В России презентуют концепцию развития гастротуризма
Во Владивостоке 22 сентября Ростуризм представит концепцию развития гастрономического туризма, которая готовилась экспертами почти год. Рабочая группа из 30 человек создала документ, который должен описать и узаконить путешествия с гастрономическими целями как отдельный вид туризма. Об этом рассказал руководитель рабочей группы, председатель комитета РСТ по гастротуризму, президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман.
По мнению авторов концепции, гастротуризм – важное и перспективное направление. Согласно исследованиям Всемирной туристской организации ООН, выбор направления для путешествия на 30% зависит от возможности попробовать оригинальную и интересную кухню. Около 30% бюджета туристы расходуют на питание и знакомство с новыми блюдами. Кроме того, участники гастрономических туров оставляют в регионах денег на 24% больше, чем «неспециализированные» туристы.
По оценке экспертов, российский рынок гастротуризма уже сформировался и находится на этапе роста. Это означает появление все большего числа новых предложений. Спрос на туры с гастрономическими компонентами в России растет примерно на 17% в год, то есть в два раза быстрее, чем общий объем внутреннего турпотока. Люди все больше ценят уникальные аутентичные впечатления. Современные путешественники довольно требовательны к качеству и пользе еды, им важен также этичный подход к ее приготовлению. Все эти тренды будут определять развитие гастротуризма в ближайшие годы.
«В контексте экономики впечатлений значимость гастрономии выросла за последние 5-6 лет многократно. Она становится ядром туристического опыта, средством проникновения в историю и культуру региона, получения ярких эмоций», – убеждена член комитета РСТ по гастрономическому туризму, эксперт и общественный представитель Агентства стратегических инициатив, территориальный маркетолог Елена Ищенко.
В концепции даны определения таким понятиям, как гастротур, гастрофестиваль, фуд-корт и многие другие. Под гастрономическими туризмом авторы предлагают понимать интегральный вид туризма, для которого характерно взаимодействие туриста с культурой региона через знакомство с кухней, этногастрономическими традициями, локальными продуктами и напитками. Также предлагается выделить «чистые» гастротуры и комплексные турпродукты. В первом случае тематическое ядро тура – программа, предполагающая получение специального гастрономического опыта. Считается, что такие путешествия будут интересны искушенной аудитории. Комплексные турпродукты имеют в своем составе отдельные гастрономические компоненты и подойдут массовому туристу.
Особо оговаривается в документе понятие винного туризма. «Винный туризм выделен не случайно. Он вроде бы занимает скромное место в структуре туриндустрии, но динамика его развития впечатляет. Кроме того, этот продукт привлекает людей с высокой покупательной способностью, позволяет создавать качественные точки притяжения в сельской местности. И это способствует равномерному развитию территорий, перераспределению турпотоков в высокий сезон от курортов Черноморского побережья к винным территориям, а также привлечению туристов в низкий сезон», – поясняет Елена Ищенко.
«Юридически у нас в стране не существует ни винного туризма, ни гастрономического. В понимании Всемирной туристской организации винный туризм – часть гастрономического туризма. Поэтому говорить об этих направлениях нужно в комплексе, – считает Леонид Гелибтерман. – Прежде, чем что-то развивать, нужно это узаконить. Более того, необходимо разработать критерии качества. У России по сути есть все возможности, чтобы применять международный опыт развития гастротуризма. Мы можем полностью рассчитывать на опыт и содействие Всемирной организации винного туризма. Интерес у путешественников есть, другое дело, какой сервис получают эти люди. И здесь вопросов очень много».
Г-н Гелибтерман напомнил, что в России не готовят специалистов для работы в гастрономическом и винном туризме, нет никаких сертифицированных профессионалов. В лучшем случае, по его наблюдениям, с туристами работают люди, которые разбираются в вине. В худшем – случайные люди. «Безусловно, в винодельне должен быть дегустационный зал и персонал. Должна быть возможность покормить гостей и предоставить размещение. Не стоит забывать, что власти регионов тоже должны активно вовлекаться в решение инфраструктурных вопросов. Им нужно ставить задачи. Поэтому сообщество гастрономического и винного туризма будет формироваться, обрастать своими лоббистами, делать предложения региональным и федеральным туроператорам», – продолжает спикер.
Согласно выводам создателей концепции, в конечном итоге она должна способствовать тому, чтобы гастрономический турпродукт становился более разнообразным и в то же время доступным. Также подчеркивается важность стандартов качества при создании гастрономического тура, необходимость профессиональной подготовки персонала, сертификации услуг. Подчеркивается, что гастротуризм нуждается в единой модели продвижения. Решить эти проблемы, как ожидается, помогут гранты, федеральные конкурсы, особые статусы в сфере гастрономии для регионов, поддержка региональных брендов, разработка стандартов в сфере гастротуризма и многое другое. Также предлагается система подготовки кадров и критерии оценки развития направления.
Если документ пройдет стадию согласования, то предложенные меры будут воплощаться в жизнь начиная с этого года и вплоть до 2025. Предполагается, что участвовать в реализации концепции будут 14 министерств и ведомств.
«Предстоит синхронизировать работу нескольких министерств, а это сложная задача. Задуман централизованный подход к наработкам регионов. Результатом, среди прочего, станет оценочный рейтинг. Регион будет объявлен гастрономическим лидером только в случае соответствия определенным критериям: наличие собственных крупных гастрособытий, туров, локальных продуктов, шеф-поваров международного уровня и т.д.» – подчеркивает г-жа Ищенко.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»