Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5523

Кэшбэк в квадрате

Сегодня стартовал очередной этап программы туристического кэшбэка. Покупать поездки можно вплоть до 1 мая, а отправиться в путешествие – с момента покупки и до 1 июля. То есть период поездок составит более трех месяцев, включая июнь.

Условия прежние – туры или услуги оплачиваются картой «Мир», на которую автоматически возвращается 20% от стоимости поездки, максимум – 20 тыс. рублей. Участвуют все регионы, поездки должны быть не менее двух ночей.

А в ночь на 31 марта возобновляется программа так называемого детского кэшбэка. Отправить ребенка в лагерь можно будет с 1 мая и на протяжении всего лета. Возврат, как и в прошлом году, составит 50% оплаченной суммы, но не более 20 тысяч рублей. Деньги также автоматически вернутся на карту «Мир» в течение нескольких дней.

Как пояснила глава Ростуризма Зарина Догузова, семьи, где много детей, смогут получить 50% от стоимости каждой купленной путевки. Количество поездок на каждого ребенка также не ограничено, то есть детей можно отправлять на любое количество смен.

По данным Ростуризма, в 2022 году программой уже воспользовалось порядка 800 тысяч человек, они приобрели туров на 15 млрд рублей, на карточки вернулось около 2,9 млрд рублей.

В 2021 года туры с кэшбэком купили почти 1,7 млн россиян, суммарно они приобрели поездок и услуг отелей на более 34 млрд рублей. Им на карты вернулось 6,7 млрд рублей.

В России разрешили регистрировать права на иностранные самолеты в лизинге

Выдача российских сертификатов летной годности позволит авиакомпаниям сохранить парк иностранных самолетов.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который дает возможность регистрировать в России права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний. Также закон разрешает выдавать отечественные сертификаты летной годности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В частности, авиакомпания Utair уже перевела в отечественный реестр 50 самолетов, которые выполняют рейсы по маршрутной сети внутри страны и за рубежом. Тем самым перевозчик завершил процесс перерегистрации, начатый еще в прошлом году.

Правительство 10 марта предложило регистрировать в России права на самолеты в лизинге, а также внесло соответствующий документ в Госдуму. Сертификация гражданских воздушных судов будет проходить с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к которым определит Минтранс.

По данным Минтранса на 11 марта, российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолетов, из них в иностранных реестрах зарегистрированы больше половины – 739.

Накануне Управление гражданской авиации Бермудских островов (Bermuda Civil Aviation Authority, BCAA) сообщило, что российские авиакомпании, в парке которых есть зарегистрированные на Бермудах лайнеры, не смогут летать на них после 2:59 мск 13 марта. Действие сертификатов летной годности этих воздушных судов, без которых самолет не допускается к эксплуатации, было приостановлено из-за международных санкций против авиационного сектора России.

По данным на 24 февраля, у российских перевозчиков было 768 зарегистрированных на Бермудах самолетов. В первую очередь это воздушные суда Airbus и Boeing, принадлежащие иностранным лизинговым компаниям. Такие самолеты используют ключевые российские перевозчики, включая группу «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair

Поправки, внесенные в Воздушный кодекс РФ и ряд законодательных актов, позволяют российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов и дают возможность эксплуатировать самолеты на внутренних линиях. Тем не менее, по словам авиаэксперта Романа Гусарова, если всю технику перерегистрируют в России, то ограничения перестанут действовать и на международные полеты.

Обычно самолеты регистрируются в той стране, где находится перевозчик. Но исторически сложилось так, что 95% нашего авиапарка зарегистрировано в Ирландии и на Багамах. При регистрации в России перевозчикам пришлось бы платить повышенный процент за аренду. Естественно, бизнес этого делать не хотел. «Нынешние западные санкции запрещают самолетам наших компаний летать за пределы России. Запрет вводят страны, в которых наши самолеты зарегистрированы. Если всю технику перерегистрируют у нас, то ограничения на международные полеты уже не будут действовать», – пояснил эксперт.

При этом российские авиакомпании по-прежнему будут платить за лизинг самолетов. То есть, ни о какой национализации речь не идет, меняется лишь место регистрации судна. Теоретически лизинговая компания может запретить перерегистрацию, но только если это специально предусмотрено в договоре аренды самолетов. «Но они так вряд ли поступят. В России в лизинге около 700 бортов общей стоимостью $70 млрд. долларов. Если мы их просто вернем назад, то бизнес на западе банально разорится. Быстро найти новых покупателей на такое количество самолетов невозможно», – полагает г-н Гусаров.

Четыре возможности для развития туризма на Дальнем Востоке и в Арктике

В этом году в сегменте экспедиционных круизов на российском рынке остаются только две компании. Еще год назад их было порядка десяти. «К сожалению, многие коллеги сократили или изменили свой турпродукт, а в этом сезоне круизы в дальних регионах будем делать только мы и "Панарктик Стар"», – сообщил генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов, выступая на панельной дискуссии по Дальнему Востоку и Арктике в рамках выставки «Интурмаркет». Он рассказал о точках роста для приключенческого и экспедиционного туризма на этих территориях.


RussiaDiscovery ставит круизы от Владивостока до Сахалина, на Курильские острова, по маршруту Камчатка – Командоры – Чукотка и Чукотка – остров Врангеля. По словам г-на Мамонтова, экспедиционные круизы – это прекрасная возможность путешествовать по малодоступным местам на комфортабельных судах.

Из вышеперечисленных самое недооцененное круизное направление – это Чукотка. Для сравнения Вадим Мамонтов привел объемы круизного потока на Аляску: каждый год там бывает порядка миллиона туристов, а Чукотка принимает всего около тысячи круизников. «Курилы только начинают развиваться, это основной магнит после Камчатки. Два года назад мы сделали первый круиз на Курильские острова, отправили 15 пассажиров. В прошлом году собрали уже два круиза. А в этом только предложили круиз на одном из судов, как буквально за месяц все каюты были распроданы. Договариваемся с «Панарктик Стар» о дополнительных программах. Планируем сделать пять круизов по 50 пассажиров», – рассказал Вадим Мамонтов.


Среди сложностей выполнения круизных программ на территории Дальнего Востока он отметил не только недостаточное количество подходящих судов, но также нехватку известных точек притяжения на берегах. Их необходимо и создавать, и привлекать к ним внимание, продвигать. Северо-западный и северо-восточный берега Камчатки притягательны лишь для иностранцев, круизы туда традиционно загружаются зарубежными туристами и почти не представлены на внутреннем рынке. Впрочем, на Дальнем Востоке имеется, по меньшей мере, три больших туристических зоны – Охотское море, Камчатка, Курильские острова и Сахалин.

Еще одной возможностью развития, помимо круизов, г-н Мамонтов считает экотуризм. В этом регионе можно предлагать туристам путешествие «Заповедная Камчатка. Юг». Это вертолетный тур на Курильское озеро, где в непосредственной близости можно понаблюдать за медведями. У Шантарских островов обитает самая большая часть популяции гренландских китов Охотского моря, туда организуют экспедиционные круизы.


Третья большая возможность для туризма на Дальнем Востоке и в Арктике – это глэмпинги. «Мы уже не первый год развиваем свой глэмпинг на Кольском полуострове. Он оказался настолько успешным, что компания «Панарктик Стар» в той же локации создала свой, более высокого уровня. Теперь это становится стандартом размещения в Арктике. Глэмпинг появился уже и на Чукотке», – говорит Вадим Мамонтов.

Четвертая тема, по его словам, – terra incognita, то есть неизведанные территории, пока не ставшие туристическими брендами. Это Полярный Урал, некоторые регионы Хабаровского края и Ненецкого автономного округа, Новая Земля, Якутия, Магаданский заповедник, северная часть Камчатки и т.д.

Наталья Панферова, RATA-news

Автотуризм как способ повышения привлекательности региона

Автотуризм – это не просто вид отдыха, но, прежде всего, возможность для повышения общей туристической и инвестиционной привлекательности регионов. О том, что нужно создавать для развития автотуризма, шла речь на тематической конференции в рамках выставки «Интурмаркета».

По словам президента «Лиги караванеров» Андрея Артюхова, в стране насчитывается не менее 10 тысяч семей, путешествующих в своих автодомах. «Плюс еще сотни тысяч автотуристов. И сейчас, с ограничением выезда за рубеж, их будет еще больше. Поездка в свой, соседний или дальний регион на автомобиле становится актуальной альтернативой традиционным турам», – полагает он.

На автотуристов делают ставки многие регионы страны, а также национальные парки. В частности, в России 236 особо охраняемых заповедных территорий, они постепенно открываются для туризма. Но до большинства этих территорий добраться трудно, общественный транспорт туда, как правило, не ходит, поэтому главной целевой аудиторией оказываются именно автотуристы.

«Вместе с «Лигой караванеров» мы выстраиваем маршруты, планируем стоянки и парковки, а также места отдыха – кемпинги. В Минприроды разрабатывается также целый пакет мер по созданию инфраструктуры в таких зонах, процедура предоставления земельных участков под оборудование кемпингов. Этот закон находится в высокой степени готовности», – рассказал заместитель директора Росзаповедцентра Минприроды Алексей Тихненко.

Хорошие перспективы для развития автотуризма на Кольском полуострове. Так, в Мончегорске, расположенном в 150 км от Мурманска, в самом центре полуострова уже этой весной приступят к оборудованию инфраструктуры для автотуристов вокруг озера Имандра. Это самое большое озеро в Мурманской области и очень живописное – с витиевато изрезанной береговой линией и со 140 островами. По берегам расположены города Мончегорск и Апатиты, а также поселки Имандра, Зашеек, Хибины и Тик-Губа. Но только в Мончегорске, как сказала заместитель директора Агентства развития города Дарья Яркова, есть все возможности для создания полноценной инфраструктуры для автотуризма. По словам директора национального парка «Русский Север» Алексея Кузнецова, сейчас разрабатываются предложения для инвесторов.

В Орловской области также ждут туристов. По словам заместителя руководителя местного департамента по проектам развития территорий Алексея Лепилина, по количеству дорог с твердым покрытием регион занимает второе место в России. Здесь 140 различных исторических и природных достопримечательностей, главная среди которых – национальный парк «Орловское полесье». Он создан в 1994 году для сохранения уникальной природы южнорусской тайги, возникшей на месте остановки ледников. Здесь и хвойные леса, и лиственные, и степь с песчаными дюнами. Но главное богатство – зубры, олени, волки, медведи, бараны, бизоны, лошадь Пржевальского, рыси. «Этой зимой более 400 человек смогли увидеть гордость нашего Полесья – зубров, которые обитают здесь на свободе. Кто-то приезжает уже второй или третий раз, заметно увеличилось количество семейных групп с детьми», – сказал он.

Горные дороги и перепады высот – непростое испытание для автомобилистов, но как раз это и, особенно, редкая красота привлекает автотуристов на Кавказ. Самым развитым в инфраструктурном плане из существующих курортов руководитель направления оптовых продаж АО «Кавказ.РФ» Анна Наумова считает «Архыз». Этот федеральный курорт вполне может быть входной точкой для автомобильного туризма, откуда можно продолжать путешествие по семи регионам. Все путешествие займет 15-17 дней, за это время можно объехать весь Кавказ и сполна насладиться его своеобразием.

Вместе с тем, по словам Андрея Артюхова, «Архыз» уже сейчас практически перегружен, есть проблемы с местами. А летом турпоток может вырасти еще. Это как раз тот случай, когда можно расширить базу размещения за счет строительства сезонных кемпингов. Обсуждается и планируется строительство новых парковок, стоянок для туристических автобусов и караванов.

Как говорит вице-президент «Лиги караванеров», член Международной федерации кемпингов и караванинга FICC Вадим Дашук, важно понимать, что кемпинг для автотуристов – не цель поездки. «Им важно не просто доехать до Кавказа или Алтая, а получить комплексный турпродукт, в котором кемпинг – лишь его составляющая. Первична точка притяжения, то есть, то, ради чего люди отправляются в путешествие», – сказал эксперт.

Вадим Дашук – ведущий разработчик ГОСТ Р 58187-2018 «Туристские услуги. Кемпинги», эксперт группы «Средства размещения» в техническом комитете по стандартизации при Ростуризме «Туризм и сопутствующие услуги» (ТК 401). По его словам, в России есть стандарты кемпингов, в основу которых положены европейские правила, адаптированные под российские реалии. Это не просто стоянка в отведенном месте, а обязательно огороженная и охраняемая территория. В кемпинге должны быть предусмотрены пункт оплаты и получения информации, подключение к электричеству и воде, а также необходимые санитарные услуги. «Понятно, что кемпинги, как и отели, могут иметь разный уровень и «звезды». Но их в стране сейчас такая нехватка, что важно начать строить хотя бы с минимальным набором услуг», – заметил г-н Дашук.

Светлана Ставцева, RATA-news

Сегодня начинает работать MITT-2022

С 15 по 17 марта в «Крокус Экспо» пройдет международная туристическая выставка MITT, организатором которой выступает Hyve Russia.

Вот уже 28 лет выставка MITT объединяет и развивает туристическую сферу в России. Руководители и специалисты туриндустрии со всего мира посещают выставку для налаживания новых контактов, изучения уникальных туристических продуктов и заключения взаимовыгодных партнерских соглашений.

В этом году среди иностранных участников будут представлены Азербайджан, Армения, Белоруссия, Венесуэла, Египет, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и Филиппины. Впервые приедут Алжир, Индонезия и Кения.

Примут участие и более 60 субъектов РФ – республики Бурятия, Татарстан, Карелия и Дагестан, Камчатский, Алтайский и Краснодарский края, Московская, Ростовская, Калининградская, Тюменская и Иркутская области, Санкт-Петербург и другие. Новички российской экспозиции – Оренбургская, Амурская и Челябинская области, Хабаровский край и Екатеринбург.

Конкурс MITT Travel Start – это уникальная возможность для инновационных и амбициозных проектов в сфере туризма продемонстрировать свои решения. В финале будут представлены 20 продуктов по следующим ключевым направлениям – онлайн-сервисы для организации путешествий, технологические провайдеры и сервисы для отелей. Финалисты получат возможность продемонстрировать свои проекты перед профессиональной аудиторией и выиграть бесплатное участие в выставке MITT в 2023 году. MITT Travel Start организован совместно с Российским союзом туриндустрии при поддержке профессионального сообщества Travel Startups.

MITT также организует ежегодный конкурс видеороликов регионов России, на котором субъекты федерации продемонстрируют свой туристический потенциал. Победители будут определятся путем голосования на официальном сайте выставки. Награждение состоится 17 марта.

Деловая программа является неотъемлемой частью MITT. Во время работы выставки состоятся мероприятия, отражающие актуальные для отечественного турбизнеса темы. В этом году посетителей ждут различные конференции по цифровым технологиям в туризме и повышению эффективности бизнеса. Ключевым мероприятием выставки станет Всероссийское совещание Ростуризма, которое пройдет 15 марта.

С 15 по 17 марта пройдет Форум лидеров туристической отрасли, в раках которого запланированы встречи руководителей туристических компаний, отелей и представителей власти для обсуждения стратегических вопросов индустрии. Эксперты расскажут о перспективах развития внутреннего и выездного туризма в России, а также представят обзоры актуальных законодательных изменений отрасли и мер поддержки туристического бизнес-сообщества.

Открывающим мероприятием станет аналитическая сессия «Российский турист под санкциями. К чему готовиться отрасли?». Спикеры проанализируют изменения социально-экономического профиля путешествующих россиян, влияние политических факторов на предпочтения современных туристов, ключевые туристические направления и продукты, которые пользуются наибольшим спросом. Модератором выступит Денис Терехов, ведущий и автор программ телеканала «Мир». Сразу после сессии состоится торжественная церемония открытия выставки MITT-2022.

C 15 по 17 марта пройдет бесплатная образовательная программа для представителей туристических агентств и других заинтересованных специалистов MITT Академия. Ежедневные семинары затронут наиболее актуальные вопросы работы турфирм – «Управление туркомпанией», «Эффективный маркетинг и продажи», «Построение онлайн-турагентства».

Конференция MITT Digital состоится 15 марта. Она посвящена информационным технологиям в сфере туризма. Ведущие российские эксперты расскажут про важнейшие события из сферы онлайн-трэвел, актуальные тренды, новые возможности для бизнеса и будущее туризма. На конференции обсудят следующие темы:

- «Аналитика и прогнозы восстановления туристического рынка»;

- «Опыт адаптации бизнеса к новым реалиям от компаний-лидеров»;

- «Перспективные сервисы поиска и бронирования туристических услуг»;

- «Новые вспомогательные сервисы и туристические продукты»;

- «Технологии организации онлайн-продаж»;

- «Технологические продукты стартапов для турагентств, туроператоров и отельеров».

16 марта впервые в рамках выставки будет работать Школа развития регионального туризма «8 шагов к успеху». Соорганизатором конференции выступит Ростуризм. Мероприятие будет посвящено основным инструментам и технологиям государственного управления в туризме. Спикеры разберут меры поддержки, стратегию и программу развития туризма в регионах, туристические маршруты, а также найдут точки притяжения туристов.

Образовательная программа MITT MICE 17 марта традиционно соберёт представителей, поставщиков и покупателей услуг MICE. Главные темы:

- «Тренды отрасли: дополненная MICE-реальность»;

- «Требования заказчиков к поставщикам услуг»;

- «Здоровое MICE-поколение»;

- «Измерение эффективности командообразующих и мотивационных корпоративных мероприятий»;

- «Коммуникация и взаимодействие MICE-агентства, event-продакшена и заказчика».

Подробная информация здесь.

Получите билет по промокоду RATA.

Подведены итоги конкурса журналистов и блогеров «МедиаТур»

Церемония награждения победителей V всероссийского конкурса журналистов и блогеров «МедиаТур» прошла в рамках выставки «Интурмаркет». Лауреатами стали авторы из 20 регионов России.

В рамках подведения итогов председатель жюри – пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, главный редактор газеты RATA-news Ирина Тюрина – сделала анализ поступивших работ с точки зрения их соответствия задачам конкурса и уровня исполнения, рассказала о типичных ошибках, которые допускают авторы, привела примеры удачных творческих находок.


Всего на конкурс поступило 258 публикаций из 42 регионов. 116 работ вошли в шорт-лист конкурса, 57 стали лауреатами. Несколько авторов получили специальные призы, в том числе от партнеров конкурса.

В этом году самое большое количество публикаций было посвящено Новгородской области. В числе лидеров (по убыванию) Крым, Хабаровский край, Москва. Также немало материалов было о Белгородской, Воронежской, Амурской, Московской, Тульской областях и Санкт-Петербурге.

Общая статистика заявок здесь.
Состав экспертного совета здесь.
Список лауреатов здесь.

Всероссийский конкурс журналистов и блогеров «МедиаТур» проводится с 2017 года. Его задача – развитие тревел-журналистики и продвижение внутреннего туризма. Обращаясь к журналистам и блогерам, Ирина Тюрина дополняет эту формулировку: «Открывайте читателям нашу страну. Какой смысл продвигать популярные регионы и курорты, где уже не протолкнешься. Расскажите о другой, неизведанной России, которую вы увидели. А если уж пишете о раскрученном направлении, то найдите необычный ракурс, новый взгляд. Вот именно с этой точки зрения плюс собственно исполнение, качество материала мы оценивали работы».

Стратегические партнеры конкурса: выставка «Интурмаркет», Российский союз туриндустрии (РСТ), медиа-сообщество Travel-Russia

Генеральный отраслевой партнер: туристическая компания Fun&Sun.

Генеральный отраслевой информационный партнер: электронная газета RATA-news.

Информационные партнеры конкурса: порталы «Вести.Туризм», Fun&Sun Expert.

mediatur-awards.ru