Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4597

Действия «Натали Турс» – опасный прецедент для отрасли

Мы продолжаем интересоваться мнением турагентского сообщества о том, как они относятся к инициативе Клуба защиты прав туриста, который обратился в Таганский районный суд Москвы с иском о признании факта прекращения туроператорской деятельности ООО «Панорама Тур» (юрлицо «Натали Турс»).

Генеральный директор объединенной сети ТБГ и «Горячие туры» Светлана Макарова считает это разумным, хотя понимает, что в случае признания туроператора банкротом фингарантий для полного возмещения ущерба не хватит. «В то же время сложившаяся ситуация – опасный прецедент для отрасли. Так любой туроператор сможет в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств и пообещать когда-нибудь вернуть деньги за неоказанные услуги. Этого нельзя допустить», – подчеркнула г-жа Макарова.

По мнению руководителя сети, отраслевое законодательство требует значительных доработок, чтобы эффективно регулировать рынок, защищать и агентов, и туристов от произвола: «Мы будем разрабатывать конкретные предложения и готовы выступать в качестве экспертов на слушаниях. Но это в будущем. Сейчас наша первоочередная задача – помочь агентствам с точки зрения защиты их интересов, репутации, оказать им юридическую поддержку».

Между тем в редакцию RATA-news продолжают поступать обращения от турагентов, работавших с «Натали Турс». Вчера очень эмоциональное открытое письмо прислала директор волгоградской компании «Роскурорт» Ольга Тяпаева. Публикуем его с некоторыми сокращениями и небольшой правкой – убрали особо яркие эпитеты.

«Господа!

19 января 2018 года у «Натали Турс» нами был забронирован тур на Кипр в отель Amathus Beach для двух взрослых и двоих детей на 15 дней с вылетом 3 августа регулярным рейсом «Аэрофлота». Стоимость тура – 609000 рублей – туристы внесли полностью 22 января, мы оплатили оператору 23 января. Туристам был выдан на руки полный пакет документов.

 4 июля наш тур туроператором «Натали Турс» был аннулирован. Незамедлительно нами были оформлены все документы на возврат денег и получен официальный ответ, что документы правильно оформлены и приняты в работу.

 После того, как у туристов стал проходить шок от новости про аннуляцию тура, они решили не разочаровывать детей и не отменять отпуск. Наземку на эти же даты мы срочно забронировали у «Библио Глобуса» в надежде на немедленный возврат денежных средств для повторной оплаты тура. После настойчивых попыток добиться денег мы поняли, что в ближайшее время нам возврата не видать. Чтобы новая бронь не была аннулирована, мы были вынуждены заплатить 532600 руб. Таким образом отдых туристов оплачен дважды на общую сумму €15648!

 Хочу спросить! Почему самоустранилось и отмалчивается государство в лице Министерства культуры, Федерального агентства по туризму?! Ведь с 1992 года государство получало налоги от «Натали», а значит принимало участие в их деятельности и должно нести ответственность за происходящее! Почему нет официального заявления госчиновников?! От преступной деятельности «Натали Турс» пострадали тысячи российских граждан и сотни предпринимателей в лице турагентов, у которых разрушен бизнес!

 

Комментарий RATA-news. Справедливости ради заметим, что Федеральное агентство по туризму вовсе не отмалчивается. Глава ведомства Олег Сафонов выступил с заявлением, а также предложил туристам выход из создавшейся ситуации.

Почему отмалчиваются прокуратура и Следственный комитет?! Почему не собирают пресс-конференцию для официального разъяснения сложившейся ситуации?!

Почему руководство «Натали» не делает официальных заявлений?!

 

Комментарий RATA-news. Опять же справедливости ради: глава «Натали Турс» Владимир Воробьев пресс-конференцию собирал и много интересного рассказал.

Вопрос, как жить дальше и с кем работать стоит перед всеми агентами. Кто нам возместит финансовые, имиджевые и моральные потери?!

Обратите внимание на сайт «Натали»! Это же – фарс! Издевательство! Как ни в чем не бывало он пестрит рекламой, призывом к бронированию туров и объявлением о расширении компании и новом проекте «Летим»! Там же рассказывается о 25-летней истории успеха на российском рынке и перечисляются принципы работы компании: уважение к коллегам и партнерам, предоставление гарантированного высокого качества обслуживания, построение долгосрочных отношений с клиентами! Это вместо размещения на главной странице актуальной пошаговой инструкции для агентов и пострадавших туристов!

Заблокируйте сайт, не позорьтесь! Верните деньги обманутым гражданам! Принесите публичные извинения!

И ждем реакции президента страны! Произошедшее – ЧП общероссийского масштаба! У тысяч людей – разочарование, растерянность, крушение надежд, веры в добропорядочный бизнес и даже в будущее страны! И никакой чемпионат мира не отодвинет в сторону обрушившуюся на нас проблему!».

Из-за проблем в турбизнесе россияне готовы организовывать отдых самостоятельно

По данным сервиса OneTwoTrip 65% российских путешественников беспокоит ситуация, складывающаяся на рынке организованного туризма. В опросе приняли участие покупатели туров и других продуктов (авиа- и железнодорожных билетов, отелей), отметившие, что за последние три года они пользовались услугами туроператоров.

Больше всего покупатели туров бояться купить путевку, но не уехать в отпуск – так ответили 39% опрошенных. Опасаются улететь за границу и столкнуться с трудностями при заселении в отель 27%, 16% переживают, что могут столкнуться с проблемами при возвращении домой. Самой незначительной бедой организованного туризма участники опроса назвали задержки чартерных рейсов (10%).

Потенциальных клиентов туркомпаний беспокоит ситуация, связанная с прекращением деятельности нескольких туристических операторов. Таких среди респондентов было большинство – 34%. Еще 31% ответили «скорее да», а 28% – «скорее нет». И только 7% однозначно ничего не волнует.

Подавляющее большинство организованных туристов внимательно относятся к планированию отдыха – 63% опрошенных отметили, что они обращают внимание на то, какой именно оператор будет организовывать их поездку, а 45% интересуются тем, на регулярном или чартерном рейсе им предстоит лететь.

Особое внимание в рамках исследования было уделено тому, повлияет ли на поведение потребителей ситуация с финансовыми сложностями нескольких операторов. На вопрос «Допускаете ли вы, что из-за проблем туроператоров в следующий раз решите организовать поездку самостоятельно?» ответ «однозначно да» дали 38% респондентов. Еще 47% были менее уверены и выбрали вариант «скорее да». Отрицательно на вопрос ответили только 14% респондентов.

Руководитель направления пакетных тревел-продуктов OneTwoTrip Антон Ким обратил внимание, что информированность и уровень подготовки путешественников за последние годы существенно выросли. «Многие из тех, чей отдых за рубежом когда-то начался с туров в Турцию или Египет, сегодня готовы самостоятельно организовать поездку практически в любую страну, – прокомментировал он результаты опроса. – Плюс к этому онлайн-сервисы позволяют путешественникам легко сравнить стоимость самостоятельной и организованной поездки по интересующему направлению и сделать максимально объективный и соответствующий пожеланиям выбор».

Г-н Ким уверен, что процесс переориентации потребителей от организованного туризма к самостоятельному планированию поездок в будущем однозначно продолжится. «Но на таких массовых направлениях, как Турция, Кипр, Греция, Таиланд, Вьетнам и других, доля организованного туризма останется высокой, потому что туристу опять же очень просто самому убедится в том, что предложения операторов на них чаще всего выгоднее, а организованная поездка комфортнее», – добавил Антон Ким.

Греция дорожает, но российских туристов не теряет

Греческие власти заявили о возможной высылке двоих российских дипломатов, еще двоим могут запретить въезд в страну. Россиян обвиняют во вмешательстве во внутренние дела государства и попытках подкупа греческих чиновников. Об этом много пишут средства массовой информации, но дипломатический скандал никак не сказался на желании россиян провести отпуск в Греции.

В опрошенных RATA-news турагентствах подтвердили, что от клиентов не было ни одного звонка по этому поводу. И если вокруг происходящего не будут нагнетаться страсти, туристы политического конфликта просто не заметят – тем более в разгар высокого сезона.

Как отметил директор компании Ulixes Владимир Бондарук, Греция из года в год продается хорошо, а в этом году отлично сработала еще и акция раннего бронирования – по привлекательным ценам были разобраны многие объекты размещения, в первую очередь дорогие гостиницы. «Сейчас греческие отельеры подняли расценки, цены кусаются, людей это, конечно, останавливает. Если сравнить нынешний июль с прошлогодним, то продажи идут в аналогичном режиме – ни всплесков, ни провалов, – сообщил он. – Продавать по большому счету уже нечего, ведь и у европейцев Греция пользуется высоким спросом».

Ту же тенденцию подчеркнула генеральный директор компании «А.Е.А.О» Елена Косикова: «Грецию раскупили еще весной, и в первую очередь ушли качественные популярные отели. А начали бронировать еще в декабре, и люди не прогадали – позже цены существенно выросли. Сейчас спрашивают июль-август, но уже допродаем остатки, практически все на стопах».

По мнению директора компании Ilios Tour Юлии Синицыной, туристы, привыкшие к определенному уровню размещению, например, в отеле 5*, вынуждены подстраиваться под новые реалии. «Среднему классу направление становится слишком дорогим, поэтому сложнее подбирать подходящие варианты. У нас много постоянных клиентов, видим, что заметная их часть в этом году отказалась от поездок в Грецию. Но много продаем и дорогого продукта», – сказала г-жа Синицына, упомянув, что спрос остается на уровне предыдущего года.

Елена Косикова добавила, что июнь немного просел по сравнению с тем же месяцем 2017 года, но в целом летняя Греция, несмотря на подорожание отелей, остается лидером продаж с приростом около 20%.

Схожие цифры прироста назвали и в компании OnlineTur. Менеджер Галина Слезко уточнила, что Греция входит в число наиболее востребованных стран для пляжного отдыха. По ее словам, даже вернувшаяся в полном объеме Турция не отбила у Греции туристов. «Это другой тип отдыха, к тому же в Турции идет вымывание среднего сегмента отелей, «четверки» упали в качестве. А Греция предлагает большее разнообразие отелей и курортов. Поэтому страну легче продавать, – пояснила г-жа Слезко. – Уже сейчас объемы греческих продаж превышают прошлогодние на 20%, а бюджеты поездок за счет выбора более качественных отелей подросли на 25-30%». Эксперт также считает, что у россиян уже сложился положительный образ Греции как страны, которая без проблем выдает длинные шенгенские визы. Это тоже добавляет плюсов направлению.

В то же время генеральный директор компании «Гала-Тур» Галина Роговицкая отметила, что этим летом Грецию бронируют чуть реже, чем годом ранее, и тоже по причине подорожания. «Отельеры особых скидок не дают. Недельный тур на двоих с проживанием в «четверке», если повезет в сезон, выйдет от двух тысяч евро. Нас спасают только вип-клиенты, покупающие действительно дорогие туры», – заверила она.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Почти 90% новых брендированных номеров пришлись на города ЧМ-2018

С января по июнь в России появилось 2,8 тыс. брендированных номеров, из них 2,3 тыс., то есть почти 90% – в городах, принимающих чемпионат мира по футболу. Таковы данные компании JLL, которая проанализировала активность гостиничных рынков России, СНГ и близлежащих стран.

Активный ввод номерного фонда под ЧМ-2018 стал причиной значительного роста объема нового предложения по сравнению с предыдущими годами и рекордного результата в России. Для сравнения: в первом полугодии 2017-го на российский рынок вышло 1,9 тыс. номеров, в аналогичном периоде 2016 года – 1,7 тыс.

Городами-лидерами по числу новых номеров в этом году стали Москва и область (1,1 тыс. номеров) и Санкт-Петербург (539 номеров).

 

 

Топ-10 городов по открытию брендированных гостиниц

1 полугодие 2018

Тройка лидеров по количеству планируемого нового номерного фонда среди брендов сейчас выглядит так: Marriott (2,1 тыс. номеров), IHG (почти 1,8 тыс.), Accor (около 1,4 тыс.). Стоит отметить, что на четвертом месте – международный бренд с российскими корнями – Azimut, который собирается в этом году вывести на рынок почти 1,1 тыс. номеров.

С точки зрения географии новых гостиниц 6 тыс. брендированных номеров, или 62% планируемых на 2018 год в регионе, заявлены в России. Далее по активности международных брендов следуют Грузия и Казахстан (по 1 тыс. номеров в каждой) и Армения (661 номер).

Во второй половине года ожидается возвращение на российский рынок немецкого оператора Pentahotel в рамках проекта в доме-книжке на Новом Арбате в Москве.

«География интересов международных гостиничных операторов становится все шире. Такие небольшие рынки, как Небуг, Ульяновск, Архангельск, Саирме, Годердзи, Брест, до этого никогда не были на их радаре. Сейчас приходит осознание того, что рынки крупных городов начинают насыщаться, а туристов, равно как и деловых путешественников, все чаще интересуют новые, неизведанные направления. Таким образом, международные бренды следуют за своей целевой аудиторией», – отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер.

Во время чемпионата Москва приняла более 3 млн туристов

Во время чемпионата мира по футболу Москву посетили более 3 млн туристов, которые останавливались в столице более чем на сутки. Свыше 1,2 млн гостей приехали из дальнего зарубежья. Такие данные сообщил вчера глава столичного Департамента спорта и туризма города Николай Гуляев. Лидерами турпотока, по его словам, стали граждане Китая, США, Германии, Нидерландов и Франции. Г-н Гуляев напомнил также, что в прошлом году Москву посетили 21,6 млн туристов, из них 4,4 млн иностранцев.

В дни первенства в столице функционировали 1 525 официально аккредитованных отелей. В Центральном округе заполняемость гостиниц составила около 95%. Наиболее популярными у туристов были отели 3-5*.

Для удобства и комфортного пребывания иностранцев в Москве к чемпионату было создано несколько туристско-информационных центров. Г-н Гуляев отметил, что работали они круглосуточно и обслуживали ежедневно по 5-6 тысяч туристов на шести языках.

Напомним, глава Ростуризма Олег Сафонов ранее сообщил, что более 5 млн туристов побывали в городах проведения ЧМ-2018 в июне. Количество иностранных туристов составило 2,9 млн человек.

Футбольные матчи проходили в 11 городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Калининграде, Екатеринбурге и Саранске.

Как рассказала вчера же заместитель руководителя пресс-службы президента Республики Татарстан Лилия Галимова, в Казани с 14 июня по 6 июля побывали 300 тыс. туристов и экскурсантов, 297 тыс. посетили Казанский Кремль, на стадионе «Казань-Арена» за дни матчей насчитали более 250 тыс. человек. Самыми посещаемыми, по словам г-жи Галимовой, на 45-тысячной «Казань-Арене» были матчи между сборными Польши и Колумбии, Аргентины и Франции, Бразилии и Бельгии. На этих играх присутствовало по 42 тыс. 873 зрителя.

В свою очередь врио вице-губернатора Самарской области Александр Фетисов сообщил, что с начала Чемпионата мира по футболу регион принял более 250 тыс. фанатов из-за рубежа. Согласно данным регионального Департамента туризма, большинство зарубежных фанатов приехали из стран, чьи сборные участвовали в матчах в Самаре, а также из США, Германии, Китая и Казахстана. С учетом российских болельщиков Самарскую область во время чемпионата посетило около 500 тыс. туристов.

Открыта регистрация на выставку «Отдых-2018»

С 11 по 13 сентября в ЦВК «Экспоцентр» пройдет 24-й международный туристический форум «Отдых-2018». Первые два дня экспозиция будет открыта для профессионалов, в третий день – для всех желающих.

Специалисты туристической индустрии смогут первыми познакомиться с предложениями отрасли на новый сезон, получить наиболее выгодные предложения от международных и национальных партнеров – операторов, отелей, курортных комплексов, перевозчиков, национальных и региональных турорганизаций.

На выставке можно будет лично пообщаться с ведущими компаниями туриндустрии из более чем 50 стран. Интересные предложения приготовили и российские регионы, на их стендах будут представлены лучшие отели и интересные маршруты по культурно-познавательному, индустриальному, эногастрономическому и другим видам туризма.

Для профессиональных посетителей запланирована насыщенная деловая программа. Модераторы и спикеры – ведущие специалисты всех направлений туриндустрии.

Для посещения выставки пройдите регистрацию и распечатайте бейдж, на котором будет уникальный штрих-код. При входе на выставку его сканируют турникеты.

Не забудьте зарегистрироваться заранее, это существенно сэкономит время при входе на мероприятие.

Станьте членом клуба привилегий Amadeus First прямо сейчас!

Стать участником клуба привилегий Amadeus First теперь гораздо проще – новая форма регистрации занимает не более одной минуты. Членство в Amadeus First дает возможность сотруднику турагентства накапливать баллы за бронирования и обменивать их на подарочные сертификаты от ведущих брендов.

Зарегистрироваться в программе Amadeus First может любой агент – гражданин Российской Федерации. Участие абсолютно бесплатно и доступно для сотрудников любых офлайн тревел-агентств (как IATA, так и не-IATA). Учитываются бронирования, созданные агентом вручную не только в системе Amadeus, но в отдельных веб-платформах Amadeus Content Inn (гостиницы) и Content Rail (железные дороги).

Amadeus First – престижный клуб турагентов-профессионалов своего дела. Вы занимаетесь любимым делом – мы дарим вам подарки! Уже больше 3500 презентов нашли своих счастливых обладателей. И это только начало!

Начните получать дары, просто выполняя свою обычную ежедневную работу.

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в Amadeus First прямо сейчас и получите 500 приветственных баллов.

Шаг 2. Уже зарегистрированы? Посоветуйте программу друзьям и получите 200 баллов за каждую рекомендацию.

Ждем вас в нашем клубе экспертов Amadeus!

Проживание в «Парке сказов» по сказочной цене

Бревенчатый дом, банька, посещение объектов «Парка сказов», питание и незабываемая атмосфера – все это по специально цене. «Парк сказов» – первый на Урале тематический парк, посвящённый сказам Бажова, русской сказке и традиционной уральской народной культуре. Он находится в 23 км от Екатеринбурга. Время в пути – около часа.

Спецпредложение «Сказочные будни» включает:

- проживание в гостевом доме 2 суток (в Пермском доме – при проживании до 4 гостей, в Арамильском доме – при проживании 5-8 гостей);

- 2 часа в бане-бочке;

- экскурсия по парку и знакомство с животными «Подворья бабушки Нины» (контактный зоопарк);

- посещение Дома Данилы-Мастера, пещеры Хозяйки Медной горы, Тропы сказов, Дворца Урал Мороза;

- комплексное питание (2 завтрака, 1 обед и 2 ужина).

Стоимость с питанием:

- 8 950 руб. – при размещении 2 человек в Пермском гостевом доме (4 475 руб. стоимость на человека с питанием);

- 10 950 руб. – при размещении 3 человек в Пермском гостевом доме (3 650 руб. стоимость на человека с питанием);

- 12 600 руб. – при размещении 4 человек в Пермском гостевом доме (3 150 руб. стоимость на человека с питанием);

- 15 300 руб. – при размещении 5 человек в Арамильском гостевом доме (3 060 руб. стоимость на человека с питанием);

- 17 100 руб. – при размещении 6 человек в Арамильском гостевом доме (2 850 руб. стоимость на человека с питанием);

- 19 300 руб. – при размещении 7 человек в Арамильском гостевом доме (2 757 руб. стоимость на человека с питанием);

- 21 100 руб. – при размещении 8 человек в Арамильском гостевом доме (2 638 руб. стоимость на человека с питанием).

Доплата за проживание в Арамильском гостевом доме при малом количестве гостей – 1 тыс. руб. за сутки.

 

«Парк сказов»: 8 (343) 372-06-03, mail@parkskazov.ru, www.parkskazov.ru

«Ванд»: парад акций, подарки гарантированы

Порадуй себя приятным бонусом – бронируй туры от «Ванд» и участвуй в акциях. Приятные подарки гарантированы. С «Ванд» работать выгодно.

Бразилия. «Мечты сбываются». Новый год в Бразилии. При бронировании и оплате тура до 31 августа – комиссия турагентствам 12%.

Венгрия. Акция – экскурсия в подарок. Вечерняя прогулка по Дунаю на теплоходе.

Германия. Акции «С любовью из Мюнхена». Бутылка баварского пива – в подарок.

Израиль. Израиль по суперцене и ужин – в подарок. Три ужина на Мертвом море.

Испания. Эксклюзивное предложение на побережье Коста Дель Соль. Экскурсия в Гранаду – в подарок.

Италия. Уникальный путеводитель по Риму – в подарок. При бронировании тура «Римские каникулы» путеводитель в подарок. Отдых на термальных источниках Абано Терме. Трансфер аэропорт Венеция – отель – аэропорт Венеция бесплатно.

Южная Корея. Путеводитель в подарок. Акция действует при бронировании туров до 31 августа. Акция – экскурсия в подарок. Пешеходная экскурсия по центру Сеула с профессиональным гидом. Квест для детей в королевском дворце Кёнбоккун.

Куба. Новый год на Кубе. При бронировании до 31 июля – комиссия 14%.

Мальта. Лето круглый год – Мальта в гости вас зовет. На групповые экскурсионные туры на Мальту действует акция The Endless Summer.

Мексика. Комиссия 20% на комбинированные туры в Мексику. Комиссия 12% на комбинированные туры в Мексику.

Польша. Польша приятней вдвойне – дарим экскурсию в подарок тебе. Увлекательная прогулка «Краковский сувенир» в подарок.

Словения. Акция от отелей Grand Hotel Sava 4* и Zagreb 4*. Одноместное размещение по цене за место в DBL и комиссия турагентствам 20%. Бесплатное посещение бассейна и сауны, аренда велосипеда + мини рафтинг и каяк. Медицинские программы для улучшения здоровья у взрослых и детей. Комиссия турагенствам – 12%.

Чехия. При бронировании тура «Уникальное путешествие, Прага». Экскурсия «Старый город» в подарок.

Подробнее на сайте «Ванд».

Летние фестивали в парках развлечений Южной Кореи

В главных тематических парках Кореи начались летние фестивали, которые продлятся до 26 августа

В парке Lotte World стартовал самба-карнавал. Посетителей ожидают красочный парад и яркие выступления артистов, рассказывающих историю Лотти, талисмана парка, недавно вернувшегося из Бразилии после завершения школы самбы.

В парке развлечений Seoul Land пройдет фестиваль Ghost Waterwars. Гости как следует повеселятся, проходя различные захватывающие миссии и задания, а потом отправятся на вечеринку Ghost Water Wars DJ Party.

Парк развлечений E-World в городе Тэгу – площадка фестиваля Zombie Hunting. Тем, кто приедет в эти дни в парк, предложат увлекательные игры – побег из «Леса смерти», в котором заточены зомби, и «охота» за зомби. По вечерам в выходные и праздничные дни стоит посетить вечеринку Aqua Fantasy Horror Dj Party.

Фестиваль Summer Water Fun в парке развлечений Everland – это соревнования по стрельбе из водяных пистолетов, зажигательная музыка в Bomb Bomb Club под освежающими струями воды и вечернее представление Moonlight Parade с красочной иллюминацией под романтичным покровом летних ночей.

Подробнее на Visitkorea.or.kr.

Дебрецен: радуга впечатлений. Часть 2

Продолжаем рассказ нашего корреспондента о поездке в венгерский город Дебрецен.

 

Ракурс: инфраструктурный. Несмотря на почтенный возраст, Дебрецен быстро подхватывает новомодные тенденции. Городская навигация продумана предельно тщательно. Дорожки для велосипедистов вынесены за пределы проезжей части, а не на ее обочину, как во многих европейских городах. Также предусмотрены они и на пешеходных улочках.

В Венгрии, как и во всей Европе, воду можно спокойно пить из-под крана. А в Дебрецене на улицах еще и полно питьевых фонтанчиков и колонок.

Из центра города можно куда угодно дойти за полчаса. А в какую сторону идти – легко определиться, забравшись на одну из смотровых площадок.

 

Ракурс: гастрономический. В Дебрецен стоит ехать даже ради одного только посещения ресторанов и бистро. Тем более что с местными бистро будет сложно потягаться многим ресторанам высокой кухни. Кухня прекрасная, обслуживание – быстрое, порции – впечатляющие. Правда, нужно помнить, что основа местных кушаний – все же мясо. Буйволиное, куриное, утиное, говядина, свинина…

Россияне везут из Венгрии сыры, колбасы, токайские вина, особой популярностью пользуется местная фуа-гра. Так что очень кстати придется стандартный тариф WizzAir, подразумевающий больший вес багажа, чем у большинства лоукостеров: до 32 кг на человека плюс 10 кг ручной клади.

К слову о вине: еще Петру I в бытность настолько понравилось токайское, что в 1714 году он отправил офицеров с конвоем в Токай: «...для покупки про наш обиход 300 бочек вина венгерского». Российская царица Анна Иоанновна в 1732 году создала даже особую Комиссию венгерских вин, следившую за производством напитка и его отправкой. Вино перевозилось по маршруту Токай – Киев – Москва, а оттуда пароходом до Петербурга. В то время российские закупки составляли две трети продукции региона. Дошло до того, что токайского стало не хватать венскому королевскому двору!

«Винный рай» – городок Токай – всего в 82 км от Дебрецена. Уютный и небольшой: последняя перепись насчитывает всего 4600 жителей.

Туристы в основном приезжают сюда без ночевки – погулять, продегустировать вино. Дегустации в винодельнях обычно бесплатные.

Отелей в городе почти нет, в основном предлагают апартаменты. Но на верхних этажах зданий с винными ресторанами владельцы нередко держат несколько комнаток – на всякий случай.

 

Ракурс: природный. 40 км от Дебрецена – и вы в национальном парке Хортобадь площадью более 800 кв. км, он включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Символ парка – девятиарочный мост, построенный в 1833 году.

Он до сих пор один из самых длинных в стране, хотя пересекает не реку, а болотную топь.

Близ моста – чарда, то есть постоялый двор, 300 лет назад принимавший усталых путников древней Соляной дороги, ведущей в Трансильванию. Сейчас здесь этнографическая выставка. Есть на территории парка еще несколько музеев и ярмарка.

Но самое интересное здесь и самое прекрасное – животные, населяющие парк.

В парке обитают удивительные дикие кони породы нониус, потомки лошадей Пржевальского. Сотни буйволов и целых 24 тысячи знаменитых серых венгерских коров, размах рогов которых достигает двух метров.

Присматривают за местными четвероногими обитателями гуляши. Между прочим, ничего смешного: «гуляш» в венгерском языке – пеший пастух, в противовес конному – «чикош».

Пастухи заботятся о «населении» нацпарка, а еще устраивают шоу для туристов, демонстрируя поразительное взаимопонимание людей и животных.

Буйволы – весьма опасные животные, способные развивать скорость до 60 км в час, слушаются пастуха, как дрессированные собачки. А лошади по команде принимают самые невероятные позы.

Еще в Хортобадь можно увидеть овечек с витыми рогами – настоящих козерогов, познакомиться с бытом венгерских пастухов, каким он был столетия назад.

А заодно и с самими пастухами, чьи одеяния – да и они сами – весьма колоритны. Традиции тщательно блюдут: например, есть даже ежегодный конкурс на самые красивые усы. Господин на фото – призер прошлого года, завоевавший третье место. В этом году, впрочем, он с полным правом рассчитывает на первое. Не знаю, по каким критериям судьи оценивают усы, но они у него потрясающие.

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Фото автора и VisitDebrecen

Вышел в свет новый путеводитель по Хорватии

Издательство «Аякс-Пресс» предлагает отправиться в путешествие по замечательной Хорватии с новым путеводителем, вышедшим в серии «Русский гид-Полиглот». Любителей размеренного отдыха ждут ласковое солнце, лазурное море и побережье, обрамлённое поистине волшебными пейзажами – крутые скалы, покрытые лесами горы, кипарисовые и апельсиновые рощи. Южная Далмация создана для любителей виндсерфинга, остров Корчула – идеальное место для ценителей хорошего вина, северо-западная Хорватия и столица Загреб – средоточие первоклассных музеев и памятников архитектуры.

Для путешественников разработаны уникальные маршруты по Истрии и Северной Далмации, по побережью и жемчужине Адриатики – Дубровнику. Книга подскажет как подняться на вершину Свети-Юре, посетить устричную ферму и провести «Две недели под знаками козы, льва и орла».

Чтобы облегчить выбор, путеводитель «Хорватия» предлагает 11 проверенных маршрутов на любой вкус. Каждый из них нанесён на карту, которых в книге двенадцать. Помимо карт и маршрутов с описанием достопримечательностей, размещена и практическая информация – полезные ссылки, адреса, расписание работы музеев и общественного транспорта, схемы проезда до популярных природных достопримечательностей и курортов. Путеводитель дополнен подробной картой (в накладном кармане на обложке), а также мини-разговорником.

Есть также разделы, которые помогут подготовиться к путешествию – краткая история государства, информация о транспортном сообщении (международном и внутреннем), календарь предстоящих событий и праздников. Раздел климат поможет выбрать лучшее время для поездки, а информация о гостиницах и ресторанах – сориентироваться во всем многообразии предложений.