РАТА-новости от 13.10.2008
ФАС России выслушал все стороны на совещании по фингарантиям
10 октября в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялось совещание по обсуждению двух законопроектов «О внесении изменений в статью 17.2 ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”», внесенных в Госдуму РФ депутатами Владиславом Резником и Александром Ковалем. В них предлагается увеличить финансовую гарантию туроператоров с 10 млн. руб. до 150 млн. и 100 млн. соответственно.
В обсуждении законопроектов приняли участие представители Госдумы РФ, Минспорттуризма России, Ростуризма, Общероссийской общественной организации «Опора России», ТПП РФ, РСПП, Ассоциации туроператоров России, Российского союза туриндустрии, Всероссийского союза страховщиков, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Новосибирской ассоциации туристских организаций, юридического агентства «Персона Грата» и др. Вел заседание начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев
Как сообщает официальный сайт ФАС, большинство выступающих отметили, что предлагаемое увеличение финансовых гарантий не отвечает целям законопроектов, указанных в пояснительных записках, так как не защищает потребителей туруслуг, в частности, крупных компаний, а для средних компаний создает несоразмерные реальным рискам барьеры для туроператорской деятельности.
В ближайшее время ФАС России примет официальную позицию по результатам состоявшегося обсуждения и направит ее в Госдуму и в Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. А мы пока расскажем подробнее о том, что происходило на совещании.
От Торгово-промышленной палаты РФ выступил руководитель Комитета по предпринимательству в сфере туристкой, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Он ознакомил участников совещания с решением недавно прошедшего заседания комитета, на котором обсуждались планируемые поправки к закону о фингарантиях. Г-н Барзыкин рассказал, что в последнее время немало ездил по регионам, общался с туроператорами, и у него есть все основания говорить о несоразмерности предлагаемых фингарантий оборотам региональных компаний. По данным Росстата, средний годовой оборот турфирмы в 2006 году составил 18 млн. рублей. Сегодня, по оценкам РСТ, если говорить о региональном турбизнесе и не считать продажи билетов, у большинства компаний годовой оборот не превышает 30 млн. рублей, а обороты в 50 млн. и, тем более, 100 млн. рублей характерны лишь для немногих региональных лидеров. Кроме того, по мнению Юрия Барзыкина, нельзя не учитывать соотношение совокупных сумм финобеспечения, перечисленных туроператорами страховых премий и реально выплаченных туристам средств в счет возмещения ущерба. За период действия гарантий только по линии международной туристической деятельности финансовое обеспечение было предоставлено на общую сумму более 45 млрд. рублей, живыми деньгами за это было заплачено более 400 млн. рублей, а выплачено компенсаций - несколько десятков миллионов. То есть это, скорее, механизм, работающий в пользу страхового бизнеса.
Эту тему развил в своем выступлении председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. Он сказал, что если страховые выплаты составляют менее 10% собранных страховщиками средств, такие гарантии больше напоминают налог в пользу страховых компаний, чем инструмент защиты прав потребителей. Г-н Янин также заявил, что предложенные законопроекты не отвечают интересам потребителей, в частности, не защищают клиентов крупных турфирм, поскольку их обороты несоизмеримо больше предлагаемых сумм финобеспечения. Кроме того, законопроекты не предусматривают поправок, упрощающих порядок получения возмещений, а также не исправляют ошибочно введенную систему фингарантий для въездного туризма. «По нашей информации, ни одна страховая компания в России за период действия фингарантий не выплачивала компенсацию иностранным туристам. А по информации наших коллег из крупнейшей организации по защите прав потребителей Германии, в их консультационные центры не было ни одного обращения с просьбой оказать содействие в защите их интересов после поездок в Россию. Таким образом, все страховые сборы во въездном туризме на 100% идут в пользу страховых компаний», - сказал Дмитрий Янин.
От имени АТОР выступила президент компании «Спектрум» Евгения Конколь. Она заявила о необходимости увеличить суммы фингарантий, однако заметила, что закон нуждается в комплексной доработке с точки зрения оптимизации всей системы взаимоотношений между туроператорами, турагентами и клиентами.
Владимир Канторович, который, судя по стоявшей перед ним табличке, представлял Госдуму РФ (он возглавляет Экспертный совет Комитета по экономической политике и предпринимательству), заявил, что благодаря принятию закона компенсацию получили тысячи туристов. Что же касается сумм финобеспечения, то дело не в них. Будь они и 100, и 150 млн. рублей или миллиард – соответствие реальным рискам, в том числе и с точки зрения их соотношения в сфере въездного и выездного туризма, должно регулироваться страховыми тарифами. По мнению г-на Канторовича, проблемы монополизма в сфере туризма существуют, но они больше касаются авиаперевозок. Например, на линии Москва – Париж работают всего две авиакомпании - «Аэрофлот» и Air France, которые установили непомерно высокие цены на билеты. А все эти страсти по поводу фингарантий и возможных последствий их увеличения нагнетаются «из одного центра», руководитель которого «ни дня не работал в бизнесе».
По поводу регулирования с помощью страховых тарифов президент РСТ Сергей Шпилько сказал, что еще весной союз обращался в Росстрахнадзор, предлагая дифференцировать рекомендованные страховые тарифы для компаний, специализирующихся в области въездного и выездного туризма. Но это не было сделано со ссылкой на то, что действующий закон такого разделения не предусматривает. По словам г-на Шпилько, закон изначально носил «преступный характер», поскольку принимающих туроператоров и гостиницы ради получения референс-номера заставили оплачивать страховку, по которой средства иностранному туристу просто не могут быть выплачены. Ведь для этого необходим, как минимум, договор о реализации турпродукта, который иностранный турист с принимающей стороной не заключает. Получается узаконенное фиктивное страхование.
По мнению РСТ, финансовые гарантии нужны, но, как изначально и предлагал союз, они должны быть дифференцированы. Это может быть либо страхование каждого договора в отдельности, либо страхование рисков в зависимости от оборотов фирм. Возможно, следует разделить страхование рисков финансовой несостоятельности и ответственности по договору. Но многократное увеличение сумм финансового обеспечения без их дифференциации – просто способ передела рынка.
Президент Новосибирской ассоциации туроператоров Елена Комлева в своем выступлении привела данные об оборотах туроператоров в различных регионах Сибирского федерального округа, которые значительно меньше предлагаемых сумм финансового обеспечения. Кроме того, по ее словам, была проанализирована практика 39 известных сибирских туроператоров, которые оформили фингарантии в трех страховых компаниях. Получилось, что выплаты в счет возмещения ущерба туристам за период действия гарантий производил лишь один страховщик на сумму всего 45 тыс. рублей.
Руководитель Правового управления Всероссийского союза страховщиков Павел Бичикашвили заметил, что нет оснований предъявлять какие-либо претензии страховщикам, но по тарифам действительно надо работать.
Тимофей Нижегородцев напомнил, что во время обсуждения предыдущих изменений в закон «Об основах туристской деятельности» ФАС также предлагал дифференцировать суммы фингарантий. И если бы депутаты прислушались, то сегодня не возникло бы проблем с выплатой возмещений в истории с «Детуром». Г-н Нижегородцев пояснил, что Правовое управление Госдумы РФ в своем заключении отметило необязательность согласования внесенных законопроектов с Правительством РФ, поскольку они не влекут за собой финансовых последствий для бюджета. Но это не значит, что нет предмета для рассмотрения этих законопроектов заинтересованными министерствами и ведомствами. Он предложил Минспорттуризму вместе работать в этом направлении. Кроме того, Тимофей Нижегородцев внес предложение о создании консультативного совета по вопросам конкуренции в сфере туризма, которое было поддержано участниками совещания.
Туристические ассоциации Урала категорически не согласны с авторами законопроектов по фингарантиям
Три туристических ассоциации Уральского региона - Уральская ассоциация и туризма (Свердловская область), Пермская туристической гильдия, Челябинская ассоциации туристических агентств обратились к руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву с письмом, касающимся внесенных в Госдуму законопроектов о фингарантиях.
Туристические ассоциации Урала выразили категорическое несогласие с концепцией предложенных законопроектов. Как говорится в письме, предлагаемые поправки в закон, в случае их принятия в нынешней редакции, нанесут непоправимый ущерб развитию туризма в регионах, приведет к монополизации рынка, росту цеп на туруслуги и существенному сужению спектра предложений. Туристические предприятия малого бизнеса будут вынуждены закрыться, либо уйти в теневой бизнес, что противоречит декларируемому президентом страны курсу на поддержку малого предпринимательства.
Фингарантии, конечно, необходимы российскому турбизнесу, но в абсолютно ином виде, чем предлагают вышеупомянутые законопроекты. Для реальной и действенной защиты прав потребителей туруслуг необходимо дифференцировать суммы финансового обеспечения ответственности туроператоров пропорционально реальному объему обязательств по заключаемым ими договорам о реализации турпродукта.
Исходя из правоприменительной практики действующего отраслевого закона количество выплат по договорам страхования в среднем не превысило 1% от совокупного объема обеспечения, говорится далее в письме. Это подтверждается и статистикой по уральскому региону, и установившимися средними ставками страховых премий (1% от сумм обеспечения). Что касается выплат по договорам страхования ответственности в сфере въездного туризма, то как и ожидалось, за период действия фингарантий не было зафиксировано ни одного случая возмещения! Это еще раз доказывает, что равныу суммы финобеспечении для въездного и выездного международного туризма противоречит здравому смыслу и абсурдно с точки зрения самой концепции закона.
Предлагаемые законопроекты противоречат мировой законодательной практике, правилам свободной конкуренции, так как институт фингapaнтий в большинстве развитых стран работает по принципу равных условий для участников рынка, устанавливая финансовую ответственность туроператора пропорционально объемам его деятельности.
Кроме того, анализ правоприменительной практики действующего отраслевого закона свидетельствует о наличии целого ряда иных противоречий и проблем, ряд статей закона требует существенной доработки. Считаем необходимым отклонить предложенные законопроекты и провести комплексную доработку действующего закона с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе представителей регионов и малого бизнеса, говорится в письме.
Потеряет ли ГТК «Россия» зимнюю чартерную перевозку?
В минувшую пятницу, во второй половине дня в интернете появилась информация, что Росавиация запретила петербургской авиакомпании осуществление зимней чартерной программы. Заметим: информация появилась где угодно, но только не на официальном сайте Росавиации. Не было ее там и на 23.00 вчерашнего дня.
Вечером того же дня появился официальный комментарий ГТК «Россия», в котором говорится, что в компанию не поступало никаких запретов на выполнение чартерных рейсов. Перевозчик получил от Росавиации уведомление о необходимости устранения нарушений при оформлении заявок. Заявки на выполнение чартерной программы будут скорректированы после выяснения причин отказа и направлены для рассмотрения в Росавиацию в установленном порядке. В любом случае, говорится в обращении, чартерная программа полетов на зиний период 2008/2009 гг. будет выполнена ГТК «Россия» в полном объеме в соответствии с заключенными ранее договорами.
В Росавиации поясняют, что решение было принято в исполнение поручения министра транспорта от 29 сентября, где Игорь Левитин требует от Росавиации объяснений причин 20-часовой задержки рейса «Внуково» - Шарм-эш-Шейх 26 сентября. Министр ссылается на проверку Ространснадзора, «которая выявила серьезные нарушения на всех этапах программы подготовки и выполнения рейса», и требует «предоставить материалы о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, отвечающих за чартерную программу» в авиакомпании.
По данным «Коммерсанта», основное нарушение было в том, что самолеты Ту-214 «России» не оборудованы системой предупреждения столкновения с землей, что не соответствует европейским требованиям безопасности полетов. Тем не менее 26 сентября самолет Ту-214 отправился в Шарм-эш-Шейх по маршруту через территорию Кипра. Авиационные власти Кипра отказали ему в праве пролета, и экипаж вернулся обратно во «Внуково». В аэропорту пассажирам не предоставили питания и номеров в гостиницах, что также отмечено в отчете и поручении министра. Генеральный директор ГТК «Россия» Сергей Михальченко подтвердил, что претензии Росавиации касаются самолетов Ту-214. «О технических проблемах с этими самолетами мы сами докладывали в Росавиацию, и я уверен, что запрет может касаться только их», сказал он.
Согласно уведомлению Росавиации, ограничения коснулись чартерных рейсов из Москвы в Шарм-эш-Шейх и Хургаду, а также из Санкт-Петербурга в Катанию, Тенерифе, Гоа, Коломбо, Пхукет, Палермо и Овду. Общая частота движения предложенной «Россией» чартерной программы - 19 рейсов в неделю. «Если программа на зиму все же действительно не будет согласована, в условиях финансового и топливного кризиса это будет равносильно убийству компании», - считает Сергей Михальченко. Его заместитель Дмитрий Голубков уверен, что авиакомпании удастся устранить все нарушения и «чартерная программа в любом случае будет выполнена». По словам главы Росавиации Евгения Бачурина, шанс на согласование чартерной программы у авиакомпании остается, но это будет сделано только после всестороннего разбирательства и наказания всех виновных.
Как сообщил RATA-news руководитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, ГТК «Россия» осуществляет до 80% чартерной перевозки на рынке Северо-Запада.
Генеральный директор «Красэйр»: «Мы виноваты перед пассажирами»
Совладелец «Эйрюнион» Борис Абрамович (фото) рассказал «Ведомостям», почему эта компания потерпела крах и чем, потеряв ее, он теперь будет заниматься. Мы публикуем это интервью с некоторыми сокращениями.
- Почему вы довели ситуацию с «Эйрюнион» до такого состояния, когда множество людей, купивших у вас билеты, были вынуждены сутками томиться в аэропортах, а сами вы лишились бизнеса?
- На месте «Эйрюнион» сейчас может оказаться не одна компания. Например, в «Дальавиа» проблемы те же. Отрасль пребывает в системном кризисе. Чиновникам надо принимать быстро много мер. Надо укрупняться быстро, пошлины на авиатехнику отменять быстро, аппетиты монополий укрощать быстро, и не только в части заправки топливом. И опять тот же фактор времени. Я до сих пор сильно переживаю по поводу того, что не смогли должным образом выполнить свои обязательства перед пассажирами. Какие бы мы ни находили объективные причины произошедшего, нашим клиентам ничего не докажешь. Да им этого и не надо. Они не смогли вовремя вылететь. И мы перед ними виноваты.
- Но почему вы продолжали продавать билеты, понимая, что у компании серьезные, практически неразрешимые проблемы?
- Если кто-то думает, что мы начали останавливаться, но при этом продолжали продавать билеты, — это полный бред! Продажа прекратилась после задержек «Красэйр» в «Домодедово» в августе. Но на высокий сезон билеты раскупаются за полгода вперед.
- После массовой задержки рейсов в «Домодедово» вы как будто затаились — никаких заявлений не делали, где находитесь, не известно, даже сейчас мы с вами не лично встречаемся, а по телефону разговариваем…
- Не так. Мы сами информировали чиновников о сложившейся ситуации. А потом вместе — и чиновники, и бизнес, и я — думали, как разрулить ее. И создание антикризисного штаба как раз показывает, что боролись общими усилиями. Мы со своей стороны что могли, то и делали. Но уже с приходом «Атлант-союза» и руководителя антикризисного штаба Виталия Ванцева моего активного участия не требовалось.
- Скажите, в чем был ваш личный просчет, который привел к краху бизнеса?
- Альянс «Эйрюнион» на базе пяти компаний появился в
- А риска в том, чтобы объединять неблагополучные, убыточные компании, вы не видели?
- Мы не объединяли убытки, мы объединяли компании, часть которых была в тяжелом финансовом положении, но был лидер — «Красэйр». Мы доказывали в своих расчетах, какой ожидается эффект от объединения, какова будет доходность, прибыльность компании. При правильном объединении и стыковке маршрутной сети и правильном использовании соответствующего парка этот эффект как раз и получался. При объединении маршрутной сети уменьшаются издержки, сеть обрабатывается меньшим количеством самолетов. Парк получается экономически выгодным, что в итоге дает источники финансирования для его обновления.
- Но как раз парк и был одним из слабых мест «Эйрюнион» — старые самолеты…
- Существующий парк был не самый лучший, но по экономике он выдерживал. И компании не стремились менять Ту-154, потому что они вписывались в ту ценовую политику на рынке. А вот парк ДАЛ уже тогда не вписывался ни в какую экономику. Он состоял из Ил-62. Этот самолет себя не окупал, хоть стоя пассажиров в нем вези. Мы, где могли, замещали Ил-62 на Ту-154. Начали решать вопросы по семейству Boeing. Вот знаете, почему «Сибирь» так быстро решает проблему реновации парка? Потому что решения нужно принимать оперативно. А у нас был период, когда полгода рассматривалась программа по Ан-148. В результате покупку этих самолетов чиновники нам не одобрили несмотря на то, что уже были контракты на руках.
- Вы сказали, что было важно объединить все быстро. А когда поняли, что сроки затягиваются, что стали предпринимать?
- У нас уже не было обратного пути. Где-то указы президента и постановления правительства согласовываются, где-то оценки идут. И что нам делать? Сказать на этапе согласования документов: знаете, мы тут передумали объединяться? Если бы на первом этапе мы понимали, что процесс будет не таким быстрым и все это упрется в бюрократическую процедуру, возможно, мы бы принимали другие решения. Может быть, прекратили заниматься финансовым оздоровлением ДАЛ, «Самары» и «Омскавиа». И просто нарастили бы число маршрутов у «Красэйр». Но мы стали заложниками выбранного пути. В России нет нормативной базы, которая бы позволяла разным авиакомпаниям оперировать единым парком. Там, где можно было на линии поставить Boeing или Ту-154, нам приходилось летать на Ил-62, потому что это был маршрут ДАЛ под аккредитацию этого самолета. Сумасшедшие издержки! Где-то надо было держать дополнительный персонал, потому что было пять самостоятельных юрлиц.
- Говорят, что Минтранс и Минэкономразвития были сторонниками создания «Эйрюнион». Почему же при такой поддержке вам не удалось реализовать проект?
- Не знаю. Я думаю, что оппонентов создания «Эйрюнион» было достаточно много. Отдельные операторы на рынке видели угрозу собственной эффективности. Да, Минтранс и Минэкономразвития нас поддерживали. Мы ведь не случайно пришли к мысли, что надо создать крупную компанию с негосударственным контролем. Все для того, чтобы достойно конкурировать с другой крупной компанией, но с госучастием. Это было бы действительно по-рыночному — конструктивная реальная конкуренция, а не соревнование чиновников-лоббистов в советах директоров.
- А кто были эти оппоненты?
- Это и так понятно. Я думаю, что ресурс у тех, кто не хотел, тоже был достаточный. Из-за этого процесс и затягивался. Не может быть так, что индустрия и государство понимают важность проекта, а процесс идет медленно…
- Почему со стороны Росимущества было противостояние? В итоге оно и стало главным вашим оппонентом.
- Я бы не назвал позицию Росимущества противостоянием. Мне кажется, просто у тех чиновников, которые тогда работали, не было индустриального понимания [по созданию «Эйрюнион»], а был формальный подход. Возможно, боязнь ответственности: ведь стоял вопрос передачи контрольного пакета частным акционерам. Не каждый чиновник может оценить ситуацию и выработать свою позицию. Мне кажется, что такой формат объединения [с контролем у частных лиц] был предложен впервые и такая осторожная неспешная позиция чиновников на том этапе, бесспорно, негативно сказалась на судьбе проекта.
- Многие участники рынка, кредиторы отмечают, что «Эйрюнион» стал накапливать долги с
- На момент создания альянса единственным успешным предприятием была «Красэйр». ДАЛ, «Самара» были нефинансируемыми компаниями, требующими значительных инвестиций. «Красэйр» в меру возможностей поддерживала этот конгломерат. Но бесконечно тянуть эту лямку компания не могла. И в конце 2006 — начале
- Так почему же, несмотря на копившиеся финансовые проблемы, вы продолжали кредитоваться? Шли ва-банк?
- Ва-банк не шли. Но одно другое тянет. Проблема в чем? Мы взяли компании, у которых было много дорогих коротких кредитов. И когда пришло время их рефинансировать, возникло две проблемы. Напряжение с ликвидностью у банков — и они рисковые кредиты уже не рефинансировали; и отсутствие обеспечения у перевозчиков — у всех, не только у «Эйрюнион». Если раньше мы могли спокойно отдавать под обеспечение российские самолеты и получать кредиты, то с ростом цен на керосин вся авиационная техника обесценилась.
- А почему не удалось спасти ситуацию, уже когда в партнерах были «Ростехнологии»?
- Во второй раз мы просто не успели доделать. Не хватило финансовой устойчивости. Что здесь делать? Просто встали. Мы все свои проблемы засветили, когда поняли, что ситуация на рынке усугубила нашу финансовую устойчивость. И подняли вопрос о рефинансировании наших текущих обязательств. Я до сих пор уверен, что если бы было принято решение о рефинансировании кредитного портфеля, то смогли бы избежать коллапса, обеспечить преемственность бизнеса, сохранить маршрутную сеть, лояльность пассажиров. Я уверен, что по затратам это гораздо меньше, чем сегодня инвестировать в новые компании, в возрождение этой сети.
- А сколько требовалось для рефинансирования?
- Около 10-12 млрд руб. Причем сумма могла поступать поэтапно, не сразу.
- О рефинансировании речь стала идти после того, как к созданию «Эйрюнион» подключились «Ростехнологии»?
- Мы озадачились этим, когда начался рост цен на керосин, — с конца
- А еще есть версия: когда вы поняли, что не удастся получить контроль в новой авиакомпании, то и начали копить долги, а заодно и выводить активы.
- Мы из тех сумасшедших владельцев, которые активы не выводили. Как говорил классик: мелочь по карманам не тырим. Для нас всегда была важна общая капитализация тех активов, в которых мы участвуем. И ни одного актива никогда из компаний не выводилось! Более того, в отличие от своего партнера — государства — мы свои активы закладывали в виде обеспечения, для того чтобы привлечь деньги в эти компании.
- Но налоговики подозревают частных акционеров «Эйрюнион» в снижении налогооблагаемой базы и выводе активов, так как самолеты, которые использовали ваши авиакомпании, находились в собственности сети офшорных компаний, различных ООО. Зачем они?
- Мы изначально приобретали компании с той корпоративной структурой, которая у них была. Ничего нового мы не делали. Если собственники — офшоры, то мы покупали активы у офшоров. Что касается претензии налоговиков. Я полностью уверен, что наш финансовый менеджмент делал все правильно. Что мы и доказываем в арбитраже. Уверен, мы сможем доказать, что никаких схем уводов-приводов нет.
- Но тогда возникает вопрос: откуда у Абрамовичей деньги на венгерского перевозчика Malev?
- Это структурированная сделка совместно с ВЭБом, причем все это публиковалось, и в вашей газете в том числе. Сделка в европейском стиле — с финансовым партнером, как это положено. Совершенно понятная, прозрачная. Ни у кого вопросов не вызывала и в будущем не вызовет. Все, что требовалось с моей стороны, я взял из личных средств. Я 20 лет в бизнесе и, поверьте мне, мог получить какие-то собственные активы, кредиты, для того чтобы вкладывать их в новый бизнес.
- Malev не собираетесь продавать?
- Не планируется. А все эти разговоры о том, что Мalev — успешная компания, преувеличены. Она, как любая европейская авиакомпания, имеет те же проблемы, которые есть на рынке, — и кризис ликвидности, и дорогое топливо. У Мalev очень много проблем. Но отличие этой компании в том, что она уже была структурированной с точки зрения расходов, управления, активов и проч., как-то подготовлена к такому кризису, потому что ее не надо было ни с кем объединять и пытаться чего-то оптимизировать. И, конечно, мы за полтора года провели большую работу по сокращению издержек. Сейчас Маlev занимается перестройкой флота — приобретает самолеты меньшей емкости. А также занимаемся корректировкой маршрутной сети. Перевозчик отказывается от длинных рейсов в США, Канаду, но увеличивает короткие по Восточной Европе.
- А как заявленные планы, что по итогам
- Сейчас идет корректировка бизнес-плана, связанная с тем, что структура издержек стала другой. Как и в других авиакомпаниях, там сокращается персонал. По итогам
- Дополнительных средств на Malev не потребуется?
- Всем авиакомпаниям нужны дополнительные деньги. Malev не исключение.
- История с «Эйрюнион» негативно отразилась на Sky Express. У компании тоже обнаружили долг. Как обстоят дела с этим активом?
- В итоге выяснилось, что никаких долгов нет. Нельзя связывать два этих актива. У Sky Express совершенно другое позиционирование. А вообще вопросы по Sky Express надо задавать Sky Express.
- Но вы же совладелец?
- Что касается моего присутствия в этой компании, то мне интереснее быть консультантом, чем я и занимаюсь достаточно давно. Компания имеет свою структуру акционеров, там есть, в частности, ЕБРР. Меня в акционерах нет.
- Каковы ваши планы на будущее?
- Сейчас меня заботит не это. Мне важно сейчас максимально сгладить последствия произошедшего. Чтобы не осталось людей, выброшенных на улицу. Чтобы с кредиторами удалось рассчитаться.
- В российской авиации останетесь?
- Так сложилось, что за все годы участия в бизнесе я, кроме авиации, ничем не занимался. Чем я смогу заниматься помимо авиации? Пока я себя в другой сфере не вижу.
Национальные общины Ямала за устойчивое развитие эко-этнотуризма
Государственное учреждение ЯНАО «Окружной центр развития туризма» («Ямалтуром») и национальная община «Нохращь» (в переводе с хантыйского языка означает «брат кедра») подписали соглашение о сотрудничестве по приему туристов в охотничьих угодьях Шурышкарского района. Община Дениса Нахрачёва (пять семей потомственных рыбаков и охотников) готова принимать туристов в окрестностях поселка Казым-Мыс уже со второй половины октября 2008 года. Туристам предложат охотничьи туры – «Осенняя (весенняя) охота на гуся», «Осенняя охота на боровую дичь» (глухарь, тетерев, рябчик), «Охота на медведя», «Охота на лося».
По словам главы общины, Казым-Мыс раньше был местом, где соревновались в охотничьем промысле. Из-за труднодоступности поселка, люди редко приезжают сюда – в край непуганых птиц и зверей. Сегодня Казым-мыс – это идеальное место для охоты.
По дороге за ямальскими трофеями туристы будут «задабривать» местных духов, почитать священные родовые места по берегам реки Зажимчар – бросать серебряные монеты в воду, оставлять им жертвоприношения в виде напитков и кусочков пищи, завязывать ленточки на березе для удачной охоты и хорошей погоды. Как сообщили в «Ямалтуре», уже имеются заявки из Екатеринбурга от группы туристов, желающих поохотиться в октябре на боровую дичь в угодьях кедровых братьев.
Также в этом году продолжит свою работу по приему туристов национальная община «Канащ ёх» (в переводе с хантыйского языка – «люди из рода князей») в Приуральском районе. Семья Людмилы и Геннадия Тайшина по договоренности с «Ямалтуром» с июня месяца принимала туристов в летнем гостевом чуме, установленным на берегу озера в 18 км от Салехарда. Тур выходного дня «Чум у озера» включал знакомство с традиционным укладом жизни хантыйского народа, внутренним убранством кочевого жилища, национальной кухней остяков. За два с небольшим месяца община приняла более 70 человек. Тур стал настолько популярным, что представители «княжеского рода» согласились на круглогодичный прием туристов. В планах «Канащ ёх» – установка второго чума, катание на оленьих упряжках и снегоходах, подготовка площадки для детских игр.
Валь-ди-Фасса – самый популярный горнолыжный курорт Италии
Двенадцать горнолыжных курортов Италии вошли в список пятидесяти самых популярных мест у российских любителей зимнего отдыха. Однако лидирующие строчки в рейтинге альпийских горнолыжных курортов в России по итогам сезона 2007/2008 занимают Австрия и Франция. Наивысшее достижение Италии – это шестое место Валь-ди-Фассы. Всего в течение сезона 2007/2008 в стране отдохнули 25477 горнолыжников из России, при этом ни один из курортов не показал отрицательной динамики посещаемости.
В частности, по данным маркетинг-агентства Proalps, количество российских туристов, выбравших для своего отдыха Валь-ди-Фассу, увеличилось на 39,6%. Общее число проведенных ночей составило 57524, в среднем туристы приезжали сюда на 8,4 дня. Практически такой же (38,2%) рост показала Валь-Гардена, поднявшаяся с тринадцатого на десятое место: 4754 туриста, 39696 ночевок и 8,4 дня отдыха. Червиния также переместилась на две позиции вверх, приняв на 38,7% туристов больше, чем год назад. Катание на этом курорте выбрали 3113 гостей из России, им хватило ровно 8 дней. Мадонна-ди-Кампильо приняла 3024 россиянина, отдыхавших 7,5 дня; рост составил 20%.
Интересно, что практически все вошедшие в список курорты, за исключением Бормио, Сестриере и Ливиньо, приняли на 10-30% российских горнолыжников больше, чем в прошлом сезоне. Три названных курорта не увеличили, но и не потеряли числа гостей. А вот Курмайор, принял немного туристов (1192 человека), но продемонстрировал почти 69-процентный рост турпотока из России, что позволило ему подняться с 40-го на 33-е место в списке. (Travel.ru)
Бесплатный семинар «Интернет-реклама туризма: вчера, сегодня, завтра»
Рекламные агентства «ТРИ: Туризм-Реклама-Интернет» и «Позитив» проводят 22 октября в 15.00 бесплатный обучающий семинар по теме: «Интернет-реклама туризма: вчера, сегодня, завтра».
Программа семинара:
1. Оптимизация и продвижение туристических сайтов в поисковых системах.
2. Эффективная стандартная реклама в интернете для туризма.
3. Нестандартная реклама для туризма: спецпроекты.
4. Рекламные возможности проекта www.gooddays.ru.
5. Преимущества и недостатки скрытой рекламы.
6. Будущее интернет-рекламы.
7. Фуршет.
Докладчики – директор по развитию туристического портала www.gooddays.ru Алексей Анненков, генеральный директор рекламного агентства «ТРИ: Туризм-Реклама-Интренет» Ирина Ворошилова, директор по проектам рекламного агентства «Позитив» Геннадий Нагорнов, генеральный директор туристического портала www.travel.ru Анастасия Патрышева.
Приглашаются руководители рекламных отделов турпредставительств, туроператоров, авиакомпаний.
Регистрация по e-mail: seminar@t-r-i.ru. Тел.: (495) 517-09-27.
«Атлантис Лайн»: в круиз за красотой
Круизный оператор «Атлантис Лайн», официальный партнер ведущих круизных компаний, предлагает отправиться в морское путешествие на лучших лайнерах, оборудованных современными СПА центрами.
Cunard Royal Spa на лайнере Queen Victoria создан, чтобы изменить представление о СПА на борту круизных лайнеров. Здесь предлагаются такие экзотические и роскошные процедуры, каких нет ни на одном СПА курорте мира.
На лайнере Carnival Splendor самый совершенный и роскошный СПА центр в море – Cloud 9 Spa, в котором царит атмосфера неги, релакса и омоложения. Центр заработал в 2008 году и использует самое современное оборудование.
The Spa at Silversea на лайнерах Silversea представляет новую концепцию. Главное в ней – гостеприимство, эксклюзивный выбор инновационных методов лечения и шедевры СПА-технологий.
«Атлантис Лайн»: (495) 784-65-21, cruises@atlantisline.ru, www.atlantisline.ru, www.NclCruise.ru, www.CarnivalCruise.ru
«Музенидис Трэвел»: горные лыжи Болгарии и легенды Греции
Новое уникальное предложение – «Тур по Балканам» – объединяет экскурсионную программу в Греции с посещением престижного болгарского горнолыжного курорта Банско, признанного лучшим в Восточной Европе. Великолепные горы, традиционная болгарская архитектура, техническая оснащенность горнолыжных центров и тысячелетняя история города выгодно отличают Банско от других зимних курортов.
После недельного пребывания в Болгарии, еще 4 дня посвящены интереснейшим и очаровательным местам Греции – Метеорам, Касторье, Олимпу, Диону, Пелле и посещению горячих лечебных источников Аридеи под открытым небом.
Заезды по воскресениям с 14 декабря. На заявки, поступившие до 15 ноября, действует акция раннего бронирования – скидка 10%.
«Музенидис Трэвел»: (495) 950-4-950, 950-3-950 (многоканальные), 8 (800) 200-88-22 ,8 (800) 100-88-22 (бесплатный звонок по РФ), reserve@mouzenidis.com, travel@mouzenidis.com, www.mouzenidis.com
СНП: Новый год в Болгарии
«Туроператор СНП» недавно созданный в составе холдинга «СНП», обновил цены на Новый год в Болгарию.
Под собственные чартерные перелеты в Пловдив и рейсы «Аэрофлота» и «Булгарэйр» в Софию, в период с 27 декабря по 6 января (практически ежедневно) рассчитаны новые (во многих случаях существенно пониженные) пакетные цены на более 50 отелей (Банско, Боровец, Пампорово), в которых имеется большое количество гарантированных комнат. Например, стоимость недельного пакета на Новый год начинается от 60 тыс. рублей на двух человек (чуть более €700 на человека) вместе с перелетом и Новогодним банкетом. На каникулы с 6 января цены еще ниже – от 40 тыс. рублей на двух человек. Удобная система поиска и он-лайн бронирования.
Стоимость можно существенно уменьшить – на все туры, полностью оплаченные до 30 октября, предоставляется дополнительная скидка (к стандартной комиссии) +5% и гарантируется неизменность цены (топливный сбор равен нулю).
«Асент Трэвел»: горнолыжная Андорра на новом уровне
Маленькое княжество Андорра в Пиренеях предлагает исключительные условия для зимнего отдыха в горах. Это и катание на горных лыжах в регионах Vallnord и Grandvalira, и современный, самый большой в Европе термальный комплекс в горах Caldea, и отличные возможности для покупок и экскурсий, и насыщенная ночная жизнь.
«Асент Трэвел» предлагает гарантированные места в самых популярных отелях на горнолыжных курортах Андорры, в том числе и на курорте Солдеу, как на Новогодний период, так и на весь сезон. Перелеты по субботам с 27 декабря по 28 марта.
«Асент Трэвел» расширяет спектр туристических программ, как по индивидуальному бронированию отелей, так и по бронированию пакетов под собственную чартерную сезонную перевозку с гарантированными групповыми трансферами от аэропорта Барселоны до курортов с русскоговорящим сопровождающим.
Специальное предложение для агентств – повышенная комиссия 15%.
Сегодня! Первый австрийский workshop в Астане
В октябре состоятся первые австрийские воркшопы в Казахстане. В рабочих встречах примут участие 15 различных туристических компаний. Среди них Венский совет по туризму, Советы по туризмы Этцталя, Питцталя, Гастайна, Ишгля и Целль-ам-Зее, «Австрийские авиалинии», аэропорт Фридрихсхафен, инкаминговые агентства Botros, feratel, TUI Incoming, VIP-Promotion, «Гранд-отель Вена», отели Hilton Austria.
Астана: 13 октября, отель «Окан Intercontinental», пр-т Абая, 47, зал «Абай».
Алматы: 15 октября, отель Hyatt Regency Almaty, пр-т Академика Сатпаева, 29, зал «Абай».
Регистрация по электронной почте: verena.hable@austria.info
Рождественские ярмарки в Вене
Как показывает беглый взгляд на историю, у венских рождественских ярмарок давние традиции. Предвестник современных событий берёт начало в средних веках, когда в 1298 году Альбрехт I даровал венцам привилегию проведения в декабре ярмарки на Криппенмаркт. С тех пор характер и распространение ярмарок существенно изменились. В прошлом году в Вене насчитывалась 21 официальная адвентская ярмарка, где продавался широкий выбор рождественских подарков и аппетитных угощений.
Почти все рождественские ярмарки (открытие 15 ноября) имеют групповые предложения. Подробная информация найдётся на сайтах: www.christkindlmarkt.at (Венская рождественская ярмарка), www.weihnachtsmarkt.co.at (Культурная и рождественская ярмарка перед дворцом Шёнбрунн), www.altwiener-markt.at (Старо-венская рождественская ярмарка), www.spittelberg.at (Рождественская ярмарка на Шпиттельберге), www.weihnachtsdorf.at (Мариа-Терезиен-Платц, Старый госпиталь AKH и дворец Бельведер).
Как продавать Дубай?
Представительство Департамента туризма и коммерческого маркетинга правительства Дубая в России проводит мастер-классы для сотрудников туристических агентств и туроператорских компаний по теме «Как продавать Дубай».
Цель мастер-классов – снабдить сотрудников отделов продаж интересной информацией, которая даст необходимую аргументацию для клиента в пользу поездки в Дубай, позволит расширить базу клиентов за счет так называемых нишевых рынков, повысит конкурентоспособность.
Занятия будут проходить 13, 14 и 15 октября 2008 года с 14.00 до 18.00 по адресу ул. Летниковская, 10, стр. 2. Для участия необходимо определить удобный для вас день и зарегистрироваться по телефону (495) 980-07-17 или выслать запрос по адресу dtcm_rus@dubaitourism.ru
По завершению мастер-класса слушатели, успешно прошедшие итоговый тест, получат сертификат.
Tez Tour стал «маркой №1» в России
На прошлой неделе были подведены итоги национальной премии «Народная марка/Марка №1 в России». В номинации «Туроператор» победила компания Tez Tour.
Чтобы определить лидеров в 30 номинациях, организаторы конкурса обработали около 300 тыс. анкет, которые были размещены в популярных газетах и журналах и в Интернете. В анкете не было наводящих вопросов, марки на выбор не предлагались. Таким образом, в каждой категории потребители называли марку спонтанно. Большинство голосов пришло из регионов, около 70% анкет было получено через Интернет.
«Марка №1» вручается с 1998 года и представляет собой наиболее значимую награду в области построения брендов на российском рынке, так как она присуждается на основе мнения покупателей о бренде в национальном масштабе.
Правом на проведение конкурса владеет группа компаний РБК.
«ЮграТур-2008»: три в одном
VIII специализированная выставка «ЮграТур-2008», организованная правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, окружным Комитетом по туризму и выставочным центром «Югорские контракты», состоится 24-26 октября 2008 года. Она объединит ряд специализированных выставок.
«ЮгpaTyp-2008» включает две экспозиции – внутренний туризм (окружные туристические программы) и въездной туризм (услуги туристических фирм, турпрограммы России и зарубежья, оздоровительные услуги).
Салон «Зимние виды спорта, экстрим, активный отдых» – это спортивный инвентарь, снаряжение для активного отдыха и путешествий, оборудование для стадионов, бассейнов и фитнес-клубов, а также сфера услуг, бильярд, солярии, сауна, боулинг, спортивное питание и одежда.
Салон «Национальные охота и рыбалка» представит оснащение для рыболовной ловли и охоты, охотничье и коллекционное оружие, специальные транспортные средства для рыболовства и охоты, снаряжение для зимней и летней рыбалки и охоты, спутниковые навигаторы, эхолоты, пиротехнику.
Посетители салона «Гостиничное хозяйство, ресторанный бизнес» смогут познакомиться с последними разработками в области дизайна интерьеров, оборудованием для ресторанов и предприятий общественного питания, посудой и аксессуарами, материалами и услугами для гостиниц.
Город посередине земли
Иркутск впервые участвовал в выставке «Отдых», прошедшей в выставочном центре «Крокус Экспо», в качестве самостоятельного экспонента. Соответственно первый раз город пригласил представителей турбизнеса и журналистов на свою презентацию.
Как заявила начальник отдела инвестиционных ресурсов и поддержки предпринимательства Комитета по экономике и финансам администрации Иркутска Марина Еремеева, город намерен вернуть советские времена, в том смысле, что собирается, так же как и в эпоху СССР, стать, по меньшей мере, пятым городом в стране по количеству посетивших его туристов. Комплексная целевая программа развития туризма вплоть до 2012 года разработана и утверждена. Городской бюджет планирует тратить на ее воплощение 4-5 млн. рублей ежегодно. Средства будут направлены на работу информационно-туристического центра, который в полную силу начнет действовать в 2009 году, на изготовление рекламно-информационной продукции и разработку новых экскурсионных маршрутов, на осуществление мониторинга и сбор статистических данных, на участие в выставках и подготовку кадров, в частности, предусмотрено внесение оплаты за обучение в учебных заведениях и на курсах повышения квалификация тех, кто желает трудиться в сфере индустрии гостеприимства.
По словам г-жи Еремеевой, перед всеми задействованными в турбизнесе сотрудниками (их, к слову, каждый год становится примерно на 30% больше) поставлена задача добиться заинтересованности туристов в посещении именно Иркутска, чтобы они не ассоциировали город лишь с транзитным пунктом для поездки на Байкал. Впрочем, озеро, которое находится всего в 70 км, вполне может быть составной частью поездки в столицу Восточной Сибири, которая ежегодно тратит на свое благоустройство не менее 1 млрд. рублей (фото).

Иркутск в качестве туристической дестинации может успешно развивать внутри себя самые разные направления туризма – событийный, экологический, экстремальный, спортивный, историко-познавательный, конгрессно-выставочный, корпоративный. В настоящее же время наиболее благополучно обстоят дела с бизнес-туризмом. Из без малого 300 тыс. гостей, посетивших в прошлом году город по туристической линии, 58% основной целью своего пребывания в Иркутске назвали деловую. Желание и дальше развивать деловой туризм и MICE индустрию привело иркутян к созданию в сентябре 2007 года Байкальской ассоциации делового туризма. Приезжих из зарубежья насчитывалось 49 тыс., в основном это жители Китая, Германии, Японии и Америки. С желанием оздоровиться приехали около 3 тыс. человек.
Подсчет проводился по количеству постояльцев, зарегистрировавшихся в гостиницах. Всего в городе 64 отеля в общей сложности на 7,5 тыс. мест – от мини-гостиниц до располагающих более двумястами номерами. Их среднегодовая загрузка составляет 30%. Есть у городской администрации планы по строительству новых баз размещения.
Иркутск – это древний перекресток дорог, ворота Байкала, окно на Восток. И все это не искусственно придуманные бренды, а слоганы, отражающие истинную суть города, возникшего в Прибайкалье больше 330 лет назад на пересечении важнейших торгово-промысловых и колонизационных путей. Все экспедиции, организуемые российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию и Китай формировались в Иркутске. Именно отсюда началось промышленное освоение Алеутских островов и Аляски. Отправной точкой послужило создание местными купцами в 1799 году Российско-Американской компании. Первые поселения в Русской Америке основал иркутский купец Григорий Шелихов. Все это дало повод приступить к проработке нового городского экскурсионного маршрута под названием «Русская Америка».
В 1997 году Всемирный фонд спасения памятников включил Иркутск в список 100 городов, первостепенных для реставрации исторического центра. Причина – необыкновенная кружевная резьба деревянных домов и
Избран новый состав совета директоров «Аэрофлот»
Внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Аэрофлот» избрало новый состав Совета директоров ОАО «Аэрофлот».
По предварительным данным в состав Совета директоров вошли 11 кандидатов:
Алексашенко Сергей Владимирович – независимый эксперт, член Совета директоров Национальной Ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР);
Андросов Кирилл Геннадьевич – заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации;
Антонов Владимир Николаевич – первый заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот»;
Данилицкий Анатолий Антонович – генеральный директор ЗАО «НРК»;
Дмитриев Владимир Александрович – председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
Душатин Леонид Алексеевич – первый заместитель генерального директора ЗАО «НРК»;
Лебедев Александр Евгеньевич – председатель Совета директоров ЗАО «НРК»;
Левитин Игорь Евгеньевич – министр транспорта Российской Федерации;
Никитин Глеб Сергеевич – заместитель руководителя Росимущества;
Окулов Валерий Михайлович – генеральный директор ОАО «Аэрофлот»;
Шаронов Андрей Владимирович – управляющий директор закрытого акционерного общества «Инвестиционная компания «Тройка Диалог».
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»