Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5059

Народные промыслы признаны пострадавшими

Производство изделий народных художественных промыслов (НХП) внесено в список отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Соответствующее постановление правительства подписано 12 мая 2020 года.

Таким образом одобрена инициатива, с которой ранее обратился к властям губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. По его словам, отрасль напрямую зависит от индустрии туризма, которая сейчас находится в стагнации. «С марта 2020 года реализация продукции НХП прекратилась как на внутреннем, так и на внешнем рынках. И спрос на изделия не будет расти в ближайшие полгода. Они не являются товарами первой необходимости, но имеют особую ценность и значимость», – сказал г-н Никитин.

Напомним, первый перечень отраслей, остро нуждающихся в поддержке государства, был утвержден 3 апреля 2020 года. В него входили 9 сфер, в том числе туризм. Позже список дважды расширялся, и к моменту появления в нем НХП составил уже 11 отраслей.

Теперь и народные промыслы смогут воспользоваться мерами поддержки на федеральном уровне: безвозмездной финансовой помощью на выплату зарплат и другие неотложные нужды, кредитами под 0% в банках, налоговыми отсрочками, льготными займами и другими.

По словам председателя подмосковного производственного кооператива «Дулевский фарфор» Петра Сивова, мера коснется в первую очередь малых и средних предприятий, артелей. «У нас тоже основной вид деятельности – производство изделий народных художественных промыслов, но мы – крупное предприятие, у нас занято более 200 человек, – рассказал он. – Мы вошли в число системообразующих предприятий и получили свои меры поддержки, в частности, возможность льготного кредита, отсрочки по сдаче отчетности».

Тем не менее, по словам собеседника, предприятия народных промыслов разного уровня объединяют одни проблемы – отсутствие возможности сбыта продукции, падение финансовой состоятельности россиян. «Примерно половину нашей продукции составляет сувенирка, спрос на которую в условиях пандемии под большим вопросом», – уточнил он.

«Конечно, нам сейчас очень нужна финансовая поддержка, ведь есть арендные и другие платежи, а поступлений от продаж нет, – поделилась с RATA-news мастер народно-художественного промысла из Углича Вероника Большакова. Мы свою продукцию продавали туристам, которые активно едут к нам, в том числе на теплоходах. Ничего этого сейчас нет, и когда возобновится, неясно». Из-за пандемии перекрыт и другой важный канал продаж – выставки и ярмарки, включая туристические.

Генеральный директор компании «Гжельская майолика» Олег Тюленев говорит, что не сможет рассчитывать на поддержку. «Мы используем бренд Гжели, продвигаем его на всех выставках, но к народному промыслу не относимся. Создаем не массовую или сувенирную продукцию, а авторские, художественные изделия. Стараемся внести в развитие старого ремесла новые идеи», – рассказал он.

По словам г-на Тюленева, разовые субсидии – это хорошо, но они не решат проблем, стоящих перед НХП. Необходима долгосрочная стратегия выхода отрасли из кризиса, усугубленного сейчас еще пандемией.

С ним согласен директор фабрики «Городецкая роспись» Олег Латухов. «Самому промыслу уже 170 лет, а наша артель была создана в 1949 году, сейчас в ней занято порядка 20 человек, – рассказал он RATA-news. – Мы сейчас собираем документы на оказание финансовой помощи, она очень пригодится. Но, конечно, народные промыслы требуют долгосрочных усилий государства. Пока оно не начнет вкладываться в кадры, ждать прорыва здесь очень трудно».

Народными промыслами занимаются во многих российских регионах. Однако, судя по данным Минпромторга, развитие идет неравномерно: в 2018 году около 80% производства пришлось на 34 региона страны. В числе лидеров народно-художественных промыслов в России – Московская область, Дагестан, а также Нижегородская область, поэтому ее глава не случайно обратился за поддержкой к правительству.

В Нижегородской области работает 22 уникальных предприятия НХП с объемом реализации изделий не менее 50%. В регионе сохранены, например, балахнинское кружевоплетение, варнавинская резьба по кости, городецкая золотая вышивка, роспись и резьба по дереву и другие. Предприятия «Хохломская роспись» и Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова были включены в федеральный перечень системообразующих предприятий.

Напомним, в последнее время предприняты шаги по популяризации старых промыслов, в том числе, по инициативе Российского союза туриндустрии. Есть сдвиги в финансировании некоторых предприятий, в частности, Гжели. В конце прошлого года Сбербанк и АФК «Система» приобрели по 37,5% в управляющей компании «Гжель», которая владеет заводом по производству керамики с этим видом народной росписи. Инвесторы рассчитывают на обновление ассортимента и увеличение турпотока.

Светлана Ставцева, RATA-news

Автобусы с туристами не создадут помех общественному транспорту

Неоднократные инициативы транспортников относительно разрешения туристическим автобусам использовать на дорогах выделенную полосу пока не увенчались успехом. В очередной раз Минтранс отказал, дав официальное разъяснение по запросу главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова.

Сенатор предложил ввести нормативное понятие «туристический автобус» и организовать движение таких транспортных средств по выделенной полосе. В министерстве полагают, что туристические автобусы не будут распознаваться системой автоматической фиксации нарушений ПДД, так как не внесены в соответствующие реестры, к тому же их допуск к «выделенке» может привести к злоупотреблениям со стороны перевозчиков, затруднив передвижение общественного транспорта.

По мнению директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, инициатива имеет право на жизнь: «Отношение к полосам для движения маршрутных транспортных средств в России существенно отличается от зарубежного опыта. В других странах распространена практика организации и выделения полос для движения транспортных средств, когда в салоне четыре и более человек. Но в российских городах выделенных полос крайне мало и они находятся под пристальным вниманием надзорных органов. Если бы сеть выделенных полос была более разветвленной, отношение к ней существенно изменилось бы. И можно было бы рассматривать возможность движения по «выделенке» и туристических автобусов».

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников уточнил для RATA-news, что в конце 2018 года федеральным законом была установлена норма, согласно которой города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – вправе сами утверждать перечень автобусов категорий М2 и М3, которые допускаются к движению по выделенным полосам. «До сих пор власти Москвы, да и других городов, насколько мне известно, этим правом не воспользовались, значит, не видят в этом необходимости. Мы не раз поднимали этот вопрос в Москве, к примеру, перед чемпионатом мира по футболу, аргументировав тем, что иностранные туристы смогут добираться из «Шереметьево» в столицу не за 2,5 часа по пробкам, а за 40 минут», – сообщил он. В Минтрансе до сих пор считают, что туристические автобусы помешают движению городского транспорта. Однако, как подчеркнул г-н Свешников, в Москве ежедневно выходят на маршруты порядка 10 тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев, и вряд ли 700 экскурсионных автобусов – и это в разгар сезона – создадут им проблемы.

Генеральный директор компании «Автомиллениум» Григорий Аксенов также заметил, что транспортные компании через Общественную палату не раз обращались в департамент транспорта Москвы с просьбой разрешить туристическим автобусам движение по выделенным полосам, чтобы быстрее подъезжать к месту посадки и высадки организованных туристов. «В центре города очень сложно припарковаться. Как правило, высадив группу, автобусы едут в места отстоя, например, от храма Христа Спасителя на набережную в районе Лужников. Когда туристы заканчивают осмотр, автобус должен их быстро забрать. Но обычно ожидание растягивается на 15-20 минут, и люди, конечно, недовольны», – пояснил он. Среди других доводов в пользу «выделенки» для туртранспорта он назвал осмотр достопримечательностей во время обзорной экскурсии. Когда автобус движется по второй и третьей полосе, у него не всегда есть возможность снизить скорость, а на полосе общественного транспорта это сделать проще.

«Осенью прошлого года и в марте этого мы приглашали на заседания Общественной палаты представителей департамента транспорта Москвы, и оба раза они не приходили. Мэрия пока не повернулась лицом к перевозчикам. Конечно, город сделал большие шаги в плане наведения порядка с нелегальными автобусными перевозками в столице, да и в целом для развития туризма. А вот туристические перевозки не развиваются. Но мы ведем плановую работу, нас активно поддерживает турсообщество. Будем совместно искать пути решения», – сказал Григорий Аксенов.

Наталья Панферова, RATA-news

TUI сокращает рабочие места не только из-за коронавируса

TUI Group, один из крупнейших в мире туроператоров, намерен сократить восемь тысяч рабочих мест. Концерн, в котором трудятся более 70 тысяч человек, рассчитывает добиться уменьшения административных расходов на 30%. Это, как заявило руководство, вынужденная мера из-за кризиса на фоне пандемии коронавируса.

От государства TUI Group получила льготный кредит в размере €1,8 млрд, однако компания простаивала два месяца из-за введенных разными странами ограничительных мер на путешествия. По итогам последнего полугодия оборот сократился на 0,6% и составил €6,6 млрд, убытки выросли с €289 млн до €845,8 млн, показатель EBITDA потерял 612% и стал €559,4 млн. Компания предупредила, что пока не может делать прогнозов относительно итогов целого года.

В то же время, как сказал генеральный директор TUI Group Фридрих Юссен, спустя два месяца после почти полного закрытия всех операций, оператор готов к возобновлению деятельности в Германии и Европе. По-прежнему остаются забронированными 35% туров и программ на это лето. Кроме того, в ближайшие дни откроют свои двери отели в земле Мекленбург- Передняя Померания.

Бронирования отелей на лето 2021 года выросли на 114%, бронирования кают на круизных лайнерах, по словам главы компании, «на нормальном уровне». «Спрос на отдых по-прежнему очень высок. Люди хотят путешествовать. Этот сезон начинается с опозданием, но зато он может продлиться дольше», – отметил г-н Юссен

По словам аналитика компании GlobalData Джоанны Бонхил-Смит, очевидно, что пойти на сокращение персонала TUI вынудили последствия пандемии. Однако, как полагает она, сокращения – это еще и часть мер по назревшей цифровизации операционной деятельности компании.

По данным GlobalData, 48% туристов практически каждый день проводят много времени в социальных сетях. «За долгое время изоляции из-за коронавируса этот тренд только укрепился, и люди еще активнее начнут уходить от традиционной модели бронирования через турагентство в онлайн, – замечает аналитик. – Операции в агентствах из-за оплаты аренды всегда обходятся дороже, чем в онлайне. Сокращая персонал, TUI модернизирует бизнес и движется навстречу новым требования путешественников». Анализируя в свое время причины ухода с рынка старейшего туроператора Европы Thomas Cook, г-жа Бонхил-Смит называла именно неспособность старейшего пакетного туроператора вовремя перестроиться и увидеть новые потребности туристов.

По предварительным оценкам Европейской ассоциации туристических агентств и туроператоров (ECTAA), из-за пандемии коронавируса индустрия потеряет €30 млрд в I квартале и €46 млрд, или 90% от ожидаемого оборота средств, во II квартале текущего года. Эти цифры означают также и сокращение рабочих мест. Кроме TUI, такие шаги предприняли и другие компании. Так, руководство Brussels Airlines уменьшило парк самолетов, отменило ряд маршрутов и урезало численность персонала на четверть.

Дистанцироваться хотим, переплачивать – нет

Не готовы переплачивать за дополнительные санитарно-эпидемиологической меры безопасности на рейсах авиакомпаний 52% российских путешественников. 37% пассажиров готовы переплатить до 10% от стоимости тарифа, 7% – до 30%, и еще 3% – до 50%. Такие данные следуют из опроса, проведенного интернет-сервисом Biletix, в котором приняли участие 2 124 человека.

Большинство (77%) уверены, что благодаря таким мерам, как увеличение количества и качества санитарной обработки салонов самолетов, замена фильтров, раздача масок и перчаток поможет снизить риск заражения во время полета. Лишь 13% не согласны с этим доводом.

При этом 55% опрошенных поддерживают идею увеличить дистанцирование между пассажирами за счет сохранения пустого места между сиденьями в ряду из трех кресел.

Показательно, что самолет вызывает наименьшие опасения по поводу безопасности передвижения в период эпидемии по сравнению с остальными видами общественного транспорта. На вопрос «Какой транспорт у вас вызывает наибольшие опасения с точки зрения безопасности в условиях эпидемии?», 21% респондентов отметили самолеты, 26% – поезда, по 28% – круизные лайнеры и автобусы.

Опубликован международный рейтинг конгрессных направлений

Международная ассоциация конгрессов и конференций ICCA обнародовала свои ежегодные мировой и европейский рейтинги, основанные на количестве проведённых мероприятий в 2019 году.

По итогам минувшего года Россия впервые в истории вошла в топ-20 европейского рейтинга (20 место), поднявшись на две позиции. Среди европейских городов Москва занимает 39 место (43 место в 2018 году), а Санкт-Петербург – 42 место (80-е в 2018 году). В 2019 году международные ротируемые конгрессы прошли в 12 городах России, среди них (помимо Москвы и Петербурга) Казань, Новосибирск, Томск, Сочи и другие.

В мировом рейтинге стран Россия заняла 35 место (42-е в 2018 году) со 117 мероприятиями. На первом месте – США: на территории страны их было проведено 934.


Второй раз подряд в мировом рейтинге конгрессных дестинаций лидирует Париж, который принял 237 мероприятий в 2019 году. Прибавив 4 позиции с 2018 года, на второе место поднялся Лиссабон с наибольшим приростом событий за год (+38 событий). В топ-5 остались Берлин (3 место), Барселона (4 место) и Мадрид (5 место). Москва в этом списке расположилась на 70 месте, прибавив 9 позиций с прошлого года. Санкт-Петербург триумфально прибавил 75 позиций и поднялся с 154 места на 79.


По подсчётам аналитиков ICCA в 2019 году в мире состоялось 13 254 ротируемых мероприятия, проведённых для ассоциаций, что превысило показатели 2018 года на 317 событий. Это очередной рекорд за историю исследования, сообщает Event Live. В настоящее время база данных ассоциации ICCA включает 260 тыс. проведённых и планируемых деловых мероприятиях, а также информацию о 12 тыс. международных ассоциаций.

Израиль разработал новый стандарт эксплуатации отелей – «Фиолетовый знак»

Израиль продолжает уверенно выходить из режима карантина, вызванного коронавирусом. Согласно стратегии Министерства здравоохранения и Совета национальной безопасности страны, с 3 мая все циммеры – коттеджи для отдыха, соответствующие стандарту эксплуатации «Фиолетовый знак», вновь открыты для внутреннего туризма.

Как подчеркнул директор департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Владимир Шкляр, в стране всегда очень внимательно относятся к вопросу безопасности пребывания туристов, поэтому создаются строгие правила по эксплуатации циммеров и отелей: «Все это необходимо, чтобы наши гости чувствовали себя комфортно и могли спокойно наслаждаться отдыхом». Он отметил, что разработанный стандарт «Фиолетовый знак» стал важным шагом на пути возобновления туризма. «Многие владельцы бизнеса уже могут вернуться к своей работе, а в некоторых отелях и циммерах гостям предлагают различные скидки и бонусы», – сказал г-н Шкляр.


Нововведения коснулись практически всех сфер, связанных с гостеприимством, а именно – бронирования, размещения гостей, проживания, уборки помещений, регламента взаимодействия штатных сотрудников и поставщиков товаров и услуг. Например, согласно новым правилам «Фиолетового знака», размещение возможно на 1 и 2 этажах, однако каждый жилой блок должен иметь отдельный вход с улицы и расстояние между каждым входом должно составлять не менее 2 метров.

Перед заездом гостей проходит тщательная уборка с акцентом на дезинфекцию тех мест, с которыми часто соприкасаются постояльцы, к примеру, электровыключатели или дверные ручки. Дезинфицирующий раствор должен содержать не менее 70% спирта. После завершения уборки все помещения обязательно проветриваются. Аналогичная процедура проходит и после отъезда гостей. Все общественные помещения также подлежат уборке – четыре раза в день.


Если в циммере отдыхали гости, у которых был выявлен Covid-19, то в таких помещениях будет проводиться дезинфекция специализированной компанией. По завершении обработки помещение должно быть закрыто на 10 дней.

Кроме того, согласно новым правилам, на территории объекта проживания должны быть размещены дезинфицирующие средства и специальные указатели.

Особое внимание уделено штатным сотрудникам, которые ежедневно подписывают заявление о состоянии здоровья. Они обязаны носить медицинские маски, одноразовые перчатки на протяжении рабочей смены и соблюдать социальную дистанцию не меньше 2 метров. По возможности они должны также сократить контакты между собой и постояльцами до минимума.


Для посещения будут закрыты бассейны, спа-центры, детские площадки и различные развлекательные и спортивно-игровые комплексы.

По прибытии всем гостям необходимо будет подписать медицинскую анкету, и в каждый последующий день пребывания на отдыхе аналогичный документ нужно будет переподписывать.

Более подробно ознакомиться с правилами эксплуатации циммеров можно здесь.