небольшом коровнике. Но с особым усердием они делятся своей любовью и заботой с девочками, живущими в приюте «Отрада», расположенном на монастырской территории. Сирот в монастырь начали приводить и даже подкидывать с первого дня его постсоветского восстановления. Сегодня около 60 воспитанниц приюта от 2 до 17 лет живут в новом, отстроенном и освященном в 2003 году, корпусе. Девочек учат в открытой при монастыре гимназии по общешкольной программе. Помимо этого они занимаются хореографией, живописью и вокалом (фото), учат греческий и церковно-славянский языки.

Конечно, участвуют в богослужениях и исполняют посильные для них послушания, например, ухаживают за обитателями небольшого зверинца – морскими свинками, черепашками, попугаями.

Жаль только, что прибыли мы в монастырь уже к вечеру и поэтому сделать хорошие фотографии не удалось. Но это значит, что есть повод вернуться. (Любовь Булгакова, RATA-news. Фото автора)