№2700
Окончательного возврата средств от «Капитала» придется ждать не менее 13 месяцев
Как мы уже сообщали, 30 декабря 2010 г. ООО «Капитал Тур» и ООО «Компания Капитал Тур» подали в Арбитражный суд Москвы заявления о банкротстве. Таким образом, «дело Капитала» вступило в новую фазу развития. А значит, у пострадавших и причастных возникают новые вопросы о том, как дальше действовать. По просьбе RATA-news разъяснения дает директор компании «ИРМА-Аудит» Мария Булатова.
Сроки в делах о банкротстве. Заявления о банкротстве «Капиталов» были поданы, повторим, 30 декабря. Если при этом были соблюдены все требования, предъявляемые законодательством о банкротстве, то в течение 5 дней судья Арбитражного суда должен вынести определение о принятии заявления. В связи с прошедшими праздниками это должно быть сделано в первый рабочий день года, то есть 11 января.
Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через 15 и не более чем через 30 дней с момента вынесения определения о принятии заявления. То есть самое позднее 10 февраля Арбитражный суд должен вынести определение о введении в отношении должника процедуры наблюдения и о назначении временного управляющего из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Процедура наблюдения длится максимум 6 месяцев. Главным ее итогом является составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов, на котором будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе должника. Не позднее 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве Арбитражный суд должен рассмотреть соответствующее дело и вынести решение о признании должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства. Или вынести иное определение, например, о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, о прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении мирового соглашения – при наличии для этого соответствующих оснований.
Если же суд признает должника банкротом, то следующая процедура – конкурсное производство - длится также до 6 месяцев. Ее главная цель - формирование конкурсной массы и соразмерное удовлетворение за счет нее требований кредиторов.
Как видите, банкротство – процесс не быстрый. Пройдет минимум 13 месяцев, прежде чем можно будет говорить о результатах и подсчитывать окончательные потери.
Как определить свое место в деле о банкротстве. Для турагентств и туристов сейчас самое главное – определить свой статус в деле о банкротстве. От этого зависят те действия, которые следует предпринимать.
Требования кредиторов в деле о банкротстве делятся на текущие и реестровые. К текущим относятся все требования, срок исполнения которых приходится на дату более позднюю, чем дата вынесения Арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве. А те требования, срок погашения которых наступил до даты вынесения Арбитражным судом такого определения, подлежат включению в реестр требований кредиторов в порядке, установленном законодательством о банкротстве, то есть по решению Арбитражного суда.
Текущие требования подлежат удовлетворению за счет средств должника в порядке календарной очередности их возникновения (ст. 134 закона №127-ФЗ). Преимущество перед такими туристами имеют только расходы на выплату текущей заработной платы сотрудникам, а также выплата вознаграждения временному управляющему и расходы временного управляющего на осуществление процедур банкротства (средства на публикацию в прессе, судебные издержки, расходы на оценку, аудит, финансовый анализ и т.п.).
Таким образом, туристам, чья дата вылета придется на дату вынесения Арбитражным судом определения о принятии заявления должника и позже, не надо подавать в Арбитражный суд заявление о включении их требований в реестр требований кредиторов. Им необходимо предъявлять свои требования, подтвержденные документально, непосредственно в «Капитал Тур» либо, в случае отказа туроператора удовлетворить эти требования, в страховую компанию «Инногарант». Важно, что отказывать туристам в погашении текущих требований компания-должник должна с большой осторожностью. Если этот отказ будет необоснованным, например, в случае наличия денежных средств на счету компании и отсутствия у нее текущих обязательств, имеющих приоритет по сравнению с требованиями туристов, то кредиторы по текущим платежам, чьи права нарушены этим отказом, имеют право обратиться в суд. Таким образом, «текущим» туристам выгоднее предъявлять свои требования не только в страховую компанию, но и непосредственно в «Капитал Тур». В отличие от «Инногаранта», который намерен сначала собрать все заявления, а потом начать пропорциональные выплаты, сам «Капитал», в соответствие с законодательством о банкротстве, обязан производить выплаты по мере наступления срока погашения обязательств и в полном объеме. При условии, конечно, что у него есть на это средства.
Что касается тех пострадавших, чья дата вылета пришлась на период до момента принятия Арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве, то им необходимо подать в Арбитражный суд заявление о включении их требований к должнику в реестр требований кредиторов. Сделать это необходимо в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения! Сообщение публикуется в газете «Коммерсантъ» не позднее 10 дней с даты принятия Арбитражным судом определения о введении наблюдения. То есть отсчет этого срока начнется ориентировочно с 20 февраля.
Также заявление о включении в реестр требований кредиторов должны подать те агентства, которые аннулировали тур в добровольном порядке и которым не были возвращены средства за аннулированный тур. А также – банки, страховые компании, арендодатель, налоговые органы и прочие кредиторы, чьи требования возникли до даты принятия Арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве. Что касается сотрудников, которым не была выплачена заработная плата до этой даты, то их требования включаются в реестр требований кредиторов по представлению временного управляющего. То есть им надо обращаться не в Арбитражный суд, а непосредственно к временному управляющему, который будет назначен судом.
Не теряйте времени! Кредиторы (за исключением сотрудников), подавшие заявление о включении в реестр в установленный законодательством о банкротстве срок, имеют право голоса на первом собрании кредиторов.
Те же, кто не успеет подать заявление, могут это сделать в срок не позднее двух месяцев с даты введения следующей процедуры в деле о банкротстве – конкурсного производства. После указанного срока реестр требований кредиторов закрывается. И требования, заявленные после этого срока, подлежат удовлетворению только после погашения реестровых требований, то есть их шансы совсем минимальны.
Страховка от банкротства. Туристы, которые были застрахованы от невыезда по риску «банкротство», обязательно должны предъявить свои требования для включения в реестр требований кредиторов, если их претензии относятся к разряду реестровых, или предъявить свои требования к туроператору, если данные обязательства относятся к разряду текущих (см. выше). В отношении этих туристов процедура погашения их требований следующая.
1. Предъявить свои требования к страховой компании в рамках финансовой гарантии туроператора.
2. Предъявить требования к туроператору (если они текущие) или подать заявление в Арбитражный суд о включении в реестр требований кредиторов (по реестровым требованиям).
3. Получить сколько положено от страховой компании в рамках финансовой гарантии (уже понятно, что выплата по этой страховке не покроет всю стоимость тура).
4. Дождаться удовлетворения своих требований за счет имущества должника (конкурсной массы). Такое удовлетворение также производится пропорционально и, ввиду недостаточности средств должника, также будет частичным.
5. Решение о признании должника банкротом и выписку из реестра требований кредиторов о размере погашенной задолженности предъявить в страховую компанию для получения страховки на случай банкротства. На основании этих документов страховая компания обязана произвести выплаты в размере, не погашенном за счет финансовой гарантии и за счет средств самого должника, то есть выплатить оставшуюся к погашению сумму. В отличие от финансовой гарантии страховка на случай банкротства не имеет лимита выплаты, если только лимит не был оговорен в самом страховом полисе. Таким образом, предъявить свои требования к страховой компании по страховке от банкротства туристы смогут не раньше, чем будет завершена процедура конкурсного производства. То есть окончательного возврата средств придется ждать 13 месяцев.
В Самаре оскандалилось уполномоченное агентство «Натали»
Компания «Гермес Тур», уполномоченное агентство «Натали Турс» в Самаре, не перевела туроператору деньги за новогодние туры, полученные от самарских и тольяттинских турфирм. В результате в последний день минувшего года представительство «Натали» в Самаре под угрозой отмены поездок потребовало от многих агентств повторно оплатить туры. Самое удивительное в этой истории то, что оператор позволил работать в долг своему уполномоченному агенту. При этом слухи о плохой кредитной ситуации у «Гермес Тура» ходили на самарском рынке давно, а финансовый контроль в «Натали» обычно очень жесткий. Сейчас, по нашей информации, общий долг «Гермес Тура» перед оператором составляет 13 млн. рублей.
О том, что представительство «Натали Турс» в Самаре потребовало у агентств повторной оплаты новогодних туров, 3 января сообщила ИС «Банко». Многим агентствам с большим трудом удалось в короткие сроки собрать немалые суммы. Всего, по информации портала, пострадало около 30 компаний. Сразу же появилось множество комментариев, в которых агентства ругают дистрибутивную систему, выстроенную президентом «Натали» Владимиром Воробьевым несколько лет назад. В рамках этой системы агентства могут бронировать туры «Натали только через уполномоченные агентства, имеющие депозит в размере 100 тыс. рублей. Больше всего турфирмы возмущены тем, что оператор не сообщил о задолженности «Гермес Тура» и не аннулировал неоплаченные туры заблаговременно.
Вчера вечером компания «Натали Турс» обнародовала официальный комментарий, в котором утверждается, что «на протяжении более чем 15-летнего сотрудничества турагентство «Гермес Тур» всегда выполняло все финансовые обязательства по оплате заказанных туруслуг за исключением сентября 2010 г., когда между «Натали Турс» и «Гермес Тур» была оформлена рассрочка платежа по ряду текущих заказов». Как утверждает оператор, по заказам в октябре-ноябре оплата производилась в соответствии с тарифами и в установленные сроки. Лишь при финансовом мониторинге оплат «Гермес Тура» по новогодним заявкам в начале декабря было обнаружено несоответствие графика платежей условиям тарифов. От руководства «Гермеса» оператор получил заверение о погашении задолженности до конца года. Однако 31 декабря стало понятно, что обязательства по оплате «Гермес Тур» не выполнил. Задолженность уполномоченного агентства только по уже исполненным заказам превысила 4 млн. рублей. После этого оператор решил расторгнуть договор с «Гермесом» с 1 января 2011 года и аннулировать все туры с вылетами начиная с этой даты. Субагентам «Гермеса», чьи туры были аннулированы в связи с неуплатой, было предложено переоформить туры через компанию «Спутник-Гермес-С», также уполномоченное агентство «Натали» по Самарской области. В общей сложности было переоформлено порядка 40 заказов на общую сумму более 5 млн. рублей от 20 субагентов. 4 заказа (13 туристов) – не переоформлены.
В заявлении также утверждается, что «технология бронирования «уполномоченное агентство – субагент – туроператор» допустила серьезный сбой и подлежит коррекции». В компании «Натали Турс» образована рабочая группа под руководством директора по продажам Олега Хигера, в задачи которой входят взыскание долга с «Гермес Тура», выплата компенсаций пострадавшим агентствам, а также налаживание работы агентской сети.
RATA-news обратилась за комментариями к самарским коллегам «Гермес Тура». «Думаю, все произошедшее стало результатом полного отсутствия финансовой дисциплины и финансового контроля в компании, - считает исполнительный директор «Спутник-Гермес» Александр Денисов. – При всем моем уважении к руководству этой фирмы так бизнес вести нельзя. Много заявок было оплачено за два месяца до праздников и непонятно, куда делись эти деньги. О том, что у «Гермес Тура» финансовые проблемы, я знаю уже три года. У них большая кредитная история, много помещений перезаложено».
Александр Денисов отметил, что компания «Гермес Тур» продолжает работать, а некоторые агентства даже бронируют у нее туры. Хотя все заказы туров «Натали» сейчас перешли к «Спутник-Гермес». Отвечая на вопрос RATA-news о ситуации с повторной оплатой туров самарскими агентствами, г-н Денисов отметил: «По-человечески, если уж ты запрещаешь агентствам работать с тобой напрямую, а уполномоченный агент провалился, надо бы взять на себя финансовые проблемы туристов, а потом уже разбираться с партнером. Но это бизнес, и в «Натали» выбрали другой путь». Александр Денисов напомнил, что обычно у «Натали Турс» очень жесткие условия оплаты: если тур не оплачен в течение двух дней, он аннулируется. Поэтому непонятно, как стала возможной ситуация с «Гермесом». Вероятно, лояльность оператора к этой компании объясняется тем, что директор представительства «Натали Турс» в Самаре Вячеслав Клопов – выходец из «Гермес Тура», у него остались хорошие отношения с директором компании Татьяной Добряковой.
Президент компании «Самараинтур» Михаил Сегал выразил сожаления по поводу случившегося с «Гермесом». «Это одна из старейших самарских компаний. Я уверен, что произошедшее - не злой умысел, не желание стырить и убежать. Компания работает, принимает претензии от агентств и клиентов. По слухам, руководство ожидает каких-то денежных поступлений, получив которые сможет рассчитаться с кредиторами. Разговоры о финансовых проблемах «Гермес-Тура», о долгах пенсионному фонду, налоговикам действительно ходили, но в нашем бизнесе, как вы знаете, мало кто не имеет долгов».
Г-н Сегал также отметил, что не считает разумным предъявлять претензии к системе продаж «Натали Турс». По его мнению, схема клиент-агентство-уполномоченное агентство–оператор – далеко не самая плохая. «Ситуация, когда к нам приходят московские операторы и начинают работать не через уполномоченные агентства, а напрямую, и таким образом рушить региональный рынок – ничем не лучше, - подчеркнул Михаил Сегал. – Просто в одном конкретном городе один из винтиков этой системы дал сбой. И то, что «Натали», не получая оплату за туры, продолжала работать со своим партнером, на мой взгляд, не преступление. Все же люди 15 лет сотрудничают. «Гермес-Тур» были их первым партнером на самарском рынке».
И все же, даже сочувствуя самарским агентствам, трудно отделаться от неизбежного и, к сожалению, риторического вопроса. Если всем игрокам регионального рынка было известно о проблемах «Гермеса», зачем было бронировать через него туры? Ведь в Самаре и Тольятти есть и другие уполномоченные агентства «Натали». Вам это ничего не напоминает? (Юлия Батырь, RATA-news)
Туроператоры отмечают активные продажи в первый рабочий день года
«Планово убыточный» период, который обычно ожидается после новогодних каникул, в этом году, похоже, не наступит. Первый рабочий день года отмечен активными продажами туров по всем направлениям. Туристы интересуются и спецпредложениями на ближайшие даты, и турами на студенческие каникулы, и даже поездками на 8 марта. Растет спрос и на летние путевки, ведь сейчас клиенты могут воспользоваться преимуществами раннего бронирования.
Директор по продажам и маркетингу компании «Мегаполюс турс» Виктория Кизимова рассказала RATA-news, что клиенты ведут себя очень активно, демонстрируют хороший спрос как на горнолыжные, так и на пляжные направления. Покупают, в основном, февраль. Есть заметный всплеск спроса на период студенческих каникул – конец января - начало февраля. «Выпускать спецпредложения нас заставляет избыток перевозки, который наблюдается практически на всех направлениях, – говорит г-жа Кизимова. – И клиенты ждут снижения цен, нередко даже агентства предлагают им отложить момент покупки тура. Однако они забывают, что это может лишить их возможности выбора, отель придется брать тот, в котором останутся места».
Генеральный директор «Ванд Интернешнл Тур» Татьяна Ванд сказала, что 11 января звонков было довольно много, но реальных бронирований пока мало, народ еще только-только просыпается после новогодних праздников. Спрашивают все направления. «Спецпредложения мы подготовили по всем нашим блочным странам, – отметила г-жа Ванд. – Иногда просто вынуждены делать это из-за избытка перевозки. Например, Гоа. Мы предлагаем туда туры менее чем по $500».
По словам директора по продвижению турпродукта компании «Джет тревел» Татьяны Коршуновой, и звонков много, и продажи активно идут. «У народа, видимо, было время подумать, куда хочется поехать, – предположила г-жа Коршунова. – И как только агентства открылись после каникул, все ринулись покупать туры». Глубина продаж достигает весны. Есть даты, на которые оператору скоро будет просто нечего продавать, например, 8 марта.
По мнению директора департамента выездного туризма BSI Group Ольги Волковой, общая тенденция последних нескольких лет – отсутствие «тишины» в послеканикулярные недели. Заявки на туры BSI поступали и во время праздников, и продолжают идти сейчас. Чаще всего спрашивают ближайшие даты, многие хотят отдохнуть в конце января - начале февраля. Но есть и весенние заявки, в частности, приуроченные к празднику 8 марта или к школьным каникулам. «Интересуются, в основном, нашими главными направлениями – Великобритания, Франция, Венгрия, Нидерланды, – добавила г-жа Волкова. – Но есть заявки и по другим странам».
Генеральный директор «Солвекс трэвэл» Ирина Петрова рассказала, что офис компании работал все каникулы, кроме 1 и 7 января. Все эти дни шли запросы и бронирования туров в Болгарию, Израиль, Юго-Восточную Азию. А 11 января работа еще больше оживилась. В дни каникул туры в Болгарию ежедневно приобретали 5-6 клиентов, а вчера по этой стране было сделано 35 бронирований. Г-жа Петрова отметила, что обычно 80-90% туров с датой вылета до 20 января раскупаются до 31 декабря. Сейчас идут только допродажи. Продаются также спецпредложения на 12-20 января. В среднем турпакеты на эти даты на 30-40% дешевле основных цен по любым направлениям.
Офис оператора «Южный Крест» тоже был открыт в дни каникул, сообщил PR-директор компании Максим Пашков. Он отметил, что много заявок было оформлено уже 6 января. Клиенты бронировали туры на Карибы, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию – на ближайшие январские даты и на февраль. Уже начались продажи летних туров в Грецию на условиях раннего бронирования. Весь штат «Южного Креста» работает в полном объеме, количество заявок и продаж – как в обычные дни года, количество звонков – лишь немногим меньше, чем в «горячие» предновогодние дни. Г-н Пашков предполагает, что ситуация дальше будет только разогреваться. По его мнению, бывалые туристы уже давно поняли, как выгодно покупать туры в посленовогодние «планово-убыточные» дни. Например, пользуясь спецпредложением, можно в ближайшие даты улететь на 7 дней на Хайнань за $499 с размещением в пляжном отеле уровня 4-5*. Тур на Гоа сейчас можно купить за $628. Чем дальше дата вылета – тем дороже. Собеседник RATA-news отметил также, что на некоторых направлениях «Южного Креста», например, Израиль и Вьетнам, бронирования закрыты на месяц вперед – все было продано еще до Нового года и, соответственно, спецпредложений в эти страны нет. (Любовь Булгакова, Ольга Чижкова, RATA-news)
Минтранс пытается установить виновников коллапса в аэропортах
Министерство транспорта РФ проводит анализ договоров о сотрудничестве между московскими аэропортами и авиакомпаниям, цель которого установление виновных в произошедшем 26 и 27 декабря авиационном коллапсе. Об этом заявил агентству «Интерфакс» министр транспорта Игорь Левитин. «Мы проверяем договоры «Домодедово» с энергообеспечивающими компаниями, чтобы установить, чья была ответственность в произошедшем отключении. Либо это форс-мажор, либо кто-то не исполняет свои обязанности», – сказал г-н министр. По словам г-на Левитина, ведомство проверяет договоры «Аэрофлота», «Трансаэро» и других компаний, задерживавших или отменявших рейсы во время коллапса.
Г-н министр также добавил, что в 2011 году планируется обязать все аэропорты, обслуживающие один миллион и более человек, обзавестись 30% автономного энергообеспечения.
Напомним, из-за сложных погодных условий в предновогодние дни были отменены сотни рейсов в московских аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево», пассажиры сутками не могли дождаться отправления по своим направлениям.
Премьер РФ Владимир Путин подверг жесткой критике Минтранс, аэропорты и авиапредприятия за их действия в кризисной ситуации, возникшей в связи с обледенением. На заседании президиума правительства премьер-министр поручил Минтрансу «проанализировать все, что связано с работой авиакомплекса в условиях кризисной ситуации, которая сложилась, и доложить предложения по совершенствованию системы работы аэропортового хозяйства».
Коллапс в аэропортах стал причиной потери некоторыми чиновниками своих должностей. Так, директора аэропортового комплекса «Домодедово» Вячеслава Некрасова перевели на позицию заместителя исполнительного директора аэропорта. Директором «Домодедово» стал Игорь Борисов, ранее занимавший должность управляющего директора «Домодедово Пэссенджер Терминал» (аэровокзального комплекса Домодедово).
А 31 декабря заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению «Аэрофлота» Владимир Смирнов был освобожден от занимаемой должности «в связи с ошибками, приведшими к сбоям в работе авиакомпании с 26 по 29 декабря».
Вчера «Аэрофлот» сообщил о полном преодолении сбоя в работе, произошедшего в конце декабря 2010 года в связи с аномальными погодными явлениями. Авиакомпания полностью обеспечена антиобледенительной жидкостью до конца марта 2011 года.
Напомним, с 25 по 29 декабря 2010 года «Аэрофлот» отменил 212, задержал 358, а выполнил 640 рейсов. В аэропорту «Шереметьево» в те дни скопилось около 6 тысяч пассажиров.
«Шереметьево» в новогодние праздники обслужил около 900 тыс. пассажиров
Из международного аэропорта «Шереметьево» с 25 декабря 2010 года по 3 января 2011 года вылетело 4423 внутренних и международных рейсов, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За это же время было обслужено 420032 тыс. человек, что на 8% превышает показатель прошлого года.
Международных рейсов в те же даты было выполнено 2805 (+9%), на которых улетели почти 279 тыс. пассажиров, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С 23 декабря 2010 по 10 января 2011 года аэропорт принял более 882 тыс. пассажиров, что на 13,2% больше, чем в прошлом году. Было выполнено 9051 внутренних и международных рейсов, это на 15% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
В праздничные дни дополнительно обслужено более 50 тыс. пассажиров чартерных рейсов, что выше прошлогоднего на 8,7%.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»