Алтай пострадал из-за погоды и высоких цен
Хотя поток туристов, побывавших на Алтае за прошедший сезон, остался на уровне прошлого года и составил, по данным Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, 950 тыс. человек, изменилась его структура. Туристы предпочли отдых «дикарем» и вдвое сократили продолжительность туров. «Если в 2008 году время пребывания туриста на территории республики в среднем равнялось 7,5 суток, то в 2009 году снизилось до 3,5 суток, - рассказал STI главный специалист отдела развития туризма Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай Дмитрий Гайсин. – Поток неорганизованных туристов увеличился на 30% в связи с повышением цен. Люди жили в палатках, погода портилась, они снимались и уезжали».
Общий транспортный поток на Алтай увеличился в полтора раза, но доля специализированной доставки (автобусы, микроавтобусы транспортных предприятий) сократилась в два, а по отдельным направлениям – в три раза. Больше всего автотуристов (35%) по-прежнему приезжают из соседнего Алтайского края. Далее по убывающей – гости из Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской областей и Москвы.
На прежнем уровне осталось количество зарегистрированных в поисково-спасательных подразделениях групп – около 400, в каждой в среднем по 10-12 человек. «Необходимо учесть, что регистрируются только около 10% групп, - пояснил STI Дмитрий Гайсин. – Нет никакого нормативно-правового акта, обязывающего туристов это делать».
Количество иностранных граждан, посетивших республику, сократилось с 6000 человек до 5100. «В 2008 году у нас можно было наблюдать полное солнечное затмение. Поэтому в этом году мы ожидали большего снижения, и нынешний итог считаем позитивным», - сообщил г-н Гайсин. По его словам, сохранился интерес к основным алтайским объектам посещения. Например, на водопаде Корбу побывали столько же гостей, что и в прошлом году – около 27 тысяч человек. Увеличилось количество посещений пограничных зон – в Усть-Коксинском районе – на 25%, в Кош-Агачском районе – на 31%.
Несколько турбаз, входящих в «Алтайское туристское соглашение», перед началом сезона приняли решение заморозить цены на уровне 2008 года или не поднимать их более чем на 5-7%. «В результате мы более или менее нормально выжили, - говорит Сергей Зяблицкий, президент АСТ, директор туркомплекса «Манжерок». – У нас падение спроса составило 4,5%». «Те, кто не повысили стоимость пакета услуг более чем на 5%, получили среднюю загрузку в сезон около 80%. А те, кто увеличили цены от 5 до 40%, имели загрузку ниже 50% и две трети сезона простояли полупустыми», - подводит итоги Дмитрий Гайсин. По мнению Сергея Зяблицкого, выживание произошло и за счет расширения спектра услуг, которые предлагают базы отдыха. В целом, по мнению президента АСТ, сезон прошел спокойно, ни одного ЧП на плановых маршрутах в Республике Алтай не произошло.
По словам Дмитрия Гайсина, несмотря ни на что туристская отрасль в регионе продолжает развиваться. Начали работу семь новых объектов, среди которых «Лесотель» - комплекс повышенной степени комфортности. Теперь общее количество мест размещения в республике составляет 8,5 тысяч.
Если говорить об итогах сезона в Алтайском крае, то стоит отметить рекорды ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», уже в июле достигнувшей показателей 2008 года. Всего за девять месяцев 2009 года на территории особой экономической зоны побывали 205 тысяч туристов, за летний сезон – почти 160 тысяч (против 130 тысяч летом 2008 года). В бывшем ТУ РосОЭЗ по Алтайскому краю отмечают, что в нынешнем сезоне в три с половиной раза увеличилось количество туристов, приехавших на курорт с целью длительного отдыха: с 2232 человек в 2008 году до 7771 человек в 2009.
Члены Алтайской региональной ассоциации туризма отмечают, что количество посещений других туристских регионов Алтайского края с трудом поддается подсчетам, однако очевидно, что турпоток здесь в разы меньше, чем в Республике Алтай. По мнению директора турагенства «Глэм-Тур» Ольги Ришко, в Алтайском крае пока очень мало средств размещения. «Если и произошли изменения, то они незначительные, - полагает Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот». – «Строительство продолжается, но инфраструктура еще не создана. В Змеиногорском районе произошел прирост за счет сельского туризма, появились такие услуги и в Чарышском районе». По его мнению, система пока непрозрачная, многие базы принимают туристов, не афишируя это, поэтому статистика весьма условная. Менее оптимистичны итоги сезона в городе-курорте Яровое. Как сообщили STI в городской администрации, в летние месяцы здесь побывало вдвое меньше гостей – 25 тыс. против прошлогодних 50 тысяч. «Санатории были полными, а вот в частном секторе отдыхающих было гораздо меньше из-за плохой погоды», - рассказала STI Татьяна Болванова, заместитель главы Ярового.
Руководители барнаульских агентств, занимающиеся продажей туров в Горный Алтай, обратили внимание на то, что в минувшем сезоне значительно «просел» эконом-сегмент. А вот VIP-сектор, напротив, набрал обороты. Александр Смирнов утверждает, что увеличилось и количество заказов на дорогие активные туры: «стало модным выбрать активный тур с элементами «экстрима»: сплавы, вертолетные туры, восхождения, рыбалка. И в довесок – хорошая база». (STI)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»