Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5167

Три месяца, которые спасли речные круизы

Нынешняя навигация далась туроператорам по речным круизам очень тяжело. Однако им удалось не только сохранить прежних, но и привлечь новых клиентов. Важно, что большинство из них отправились в круизы по рекам России не по причине закрытых границ, а вполне осознанно. И это – главный источник надежды на будущий сезон.

Самым сложным в сезоне-2020 генеральный директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев назвал неопределенность. «Мы не знали, ни когда сезон начнется, ни когда закончится. В разных регионах он открывался в разные даты, поэтому межрегиональные круизы оказались под вопросом. Такая неопределенность нервировала нас и туристов. Люди, к тому же, очень волновались, как это вообще можно путешествовать в масках, как соблюдать меры безопасности, и не бронировали на начальном этапе», – сказал он RATA-news.

На фоне такой неопределенности туроператорам, в свою очередь, приходилось постоянно переписывать бизнес-планы, пересчитывать стоимость туров, так как за это время, например, подорожали перевозка автобусами, экскурсии. «С другой стороны, то, что мы были все время в работе, в контакте со своими клиентами, сослужило нам хорошую службу, – пояснил г-н Растегаев. – У нас до 70% туристов в возрасте 65+, и мы должны, согласно постановлению правительства, вернуть им деньги до конца нынешнего года. Мы опасались, что будут проблемы, суды, но люди отнеслись очень спокойно, с доверием к нам, большинство перенесли поездки на 2021 год».

«У речных круизов очень короткий сезон, и нам повезло, что карантин попал на весну, а три месяца летней навигации мы все-таки отработали. Они фактически спасли сезон, – подтверждает заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. – Если мы работаем, люди нам больше доверяют».

«Круизный рынок пережил пандемию до начала сезона, поэтому у нас было время перестроить график, оптимизировать свои предложения, – пояснил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский. – Я не знаю ни одного оператора, кто не сокращал бы флот и не менял расписание».

Конечно, три месяца не могут компенсировать потери всего года, говорит Светлана Гончарова. Но они дали компании возможность подтвердить свое место на рынке, показать свой продукт, а это, в свою очередь, позволяет рассчитывать на прирост в следующем сезоне.

Тяжелее всего этим летом пришлось экипажам судов. «Их нагрузка выросла колоссально – организация питания в две смены, круглосуточное ношение масок, бесконечные санитарные процедуры. К тому же многие города, где должны были проходить экскурсии, не всегда нас предупреждали о закрытии. Теплоход делает остановку, а город закрыт, и всё недовольство туристов выливалось на персонал. Так что сезон получился нервный. С другой стороны, у нас не бывает простых сезонов, опыт накоплен огромный», – подытожила г-жа Гончарова.

По словам участников рынка, никто не испытывал такого давления Роспотребнадзора, как операторы-речники. «Если клиент заболевал в течение 14 дней после окончания круиза, судно тут же останавливали, хотя никаких доказательств, что заражение произошло именно на корабле, у Роспотребнадзора не было», – ранее говорил RATA-news генеральный директор компании «Гама» Дмитрий Галкин. «У нас один теплоход проверяли пять раз за неделю. Причем после заявлений, что никто уже больше ничего проверять не будет», – рассказала директор компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова.

Самым успешным операторы называют август. «В этот месяц мы, наверное, могли бы отправить больше туристов, но мест уже не было, – сказал Андрей Михайловский. – Многие лайнеры были сняты с маршрутов в рамках оптимизации, а на оставшихся места уже были заняты турами, перенесенными с весны. В итоге мы не смогли взять много новых клиентов».

А они были – в значительной степени благодаря кэшбэку. «Люди очень хорошо отреагировали на эту программу. Думаю, если бы скидку давали сами операторы, а потом получали от государства компенсацию, эффект был бы меньше. Да и не было у операторов денег на скидки», – заметил г-н Михайловский

В компании «Спутник-Гермес» по программе кэшбэка были проданы десятки туров. «Мы очень довольны акцией, поэтому жаль, что речные круизы не вошли во вторую программу. Это дало бы нам необходимые оборотные средства. Надеемся, что в следующий этап мы все-таки попадем», – сказала Наталья Денисова.

В «Мостурфлоте» на «акционные» круизы оформили более 200 заявок. В основном акцией воспользовались постоянные туристы, которые в любом случае отправились бы в выбранный круиз. В «Инфофлоте» было немало и новых клиентов, хотя, конечно, постоянных большинство.

Андрей Михайловский полагает, что это был осознанный выбор путешествий по рекам России – не из-за «безысходности» и закрытых границ, а потому что о круизах в последнее время много говорили и писали, они активно рекламировались. «К тому же операторы оставили на маршрутах, прежде всего, из Москвы и Петербурга, где традиционно хороший спрос, самые современные и качественные теплоходы с высоким уровнем сервиса», – уточнил эксперт.

По словам Светланы Гончаровой, около 20% из всех проданных по программе кэшбэка круизов пришлось на люксовые предложения, а 60% – на лоукостеров. «Люксовые предложения быстро находят своих клиентов. Мы это видим на примере «Княжны Виктории» – теплохода класса люкс, который мы только что выставили для раннего бронирования. Это особая категория клиентов, которым качество очень важно и они готовы за него платить», – сказала она.

Раннее бронирование востребовано, потому что позволяет людям серьезно сэкономить, но оно сейчас в «Мостурфлоте» идет не так активно, как в это же время год назад, отметила г-жа Гончарова. «У нас аналогичная ситуация», – подтвердила Наталья Денисова.

По некоторым оценкам, объем раннего бронирования не превышает сейчас 50% от прошлогодних показателей. Операторы опасаются, не окажется ли будущий сезон повторением нынешнего, ведь значительная часть мест уже отдана под перенесенные с этого года поездки. В итоге рынок получит не восстановление, а отработку прошлогодних «хвостов».

Шансы на положительный сценарий есть, полагает Андрей Михайловский. «Сезон-2020 полноценным никак не назовешь. Трудностей было много, но в целом мы увидели рост интереса к речным круизам. Если обычно на новичков в общем объеме приходится до 20%, то в этом сезоне их было почти 30%, а на коротких круизах, особенно выходного дня, доходило до 70-80%, – пояснил он. – Мы замеряли степень их удовлетворенности, результаты положительные. Об этом же говорят и повторные бронирования. Это внушает надежду на будущий сезон».

Светлана Ставцева, RATA-news

Нынешний объем перевозки в Дубай – это капля в море

Высокий спрос на Эмираты сдерживается только значительной нехваткой авиаперевозки. Как подтвердил опрос RATA-news, заявленные на сегодня объемы – всего четыре рейса в неделю вместо прежних 9-11 ежедневных только из Москвы – даже близко не удовлетворяют возможности продаж.

«Это капля в море. К тому же ограниченная перевозка позволяет авиакомпаниям ставить безумные цены, тем самым отпугивая средний класс. Именно поэтому в ОАЭ сейчас летают только обеспеченные люди», – говорит генеральный директор компании «Спейс Трэвел» Артур Мурадян.

Хороший спрос и малое количество авиаперевозки на направлении отметили и в компании «Русский Экспресс». Именно этим фактом директор департамента рекламы и PR Анна Филатовская объясняет отсутствие недорогих туров в ОАЭ.

С коллегами согласен генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов: спрос в разы превышает предложение по перевозке. «Раньше четыре вылета стояло только из Казани. Не понимаю, к чему это искусственное ограничение? В ту же Турцию и на Занзибар в достатке поставлены и регулярные, и чартерные рейсы, – напомнил эксперт. – В результате в Эмираты сейчас едут только богатые люди и две авиакомпании смогут хорошо на этом заработать. Доходит до того, что туристы искренне радуются, когда находят билеты хотя бы по 100 тысяч рублей». А средняя стоимость билета эконом-класса в обе стороны составляет в среднем 150 тысяч рублей, то есть примерно в 9 раз превышает цену в невысокий сезон в доковидное время, добавил Артур Мурадян. За бизнес-класс попросят уже от миллиона рублей.

Г-н Арутюнов продолжил, что эпидемическим фактором также сложно объяснить ограничения перевозки. В Дубае зафиксированы меньшие темпы заражения коронавирусом, чем в Москве. А в самолете, как оказалось, шансов заразиться крайне мало. Он привел данные опубликованного на днях исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА): с начала этого года зафиксировано лишь 44 случая заболевания Covid-19, когда передача вируса предположительно была связана с перелетом. А всего в мире за это время авиакомпании суммарно перевезли порядка 1,2 млрд пассажиров.

Директор по развитию компании ICS Travel Group Оксана Волканова упомянула, что дефицит авиабилетов ощутимо коснулся не только тех, кто собирался лететь в Эмираты, но желающих отправиться на Мальдивы со стыковкой в Дубае: «Поэтому продажа туров ведется скорее на декабрь. Всего за месяц отправили в Дубай несколько десятков туристов».

Операторы отметили, что в основном ОАЭ бронируют на глубину до двух недель. Россияне опасаются неожиданного закрытия воздушного сообщения и повторной оплаты возвращения домой. «Этот фактор оказывает сильное влияние на любые продажи в целом. Если бы власти публично объявили, что авиасообщение ни при каких обстоятельствах закрыто не будет, это сильно подтолкнуло бы туризм», – считает г-н Мурадян.

При этом Новый год продается хорошо. По словам Дмитрия Арутюнова, на новогодние даты уже нечего предложить, а билеты стоят бешеных денег. А вот Анна Филатовская полагает, что страх людей перед оплатой туров на дальние даты и дорогие билеты все же помешали активным продажам Нового года, «спрос на этот период довольно слабый».

В то же время антиковидные ограничения в Дубае туристов не останавливают. Необходимо носить маски и соблюдать дистанцию в общественных местах, в аэропорту Дубая придется сдать тест и ждать результата в номере. «Как правило, это занимает 6-8 часов. Больше никаких ограничений нет. В Абу-Даби действует 14-дневный карантин по прибытии, но никто и не предлагает туры в этот эмират», – сказала г-жа Филатовская.

Как добавила руководитель отдела по связям с общественностью компании Anex Tour Алена Хитрова, изменилась и концепция питания: привычное «все включено» обслуживается только официантами, однако нововведение скорее приветствуется туристами. «После возобновления регулярных полетов интерес к Эмиратам возобновился, но для удовлетворения спроса необходима чартерная перевозка. А имеющиеся рейсы в основном доступны только для сегмента выше среднего, – подчеркнула она. – Некоторое влияние на спрос оказывают также условия въезда, это получение справки на ковид, заполнение декларации, повторный тест по прилету, регистрация в госприложении. Впрочем, большинство туристов эти меры уже не пугают».

Наталья Панферова, RATA-news

«Интурмаркет» и РСТ оформили отношения

К дружной семье Российского союза туриндустрии присоединилась компания «Экспотур» – организатор международной выставки «Интурмаркет». «Мы просто оформили давние отношения», – говорит директор выставки Ольга Хоточкина.

Фактически РСТ начал сотрудничество с «Интурмаркетом» еще на этапе подготовки выставки: в 2005 году правление союза проголосовало за поддержку нового выставочного проекта в России и активно содействовало его реализации.

Руководители РСТ традиционно принимают участие в церемонии открытия выставки, помогают разрабатывать и выступают на многочисленных мероприятиях «Интурмаркета». «За 15 лет мы с РСТ – и в рамках выставки, и вне ее – сделали такое количество проектов, что, в общем, уже давно считали себя членами этой организации. Поэтому, можно сказать, просто оформили давние отношения, – говорит г-жа Хоточкина. – Почему именно сейчас? Время трудное, всем нужна поддержка – и нам, и РСТ, так что лучше держаться вместе».

По словам Ольги Хоточкиной, «Интурмаркет» планирует и дальше развивать взаимодействие с союзом, активнее привлекать его к организации деловой программы выставки, акцентировать мероприятия и предоставлять больше возможностей экспертам РСТ. «Наше сотрудничество – яркий пример взаимного продвижения, причем весьма эффективного. На выставке в 2021 году мы планируем максимально привлечь РСТ к организации ежегодной конференции по детскому туризму, поскольку союз плотно занимается этой темой. Кстати, регистрация посетителей уже открыта», – сказала г-жа Хоточкина.

Регистрация на посещение 16-й выставки «Интурмаркет», позволяет получить бесплатный билет. А вот топ-10 причин, чтобы принять участие в выставке:

- участие в «Интурмаркет» – демонстрация стабильности вашего бизнеса;

- единственная выставка, представляющая абсолютно все регионы России;

- комфортные условия работы – интернет-кафе, онлайн-система назначения встреч, почтовый сервис по отправке каталогов по России;

- насыщенная деловая программа включает более 150 мероприятий – интересные темы, актуальные проблемы;

- «Интурмаркет» поддерживается правительством Российской Федерации и Федеральным агентством по туризму;

- ориентирована на профессиональную аудиторию, а также на продвинутых туристов;

- friendly-общение профессионалов на лучшей выставочной площадке страны в центре Москвы;

- призвана помогать в установлении деловых контактов между российскими и зарубежными участниками;

- традиционно является основной площадкой для бизнес-коммуникаций лидеров туристического рынка;

- цены для участников существенно ниже, чем на аналогичных отраслевых выставках.

Выставка «Интурмаркет» заботится о своих посетителях и гарантирует соблюдение беспрецедентных мер безопасности на площадке.

А еще у «Интурмаркета» появился собственный Telegram-канал.

Пхукет вернется к нормальной жизни года через три

Популярный тайский остров Пхукет не вернется к нормальной жизни в течение трех лет, считает президент южной Ассоциации отелей Таиланда (THA) Конгсак Хупонгсакорн.

«Ситуация с пандемией коронавируса намного хуже чем то, что было после цунами 2004 года. Пхукет опустел без туристов, а возобновление международного авиасообщения все время откладывается. Мы не ожидаем возвращения к нормальной жизни в течение трех лет», – цитирует его «Интерфакс-Туризм» со ссылкой на газету Asia Times.

В обычное время 80% прибыли острову приносит туризм, в котором заняты более 300 тысяч человек. Сейчас десятки тысяч работников вынуждены были вернуться в свои провинции из-за проблем в отрасли, а остальные согласились на значительное сокращение зарплаты.

Одна владелица бара рассказала газете, что на пике сезона зарабатывала около $3200 в месяц, а сейчас ее доход – $3 в день. Она занимается продажей десертов с уличной тележки, чтобы покрыть расходы на учебу детей.

На Пхукете нет никаких признаков скорого восстановления туризма. Танцоры гоу-гоу сидят в безлюдных барах и играют в телефоны, бассейны пусты, стулья у ресторанов собраны друг на друге, а на обычно переполненных пляжах очень тихо».

В прошлом году Пхукет посетили более 9 млн туристов: это второе по популярности направление в Таиланде после Бангкока. Сегодня же почти 3000 отелей острова закрыты, а Патонг превратился в город-призрак.

Таиланд до сих пор почти не был затронут вспышкой коронавируса – за все время там зарегистрировано лишь 3,6 тыс. случаев Covid-19 и 59 смертей. Тем не менее, жесткие меры властей по закрытию границ привели к экономическому упадку. По итогам года ВВП сократится на 7-9%, миллионы жителей останутся без работы.

В рамках эксперимента Пхукет должен был принять первых иностранных туристов в октябре, но это постоянно откладывается. Кроме того, правила для иностранцев довольно жесткие: они должны согласиться на обязательный 14-дневный карантин и остаться в стране не менее 90 дней.

В результате Пхукету придется сосредоточиться на местных туристах, которые ранее составляли не более 30% потока. Им уже предлагают пакеты по цены $30 за две ночи в отеле – но низкие цены говорят о том, что гостиницы скорее всего не покроют свои убытки.

«Роза ветров НН»: новогодний тур в Нижний Новгород и Городец

Компания «Роза ветров НН» предлагает тур в новогодний Нижний Новгород. Четырехдневное путешествие (с 30 декабря по 2 января) начнется со знакомства с самым древним городом Нижегородской области. Городец, основанный в 1152 году Юрием Долгоруким, находится в 70 км от областной столицы. Туристам покажут земляной вал XII-XIV веков, каменные купеческие дома, украшенные крылечками с ажурным кружевом навесов и дымниками из просечного железа. В одном из красивейших зданий находится музей самоваров. Здесь гостям расскажут как подготовить самовар к работе, какое топливо самое лучшее и зачем надевали сапог на его трубу.


Туристов, конечно же, ждет подробное знакомство и с Нижним Новгородом – Кремль, ансамбль Благовещенского монастыря, площадь Народного единства с памятником Минину и Пожарскому, памятник Валерию Чкалову, Верхне-Волжская набережная… Гости прогуляются по нижегородскому «Арбату» – улице Большая Покровская и прокатятся в кабине самой длинной в Европе канатной переправы над водой, соединяющей Нижний Новгород с городом-спутником Бором.


Новогодний банкет за дополнительную плату будет организован в отелях «Маринс парк» (7 500 руб., дети до 4 лет – бесплатно, с 5 до 15 лет – 50%) и «Мариотт Кортьярд» (8 500 руб.).

Подробная программа.

Стоимость – от 12 800 руб. Включено: проживание, питание, канатная дорога, экскурсионное обслуживание по программе, входные билеты в музеи, трансфер.

«Роза ветров НН»: 8 (831) 419-94-94, www.welcome-nn.ru

Калужская область вошла в число победителей видеоконкурса «Диво России»

В Севастополе прошел финал VII Всероссийского фестиваля-конкурса туристических видеопрезентаций «Диво России». Ролик калужского Агентства по развитию туризма «Калужская область. Настоящие выходные» занял первое место в номинации «Презентация территорий».

Калужская область была представлена в четырёх номинациях:

- «Туристические маршруты и экскурсии» (в подноминации «Культурно-исторические маршруты» участвовал проект «Россия – родина космонавтики»);

- «Гастрономический и винный туризм» (гастрономический фестиваль-конкурс «Боровск. Со вкусом»);

- «Презентация территорий», подноминация «Регионы России» (проект «Калужская область. Настоящие выходные» ранее занял второе место в финале ЦФО и был приглашён экспертным жюри к участию во всероссийском финале);

- «Презентация территорий», подноминация «Города – центры районов и муниципальные районы» (проект «Людиново-Туристическое»).


Защита проектов проходила в комбинированном формате – приехавшие в Севастополь, имели возможность представить свой ролик непосредственно, другие же, и в их числе генеральный директор регионального Агентства по развитию туризма Татьяна Каледина, общались с экспертами через интернет.


В короткой презентации необходимо было рассказать о ролике, на какую аудиторию он рассчитан, после чего ответить на вопросы экспертов. Результаты общероссийского финала объявили в минувшую субботу на итоговой конференции, которая проходила в Севастополе и транслировалась в прямом онлайн-эфире.

Ролик о маршруте «Россия – родина космонавтики», представленный туристско-информационным центром «Калужский край», занял 3 место в своей номинации. Вторым местом в гастрономическом туризме порадовали боровчане, они принимали кубок и диплом оффлайн.


Номинация «Презентация территорий» была оставлена организаторами под конец церемонии. В ней участвовали ролики с самыми большими бюджетами, а защищали их зачастую региональные министры, курирующие туризм. Борьба была напряженной, поскольку во всероссийский финал вышло самое большое количество участников этой номинации – 16. Тем ошеломительней оказалась победа калужан.

В заключение был объявлен обладатель Гран-при конкурса по мнению экспертного жюри – им стал ролик «Северная Осетия – Алания».

Полный список победителей здесь.

Познаём Японию и выигрываем призы!


Интересуетесь Страной восходящего солнца? Хотите больше узнать о её достопримечательностях, национальных особенностях и тонкостях продаж этого экзотического направления?

Тогда приглашаем на бесплатный онлайн-тренинг национального офиса по туризму (JNTO)! Программа обучения составлена с участием экспертов из ведущих туристических компаний Японии и России. Поэтому вся информация максимально актуальна и практична.

Успешно завершивших обучение ждёт не только именной сертификат Специалиста, но и розыгрыш интересных призов. Счастливые победители получат подарочные наборы элитных японских чаёв и другие оригинальные сувениры из страны самураев.

Начать познавать Японию!

Вопросы и предложения присылайте на training@visitjapan.ru