Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5169

РСТ предлагает в рамках второго этапа кэшбэка продавать туры на период до конца мая

Российский союз туриндустрии (РСТ) предлагает в ходе второго этапа кэшбэка продавать туры на период, как минимум, до конца мая 2021 года. Также союз просит рассмотреть возможность резервирования на следующий год средств, оставшихся от реализации программы кэшбэка в этом году, и организовать очередную распродажу туров не позднее февраля 2021 года. Соответствующее письмо главе правительства Михаилу Мишустину направил президент РСТ Андрей Игнатьев.

Напомним, второй этап программы стимулирования турпоездок по России стартовал сегодня в полночь и продлится до 5 декабря. В течение более полутора месяцев все желающие смогут приобрести туры и размещение в гостиницах с последующими кэшбэком 20% стоимости услуг. Максимальный размер возврата увеличен до 20 тыс. рублей, минимальная длительность тура или проживания в средствах размещения уменьшена с четырех до двух ночей. Путешествие можно начать с момента оплаты и вернуться до 23:59 10 января 2021 года.

В письме президента РСТ отмечено, что программа кэшбэка, судя по первому этапу, важна не только с точки зрения поддержки внутреннего туризма в период кризиса. Одновременно она способствует популяризации новых регионов и туристических маршрутов, решает проблему сезонных колебаний спроса на поездки.

В России, как отмечено в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», средняя загрузка гостиниц составляет всего 35%, что гораздо ниже аналогичных показателей в европейских странах. В результате в высокий сезон качественного номерного фонда хронически не хватает, а в низкий, который длится у нас более полугода, он не заполняется. Это негативно отражается на показателях финансовой и хозяйственной деятельности средств размещения, их инвестиционной привлекательности, занятости населения на курортах.

Но, как показывает мировой и отечественный опыт, существует возможность создания турпродукта, пользующегося круглогодичным спросом. В России это Москва, Санкт-Петербург, Кавминводы, алтайская Белокуриха. Качественное санаторное лечение также предлагают здравницы не только Краснодарского края и Крыма, но и многих других регионов страны. И именно программа кэшбэка может стать толчком к появлению в России разнообразного всесезонного турпродукта. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в ходе августовской недельной распродажи более 70% купленных туров и услуг размещения пришлись на курорты, куда поездки по условиям программы начинались с 1 октября.

Это также означает, что программа стимулирует ранние продажи, от которых во многом зависит стабильность туристического рынка, получение гостиницами и санаториями средств, которые они смогут использовать для закупки оборудования, проведения ремонта, подготовки к летнему сезону.

Сегодня эта задача актуальна как никогда, поскольку в условиях ухудшения эпидемической ситуации глубина продажи туров достигла своего минимума. С учетом убытков первого полугодия и полного отсутствия въездного туризма судьба туриндустрии прямо зависит от спроса на поездки внутри страны в последние месяцы нынешнего года и в первую половину следующего.

Чтобы стимулировать глубину продаж и загрузку межсезонья, РСТ предлагает внести в правила проведения второго этапа кэшбэка только одно изменение – разрешить в ходе начавшейся акции продавать туры и услуги размещения со сроками окончания поездки не 10 января, а в течение первой половины будущего года или, как минимум, до конца мая.

В этом случае вся программа обретает новый смысл, в том числе потому, что позволяет комбинировать субсидии в виде кэшбэка со скидками за раннее бронирование, предлагаемыми туроператорами и отелями. Кроме того, к акции тогда смогут присоединиться и операторы по речным круизам, которые оказались вне второго этапа программы в силу сезонности этого вида отдыха. А у российских граждан появится возможность отдыхать и лечиться в первом полугодии 2021 года по небывало низким ценам.

РСТ также просит правительство рассмотреть возможность резервирования средств, оставшихся от реализации программы кэшбэка в этом году, и объявить очередную распродажу туров не позднее, чем в феврале 2021 года. Тем более что для стимулирования ранних продаж, межсезонной загрузки отелей и освоения новых маршрутов программа субсидирования через кэшбэк может стать ежегодной и войти составной частью в новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», говорится в обращении Андрея Игнатьева.

Россия возобновляет авиасообщение еще с тремя государствами

Председатель правительства Михаил Мишустин с учетом решений оперативного штаба подписал распоряжение о возобновлении на взаимной основе авиасообщения с тремя государствами.

Самолеты вновь полетят в Сербию – два рейса в неделю из Москвы в Белград; на Кубу – два рейса из Москвы в Кайо-Коко и Санта-Клару; в Японию три рейса в неделю в Токио с 1 ноября – два из Москвы и один из Владивостока.

Решение было принято, исходя из озвученных ранее критериев: 40 новых случаев коронавирусной инфекции в течение 14 дней на 100 тысяч населения, не более 1% за 14 дней суточного прироста новых случаев и коэффициент распространения новой коронавирусной инфекции за семь дней не более 1.

Кроме того, принято решение увеличить количество рейсов и пунктов назначения по ранее возобновленным направлениям:

Швейцария – увеличить частоту полетов по маршрутам Цюрих – Москва – Цюрих на один рейс в неделю и Москва – Женева – Москва на один рейс в неделю, а также восстановить авиасообщение с Санкт-Петербургом с частотой один рейс в неделю Цюрих – Санкт-Петербург – Цюрих и один рейс в неделю Санкт-Петербург – Женева – Санкт-Петербург;

Мальдивы – увеличить частоту полетов Москва – аэропорт Велана (Мале) до четырех рейсов в неделю на взаимной основе;

ОАЭ – возобновить регулярное авиасообщение по маршруту Москва – Абу-Даби с частотой два рейса в неделю на взаимной основе;

Белоруссия – увеличить частоту полетов Москва – Минск до трех рейсов в неделю на взаимной основе.

В каких вновь открывшихся странах ждут и не ждут российских туристов

Информация о возобновлении авиасообщения еще с тремя странами наверняка заставила сильнее биться сердца туроператоров и агентов. Однако не все эти направления готовы принять туристов вообще и российских в частности.

На Кубе точно ждут. Наиболее актуальна для российского рынка Куба, и этот остров ждет наших туристов. На прошлой неделе премьер-министр страны сообщил, что 13 из 16 кубинских провинций с 12 октября открываются для иностранных туристов. Пока остается закрытой Гавана, но россиян как раз больше интересуют пляжи.

Условия въезда на остров вполне лояльны. Никаких справок, никакого карантина по прибытии. Правда, надо иметь страховой полис, покрывающий, в том числе, лечение на случай выявления вируса во время отдыха.

В аэропорту измеряют температуру, причем незаметно для гостей. Если возникают сомнения, предложат сделать тест на Covid-19 – для туристов бесплатно. Заболевшего отправят на лечение в государственную больницу, а тех, кто с ним контактировал, изолируют в специальных номерах в тех же отелях.

Никакой конкретики по дате начала полетов, возможному статусу рейсов и кто их будет выполнять, пока нет. Туроператорам, конечно, интересны чартеры, информацию они ждут от Росавиации, но на сайте ведомства вчера поздно вечером не было даже сообщения о вновь открывшихся направлениях.

В 2019 году, по данным Пограничной службы РФ, на Кубу было совершено 161,3 тыс. прибытий из России, в том числе с целью туризма 119 тыс.

С Сербией не очень понятно. Сербия тоже безвизовая, как и Куба, и это большой плюс. В прошлом году туда из России было совершено 108 тыс. поездок, из них с целью туризма 69,3 тыс. Туроператоры, которые предлагают это направление, отмечают, что преобладают в запросах лечебные туры, бронируют курорты Врнячка Баню, в Буковичка Баню, Баня Врдник, Пролом Баня, Сокобаня. Развивается гастрономический туризм. Спросом также пользуется Белград, который россияне посещают в экскурсионных турах и на уикенды. Горнолыжный Копаоник запрашивают довольно редко. Тем не менее, в отсутствие большого выбора, направление может быть востребовано и для лечения, и у горнолыжников.

В поисках правил въезда в страну мы зашли на сайт посольства Сербии в РФ и обнаружили разделе «Новости» «важную информацию». Цитируем: «Сообщаем всем гражданам Республики Сербия, что информация об объявлении о возобновлении коммерческих рейсов по маршруту Москва – Белград в средствах массовой информации Российской Федерации неверна, и что Посольство Республики Сербия в Москве не несет ответственности за составление списков на данные рейсы, ни за продажу билетов вместо "Аэрофлота"».

Это заявление размещено первой новостью, но даты публикации нет. С учетом того, что следом идет сообщение об июньском событии, можно предположить, что сайт обновляется редко и это «опровержение» устарело. С другой стороны, казалось бы, о возобновлении авиасообщения с Россией посольство должно было сообщить оперативно. Вчера вечером на телефонный звонок в посольство никто не ответил.

Правила въезда мы нашли на сайте авиакомпании Air Serbia, информация датирована 12 августа. Для наших туристов все просто: «Жителям России при въезде в Сербию пока не требуется предъявлять ни теста, ни соблюдать карантин».

В Японии точно не ждут. Буквально на днях мы сообщали, что авиакомпания JAL планирует новогодние рейсы между Токио и Владивостоком. Теперь о трех рейсах в неделю с 1 ноября объявила Россия. Но, к сожалению, все это пока не имеет отношения к туристам.

Въезд в Японию разрешается иностранным гражданам, которые направляются, в частности, в краткосрочную деловую поездку, а также с целью культурного или спортивного обмена. Документы на визу для посещения страны с целью туризма не принимаются. Действие виз, выданных на территории России до 2 апреля включительно, приостанавливается. Более того, Россия конкретно значится в списке стран, откуда иностранцы не могут въехать в Японию.

Подробная информация на сайте посольства.

По данным Пограничной службы РФ, в 2019 году в Японию выехало 139,7 тыс. россиян, в том числе с целью туризма 75,5 тыс. По статистике JNTO, российский рынок входит в топ-3 по росту турпотока: въезд из России в 2019 году увеличился на 26,6% и составило 120 тыс. человек.

По словам туроператоров, россияне поедут в Японию, как только появится возможность. Многие не теряют надежды отправиться туда как минимум следующей весной – в период цветения сакуры. А некоторые настроены даже оптимистичнее: туристы, чьи туры были перенесены с весны на осень, все еще надеются на открытие границы к ноябрю, чтобы поехать на время красных кленов,

Ирина Тюрина, RATA-news

«Ковид пройдет, а репутация фирмы останется»

В компании «Вокруг света» в целом довольны результатом летнего сезона. Специализация на экскурсионных турах по России позволила туроператору быстро выйти из карантина и хорошо отработать июль-август.

«Июль был, по меньшей мере, не убыточным, а август показал результат на 30% выше, чем год назад, причем и по объемам, и по рентабельности. У нас было больше народу за счет увеличения количества минигрупп и корпорантов. Отлично прошел сентябрь с программой кэшбэка. Рассчитываем, что и стартовавшее сегодня продолжение акции будет успешным», – сказала RATA-news директор компании Татьяна Николюк.


У оператора порядка 10 тысяч постоянных клиентов. Из-за карантина 70% решили перенести туры на другие даты, с остальными компания полностью расплатилась. «Решили не использовать постановление правительства о переносе выплат на 2021 год. Если партнеры возвращали средства нам, мы сразу же переводили их туристам. У нас много возрастных клиентов, которые годами путешествуют с нашей помощью, поэтому человеческий фактор стал решающим – ведь ковид пройдет, а репутация фирмы останется», – подчеркнула г-жа Николюк.

Несмотря на всю сложность и негативные последствия пандемии, глава компании отметила и плюсы новой реальности. Например, те же минигруппы. «Фактически это вип-обслуживание по цене сборного тура. Микроавтобус на 5-10 человек, гид в музее для небольшой группы – все это гораздо комфортнее, чем для 30 экскурсантов. Думаю, когда коронавирус кончится, туристам уже не захочется ездить в больших группах», – говорит она.

Среди позитивных перемен Татьяна Николюк также назвала реальный интерес к России – люди поехали по своей стране, больше уделяли внимания регионам. Туристические приоритеты россиян меняются, и это к лучшему. Повысился и профессионализм турагентов, теперь многие знают, что и как предлагать на внутреннем рынке.

Из минусов г-жа Николюк упомянула, к примеру, слишком быстрые перемены в условиях работы музеев. «Сегодня они работает по одним правилам, а завтра уже по другим. Могут без предупреждения поменять выставку. Зачастую о переменах не успеваем сообщать туристам. Сложно работать с транспортниками, гидами в разных городах, точками питания, со всеми надо заново договариваться, – заметила она. – Впрочем, туристы нас поддерживают, говорят – только ничего не отменяйте, мы обязательно поедем. И я очень горжусь нашим отделом продаж, менеджеры справляются с большим потоком людей, переносами, возвратами и т.д.».

По словам эксперта, люди на карантине очень скучают по экскурсионным турам, особенно те, кто привык постоянно ездить на 2-3 дня, уикенды. «Сделали горячую линию для таких туристов, успокаиваем их, что никуда не денемся, все в порядке. Пока были на карантине, проводили бесплатные вебинары для клиентов, собрали большую аудиторию. И когда поездки разрешили, люди были уже подготовлены. Сейчас никого уже не останавливает динамический рост цен у РЖД и авиаперевозчиков. Решение принимают чуть ли не накануне выезда. Это нормально, я удивилась бы, если было бы иначе. Например, звонят в понедельник, чтобы поехать в выходные, бывает, даже возмущаются, если в группе не осталось мест», – рассказала Татьяна Николюк.

На Новый год продано в общей сложности 30% туров. Это мало для середины октября, если сравнивать с прошлым годом. Новогодней столицей России в этом году стала Калуга, одна группа туда уже полностью выкуплена, вторая загружается. В новогодний период группы неплохо набираются в Кострому, Брянск, Белгород, Тамбов.

Эксперт отметила, что в условиях второй волны пандемии пожилых людей, скорее всего, надолго оставят дома, а ведь именно эта категория туристов – основная аудитория экскурсионного туризма. Сейчас пошли аннуляции по сборникам из-за того, что заблокированы социальные карты москвичей, пенсионеры не желают платить за транспорт, да и опасаются лишний раз выходить из дома. «Но снимать группы нельзя, иначе агентства потом не будут с нами работать. Все группы на грани – то ли поедут, то ли нет. На ближайшие выходные у нас заявлено пять сборных экскурсий. А вдруг кто-то заболеет? Но мы готовы отправлять даже с небольшим убытком, это наша ответственность перед туристами и партнерами», – подчеркнула Татьяна Николюк. С другой стороны, россияне, хоть и боятся второй волны, все же пытаются перед ней проскочить, это подгоняет туристов – «скоро всё закроют, и вообще никуда не успею съездить».

На нет сошел и школьный туризм. Зато корпоративные клиенты – предприятия, профсоюзы ездят. «У нас весной зависли огромные суммы от корпорантов, но они корректно себя повели, все перенесли. Есть незначительные потери из-за перевозчиков, но в целом все позитивно», – уточнила г-жа Николюк.

Наталья Панферова, RATA-news

В каких странах Европы сильнее всего пострадал туризм

Представители туристического сектора ЕС крайне обеспокоены новыми ограничительными мерами из-за распространения коронавируса. Сфера туризма составляет примерно 10% ВВП Европейского союза и обеспечивает сообществу около 12% рабочих мест.

По данным ассоциации отельеров Франции, обычно в это время в горах к лыжному сезону уже забронировано 50-60% мест, а сегодня этот показатель не приблизился даже к 10%. В горах есть гостиницы, где уже задумываются о том, чтобы не открываться. Речь идет не только о небольших горнолыжных курортах, но и целых регионах.

Доходы отелей, ресторанов, туроператоров, авиакомпаний за первую половину 2020 года, согласно данным Еврокомиссии, упали на 85-90%. Во время локдауна Франция, например, фиксировала 99-процентное падение бронирований, Испания – 97%. Летом туризм в самых популярных странах Европы оживился: на пике сезона Франция просела всего на 13%, Испания – на 16%. В Италии и Великобритании ситуация восстанавливалась хуже, падение в пик сезона в Италии составило 44%, в Великобритании – 51%.

Самыми пострадавшими от пандемии странами на туристическом рынке Европы Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) называет Великобританию, Германию, Францию и Италию.

Великобритания, как прогнозируется, может по итогам года потерять 22 млрд фунтов. Траты иностранных туристов в этой стране упали на 78%, то есть теряется 60 млн фунтов каждый день или 420 млн фунтов в неделю.

Германии также, скорее всего, придется, столкнуться с финансовым кризисом на туррынке, из-за падения въездного потока есть риск недосчитаться €38 млн. Расходы туристов упали на 82%, страна теряет €104,1 млн в день, €729 млн – в неделю.

Потери Франции могут достичь по итогам 2020 года €48 млрд, сообщает WTTC, а Италии – €36,7 млрд. Расходы туристов в Италии, как ожидается, упадут на 82% до конца года, то есть потери будут составлять в среднем €100 млн в день или €700 млн в неделю. Согласно последним данным Национального агентства Италии по туризму (ENIT), с февраля 2020 года число иностранных туристов сократилось на 58%, внутренний рынок упал на 31%. Потери составили €24,6 млрд.

Это особенно болезненно, так как у большинства европейских стран на 2020 год были большие надежды. Однако запланированные для всего региона доходы от туризма в размере $712 млрд из-за коронавируса упали до $369,4 млрд – на 41%. В прошлом году доход Европы в этой сфере достиг $685 млрд.

Питерские отели впервые попали в перечень системообразующих организаций города

При поддержке комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга предприятия туристической отрасли впервые вошли в перечень системообразующих организаций города.

Первыми в список попали крупные гостиницы – Four Seasons Hotel Lion Palace St.Petersburg, Azimut Hotel Санкт-Петербург, Original Sokos Hotel Olympia Garden, Solo Sokos Hotel Palace Bridge и Solo Sokos Hotel Vasilievsky.

Для индустрии гостеприимства Петербурга были разработаны специальные критерии, по которым их отбирали в перечень: выручка за календарный год (не менее 850 млн. руб.), среднесписочная численность сотрудников (не менее 175 человек) и обязательное наличие свидетельства о присвоении звезд. Стандартные критерии для включения в перечень системообразующих предприятий значительно выше – выручка организаций должна составлять не менее 1 млрд руб. за отчетный год, а количество сотрудников достигать 500.

«Гостиничный комплекс нашего города – это инфраструктурная основа современной отрасли туризма Петербурга и России в целом и качественный мультипликатор рабочих мест индустрии гостеприимства. Только в 2019 году суммарно в индустрии гостеприимства и смежных отраслях в высокий сезон было задействовано до 300 тыс. человек, а общий мультипликативный вклад отрасли в экономику Петербурга составил 378,6 млрд рублей», – сказал председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

По мнению г-на Корнеева, с учетом прямого и косвенного влияния туризма на несколько десятков отраслей, гостиничная индустрия может стать одним из драйверов восстановления экономики города после пандемии. Проделанная работа по включению индустрии гостеприимства в список системообразующих организаций наравне с крупнейшими градостроительными предприятиями подтверждает важность туротрасли и подчеркивает ее значение в экономике города.

По состоянию на октябрь в перечень уже вошли организации, оказывающие существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Санкт-Петербурге. Среди них крупнейшие предприятия города «Ижорские заводы», «Метрострой», «Балтийский завод», «Красный октябрь», филиал «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге, а также застройщики, организации дорожного ремонта, фармацевтические компании, перевозчики и другие.

«Роза ветров НН»: встреча 2021 года в Нижнем Новгороде

Компания «Роза ветров НН» предлагает новогодний тур для туристов, желающих встретить новый 2021 год не дома, а, например, в Нижнем Новгороде.

В программу, которая продлится с 31 декабря по 2 января, вошла автобусная экскурсия «Купеческий Нижний» с посещением Нижегородской Ярмарки, площади Народного единства с памятником Минину и Пожарскому. Во время этого путешествия состоится знакомство с красивыми купеческими домами Рукавишниковых и Строгановых, а также еще много всего интересного. Пешком во время экскурсии «Знакомьтесь – Старый Нижний» туристы прогуляются по исторической части города – Кремль, Михайло-Архангельский собор с могилой Козьмы Минина, выставка образцов военной техники, памятник Валерию Чкалову, Верхне-Волжская набережная…


Новогодний банкет за дополнительную плату будет организован в отелях «Маринс парк» (7 500 руб., дети до 4 лет – бесплатно, с 5 до 15 лет – 50%) и «Мариотт Кортьярд» (8 500 руб.).

Первого января можно будет не торопясь позавтракать и отправиться на нижегородский «Арбат» – улицу Большая Покровская. Здесь постоянно что-то происходит, здесь много памятников городского зодчества старого времени и занимательных скульптур. Гости города смогут принять участие в многочисленных праздничных мероприятиях.


На следующий день туристов ждет занимательное приключение – поездка на фуникулере в город-спутник Бор. Эта канатная дорога – самая длинная в Европе переправа над водой, длиной 861 метр. Вагончики «мчат» над Волгой со скоростью до 22 км в час.

Подробная программа.

Стоимость – от 8 500 руб. Включено: проживание, 2 завтрака и 2 обеда, канатная дорога, экскурсионное обслуживание, трансфер.

«Роза ветров НН»: 8 (831) 419-94-94, www.welcome-nn.ru

Предложений продать бизнес стало на треть больше

За последние несколько месяцев число объявлений о продаже готового бизнеса в крупных городах России выросло в среднем на 28%. Как сообщают «Ведомости», в первую очередь, предприниматели продают гостиницы, офисы, кальянные, фитнес-клубы и парикмахерские. Это подтверждает прогнозы аналитиков о скорой волне банкротств в России.

В январе-сентябре 2020 года число банкротств компаний из-за объявленного правительством и недавно продленного моратория на банкротства снизилось на 19%, зато граждан и ИП выросло на 65%. Число банкротств юрлиц упало в пострадавших отраслях.

Самая тяжелая ситуация в Уфе, Самаре и Воронеже, где число предпринимателей, желающих избавиться от бизнеса, выросло вдвое. В полтора раза стало больше количество таких объявлений в Ростове-на-Дону, Казани и Нижнем Новгороде, на 28% – в Москве, Челябинске, Волгограде и Новосибирске, на 6% – в Екатеринбурге и Перми. Наиболее благополучно выглядят Омск и Красноярск, где объявлений стало меньше, чем было до введения коронавирусных ограничений.

Чаще всего предприниматели избавляются от гостиниц – количество таких предложений на рынке в среднем по стране выросло на 49%. На втором месте – офисы (+36%). Эксперты связывают это с переходом компаний на удаленку и массовым расторжением договоров аренды.

На третьем месте оказалась индустрия развлечений – число предложений увеличилось на 25%, как правило, продают ночные клубы, выставочные залы и галереи, кальянные, квест-комнаты, боулинги, базы отдыха.

Также часто стали продавать фитнес-клубы, бассейны, тренажерные залы, школы танцев (+24%). На пятом месте парикмахерские, массажные и маникюрные салоны (+15%). Также выделяются объявления о продаже зоомагазинов и ветклиник – таких объявлений всего 500 по стране, но рост при этом составил 65%. Также чаще стали закрываться магазины у дома – число объявлений о продаже таких помещений выросло на 14%.

Руководитель Федерального реестра банкротств Алексей Юхнин прогнозирует, что первый всплеск заявлений о банкротстве компаний начнется уже с октября, второй ожидается в начале 2021 года.